Реферат по предмету "Экономика"


Проблемы иностранного инвестирования в Республике Беларусь

--PAGE_BREAK--
4. Проблемы инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и пути их решения.
Принципом современной инвестиционной политики является выполнение требований приоритетности, означающих необходимость ориентации вложений на наиболее важных направлениях развития, обеспечивающих достижение высокого уровня устойчивости предприятия, конкурентных преимуществ, повышение доходности или иного социально – экономического эффекта. Указанный принцип предполагает разработку достаточного множества моделей, проектов. В последние годы в белорусской экономике достаточно распространён взгляд  на инвестиционный проект только как на некий план, пакет документов. При этом на второй план отходит осознание того, что инвестиционный проект представляет собой систему экономических отношений его участников, и от этих отношений, от того, как они организованы и оформлены, во многом зависит успех реализации проекта. Реализация любого инвестиционного проекта не возможна без квалифицированного управления им, без мониторинга окружающей проект социально-экономической среды.

Сегодня в Беларуси наиболее распространенными организационными формами отношений участников проекта являются акционерное общество и совместное предприятие.

А почему бы не создать такие организационные формы, как консорциум и хозяйственная ассоциация, активно используемые западными странами?

Консорциум представляет собой временное договорное объединение (соглашение) партнёров для осуществления проекта, по окончании которого данная форма сотрудничества или прекращается или продлевается, но уже в связи с новыми задачами. В мировой практике консорциум как временное объединение партнеров, полностью сохраняющих статус юридических лиц и право осуществления самостоятельно своей хозяйственной деятельности в части, не касающейся целей созданного консорциума, не является юридическим лицом.

Характерная особенность консорциума – отсутствие совместной собственности участников; доля каждого члена консорциума определяется исходя из квот партнеров в общих объёмах производства и оказываемых услуг в ходе осуществления проекта. Консорциум может перерасти в предприятие с долевой формой собственности, в том числе акционерной.

Хозяйственная ассоциация представляет собой добровольное объединение в целях реализации проекта различного рода лиц, выполняющих делегированные им  функции. При этом участники ассоциации, строя свою деятельность на договорной основе, имеют право получать свою долю прибыли от существования проекта, а также от предприятий, не входящих в состав ассоциации. Особенность хозяйственной ассоциации проявляется в централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций и меньшей взаимозависимости её участников, чем в консорциуме.

Белорусским учредителям проектов целесообразно оценить достоинства указанных форм проектных отношений и при необходимости использовать их для успешного осуществления инвестиционных проектов.

Очень важную роль в формировании инвестиционного климата играет государство.

Процесс взаимодействия правительства с бизнесом – необходимое условие успешного развития страны.

Зарубежный опыт показывает, что в экономически развитых странах решению проблем, связанных со стимулированием инвестиционной деятельности придаётся большое значение, им придаётся статус государственной важности. Например, в США иностранные инвестиции не остаются без внимания со стороны федеральных властей и общественных организаций. Однако тут нет специального закона и органа, регулирующего иностранные инвестиции.

Безусловно, одним из катализирующих факторов  в процессе притока иностранного капитала  в экономику Беларуси является деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям, который возглавляет премьер-министр РБ Сергей Сидорский.

На заседании рабочих групп консультативного совета обсуждаются вопросы и вносятся предложения по совершенствованию законодательства в  банковской сфере, в сфере страхования, таможенных процедур, налоговой системы.

Чрезвычайно важно выработать общенациональную и отраслевую стратегию развития различных сфер белорусской экономики. Главной  задачей структурно-инвестиционной политики является коренное обновление производственных мощностей на основе замены устаревших элементов новыми, реализующими достижения современного научно-технического прогресса.

Резкое снижение инвестиций на науку и научное обслуживание фактически сделало динамичное развитие в стране собственных передовых и наукоёмких производств почти невозможным.

