Реферат по предмету "География"


Экономическое районирование

Экономическое районирование - это установление
территориальной структуры производительных сил, выявление специализированных
частей народного хозяйства и взаимосвязей между ними.



Экономическое районирование является составной частью
региональной экономики, так как в результате его проведения выделяются объекты
ее исследования. В отечественной экономической географии районообразование
принято считать объективным процессом. Он происходит под совокупным воздействием
системы факторов производственного, ресурсного, социального и политического
характера. Этот процесс тесно связан с административно-территориальным
устройством страны, проблемами федерализма и региональной политики.



Экономическое районообразование - результат
территориального (географического) разделения труда (ТРТ), которое выступает
его методологической основой. Отдельные части страны, имея свою природную,
историческую, социально-экономическую специфику, специализируются на
производстве одного или нескольких видов продукции или услуг: Каждая территория
обеспечивает своей продукцией другие части страны, получая взамен недостающую
продукцию. Происходит обмен результатами труда ТРТ - это закрепление
специализации территории на производстве отдельных видов продукции при условии
обмена ими с другими территориями. Ключевым в определении ТРТ является понятие
специализации. Специализация территории - это преимущественно развиваемые: на
ней отрасли общегосударственного значения. Условия специализации территории на
производстве какой-либо продукции (услуг):



1. Ее производство дешевле, чем в других районах страны;



2. Эта продукция может выпускаться в значительно большем
объеме, чем необходимо для удовлетворения местных нужд;



3. Выпуск продукции обеспечен условиями и ресурсами;



4. Производство необходимо стране;



5. Производству этой продукции способствует выгодное ЭГП, а
транспортно-географическое положение.



Специализация территории складывается исторически. Однако
по мере развития хозяйства специализация может изменяться, то она исторически
относительна.



В результате районообразования формируются экономические
районы. Под экономическими, районами следует понимать части страны, в пределах
которых в условиях ТРТ формируется специализированное хозяйство. Экономические
районы - это территориальные специализированные части народного хозяйства с
тесными внутренними и внешними связями на основе обмени производимых товаров, и
других экономических отношений.



Экономическое районирование в практическом смысле
необходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа
развития социально-экономических территориальных образований (единиц),
применительно к которым реализует региональная политика государства. Экономическое
районирование является основой территориального управления народном хозяйством
России. Государственное регулирование хозяйств дает возможность частично
устранить возникающие диспропорции в экономической и социальной структуре
регионов. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования
территориального развития и регионального управления экономикой. Система
экономических районов - основа построения территориально дифференцированных
материальных и других балансов для финансирования целевых и региональных
программ. Экономическое районирование России имеет свою историю. В ее развитии
можно выделить два периода: дореволюционный и советский.



Первые попытки экономического районирования были
предприняты в XVIII в, ВН Татищевым (для административно-территориального
деления России было предложено 16 губерний и 62 провинции). Вопросами
экономического районирования в разное время занимались МВ Ломоносов
(методология), Огарев, Арсеньев, Крюков, ДИ Менделеев и др. Так как
хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом
сельским хозяйством, первые опыты экономического районирования были
районированием природно-хозяйственным и сельскохозяйственным. В конце
XIX-начале XX вв.. появились работы, основанные на базе данных статистики
населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Наибольший вклад в
этот период вносит ПП Семенов-Тян-Шанский. Он выделил 19 экономических районов.



В советский период экономическое районирование усиленно
развивается с 1920-х годов. В 1920 г. был разработан план ГОЭЛ-РО - первый опыт
советского экономического районирования. Вся территория делилась на 8 районов,
которые предусматривали создание своих электростанций. С самого начала
экономическое районирование рассматривается как основа районирования
административно-территориального. Была поставлена задача создания новой сетки
административно-территориального устройства (1923-1930 гг.) разделением на
области, округа и районы.



Начавшаяся на рубеже 1920-х-1930-х годов коллективизация
сдерживалась трехзвенной системой административно-территориального устройства -
затруднялось руководство административно-командными методами. Поэтому округа
упраздняются и образуется современная двухзвенная сетка: область-район. В
предвоенные годы в целях планирования, затруднявшегося возросшим числом краев и
областей, вновь возникла задача экономического районирования. Было выделено 13
основных экономических районов. В послевоенный период количество экономических
районов возрастает: в 1963 г. до 18В 1982 г. Северо-Западный район был разделен
на два района - Северо-Западный и Северный. В итоге последняя сетка
экономического районирования СССР включала 19 экономических районов, из них 11
на территории РСФСР. Эта сетка экономического районирования применяется и для
современной РФ.



