1.
2.
Современное состояние предприятия
1.1 История создания и развития, цели и виды деятельности
Банно-прачечное дело, занимает существенное место среди отраслей современного общественного хозяйства населенных пунктов. В последнее время Банно-прачечное дело приобрело значение необходимого санитарного фактора в общем деле охраны народного здравия. Однако, Банно-прачечное дело не вылилось сразу в форму единого строительства банных и прачечных заведений, взаимно дополняющих друг друга и работающих в непосредственной связи. Даже в крупных центрах, в которых существуют прачечные и банные заведения, работа их протекает обычно разрозненно. В то время, когда банное дело (под влиянием потребности в нем населения) развивалось и совершенствовалось, когда создавались городские, общественные и частные бани, с большой пропускной способностью и технически хорошо оборудованные, прачечное дело (даже в городах) носило до последнего времени характер частных предприятий мелкого кустарного типа. Население в массе обслуживалось в прачечном отношении в порядке «самообстирывания». Этому положению способствовало отчасти распространенное в городском жилищном строительстве оборудование квартир ванными, а в сельском—сооружение домовых примитивных бань. В беднейшей части городского рабочего населения, всегда ощущалась потребность в объединении банного и прачечного дела, практически выражавшееся нередко в использовании населением бань для стирки белья, производившейся во время посещения их. С развитием общественной жизни и с возникновением (в результате этого) различных учреждений и заведений, объединяющих многолюдные коллективы, организация банного дела, естественно, вызвала необходимость присоединения, к нему и прачечного дела как дополнительного его элемента.
Банно-прачечное дело явилось санитарным фактором высокого значения в период борьбы с паразитарными эпид болезнями во всех стран мира.
Функционирование и развитие жилищного хозяйства призвано обеспечить необходимое качество среды обитания человека, соответствующее уровню экономического развития страны. Состояние жилища должно удовлетворять социально-бытовые нужды населения, создавать условия для развития семьи, облегчения домашнего труда путем использования коммунальных услуг и бытовой техники. Повышение комфортности существующего жилья и новое жилищное строительство оказывают существенное влияние на городское хозяйство, стимулируя развитие городского транспорта, образовательных, социально-культурных и медицинских учреждений, предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг.
Услуги, оказываемые жилищно-коммунальным хозяйством, являются не
я только способом содержания объектов недвижимости (жилых зданий,
предприятий, складов, офисов), но и важным инструментом повышения благоустройства жилища, двора, улицы, города, региона в целом. Они в значительной степени способствуют развитию творческого потенциала личности, а, следовательно, косвенно влияют на общественный процесс, выступая в качестве одной из характеристик современной цивилизации.
В ходе проводившихся в России экономических реформ были достигнуты не только положительные результаты, связанные с расширением и углублением рыночных отношений, но и возникли различные кризисные процессы. Их негативное воздействие ощутили многие отрасли сферы услуг, в том числе банно-прачечное хозяйство.
Муниципальное унитарное предприятие города Череповца «Банно-прачечное хозяйство» (далее МУП «БПХ») создано в 1949 году, и на протяжении многолетней истории своей деятельности никогда не приостанавливало работы.
Спрос на услуги в разные периоды существования был разный.
В 1950г потребность в банях удовлетворялась только на 60% количество прачечных составляло 50% от требуемого, спрос очень большой как у населения так и у государственных организаций.
В 60-е число помывок в банях постепенно сокращается в связи с ростом количества благоустроенных домов.
В 80-90е года спрос на услуги прачечных падает бытовая техника становиться доступна почти каждой семье.
В 90-2000 перестройка трудное экономическое состояние предприятия как и у многих в отрасли, основные фонды сильно изношены.
В 2000-2010е года появилось много конкурентов по оказанию аналогичных услуг частные бани, сауны.
Потребность в услугах банно-прачечного хозяйства в настоящее время снизилась. Услугами прачечных пользуются в основном предприятия и учреждения: детские сады, больницы, общежития, гостиницы, предприятия общественного питания и др. Посещение бань способствует ряду полезных физиологических процессов, укрепляет здоровье. Сейчас в крупных городах банями пользуются в основном любители «пара» и жители частного сектора. Однако бань и прачечных в городе должно быть достаточно.