При создании новых предприятий и новых отраслей обычно у нас внимание концентрируется на обеспечении выпуска конечного готового продукта и максимальном приближении к полной автономии предприятий, выпускающих этот продукт. При этом, как правило, отсутствует стремление к использованию преимуществ разделения труда. В результате инвестиционный процесс обычно не сопровождается ни созданием всех необходимых инфраструктур, ни тем более их опережающим развитием.

Как показывает анализ данной проблемы, правительства развитых стран опираются преимущественно на рычаги косвенного регулирования (налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика).

Одним из основных регуляторов является налог на предпринимательский доход (налог на прибыль). Во всех развитых странах прослеживается тенденция снижения налоговых ставок на прибыль.В США, например, ставка на прибыль крупных компаний (с годовым доходом более 100 тыс. $) за 1965-1987 гг. сократилась с 48 до 34%, а мелких и средних (с доходом 25-50 тыс. $) – с 30 до 15%.

Инвестиционная деятельность в США регулируется также с помощью механизма инвестиционного кредита – скидки с прибыли, направленной на капиталовложения.

Правительства многих стран проводят активную региональную политику, включая поддержку развития малоосвоенных и депрессивных территорий, однако центр тяжести этой политики перемещается на уровень местных органов власти.

Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день задач является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. В то же время доля высокотехнологичного экспорта в страны дальнего зарубежья невелика  для Беларуси, а основным рынком отечественных изделий остаётся внутренний рынок СНГ.

Вероятно, корни нынешних проблем лежат в отсутствии системы быстрого и эффективного превращения инновационной разработки в прибыльный коммерческий продукт.

Как правило, на начальных этапах малые инновационные компании, или «стартапы», имеют три препятствия на пути получения коммерческого кредита:

1.     высокие риски;

2.     сравнительно долгий срок (часто более 2-3 лет) выхода проекта на прибыльность;

3.     отсутствие залогового обеспечения.

И поэтому сначала в США, а затем и в других странах получил распространение механизм венчурного финансирования, ставший основой инвестиционной схемы Силиконовой Долины. Частные инвестиции, направленные на высокорискованные проекты, находящиеся на ранних стадиях развития.

Для стимулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования государство использует различные формы и методы финансовой поддержки, основными из которых являются льготы по налоговым и таможенным платежам, прямое бюджетное финансирование, предоставление гарантий, участие в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

В частности, с 2004 года в республике применяется возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами из средств республиканского бюджета, но только тем проектам, которые прошли по конкурсному отбору.

В связи с происходящими процессами глобализации рынка и информационных потоков происходит повышение роли внешнего фактора в деятельности участников рынка. Динамично изменяющаяся внешняя среда требует от них оперативной реакции. Использование Интернет-технологий является наиболее оптимальным средством доставки информации, позволяя с минимальными затратами для соискателя инвестиций оповещать о своих инвестиционных предложениях потенциальных инвесторов.

Существует ряд сайтов, посвященных подготовке, размещению и поиску инвестиционных проектов. Недостатком данных Интернет-ресурсов является то, что они малоинформативные. На них содержится в основном информация о том, кто реализует проект (зачастую без указания адреса и контактного телефона), наименование проекта (без его описания и характеристики показателей эффективности), объём требуемых инвестиций.

Всё выше перечисленное я хотела бы привести к ряду мер по повышению инвестиционной привлекательности экономики РБ.

1.     Государству и бизнесу надо совместно выработать правила игры, потому что предприниматель сегодня не может работать, не понимая требований государства и порядка взаимоотношений с ним. По существу, эта проблема сводится лишь к налоговым ставкам или налоговым стимулам.

2.     Неопределённость существует и в отношении собственности. До тех пор пока не будут выработаны и законодательно закреплены правила игры, рассчитывать на большой приток инвестиций нереально. Любой крупный инвестор политической гарантией своих капиталов будет считать только одно – «добро» президента на проведение инвестиционного проекта. Других, столь же весомых аргументов, защищающих имущество предпринимателя, у государства нет.

