Реферат по предмету "Журналистика, издательское дело и СМИ"


Контент-анализ как метод исследования

Контент-анализ как метод исследования  Содержание Введение 1. Документальные источники информации 1.1 Классификация документов 1.2 Достоверность документальной информации 1.3 Приемы качественно- количественного анализа документов 2. Контент-анализ как метод анализа документов 2.1 Общая характеристика метода контент-анализа 2.2

Основные процедуры контент-анализа 2.3 Процедуры подсчета 3. Оценка метода документального анализа 3.1 Надежность информации полученной с помощью контент-анализа 3.2 Оценка метода документального анализа 3.3 Приложение Введение Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном

или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- ими кинопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы. В истории социологии известен факт, когда основой исследования послужили в основном личные документы. В начале века американский социолог У. Томас и польский Ф.Знанецкий предприняли кропотливое изучение личных документов польских эмигрантов с тем, чтобы описать

их положение в Европе и Америке. В числе использованных документов были: переписка крестьян-эмигрантов с родными, оставшимися в Польше; архивы эмигрантских газет; материалы церковно-приходских общин, землячеств, благотворительных обществ и судебные материалы, связанные с делами эмигрантов; наконец, уникальная автобиография одного из крестьян, написанная по просьбе исследователей и составившая около 300 страниц. Отчего реальный человек, в особенности "маленький человек", оказывается неинтересным для

отечественного исследователя? Эта ситуация не вполне адекватна потребностям социального знания, особенно, если иметь в виду вопрос, выдвинутый еще М. Вебером в рамках его теории действия: "Какие мотивы заставляли и заставляют отдельных "функционеров" и членов данного "сообщества", вести себя таким образом, чтобы подобное сообщество возникло и продолжало существовать!". Без ответа на него невозможно понять, как возникло и существовало почти целый век советское общество, как

и почему это общество прекратило свое существование. Любое социальное изменение происходит тогда, когда действие перестает ориентироваться на представление о действенности данного социального порядка. Всякий порядок кристаллизуется, когда возникает и постоянно воспроизводится вера в такую действенность. Своими действиями актеры социальной драмы воспроизводят и изменяют сами условия действия. Свойства социальной системы лишь в ограниченной степени зависят от

сознания и воли индивидов. Однако направленность социальных процессов не может не быть вызвана повседневными действиями, повседневными решениями множества рядовых социальных агентов, их активностью. Иначе общество бы попросту не существовало. Обращение к заметкам, письмам, дневникам рядовых агентов исторического процесса вполне правомерно и не носит факультативного характера. Очень важный вопрос: что мы при этом исследуем? Некоторое время назад ответ был бы, скорее всего, таким:

массовое сознание. Нынче на этот вопрос отвечаешь по-иному. Скорее, мы исследуем индивидуальное. Проблема индивидуального никогда не воспринималась как простая. Недаром даже методы наук были некогда поделены на номотетические и иднографические. Спо ры о проблемах исследования индивидуального продолжаются по сей день. Целью данного курсовой работы является изучение контент-анализа как метода исследования в

СГМУ. Задачи курсовой работы следующие: 1. Рассмотреть, что такое документальные источники информации. 2. Изучить контент-анализ как метод анализа документов. 3. Рассмотреть основные процедуры контент-анализа. 4. Оценить метод документального анализа. Цель этой работы достигалась с помощью системного анализа, синтеза, аналогии и др. методов. Исследовательская база: учебная литература для

ВУЗов, журнальные статьи и др. 1. Документальные источники информации 1.1 Классификация документов Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- ими кинопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы. По способу фиксирования информации различают: рукописные и печатные документы; записи на кино-ил и

фотопленке, на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были провоцированы самим исследователем (к примеру, биография эмигранта в работе Томаса и Знанецкого). Эти документы называют целевыми. Но социолог имеет дело и с материалами, составленными независимо от него, ради каких-то других целей, т. е. с наличными документами. Обычно именно эти материалы и называют собственно документальной информацией в социологическом.

По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. К личным относят карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики и рекомендательные письма, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Важный источник изучения политической жизни документы поименного голосования в представительных органах власти. Безличные документы это статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.

