Реферат по предмету "Психология"


Эмоциональное отчуждение

Филиал Московского ГосударственногоУниверситета имени М. В. Ломоносова в городе Ташкенте
 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6«Отчуждение»
 
 
 
Выполнили: студентки 1 курса
факультета психологии
группы П1-09
Абдурохмонова Гавхар
Гусейнова Ирана
Приняла: доцент Усманова Эльмира
Зиядовна

ТАШКЕНТ
2010

1. Цель методики: определениестепени, в которойчеловек испытывает отчуждение – утрату смысла, ценностей – в той или иной сфересвоей жизни.
2.Описание методики: методикасостоит из утверждений, которые описывают различные стороны нашей жизни. Длякаждого утверждения необходимо обвести цифру, соответствующую степени согласияиспытуемого с этим утверждением:
 1 2 3 4 5
совершенно
не согласен
скорее
не согласен
нечто
среднее
скорее
согласен
совершенно
согласен
 
Пример:№
ВОПРОСЫ
совершенно
не согласен
скорее
не согласен
нечто
среднее
скорее
согласен
совершенно
согласен 1
 В современном обществе нет
 по-настоящему достойных целей
 и ценностей 1 2 3 4 5 2 Жизнь людей полностью зависит от решений политиков 1 2 3 4 5 3 Люди занимаются общественной работой только ради получения власти 1 2 3 4 5 4 Меня восхищают акции протеста, полные опасности и драматизма 1 2 3 4 5 5 В нашей стране невозможно чего-либо добиться 1 2 3 4 5 6
 Вся моя жизнь подчинена
 общественным требованиям и нормам 1 2 3 4 5 7
 Как искренне ни стремятся люди
 преобразовать общество, к лучшему
 оно всё равно не меняется 1 2 3 4 5 8
 Жить, никогда не нарушая
 никаких законов и правил, слишком скучно 1 2 3 4 5 9
 Наши законы настолько
 несправедливы, что я не хочу
 иметь с ними дела 1 2 3 4 5 10
 Один человек ничего не может
 изменить в общественных устоях. 1 2 3 4 5
3. Обработкарезультатов.
Для того, чтобы получитьитоговый балл по каждой сфере отчуждения, необходимо сложить цифры, обведённыев качестве ответов на утверждения, список номеров которых перечислен подназванием соответствующей шкалы.
Таблица №1Шкала Сумма Стен
Отчуждение от общества:
1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 15;
Отчуждение от учёбы:
все с 17 по 32 включительно;
Отчуждение в межличностных отношениях:
все с 33 по 48 включительно;
Отчуждение в семье:
49, 50, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 64;
Отчуждение от собственной личности:
все с 65 по 80 включительно;
Общий уровень отчуждения:
сумма показателей по 5 предыдущим шкалам.
Переведите полученныебаллы в стены (нормы получены на выборке московских школьников 10-11 классов истудентов 2 курса – всего 112 человек). Для этого найдите, в какой интервалпопадает Ваш балл по каждой шкале и запишите номер полученного интервала (стена)справа от соответствующей суммы.

Таблица №2Стен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Отч. от общества:
14
15-18
19-21
22-25
26-28
29-32
33-35
36-38
39-42
>= 43 Отч. от учёбы:
22
23-28
29-33
34-38
39-43
44-48
49-54
55-59
60-64
>= 65 Отч. в межличн. отн.:
25
26-29
30-34
35-38
39-42
43-47
48-51
52-55
56-59
>= 60 Отч. в семье:
18
19-22
23-26
27-30
31-35
36-39
40-43
44-47
48-52
>= 53 Отч. от собств. личн.:
22
23-27
28-32
33-37
38-42
43-47
48-52
53-57
58-62
>= 63 Общий уровень отч.
122
123-140
141-158
159-176
177-194
195-212
213-230
231-248
249-266
>= 267
Интерпретациярезультатов
Для того, чтобыпроинтерпретировать полученное значение в стенах по каждой шкале, воспользуйтесьтаблицей:
Таблица №3Стен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Уровень отчуждения: низкий несколько ниже среднего средний несколько выше среднего высокий
5. Анализ результатови их обсуждение
 