3. Нужно развивать все сферы и отрасли экономики, больше внимания уделять инфраструктуре.  Анализ структуры привлечённых иностранных инвестиций показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Основная их доля направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоёмкостью (торговля и общественное питание, коммуникации, финансовые услуги). Безусловным лидером по привлечению зарубежного капитала является торговля и общественное питание. В США, например, в отраслевом разрезе основной объём иностранных инвестиций сосредоточен в непроизводственной сфере экономики (сфере услуг – 63%) и в обрабатывающей промышленности (около 35%).

4. Одним из наиболее перспективных путей привлечения иностранных инвестиций является участие инвесторов в процессе приватизации. Но не следует ей придавать лавинообразный характер. Нужно рассматривать любые возможные, но взаимовыгодные предложения.

5. Нужно усилить работу Консультативного совета по иностранным инвестициям. Нужно сосредоточить усилия на установлении равных условий для иностранных и национальных инвесторов, на совершенствовании системы бухгалтерского учёта и переводу её на Международную систему, на разработке предложений в нормативно-правовых актах  по таможенному законодательству, на совершенствовании мер государственной поддержки малого предпринимательства.

6. Крайне необходимо сотрудничество с международными организациями. Нужно продолжить последовательную работу по унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, либерализации внешнеторговых связей республики, связанной с вхождением в ВТО. Факт принятия Республики Беларусь в ВТО, несомненно, повысит привлекательность страны для иностранных компаний.

7. Представляется необходимым продолжение развития СЭЗ – как одну из самых приоритетных форм привлечения внешних инвестиций в республику.

8. Беларусь имеет уникальное географическое положение: через её территорию проходят мировые транспортные коридоры.  Но при этом пока в Беларуси отсутствуют современные транспортно-логистические центры, которые могли бы  на высоком уровне обслуживать транзитные потоки.

9. Законодательную базу нужно совершенствовать, развивать и принимать законы, реально  отражающие  цели и задачи государственного развития общества. Необходимо исключить неоднозначное толкование, противоречивость в применении законов.

10. Нужно создавать зарубежные представительства, проводить инвестиционные конференции, форумы, торги, выставки инвестиционных проектов.

11. Необходимо кадровое обеспечение реализации инвестиционной стратегии. Требуется подготовка квалифицированных специалистов по инвестиционному праву, профессиональных специалистов по инвестиционному бизнесу.

12. Для привлечения внешних инвестиций важным является формирование института стратегических партнёров, связывающих развитие своего бизнеса с развитием территории в целом, что обеспечивает непрерывность отношений и требует специфических навыков для конкретной сделки: снижение затрат на переговоры, рационализация внутренней структуры участников сделки.

Из всего вышесказанного следует, что осуществление данных мер будет содействовать более уверенному продвижению Беларуси по пути рыночных реформ.

Потенциальные преимущества притока иностранных инвестиций включают передачу технологий, управляющих навыков, торговых марок; возможность экспортной диверсификации преимущества для квалифицированной рабочей силы в отраслях с высокой добавленной стоимостью; расширение связей с внешними рынками.






5. Инвестиционный рейтинг.
Одним из методов определения инвестиционной привлекательности страны (региона) является вычисление и присвоение территории ее инвестиционного рейтинга, который представляет собой некий интегральный показатель (рейтинговое число), учитывающий совокупность влияющих на инвестиционный климат и инвестиционный потенциал факторов и позволяющий ранжировать страны (регионы) в порядке возрастания или убывания этого показателя. Присвоение территории инвестиционного рейтинга и соответствующего ему ранга, то есть мест, занимаемого страной или регионом среди других аналогичных территорий, является одним из методов оценки инвестиционной привлекательности.

Процедура составления инвестиционного рейтинга страны (региона) включает несколько этапов. Па первом этапе из всех статистических показателей, относящихся к тому или иному виду инвестиционного риска и потенциала, с помощью корреляционного анализа выделяются наиболее значимые показатели. Затем методом факторного анализа определяется вклад (вес) каждого значимого показателя в обитую величину соот­ветствующего потенциала или риска. На завершающем этапе с помощью метода кластерного анализа регио­ны, ранжированные по потенциалу (риску), объединяются в типические группы по характеру инвестиционного климата.