В зависимости от статуса документального источника выделим документы официальные и неофициальные. К первым относятся правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т. п. Неофициальные документы это многие личные материалы, упомянутые выше, а также составленные частными

гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдении). Особую группу документов (к ним мы еще вернемся) образуют многочисленные материалы средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино, видеоматериалы. Наконец, по источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные. Первичные составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий.

Вторичные представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников. Помимо этого, можно, конечно, классифицировать документы по их прямому содержанию, например литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований, видеохроники общественных событий. 1.2Достоверность документальной информации Не следует смешивать надежность, подлинность самого документа с достоверностью сообщаемых в нем сведений.

Достоверность информации в первую очередь зависит от источника доступного документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых сведений. Во всех случаях первичные данные надежней вторичных. Поэтому официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный и к тому же составленный на основе других документов.

При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно делать выборочно, с тем чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов. Целевые документы, запланированные исследователем, будут надежны в случае, если предусмотрены обычные операции контроля, рассмотренные выше: поиск независимого источника информации (для выборочного контроля), вторичные обращения к тому же источнику (устойчивость данных), тесты по известным группам.

Документалисты-историки и психологи выработали немало приемов, с помощью которых определяют степень достоверности сведений, судя по самому содержанию документальной информации. Первое "золотое правило" в работе с документами (да и вообще со всякой информацией) - четко различать описания событий и их оценку. Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактуальной информацией.

Нередко в документе отсутствует детальная характеристика ситуации, о которой высказано мнение или оценка. Но именно конкретная ситуация дает ключ к расшифровке смысла высказанных оценок и мнений. Далее следует проанализировать, какими намерениями руководствовался составитель документа, что поможет выявить умышленные пли непроизвольные искажения. К примеру, автор отчета о проделанной работе, как правило, склонен обрисовывать ситуацию в благоприятном для себя свете.

Но если мы для сбора информации воспользуемся, скажем, отчетами проверочных комиссий, картина будет другой. Целевая установка подобных документов предрасполагает к обнаружению как раз упущений и недостатков, негативных сторон деятельности. Очень важно знать, каков метод получения первичных данных, использованный составителем документа. Всем известно, что сведения "из первых рук" надежнее, чем информация из неопределенного источника ("некоторые утверждают, что "), а записи по свежим впечатлениям

отличаются от описания тех нее событий спустя какое-то время. Если документ содержит статистическую группировку данных, следует в первую очередь выявить основание классификации. В соответствии с целью исследования возможны перегруппировки данных по иным основаниям. Наконец, чрезвычайно важно хорошо уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ: располагала ли она к объективности (независимо от целевых намерений автора) или диктовала смещение информации в

какую-то сторону? Особую осторожность должен проявить исследователь при работе с личными документами, такими, как автобиографии, дневники, мемуары, письма и т. п. Вот несколько условий доверия к информации из личных документов. (а) Можно верить сообщениям, если они никак не затрагивают интересы автора документа; или (б) наносят определенный ущерб автору; (в) видимо, достоверны те сведения, которые в момент "регистрации автором были общеизвестны;

(г) достоверны детали событий, несущественные с точки зрения автора документа, а также (д) сведения, к которым автор относится недоброжелательно. Проверка подлинности документа, анализ мотивов, побуждений, условий его составления, целевой установки автора, ситуации, в которой он действовал, характера его окружения - вот те факторы, от которых зависит достоверность информации из личных документов. Традиционный (классический) анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними или прочтения

для приобретения нового знания это именно метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательной изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Этот анализ "стремится как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание. Традиционный анализ есть анализ интенсивный"

Добавим, что огромную роль играют здесь опыт исследователя, глубина его знаний по предмету и интуиция. 1.3 Приемы качественно- количественного анализа документов. Основная трудность при работе с доступными (т. е. нецелевыми) документами умение читать данные на языке гипотез исследования. Ведь документ был составлен вовсе не для того, чтобы проверить гипотезы социолога. Поэтому, прежде чем анализировать документальные материалы по существу, социолог вынужден проделать