В нашем исследованииучаствовало 6 испытуемых.
Таблица №4
Сведения об испытуемых№ Испытуемый Пол Возраст Образование 1 Лиля женский 18 среднее 2 Замира женский 20 среднее 3 Ирана женский 25 среднее 4 Азиза женский 53 высшее 5 Юля женский 33 среднее-специальное 6 Таня женский 58 высшее

Проведенная методикавыявила следующие данные:
 
Таблица№5
Результатыиспытуемых по методике «Отчуждение»

/>/>  Отчуждение от общества Отчуждение от учебы Отчуждение в межличностных отношениях Отчуждение в семье Отчуждение от собственной личности Общий уровень отчуждения 1 Лиля 31 31 35 31 43 171 2 Замира 31 46 65 58 59 259 3 Ирана 20 24 25 33 29 131 4 Азиза 42 48 62 45 68 265 5 Юля 26 40 51 43 54 214 6 Таня 25 38 35 32 39 69
Переведем полученныебаллы в стены.
Таблица №6
Результаты Стен испытуемыхпо методике «Отчуждение».

/> /> Отчуждение от общества Отчуждение от учебы Отчуждение в межличностных отношениях Отчуждение в семье Отчуждение от собственной личности Общий уровень отчуждения 1 Лиля 6 3 4 5 6 4 2 Замира 6 6 10 10 9 9 3 Ирана 3 2 1 5 3 2 4 Азиза 9 6 10 8 10 9 5 Юля 5 5 7 7 7 7 6 Таня 4 4 4 5 5 4
При этом для полученияболее достоверных результатов нами были придуманы различные контрольные вопросыи заданы испытуемым в ходе беседы.

