Реферат по предмету "Психология"


Компьютерная психодиагностика

Министерствообразования и науки РФ
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Красноярскийгосударственный университет им. В.П. Астафьева»
Институтпедагогики, психологии и управления образования
Кривошапкина ИринаВладимировна
КОМПЬЮТЕРНАЯПСИХОДИАГНОСТИКА
(курсоваяработа)
профиль «Психологическоеобразование»
4 курс Шушенское
научный руководитель:
Тимошков АндрейВладимирович
Оценка: отлично
Подпись
____________
Красноярск2010

Содержание
Введение
1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность
1.1 Предмет психодиагностики
1.2 История психодиагностики
1.3 Методологические основы психодиагностики
2. Особенности компьютерной психодиагностики
2.1 История вопроса
2.2 Использование компьютерных технологий в психодиагностике
2.3 Достоинства и недостатки применения компьютерныхтехнологий
Заключение
Список литературы

Введение
Развивающиесяинформационные технологии охватывают многие сферы деятельности человека, в томчисле и психологическую диагностику.
Возникновение истановление компьютерной психодиагностики как междисциплинарного направления,требующего знаний и умений, как в области информатики, так и в областипсихологии, является закономерным итогом информационной революции, происходящейв нашем обществе последние 15 лет.
В настоящее время быстроеразвитие информационных технологий влияет на стиль и методологию работыпсихологов, способствуя созданию и практическому использованиюпсиходиагностического инструментария, разработке принципиально новых видовэкспериментов и методик работы с психологической информацией на базесовременной вычислительной техники. Более того, в практической психологиипроисходит постепенный переход компьютерных технологий из областивспомогательных в сферу обязательных средств, аналогично тому, как это ужепроизошло во многих сферах практики.
На основе вышеизложенногоможно сказать, что проблема развития компьютерной психодиагностики, еепрактического применения является сегодня одной из актуальных проблемпсихологии.
Объект исследования – психодиагностика.
Предмет исследования – компьютерная психодиагностика.
Целью данной работыявляется анализ развития и актуального положения компьютерной психодиагностики.
Для достижения цели былипоставлены следующие задачи.
1. Описатьисторическое появление психодиагностики в целом и компьютерной психодиагностикив частности;
2. Рассмотретьпредмет и методологию психодиагностики как области науки и практики;
3. Выявитьи рассмотреть особенности компьютерного тестирования;
4. Проанализироватьдостоинства и недостатки применения компьютерных технологий в психодиагностике.
В качестве метода вданной работе используется теоретический анализ литературы.
Работа состоит извведения, двух глав теоретического материала, заключения и списка литературы

1. Психодиагностикакак наука и практическая деятельность
1.1 Предметпсиходиагностики
Психодиагностика — это область психологической науки иодновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана сразработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальныхпсихологических особенностей человека.
Согласно современномуобщенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумеваютраспознавание состояния определенного объекта или систем путем быстройрегистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определеннойдиагоностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения овозможностях воздействия на это поведение в желательном направлении [10].
Соответственно, опсиходиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектахдиагностического познания — о наделенных психикой конкретных людях.
Переход от поверхностных,наблюдаемых симптомов и признаков к диагностическому выводу в научнойпсиходиагностике требует применения особых методик и процедур — измерительныхтестов и качественно-количественных экспертных шкал. Таким образом, к основнымпонятиям психодиагностики следует, прежде всего, отнести: диагностические признакии диагностические категории.
Признаки отличаются тем,что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты отнепосредственного наблюдения (латентные переменные). Особая трудностьпсихологической диагностики заключается в том, что между признаками икатегориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Для однозначноговывода одного симптома недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомовс помощью тестов.
Тест в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которымподвергается испытуемый [7]. Различные тестовые задания призваны выявить уиспытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Суммарезультатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.
Таким образом,современное понятие «психодиагностики» тесно связано с понятиемпсихологическое тестирование, но не сводится к нему, так как кроме тестовыхсуществуют экспертные (клинические) психодиагностические методики. Наиболееэффективно на практике использовать, взаимодополняя друг друга, оба этихподхода.
Стандартизованныеколичественные тесты эффективнее в тех случаях, когда нужно получить хотя быприближенные данные о целой группе людей в кратчайшие сроки и при этом принятьстрогоальтернативное решение, требующее количественного обоснования своейнадежности (принять или не принять на работу, дать отгул или поставить надежурство). Кроме того эти тесты лучше защищены от возможных методическихошибок.
Экспертные методы болееэффективны в руках опытных, профессионально — подготовленных психодиагностов — психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненнуюситуацию отдельного конкретного человека, но требует гораздо больше времени наиндивидуальную работу с ним. Особо эффективны экспертные методы тогда, когда поих результатам сам психолог — диагност оказывает психологическую помощь,проводит психокоррекцию, психотерапию, тренинг и другие виды психологическоговмешательства.
