Строевая подготовка
Опорный конспект
Тема:
Строевые приемы и движение без оружия
Вопросы:
І. Подготовка занятия включает:
личную подготовку руководителя;
подготовку материального обеспечения и места проведения занятия;
подготовку к занятию руководителей на учебных местах (офицеров, прапорщиков, сержантов);
подготовку к занятию обучаемых;
контроль готовности занятия.
II. Методические указания по проведению занятия по одиночной строевой подготовке.
Перед выходом на занятие командир роты принимает рапорт от командира первого взвода о готовности личного состава роты к занятию и выводит роту к месту занятий. Рота к месту занятий выходит в походном строю с песней или под барабан. Прибыв к месту занятия, командир роты выстраивает роту в развернутый двухшереножный строй. Затем он объявляет тему, цель занятия и учебные вопросы, доводит до военнослужащих требования безопасности при обращении с оружием (если оно используется на занятии) и при действиях на технике (при отработке действий на машинах), указывает порядок безопасного выполнения элементов занятия, определяет каждому взводу место для занятия и приказывает командирам взводов развести взводы по местам занятий.
При выходе взводов в указанные места каждый командир взвода проверяет внешний вид подчиненных. При этом особе внимание он обращает на правильность подгонки обмундирования, проверяют оружие на его наличие и комплектность. Затем проверяет подчиненных, как они усвоили ранее изученные строевые приемы и по результатам их отработки оценивает солдат. После этого командир взвода указывает место для занятий каждому отделению.
Командиры отделений разводят отделения по местам. Когда все подразделения займут свои учебные места, командир роты подает команду «К проведению занятий - Приступить»
.
Командиры отделений приступают к изучению нового приема и его тренировке. Разучивание нового строевого приема (действия) командир отделения начинает с показа его в целом, а затем по элементам в медленном и в уставном темпе, при этом комментирует все свои действия.
Закончив показ и установив, что обучаемые поняли прием, командир отделения приступает к разучиванию строевого приема с подчиненными сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом. Когда прием разучен, по указанию командира взвода отделение приступает к тренировке этого приема попарно и самостоятельно.
Для проведения тренировки командир отделения становится в центре строевой площадки, а по ее периметру с интервалом 2-4 шага выстраивает солдат отделения в развернутом одношереножном строю. Обучение осуществляется под команду командира или под одновременный счет военнослужащих вслух.
Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка.
Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько обучаемых, командир прекращает тренировку командой «ОТСТАВИТЬ»
(в движении «СТОЙ»
) и вновь показывает порядок выполнения приема, после чего возобновляет выполнение приема от начала или от предыдущего счета.
При проведении попарной тренировки солдаты (в паре) поочередно выступают в роли командира. Командир отделения, переходя от одной пары к другой, контролирует действия солдат, исправляет допускаемые ими ошибки.
Командир взвода, следя за действиями командиров отделений и обучаемых солдат, поочередно оказывает им помощь в обучении и устранении допущенных солдатами ошибок. Слабо подготовленных солдат он может вызвать к себе и лично обучать правильному выполнению строевого приема или действия.
Командир роты, переходя от взвода к взводу, контролирует ход занятия, правильность обучения и дает рекомендации командирам взводов и отделений, как лучше устранить ошибки, допускаемые солдатами. При необходимости оказывает помощь одному из командиров взводов (отделений) в проведении занятий.
При переходе к тренировке под барабан командир роты становится в центре плаца, вызывает к себе барабанщика и, подавая ему команды, руководит тренировкой. В этом случае командиры взводов и отделений следят за действиями обучаемых и устраняют допущенные ими ошибки по ходу тренировки.
В конце занятия командир отделения указывает каждому солдату на недостатки, определяет срок их устранения, а также ставит задачи по подготовке к очередному занятию.
Командир взвода при проведении разбора отмечает лучшее отделение и наиболее отличившихся солдат.