Научная методология советского экономического районирования
была выработана в 1920-е годы в трудах специальных комиссий при Госплане и
ВЦИК.



Выделяются следующие основные принципы районирования:



1. Экономический, рассматривающий район как
специализированную территориальную часть единого народного хозяйства страны с
определенным комплексом вспомогательных и обслуживающих производств.



2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав
населения района, исторически сложившиеся особенности его труда, культуры и
быта и условий их дальнейшего преобразования.



3. Административный, определяющий единство экономического
районирования и территориально-административного устройства страны, создающий
условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли
в территориальном разделении труда России.



Эти принципы являются основополагающими и для современной
теории и практики экономического районирования России. Контуры границ
экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной
специализации и важнейших вспомогательных производств, но они, проводятся по
границам субъектов РФ.



Среди, производств в экономических районах только часть
является отраслями специализации. Кроме них выделяются отрасли, дополняющие
хозяйственную структуру:



1) вспомогательные отрасли, обслуживающие потребности
отраслей специализации района;



2) .отрасли, обслуживающие потребности населения района.



В настоящее время параметры социально-экономического
развития страны устанавливаются применительно к макрорегионам (экономическим
зонам) и экономическим районам. В отдельных случаях рассматривают укрупненные
экономические районы.



Макрорегионы (экономические зоны) отличаются общими
природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. Главные
принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения
территории, соотношение между ресурсами и их использованием. Существует две
зоны - Западная (европейская часть страны) и Восточная (азиатская часть страны).
Цель выделения - стратегический прогноз развития хозяйства страны.



Для выполнения долгосрочных целевых программ,
сбалансированности производства и потребления продукции группы районов в
экономических зонах объединяются в мезорегионы (укрупненные районы). В Западной
макрозоне выделяют три укрупненных района - Север, Центр и Урало-Поволжье; в
Восточной - два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток.



На территории РФ выделяют такие экономические районы.



В Западной зоне это: Северный, Северо-Западный (Север),
Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский (Центр), Поволжский, Уральский
(Урало-Поволжье), Северо-Кавказский.



В Восточной зоне: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский
(Сибирь) и Дальневосточный.



Экономическое районирование было сформировано в условиях
административно-командной советской экономики (централизованно-плановой). В
настоящее время в связи с крахом этой системы и переходом к рынку формируется
новая территориальная структура экономики, в том числе под воздействием
субъективных: факторов. Районирование должно отражать существующую
территориальную структуру экономики и ее изменения, поэтому сетка экономических
районов должна совершенствоваться.



В настоящее время практическое использование получила
трехчленная таксономия экономических районов. Современное экономическое
районирование России включает три основных звена: крупные экономические районы;
районы среднего звена - национальные и административные экономические районы;
низовые - административно-хозяйственные- районы, городские и сельские районы



Экономическое районирование: базовые теоретические принципы
и место в системе регионального развития



Экономическое
районирование - это процесс разделения страны на целостные территориальные
части народного хозяйства, имеющие свою производственную специфику и прочные
экономические связи. В основе экономического районирования лежит выделение
экономических районов.



Концепция
территориального экономического деления страны должна основываться на следующих
базовых критериях:



·
Экономический критерий - район как специализированная часть единого
народно-хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных
отраслей. Специализацию района должны определять отрасли, в которых затраты
труда, средств на производство продукции и на доставку ее потребителю по
сравнению с другими районами будут наименьшими.



·
Национальный фактор характеризует национальный состав населения.



·
Исторический аспект указывает на особенности расселения и освоения края в
рамках различных периодов.



·
Административный критерий должен обеспечивать единство
административно-территориального деления и экономического районирования.



Он означает
следующее: границы экономических районов не должны пересекать границ субъектов
федерации. "Единство административно-территориального устройства и
экономического деления страны является наиболее общим принципом совместной
организации экономического районирования, интегрального территориального
комплексообразования и территориального управления…" - пишет проф. В.К.
Бугаев.