Психологический диагнозсостоит не из одного слова — названия типа личности или болезни, а имеетразвернутый и комплексный характер. В современной психодиагностикепсихологический диагноз практически не только не сводится к фиксации, но дажене связан с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может бытьпоставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то однойзаданной категории или типу личности, а структурированное описание комплексавзаимосвязанных психических свойств — способностей, стилевых черт и мотивовличности [1]. Например, сюда может входить констатация у одного и того жечеловека одновременно следующих особенностей: высокого уровня развитиякреативности, среднего уровня вербального интеллекта, сниженного уровняспособности концентрации внимания на фоне ведущей мотивации достижениясоциального успеха и т.п. Конечно, психологический диагноз имеет смысл не сампо себе, а для психологического прогноза поведения и почти всегда содержит всебе прогноз в явном или неявном виде.
Особое значение дляпсиходиагностики имеет понятие — норма. В психодиагностике следует различатькак минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первыйвид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид — дляоценки способностей и достижений.
Статистическая норма — это средний диапазон на шкале измеряемого свойства [2]. Нормой здесь считаетсяблизость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистическисреднего индивида.
Социокультурный норматив- это уровень свойства, который явно или неявно считается в общественеобходимым[12].
Обобщая вышеизложенноеможно сделать вывод, что психодиагностика – это распознавание психическогосостояния или иных психических (психологических) параметров человека ипоследующее соотнесение их с социокультурными и статистическими нормативами сцелью постановки диагноза и дальнейшего прогноза его поведения.
1.2 Историяпсиходиагностики
Психодиагностика прошлазначительный путь развития и становления. Ее предыстория как практикипрослеживается с III тысячелетия до н.э., к которому относятся сведения осуществовании в ряде стран (Древний Египет, Китай, позднее-Древняя Греция,Вьетнам) систем конкурсных испытаний для людей, претендующих на государственныедолжности или желающих приобщиться к религиозной мудрости.
Собственно историяпсиходиагностики как методологии разработки научно обоснованных компактныхметодов выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века подвоздействием требований практики. Ее возникновение было подготовленонесколькими направлениями в развитии психологии [6].
Первым ее источникомстала экспериментальная психология. И это закономерно, так какэкспериментальный подход лежит в основе психодиагностических методик.
Началом возникновенияэкспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году Вильгельм Вундт основал в Германии первую лабораториюэкспериментальной психологии. В его лаборатории изучались в основном ощущения ивызываемые ими двигательные акты — реакции, а так же периферическое ибинокулярное зрение, цветоощущение и пр. По образцу лаборатории Вундтасоздаются подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты в других странах. ВАнглии кузен Ч.Дарвина Френсис Гальтон впервые включил в состав предложенной имновой комплексной науки «антропометрики» особые измерительныеиспытания не только физических характеристик человека, но также пробы наостроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции и т.п.Именно Гальтон предложил термин «тест», и с его именем по правусвязывается начало уже не предыстории, а собственно истории психодиагностики.
Таким образом,первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методахэкспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологическиеразличия между людьми экспериментальным путем. Изучение складывалось подвоздействием запросов практики, сначала медицины и педагогики, а затем ипромышленного производства.
Основоположники ипоследователи различных психологических школ по-разному отвечали на запросыпрактики. Тестовые методики тесно связаны с теоретическими принципамибихевиоризма. Методологическая концепция бихевиоризма складывалась на том, чтомежду организмом и средой существуют однозначные причинные отношения. Организм,реагируя на стимулы внешней среды, стремиться изменить ситуацию в благоприятнуюдля себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию вкачестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступныхобъективному наблюдению реакций на стимулы. В соответствии с этимипредставлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения.Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов. Корниклинического подхода к психодиагностике уходят своим основанием в ассоциативнуюпсихологию и психоанализ.
Следующим этапом развитияпсиходиагностики связан прежде всего с именем Альфреда Бине, положившего началоразработке методов психодиагностики степени умственного развития и умственнойотсталости, рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этихисследований В.Штерном был предложен коэффициент умственного развития (IQ) какинтегральная характеристика уровня развития обследуемых [13]. Несмотря напостоянную характеристику самой идеи и методов измерения IQ, а также наизменение этих методов и способов подсчета IQ, психодиагностика интеллектаполучила широкое распространение в различных отраслях практики и активноиспользуется по сей день.
Одновременно возникаютпервые проективные методы-техники психодиагностики личностных структур,основанные на методическом принципе проекции — метод свободных ассоциацийК.Юнга и тест Г.Роршаха (1921).