Поскольку инвестиционные и кредитные рейтинги впервые появились в США. то крупнейшими и наиболее известными рейтинговыми службами и агентствами, специализирующимися на присвоении инвестиционных и кредитных рейтингов являются Moody's Investors, Standard & Poor's. Fitch-IBCA. Эти агентства имеют представительства в десятках стран мира и действуют не только по единым стандартам для всех стран, но и имеют примерно одинаковые методики оценки кредитоспособности и шкалы кредитных рейтингов.

Все рейтинги, как правило, построены по принципу рейтинговой шкалы, в которой выделяются типы, категории и классы рейтингов. В качестве примера можно привести категории кредитных рейтингов агентства Standard & Poor's:

Инвестиционные рейтинги:

AAA — возможности эмитента по выплате долга и процентов чрезвычайно велики;

АА — возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики;

А — возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики, но зависят от внутриэкономической ситуации;

ВВВ — возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от внутриэкономической ситуации на момент погашения.

Спекулятивные рейтинги:

ВВ — нестабильность внутриэкономической ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента;

В — ограниченная платежеспособность эмитента, соответствующая, тем не менее, текущему объему выпущенных обязательств.

Аутсайдерские рейтинги:

ССС — некоторая защита интересов присутствует, однако риски и нестабильность высоки;

СС- платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической ситуации;

С — платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической ситуации;

D- долги просрочены.

Значение рейтингов в кредитно-инвестиционном процессе настолько возросло, что во многих странах существует практика выдачи кредитов только тем странам и их регионам, которые имеют кредитный рейтинг не ниже определенной категории (как правило, инвестиционной). Первым условием получения международного инвестиционного и кредитного рейтинга тем или иным регионом является получение национального рейтинга страной в целом. Так, например, Российская Федерация получила кредитный рейтинг от международных рейтинговых агентств в октябре 1996 г. Однако при присвоении региональных или муниципальных рейтингов международные агентства придерживаются правила, согласно которому он не может превышать национального рейтинга. Поскольку раньше кредитные рейтинги России, присвоенные агентствами Standard & Poor's и Moody's, не поднимались выше категории «В», то есть «спекулятивных», то ни одному российскому региону не был присвоен международный кредитный рейтинг инвестиционной категории. Следовательно, ныне существующие международные кредитные рейтинги региональных и муниципальных образований России не являются фактором повышения инвестиционной привлекательности и привлечения внешних инвестиций. Наоборот, по сути, они предостерегают иностранных инвесторов вкладывать деньги не только в российские города и регионы, но и в Россию в целом, что тормозит инвестиционный процесс в этой стране.

Однако следует отметить, что в сентябре 2006 г. международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной и национальной валютах — до третьей (А) и четвертой (ВВВ) ступеней «инвестиционной» категории соответственно. По мнению агентства, это решение отражает усиление финансовой мощи правительства в результате высоких цен на нефть и успешной управленческой стратегии по выплате долга.

В то же время следует отметить, что при оценке перспектив привлечения инвестиций в ту или иную страну или регион не следует преувеличивать значение инвестиционного климата (потенциала, рейтинга, ранга и т.п.), поскольку в современной мировой экономике с ее двойными стандартами, составляющими основу западных рыночно-«демократических» ценностей, чисто экономические аспекты играют уже далеко не первостепенную роль. Например, социалистический Китай, который под руководством Коммунистической партии весьма успешно строит если не коммунизм, то уж, по меньшей мере, социализм, является крупнейшим получателем иностранных инвестиций от своих «классовых врагов» — капиталистических стран и, в первую очередь, США. Это кажется еще более странным на фоне того, что в КНР ежегодно публично казнят десятки предпринимателей и потому эта страна объективно не является демократической страной в западном понимании этого термина. С другой стороны, Россия, официально признанная страной с рыночной экономикой Евросоюзом (2003 г.) и даже самими США (2004 г.), где капиталисты-олигархи сколачивают свои баснословные состояния в считанные годы, а по доле государственных предприятий в общем их количестве (не более 2,7 %) вообще является самой капиталистической державой планеты, может только мечтать о столь щедрых инвестиционных потоках из США, Великобритании и других фондов мировой экономики.