Рассмотрим
эти положения подробнее. В основе экономического районирования лежит учет
специализации. Различные части страны значительно отличаются друг от друга
природными и экономическими условиями. Специализируясь на выпуске одного или
нескольких видов продукции и услуг, каждая территория получает отсутствующие
товары и услуги. Происходит обмен результатами труда. Формируется разделение
труда между отдельными территориями страны, называемое географическим или
территориальным.



Специализация
территории возникает в том случае, если:



· стоимость
производимой здесь продукции ниже, чем в других районах страны;



· эта
продукция может выпускаться в больших объемах, чем необходимо данному району;



· выпуск
данной продукции обеспечен ресурсами;



· выпускаемая
продукция необходима народному хозяйству страны.



Специализация
территорий складывается исторически. Показатель специализации определяется по
формуле К=П/Н, где П - доля продукции района в общем производстве страны; Н -
доля населения района в населении страны. Отрасль считается отраслью
специализации, если коэффициент К больше или равен 1.



Среди
многообразия условий, определяющих территориальную организацию хозяйства стран,
важная роль принадлежит системе общественно -политических факторов. Длительное
время традиционная позиция советских географов заключалась в том, что для
капиталистических стран наиболее типичными чертами территориальной организации
хозяйства следует считать стихийность, непрогнозируемость формирования
пространственных структур, гиперконцентрацию производства и населения на
относительно небольшой территории, наличие районов экономической депрессии и
застоя.



Естественно,
что социалистический строй характеризовался преимуществами и достоинствами,
вытекающими из его природы: общественная собственность на средства
производства, отсутствие эксплуатации большинства меньшинством, распределение
продуктов общественного труда в интересах всего общества, планомерность
развития экономики позволяют рационализировать географию народного хозяйства,
постоянно управлять его территориальным развитием, а значит, и добиться его
равномерного развития. Поэтому считалось, что построение социалистического
общества в Советском Союзе - решающий комплексный фактор, определяющий характер
территориальной организации страны и ее народного хозяйства. На практике
выяснилось, что и социалистическая, и капиталистическая экономики обладают
примерно одинаковыми "родимыми пятнами" в области размещения.



Важнейшим
условием, влияющим на развитие народного хозяйства и его территориальную
организацию, является хозяйственный механизм - совокупность методов и форм
планирования и управления народным хозяйством. Предполагалось, что
территориальное планирование и управление обеспечивают сбалансированное
развитие элементов хозяйства в пределах определенной территории независимо от
их ведомственной подчиненности, способствуют развитию межотраслевых и
межрайонных связей, рациональному использованию ресурсов районов, решению
природоохранных проблем, т. е. способствуют созданию рациональной
территориальной организации.



С 1990-1991
гг. в общественное сознание внедрялись стереотипы прямо противоположного характера.
Весь опыт территориального планирования и управления, вся методология
экономического районирования подвергалась вульгарной критике. Как это часто
бывает, серьезные просчеты, связанные с организацией регионального развития и
экономического управления, посчитали достаточным основанием для разрушения
системы государственного регулирования вообще. Система территориального
планирования и управления за семьдесят лет своего существования "приспособила"
размещение производства и расселения под свои требования. В свою очередь,
изменение системы управления не могло не стать дополнительным фактором
разрушения государства.



Изменения
экономики, в том числе глубокие перемены под влиянием перехода к рынку,
вызывали потребность в существенной перестройке хозяйственного механизма. В
этих условиях главными задачами становятся: совершенствование территориального
управления экономики, проведение нового комплексного экономического
районирования.



В целях
комплексного районирования выделяются следующие факторы, воздействующие на
территориальную структуру народного хозяйства: технико-экономические,
географического положения, природные, исторические, социально-политические.



Как уже
отмечалось выше, территориальная организация народного хозяйства - это не
только размещение его элементов, но их взаимодействие, взаимодополнение,
соподчинение. Факторы размещения связаны с технико-экономическими требованиями
производства к выбору места строительства с их водоемкостью, энергоемкостью,
трудоемкостью, необходимыми масштабами транспортной работы и т. д. Факторы
взаимодействия определяют экономическую эффективность территориального
сближения производств, использующих общее комплексное сырье, общую территорию,
транспорт, трудовые ресурсы, утилизирующие отходы, т. е. оказывают влияние на
характер и интенсивность связей между элемента ми хозяйства.