утомительную работу поиска в документе индикаторов (признаков) ключевых понятий исследования. Качественный анализ документов необходимое условие для всех количественных операций. Но прежде следует заметить, что квантификации текстов далеко не всегда целесообразна. В каких случаях не следует прибегать к количественному анализу? Видимо, это неразумно, если мы имеем дело с уникальными документами, где главная цель изучения - всесторонняя содержательная интерпретация

материала. Не следует обращаться к количественному анализу, если перед нами описания весьма сложных явлений, если документальных данных недостаточно для массовой обработки или они неполные (нерепрезентативны). Когда количественный анализ текстов уместен? Прежде всего, отмечает один из основателей этого метода Б. Берельсои, если требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных. Далее, когда достаточно много материала, чтобы оправдать усилия, связанные с его количественной обработкой,

и если этот материал репрезентирует области изучения. Квантификация необходима, когда текстового материала не только достаточно, но столь много, что его нельзя охватить без суммарных оценок. Квантификация возможна при условии, что изучаемые качественные характеристики появляются с достаточной частотой. Наиболее целесообразно использовать количественный анализ, если квалифицированные тексты сопоставляются с иными, также количественными характеристиками.

Например, выраженные в статистических распределениях особенности содержания газетных сообщений сопоставляются с численностью подписчиков, их мнениями об этих материалах, тоже выраженными в числах. Квантификация текстового материала получила весьма широкое распространение, и в 40-х гг. для нее была разработана специальная процедура, названная "контент-анализ". Контент-анализ - это перевод в количественные, показатели массовой текстовой (или записанной на пленку)

информации с последующей статистической ее обработкой.Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А.Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б.Л. Грушин, Т.М. Дридзе, М. Лауристинь.

2. Контент-анализ как метод анализа документов 2.1 Общая характеристика метода контент-анализа Контент-анализ  это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере

и особенностях изучаемого объекта. Особенно эффективно использование контент-анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить представление об отличительных особенностях каждой из них. К примеру, использование контент-анализа позволяет на основе подсчета слов, фотографий или газетных столбцов, посвященных тому ли иному кандидату в депутаты, определить его рейтинг в средствах массовой

информации. Контент-анализ может быть содержательным и структурным. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание исследователя на содержании сообщения, тогда как структурный на количестве и особенностях упоминания контрольного термина или имени в тексте сообщения. Основными задачами контент-анализа являются. Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта. Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности

текстового сообщения. Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия. Проведение контент-анализа может быть эффективным, если в ходе соответствующей процедуры будет использован специальный кодировальный бланк, образец которого представляет собой Приложение 1. Контент-анализ Применяется при исследовании разного рода публикаций политического характера, опубликованных договоров, программ политических партий, радио- и телепередач и т.д.

В данных материалах так или иначе отражается реальная действительность, в том числе политическая, которая и подвергается анализу. Считается, что с помощью этого метода можно более объективно исследовать происходящие политические явления и процессы. Исследование начинается с анализа текстов, в которых содержится информация об указанных явлениях и процессах. Прежде всего выделяются соответствующие смысловые единицы; определенные сведения, количественные показатели, оценки, понятия, раскрывающие содержание того или иного политического

текста и, следовательно, отражаемого им политического явления. Поскольку содержащиеся в тексте сведения, оценки, понятия выражаются определенными терминами и характерными словосочетаниями, они также учитываются при контент-анализе. Таким образом, контент-анализ начинается с логической, лингвистической и другой формализации изучаемого текста (в данном случае текста политического содержания).

Поскольку чаше всего исследуются большие массивы информации, порой весьма сложные, то выделяется множество смысловых единиц и разрабатывается соответствующий математический аппарат их количественного анализа. Тем самым контент-анализ является методом качественно-количественного изучения текстов с присущими ему процедурами формализации исследуемого материала. Выделенные смысловые единицы подвергаются соответствующим математическим операциям.