Муниципальное унитарное предприятие города Череповца «Банно-прачечное хозяйство». Предприятие является коммерческой организацией. Учредителем предприятия и собственником имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, является муниципальное образование «город Череповец».
Полномочия учредителя и собственника имущества предприятия от имени муниципального образования «город Череповец» осуществляет мэрия города.
Управление предприятием осуществляется собственником в соответствии с действующим законодательством. Единоличным исполнительным органом предприятия является директор. С директором заключается договор на срок до 5 лет.
МУП города Череповца «Банно-прачечное хозяйство» является хозрасчетным предприятием и не финансируется из бюджета.
Имущество МУП «БПХ» находится в муниципальной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. Имущество предприятия формируется за счет:
- имущества, переданного предприятию в установленном порядке в хозяйственное ведение;
- доходов, полученных в результате хозяйственной деятельности; иных поступлений, не запрещенных действующим законодательством.
Целью создания и деятельности предприятия является удовлетворение общественных потребностей в услугах, производимых МУП «БПХ» и получение прибыли. Для достижения этой цели предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- услуги по стирке белья для предприятий (организаций) и населения в механизированных прачечных;
- предоставление банных услуг для населения и предприятий (организаций).
Предприятие МУП «БПХ» ведет оперативный, налоговый и бухгалтерский учет, статистическую отчетность, а также по каждому подразделению предприятия составляется план финансово-экономического развития предприятия сроком на 1 год. С 2004 года детализация плана осуществляется через систему бюджетов, которые составляются в разрезе месяца, квартала. Годовой план финансово-экономического развития предприятия утверждается мэрией города.
На предприятии МУП «БПХ» тарифная система ценообразования. Цена услуги рассчитывается по статьям калькуляции, и утверждается Финансовым управлением мэрии города Череповца.
Согласно Постановлению мэрии города от 16.02.98 г. № 401 льготами комитета по социальной защите населения (по талонам за 50% стоимости) пользуются категории населения, проживающие в домах, не имеющих ванных (душевых) комнат.
1.2 Понятие организации и управления предприятием
Организация производства – наука, изучающая действие и проявление объективных экономических законов в производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Организация производства– рациональное соединение в пространстве и времени личных и вещественных элементов производства в целях [ , с 46].
В настоящее время в нашей экономической литературе более других устоялось понимание организации производства как «способов выбора, разделения и кооперации элементов производства для достижения поставленных целей при минимальных затратах ресурсов».
Менеджмент предприятия предусматривает управление его разносторонней деятельностью, которая имеет объединяющую часть – производство. Другие направления деятельности предприятия предназначены обеспечивать нормальную работу по производству продукции или оказанию услуг.
В производственной системе осуществляются производственные процессы. Их основой и определяющей частью являются технологические процессы, при осуществлении которых рабочий с помощью орудий труда воздействует на предметы труда и превращает их в продукт труда - готовую продукцию.
Элементами производственной системы являются люди и материальные объекты – труд, орудия труда, предметы труда, проекты труда, а также технология, организация производства [ , с 48].
Производственная система определяется поведением, эволюцией и набором структур. Структура производственной системы – это совокупность элементов и их устойчивых связей, обеспечивающих целостность системы и тождественность ее самой себе, то есть сохранение основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях.
Структура производственной системы определяется составом и взаимосвязями ее элементов и подсистем, а также связями с внешней средой.
Различают пространственную (расположение элементов системы в пространстве) и временную (последовательность изменения состояния элементов и системы в целом во времени) структуры производственных систем. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Производственная система на первичном уровне может рассматриваться как группа механизмов (оборудование, аппараты и т. п.), обслуживаемых работником (оператор, машинист и т. п.). Каждый механизм и обслуживающий его работник представляют собой систему «человек-машина», состоящую из двух взаимодействующих и взаимосвязанных элементов.
Производственные системы – особый класс систем, состоящих из трудящихся, орудий и предметов труда и других элементов, необходимых для функционирования системы, в процессе которого создаются продукция или услуги [, с 48].