Контрольныевопросы
 
1)«Правила существуют, чтобы их нарушать». Согласны ли Вы с этим утверждением?
2)Хотели бы Вы стать политическим деятелем? Почему?
3)Как Вы думаете, отличники стараются получить высокую оценку для того, чтобыизбежать плохую, или потому, что им интересен сам предмет?
4)Учеба: необходимая ступень на пути получения высшего образования или интересныйи увлекательный процесс?
5)Друзья остаются друзьями, пока их объединяют общие интересы. Считаете ли Вы этоутверждение верным?
6)Как вы думаете, несчастен ли тот человек, у которого нет друзей?
7)Является ли семья гарантом безопасности и уюта?
8)Устаете ли Вы от проведения времени в семье?
9)Часто ли Вы находите время для себя?
10)Чем Вы чаще всего занимаетесь в свободное время?
Переходим к анализу иобсуждению полученных результатов
Мыпроанализировали результаты и ответы испытуемых на контрольные вопросы по 5 субшкалам,суммируя соответствующие пункты опросника по таблице №5 и обсуждая результатыпо таблице№6.
1)Проанализировав результаты испытуемых по субшкале Отчуждение от общества,мы подразделили наших испытуемых на 3 группы.
А)Ирана и Таня
Уданных испытуемых отчуждение от общества находится на уровне несколько нижесреднего уровня. Это означает, что отчуждение у этих испытуемых выражено внезначительной степени. Для проверки полученных данных мы задали испытуемымконтрольные вопросы. Например, на вопрос №1 испытуемая Ирана ответила: «Несовсем. Я считаю, что правила можно нарушать лишь в тех случаях, когда этоненаказуемо». А на вопрос №2 Таня ответила: «Я хотела бы стать политиком тольков той стране, в которой не нужно что-либо менять для того, чтобы улучшить жизньнарода». Таким образом, мы делаем вывод, чтобы эти испытуемые ощущают некоторуюотчужденность от общества, но не в очень выраженной степени. Они согласны идтинаперекор нормам, установленным в обществе лишь тогда, когда это найдетподдержку в данном обществе.
Б)Лиля, Замира и Юля
Уданных испытуемых средний уровень отчуждения от общества. Для уточнения уровняотчуждения наших испытуемых, нами были проанализированы их ответы наконтрольные вопросы. На вопрос №2 испытуемые ответили: «Да. Для того, чтобыразвеять скуку». Мы делаем вывод, что эти испытуемые стремятся достичь чего-тобольшого, выходящим за пределы их возможностей.
В)Азиза
Уданной испытуемой высокий уровень отчуждения от общества. Ответ на контрольныйвопрос №2 подтверждают результаты этих испытуемых. На этот вопрос испытуемаяответила: «Я никогда не хотела бы стать политиком, т.к. политики всегда врут».Из этого ответа мы делаем вывод, что испытуемая не стремится к осуществлениюболее высокой деятельности, т.к. ее прошлый опыт подсказывает ей, что этобесполезная деятельность. Хотя, она, может быть, стала бы хорошим политическимдеятелем и принесла большую пользу обществу. Таким образом, ответы испытуемойполностью подтверждают ее результаты.
2)По результатам испытуемых по субшкале Отчуждение от учебы нашииспытуемые разделились на 3 группы.
А)Ирана
Уданной испытуемой низкий уровень отчуждения от учебы. Из этого мы заключаем,что данная испытуемая всегда стремится учиться, т.е. ее интересует сам процессполучения знаний. Она переживает смысл и ценность в процессе учебы. Ответы навопросы подтвердили полученные результаты.
Б)Лиля и Таня
Уровеньотчуждения от учебы у этих испытуемых несколько ниже среднего значения. Т.е.отчуждение у них наблюдается, но не находит слишком яркой выраженности.Например, на вопрос №3 испытуемая Лиля ответила: «Я думаю, что отличникипреследуют обе цели в одинаковой мере». А на вопрос №4 Таня дала ответ: «Учебаявляется как увлекательным процессом, так и необходимым условием получениявысшего образования». Таким образом, мы заключаем, что данные испытуемыестремятся и удовлетворить свои потребности и, получить от этого выгоду. Этоподтверждает полученные результаты.
В)Замира, Азиза и Юля
Уэтих испытуемых средний уровень отчуждения от учебы. Т.е. данные испытуемыечувствуют некоторую отчужденность от процесса получения знаний. Мы задалииспытуемым контрольные вопросы. Например, на вопрос №3 испытуемые Замира и Юляответили: «Для того, чтобы избежать плохую оценку». А на вопрос №4 Азиза далаответ: « Учеба – это необходимая ступень на пути получения высшего образования».Проанализировав данные ответы, мы заключаем, что испытуемые стремятся лишьдостичь определенных целей, которые они, ставя перед собой, не увлекаясь и неинтересуясь самим процессом. Т.е. этих испытуемых интересует лишь результат, ане сам процесс.
3)По результатам субшкалы Отчуждение в межличностных отношенияхнаши испытуемые разделились на 4 группы.
А)Ирана
Уданной испытуемой низкий уровень отчуждения в межличностных отношениях. Этоможет означать, что Ирана не избегает общения со сверстниками и близкими ейлюдьми, а наоборот уделяет этому большое внимание. Ответы на контрольныевопросы подтвердили полученные результаты.
Б)Лиля и Таня
Уровеньотчуждения у этих испытуемых находится на уровне несколько ниже среднегозначения. Это означает, что этот вид отчуждения у испытуемых выражен внезначительной степени. Для контроля результатов были проанализированы ответыданных ответы данных испытуемых. На вопрос №5 Лиля ответила: «Я совсем несогласна с этим утверждением. Настоящие друзья остаются таковыми даже если ихне объединяют общие интересы». А на вопрос №6 Таня дала ответ: «Человек бездрузей очень несчастен». Таким образом, мы заключаем, что данные испытуемыеочень ценят дружеские отношения и будут чувствовать себя одинокими при ихотсутствии. Это подтверждает полученные результаты.
В)Юля
Уиспытуемой Юли уровень отчуждения в межличностных отношения выражен несколькосильнее, чем в норме. Проанализировав ответы Юли на вопросы, мы заключили, что,действительно, у испытуемой данный вид отчуждения проявляется в значительнобольшей мере, чем в норме, что полностью подтверждает полученные результаты.
Г)Азиза и Замира
Уданных испытуемых, согласно результатам тестирования, наблюдается высокийуровень отчуждения в межличностных отношениях. Для проверки достоверностирезультатов, мы задали испытуемым контрольные вопросы. На вопрос №5 обеиспытуемые полностью согласились с утверждением. А на вопрос №6 они далиотрицательный ответ. Таким образом, мы делаем вывод, что для этих испытуемыхдружба не имеет столь важного значения и и они всегда стараются избегатьдружеских отношений и относятся к ним скептически. Вследствие этого данныеиспытуемые ощущают отчужденность, хотя и не признают этого.
4)Подсчитав результаты наших испытуемых по субшкале Отчуждение в семье,мы подразделили их на 3 группы.
А)Лиля, Ирана и Таня
Уданных испытуемых средний уровень отчуждения в семье. Для получения более ясныхрезультатов, мы проанализировали ответы испытуемых на контрольные вопросы. Навопрос №7 испытуемая Лиля ответила: «В какой-то степени, да». Т.е. этаиспытуемая не может дать твердо утвердительный ответ, она сомневается. А навопросе №8 точки зрения Ираны и Тани совпали и они ответили: «Когда я нервничаюили чувствую себя плохо, я быстро устаю от проведения времени в семье». Такимобразом, мы видим, что испытуемые уделяют время своей семье лишь в тех случаях,когда им этого хочется, а в трудные минуты они не ищут поддержку среди своих близких.
Б)Азиза и Юля
Уданных испытуемых уровень отчуждения в семье выражен несколько сильнее, чем уиспытуемых предыдущей группы. На вопрос №7 испытуемая Азиза ответила: «Невсегда», т.е. она не всегда может положиться на поддержку со стороны своихблизких. Таким образом, это подтверждает полученные результаты. А испытуемаяЮля на вопрос №8 ответила отрицательно. Из этого мы заключаем, что уровеньотчуждения в себе у нее выражен в средней степени.
В)Замира
Уровеньотчуждения в семье у этой испытуемой находится в выраженной степени. На вопрос№8 Замира ответила: «Да, я порой очень устаю от проведения времени в семье,т.к. меня никто не понимает». Это означает, что общение с близкими людьми частосильно утомляет ее, вследствие чего у нее наблюдается высокий уровеньотчуждения.
5)По результатам субшкалы Отчуждение от собственной личности нашииспытуемые подразделились на 4 группы.
А)Ирана
Уэтой испытуемой данный вид отчуждения находится на уровне несколько нижесреднего. Т.е. отчуждение от собственной личности у Ираны почти чтоотсутствует, что означает, что она живет в гармонии с самой собой, непротивореча собственным мотивам и желаниям. Ответы на контрольные вопросыподтвердили нашу гипотезу.
Б)Лиля и Таня
Уэтих испытуемых отчужденность от собственной личности проявляется на среднемуровне. На вопрос №9 испытуемые ответили, что они не очень часто находят времяна себя. А на вопрос №10 мы получили ответ, что они в свободное время чащевсего отдыхают. Из этого мы заключаем, что не прислушиваются к собственныммотивам.
В)Юля
Уданной испытуемой уровень отчуждения от собственной личности несколько вышесреднего уровня. Это означает, что отчужденность у Юли несколько выше нормы.Но, ответы на контрольные вопросы опровергают полученные результаты.Проанализировав ответы этой испытуемой, мы пришли к выводу, что уровеньотчуждения у Юли сильно превышает допустимую норму, т.е. данная испытуемая чувствуети ощущает сильную отчужденность от собственного «Я».
Г)Замира и Азиза
Согласнорезультатам этих испытуемых, у них высокий уровень отчуждения от собственнойличности. Для получения подтверждения, мы адресовали Замире и Азизе контрольныевопросы. На вопрос №10 испытуемая Замира ответила: «Я читаю книгу», а Азизасказала: «Я смотрю телевизор». Таким образом, мы удостоверились в том, что этииспытуемые не уделяют время собственным внутренним желаниям, а лишь стараютсязаглушить их физическим отдыхом.

Выводы
Лиля.Эта испытуемая стремится достичь всего, чего от нее требует общество истарается не отделяться от него. Лиля всегда получает удовольствие от процессаучебы, но преследует при этом также материальные ценности. Лиля очень ценитдружеские отношения и чувствует себя плохо при их отсутствии. Этой испытуемойне всегда нравится проводить время в семье, чаще она избегает этого. Лиля вбольшинстве ситуаций прислушивается к своему внутреннему голосу.
Замира.Данная испытуемая также живет в гармонии с обществом, не противореча нормам,установленным в нем. В большинстве случаев Замира не интересуется процессомучебы. Ее интересует только результат достижения отличной оценки. Человеку ненравится заводить новые знакомства. Из-за того, что испытуемую никто в семье непонимает, она не любит проводить время со своими близкими. Замира такженаходится в конфликте с собственным «Я». Она часто не понимает, чего хочет.
Ирана.Испытуемая предпочитает жить, не противореча нормам, установленным в обществе.Она всегда интересуется самим процессом учебы, а результаты ее не оченьбеспокоят. Испытуемая не старается избегать новых знакомств, а, наоборот, срадостью общается со сверстниками. Когда у испытуемой плохое настроение, онапредпочитает быть одна, даже избегает контакта с членами своей семьи. Крометого, Ирана живет в согласии со своими внутренними мотивами, частоприслушиваясь интуиции.
Азиза.Эта испытуемая никогда не участвует в общественных мероприятиях, часто избегаетих. Для этой испытуемой учеба лишь условие на пути получения высшегообразования, т.е. ей совершенно не интересен сам процесс приобретения знаний. Вбольшинстве случаев испытуемая избегает дружеских отношений и редкоприслушивается к своему внутреннему голосу.
Юля.Данная испытуемая редко принимает участие в общественных мероприятиях. В техредких случаях она делает это для того, чтобы развеять скуку. Человека также неинтересует процесс учебы. Она считает это лишь необходимостью. Вследствие того,что у испытуемой очень мало друзей, она переживает сильную отчужденность вмежличностных отношениях. Человек не всегда может рассчитывать на поддержку состороны своих близких. Из-за того, что интуиция часто подводит Юлю, она всегданаходится в состоянии конфликта с собственной личностью.
Таня.Эта испытуемая всегда находит контакт с обществом, но она участвует в жизниобщества лишь с целью удовольствия. Испытуемая как интересуется процессомучебы, так и старается получить из этого выгоду для себя, например, получитьвысшее образование. Испытуемая очень высоко ценит дружеские отношения и считаетжизнь человека при их отсутствии лишь существованием. Но, в отличие от этого, испытуемаяредко проводит время в семье. Таня очень редко находит время для себя, чтоиногда отражается на ее эмоциональном состоянии.
Наше мнение о методике
По нашему мнению, этаметодика позволяет выявить, в какой степени человек испытывает отчуждение, т.е.утрату смысла жизни. Она может быть полезна при выявлении у человека скрытыхформ тревожности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат New Age Essay Research Paper A New
Реферат Шпаргалка по Социальной инновации
Реферат Проблемы изменения климата в мире
Реферат Разработка электронных таблиц
Реферат Расчет и анализ потерь активной мощности
Реферат Маркетинговая деятельность ООО "Вариант"
Реферат Образ Родины в творчестве Александра Блока
Реферат Расчет оптимального кода по методике Шеннона-Фано
Реферат Курс лекций по возрастной психологии
Реферат Экспертиза в системе доказательств
Реферат Распараллеливание многоблочных задач для SMP-кластера
Реферат Разработка универсального шестиканального термометра
Реферат Ответственность за заражение ВИЧ и венерическими заболеваниями
Реферат Разработки интеллектуальной справочной системы по музыкальным произведениям
Реферат Роль сервисного обслуживания в торговой деятельности. Формы сервисного обслуживания потребителей