Командир роты проводит разбор со всем личным составом и отдельно с офицерами, прапорщиками и сержантами. На общем разборе он указывает степень отработки изучаемого приема (действия) во взводах и дает указание по совершенствованию выполнения этого приема в повседневной жизни. При проведении разбора с офицерами, прапорщиками, сержантами командир роты отмечает положительное в проведении занятия, недостатки, допущенные при обучении, и дает указания по подготовке к следующему занятию.
УТВЕРЖДАЮ | |||||
Должность непосредственного начальника | |||||
(воинское звание) | |||||
(фамилия) | |||||
200 | г. |
ПЛАН
проведения занятия с | |||||||
(наименование подразделения) | |||||||
по | строевой подготовке | на | 200 | г. |
Тема:
Строевые приемы и движение без оружия.
Занятие:
С
трои, команды и обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Головной убор (Головной убор) – СНЯТЬ», «Головной убор (Головной убор) – НАДЕТЬ».
Цель занятия:
Ознакомить военнослужащих с общими положениями Строевого устава ВС РФ, строями отделения и взвода, обязанностями военнослужащих перед построением и в строю.
Совершенствовать технику выполнения приемов: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Головной убор (Головной убор) – СНЯТЬ», «Головной убор (Головной убор) – НАДЕТЬ».
Воспитывать у подчиненных уважение к строю и военной форме одежде, а также дисциплинированность и внимательность.
Время: |
Место занятия: |
Метод проведения занятия:
практическое.
Материальное обеспечение занятия:
Оборудование строевого плаца, указка, фуражка, шапка.
Руководства и пособия:
Строевой устав ВС РФ, ст. 1-15, 17, 19-24, 26-29.
I . Вводная часть | мин. |
1. | Определение готовности учебного подразделения к занятию: | ||
Проверяет внешний вид подчиненных. Обращает особе внимание на правильность | |||
подгонки обмундирования | мин. | ||
2. | Напоминание материала предыдущего занятия: | ||
Отмечаю, какие знания и навыки, полученные ранее, могут пригодиться | |||
при изучении вопросов предстоящего занятия. | мин. | ||
3. | Проверка (опрос) обучаемых: | ||
1. рядовой | 2. рядовой | ||
3. рядовой | 4. рядовой | мин. | |
Основные вопросы (строевые приемы) контроля: | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
4. | Доведение требований безопасности: | ||
Уточняю порядок безопасного выполнения элементов занятия. | |||
мин. |
II . Основная часть | мин. |
№ п/п | Учебные вопросы | Время | Действия руководителя и его помощников | Действия обучаемых | |
1. | Строи, команды и обязанности военнослужащего перед построением и в строю. |
| При изучении элементов строя: Довожу до подчиненных, в каких случаях и когда применяются развернутый и походный строи отделения (взвода). Рассказываю порядок построения личного состава по командам: «Отделение Для показа порядка построения отделения (взвода) в одну (две) шеренги вывожу из строя одно отделение на 10-15 шагов от взвода. Для показа элементов походного строя отделения в колонну по одному (по два) подаю команду, например; «Напра-ВО». Для показа элементов походного строя взвода в колонну по три (по четыре) подаю команду, например: «Взвод, в колонну по три Показываю, объясняю и даю определения элементам строя. | Личный состав отделения, выведенный для показа, выполняет мои команды. Остальной личный состав наблюдают за действиями показчиков, запоминает название элементов строя, команды и порядок выполнения строевых приемов. | |
При изучении команд для управления строем: Довожу до обучаемых, что управление строем осуществляется командами и приказаниями. Обращаю внимание, что команда разделяется на предварительную и исполнительную, кроме того команды могут быть и только исполнительные. Довожу порядок подачи предварительной и исполнительной команды и требую выполнения этих команд, например: «Отделение | Слушают и запоминают порядок выполнения предварительной и исполнительной команд. Выполняют команды, поданные мной. | ||||
При изучении обязанностей военнослужащих перед построением и в строю: Довожу до обучаемых обязанности военнослужащих перед построением и в строю (ст. 26 СУ ВС РФ – 2006г.). Разъясняю обязанности военнослужащих перед построением. | Слушают и запоминают обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Выполняют команды, поданные мной, и обязанности военнослужащих перед построением и в строю. | ||||