Целостность производственной структуры является одним из основных свойств. Все элементы производственной системы функционируют с единой общей целью - разработкой, проектированием, изготовлением необходимой продукции. Производственная система имеет вход, выход и обратную связь.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, подорганизацией производства можно понимать совокупность правил, процессов и действий, обеспечивающих форму и порядок соединения труда и вещественных элементов производства в целях повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
В основном производстве предприятия осуществляется преобразование предметов труда в продукцию. В каждом из взаимосвязанных цехов основного производства рабочие и служащие, объединенные в соответствующие коллективы, участвуют в производственном процессе и реализуют поставленные перед ними цели по изготовлению продукции. Здесь непосредственно сочетаются производственный и информационный процессы.
Если первый из них представляет собой производственный труд, то результатом информационного процесса является выработка решений, обеспечивающих четкую организацию, согласованность в работе между цехами, производственными участками, бригадами и непосредственно рабочими, нормативную регламентацию их действий для выполнения заданной производственной программы. Эти решения, являясь сущностью управления, воздействуют на организованные коллективы людей для достижения поставленных целей [, с 49]. Управление целенаправленно воздействует не только на коллективы, но и на производственные процессы, которые могут быть представлены в различных формах и осуществлены различными методами.
На формы организации производственного процесса влияют степень автоматизации производства и отношения между людьми, складывающиеся в этом процессе. Независимо от форм организации и места протекания производственных процессов управление соединяет их в единый целенаправленный поток с охватом всех уровней производства на предприятии: цехов, участков, поточных линий, бригад, рабочих мест.
Непосредственно управление производством осуществляется на основе планирования (целеполагания), организации работ (распорядительства), координации, мотивации труда, контроля за исполнением решений и регулирования хода производства.
Производственные подразделения предприятия действуют и развиваются в соответствии с определенными целями, то есть побуждающими мотивами производства, обуславливающими характер и системную упорядоченность деятельности коллектива и каждого из его членов. Для предприятия в целом характерна основная (стратегическая, глобальная) цель, определяющая направленность его функционирования в соответствии с выбранным или установленным ассортиментом, объемом выпуска и качества продукции. Реализация указанной цели требует четкого определения коллективам подразделений конкретных задач, мероприятий для их выполнения, а также соответствующих ресурсов.
Цели и задачи –это те конечные рубежи, к достижению которых направлена деятельность коллектива цеха. Каждое подразделение может иметь свои задачи. Они должны способствовать достижению целей организации предприятия.
Перед руководителем же предприятия могут стоять такие цели, как: произвести определенное количество изделий при определенных издержках на их производство, снизить процент брака, не допустить текучести рабочей силы, закупить и установитьновое оборудование или осуществить перестановку действующего оборудования к установленному сроку и т. д. [, с 51] Это количественные показатели цели коллектива.
Качественные показатели цели имеют более расплывчатый характер и отражают задачи коллектива в общем виде на определенный период: год, квартал, месяц. К ним можно, например, отнести следующие цели:
- усовершенствовать организационную структуру управления производством в связи с созданием автоматизированных рабочих мест (рабочих станций) специалистов по управлению, экономистов, бухгалтеров;
- осуществить переподготовку кадров функциональных служб предприятия, цехов;
- организовать и укомплектовать аппарат квалифицированными кадрами, чтобы это способствовало повышению эффективности производства и управления;
- устранить непроизводительные потери времени рабочих и служащих; и т. д.[, с 92]
Задачи каждого производственного подразделения могут быть различными, но основная управленческая цель остается одной и той же для каждого из них: безусловное выполнение заданной производственной программы выпуска продукции и достижение при этом минимальных затрат материалов, труда, времени и денежных средств.
Процесс управления производством можно представить как совокупность последовательных действий управленческого персонала по определению целей для объектов управления и их фактического состояния на основе регистрации и обработки соответствующей информации, формирование и утверждение (принятие решений) экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий.
Эта последовательность действий управленческого персонала должна осуществляться на основе теоретических положений и разработанных учеными и практиками принципами управления: единоначалие, оптимальное распределение обязанностей, оптимальное число уровней, информационная обеспеченность руководителя, наличие контроля, единство первичной информации, оптимальность информационной нагрузки, заинтересованность исполнителя в результате.
Процесс управления производством будет осуществляться более эффективно, если в управлении предприятием будут использоваться известные принципы управления Макса Вебера (1864 - 1920) [, с 94]:
- четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов.
- иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
- наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей скоординированность различных задач и однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей.
- формальная обезличенность официальных лиц при выполнении ими своих должностных обязанностей.
- осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.