Например, подсчитывается число упоминаний тех или иных смысловых единиц, выступающих в качестве единиц счета, а также число выражающих их терминов, словосочетаний; количество текста, относящегося к той или иной смысловой единице, или затраченное на ее упоминание количество времени радио- или телевизионного вещания и т.д. Полученные массивы информации (нередко весьма большие) обрабатываются с помощью современной вычислительной техники. Контент-анализ политических текстов способствует более глубокому пониманию не

только непосредственного содержания этих текстов, но и того, что сказано «между строк». Кроме того, становится яснее политическая, идеологическая и иная позиция авторов данных текстов. Метод контент-анализа политических документов и иных текстов все чаще применяется в исследовании политических явлений и процессов. 2.2 Основные процедуры контен-анализа Контент-начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют: (а)

Понятия, выраженные в отдельных терминах. Это могут быть понятия из области экономики: формы собственности, приватизация, финансовая система, технический прогресс, оптимизация управления и др.; термины политического содержания; правящие круги и оппозиция, империализм или национализм, авторитаризм, демократия, международное сотрудничество, консенсус, конфликт интересов; нравственные или правовые символы: права человека, гуманизм, активность, инициативность, деловая предприимчивость, нарушение законности, преступность, коррупция;

научные: модель, система, космическое пространство и т. п. Очевидно, что анализ текста по содержанию понятий несет немало важной социальной информации. Например, по частоте употребления понятий, связанных с наукой и новой техникой, можно определить, в какой мере источник информации ориентирован на научно-техническую модернизацию. (б) Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.

По тематике можно еще более полно представить содержание документа. (в) Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелен искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организации и учреждений. Эти характеристики могут свидетельствовать о влиянии отдельных лиц или представляемых ими социальных институтов, сообществ, групп на общественное мнение.

По числу ссылок на отдельных авторов определяют значимость той или иной научной идеи: если число ссылок растет или падает, это свидетельствует о росте или падении авторитета данной концепции. По частоте упоминаний общественных движений или их лидеров легко заключить о влиятельности этих движений. (г) Целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т. п. несут специфическую смысловую нагрузку и тоже могут быть приняты за единицу анализа.

Частота и длительность (во времени) упоминания общественного события или государственного решения - свидетельство его важности для общества. (д) Смысл апелляций к потенциальному адресату пользователю рекламируемой продукции, или гражданину как возможному стороннику политического, иного движения. В коммерческой рекламе содержатся апелляции к возрастным когортам (например, "молодежь выбирает "), социальному слою, активирующие разные потребности личности (здоровье, социальный статус ),

нацеленные на мотивацию избежания опасности или достижение успеха и т. д. В политической рекламе, как правило, единицами анализа могут выступать апелляции к определенным ценностям (справедливости, разумности и, добру), к нравственным нормам и стремлениям обустроить жизнь лучшим образом и т.д. Итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы. Единицы счета могут и совпадать и не совпадать с единицами анализа.

Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используются несколько единиц анализа и несколько единиц счета. Рассмотрим, как, например, фиксировалось содержание информации по проблемам международной жизни (центральные и местные газеты) (а) Частота информации определяется как частота упоминания данной страны или проблемы, указанных в разделе "в", частота положительных отрицательных оценок (раздел "г") и частота описательно-

оценочной информации (раздел "д"). (б) Объем информации фиксируется двумя единицами: по числу строк текста и по удельному весу информации о данной стране в общем объеме газетного текста. (в) Содержание сообщений о данной стране группируется в таких, например, смысловых единицах, как сообщения, касающиеся промышленности, сельского хозяйства, политического и общественного устройства, природных условий быта и нравов освободительной борьбы внутриполитических акций отношении к

СССР и т. д. (всего 28 категорий). (г) Итак информации определяется как "положительное" и "отрицательное", "сбалансированное" и "нейтральное" отношения, что соответственно кодируется как +, ±, 0. (д) Тип и характер информации: 1. Фактографическая, содержащая сведения, полученные из неопределенного источника (источник не укалывается); 2. Комментаторская: оценка фактов, свидетелем которых' был автор сообщения;

3. Комментаторская: оценки фактов, свидетели которых не указываются; Художественно-фактографическая: типа очерков, зарисовок "с натуры" (1) участием автора пли с указанием источника; Художественно-фактографическая: типа безадресных очерков с упоминанием событий, реальность которых сомнительна; 6. Общетеоретическая информация иностранных авторов, не содержащая ссылок на конкретные факты; 7. Аналогия предыдущей советских авторов;