Для
размещения многих промышленных предприятий разных отраслей оказываются удачными
одни и те же районы. Но ресурсы многоцелевого назначения (водные,
энергетические, трудовые и т. д.) могут иметь ограниченные масштабы, что
лимитирует возможность размещения в районе всех производств
(Центрально-Черноземный и Уральский районы в настоящее время). В то же время
открытие новых крупных месторождений может стать решающим фактором
дополнительного размещения производств в районе. Поэтому можно говорить о
факторах ограничения и факторах активизации размещения в зависимости от
масштаба ресурсов и характера условий района. Таким образом, в каждом районе,
на каждой конкретной территории складываются определенные условия размещения
производств.



Следует
отличать факторы, необходимые для проведения экономического районирования, и
принципы экономического районирования. Принципы - это основные правила
долгосрочной политики, методы хозяйствования, учитывающие закономерности и
факторы. В качестве общих принципов территориальной организации народного
хозяйства нашей страны на современном этапе ее развития можно выделить
следующие:



Общий принцип
экономической и социальной эффективности - необходимость учета конечного народно-хозяйственного
и социального результата при размещении экономики и ее территориальной
организации и соблюдение закона экономии времени и повышения производительности
труда.



С ним связаны
такие принципы, как:



а) принцип
размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и
потребителей конечной продукции;



б) принцип
комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных
ресурсов при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения
наиболее эффективных ресурсов;



в) принцип
выравнивания уровней экономического и социального развития районов страны.



Принцип учета
требований военной безопасности при размещении производительных сил. Его
содержание лучше всего охарактеризовано в принятой в 2000 г. Концепции национальной безопасности России. В этом документе помимо угроз стратегического
характера выделяются и проблемы региональной безопасности.



Наряду с
этими общими принципами в практике управления должны использоваться принципы,
отражающие базовые направления реконструкции территориальной структуры
экономики. Смещение народного хозяйства на восток - это важнейший принцип,
действующий как минимум с начала века, со знаменитых столыпинских
переселенческих движений. Принцип сдвига народного хозяйства на восток
неизменно подтверждался в решениях партийных съездов, предусматривающих
постоянное повышение доли производства и роли восточных районов в народном
хозяйстве страны. Однако этот процесс происходил с различной степенью интенсивности.
В военные годы он шел особенно активно, затем несколько замедлился. В настоящее
время сдвиг на восток прекратился и фактически экономика "эвакуируется"
с востока, и лишь необходимость использования топливно-энергетических и
сырьевых ресурсов тормозит процесс деградации северных и восточных территорий.
Вместе с тем, не смотря на увеличение доли северных территорий в России по
сравнению с СССР, доля северных территорий в ВВП России постоянно уменьшается.



Наряду с
принципами, отражающими крупные территориальные сдвиги народного хозяйства,
разрабатываются принципы развития локальных, но многочисленных объектов,
например городов разных типов. Так в послевоенные годы был выдвинут принцип
активизации развития малых и средних городов. Обычно его связывают с ограничением
и регулированием роста больших городов. Однако правильней было говорить о двух
принципах: а) ограничения и регулирования роста больших городов; б) подъема и
активизации средних и малых городов. У каждого свои основы и причины, хотя эти
процессы и взаимообусловлены. Принцип активизации развития малых и средних
городов связан с идеей освоения государственной территории, недопущения ее
опустения. Второе - это функция малых городов по управлению сельской
местностью, по ее культурно-бытовому обслуживанию. Кроме того, следует учесть,
что в малых и средних городах сосредоточена значительная часть населения
страны, основное производство легкой и пищевой промышленности. Наконец, особое
значение имеют малые и средние города в обслуживании транспорта, особенно
железнодорожного, в связи, в формировании аграрно-промышленных и
санаторно-курортных комплексов.



Принцип
регулирования роста больших городов связан, во-первых, с тем, что эти города
имеют повышенный жизненный стандарт, и приток сюда населения требует повышенных
капитальных вложений в нематериальную сферу. Во-вторых, он связан с
оптимизацией государственного управления, выполнением столичных функций и т.д.
В-третьих, он действительно перекликается с проблемой малых городов, так как
расширение больших городов усиливает отток населения из малых городов и
сельской местности. Интересно, что десять лет рыночных реформ, в, казалось бы,
новых условиях, должны были снять проблему регулирования роста сверхкрупных
городов, однако и сегодня ограничительные меры фактически применяются в
Санкт-Петербурге и особенно в Москве.