Заключительным этапом процесса управления являются выработка и принятие управленческих решений, в которых устраняются указанные выше противоречия, намечаются пути организационного обеспечения для выполнения задач.
Практическая реализация процесса управления выражается в периодически повторяющихся работах по формированию производственных программ цехам, оперативных сменно-суточных заданий участкам, бригадам и непрерывном слежении за их выполнением.
Первая часть указанных работ относится к планированию производства, которая проводится в соответствии с установленными плановыми периодами (один раз в квартал, месяц, неделю, сутки, смену). Вторая связана с контролем выполнения плановых заданий, со сбором и использованием полученной информации для регулирования хода производства.
Для планирования и регулирования производства требуется информация о подготовке производства, о целях и конкретных задачах производственных подразделений (относительно постоянная информация) и о состоянии производственного процесса (переменная информация), получаемая в ходе выполнения цехами производственных программ.
Процесс регистрации данных и накопления информации о результатах работы цехов и подразделений подготовки производства, а также ее передача и обработка в органах управления производством протекают повседневно и практически непрерывно [, с 96]. Особенно сложной трудоемкой и, что весьма важно, ответственной работой в этом процессе является своевременная регистрация информации на местах ее возникновения в цехах и подразделениях, обеспечивающих производство всеми видами ресурсов и документации, исключая информацию о внешних поставках комплектующих изделий.
Сложность этой работы заключается в том, что информация является разнообразной по форме и содержанию, с начала смены нарастает лавинообразно и подлежит регистрации после завершения каждой контрольной операции технологического процесса в заготовительных, обрабатывающих или сборочных цехах.
Осуществить эти процедуры можно либо документально, что довольно трудоемко, либо – более эффективно – с помощью средств вычислительной техники, что более сложно и дорого. Для этого требуется большое количество периферийной техники, организация пунктов сбора и накопления информации, связь этих пунктов с вычислительными комплексами цехов, отделов, с ИВЦ предприятия по соответствующим каналам для передачи и последующей обработки полученной информации, а также обслуживание этого процесса [, с 97].
Выполнение принятых управленческих решений требует соответствующего организационного обеспечения, которое сопровождается регламентацией работы подразделений, созданием нормативной базы планирования, инструктажем исполнителей, организацией взаимодействия (координацией работы) звеньев и ступеней управления производством.
Указанные выше действия управленческого персонала должны предусматривать определенную меру ответственности руководителей подразделений и их функциональных органов за возможный срыв выполнения производственных программ и заданий. В связи с этим возникает необходимость соблюдения каждым участником производственного процесса строгой дисциплины по своевременному выполнению работ, а также постоянному контролю и регулированию хода производства.
Процедуры доведения принятых решений до исполнителей, организация и координация работ всех участвующих в производственном процессе подразделений и при необходимости регулирование хода производства являются заключительной стадией процесса управления.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.
Функции управления характеризуют разделение, специализацию труда в сфере управления и определяют основные стадии реализации воздействий на отношения людей в процессе производства. Основными (общими) функциями управления производством являются: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль и регулирование.
Функция организации имеет отношение к системе управления, характеризуя присущие ей свойства, структуру, состав, взаимосвязь и процесс взаимодействия указанных элементов [, с 97]. Кроме того, эта функция имеет отношение к организации управления системой и организации работ по реализации каждой функции управления. Применительно к производственному подразделению предприятия или отдельному цеху функция организации в первую очередь отражает структуру управляемой и управляющей систем, обеспечивающих процесс производства продукции и целенаправленное воздействие на коллектив людей, реализующих этот процесс.
На действующем предприятии совершенствование организации производства сопровождается совершенствованием системы управления и, наоборот, необходимость совершенствования системы управления вызывает первоочередное проведение работ по совершенствованию организации производственного процесса. Если не придерживаться этого условия, может возникнуть диспропорция между уровнями организации производственного процесса и системы управления.
Организация управления – это совокупность приемов и методов рационального сочетания элементов и звеньев управляющей системы и ее взаимосвязи с управляемым объектом и другими управляющими системами во времени и пространстве. В этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов.
Функцию нормирования следует рассматривать как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведения объекта, четкими и строгими нормами дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивает равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность [, с 98]. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий, заделов деталей и др.) служат основой планирования, определяют продолжительность и порядок движения предметов труда в процессе производства.