Кроме того, очень важно учитывать, что исчисление и присвоение бесчисленных инвестиционных рейтингов и рангов разного рода «независимыми» и потому очень «авторитетными» агентствами нередко имеет своей целью не столько объективное определение инвестиционной привлекательности страны, сколько желание влиять на эту самую привлекательность и искусно управлять ею извне. Указанное явление, которое принято называть рефлексивностью рынков, хорошо изучено и описано, например, бизнесменом-«филантропом» Дж. Соросом. В его книге «Кризис мирового капитализма» повествуется о том, как ожидания рыночных субъектов по поводу состояния рынка приводят к действительным изменениям на этом самом рынке, соответствующим этим ожиданиям. Подобно рекламе и антирекламе, ангажированные рейтинговые агентства, выполняя хорошо оплаченные заказы и присваивая искусственно заниженный (завышенный) инвестиционный рейтинг той или иной стране, способны изменить в нужную сторону ожидания инвесторов и сократить (увеличить) приток в страну инвестиций. Последнее обстоятельство уже реально воздействует на инвестиционный климат и позволяет управлять (манипулировать) им и мировыми инвестиционными потоками, не выходя из нью-йоркских или лондонских офисов.

Более того, нередко предпринимаются вполне очевидные попытки воздействовать не только на экономические, но и на демократические процессы в странах, имеющих свои суверенные инвестиционные и кредитные рейтинги. Так, например, западные инвестиционные и кредитные рейтинговые агентства, удостоившие Россию высочайшей «чести» иметь свой суверенный кредитный рейтинг, который в 2006 г., наконец-то, стал инвестиционным, угрожали его понизить, если в 2007-2008 гг. будет избран «не тот» парламент и «не тот» Президент. Указанные угрозы представляют собой не что иное, как желание Запада манипулировать не только российской экономикой, но и волеизъявлением российского народа. Исходя из этого возникает вполне обоснованное подозрение, что указанное долгожданное повышение инвестиционного рейтинга России обусловлено не столько положительными изменениями в этой стране, сколько желанием Запада получить дополнительные рычаги психологического давления на политиков и избирателей в преддверии парламентских и президентских выборов путем угрозы понижения этого рейтинга. Следует отметить, что в рыночно-капитатистической экономике с ее единственным критерием эффективности, целесообразности, успеха, совести, морали и т.д. — деньгами — подобные факты являются самой обычной практикой.

Текущие рейтинги:

·        Standard & Poor's:

Суверенный кредитный рейтинг Республики Беларусь

по обязательствам в иностранной валюте:

В+/Негативный/В

по обязательствам в национальной валюте:

ВВ/Негативный/В

Некоторые другие страны:

Страна

Рейтинг

Прогноз

Китай, Эстония, Латвия, Литва, Тринидат и Тобаго

А

 

Польша, Южная Африка, Тайланд, Оман, Барбадос

BBB+

 

Российская Федерация

ВВВ

Негативный

Болгария, Хорватия, Мексика, Тунис

ВВВ

 

Казахстан

ВВВ-

Стабильный

Панама

ВВ

 

Украина

ВВ-

Стабильный

Грузия

B+

Позитивный

Сенегал

B+

Стабильный

Папуа Новая Гвинея

B

 

Прогноз рейтинга показывает возможное направление движения рейтинга в ближайшие два-три года.

“Позитивный” — рейтинг может повыситься.

“Негативный” — рейтинг может понизиться.

“Стабильный” — изменение маловероятно.

