Реферат по предмету "Транспорт"


Тенденции развития транспорта

ТРАНСПОРТ (от лат. transporto — переношу,перемещаю), третья, после промышленности и с. х-ва, ведущая отрасль материальногопроизводства и инфраструктуры, осуществляющая передвижение грузов и пассажиров.Т. является основой географического разделения труда.
Объем иструктура транспортных перевозок отражают в общих чертах уровень и структуруэкономики, а география транспортной сети и грузопотоков — размещениепроизводит. сил. Т. также активно воздействует на размещение произ-ва,способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, эконом. р-нови стран. По характеру перевозок Т. подразделяется на грузовой и пассажирский,по назначению — на Т. общего пользования, обслуживающий сферу обращения товарови население; Т. необщего пользования — внутрипроизводственный, ведомственный;Т. личного пользования — легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки,яхты, самолеты и др. Кроме того, выделяются сухопутный (наземный и подземный), водныйи воздушный Т. Особую группу составляет трубопроводный Т.: нефте- игазопроводы, водопровод и пр.; ленточные транспортеры, конвейеры тоже являютсявидом Т.
СУХОПУТНЫЙТРАНСПОРТ, общее назв.видов транспорта, перевозящих грузы и пассажиров по суше (наземный транс-порт)или под землей (подземный транспорт, напр., метрополитен, рудничный транспорт);подразделяется на автомобильный, железнодорожный, гужевой.
АВТОМОБИЛЬНЫЙТРАНСПОРТ, вид сухопутноготранспорта, перевозящий грузы и пассажиров по безрельсовым до-рогам или бездорог (вездеходы); использует двигатели внутр. сгорания или (реже)электрические. А. т. подразделяется на грузовой и пассажирский. Достоинство А.т. — маневренность, недостаток — сравнительно высокая стоимость перевозок. А.т. становится все более важным и распространенным видом транспорта; самоговысокого уровня автомобилизации достигли США (600 автомобилей на 1000 жителей).
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙТРАНСПОРТ, вид сухопутноготранспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров по рельсовым путямсообщения, т. е. по ж. д. От др. видов сухопутного транспорта Ж. т. отличаетсямассовостью грузопотоков и пассажиропотоков, разнообразием перевозимых грузов(жидкие, сыпучие, лес, машины, скот и др.), относительно низкой стоимостьюперевозок грузов большого объема на большие расстояния. Ж. т. использует разл.виды энергии, гл. обр. электрическую и тепловую. По назначению Ж. т. делится натранспорт общего пользования, в т. ч. городской (трамвай, метрополитен), ипромышленный (заводской, рудничный, лесохозяйств. и др.).
ГУЖЕВОЙТРАНСПОРТ, вид сухопутноготранспорта, использующий в качестве тяги силу животных (лошадей, волов,верблюдов, оленей, собак и др.); подразделяется на колесный и санный. Втруднодоступных местностях (горы, тайга, пустыни) сохраняет значение вьючныйтранспорт, т. е. перевозка грузов на животных без повозок. Г. т. (и вьючный)еще играет большую роль в хоз-ве развивающихся стран.
ВОДНЫЙТРАНСПОРТ, общее назв.видов транспорта, использующих водные естеств. (океаны, моря, реки, озера) иискусств. (каналы, водохранилища) пути сообщения. В. т. подразделяется на морскойи внутренний водный транспорт.
МОРСКОЙТРАНСПОРТ, вид водноготранспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров с помощью судов поокеанам, морям, морским каналам (морское судоходство). Характеризуется высокойгрузоподъемностью транспортных средств, неограниченной пропускной способностью,сравнительно небольшими затратами на перевозки. М. т. обслуживает 4/5 всей международнойторговли и делится на каботажный и международный дальнего плавания; особый видМ. т. — морские паромы.
МОРСКОЙ ПАРОМ, судно, перевозящее железнодорожныесоставы; такой способ перевозки позволяет обходиться без трудоемкой перевалкигрузов с ж. д. на суда и обратно. Морские паромные переправы пересекают прол.Керченский, Татарский, Скагеррак (линия Норвегия-Дания), Па-де-Кале (Англия-Франция), Кабот (вост. Канада). На Балтийском море М. п. соеди-няют портыШвеции, Финляндии, Литвы с портами Германии, на Каспии — Баку с Красноводском,на Черном м. — Ильичевск (Украина) с Варной (Болгария), в Тирренском м. — Италию с Сардинией; есть морская паромная линия вдоль Тихоокеанского побережьяСША и Канады — от Сиэтла до Аляски.
КАБОТАЖ (франц. cabotage, от caboter — плавать вдоль берегов), судоходство между портами одной страны. Различаютбольшой К. — между портами разных морей (напр., в России — между Архангельскоми Владивостоком, Азовом и С.-Петербургом и др.) и малый К. — между портамиодного моря. В на-стоящее время К. почти во всех странах являетсяисключительным правом торгового флота этих стран. К. в ряде стран сокращается сразвитием конкурирующего железнодорожного и автомобильного транспорта.
«ДЕШЕВЫЕ»ФЛАГИ, «удобные» флаги,«подставные» флаги, флаги некоторых развивающихся стран, под которыми ходятсуда наиболее развитых стран — США, Японии, Германии, Великобритании и др.Судовладельцы развитых стран используют «Д.» ф., т. к. в развивающихся странахналог на владение судами значительно ниже, чем в развитых, более низкиетребования к безопасности мореплавания и ниже зарплата моряков. В качестве «Д.»ф. наиболее широко используются флаги Либерии и Панамы, а также Греции, имеющейи большой собственный флот. Используя «Д.» ф., судовладельцы получают огромныедоходы.
РЕЧНОЙТРАНСПОРТ, точнеевнутренний водный транспорт, вид водного транспорта, осуществляющий перевозкигрузов и пассажиров по рекам, озерам и каналам речных систем (речноесудоходство). Р. т. — старейший вид транспорта, но по грузо- ипассажирообороту, как и по длине сети, уступает автомобильному и железнодорожномутранспорту. Крупные реки мира, пригодные для судоходства (Амазонка, Миссисипи,Обь, Енисей, Янцзы, Конго, Волга, Дунай и др.), имеют значительно большую пропускнуюспособность, чем самые мощные ж. д., но использование возможностей Р. т.зависит от общего уровня эконом. развития; так, по грузообороту Р. т.выделяются США, Россия, Канада, Германия, Нидерланды, Бельгия, Китай. Нагигантские речные системы Азии (без России и Китая), Африки и Латинской Америкиприходится лишь 5% мирового грузооборота.
ВОЗДУШНЫЙТРАНСПОРТ, авиационныйтранспорт, вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушнымпутем с помощью летательных аппаратов (самолетов, вертолетов и др.). Для В. т.характерны высокие скорости движения (от 200 до 2000 км/ч), способность преодолевать естеств. преграды, препятствующие наземному транспорту. Ногрузоподъемность воздушных судов невелика, высока стоимость перевозок, особенновертолетами. В. т. незаменим в обслуживании трудно-доступных отдаленных р-нов,для перевозки дорогих и скоропортящихся грузов на большие (свыше 1000 км) расстояния. С внедрением скоростных многоместных самолетов В. т. становится одним изважнейших видов пассажирского транспорта.
ТРАНСПОРТНАЯСЕТЬ, общая сеть путейсообщения. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средствав совокупности образуют мировую транспортную систему. Общая длина Т. с. мира(без морских путей) превышает 35 млн км. Т. с. можно характеризовать по длине, густоте,составу (видам транспорта), пропускной способности, мощности грузопотоков,пассажиропотоков и др. показателям.
ТРАНСПОРТНЫЕМАГИСТРАЛИ, основныетранспортные пути в составе транспортной сети к.-л. территории. Т. м.выделяются повышенной техн. оснащенностью, мощными потоками грузов ипассажиров, они имеют большое значение в системе производственно-территориальныхсвязей. Т. м. подразделяются на международные (напр., Панамериканскаяавтомагистраль, железно-дорожная магистраль Москва-Киев-Прага); общегосударств.магистрали (Транссибирская ж. д., Трансамазонское шоссе); межрайонные (ж. д.Мурманск-С.-Петербург-Москва).
ГУСТОТАТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ к.-л.территории, отношение общей длины транспортной сети к площади этой терри-тории.Выражается в км/км2 или км/100 км2. Г. т. с. может бытьрассчитана и для к.-л. одного вида транспорта, напр. железнодорожного .
ТРАНСПОРТНЫЙУЗЕЛ, пункт, к которомуподходят не менее трех транспортных линий. Если это линии разных видов
транспорта,то такой Т. у. наз. комплексным, напр. речной порт с подходящими к немужелезными и шоссейными дорогами. Такие Т. у. служат обычно местами пересадокпассажиров и перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.
ГРУЗООБОРОТ: 1) Г. транспорта, работа грузовоготранспорта, измеряемая в тонно-километрах (т-км), т. е. произведение количествагруза (т) на расстояние, на которое груз перевезен (км); 2) Г. транспортныхузлов (морских, речных портов, железнодорожных станций и др.), количествоотправленных и принятых грузов (т) за к.-л. период (напр., год — годовой Г.).На пассажирском транспорте применяются соответствующие показатели — пассажирооборот, измеряемый в первом случае в пассажиро-километрах, во втором — в числе пассажиров за к.-л. период.
ГРУЗОПОТОК, характеристика объема перевозокгрузов (т) на отдельном участке транспортной сети, а также между к.-л.пунктами, р-нами, странами и др. участниками перевозок (отправителями иполучателями). На пассажирском транспорте соответствующий показатель — пассажиропоток, измеряемый числом пассажиров.
ГРУЗОНАПРЯЖЁННОСТЬ, густота перевозок, количествогрузов (т), проходящих через данный путь (участок пути, перегон) за определ.период (сутки, год). На пассажирском транспорте применяетсяпассажиронапряженность, или густота пассажирских перевозок — число пассажировза определенный период.
ПРОПУСКНАЯСПОСОБНОСТЬ,максимальная возможная грузонапряженность или пассажиронапряженность участкатранспортной сети
Велико значение транспортав жизни человека, он играет исключительную роль в производственном процессе.Без транспортировки и перемещений продуктов и орудий труда функционированиепроизводства невозможно. Транспорт является составной частью народногохозяйства страны, обслуживает все его отрасли. Там, где транспорт, там — жизнь!Самым ярким подтверждением этого является Транс-Сибирская магистраль, гдевокруг колеи поселились люди и началось бурное развитие народного хозяйства.
Продукцией транспортаявляется сам материальный процесс перемещения. Работа транспорта измеряетсяколичеством перевезенных грузов и людей, оборотом грузов и людей в тонно- ипассажиро-километрах. Также транспорт, особенно железнодорожный, играетключевую роль в обеспечении обороноспособности государства.
В Украине единаятранспортная система страны, которая включает следующие виды транспорта:железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской, речной,поромный, городской.
Транспорт потребляетоколо 13% топливно-энергетических ресурсов страны, на долю железнодорожноготранспорта приходится 6% электроэнергии, 17% — валового потребления дизельноготоплива. Производство транспорта составляет 20% стоимости всех фондов народногохозяйства, на долю железнодорожного транспорта приходится 6,9% основных фондовстраны.
Сегодня активноразвивается новый вид транспорта — трубопроводный. И это не удивительно, ведьон обеспечивает доставку таких жизненно необходимых современному человекупродуктов, как газ и нефть.
Преимуществатрубопроводного транспорта:
1) Возможностьповсеместной прокладки труб;
2) Кратчайшее расстояниетранспортировки;
3) Самая низкаясебестоимость транспортировки;
4) Полная герметизацияпродуктов транспортировки;
5) Автоматизация процессадоставки;
6) Меньшие, по сравнениюс другими видами транспорта капиталовложения в металл.
Основным недостаткомтрубопроводного транспорта является ограниченность грузов, которые он можеттранспортировать (только жидкие и газообразные, иногда на небольшие расстояния- сыпучие).
Не сильно отстают от негои другие виды транспорта, например автомобильный. Колоссальное увеличениеколичества машин на дорогах Украины заметно невооруженным глазом. Повышается нетолько количество машин, но и их качество: грузоподъемность, скорость,экологичность и т.д.
Преимущества автомобильноготранспорта:
1) Найбыстрейшая доставкагрузов на короткие расстояния;
2) Широкая маневренность:доставка грузов в системе производитель-склад-потребитель не требуетдополнительных перегрузок с одного транспортного средства на другое;
3) Регулярность перевозоктам, где есть дороги;
4) сравнительно небольшиекапиталовложения в строительство дорог.
Недостатки:
1) Высокая себестоимостьперевозок;
2) Негативное влияние наокружающую среду, в первую очередь из-за количества выхлопных газов.
Эффективность своейработы продолжает неустанно поднимать железнодорожный транспорт. Сеть железныхдорог Украины непрерывно развивается и расстраивается: прокладываются новыелинии, совершенствуются технологии строительства путей и вагонов слокомотивами, автоматизируются и механизируются трудоемкие операции, все ширевнедряется вычислительная техника. Сегодня железнодорожный транспорт Украиныобеспечивает работой более 500 тыс человек!
Основные преимуществажелезнодорожного транспорта по сравнению с другими:
1) Независимость работыот климатических условий, погоды, времени суток. Железнодорожный транспорт обеспечиваетрегулярную, беспрерывную перевозку пассажиров и грузов в любое время дня иночи, при любой погоде в самые отдаленные уголки нашей планеты;
2) Высокая провознаяспособность;
3) Способность осваиватьмассовые перевозки грузов и пассажиров;
4) Высокая скоростьдвижения;
5) Короткий путьпередвижения грузов и пассажиров;
6) Невысокаясебестоимость перевозок (особенно при массовых на большие и средниерасстояния);
7) Большая гибкость именевренность при перевозках;
8) Наличие непрерывнойрельсовой связи с подавляющим большинством крупных промышленных исельскохозяйственных предприятий (внутри предприятий, связь предприятий сосновной магистралью);
9) Возможность сооруженияжелезнодорожного полотна на любой сухопутной территории;
10) Экологичностьэлектрифицированных линий (а таких большинство).
Основным недостаткомжелезнодорожного транспорта является потребность в больших капиталовложениях встроительство новых и реконструкцию существующих линий в основном по причинеметаллоемкости.
Не последнее место втранспортной системе Украины занимает речной транспорт. Ведь у нас так многошироких судноплавных рек: Дунай, Днепр, Южный буг, Днестр, Сиверский Донец идр.
Преимущества речноготранспорта:
1) Большая провознаяспособность на губоководных реках;
2) Низкая себестоимостьперевозок;
3) Малыеудельно-капитальные затраты: строить надо только порты, реки есть и так.
Недостатки:
1) Несовпадение большихрек с направлениями грузопотоков;
2) Нерегулярностьперевозок (зимой реки покрываются льдом);
3) Медленность перевозок.
Преимущества морскоготранспорта:
1) Обеспечивает массовыемежконтинентальные перевозки грузов и пассажиров;
2) Низкая себестоимостьперевозок.
Основным недостаткомморского транспорта является его зависимость от погодных условий.
Наверно активнее всего впоследнее время в мире развивается воздушный транспорт. Причем не толькопассажирский, но и грузовой, военный. Постоянно создаются новые, более быстрые,безопасные самолеты все больших размеров и грузо- и пассажироемкости,совершенствуется оборудование аэропортов.
Воздушный транспорт имееттакие преимущества перед другими видами транспорта:
1) Возможность перевозокво всех направлениях, в любую точки Земного шара;
2) Сравнительно невысокиекапиталовложения в строительство: нужны только аэропорты, а дорогой служитвоздух;
3) Очень большая скоростьдоставки.
Основным недостаткомявляется возможность транспортировки небольшими партиями на дальние расстояниясрочных или скоропортящихся грузов из-за стоимости транспортировки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структурная и молекулярная организация генного вещества
Реферат Типовая технологическая инструкция агломерационной фабрики ОАО "Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича" по эксплуатации фабрик окускования
Реферат Наружная реклама. Виды, приемы, идеи
Реферат Зборівський і білоцерківські договори Б Хмельницького
Реферат Инвестиционное проектирование 2
Реферат Особенности маркетинга образовательных услуг
Реферат Законы денежного обращения, денежный оборот и денежная эмиссия
Реферат Александр Николаевич Скрябин
Реферат Отруби, жмыхи и шроты в кормлении сельскохозяйственных животных
Реферат Гидроксикарбонильные соединения Дикарбоновые кислоты
Реферат Частотные критерии устойчивости
Реферат Карл IV де Бурбон
Реферат Leadership Essay Research Paper Statement of the
Реферат Розрахунок параметрів регуляторів систем регулювання координатами реверсивного електропривода
Реферат Тенденции структурных преобразований экономики России