Вместе с тем на предприятиях и цехах создаются и действуют нормативы, определяющие технический уровень выпускаемой продукции (стандарты и технические условия), нормативные документы, характеризующие права и обязанности различных звеньев управления, формирующие правила поведения системы в целом (инструкции, методики), и др. В этом понимании нормирование относится к функции организации системы.
Следовательно, функции организации и нормирования имеют двойственный характер. Так, функция организации характеризует создание (совершенствование) системы управления, а на стадии организации работы реализуется при непосредственном управлении производством. Функция нормирования реализуется с помощью нормативных документов, инструкций при создании системы, а разработанные календарно-плановые нормативы используются при планировании производстве иной деятельности.
Функция планирования занимает центральное место среди всех функций управления, так как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей. Она предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.
Разрабатываемые на основе календарно-плановых нормативов движения производства программы выпуска деталей и изделий предусматривают наиболее полное использование передовой техники и технологии, производственной мощности предприятия, материальных и моральных стимулов повышения производительности труда.
Планирование оказывает непосредственное влияние на уровень активизации деятельности руководства и аппарата управления. Высокое качество разработанных программ, особенно с помощью ЭВМ и экономико-математических методов, их строгая увязка по всем подразделениям предприятия и цехов, согласованность с имеющимися в наличии материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами позволяет наиболее эффективно управлять производством.
На действующем предприятии совершенствование организации производства сопровождается совершенствованием системы управления и, наоборот, необходимость совершенствования системы управления вызывает первоочередное проведение работ по совершенствованию организации производственного процесса [, с 99]. Если не придерживаться этого условия, может возникнуть диспропорция между уровнями организации производственного процесса и системы управления
Функция координации позволяет добиться согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов.
Функция мотивации оказывает влияние на коллектив цеха в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и личных поощрительных мер и т. д.
Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений.
Функция регулирования непосредственно смыкается с функциями координации и контроля. В ходе производства разработанные программы подвергаются воздействию со стороны внутренней и внешней среды, в результате чего возникают нарушения в процессе выполнения заданий.
Функции контроля и регулирования в процессе управления производством выполняют роль гибких инструментов, с помощью которых ход производства непрерывно (в реальном масштабе времени для каждого производственного подразделения) вводится в строгие рамки, предусмотренные планом.
Система управления предприятием представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных элементов (информации, технических средств ее обработки, специалистов, отделов (бюро) по управлению, связей и отношений между ними, соответствующих функций, методов и процессов управления), обеспечивающих при их скоординированном взаимодействии реализацию производственными подразделениями поставленных целей.
1.3 Структура предприятия
Перечень структурных подразделений предприятия:
1. Баня № 3 (120 раздевальных мест) – ул. Милютина, 1.
2. Баня № 4 (48 раздевальных мест) – ул. Транспортная, 83.
3. Фабрика-прачечная № 3 – ул. Краснодонцев, 53.
Структура организации предприятия представлена в приложении .
На балансе предприятия три здания: здание Фабрики-прачечной № 3 общей площадью 2548,3 м2
, здание бани № 3 общей площадью 1106,1 м2
, здание бани № 4 общей площадью 529,7 м2
.
До 01 октября 2003 года на балансе предприятия имелся Банно-оздоровительный центр (БОЦ) по ул. Комарова, 5 единовременной вместимостью 74 места. После этого он был снят с баланса предприятия.
Площадь зданий, используемая для основного производства составляет: на Фабрике-прачечной № 3 – 2300 м2
, на бане № 3 – 890,9 м2
, на бане № 4 – 388,7 м2
.
Свободные, не используемые площади составляют: на Фабрике-прачечной № 3 – 248,3 м2
, на бане № 3 – 215,2 м2
, на бане № 4 – 141 м2
.
Степень износа производственного оборудования составляет 70%.
Мощность механизированной прачечной позволяет обработать 3500 кг белья в смену, но фактически обработка белья составляет 2300 кг в смену, что говорит о том, что производственные мощности используются лишь на 65,7%. Это обусловлено нехваткой объемов по стирке белья, недостаточным количеством заказчиков, готовых осуществлять стирку белья на предприятии МУП «БПХ».
Механизированные прачечные обрабатывают белье коммерческих организаций, что составляет 18% от общего количества принятого белья, белье организаций здравоохранения, финансируемых из городского и областного бюджетов, в размере 70% от общего количества принятого белья, белье военных организаций, финансируемых из федерального бюджета, в размере 10% от общего объема белья и 2% составляет белье, обрабатываемое для населения города.
Основными потребителями услуг, осуществляемых МУП «БПХ» являются население города Череповца, коммерческие организации и организации, финансируемые из бюджетов различных уровней (городского, областного, федерального).
К сильным сторонам деятельности предприятия относится высокое качество, сроки выполнения заказов, конкурентоспособность услуг по цене.
К слабым сторонам деятельности предприятия относится небольшой ассортимент оказываемых услуг и значительная зависимость предприятия при принятии решений от ограничений, устанавливаемых вышестоящим органом управления.
Персонал и оплата труда
Сущность и принципы оплаты труда
Политика в области оплаты труда является составной частью управления предприятием, и от нее в значительной мере зависит эффективность его работы, так как заработная плата является одним из важнейших стимулов в рациональном использовании рабочей силы. И об этом необходимо помнить всегда.
Заработная плата – это выраженная в денежной форме часть национального дохода, которая распределяется по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником, поступающая в его личное потребление.
Заработная плата – это вознаграждение за труд.
Оплата труда работников – это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. Можно сказать и так, что заработная плата это часть издержек на производство и реализацию продукции, идущая на оплату труда работников предприятия.
Различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная заработная плата – это начисленная и полученная работником заработная плата за его труд за определенный период.
Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату; реальная заработная плата – это ее покупательная способность номинальной заработной платы. Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от величины номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.
Общий уровень оплаты труда на предприятии может зависеть от следующих основных факторов:
-Результатов хозяйственной деятельности предприятия, уровня его рентабельности;
-Кадровой политики предприятия;
-Уровня безработицы в регионе, области, среди работников соответствующих специальностей;
-Влияния профсоюзов, конкурентов и государства;
-Политики предприятия в области связей с общественностью.
Рациональная организация оплаты труда на предприятии позволяет стимулировать результаты труда и деятельность его работников, обеспечивать конкурентоспособность на рынке труда готовой продукции, не обходимую рентабельность и прибыльность продукции.
Цель рациональной организации оплаты труда – обеспечение соответствия между ее величиной и трудовым вкладом работника в общие результаты хозяйственной деятельности предприятия, то есть установление соответствия между мерой труда и мерой потребления.
В основу организации оплаты труда на многих российских предприятиях положены следующие принципы:
1. Осуществление оплаты в зависимости о т количества и качества труда;
2. Дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника, условий труда, отраслевой и региональной принадлежности предприятия;
3. Систематическое повышение реальной заработной платы, то есть превышение темпов роста номинальной заработной платы над инфляцией;
4. Превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы;
5. Справедливость, то есть равная оплата за равный труд;
6. Учет вредных условий труда и тяжелого физического труда;
7. Стимулирование за качество труда и добросовестное отношение к труду;
8. Материальное наказание за допущенный брак и безответственное отношение к своим обязанностям, приведшим к каким-либо негативным последствиям;
Организация оплаты труда непосредственно на предприятии состоит из следующих основных элементов:
А) формирование фонда оплаты труда;
Б) нормирование труда;
В) установление тарифной системы;
Г) определение формы и системы заработной платы.
2.2. Тарифная система и ее сущность.
Контроль за мерой труда и мерой потребления осуществляется через единую тарифную систему и разнообразные формы оплаты труда. Тарифная система оплаты труда представляет собой органическую совокупность нормативов, при помощи которых обеспечивается дифференциация и регулирование размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от квалификационного уровня, условий, тяжести, интенсивности и ответственности, выполняемых ими работ, а также особенностей народнохозяйственного значения отраслей промышленности и предприятий, их территориального размещения.
К числу основных нормативов, которые включаются в тарифную систему и являются, таким образом, ее составными элементами, относятся: Тарифно-квалификационные справочники; тарифные ставки и сетки; должностные оклады; районные коэффициенты к заработной плате; доплаты к тарифным ставкам и надбавки за совмещение профессий.