Объясняю обязанности военнослужащих в строю. Командую: «Взвод, в две шеренги - СТАНОВИСЬ». Контролирую порядок построения личного состава и выполнение обязанностей перед построением и в строю. | |||||
2. | Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)». |
| Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)» отрабатываются комплексным методом в развернутом и походном строю подразделения. Для ознакомления со строевыми приемами: Называю каждый строевой прием. Объясняю, где и в каких случаях эти строевые приемы применяется. Подаю команды, по которым выполняются строевые приемы, например: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы Образцово показываю выполнение строевых приема в целом сам или привлекаю для показа этих строевых приемов наиболее подготовленного сержанта (солдата). Довожу порядок выполнения строевых приемов, согласно требованиям Строевого устава (из ст. 27-29 СУ ВС РФ). Показываю приемы в медленном темпе и по разделениям, подаю команды и кратко поясняю свои действия. Для разучивания строевых приемов: Изучаю с подчиненными строевые приемы по разделениям. Находясь внутри строевой площадки (перед строем подразделения), подаю команды на начало отработки строевых приемов и их прекращение. Во время разучивания строевых приемов особое внимание обращаю на правильное положение корпуса тела, рук, ног и головы. Для тренировки строевых приемов: Тренирую приемы в составе взвода (отделения, попарно или самостоятельно) в целом. Если в процессе тренировки приема допущена общая ошибка, останавливаю обучение и показываю, как эту ошибку исправить. Если ошибку допускает отдельный военнослужащий, вывожу его из строя, становлюсь рядом с ним и провожу индивидуальное обучение этого приема. Все остальные обучаемые продолжают выполнять строевой прием самостоятельно. | Наблюдают за показом строевых приемов. Запоминают порядок их выполнения по разделениям, в медленном темпе и в целом. По моей команде тренируются в выполнении строевых приемов в целом. |
III . Заключительная часть | мин. |
1. | Опрос по изложенному материалу: | ||
1. рядовой | 2. рядовой | ||
3. рядовой | 4. рядовой | мин. | |
2. | Задание на самостоятельную подготовку: | ||
1. | |||
2. | мин. |
Руководитель занятия |
(воинское звание, подпись) |
Содержание данного вопроса изучается на самом первом занятии, иначе в дальнейшем невозможно будет требовать от обучаемых качественного усвоения последующих тем.
Первое, что необходимо усвоить обучаемым – это понять, что такое строй.
Руководитель доводит до обучаемых, что Строй
- установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
Командир уточняет, что для отделения и взвода существуют развернутые одношереножный и двухшереножный строи, а также походный строй отделения в колонну по одному и в колонну по два и походный строй взвода – в колонну по три и по четыре.
Для показа элементов одношереножного (двухшереножного) сомкнутого (разомкнутого) и походного строя отделения в колонну по одному (по два), руководитель выстраивает одно отделение в одну (две) шеренги или в колонну по одному (по два) перед строем взвода, разместив обучаемых по росту (ранжиру).
Развернутый одношереножный строй отделения.
Для построения отделения в развернутый одношереножный строй командир подает команду, например: «Первое отделение, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ»
. Построив подразделение в одну шеренгу, он уточняет: «Строй, в котором вы сейчас стоите, это развернутый одношереножный строй».
Одношереножный строй (шеренга) и его элементы
После чего он объясняет, показывает и дает определения: шеренге, флангу и фронту, тыльной стороне строя, интервалу и ширине строя.
Шеренга
- строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.
Фланг
- правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
Фронт
- сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).
Тыльная сторона строя
- сторона, противоположная фронту.
Интервал
- расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.