Расцвет проективныхметодов приходится на конец 30-х — 40-е годы, когда в связи с широкимраспространением психотерапии и психологического консультирования разработкаподобных методов стала наиболее актуальной. Подавляющее большинство наиболеераспространенных сегодня проективных техник было создано именно в этот период.Наконец в 40-е — 60-е годы наступает период расцвета личностных опросников,первые образцы которых были созданы в 20-е годы.
В нашей стране начиная сработ Г.И.Россолимо (1910-е г), проводилась большая работа по созданию иадаптации методов психодиагностики интеллектуального развития, распространениекоторых приняло в 20-х начале 30-х годов массовый характер. Распространеннаяпрактика некритического отношения непрофессионалов к результатам тестирования искоропалительного вынесения на их основе административных решений послужилаповодом для прекращения в СССР всех исследований в области психодиагностики, атакже ее практического применения. Возвращение психодиагностики в советскуюпсихологию произошло лишь в конце 60-х начале 70-х годов.
Таким образом, историяпсиходиагностики насчитывает сотни и тысячи лет, за которые она прошла путьстановления и развития от систем испытаний людей, проводившихся в древнем мире,до выделения ее в самостоятельную область знания, имеющую свой предмет иинструментарий.
1.3 Методологическиеосновы психодиагностики
Психодиагностика — это нетолько направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Кактеоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными ипостоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для тогочтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы должна быть проведенатеоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическуюреальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений игипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом,психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений,а с другой стороны — способ движения от абстрактной теории, от обобщения кконкретному факту [10]. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятиюзащитные механизмы личности. Для психолога, занимающегося диагностикой кактеоретической дисциплиной, возникают такие вопросы: как выглядят на уровнефактов поведения человека защитные механизмы личности; каким способомзафиксировать их наличие.
По отношению ккакому-нибудь теоретическому построению вполне возможен такой вариант работыпсиходиагноста, когда он не найдет способ фиксации какого-то явления у всехлюдей. За возможной неуспешностью работы психодиагноста кроется неразвитостьтеории общения. Отчасти поэтому, психодиагностика как теоретическая дисциплинаразвивается и существует постольку, поскольку развивается и существуетобщепсихологическая теория как представление о предмете психологической науки.В тоже время это развитие предполагает дифференциацию — появление все новых иновых отраслей психологии.
Теоретическаяпсиходиагностика использует данные общей психологии, ее отраслей (предметныхобластей, психологии), а также данные психометрики (наука, обосновывающаяизмерительные диагностические методы) и практики применения психологическогознания.
Можно говорить, чтопсиходиагностика опирается на основные методы психологии:
• принцип отражения(адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективнуюрегуляцию его деятельности);
• принцип развития(ориентация на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций ихизменения, качественных и количественных характеристик этих изменений);
• принцип диалектическойсвязи сущности и явления (взаимное обусловливание этих философских категорий наматериале психической реальности при условии их нетождественности);
• принцип единствасознания и деятельности (сознание и психика формируются в деятельностичеловека, действительность одновременно регулируется сознанием, психикой) [9].
Результат работыпсихолога в области теоретической психодиагнностики — методика или методполучения психологической информации, который может быть передан дляиспользования коллегами. Методика всегда отрефлексирована, т.е. содержитдоступные для пользователей критерии фиксации психической информации,обоснование этих критериев и их интерпретацию.
Другими словами,психодиагностическая методика — решенная психологическая задача, где естьспособы получения психологической информации, возможные ее варианты, значениеэтих вариантов. Многие методики в психологии носят имена их авторов — тестРоршаха, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равека и т.д.
Взаимосвязь различныхтеоретических подходов к предмету психологии возможна в силу сложности имногообразия свойств “феномена человека”. Отсюда право каждой теории насуществование, право каждой методики на известную степень достоверности.
Итак, психодиагностика,как теоретическая дисциплины, опирается на общепсихологические принципы. Этопринципы отражения, развития, диалектической связи, единства сознания идеятельности
Подводя итог главы,отметим, что психодиагностика имеет длительную историю становления и развития.Как наука она стала оформляться на рубеже 19-20 вв., отвечая запросам практики.Сегодня психодиагностика —это областьпсихологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики,которая связана с разработкой и использованием разнообразных методовраспознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

2. Особенностикомпьютерной психодиагностики
компьютерныйпсиходиагностика
2.1 История вопроса
Технические средствастимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации всегдаимели большое значение для повышения эффективности разработки и использованияэкспериментальных психодиагностических методик. В докомпьютерную эпоху, аиногда по разным причинам и в настоящее время, такими средствами были иостаются «карандаш и бумага». Очевидно, что подобный стиль работы занимал изанимает у психологов достаточное количество времени.
Стремление к повышениюэффективности работы и устранению рутинных операций привело к идееавтоматизации психодиагностических исследований испытуемых.