Тарифно-квалификационный справочник (ТКС) – это сборник нормативных документов, содержащий квалификационные характеристики работ (что должен уметь рабочий) и профессий рабочих (что должен знать рабочий), сгруппированных по производствам и видам работ. При разработке ТКС исходят из качества труда, который рабочий затрачивает на выполнение той или иной работы, то есть из степени ее сложности, точности и ответственности. Для оценки качества труда при организации его оплаты все работы, встречающиеся в отраслях производства, в соответствии с указанными признаками разбиваются на несколько групп сложности, каждой из которых присваивается определенный квалификационный тарифный разряд. В настоящее время в большинстве отраслей производства все рабочие и выполняемые работы по квалификационному уровню подразделяются на шесть разрядов. Простейшие работы относятся к I тарифному разряду. При организации оплаты труда осуществляется не только тарификация работ, то есть отнесение работ к определенному тарифному разряду, но и тарификация рабочих, то есть присвоение рабочим тарифных разрядов, соответствующих их квалификационной подготовке.
Основным критерием для присвоения тому или иному рабочему определенного тарифного разряда служит наличие у него профессиональных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения работ, отнесенных к данному тарифному разряду.
Тарифные ставки (оклады) представляют собой выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих в единицу рабочего времени. Тарифные ставки бывают часовые, дневные, месячные (оклады). Устанавливаются они по каждому тарифно-квалификационному разряду.
Тарифная ставка является основной исходной нормативной величиной, определяющий уровень оплаты труда рабочих.
С помощью тарифных ставок осуществляется внутрифирменное и межотраслевое регулирование заработной платы рабочих.
Тарифные сетки – это совокупность действующих в той или иной отрасли производства тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.
Устанавливаемые централизованно поразрядные тарифные ставки по всем категория рабочих независимо от различий условий труда и форм оплаты труда имеют одну общую основу. Эта общность состоит в том, что степень поразрядной дифференциации тарифных ставок на всех видах работ данной отрасли производства одинакова. Такой порядок установления поразрядных тарифных ставок исключает разнобой и обеспечивает единство в дифференциации уровня тарифных ставок в зависимости от разряда рабочих и разряда выполняемых ими работ. Путем деления тарифной ставки каждого разряда на тарифную ставку I разряда можно определить тарифные коэффициенты, соответствующие каждому разряду, которые наиболее точно отражают степень дифференциации оплаты труда рабочих в зависимости от их квалификации. Тарифный разряд в известной мере является показателем квалификационного уровня рабочих. Более точное представление в соотношении квалификационного уровня рабочих отнесенных к разным тарифным разрядам, дают тарифные коэффициенты. Величина тарифного коэффициента, соответствующего каждому разряду, показывает, во сколько раз уровень оплаты работ (рабочих) данного разряда превышает уровень оплаты простейших работ, отнесенных к I разряду. Относительное возрастание каждого последующего тарифного коэффициента по сравнению с предыдущим показывает, на сколько процентов уровень оплаты труда работ (рабочих) данного разряда превышает уровень оплаты работ (рабочих) предыдущего разряда.
Новая тарифная система предусматривает особый механизм компенсации за неблагоприятные условия труда. Во всех отраслях промышленности (за исключением угольной, металлургической и химической, где условия труда учтены непосредственно в тарифах) вместо повышенных тарифных ставок вводятся соответствующие доплаты. Но право на получение доплат зависит не от включения профессий в соответствующий перечень, а от результатов оценки фактического состояния условий труда на конкретных рабочих местах (на основе их аттестации). Таким образом, не профессия является основанием для установления доплат, а состояние конкретного рабочего места. В последующем рационализация этого рабочего места до уровня нормального ликвидирует и саму доплату.
Районный коэффициент представляет собой нормативный показатель увеличения размера заработной платы в зависимости от географического расположения предприятия. Он был введен в целях стимулирования работников предприятий и организаций, расположенных в северных районах, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Его размеры были установлены дифференцированно по районам страны.
Районные коэффициенты к заработной плате, следовательно, являются основным средством практического осуществления районного регулирования заработной платы.
Численность работающих на предприятии рассчитывается согласно нормативам численности по Банно-прачечному хозяйству и составляет на начало 2008 года 101 человек.
Из них руководителей – 6 человек, или 6% от общего числа работающих, специалистов и служащих – 8 человек, или 8% от общего числа работающих, 87 человек составляют рабочие различных специальностей, что составляет 86% от общего числа работающих на предприятии.