“Развивающийся” — возможно повышение или понижение рейтинга.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Основные факторы, влияющие на уровень рейтингов:

Позитивные факторы:
высокие уровни благосостояния и развития относительно стран, имеющих аналогичные рейтинги; очень низкие уровни внутренней и внешней задолженности, как в государственном, так и в частном секторах экономики; большой объем основных производственных фондов и высокий образовательный уровень населения.
Негативные факторы:
непредсказуемость политических и институциональных основ; низкая внешняя ликвидность, которая продолжает снижаться; значительные условные обязательства.
Обоснование

Уровень рейтингов Беларуси ограничен структурными проблемами, обусловленными негибкой экономической политикой, в том числе зависимостью от ключевых торговых партнеров — стран СНГ, ухудшением внешней ликвидности и ограниченным доступом к международным рынкам капитала. Заключение соглашения о резервном кредите (программа stand-by) от Международного валютного фонда (МВФ) в январе 2009 г. помогло избежать нарастания давления на международные резервы. Позитивное влияние на рейтинги оказывают умеренный уровень внешнего долга страны и низкая долговая нагрузка правительства.
Резкое ухудшение условий торговли страны и сократившийся спрос со стороны ключевых импортеров привели к ухудшению внешнеторговых показателей Беларуси. В результате за 12 месяцев дефицит счета текущих операций увеличился до 13% ВВП (по состоянию на март 2009 г.) в сравнении с 8% (по состоянию на конец 2008 г.). Кредит МВФ (по программе stand-by) в объеме 3,5 млрд долл., дополненный последующим кредитованием из других источников, смягчил ситуацию, связанную с ухудшением условий доступа к международным рынкам капитала.
Несмотря на ожидаемое финансирование в объеме 1,9 млрд долл. из некоммерческих источников и поступления от приватизации в первые пять месяцев 2009 г., а также 20-процентную девальвацию белорусского рубля по отношению к доллару США в январе 2009 г., международные резервы не изменились с конца 2008 г., оставшись на низком уровне в 2,6 млрд долл. (что обеспечивает покрытие резервами выплат по счету текущих операций лишь в течение одного месяца). Несмотря на то, что мы не предполагаем сколько-нибудь значительного оттока капитала, ослабление доверия к проводимой правительством политике может привести к замещению валюты в банковской системе и оказать еще большее давление на белорусский рубль. Укреплению этого доверия может способствовать недавнее заявление МВФ о том, что он предполагает увеличить объем кредита на 1 млрд долл.
Ухудшение международной экономической конъюнктуры может оказать значительное негативное влияние на экспортно ориентированную экономику Беларуси. Мы ожидаем, что экономический спад в этой стране составит 5% в текущем году — после значительного роста в 10% в 2008 г. Правительство остается приверженным поддержанию сбалансированного бюджета, несмотря на экономический спад. Значительные капитальные расходы и субсидии обеспечивают достаточную финансовую гибкость, и мы ожидаем небольшой дефицит (2% ВВП) в 2009 г. Низкий чистый долг расширенного правительства, как ожидается, вырастет до 15% ВВП с 9% в 2008 г. — вследствие существенного ослабления национальной валюты.
Прогноз

Прогноз «Негативный» отражает низкий уровень внешней ликвидности, а также растущие, как мы считаем, проблемы, связанные с централизованной моделью белорусской экономики. Предполагаемое увеличение кредита МВФ отражает эти риски, поскольку недостижение соглашения с Россией относительно выплаты транша объемом в 500 млн долл. (оставшихся от обещанной суммы стабилизационного кредита) лишь подчеркивает рост проблем, которые Беларусь испытывает в обеспечении дальнейшего внешнего финансирования. Поэтому, с нашей точки зрения, потенциально болезненные меры по корректировке экономической политики неизбежны для снижения дефицита по счету текущих операций и поддержания доступа к внешнему финансированию в среднесрочной перспективе.
Повышение уровня международных резервов и в то же время меры по усилению внешней конкурентоспособности и снижению импорто- и энергетической зависимости белорусской экономики могли бы стать условиями для стабилизации рейтингов на текущем уровне. И, напротив, неспособность снизить значительный дефицит по счету текущих операций, дальнейшее ухудшение показателей внешней ликвидности и резервов, что потенциально будет подрывать обменный курс, могут привести к понижению рейтингов.