8. Абстрактно-художественная: безадресные стихи, рассказы и т. п. иностранных авторов; 9. Та же советских авторов. Далее по каждому из этих пунктов разрабатывается подробная инструкция с указанием правил отнесения материалов в рубрику по индикаторам газетного текста. Например, при определении знака информации инструкция требует от кодировщика определять знак "не на основе собственных впечатлений от текста (тем более не на основе привычных традиционных для средств

массовой коммуникации способов освещения того или иного вопроса), но исключительно на основе видимым образом (и лексике текста) выраженного отношения коммуникатора к проблеме". Дается инструкция по тематике и "знаку" информации, например, о позиции в вопросах войны и мира. Кодировать "+": " выступает за сохранение мира на земле "; кодировать "±": " Занимает в вопросах войны и мира нейтральную позицию "; кодировать " "

; " Создает обстановку военного напряжения". Закодированный по детальной инструкции текст заносится в шифрованный лист и далее подвергается статистической обработке. 2.3 Процедуры подсчета В общем виде процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам, ранжирования и шкального изменения. Например, изучая тематику газеты, мы произведем процентовку по сгруппированным смысловым единицам разного

содержания. Можно предпринять перекрестную классификацию (содержание выдвигаемых идей, средства, предложенные для их осуществления, аргументы). По такой таблице целесообразно получить коэффициент энтропии распределения (Е) и коэффициент ассоциации (?*). Мы увидим, в какой мере та или другая группа идей связана со специфической аргументацией и средствами реализации идеи. Для исчисления результатов контент-анализа используются и специально разработанные формулы. Так, А. Н. Алексеев предложил формулу оценки "удельного веса"

смысловых категорий в общем объеме текста . Формула указывает на уровень интенсивности представленной в тексте определенной темы (или аргументации, способов обращения к читателю и т. д.). Эта формула: Укс=Кгл+Квт/?(2Кгл+Квт)*100% Где Укс  "удельный вес" данной смысловой единицы; Кгл  число случаев, когда смысловая единица оказалась главной; Квт  число случаев, когда та же единица оказывается второстепенной; ? сумма анализируемых текстов (документов).

Применяются также статистические расчеты доходчивости текста (терминов, предложений), его интересности для читателя и более сложные приемы изучения взаимосвязи распределений смысловых единиц . Техника контент-анализа находит широкое распространение в социальных исследованиях. Большой эффективности при использовании контент-анализа добились в 60-е гг. эстонские социологи, работавшие в сотрудничестве с газетой "Эдази" в Тарту (руководитель исследований

Юло Вооглайд). Содержание газеты подвергалось ежедневному контент-анализу по специальной программе, данные заносились на перфокарты, приспособленные для ручной обработки, и еженедельно обобщались на редакционных совещаниях. Результат повышение оперативности, обогащение содержания, удвоение тиража районной газеты за счет подписчиков по всей республике. Применявшийся вначале для изучения эффективности массовой пропаганды, этот прием стал ныне сильным средством анализа всевозможных официальных и неофициальных документов.

Контент-анализ применяют также в практике изучения писем, поступающих в различные организации и органы управления, в политологии, социальной психологии и педагогике, в криминологии, искусствоведении, этнографии и т. д. Крайне трудоемкие процедуры обработки данных контент-анализа существенно облегчаются компьютерными программами (они входят в комплект SPSS и имеются в виде специальных разработок). Благодаря расширяющемуся применению персональных компьютеров и введению в их память текстовой информации

появилась возможность намного интенсивное использовать контент-анализ ответов респондентов на открытые вопросы в анкетах. Политологические исследования широко используют эту технику при изучении политических документов, программ общественных движении, видеозаписей массовых собраний, съездов, митингов и т. п. 3. Оценка метода документального анализа 3.1 Надежность информации полученной с помощью контент-анализа Надежность информации, получаемой контент-анализом, обеспечивается следующими способами: а)

Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц методом "снежного кома". Это делается следующим образом. Первоначально выделяются все смысловые единицы из первого анализируемого текста, далее из второго текста те же плюс дополнительные, ранее не встречавшиеся, из третьего документа опять те же, что уже встречались в двух предыдущих, плюс дополнительные и т. д. После изучения очередных 3 5 текстов, а которых уже не попадается ни одной новой единицы, ранее фиксированной