Командир подчеркивает, что в сомкнутом строю, в котором сейчас находятся обучаемые, интервалы между локтями рядом стоящих солдат равны ширине ладони и приказывает всем установить этот интервал.
Ширина строя
- расстояние между флангами.
Походный строй отделения в колонну по одному.
Для изучения элементов походного строя отделения руководитель поворачивает отделение направо и уточняет: «Строй, в котором вы сейчас стоите, это походный строй отделения в колонну по одному».
З
атем он объясняет, показывает и дает определения: походному строю, колонне, направляющему, замыкающему, дистанции и глубине строя.
Походный строй
- строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.
Колонна
- строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.
Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в развернутый или походный строй.
Направляющий
- военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).
Замыкающий
- военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.
Дистанция
- расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.
Глубина строя
- расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
Развернутый двухшереножный строй отделения.
Для построения отделения в развернутый двухшереножный строй командир подает команду, например: «Первое отделение, в две шеренги – СТАНОВИСЬ»
. Построив подразделение в две шеренги, он уточняет: «Строй, в котором вы сейчас стоите, это развернутый двухшереножный строй».
Двухшереножный строй и его элементы
В двухшереножном строю командир показывает первую и вторую шеренги и уточняет, что при поворотах строя их название не изменяется. Он еще раз объясняет, показывает и дает определения: дистанции и глубине строя, дает определение и показать что такое ряд (полный и неполный), объясняет действия военнослужащего неполного ряда при повороте строя кругом.
Двухшереножный строй
- строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой
и второй
. При повороте строя названия шеренг не изменяются.
Ряд
- два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.
При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.
Заканчивая изучение данного вопроса, командир говорит о том, что одношереножный и двухшереножный строи
могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.
В сомкнутом
строю, рассмотренном выше, военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.
В разомкнутом
строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.
Для показа разомкнутого строя командир размыкает двухшереножный строй, не указывая (или указывая) интервал и поясняет, что в первом случае военнослужащие размыкаются на один шаг, а во втором на указанное количество шагов.
Для размыкания на один шаг руководитель подает команду, например: «Отделение, вправо
(влево, от средины), разом-КНИСЬ
(бегом, разом-КНИСЬ)», или указывает количество шагов для размыкания, например: «Отделение, вправо
(влево, от средины) на три шага, разом-КНИСЬ
(бегом, разом-КНИСЬ)».
Походный строй | Походный строй отделения в колонну по два. Для изучения элементов походного строя отделения в колонну по два руководитель поворачивает отделение направо и уточняет: «Строй, в котором вы сейчас стоите, это походный строй отделения в колонну по два» Затем он напоминает, показывает и дает определения: колонне, направляющему, замыкающему, дистанции, глубине строя и поясняет что такое походный строй. Элементы строя взвода командор объясняет, показывает и дает им определения по методике изложенной выше. Для этого он строит взвод в одну, затем в две шеренги, в колонну по три (по четыре). |
Управление строем
осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.
Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений и назначенных наблюдателей.
В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром.
Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.
Команда разделяется на предварительную
и исполнительную
; команды могут быть и только исполнительные.
Предварительная команда
подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.
При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия.
Например:
«Автоматы на - ГРУДЬ». «Пулеметы на ре-МЕНЬ»
и т. д.
Исполнительная команда
подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего.
Например:
«Взвод
(3-й взвод) - СТОЙ». «Рядовой Петров, кру-ГОМ».
Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произноситься четко, без резкого повышения голоса.
Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений.
Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ».
По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений.
Например:
«Автомат на грудь, по разделениям: делай
- РАЗ, делай
- ДВА,
делай - ТРИ». «Направо, по разделениям: делай
- РАЗ, делай
- ДВА».
Построение подразделений производится по команде «СТАНОВИСЬ»,
перед которой указывается порядок построения.
Например:
«Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ».
По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.
При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований «отделение», «взвод», «рота», «батальон» и «полк» указываются наименования подразделений и воинских частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.