Первые упоминания омашинной обработке данных психологического тестирования относятся к началу1930-х годов [4]. Долгое время использование компьютеров в психологических и(психодиагностических) исследованиях ограничивалось лишь обработкой числовойинформации в процессе психодиагностического эксперимента. В то время компьютер(тогда еще ЕС ЭВМ, СМ-3, СМ-4, «Электроника-100») представлялся мощнымарифмометром, который может освободить психолога от трудоемких рутинныхопераций типа «наложения ключей» и арифметического подсчета числовыхпоказателей.
В нашей стране первой программойреализованной на языке ПЛ/1 для ЕС ЭВМ, была программа обработки результатовтестирования испытуемых с помощью методики ММPI [11]. Оператор набивал ответы испытуемого на перфокарты, акомпьютер, осуществляя числовую обработку, распечатывал значения Т-оценок.
Использование компьютерав качестве арифмометра для целей психодиагностики, конечно же, оказалосьзначительным прогрессом. За счет автоматизации психолог освобождался оттрудоемких рутинных операций и мог концентрироваться на решении сугубо профессиональныйзадач. Кроме того, повысилась точность регистрации результатов, и исключалисьошибки обработки исходных данных, неизбежные при речных методах расчетавыходных показателей теста. А оперативность обработки данных при компьютерномэксперименте позволяла в сжатые сроки проводить массовые психодиагностическиеобследования в рамках скрининговых программ.
В 1970-80-е годы зарубежом широкое распространение получают компьютерные тесты, осуществляющие нетолько обработку результатов тестирования, но и предъявление стимульногоматериала испытуемому. в большинстве своем такие автоматизированные тестыпредставляли собой модификации известный «бланковых» методик, а потому получилиназвание компьютерных версий. В этот же период появляются первые адаптивные тесты,отличительная особенность которых заключается в том, что управление процессомтестирования частично, а в некоторых случаях и полностью передается компьютеру.В 1980-е годы можно считать периодом наиболее активного развития компьютерногоинструментария за рубежом, что связано с появлением достаточно мощных идоступных персональных компьютеров.
В нашей стране споявлением первых персональных компьютеров появились и специализированные,решающие сугубо психодиагностические задачи компьютерные программы: статистическиепакеты обработки данных для создания новых психодиагностических методик (илишкал), компьютерные версии имеющихся психодиагностических методик и программы,реализующие так называемый алгоритм индивидуально-ориентированного илиадаптивного тестирования (предъявление стимулов в зависимости от ответовиспытуемого). Уже в то время ни одна задача психодиагностики, будь токонструирование психодиагностической шкалы или исследование испытуемого длянаписания психодиагностического заключения, практически не решалась безсоответствующего программного обеспечения.
80-е гг. –период наиболее активного развития компьютерной психодиагностики за рубежом,что связано с появлением достаточно мощных и доступных персональныхвычислительных машин, а также господствующей в ряде стран Западатехнократической парадигмой, навязываемой и психологической науке.
В конце1980-х — начале 1990-х годов наряду с определенными достижениями проявляетсянеудовлетворенность компьютерными тестами, обусловленная двумя существеннымипричинами. Во-первых, при создании компьютерных версий, то есть при переносе«бланковой» методики в компьютер, нарушаются стандартные условия предъявлениястимульного материала испытуемым — одна из важных психометрическиххарактеристик. Во-вторых, появились компьютерные методики, предлагающиепользователю-психологу не только администрирование, предъявление стимульногоматериала, числовую обработку результатов тестирования, но и вербальнуюинтерпретацию результатов тестирования [15]. Неудовлетворенность компьютернымитестами, навязывающими алгоритмы интерпретации результатов тестированиянаиболее остро критиковалась представителями клинической психологии и всемитеми, перед кем стояла задача постановки индивидуального диагноза.
В СССР, апозднее в СНГ компьютерная психодиагностика вплоть до настоящего времени,ограничивается применением компьютерных версий тестов.
Такимобразом, появление и развитие компьютерной психодиагностики становитсявозможным на определенном уровне развития информационных технологий. Первыеупоминания о машинной обработке данных психологического теста относятся к 30-мгг. В 70-80 гг. широкое распространение за рубежом получают компьютерные тесты,в большинстве своем представляющие модификации известных методик. Насовременном этапе достаточно широко возможности вычислительной техникииспользуются при обработке результатов диагностических исследований, разработкеновых тестов, создании банков данных.
2.2 Использованиекомпьютерных технологий в психодиагностике
Как мы уже говорили выше,использование компьютерных технологий в психодиагностике, требующее проведенияявных междисциплинарных работ, постепенно оформилось в самостоятельную областьисследований, получившую название компьютерной психодиагностики.
Основными целямикомпьютерной психодиагностики являются создание психодиагностическогоинструментария, в том числе компьютерных психодиагностических методик, а такжеразработка принципиально новых видов экспериментов и методов работы сэкспериментально-психологической информацией [3].
Основной задачейкомпьютерной психодиагностики можно считать обеспечение психологовкачественными психодиагностическими инструментами, создаваемыми на базе новыхинформационных технологий.
На сегодняшний момент в психодиагностике активно используются такиеинформационные технологии, как: анализ данных, инженерия знаний иИнтернет-технологии.
Каждая из этих технологийлежит в основе конкретных психодиагностических задач, которые и определяютключевые направления работ в области компьютерной психодиагностики [15]:
1. Конструированиепсиходиагностических методик в рамках традиционной психометрической парадигмына основе технологии анализа данных, в рамках психосемантического подхода наоснове субъектной парадигмы анализа данных.
2. Разработкапсиходиагностических экспертных систем для прогноза поведения в рамкахнетрадиционных подходов, например, опирающиеся на внешние критерии в рамках стохастического(вероятностного) подхода (прецедентные экспертные системы).
3. Созданиекомпьютерных психодиагностических методик, использующих компьютер в качествеорганизатора стимульного материала, т.е. реализация психофизиологическихтестов, систем адаптивного, игрового, дистанционного и мультимедийноготестирования.
4. Разработка наоснове технологии инженерии знаний (внедрение в компьютер опыта работыэксперта-психолога) компьютерных интерпретаторов результатов тестирований,моделей прогноза.
5. Разработкагибридных систем для психологического сопровождения конкретных видовдеятельности (например, кадрового отбора, обучения).
6. Создание оболочек-конструкторовдля компьютеризации (визуального конструирования) различных компонентов, важныхв практической работе психологов (методик, профилей, интерпретаторов и т.д.).
7. Обучениеискусству психодиагностики с помощью компьютера.
В основе каждогонаправления исследований в области компьютерной психодиагностики лежитсобственный, специфический подход, или парадигма конструированияпсиходиагностического инструментария.
Корректное использованиекомпьютерных психодиагностических методик в области тестирования требуетпонимания того, что лежит в основе инструментария этого класса. Компьютерныйпсиходиагностический инструментарий — это сложный аппаратно-программныйкомплекс, позволяющий психологам осуществлять психодиагностическое исследованиеиспытуемого. В связи с этим остановимся на особенностях применения тестовыхкомпьютерных методик:
1. Автоматическое ведениепротоколов исследования испытуемых, что обеспечивается наличием базы данныхиспытуемых, в которой содержится не только библиографическая информация, но исами результаты тестирования. Некоторые зарубежные исследователи (Левин,Роберст) отмечают положительную роль автоматического ведения протоколовиспытуемых, т.к. это повышает уровень самораскрытия испытуемых, особенно дляметодик затрагивающих личные и чувствительные темы. Благодаря ведению базыданных пользователи компьютерных методик имеют возможность накапливатьинформацию и при необходимости использовать её, например, для дальнейшейстатистической обработке в пакетах типа SPSS или Statisticа, создания своихшкал и т.д. [17].
2. Режим тестированиякомпьютерных методик предполагает предъявление инструкции, стимульногоматериала, а также фиксацию ответов испытуемого. С точки зрения компьютернойреализации этих процедур возможно несколько вариантов.
Первый вариантзаключается в том, что испытуемый выполняет тестирование на стандартныхбланках, и уже потом они вводятся оператором в компьютер, либо в ручную, либо спомощью сканера. Однако для многих компьютерных методик этот вариантнеприменим, например, для адаптивного тестирования, или тестов в которых важновремя реакции испытуемого.
Другой вариант –испытуемый выполняет тест, сидя за компьютером. Для этого варианта желательно,что бы испытуемый имел хотя бы начальные навыки владения компьютером. Какправило, хорошие компьютерные методики предполагают оба варианта использования,но следует помнить, что для второго варианта, в отличие от первого, возможно,понадобятся свои психометрические показатели.
3. Обработка результатовтестирования предполагает получение тестовых данных (сырых баллов,стандартизированных шкальных оценок: стенов, стенайнов и т.д.) с помощьюзаранее известных предписаний. Реализация алгоритмов обработки результатовтестов значительно ускоряет и упрощает работу психолога, позволяя ему тратитьбольше времени на людей, а не на обработку тестов. Тем не менее, многиеотечественные психологи, предпочитают работать с ключами, или в лучшем случае скалькулятором.
4. Визуализация тестовыхданных. В большинстве компьютерных методик реализовано отображение данных ввиде графика или диаграммы. Это важно для тех методик, в которых интерпретациярезультатов делается на основании графического представления (MMPI, опросникТ.Лири и т.д.)
5. Интерпретациярезультатов тестирования. Если методика стандартизирована и предполагаетвынесение заключения исходя из количества баллов, набранных по шкаламиспытуемым, то, как правило, интерпретация результатов жестко задается вкомпьютерном варианте. Это повышает объективность тестирования, устраняетвлияние личности психолога на выносимое заключение. Если же интерпретация теставсе таки осуществляется самим психологом, например, в случае проективноготеста, то помощь здесь может оказать база знаний по данному тесту. Этопозволяет расширить опыт психолога, за счет коллективного опыта его коллег,сведенного в базу данных.
Таким образом, целями компьютерной психодиагностикиявляются создание психодиагностического инструментария и разработка новых видовэкспериментов и методов работы с экспериментально-психологической информацией.На сегодняшний момент в психодиагностике активно используются: анализ данных,инженерия знаний и Интернет-технологии.
2.3 Достоинства инедостатки применения компьютерных технологий
Внедрение компьютеров впсиходиагностику в настоящее время идет главным образом по пути созданияавтоматизированных версий отдельных методик. Большинство этих версий касаетсяметодик со стандартизированными вербальными и статическими невербальнымистимулами, на которые испытуемый дает ответы закрытого типа. Переложение накомпьютерную основу таких методик, ранее разработанных для ручного употребленияи имеющих хорошо формализованную структуру, не представляет особой сложности. Вданном случае компьютер обеспечивает автоматическое предъявление испытуемымтестовых заданий, выдает результаты в привычном для психодиагноста виде и ведетпротокол эксперимента. Однако уже здесь наблюдается положительный дляпрактической психодиагностики эффект. Составляющие этого эффекта следующие.
Во-первых, быстроеполучение диагностических результатов бывает крайне необходимо в такихобластях, как, например, клиническое обследование или консультирование.Во-вторых, эксперт освобождается от трудоемких рутинных операций и можетсконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач (к рутиннымоперациям относятся инструктирование испытуемого, предъявление ему заданий,проверка правильности ответов, ведение протокола эксперимента и обработкарезультатов). В-третьих, немаловажной является точность регистрациирезультатов, а также существенно отсутствие ошибок обработки результатов,которые неизбежны при ручных методах расчета выходных показателей объемныхтестов (например, раньше при ручной обработке ММРI допускалось до 20% ошибок). В-четвертых,оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяетпроводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования путемпараллельного тестирования многих испытуемых [5]. Как следствие перечисленныхсоставляющих, компьютеризация психодиагностических методик оказывает положительноедействие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностическихэкспериментов.
Некоторые авторы,например, Ермакова И.В., отмечают также положительное влияние компьютеров наусловия психодиагностических экспериментов [8]. Подчеркивается, что применениевычислительной техники способствует повышению уровня стандартизации этихусловий за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявлениязаданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности, настроенияи предвзятости как экспериментатора, так и самого обследуемого. Кроме того,обращается внимание, что конфиденциальность автоматизированного тестированияпозволяет испытуемому быть более откровенным и естественным во времяэксперимента. Также в ряде случаев считается полезной возможность скрыть отиспытуемого особенности эксперимента, технологию получения результирующихпоказателей.
Положительные чертыкомпьютерного обследования имеют и свою оборотную сторону, которую необходимоучитывать. Изменение условий психодиагностического эксперимента, пусть и влучшую сторону с позиций стандартизации, требует обязательной проверкикомпьютерной версии методики на ее адекватность традиционному«ручному» аналогу. Проблемы взаимодействия испытуемого савтоматизированной системой, рассматриваемые в рамках задачи человеко-машинноговзаимодействия, еще далеки от полного понимания. При общении с компьютером уиспытуемого могут возникать, например, эффекты «психологическогобарьера» и «сверхдоверия» [14]. Поэтому автоматизированныеварианты психодиагностических методик, как минимум, должны подвергатьсярестандартизации.
Кроме перечисленных выше«количественных» составляющих эффекта от применения компьютеров,психологу предоставляются качественно новые возможности организациикомпьютерного психодиагностического эксперимента. Например, можно использоватьсложные алгоритмы обработки информации. Психологу, оснащенному современнымвысокопроизводительным компьютером, становятся доступны более сложные операциис результатами тестирования, чем при ручном эксперименте. Сюда относится,например, оперативная реализация широкого спектра различных трудоемких процедурдля расчета шкал, индексов, вспомогательных показателей, для проведениядиагностического анализа, связанного с поиском прецедентов в банке данных и т.д. Иллюстрацией качественно новых результатов в психодиагностике может служитьтот факт, что появление персональных компьютеров дало, в частности, мощныйимпульс для развития и практического применения методов идеографическогоподхода, получившего название «субъективная парадигма анализа данных»[17]. Реконструкция субъективного семантического пространства в этом подходепроизводится с помощью процедур кластерного и факторного анализа, а такжеалгоритмов многомерного шкалирования и масштабирования, требующих большихобъемов вычислений.
Также имеется возможностьсоздания компьютерного банка данных. Однако в рамках отдельной методики этоприносит не слишком много выгод. Хотя эти выгоды достаточно существенны длятого, чтобы их отметить, как повышающие качество психодиагностической работы.Главным образом, ведение банка, в котором накапливаются результатыпсиходиагностических исследований, позволяет значительно ускорить процессполучения достоверных, эмпирически обоснованных тестовых норм для различныхконтингентов испытуемых. Также наличие банка психодиагностических данныхсоздает предпосылки для широкого использования диагностического подхода,основанного на поиске прецедентов из множества хорошо изученных случаевпсиходиагностической практики. Поэтому и была поставлена задача созданиякомпьютерного банка данных по нескольким методикам.
Также облегчаетсяотображение результатов. Неоспоримым достоинством современных компьютеровявляются развитые средства отображения информации. С помощью этих средств несоставляет особой сложности организовать выдачу результатов единичногопсиходиагностического обследования на экран дисплея или в виде твердой копии впривычной для психолога форме профиля личности, графика или таблицы. Такжекомпьютеры предоставляют возможность оперативно отображать результатыобследования выборки испытуемых посредством диаграмм и гистограмм распределениязначений заданного диагностического показателя. Другая возможность заключаетсяв преобразовании с помощью методов шкалирования и отображении результатовмногомерных тестов в двух- и трехмерные картинки, позволяющие визуальнооценивать группировки испытуемых в пространстве той или иной многомернойпсиходиагностической методики.
Еще одним существеннымдостоинством компьютерного психодиагностического эксперимента от«ручного» аналога является возможность организации интеллектуальногоинтерфейса пользователя компьютерной методики. Сюда входит возможностьполучения посредством диалога с компьютером различных справок, разъяснений,рекомендаций по подготовке психодиагностического обследования и в процессе егопроведения. И, конечно, апофеозом компьютерной поддержки методики являетсяполучение развернутого и обоснованного психодиагностического заключения ввербальной форме.
Различают два видаавтоматизированного психодиагностического заключения. Первый предназначен дляиспытуемого, а второй — для профессионала — психодиагноста. Как отмечает А.Г.Шмелев [17], эти два вида интерпретации не должны быть идентичными. Неприспособленная для понимания испытуемым профессиональная интерпретация можетнанести человеку настоящую психическую травму. Поэтому сообщения для испытуемыхдолжны быть, прежде всего, сформулированы на языке житейской психологии,приспособленном для непрофессионального понимания. В то же время быстраяинтерпретация ожидается испытуемым, как правило, с нетерпением, повышает егозаинтересованность в обследовании и мотивационную включенность в тестирование.
Формированиепрофессиональной интерпретации результатов психодиагностического тестированиярассматривается некоторыми авторами, например, Гавриловой Т.А. [16] как задачапостроения экспертной системы, в которой аккумулируются знания несколькихнаиболее квалифицированных специалистов. Альтернативу этому подходу, связанномус выявлением закономерностей в структуре знаний экспертов об исследуемойпредметной области, составляет так называемый экзистенцианальный подход,основанный на эмпирическом накоплении диагностических прецедентов иформировании типовых образцов интерпретации. И тот и другой подход имеет своидостоинства и недостатки. Здесь же отметим, что первый подход позволяет нетолько получать результирующую интерпретацию, но и узнавать аргументированныеответы на вопросы, какие закономерности лежат в основе конструирования полногои непротиворечивого вербального диагностического заключения. Таким образом,имеется возможность использования компьютерной психодиагностической методики врежиме обучения искусству психодиагностики.
Итак, к числу преимуществкомпьютерной психодиагностики можно отнести: универсальность оборудования, возможность генерациизаданий, настройку условий эксперимента, автоматизацию и стандартизациютестирования, использование анимации, возможность фиксации дополнительныхпараметров, оперативную обработка данных и расширенные возможностипредставления результатов. А к основным недостаткам — зависимость результатов тестирования от оборудования и необходимость умения работы скомпьютером.

Заключение
В своей работе мыпопытались проанализировать развития и актуального положения компьютернойпсиходиагностики. Поэтому нами били описаны исторические аспекты появленияпсиходиагностики как науки, обозначен ее предмет и методология. Особое вниманиев работе было уделено компьютерной психодиагностике. Мы рассмотрели, как икогда она появилась, в чем ее особенности, проанализировали достоинства инедостатки применения компьютерных технологий в психодиагностике.
Нами было установлено,что компьютерная психодиагностика, в отличие от психодиагностики как науки,имеет достаточно короткую историю. Ее появление и становление напрямую связанос появлением и распространением компьютерной техники и компьютерных технологий.При этом компьютерная психодиагностика на Западе началось использоватьсяраньше, чем у нас в России. Сегодня компьютерная психодиагностика развивается внескольких направлениях: конструирование психодиагностических методик; разработкапсиходиагностических экспертных систем; создание компьютерныхпсиходиагностических методик, использующих компьютер в качестве организаторастимульного материала; разработка на основе технологии инженерии знаний(внедрение в компьютер опыта работы эксперта-психолога) компьютерныхинтерпретаторов результатов тестирований, моделей прогноза; разработка гибридныхсистем для психологического сопровождения конкретных видов деятельности;создание оболочек-конструкторов для компьютеризации различных компонентов;обучение искусству психодиагностики с помощью компьютера.
При этом использованиекомпьютеров в психодиагностике имеет свои достоинства и недостатки. Прикомпьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность ошибок,связанных с человеческим фактором: психо-эмоциональным состоянием экспериментатора,большей или меньшей его заинтересованностью в результатах исследования и т.п.Гарантируемая при компьютерной психодиагностике абсолютная беспристрастностьимеет особое значение в ситуациях экспертизы.
Не менее важным является то, что автоматизация психодиагностики позволяетпроводить массовые обследования и т.д. Вместе с тем результаты компьютерноготестирования зависят от оборудования и предполагают наличие у диагноста(экспериментатора) умения работы с компьютером.
Несмотря на выявленные незначительныенедостатки, по нашему мнению, использование компьютерных технологий, при масседостоинств, способствует развитию психодиагностики, особенно в областипрактики.

Список литературы
1. Абрамова, Г.С.Практическая психология: учеб.изд. [Текст] / Г.С.Абрамова. — 3-е изд., стер. — Екатеринбург: Деловая кн., 1998. — 368 с.
2. Анастази, А.Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. [Текст] / Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. — М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
3. Аристова, О.Н.Специфика психологических методов в условиях использования компьютера [Текст] /О.Н.Аристова, Л.Н.Бабинин, А.Е.Войскунский.- М.: изд-во Моск. ун-та, 1995. — 109 с.
4. Бурлачук, Л.Ф.Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л.Ф.Бурлачук,С.М.Морозов.- Киев: Наукова думка, 1989.- 200 с.
5. Вассерман, Л.И.Психологическая диагностика и новые информационные технологии [Текст] /Л.И.Вассерман, В.а.Дюк, Б.В.Иовлев, К.Р.Червинскмая. Спб.: Питер, 1997.- 203с.
6. Вицлак, Г. Основыпсиходиагностики / Психодиагностика: теория и практика [Текст] / Под ред.Н.Ф.Талызиной. — М.: Просвещение, 1986.- 328 с.
7. Гайда, В. Эволюцияидей и практика современной психодиагностики: автореферат дис. д-ра психол.наук: 19.00.01 [Текст] / В. Гайда. — СПб.: ЛГУ, 1994. — 33 с.
8. Гайда, В.К.Психологическое тестирование: Учебное пособие [Текст] / В.К.Гайда, В.П.Захаров.- Л.: ЛГУ, 1982.- 100 с.
9. Гуревич, М.К. Психологическая диагностика и проблема индивидуальных различий [Текст] /М.К.Гуревич // Вопросы психологии.- 1998. — № 3. – С. 21-25.
10.  Дюк, В.А. Компьютернаяпсиходиагностика [Текст] / В.А.Дюк.- СПб., изд-во «Братство», 1994.-364 с.
11.  Иовлев, А.Б. Об автоматизациипсиходиагностических исследований [Текст] / А.Б.Иовлев, Б.В.Иовлев,К.Р.Червинская.- Л.: НИИ им. В.М. Бехтерева, 1985.- 189с
12.  Общая психодиагностика: Учебник [Текст]/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина — СПб.: Речь, 2000.- 440 с.
13.  Психологическая диагностика: Проблемыи исследования [Текст] / Под ред. К.М.Гуревича.- М.: Педагогика, 1981.- 231 с.
14.  Тихомиров, О. К. Анализ этаповкомпьютеризированной психодиагностики (на примере MMPI) [Текст] // Вопросыпсихологии.- 1990.- № 2.- С. 136 — 143.
15.  Червинская, К.Р. Компьютернаяпсиходиагностика: Учеб. пособие [Текст] / К.Р.Червинская.- СПб, Речь, 2004.-336 с.
16.  Червинская, К.Р. Медицинскаяпсиходиагностика и инженерия знаний [Текст] / Под ред. Л.И. Вассермана.– СПб.:Ювента; М.: Изд. центр «Академия», 2002.- 382 с.
17.  Шмелев, А.Г. Анализ пунктов приконструировании и применении тест-опросников: ручные и компьютерные алгоритмы[Текст] / А.Г.Шмелев, В.И.Похилько // Вопросы психологии.- 1985.- №4.-С.126-134.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.