в предыдущих документах, можно полагать, что «поле» смысловых единиц из изучаемого массива исчерпано. В итоге изучения 20 случайно отобранных из всего массива текстов было выделено суммарно 120 единиц контент-анализа, что исчерпывает "поле", т. е. всю выборочную совокупность документов. Конечно, при изучении всего массива могут попасться новые смысловые единицы, относящиеся к предмету и ранее не предусмотренные. В этом случае они включаются в анализ дополнительно. б)

Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц с помощью судей. Специалисты в данной области обсуждают, насколько предложенные качественные единицы соответствуют поставленным задачам. В нашем исследовании 6 экспертов независимо друг от друга к классифицировали 120 понятий, отнесенных к деловым и личностным качествам инженера, в 6 общих категории (творческие качества, исполнительские и т.д.), причем 86 % понятий были классифицированы однозначно минимум четырьмя судьями.

Остальные, более спорные, подвергались спечиальному обсуждению и после согласованного решения относились к соответствующую общую категорию. и) Обоснованность по независимому критерию. Например, данные контент-анализа дневников или сочинений учащихся с целью выявить их профессиональную склонность выборочно проверяются путем опросов, или по данным наблюдений, или тестом по известной группе, г) Устойчивость данных определяется при помощи кодирования одного текста разными кодировщиками на основе

единой инструкции. Можно использовать стабильную единицу анализа и разные единицы счета (по частотам смысловых единиц и по физической протяженности одновременно). 3.2 Общая оценка метода документального анализа Документы нередко выступают в качестве главного источника информации, дополняемой опросом или прямым наблюдением. Обычно это материалы прессы, а также письма читателей, статистические отчеты, карточки персонального

учета (например, библиотечные формуляры при изучении читательского спроса), административные инструкции, рекламные тексты, политические листовки и т.д. Использование личных или, как иногда говорят, "человеческих", документов, в теоретической парадигме жесткого, например, структурно-функционального, анализа более ограниченно. Такие материалы хороши для социально-психологических и педагогических исследований. Личные документы - прекрасная база для жанра социологического эссе, широко используемого нашими польскими

коллегами. Большой популярностью пользуются в Польше своеобразные конкурсы сочинений или биографий, объявляемые через газету. Итоги анализа таких материалов публикуются в виде полусоциологичос-ких-полужурналистских очерков, ставящих подчас весьма острые и серьезные проблемы. И напротив, в интерпретационных теоретических подходах (феноменологических, культурологических) жизненные истории, биографии великолепный источник изучения социальных процессов и обыденных практик людей.

Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных. Советский демограф В.И. Переведенцев остроумно проверил гипотезу о влиянии этнических факторов на миграцию населения. Он сопоставил данные об интенсивности миграции коренного населения союзных республик с данными Всесоюзной переписи 1959 г. о доле, лиц коренной национальности (по республикам), не считающих язык своей национальности родным языком. Оказалось, что эти пропорции совпадают почти идеально.

Так, интенсивность миграции украинцев (в пропорции к русским) 11%, а доля украинцев, не говорящих на родном языке 12,3%, для белорусов соответственно 15% против 15,8%, для народов Закавказья 5% против 4,6%, народов Средней Азии около 1% против 1,5%, для казахов 4% против 1,6%, для народов Прибалтики 4% против 3,5%. Очевидно, что этнический фактор существенно влиял па миграцию. Главные недостатки описанного метода состоят в отмеченных выше проблемах получения достоверной информации

из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах часто отражается не процесс, но лишь результаты. Анализ документов важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и, общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.

Наконец, огромное и вполне самостоятельное значение имеют для социолога данные государственной политики, которыми надо уметь пользоваться, а так же знать с какой регулярностью они собираются и публикуются. 3.3 Контент-анализ газетных материалов (события в Беслане) Борьба за смыслы, образы, акценты понимания событий, за установки и ориентации масс обостряется с ростом неопределенности общественной ситуации. Неопределенность возрастает в периоды, предшествующие

поворотным моментам истории. Разрешение ситуации неопределенности приводит к тому, что политический победитель навязывает свой смысл или буквально "пишет историю". Однако есть события, которые не являются публично подготовленными и которые случаются относительно неожиданно или неожиданны по своим масштабам и глубине воздействия. Такими событиями являются теракты. Борьба за смыслы и акценты этих событий разворачивается сразу после

их совершения. Таким событием стал теракт в Беслане. При внешней схожести отношений различных СМИ к этому теракту можно обнаружить определенные различия. Они выявлялись с помощью количественного контент-анализа публикаций. В выборке, подвергнутой анализу, представлены все статьи и материалы "Независимой газеты", "Коммерсанта", "

Советской России", в которых содержится слово "Беслан" с 1 по 17 сентября 2004 г. Статьи снимались с Интернет-сайтов газет автоматическим образом. Объем статейного материала различается по газетам в связи с разными объемом газет, частотой выхода газет и вниманием к событиям: "Независимая газета" - 154 статьи, 0,8 мегабайт информации, "

Коммерсант" -48 статей, 0.4 мегабайта информации, "Советская Россия" - 27 статей, 0.2 мегабайта. При анализе относительное сравнение проводилось с выравниванием данных. Использовалась компьютерная программа "Контент-вижн" (автор Вирник Ю.П.). Рассматривалась только частота использования тех или иных слов, без оценки контекста их

использования, т.е. не проводилось дополнительного исследования, как подаются те или иные слова - в позитивном или негативном значении. 1. Смысловой ряд противостояний "мы" - "они" у газет различается не очень значительно. Наиболее склонны к объединению "мы" авторы "Коммерсанта", затем "Независимой газеты". Авторы "Советской России" и ее подразумеваемые читатели "мы" не склонны объединяться

с кем-либо в борьбе с "они", тогда как претензии на окружающий мир у них значительно больше, чем у авторов других газет, они ярко ощущают себя и свой мир пострадавшим в результате теракта (ряд слон "наш" выбивается из общего ряда в сторону увеличения). Превалирование "мы" над "они" создает эмоциональный фон, ориентирующий читателей на возможность преодоления негативного, на "нашу" победу над "ними".

Наиболее эмоционально негативно настроенной к террористам можно признать "Советскую Россию". Ряд "Подонки убийцы сволочи убдюдки нелюди твари встречается в пропорционально представленном тексте наиболее часто. Затем следуют "Коммерсант", "Независимая газета". 3."Советская Россия" наиболее негативно относится к тем, кто совершал акцию в

Беслане, используя негативный ряд "террористы бандиты" в три раза чаще, чем относительно нейтральный "боевики сепаратисты шахиды басаевцы захватчики".Независимая газета" ряд "террористы бандиты" использует в два с половиной раза чаще относительно нейтрального ряда "боевики сепаратисты шахиды басаевцы захватчики". "Коммерсант" стремится к уравновешиванию негативных и нейтральных рядов при некотором превалировании

негативных характеристик 4.Наиболее склонна к интерпретации событий в этнонациональных категориях газета "Коммерсант", ее авторы склонны видеть причины трагедии и конфликта в деятельности различных народов: осетин, ингушей, чеченцев, русских. "Коммерсант" практически не использовал обобщенного понятия "россияне", описывая события. Наиболее интернационалистична и даже этнобезразлична "

Советская Россия". В ней названия народов: осетин, ингушей, чеченцев, русских - все вместе встречаются почти также часто (12 раз), как и слово "россияне" (9 раз). "Независимая газета" приоритеты расставила так: русские, чеченцы, ингуши, осетины. "Россияне" только в шесть раз встречаются реже, чем названия всех четырех народов. Религиозные причины событий интересуют в первую очередь "

Независимую газету", примерно в два раза реже пропорционально имеющимся материалам, чем "Коммерсант" и "Советская Россия". 6. Понятие "война" на единицу текста чаще других использует "Советская Россия". Ряд понятия "терроризм" используется значительно чаще относительно более нейтрального ряда "теракт захват", «Независимая газета" тоже достаточно часто использует

понятие "война" и ее производные, тогда как "Коммерсант" менее всех склонен применять понятие "война" к оценке описываемых событий. Эта газета относительно чисто использовала более нейтральные "захват" и "теракт". 7. "Советская Россия" частотно склонна ассоциативно связывать произошедшие события с действиями "властей чиновников", в четыре раза чаще "