Следует вновь
отметить две особенности действия указанных принципов. Это историческая
изменчивость принципов. Они меняются в связи с изменением
социально-экономической, политической и военно-стратегической обстановки.
Далее, принципы - это, прежде всего политика, т. е. в данном случае выражение
финансового предпочтения одним программам и территориям перед другими.
Советское государство, формируя принципы территориальной организации
производительных сил и придерживаясь их, стремилось реализовать свои
программные цели, о которых уже говорилось. Российское государство
провозглашает в области регионального развития несколько иные задачи, но и
сегодня принципы экономического районирования могут рассматриваться и как
теоретическая база, набор ориентиров управления территориальной организацией
общества.



Подведем
итоги. Нельзя сказать, что в стране раньше отсутствовала стратегия
регионального развития, но в условиях ведомственно разобщенного управления это
развитие зачастую складывалось как сумма отраслевых усилий. Порочная практика
бессистемного принятия все новых и новых региональных программ продолжается и
поныне с той только разницей, что она осуществляется в отсутствии у государства
свободных средств.



На основании
проанализированного материала можно выделить ряд устойчивых особенностей
региональной стратегии СССР. Во-первых, это унаследованный от Российской
империи колонизационный крен, политика сдвига на Восток. Принцип более
равномерного размещения производства и расселения. Плановые органы постоянно
пытались сочетать несочетаемое - выравнивать уровни развития, поднимать
национальные окраины и т. д., повышая эффективность всего народного хозяйства,
совершая заведомо внеэкономические действия. Выдвигалась концепция
комплексности районов, но ее практическое применение в виде
территориально-производственных комплексов, по сути, служило средством ударного
строительства в новых ресурсных ареалах. Во-вторых, центральные планирующие
органы обходили вниманием закономерные процессы вторичной деградации
старопромышленных районов. Из четырех главных объектов региональной политики в
сколько-нибудь развитых странах (слаборазвитые, аграрные, пионерные,
перегруженные столичные и кризисные) советская политика, увлеченная стройками
века, наиболее откровенно игнорировала именно последний. В-третьих, доминировал
унифицированный подход к модернизации крайне разнородных в природном и
культурном отношении регионов. Всюду применялась по существу одна и та же
модель индустриализации, типовое проектирование и администрирование. И теперь
подавляющее большинство регионов привлекает новые, наиболее прибыльные, отрасли
независимо от возможностей их внедрения и успешной работы у себя. В-четвертых,
в региональной, как и в любой другой, стратегии очевидна приверженность к
прямым рычагам централизованного планирования и госбюджетной мобилизации
средств. Средства лобового административного противодействия нежелательным, по
мнению Центра, пространственным тенденциям (например, росту крупных городов) не
давали эффекта. Обычные в практике других стран стимулы или компенсирующие
региональное неравенство выплаты использовались слабо. Поэтому часто считают,
что классическая региональная политика в западном ее понимании у нас вообще
отсутствовала.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ российского рынка скутеров
Реферат Британская монархия
Реферат Проблемы иностранного инвестирования в Республике Беларусь
Реферат Радиохимический метод анализа в пищевой промышлености
Реферат Использование пакета прикладных программ в экономической деятельности
Реферат Визначення та формування обов'язкових резервів комерційними банками України
Реферат «Нашествие масс» и массовое сознание
Реферат Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе
Реферат Конфликты, их классификация, причины возникновения
Реферат Система государственного управления в годы царствования Екатерины II
Реферат Теории и концепции ноосферы
Реферат Развитие ключевых компетентностей будущих педагогов профессионального обучения как педагогическая проблема
Реферат Философская лирика Александра Пушкина
Реферат Практика оценки рыночной стоимости транспортных средств (на примере трактора ДТ-75)
Реферат 1. 1990. Сатурн в противостоянии Юпитеру. По и-цзину на моей триграмме «Благополучное завершение» и«Крик совы». Славянский календарь обещает «Березовый путь»