Однако основной движущей силой быстрого экономического роста Беларуси в последние годы были поставки дешевых энергоносителей из Российской Федерации. В настоящее время действие этого благоприятного внешнего фактора быстро идет на спад.

Важно отметить, что экономическая структура Беларуси имеет одну важную особенность: в ней высока роль государства. Данный фактор наряду с непредсказуемостью политической системы является причиной крайне низкого уровня прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну.

Президентская власть, безусловно, является центром белорусской политической системы, что непосредственно связано со сложившейся моделью социально-экономического развития страны. Это имеет определенные недостатки — например, замедляется быстрота политического реагирования и принятия решений, хотя решения исполняются. Кроме того, трудно предугадать степень готовности руководства страны к обслуживанию долговых обязательств во время гипотетического финансового стресса.

Политический риск — важный фактор, влияющий на кредитные рейтинги всех стран «группы равных».

Беларусь, Грузия и Украина — это страны, возникшие на постсоветском пространстве, и сейчас кредитоспособность каждой из них сложным образом зависит от отношений с Россией, касающихся геополитики, торговли и поставок энергоносителей. Зависимость Беларуси от России усиливается тем, что Россия — не только ее крупнейший сосед, но и крупнейший кредитор по финансовому счету платежного баланса.

Таким образом, основной внешний риск и один из факторов, наиболее негативно влияющих на уровень суверенных кредитных рейтингов Беларуси, связан не столько с платежеспособностью, сколько с ликвидностью этой страны.

В долгосрочной перспективе Беларусь уже не сможет решать свои проблемы просто путем увеличения заимствований государственного сектора. Если правительство не воспользуется преимуществом во времени и в ресурсах, которое оно имеет сейчас благодаря небольшому уровню своего долга, для проведения реформ, направленных на стимулирование производства и предложения в экономике, Беларуси уже не удастся восстановить свою внешнюю конкурентоспособность и устранить структурные дисбалансы во внешнеторговой и бюджетной сферах, что в конечном счете скажется на ее кредитоспособности.




6. Участие Беларуси в процессах международного инвестирования.
В силу своего географического положения, структурных особенностей народнохозяйственного комплекса и проводимой в стране экономической политики Беларусь не может оставаться в стороне от процессов международного инвестирования. Республика стала первой среди стран СНГ, принявшей еще в 2001 г. Инвестиционный кодекс, который систематизировал правовые рамки деятельности как иностранных, так и национальных инвесторов. В плане многосторонних соглашений Республика Беларусь является участницей Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (18 марта 1965 г.), Конвенции об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций (11 октября 1985 г.). Подписано также около 60 двусторонних Соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций, которые на взаимной основе предусматривают гарантию благоприятного инвестиционного режима, защиту инвестиций от национализации и экспроприации, свободный перевод за границу доходов от инвестиций, а также дают право оспаривать несправедливые решения государственных органов в отношении его инвестиций в национальных и международных судебных инстанциях. Кроме того, действует свыше 50 соглашений об избежание двойного налогообложения, в том числе с Российской Федерацией и большинством стран Европейского союза.

Когда речь заходит о конкретных формах участия Республики Беларусь в международной инвестиционной деятельности, основное внимание уделяется привлечению прямых иностранных инвестиций. Связано это с тем, что в белорусской экономике главное место занимает промышленность, основные средства которой нуждаются в существенном обновлении, а произвести его самостоятельно многими не считается посильным. В связи с этим большие надежды возлагаются на так называемых стратегических иностранных инвесторов, т.е. тех, кто проявляет долгосрочный хозяйственный интерес к Беларуси. К иностранному же портфельному инвестированию в стране отношение, очевидно, безразличное, о чем можно судить как по отсутствию в периодических изданиях публикаций на тему преимуществ для Беларуси данного вида инвестиций, так и по отсутствию соответствующих официальных заявлений. Объяснить это можно относительной ограниченностью внутреннего рынка ценных бумаг – по мнению МВФ, в Беларуси он является небольшим и неликвидным. Связано это, прежде всего, с официальным отказом от широкомасштабного передела собственности в форме приватизации, которая стала ключевым фактором преобразований в большинстве бывших социалистических стран, но результаты которой, по большому счету, не оправдали исходных ожиданий.

Наконец, кредитные инвестиции являются наиболее распространенными в Беларуси – они позволяют предприятиям самостоятельно обновлять свои основные средства без изменения форм собственности или управления. Тем не менее, в большинстве случаев осознается, что данный вид инвестиций относительно более дорогой, чем инструменты портфельного инвестирования, и менее эффективный, чем прямые иностранные инвестиции, в плане технологий производства и управления. С другой стороны, очевидно, что кредитные инвестиции дают возможность белорусским предприятиям сохранять свою производственную и управленческую самостоятельность, а это является наиболее ценным фактором для минимизации различных видов коммерческого риска в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Наиболее достоверные данные об иностранных инвестициях содержатся в счете операций с капиталом и финансовых операций Платежного баланса Республики Беларусь, который составляется Национальным банком страны.

Данные табл.1 свидетельствуют об относительной успешности выбранной руководством страны стратегии привлечения иностранного капитала, которая делает ставку именно на прямого инвестора. В абсолютном выражении к 2009г. Республика Беларусь привлекла более 6,5 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций, или свыше 650 долл. на душу населения, что является достаточно существенным показателем по региональным меркам. Согласно КТРООН, Беларусь вошла в десятку ведущих получателей ПИИ среди не вступивших в ЕС бывших социалистических стран, оказавшись на 7-м месте по итогам 2007г. Имеющиеся данные также подтверждают обозначенное выше мнение о скептическом отношении белорусов к портфельным инвестициям – совокупный объем привлеченных портфельных инвестиций не превысил 30 млн. долл. США, что в несколько сотен раз меньше совокупного объема привлеченных прямых иностранных инвестиций. Наконец, по представленным в табл. 1 данным можно убедиться и в относительной популярности кредитных инвестиций, которые классифицированы в Платежном балансе Республики Беларусь как «прочие инвестиции». Так, совокупный объем привлеченных с 1995 г. таким образом средств составил 12,7 млрд. долл. США, что почти в два раза больше совокупного объема привлеченных прямых иностранных инвестиций. При этом следует отметить, что около 84% этой суммы было привлечено начиная с 2004 г. (42,5% - только в 2007 г.). По имеющимся данным, в 2008 г. «прочие» инвестиции составили около 53% от всех поступивших иностранных инвестиций, тогда как в 2006 и 2007 гг. это соотношение было еще большим – 82% и 75%соответственно. Столь высокая, хотя и снижающаяся, доля кредитных инвестиций в общем объеме иностранного финансирования, очевидно, свидетельствует об активизации использования внешних источников для инвестиционных целей белорусскими предприятиями при одновременном сохранении производственной и управленческой независимости от иностранцев.
                                                                                                     Таблица 1

Поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь, млн. долл. США

Вид иностранных

инвестиций

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Прямые

14,7

104,5

351,6

203,2

444,0

118,8

95,8

247,1

171,8

163,8

305

354

1785,2

2158,1

Портфельные

0,0

3,2

41,8

-13,4

-5,2

50,1

-45,4

-6,7

5,3

59,6

-38,6

-24,7

2,4

0,5

Прочие

705,3

-191,9

218,1

204,6

-40,8

-114,2

403,9

647,7

162,1

1055,7

185,6

1527,3

5441,6

2471,4
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.