Заработная плата на предприятии МУП «БПХ» рассчитывается на основании «Межотраслевого тарифного соглашения по жилищно-коммунальному хозяйству», базовой ставкой является часовая тарифная ставка рабочего 1-го разряда. В 2008 году ФОТ составил 9422,2 тыс.руб., или 43% от себестоимости работ, услуг. Средняя заработная плата руководителей составила 16112,2руб специалистов и служащих -10140руб Рабочих 6981,2руб
Численность высококвалифицированного персонала достаточна для выполнения работ, оказания услуг предприятием в полном объеме.
На предприятии составлен коллективный договор.
Коллективный трудовой договор заключается между работодателем с одной стороны и работниками, представляемыми профсоюзной организацией, — с другой. Он регулирует правовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работником и по сути своей является правовым актом. Коллективный договор, как правило, регламентирует время начала и окончания работы, время перерывов, чередование рабочих и нерабочих дней, индексацию зарплаты, оплату труда в выходные и праздничные дни и любые другие вопросы, волнующие сотрудников и руководителей. Для предприятий такой договор очень важен с точки зрения развития и выхода на новый уровень производства, для членов коллектива — с точки зрения гарантированного выполнения перед ними обязательств, которые взяло на себя предприятие..
2.5
Роль предприятия в развитии города
Услуги по стирке белья занимают важное место в народном хозяйстве России, которое они по праву должны занимать в социальной политике государства.
Первая и главная социальная функция отросли – это предоставление населению личных санитарно- гигиенических и культурно-бытовых услуг.
Вторая социальная функция отросли- санитарно-гигиеническая обработка белья с дезинфекцией и пресечение любых возможностей распространения через белье инфекционных заболеваний.
Третья функция отросли- ликвидация последствий природных и техногенных катастроф, террористических актов. Значение отросли в полной мере проявляется в периоды ликвидации аварий.
По данным официального городского сайта в Череповце а настоящее время проживает 320 тысяч человек.
Муниципальный жилищный фонд насчитывает 1308 жилых домов, из них 76 деревянных. Общая площадь жилищного фонда города на 01.01.2008 года составила 6485,4 тысячи кв. м. Из них муниципальный жилищный фонд составил 2516,5 тыс. кв. м. Приватизированное и частное жилье составило 3767,5 тысяч кв. м. Для нормального обеспечения жизнедеятельности всех систем стабильная работа банно-прачечного хозяйства просто не обходима.
Понимая все серьезность положения администрация города разработала целевую программу развития отросли.
Развитие сферы банно-прачечных услуг в городском округе Череповца на 2009-2011гг."
Решением Думы городского округа Череповца от 11.12.08г. №675 принята Целевая программа городского округа Череповца «Развитие сферы банно-прачечных услуг в городском округе Череповца»
на 2009-2011 годы.
Цель Программы– реализация политики Администрации городского округа, направленной на развитие банно-прачечного хозяйства, поддержку социально-значимых услуг, техническое перевооружение отрасли, достижение безопасных условий эксплуатации на опасных производственных объектах.
Задачи Программы:
- реконструкция и строительство современных автономных котельных при банях;
- ремонт общих отделений бань, замена инженерного оборудования;
- приведение технологий обслуживания населения в соответствие с современными стандартами, повышение культуры обслуживания населения.
Реализация всех мероприятий Программы позволит:
- достигнуть современного уровня развития сферы банно-прачечного хозяйства в городском округе Череповец;
- обеспечить безопасность эксплуатации опасных производственных объектов, к которым относятся котельные и газовое оборудование бань;
- обеспечить бесперебойную работу банного хозяйства;
- уменьшить степень загрязнения воздуха, улучшить экологическую обстановку;
- повысить качество предоставляемых услуг бань и прачечных.
Прачечное хозяйство является одной из важнейших социально - значимых отраслей коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, которая позволяет поддерживать в надлежащем состоянии санитарно-гигиенической и культурно бытовой уровень жизни населения; обеспечивает защиту людей от последствий природных и техногенных катастроф и террористических актов путем стирки больших объемов белья в экстремальных условиях, дезинфекции, дезинсекции, дезактивации зараженного белья.
отрасли – ликвидация
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |