Реферат по предмету "Военная кафедра"


Двигатель УТД-10

СИСТЕМА СМАЗКИ


УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ СМАЗКИ


Система смазки циркуляционная, комбинированная, под давлени­ем и разбрызгиванием, предназначена для очистки масла от механи­ческих примесей, смазки трущихся поверхностей и отвода от них тепла.


В систему смазки входят масляный бак 6
(рис. 1), сверху кото­рого закреплены маслозаправочный бачок 13,
масляный насос 1,
масло-закачивающий насос МЗН-3, центробежный масляный фильтр 25,
мас­ляный радиатор 19
и маслопроводы.


Масляный бак расположен в силовом отделении и крепится стяжной лентой к правому борту машины. Заправочная емкость бака 48 л. Внутрь масляного бака входит котел 30
подогревателя и крепится к его стенке на шпильках. К передней стенке бака на шпильках крепится маслозака-чилзающий насос 5. На верху бака имеется две горловины, одна из кото­рых связана дюритовым шлангом с маелозалравочмым бачком 13,
а к другой подсоединяется трубопровод 20,
по которому отводится масло из радиаторов в бак. На днище бака расположен клапан 32
для слива масла. Внутри бак разделен перегородками, уменьшающими плескание масла на ходу машины.


Внутри бака перегородки образуют компенсационный бачок, кото­рый служит для ускорения прогрева масла в зимних условиях. Из это­го бачка осуществляется забор масла через перфорированную трубку.


На машинах выпуска до 1968 г. компенсационного бачка и трубки


нет.


В нижней части бака имеется штуцер, к которому 'подсоединен обо­греваемый маслопровод 2,
подводящий масло к масляному насосу дви­гателя.


В заправочном бачке 7 (рис. 2) имеется два штуцера, один из них заправочный, закрыт пробкой 4,
а в другой установлен маслоиз-мерительный щуп 8.
Накидная гайка щупа навинчивается на резьбу штуцера бачка. В заправочной горловине установлен сетчатый фильтр б.








В пробку 4
заправочной горловины вмонтирована набивка 3
из про­волочной канители, предназначенная для задержания масла при вы­ходе воздуха через дренажное отверстие. Кроме того, набивка предот­вращает попадание пыли в масло снаружи вместе с воздухом.


Из масляного бака осуществляется отсос газов. Для этой цели к баку подсоединен трубопровод, сообщающий его с коро­бом 16
(рис. 1) эжектора. Конец этого трубопровода соединен с об­ратным (дренажным) клапаном 17,
закрепленным на коробе эжектора.


Дренажный клапан предотвращает попадание газов сгорания из короба эжектора в бак. Он состоит из штуцера 33,
сообщающегося с коробом эжектора, соединительной трубки 34,
корпуса 39, в
котором смонтирован клапан 37,
поджимаемый к седлу пружиной 36.


При возрастании давления в баке клапан 37
открывается и под действием разрежения в коробе эжектора газы отсасываются из бака.


Масляный насос (рис. 3) двухсекционный, шестеренчатого типа, служит для подачи масла из масляного бака в главную магистраль двигателя и для откачки масла из блок-картера в бак. Насос крепится на шпильках к блок-картеру двигателя. Он состоит из корпуса, шесте­рен нагнетательной и откачивающей секций, шестерни 12
привода, ре­дукционного клапана, обратного клапана 8
и двух крышек.


Корпус состоит из трех частей, стянутых болтами 18;
стыки меж­ду частями корпуса и крышками уплотняются паронитовыми проклад­ками.


Нагнетающая секция состоит из двух цилиндрических шестерен 9
и 10.
На хвостовике ведущей шестерни 9
сидит на шлицах шестерня 12
привода масляного насоса. В ступицу шестерни 10
входит рессорка 16,
которая приводит во вращение ведущую шестерню 1
откачивающей секции.


Откачивающая секция состоит из трех шестерен 1, 3
и 4,
работаю­щих попарно. Одна пара шестерен откачивает масло из картера, а вто­рая откачивает масло, слившееся из сопел форсунок центробежного фильтра и из муфты опережения впрыска топлива.


Выход масла из обеих секций общий.


Редукционный клапан обеспечивает поддержание давления в на­гнетательной магистрали двигателя 6—10 кгс/см2
. Корпус 17
клапана ввернут в штуцер корпуса насоса. Во внутреннюю резьбу пробки кор­пуса клапана ввернут винт 20,
на конце которого жестко закреплен та­рельчатый клапан 22.
Винт 20
контрится гайкой и проволокой и плом­бируется.


Для регулировки клапана необходимо расшплинтовать болт и осла­бить контргайку 24
и проворачивать винт 20
за шестигранную головку.


Обратный клапан 8
установлен на выходе из нагнетательной по­лости. Он предназначен для предотвращения перетекания масла из ма­гистрали через масляный насос в бак при неработающем двигателе. Клапан состоит из корпуса, шарика и пружины.


При работе двигателя вращение от коленчатого вала через про­
межуточную шестерню 6
механизма передач передается на
шестерню 12
(рис. 3) и от нее на шестерни нагнетательной и откачи-
' вающей секций насоса.


Масло из бака самотеком поступает в приемную полость нагнета­ющей секции через штуцер /3. Вращаясь, зубья шестерен 9 и 10
захва­тывают масло и перегоняют его в полость нагнетания, где создается давление, под действием которого открывается обратный клапан 8
и масло поступает в магистраль.




Рис. 3. Масляный насос:


1 — ведущая шестерня откачивающей секции; 2
— коль­цо; 3
и 4 —
ведомые шестерни откачивающей секции; 5
— крышка-фланец; 6
— корпус откачивающей секции; 7 — корпус нагнетающей секции; 8
— обратный клапан; 9
— ведущая шестерня нагнетающей секции; 10
— ведо­мая шестерня нагнетающей секции; 11 - задняя крышка; 12

шестерня привода масляного насоса; 13
— штуцер;

14 —
самоподжимной сальник; 15 —
заглушка; 16 —
рес-сорка привода; /7 —корпус редукционного клапана; 18
— стяжной болт; 19
— шайба; 20
— винт; 21
— пружи­на; 22
— клапан; 23
— седло клапана; 24
— контргайка винта; а —
отверстие для подвода масла из картера; б —
отверстие для подвода масла из центробежного фильт­ра; в —канал выхода масла из откачивающих секций радиатора; г
— осевой канал; д —радиальный канал




При возрастании оборотов коленчатого вала двигателя производи­тельность насоса повышается и давление в полости нагнетания увеличивается. Когда давление выходит за пределы допустимого, отжимает ся тарель редукционного клапана 22
и часть масла через осевой канал г
и радиальный канал д
перепускается в приемную полость нагнета­тельной секции. Одновременно масло из блок-картера двигателя и из сопел центробежного фильтра поступает через отверстия а и б в при* емяые полости откачивающей секции, откуда оно подается в масляный радиатор.


Масляный фильтр предназначен для очистки масла от смол и механических примесей. Фильтр сдвоенный, включает последовательно соединенные фильтр грубой очистки и центробежный фильтр.


Фильтр установлен в развале блок-картера на четырех шпильках. Фильтр состоит из корпуса 23
(рис. 4) с двумя раздельными крышка-ми 6
и 20,
центробежного фильтра, фильтра грубой очистки и шарико­вого обратного клапана.


Корпус алюминиевый, разделен «а две полости. В меньшей полости размещается фильтр грубой очистки, состоящий из полого стержня 21,
ввернутого в днище корпуса, фильтрующего сетчатого цилиндра 18,
надетого на стержень и прижимаемого сверху пружиной 19.


: 56 78 9 10 11 12 13 а 14 15 16 б 171819 20 21



Рис. 4. Масляный фильтр:


/ — бронзовая втулка; 2 —
форсунка; 3 —
крышка ротора; 4 — маслозаборная трубка; 8, 14
и 22
— гайки; 6
— крышка фильтра; 7—«корпус ротора; 8
— сетка; 9
— стержень ротора; 10 —
втулка; 11— пробка смотрового отверстия; 12 —
стопорное кольцо; 13 —
бронзовая втулка стержня ротора; 15 —
шпилька; 16 —
щиток; 17
резиновое коль­цо; 18 —
сетчатый цилиндр; 19
— пружина; 20
— крышка фильтра грубой очистки; 21
— стержень; 23 —
корпус; 24
— маслоотражательный щиток; 25
— опорный подшип­ник; 26 —
штуцер; 27
— трубка отвода очищенного масла; 28
— заглушка; 29
— шарик обратного клапана; а
— отверстие стержня ротора; б —
канал; в
— верхнее отверстие; г
— нижнее отверстие; д
— нижнее отверстие стержня


Центробежный фильтр состоит из стержня 9,
вставленного в ра-
сточку корпуса и опирающегося сверху в расточку крышки 6,
ротора и
маслоотражательного щитка 24.


Ротор состоит из корпуса 7 и крышки 3,
стянутых друг с другом: двумя шпильками 15.
В крышке ротора установлены две маслозабор-; ные трубки 4
с защитными сетками 8
и щиток 16,
который прижимается к крышке буртиками шпилек 15.
Ротор опирается на подшипник 25
и вращается вокруг стержня 9
на двух бронзовых втулках (подшипни­ках) 1
и 13,
запрессованных в крышку и корпус ротора.


Внутренняя полость стержня 9
закрывается снизу резьбовой за­глушкой 28,
а сверху пробкой 11.
Пробка от выпадания зафиксирована стопорным кольцом 12.
Внутрь стержня завальцована медная трубка 27
для отвода очищенного масла. Вторым концом трубка выходит в по­лость обратного клапана, который (Предотвращает перетекание масла из центрального масляного канала блок-картера в фильтр при прокач­ке масла перед запуском.


В нижней части корпуса фильтра установлен сваренный из двух половин маслоотражателыный щиток 24.


При работе двигателя масло насосом подается через штуцер, филь­трующую сетку и радиальные отверстия В в полость стержня 21.
Из по­лости стержня по каналу в днище корпуса масло идет в нижнюю полость стержня 9
«ротора и через отверстия д
заполняет внутренний объем ротора. Часть масла из ротора поступает в две маслозаборные трубки 4,
установленные в крышке 3
ротора.


В нижней части трубок 4
установлены форсунки 2,
сопла которых натравлены по касательной к образующей трубок. Масло из трубок под давлением с большой скоростью вытекает через сопла, и под действи­ем реактивных сил, создаваемых струями масла, ротор вращается с большой скоростью. В зависимости от величины давления масла ротор вращается со скоростью 6000—9000 об/мин. Под действием центробеж­ных сил тяжелые частицы примесей, попавших в масло, устремляются к периферии ротора и откладываются на его внутренних стенках, а в полости, близкой к оси ротора, образуется зона чистого масла. Чистое масло проходит через отверстия а
в полость стержня 9,
откуда по трубке 27,
отжав шарик 29
обратного клапана, проходит через выход­ной штуцер в масляную магистраль двигателя и на смазку муфты опе­режения подачи топлива. Другая часть масла из полости ротора непо­средственно поступает через отверстия а, минуя трубки 4.


Маслозакачивающий насос МЗН-3 предназначен для подачи масла в двигатель перед пуском. Он крепится на шпильках к фланцу масля­ного бака с левой стороны.


Насос шестеренчатый, с приводом от электродвигателя МН-1, со­стоит из корпуса с крышкой.
В корпусе установлены две шестерни 7 и 9.
Ведущая шестерня 9
выполнена заодно с валиком, ко­торый муфтой 3
связан с валом 5 электродвигателя 4.


В насосе смонтирован шариковый перепускной клапан с пружиной 12,
отрегулированной на давление 12±2 кгс/см2
. Масло из бака само­теком по каналам в корпусе насоса попадает в приемную полость, где захватывается зубьями шестерен 7 и 9
и подается в нагнетательную полость и из нее в магистраль двигателя. Если давление в магистрали становится выше допустимого, отжимается шарик 11
перепускного клапана и масло из нагнетательной полости перепускается через ка­нал а
обратно в приемную полость.


Масляный радиатор трубчато-пластинчатый, предназначен для охлаждения масла, выходящего из двигателя. Он установлен в короб­ке эжектора под броневыми жалюзи крыши. Радиатор 19
(рис. 1) состоит из пакетов латунных трубок овального сечения, на которые надеты охлаждающие пластины, трубных досок и коллекторов.


При работе двигателя масло из масляного насоса подается к кол­лектору радиатора и, проходя по трубкам, охлаждается в них потоком воздуха, засасываемого в эжектор системы охлаждения двигателя. Для лучшего охлаждения входной коллектор выполнен раздельным, и масло проходит вначале по одной половине пакетов трубок, затем по второй, чем удлиняется его путь и время нахождения под воздейст­вием потока воздуха.


РАБОТА СИСТЕМЫ СМАЗКИ


При включении маслозакачивающего насоса 8
(рис. 1) масло из бака 6проходит через сетчатый фильтр 10
и по трубопроводу 11
подается к двигателю. После запуска двигателя сразу же начинает ра­ботать масляный насос У, который подает масло из бака к центробеж­ному фильтру 25.












Масло
из бака




Масло
к коленча­
тому валу
двигателя



Рис. 185. Маслозакачивающий насос МЗН-3:


/ — корпус насоса; 2 —
самоподжимной сальник; 3
— соединительная муфта; 4
— электро­двигатель; 5 — вал электродвигателя; 6
— крышка насоса; 7 —ведомая шестерня; 8 —
пробки корпуса; 9 —
ведущая шестерня; 10
— пробка клапана; // — шарик клапана; 12
— пружина; а
— канал перепускного клапана; б
— канал


Очищенное масло из фильтра по каналу масляной магистрали блок-картера подводится к сверлениям коленчатого вала двигателя. Выдавливаясь из зазоров шатунных подшипников, масло разбрызги­вается и смазывает поршни, поршневые пальцы, верхние головки ша­тунов, гильзы и подшипники качения коленчатого вала.


Часть масла из главной магистрали поступает В коробку муфты опережения впрыска топлива, из которой оно по трубкам подводится к торцам головок блоков. Здесь масло смазывает под давлением упор­ные подшипники распределительных валов и через радиальные отвер­стия в шейках и кулачках смазывает подшипники валов, кулачки и тарелки клапанов. Из головок масло стекает в полость картера меха­низма передач, где оно разбрызгивается вращающимися шестернями и смазывает зубья шестерен и подшипники.


У места подвода масла к левой головке блока ввернут двойной зажим, от которого по трубке масло поступает к воздухораспреде­лителю.


Из коробки муфты опережения подачи топлива масло по трубке подается к топливному насосу, откуда по двум трубкам перепуска сли­вается в блок-картер.


Масло после смазки трущихся деталей двигателя сливается в блок-картер, где собирается в маслоотстойнике. Из маслоотстойника масло забирается откачивающей секцией насоса и подается по тру­бопроводу 29
в радиатор 19,
откуда по трубопроводу 20
стекает в бак 6.


Подшипники водяного насоса смазываются масляным туманом, ко­торый образуется при выдавливании масла из опоры центральной ше­стерни откачивающей секции масляного насоса.


Пары масла и газа из масляного бака отсасываются через дре­нажную систему под действием разрежения в эжекторе.


Для контроля за работой системы смазки имеется манометр и термометр.


ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ
ДВИГАТЕЛЯ


При контрольном о с м о т р е проверить:


— уровень масла в баке;


— работу контрольных приборов;


— нет ли течи масла из трубопроводов и соединений.


При ежедневном техническомобслуживании:


—дозаправить систему смазки;


—проверить уровень масла в регуляторе топливного насоса.
При техническомобслуживании № 1 выполнить ра­
боты ежедневного технического обслуживания и дополнительно:


— заменить масло в системе смазки двигателя (через каждые
5000 км пробега);


— промыть масляный центробежный фильтр;


—проверить крепление фильтра и трубопроводов.


При техническомобслуживании №2 выполнить все работы технического обслуживания № 1 и, кроме того, заменить масло в регуляторе (при необходимости), очистить радиатор от пыли (грязи), промыть фильтр МЗН и проверить крепление радиатора.


Для проверки уровня масла в системе смазки необходимо:


— очистить от пыли и грязи броневую пробку на крыше машины, расшплинтовать и вывернуть ее;


— вывернуть щуп 15
(рис. 1), протереть его и вновь установить
на место, затем снова вынуть его и проверить уровень масла; прове­
рять не раньше чем через 15 мин после остановки двигателя. Уровень
масла должен быть выше нижней метки щупа.


Для дозаправки системы смазки необходимо:


— расшплинтовать и вывернуть пробку заправочной
горловины масляного бака;


— вынуть сетчатый фильтр 6 ; -
установить в заправочную горловину раздаточный пистолет маслозаправщика и дозаправить бак маслом до верхней метки щупа.
При отсутствии маслозаправщика дозаправлять маслом, нагретым до
70—90° С, с помощью ведра через воронку с фильтром, при этом сет­
чатый фильтр из заправочной горловины масляного бака не вынимать;


—установить щуп на место и завернуть пробки.


Порядок замены масла в системе смазки. Замена масла произво­дится через 5000 км пробега, но не реже чем через 200 ч работы дви­гателя.


Для замены масла необходимо:


—очистить от пыли и грязи броневую пробку на кры­
ше машины, расшплинтовать и вывернуть ее;


— расшплинтовать и вывернуть пробку 4
(рис. 2) масляного
бака;


— очистить от пыли и грязи броневые пробки и
вывернуть их;


— расшплинтовать и вывернуть пробку сливного клапана 32

(рис. 1) масляного бака;


— ввернуть ключ для слива масла в корпус сливного клапана,
предварительно присоединив к ключу шланг, и слить масло в чистую
тару; сливать масло сразу же после остановки двигателя;


— вывернуть ключ для слива;


— завернуть пробку сливного клапана и зашплинтовать ее;


— расшплинтовать и вывернуть пробку сливного от­
верстия из картера двигателя и слить масло в тару;


— завернуть пробку в отверстие картера двигателя и зашплинто­
вать ее;


— завернуть броневые пробки в днище машины;


— промыть фильтры грубой и тонкой очистки масла;


—заправить масляный бак маслом до верхней метки щупа;


— включить МЗН и создать давление в системе смазки не менее
2 кгс/см2
;


— запустить двигатель, установить обороты коленчатого вала
800—1000 в минуту и через 3—5 мин остановить двигатель;


— проверить через 15 мин после остановки двигателя уровень мас­
ла в масляном баке;


— поставить на место щуп и пробки.


Масляные фильтры промываются через 2500 км пробега, но не ре­же чем через 120 ч работы двигателя. Для промывки необходимо:


— вывернуть болты крепления крышки люка над двигателем и от­
крыть ее;


— отвернуть болты крепления лобового ребристого листа корпуса
и поднять его до установки на стопор;


— отсоединить тягу) привода подачи топлива от дву­
плечего рычага 9;


— отвернуть три гайки 5
(рис. 4) крепления крышки 6
центро­
бежного масляного фильтра;


— снять крышку и извлечь ротор из корпуса фильтра;


— удерживая ротор ключом для разборки центрифуги, отвернуть
поочередно две гайки 14
на пять оборотов каждую;