Командир доводит до обучаемых обязанности военнослужащих перед построением и в строю (ст. 26 СУ ВС РФ – 2006г.).
Военнослужащий обязан:
проверить исправность закрепленных за ним оружия и боеприпасов, вооружения и военной техники, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;
знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения;
в строю без разрешения не разговаривать и не курить; быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.
Разъясняя обязанности военнослужащих перед построением (первые два пункта обязанностей), руководитель доводит до сознания обучаемых, что эти действия выполняются для того, чтобы быть полностью готовым быстро занять свое место в строю по первой команде командира. При этом он поясняет:
что значит проверить свое оружие и боеприпасы;
что такое средства индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевый инструмент, снаряжение и как они готовятся;
что значит аккуратно заправить обмундирование;
особо подчеркивает, что «помочь товарищу устранить замеченные недостатки» необходимо перед построением, а не в строю.
Объясняя обязанности военнослужащих в строю, руководитель доводит до подчиненных, что каждый, находящийся в строю, постоянно выполняет какую-либо команду, поданную командиром. Это является обязательным условием нахождения в строю, не выполнение же команды командира может повлечь применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему.
Для изучения команд «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», и строевых приемов «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)» командир строит подразделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, знакомит обучаемых с этими командами и приемами.
Команды «Становись», «Смирно», «Вольно» и «Заправиться» изучаются в комплексе, также, как и приемы «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)».
Последовательность изучения вопросов занятия может быть следующей:
Последовательность обучения | Методические указания, действия руководителя занятия и обучаемых | |||||||||||||||||||||||||||
I . Знакомит обучаемых со строевым приемом: | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Называет команды | 1. «Становись»; 2. «Смирно»; 3. «Вольно»; 4. «Заправиться». | ||||||||||||||||||||||||||
2 | Объясняет, где и в каких случаях эти команды применяются | 1. Команды «Становись» и «Смирно» применяются для принятия строевой стойки. Строевая стойка принимается в следующих случаях: по команде; при отдании и получении приказа; при докладе; во время исполнения Государственного гимна Российской Федерации; при выполнении воинского приветствия; при подаче команд. 2. Команды «Вольно» и «Заправиться» применяются: первая для того, чтобы не сходя с места стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, а вторая - не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение. | ||||||||||||||||||||||||||
3 | Доводит команды, по которым выполняются строевые приемы | 1. Строевая стойка принимается по команде «СТАНОВИСЬ» 2. Чтобы стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу подается команда «ВОЛЬНО» | ||||||||||||||||||||||||||
4 | Образцово показывает выполнение команд в целом | Командир показывает выполнение команд так, чтобы обучаемые видели их выполнение с различных сторон. Для этого при показе он поворачивается к строю левым, а затем правым боком и кругом. При личном показе руководитель командует: «Показываю. Команды подаю себе. Смотрите» Руководитель может вызвать для показа строевых приемов наиболее подготовленного сержанта или солдата подразделения. В этом случае сержант (солдат) выполняет приемы по его командам. | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Доводит порядок выполнения команд согласно требованиям Строевого устава | При выполнении команд «СТАНОВИСЬ» стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию. Строевая стойка По команде «ВОЛЬНО» По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» | ||||||||||||||||||||||||||
6 | Показывает выполнение команд в медленном темпе и по разделениям | Закончив показ приемов в целом, и рассказав, как эти приемы выполняются, командир показывает порядок выполнения наиболее сложной команды «становись» («смирно)в медленном темпе и по разделениям с использованием подготовительных упражнений; одновременно с этим кратко поясняет свои действия. Подготовительные упражнения для выполнения команд «СТАНОВИСЬ» сведение носков и развертывание их на ширину ступни на два счета; приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед с развертыванием плеч и опусканием рук посередине бедер; приподнимание тела на носках ног и опускание на всю ступню. Для показа каждого подготовительного упражнения руководитель командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите».