Независимой газеты" и в пять раз чаще "Коммерсанта". Интерес к деятельности ряда "спецслужбы силовики ФСБ МВД Ч милиция" по частоте упоминания относительно выражен у "Коммерсанта", затем "Независимой газеты", наиболее низок у "Советской России". 8.В рамках оценок "трагедия катастрофа" склонны трактовать события

примерно одинаково "Независимая газета" и "Советская Россия". Для "Коммерсанта" частотное использование понятия "трагедия" почти в 15 раз реже. Количественный контент-анализ дает значимые результаты в дополнение к другим видам анализа: смысловому, качественному контент-анализу и т.д. Вне этого дополнения он ведет к формулированию гипотез, которые могут быть проверены другими способами.

Заключение Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- ими кинопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы. Достоверность информации в первую очередь зависит от источника доступного документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых сведений.

Во всех случаях первичные данные надежней вторичных. Поэтому официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный и к тому же составленный на основе других документов. При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно делать выборочно, с тем чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов.

Контент-анализ - это перевод в количественные, показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой.Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А. Н. Алексеев, Ю. Вооглайд,

П. Вихалемм, Б. Л. Грушин, Т. М. Дридзе, М. Лауристинь. Контент-анализ  это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Основными задачами контент-анализа являются. Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта. Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности

текстового сообщения. Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия. Контент-начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют: Итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы. Единицы счета могут и совпадать и не совпадать с единицами анализа. Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используются несколько

единиц анализа и несколько единиц счета. В общем виде процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам, ранжирования и шкального изменения. Использование личных или, как иногда говорят, "человеческих", документов, в теоретической парадигме жесткого, например, структурно-функционального, анализа более ограниченно. Такие материалы хороши для социально-психологических и педагогических исследований.

Личные документы - прекрасная база для жанра социологического эссе, широко используемого нашими польскими коллегами. Большой популярностью пользуются в Польше своеобразные конкурсы сочинений или биографий, объявляемые через газету. Итоги анализа таких материалов публикуются в виде полусоциологичос-ких-полужурналистских очерков, ставящих подчас весьма острые и серьезные проблемы. Список используемой литературы 1.Барсамов В. А. Контент- анализ газетных материалов //

Социс - 2006 - №2 2. Иванов В.В Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочник. М.: Инфра-М, 2002. 3. Клуппт М.А. Демографическая политика как предмет контент-анализа // Социологические исследования. 2003. № 6. 4. Козлова Н.Н. Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования. 2004. 5. Мангейм Дж.

Б Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. М.: Весь Мир, 1997. 6. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов. / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К.Горшкова. М.: Интерпракс, 1996. 7. Рой О. Исследования социально-экономических и политических процессов. СПб: Питер, 2004. 8. Хеллевик О. Социологический метод.

М.: Весь мир, 2002. 9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М 1998.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат { Відомості Верховної Ради (ввр), 1991, n 14, ст
Реферат Презумпция невиновности 7
Реферат 5 дней / 4 ночи Из Краснодара, Сочи, Ростова-на-Дону, Казани, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Перми, Самары, Минска Еженедельно по вторникам с 01. 11. 11 по 27. 03. 12 включительно, кроме 27. 12. 11 и 03. 01. 12
Реферат 1984 Totalitarianism Essay Research Paper Democratic Illusion
Реферат America The Modern Day Athens Essay Research
Реферат Дитрих Букстехуде (Buxtehude)
Реферат Hannibal Essay Research Paper Since his meteoric
Реферат 2D And 3D Sequences Project Essay Research
Реферат § Поэтика цвета в поэме в прозе "Печаль полей" § 3
Реферат What Is The Effect Of Increasing The
Реферат Issues Of Mannerism Essay Research Paper Issues
Реферат Противопоказания к вакцинации
Реферат Организация экстренной медицинской помощи при радиационных катастрофах
Реферат The Courage Of Beowolf Essay Research Paper
Реферат Автор: Торопова Ольга Васильевна, учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №5 города Нарьян-Мара»