— попеременными легкими ударами молотком по торцам гаек 14

отделить корпус 7
ротора от крышки 3
ротора;


— отвернуть гайки 14
полностью и разобрать ротор;


— снять с маслозаборных трубок 4
защитные сетки 8;


— удалить деревянным скребком с внутренней поверхности кор­
пуса 7
ротора отложения и промыть его чистым дизельным топливом;


— промыть в чистом дизельном топливе маслозаборные трубки и
защитные сетки; проверить чистоту сопловых отверстий форсунок 2,

осторожно прочистив их мягкой (медной или алюминиевой) проволо­
кой, после чего продуть сжатым воздухом;


— надеть защитные сетки на маслозаборные трубки так, чтобы
шов сетки не совпадал с отверстием в трубке;


— соединить корпус ротора с крышкой так, чтобы контрольный
штифт в крышке ротора вошел в паз корпуса ротора (если контроль­
ного штифта нет, то соединить так, чтобы совпали метки на боковой
поверхности корпуса ротора и крышки);


— навернуть гайки 14
на шпильки, «имеющие те же номера, что и
номер гайки;


— удерживая ротор ключом для разборки, затянуть гайки 14
так,
чтобы риски на гайке и роторе совпали;


— вставить ротор в корпус фильтра и проверить легкость его
вращения; ротор должен свободно, без заеданий, вращаться от толчка
руки;


— установить на корпус фильтра крышку 6
(проверить целость
прокладки);


— затянуть гайки 5
крепления крышки центробежного масляного
фильтра, установив под гайки пружинные шайбы;


— вывернуть пробку 11смотрового отверстия «а крышке 6
и про­
верить легкость (вращения ротора;


— завернуть и зашплинтовать пробку смотрового отверстия;


— отвернуть две гайки 22
крепления крышки 20
масляного фильт­
ра грубой очистки и снять крышку с пружиной 19;


— вынуть сетчатый цилиндр 18,
промыть его в чистом дизельном
топливе и продуть сжатым воздухом;


— вставить фильтрующий элемент в корпус фильтра и собрать
фильтр;


— соединить тягу привода подачи топлива с дву­
плечим рычагом;


— запустить двигатель, прогреть его и проверить, нет ли течи из
фильтра;


— остановить двигатель и поставить на место ребристый лист.


Для проверки уровня масла и дозаправки регулятора топлив­ного насоса необходимо:


— открыть крышку люка над двигателем;


— расшплинтовать и вывернуть пробку из корпуса
регулятора топливного насоса; протереть щуп и ввернуть обратно;


— вынуть щуп и проверить уровень; уровень должен быть между
верхней и нижней метками;


— при необходимости дозаправить масло с помощью шприца.


В случае загрязнения или сильного разжижения масла его необхо­димо заменить, для чего:


— шприцем отсосать масло из корпуса регулятора, надев на но­
сок шприца резиновую трубку диаметром 8 мм, длиной 150—200 мм;


— залить через воронку с сеткой чистое масло примерно 250 см8
;


— проверить уровень по щупу, поставить пробку 20
на место и за­
шплинтовать.


Для промывки фильтрующей сетки маслозакачивающего насоса необходимо:


— снять крышку люка под двигателем;


— вывернуть накидную гайку заборного патрубка МЗН из штуце­
ра бака;


— отвести в сторону отсоединенный патрубок с трубопроводом 11

(рис. 1) от МЗН в сторону двигателя;


— вывернуть фильтр 10
МЗН из масляного бака, предварительно
расшплинтовав его;


— промыть фильтр в чистом дизельном топливе;


— установить фильтр МЗН на место и зашплинтовать его;


— присоединить к корпусу фильтра патрубок с трубопроводом,
навернув на корпус фильтра накидную гайку;


— зашплинтовать накидную гайку;


— запустить двигатель, прогреть и проверить, нет ли течи;


— установить на место крышку люка.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.