Далее под следующий счет «делай - РАЗ, делай – ДВА При выполнении упражнения командир держит голову высоко и прямо, вниз не смотрит, а носки ног разводит на ширину ступни. Закончив показ, он выполняет команду «ВОЛЬНО»
Далее под следующий счет «делай - РАЗ, делай - два Чтобы проверить правильность положения головы, командир выполняет команду на счет «РАЗ» Закончив показ, он выполняет команду «ВОЛЬНО»
Далее под следующий счет «делай - РАЗ, делай - два, делай - три» Изучение строевой стойки по элементам: а - проверка правильности положения корпуса; б - положение корпуса при строевой стойке; в - отличие строевой стойки от положения «вольно». Закончив показ, он выполняет команду «ВОЛЬНО» | ||||||||||||||||||||||||||
II . Разучивает строевой прием: | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | По разделениям | Разучивание подготовительных упражнений для закрепления отдельных элементов строевой стойки перед ее тренировкой и команд «вольно» и «заправиться» командир проводит по мере показа этих приемов. Он находится перед строем подразделения, подает команды на начало и прекращение отработки упражнений и команд, контролирует порядок их выполнения, добивается устранения выявленных недостатков и проводит индивидуальное обучение подчиненных. Разучивание подготовительных упражнений осуществляет по методике изложенной выше. Для разучивания подготовительных упражнений и команд подразделение выстраивается в одну шеренгу с интервалом между военнослужащими 2-4 шага. Для построения подразделения командир подает команду, например: «Отделение, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ» Упражнения по разделениям повторяются неоднократно до полного их усвоения. Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка. Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько обучаемых, командир прекращает тренировку командой «ОТСТАВИТЬ» | ||||||||||||||||||||||||||
2 | В целом | Для изучения строевых приемов в целом командир подает команду, например: «Отделение - СМИРНО», Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка. Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько обучаемых, командир прекращает тренировку командой «ОТСТАВИТЬ» | ||||||||||||||||||||||||||
III . Проводит тренировку выполнения строевого приема в составе подразделения: | ||||||||||||||||||||||||||||
Тренировку в выполнении приема в составе подразделения командир проводит по командам «СТАНОВИСЬ» Приступая к тренировке, он подает команду «РАЗОЙДИСЬ», По предварительной команде «Отделение» С началом построения командир выходит из строя и следит за действиями обучаемых, обращая внимание на быстроту занятия ими своего места в строю, на интервал, равнение и правильность выполнения строевой стойки. Чтобы проверить, правильно ли принята строевая стойка руководитель приказывает военнослужащим поднять носки ног. Если положение строевой стойки кем-либо было принято неправильно, то есть тело не было подано несколько вперед, то это действие будет выполнено легко. Для устранения этой ошибки руководитель приказывает военнослужащим, допустившим ошибку, подняться до отказа на носках, а затем, не изменяя положения туловища, то есть, оставив его несколько поданным вперед, опуститься на всю ступню. Если в этом случае положение строевой стойки принято правильно, то при повторном поднятии носков ног это действие выполнить будет невозможно. Убедившись, что обучаемые приняли строевую стойку правильно, командир подает команду «ВОЛЬНО» Тренировка продолжается до тех пор, пока изучаемые строевые приемы не будет отработаны до автоматизма. |
Последовательность обучения | Методические указания, действия руководителя занятия и обучаемых | |||||||||||||||||||
I . Знакомит обучаемых со строевым приемом: | ||||||||||||||||||||
1 | Называет строевые приемы | «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)» | ||||||||||||||||||
2 | Объясняет, где и в каких случаях эти строевые приемы применяются | Строевые приемы «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)» применяются: первый - для снятия головного убора по команде, например перед принятием пищи в столовой, для осмотра прически и т.п., а второй – соответственно для надевания головного убора. | ||||||||||||||||||
3 | Доводит команды, по которым выполняются строевые приемы | Для снятия головных уборов (головного убора) подается команда «Головные уборы (головной убор) - СНЯТЬ», а для надевания - «Головные уборы (головной убор) - НАДЕТЬ». | ||||||||||||||||||
4 | Образцово показывает выполнение строевого приема в целом | Командир показывает выполнение строевых приемов при надетой фуражке полевой хлопчатобумажной, затем фуражке и шапке-ушанке, так, чтобы обучаемые видели выполнение приемов с различных сторон. Для этого при показе он поворачивается к строю левым, а затем правым боком и кругом. При личном показе руководитель командует: «Показываю. Команды подаю себе. Смотрите» Сначала подает команду: «Головной убор По команде «ВОЛЬНО» Руководитель может вызвать для показа строевых приемов наиболее подготовленного сержанта или солдата подразделения. В этом случае сержант (солдат) выполняет строевые приемы по его командам. Положение снятого головного убора: а – фуражки; б – фуражки полевой хлопчатобумажной; | ||||||||||||||||||
5 | Доводит порядок выполнения строевого приема, согласно требованиям Строевого устава | Для снятия головных уборов подается команда «Головные уборы Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке кокардой вперед. Без оружия или с оружием в положении «за спину» головной убор снимается и надевается правой рукой, а с оружием в положениях «на ремень», «на грудь» и «у ноги» - левой. При снятии головного убора с карабином в положении «на плечо» карабин предварительно берется к ноге. | ||||||||||||||||||
6 | Показывает строевые приемы в медленном темпе и по разделениям | Закончив показ приемов в целом, и рассказав, как эти приемы выполняются, командир показывает порядок снимания и надевания головного убора в комплексе в медленном темпе и по разделениям; одновременно с этим кратко поясняет свои действия. Для показа порядка выполнения приемов по разделениям руководитель командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите».
Далее под следующий счет «делай - РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ» | ||||||||||||||||||
II . Разучивает строевой прием: | ||||||||||||||||||||
1 | По разделениям | Показав порядок отработки строевых приемов по разделениям, командир приступает к их тренировке, для этого подает команды, например: «Отделение – СМИРНО», «Головные уборы снять, по разделениям: Руководитель находится перед строем подразделения, подает команды на начало и прекращение отработки приемов, контролирует порядок их выполнения, добивается устранения выявленных недостатков и проводит индивидуальное обучение подчиненных. Разучивание строевых приемов по разделениям осуществляет по методике изложенной выше. Для разучивания приемов подразделение выстраивается в одну шеренгу с интервалом между военнослужащими 2-4 шага. Для построения подразделения командир подает команду, например: «Отделение, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ» Тренировка строевых приемов по разделениям повторяются неоднократно до полного их усвоения. Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка. Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько обучаемых, командир прекращает тренировку командой «ОТСТАВИТЬ» | ||||||||||||||||||
2 | В целом | Закончив обучение солдат снятию и надеванию головных уборов по разделениям, командир приступает к тренировке в выполнении приемов в целом, для чего подает команды: «Головные уборы – СНЯТЬ», «Головные уборы – НАДЕТЬ». Тренировка строевых приемов повторяются неоднократно до полного их усвоения. Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка. Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько обучаемых, командир прекращает тренировку командой «ОТСТАВИТЬ» | ||||||||||||||||||
III . Проводит тренировку выполнения строевого приема в составе подразделения: | ||||||||||||||||||||
В конце занятия командир приступает к тренировке изученных строевых приемов в составе подразделения в развернутом и походном строю отделения и взвода, для чего перестраивает подразделение и подает команды, например: «Отделение, головные уборы – СНЯТЬ», «Отделение, головные уборы – НАДЕТЬ». Разучивание строевых приемов осуществляет по методике изложенной выше, а тренировка повторяются неоднократно до полного усвоения приемов. Если в ходе тренировки допускается ошибка одним или несколькими обучаемыми, командир прекращает тренировку командой «ОТСТАВИТЬ» |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |