Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет накладных расходов на примере СПК Алантос РП Каа-Хем Республики Тыва

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации


Департамент научно-технологической политики и образования


Федеральное государственное образовательное учреждение


высшего профессионального образования


«К
расноярский государственный аграрный университет»


Институт экономики и финансов АПК


кафедра: «Бухгалтерский учет и аудит»


Зав. кафедрой к.э.н. доцент Тищенко М.А.


___________________________________


подпись


«_______» ____________________ 2011 г.


Курсовая работа


по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»


Тема: «Учет накладных расходов» на примере СПК Алантос РП Каа-Хем Республики Тыва


01 Э04_ПЗ


Выполнила: ____________ студентка заочного отделения


ускоренной формы обучения гр. 52


Саая Ч.В.


Руководитель


к.э.н. доцент: ______________ Тищенко М.А.


Красноярск – 2011 г.


Содержание


Введение ……………………………………………………………………. 3 – 5


1.Теоретические и методические основы учета накладных расходов …. 6 – 9


2. Учет накладных расходов


2.1. Учет общепроизводственных расходов …………………………… 10 – 13


2.2. Учет общехозяйственных расходов ……………………………….. 14 – 16


2.3. Учет расходов будущих периодов …………………………………. 17 – 18


2.4. Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов, списание расходов будущих периодов …………………………………. 19 – 23


3. Учет накладных расходов на примере СПК «Алантос»и рекомендации по рационализации учета накладных расходов ……………………………. 24 – 31


Заключение ……………………………………………………………….. 32 – 34


Список использованной литературы ……………………………………. 35 – 36


Введение


Накладные расходы – это расходы организации, связанные с обслуживаниемпроизводства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных иобщехозяйственных расходов.


Одной из наиболее важных задач, стоящих перед руководством предприятия,является снижение себестоимости выпускаемой продукции, выработка путейсокращения издержек и повышения эффективности должно происходить на всехстадиях производственного процесса. Большое значение в поиске путей снижениясебестоимости продукции имеет выявление затрат не связанных прямо с процессомпроизводства, и, в первую очередь, сокращение именно этих видов затрат. Ктаким расходам можно отнести затраты на организацию и управлениепроизводством. Их удельный вес в себестоимости весьма значителен.


Затраты на обслуживание производства и управление составляет около 10-12%себестоимости и относятся к условно-постоянным затратам. Следовательно, ихувеличение приводит к повышению себестоимости, а это, в свою очередь, влияетна величину прибыли. Поэтому, на мой взгляд, рассматриваемая тема являетсяактуальной.


Управляющие различных организаций и фирм находят, что накладные расходыконтролировать сложнее, чем все прочие издержки, поскольку данные расходывключают в себя множество различных калькуляционных статей с различнымихарактеристиками динамики изменения.


В рыночных условиях хозяйствования стало очевидным, что наиболее управляемыми с позиций поиска резервов экономии, роста прибыли и рентабельности на предприятии, определившем программу производства и сбыта, постепенно становятся не основные, а накладные расходы.


Направлением совершенствования деятельности управленческой бухгалтерии может послужить создание единого учета, бюджетирования и анализа накладных расходов.


Недостаточно приспособленные к рыночным условиям методы учета и анализа накладных расходов отрицательно сказываются не только на текущей работе предприятия, но и приводят к принятию неверных стратегических управленческих решений.


Результаты исследований отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что накладные расходы в большинстве отраслей промышленности постоянно увеличиваются как в абсолютной сумме, так и относительно общей величины издержек экономического субъекта. Это связано с научно-техническим прогрессом, усложнением задач управления и соответствующим ростом численности управленческого персонала, его квалификационного уровня, широким использованием в управлении ЭВМ, современных средств коммуникаций, повышением требований к представительности офисов, их оборудованию и т.д. В новых условиях появляется осознанная потребность в гибких административных системах, смене методологических принципов управления и его составляющих (в том числе подходов в использовании информации бухгалтерского учета), ужесточении контроля за расходованием средств на уровне руководства организацией, проведении аналитических исследований по оптимизации затрат в этой области.


В этом и заключается актуальность курсовой работы, т.к. управленческий учет накладных расходов необходим для эффективного регулирования затрат, определения сфер ответственности менеджеров, решение проблем с выявлением наиболее точных показателей себестоимости производимой продукции. И чем больше внимания будет уделено созданию оптимальной системы управленческого учета накладных расходов, тем мобильнее будет становиться предприятие в условиях рынка и эффективнее деятельность административного аппарата.


Цель работы заключается в рассмотрении учета и распределения накладных расходов.


В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:


1. Изучение нормативно-правового регулирования управленческого учета в части накладных расходов;


2. Анализ классификации накладных расходов;


3. Исследование порядка распределения и системы счетов накладных расходов;


4. Описание внутренней отчетности


Данная курсовая работа будет основана на примере сельскохозяйственного производственного кооператива «Алантос».


Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.


В первой главе последовательно указываются какие затраты возникают в процессе производства. Описывается классификация накладных расходов. Определяется значение накладных расходов в системе управленческого учета.


Во второй главе дается краткая характеристика СПК«Алантос» на основе, которой написана данная курсовая работа. Рассматривается порядок распределения накладных расходов, способ отражения затрат на счетах и внутренняя отчетность СПК «Алантос».


Курсовая работа написана с использованием таких нормативно-правовых документов, как Федеральный закон «О бухгалтерском учете», а также учебного пособия Вахрушиной М.А., периодических изданий и на основе информационной деятельности СХК «Алантос».


ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы


учета накладных расходов.


Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества (участников).


Для расчета себестоимости произведенной продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируются на: входящие и истекшие; прямые и косвенные; основные и накладные; текущие и единовременные и т.д. Наиболее важными для управленческого учета являются накладные расходы, т.к. они вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы являются косвенными.


Накладные расходы - это расходы по обслуживанию и управлению производством и предприятием: общепроизводственные и общехозяйственные, вызванные подготовкой и, организацией, обслуживанием и управлением.


Общепроизводственные (производственные) накладные расходы - это расходы на организацию, обслуживание и управление производством. Они возникают в производственных подразделениях - участках, цехах, производствах. Назначение, характер и функциональная роль этих затрат непосредственно связаны с производством. В состав производственных накладных расходов входят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, и общецеховые расходы на управления.


Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают: амортизация оборудования и транспортных средств; текущий уход и ремонт оборудования; энергетические затраты на оборудование; услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест; заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование; расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции; прочие расходы, связанные с использованием оборудования.


Общецеховые расходы на управления состоят из следующих расходов: расходы по производственному управлению; затраты, связанные с подготовкой и организацией производства; содержание аппарата управления производственными подразделениями; амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря, содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря; затраты на обеспечение нормальных условий работы; затраты на профориентацию и подготовку кадров.


Общехозяйственные (непроизводственные) накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций и функций организации производства. Эти расходы возникают в рамках предприятия, т.е. это административно-управленческие расходы; расходы по техническому управлению; расходы по производственному управлению; расходы по управлению снабженческо-заготовительной деятельностью; на управление финансово-сбытовой деятельностью; расходы на рабочую силу: на набор, отбор, подготовку руководителей, обучение, переподготовку и на повышение квалификации; оплата услуг, оказываемых внешними организациями; содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря; обязательные сборы, налоги, платежи и отчисления по установленному законодательством порядку.


Классификация расходов должна в полной мере отражать все характерные признаки, по которым отличаются одни статьи затрат от других, разграничивать их функциональную роль, в соответствии с которой каждый компонент затрат выполняет конкретную функцию. Такой подход позволяет с большей основательностью определить целесообразность и эффективность формирования статей затрат и их адресность.


Рассмотрим основные классификационные признаки накладных расходов:


По принадлежности к производственному циклу: производственные и непроизводственные накладные расходы, такое деление обусловлено методологией определения себестоимости продукции. Отличительная черта производственных расходов - наличие их связи с разработкой и созданием производственной программы.


Производственные накладные расходы можно классифицировать в поэлементном разрезе с целью получения более детальной информации о затратах.


По уровню осуществления контроля: контролируемые и неконтролируемые накладные расходы, необходимость применения такой группировки определяется тем, что она регулирует отношения между руководителями различных уровней управления и позволяет выявить виновника перерасхода средств.


Накладные расходы входят в сферу ответственности конкретного руководителя на том или ином уровне управления. Примерами могут служить такие статьи расходов, как расходы на содержание структурного подразделения или расходы по обслуживанию, связанные с определенной стадией процесса производства.


По способу включения в себестоимость центра затрат: первичные и вторичные накладные расходы. Первичными принято считать расходы, возникающие непосредственно в центре затрат (на содержание управленческого персонала цеха). Вторичные расходы представляют собой расходы, которые относятся на центр затрат в результате процедуры перераспределения накладных расходов или процедуры расчета трансфертных цен (на транспортное обслуживание, на ремонт транспортных средств).


По способу отражения затрат в управленческом учете: фактические, бюджетные и распределенные накладные расходы. Фактические расходы - расходы, которые осуществлены в отчетном периоде и отражены в управленческих отчетах. Бюджетные расходы - расходы, которые планируют бухгалтеры-аналитики на предстоящий бюджетный период. Фактические и бюджетные накладные расходы могут рассчитываться на: предприятие в целом; подразделение; вид деятельности; вид оборудования; единица продукта; операцию. Распределенные (поглощенные, списанные) накладные расходы представляют собой накладные расходы, отнесенные на производимые продукты в процессе калькулирования затрат.


Поскольку накладные расходы служат объектом прогнозирования, можно выделять прогнозируемые и прогнозируемые накладные расходы (непроизводительные выплаты, долю накладных расходов в расходах на брак и т.п.).


В системе учета затрат «стандарт-костинг»: недораспределенные и перераспределенные накладные расходы. В случае если фактические накладные расходы больше распределенных, то возникают недораспределенные накладные расходы. В случае если распределенные накладные расходы больше фактических, то возникают перераспределенные накладные расходы.


В зависимости от влияния объема деятельности (система учета затрат «директ-костинг»): переменные и постоянные. К переменным относят расходы, величина которых изменяется по мере изменения объема деятельности и степени интенсивности работ. Кпостоянным - затраты, сумма которых остается условно постоянной независимо от изменений объема деятельности.


Глава 2. Учет накладных расходов


2.1. Учет общепроизводственных расходов


Общепроизводственные расходы включают в себя расходы на организацию производства и управление отдельными отраслями производства или подразделениями, а также различные производственные расходы, которые нельзя непосредственно отнести на ту или иную культуру либо на тот или иной вид продукции, так как они относятся к отрасли или производственному подразделению в целом.


Общепроизводственные расходы подразделяются по отраслевому признаку:


1. растениеводство;


2. животноводство;


3. промышленные производства;


4. другие производства.


При цеховой структуре управления основная часть общепроизводственных расходов принимает форму цеховых расходов.


Учет общепроизводственных расходов ведут на активном, собирательно-распределительном счете 25 "Общепроизводственные расходы". По дебету учитывают затраты в течение года, а по кредиту списывают эти затраты на счета основного производства.


Списание производится в плановом или нормативном размере в течение года с корректировкой в конце года. В результате счет 25 "Общепроизводственные расходы" закрывается и сальдо не имеет. Субсчета к счету 25 "Общепроизводственные расходы":


1. "Общепроизводственные расходы растениеводства";


2. "Общепроизводственные расходы животноводства";


3. "Общепроизводственные расходы промышленных производств".


Для более точного и обоснованного отнесения затрат по назначению важно подразделять общепроизводственные расходы в зависимости от места их возникновения. С этой целью общепроизводственные расходы подразделяют на отраслевые, которые учитывают по отрасли в целом (растениеводство, животноводство) и общебригадные, общефермские
и т.п., которые учитывают непосредственно по каждому подразделению предприятия (бригады, фермы, участка, отделения и др.). Такой порядок дает возможность общепроизводственные расходы каждого подразделения относить на затраты только этого подразделения, что обеспечивает более точное калькулирование себестоимости продукции и, что особенно важно, в наибольшей степени соответствует требованиям учета по подразделениям.


Учет общепроизводственных расходов ведется по следующим статьям


Затраты на оплату труда:


аппарата управления (человеко-часы, рубли): в растениеводстве - оплата труда главных и старших агрономов, заведующих отделениями и участками, бухгалтеров и учетчиков отделений и т.п.; в животноводстве -заработная плата главных и старших зоотехников, заведующих фермами и комплексами, учетчиков и бухгалтеров комплексов и ферм и т.п.;


прочего персонала (человеко-часы, рубли): суммы оплаты труда персоналу, не относящемуся к аппарату управления отраслью: агрономы, зоотехники и другие специалисты, работающие в отделениях или на фермах; бригадиры, помощники бригадиров, полевые объездчики, заправщики-учетчики, агрономы, зоотехники и другие специалисты, не состоящие в штатах отделений и ферм, в случаях, если они не принимают, а осуществляют технологическое руководство по своей специальности (борьба с вредителями, семеноводство, селекционная работа, механизация трудоемких процессов в животноводстве и т.п.).


Дт 25 Кт 70, 96


 Отчисления на страховые взносы:


Дт 25 Кт 69


 Содержание основных средств: учитывают суммы начисленной амортизации, затраты на ремонт (отчисления в ремонтный фонд), расходы на отопление, освещение, уборку по основным средствам общепроизводственного (общебригадного, общефермского цехового, отраслевого) назначения (полевых станов, агрокабинетов, агрохимлабораторий, помещений для хранения сельскохозяйственных машин, ветбаклабораторий, ветизоляторов, зоокабинетов и т.п.).


Дт 25 Кт 02, 10, 23, 96


 Охрана труда и техника безопасности: отражают расходы по устройству различных приспособлений, обеспечивающих безопасность работ на машинах и оборудовании: устройство ограждений и агрегатов (некапитального характера), сигнализации, вентиляции и т.п.; затраты на производственную санитарию (мыло, устройство душевых, подвоз воды для мытья и т.д.) и другие мероприятия по охране труда (оформление предупредительных надписей, приобретение справочников, плакатов и т.п.).


Дт 25 Кт 10…


 Прочие расходы: прочие затраты общепроизводственного характера, не предусмотренные предыдущими статьями: расход хозяйственного инвентаря, расходы по доставке рабочих на полевые станы и фермы, по подвозу воды и нефтепродуктов для тракторов и комбайнов, услуги вспомогательных производств, расходы по оборудованию скотомогильников, на карантинные мероприятия и т.п.; потери от простоев, потери от брака и т.д.


Дт 25 Кт 10, 23…


Регистры учета:


Ежемесячно, на основании данных накопительных ведомостей затрат (формы 301-АПК), отчетов о движении материальных ценностей и других документов подразделений составляют Лицевые счета (производственные отчеты) подразделений (формы 83-АПК)
- регистр аналитического учета. В них отражаются данные о суммах соответствующих расходов за отчетный месяц и нарастающим итогом с начала года по установленным статьям затрат. Синтетический учет ведется в Журнале-ордере 10-АПК
.


Полученные за месяц итоги общепроизводственных затрат (растениеводства, животноводства и др.) переносят из лицевых счетов (производственных отчетов) подразделений в сводный лицевой счет (производственный отчет) данного вида по предприятию в целом. При цеховой структуре управления лицевые счета (производственные отчеты) подразделений не составляют, а в центральной конторе на основании документов составляют только сводные лицевые счета соответствующих цехов (растениеводства, животноводства и др.).


Ежемесячно (ежеквартально) суммы, учтенные на счете 25 "Общепроизводственные расходы", распределяются в плановом или нормативном размере по назначению с корректировкой до фактических сумм в конце года. Расходы определяют по объектам затрат основного производства пропорционально общей сумме затрат каждого объекта (без затрат на организацию и управление производством), за исключением в соответствующих производствах затрат на семена, корма, сырьё и полуфабрикаты. При этом фермские, бригадные, цеховые расходы распределяют на объекты учета затрат только соответствующих структурных подразделений.


2.2. Учет общехозяйственных расходов


Общехозяйственные расходы включают расходы на управление и обслуживание хозяйства в целом.


Синтетический учет ведется на активном собирательно-распределительном счете 26 "Общехозяйственные расходы": по дебету - учитывают затраты в течение года, по кредиту - их списание в установленные сроки по назначению.


Группы затрат, включаемых в общехозяйственные расходы:


1. Затраты, связанные с управлением производством:


o содержание работников аппарата управления предприятия и его структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности;


o затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, в соответствии с установленными законодательством нормами;


o содержание и обслуживание технических средств управления - вычислительных центров, узлов связи средств сигнализации и др.;


o оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг (затраты, связанные с ревизией предприятий, проводимой по инициативе одного из участников предприятия в общехозяйственные расходы не включают);


o оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством в тех случаях, когда штатным расписанием предприятия не предусмотрены те или иные функциональные службы;


o представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятия (проведение официальных приемов, посещение культурно-зрелищных мероприятий, оплата услуг переводчиков);


o расходы на проведение заседаний совета (правления) предприятия и его ревизионной комиссии.


2. Затраты, связанные с изобретательством и рационализацией.


3. Затраты на выполнение санитарно-гигиенических требований.


4. Хозяйственные расходы на содержание зданий и других объектов общехозяйственного назначения.


5. Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией объектов природоохранного назначения.


6. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров:


o оплата отпусков лицам, успешно обучающимся в вечерних или заочных высших и средних специальных учебных заведениях, в заочной аспирантуре, в вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах, а также поступающим в аспирантуру с отрывом и без отрыва от производства (и т.п.);


o затраты, связанные с выплатой стипендий, платой за обучение на основе договоров с учебными заведениями за предоставление дополнительных услуг по подготовке, повышению квалификации кадров;


o затраты базовых предприятий по оплате труда инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих, освобожденных от основной работы, по руководству обучением в условиях производства и производственной практики учащихся и студентов.


7. Затраты, связанные с набором рабочей силы (оплата выпускникам ПТУ и молодым специалистам проезда к месту работы, отпуск перед началом работы).


8. Затраты на дорогу работникам к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом (если они относятся к общехозяйственному персоналу.


9. Отчисления в отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.


10. Затраты, связанные с содержанием помещений, предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы.


11. Амортизация по нематериальным активам.


12. Налоги, сборы и другие обязательные отчисления, включаемые в издержки производства.


13. Другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).


Счет 26 "Общехозяйственные расходы" - активный, собирательно-распределительный. По дебету в течение года учитывают общехозяйственные расходы, по кредиту -ежемесячно (ежеквартально) их списывают в нормативном или плановом размере и включают в себестоимость продукции основных производств, работ и услуг вспомогательных производств и т.д.


Распределение общехозяйственных расходов на соответствующие объекты учета производят пропорционально общей сумме прямых затрат (за исключением стоимости семян, кормов, сырья, материалов и полуфабрикатов).


Регистры учета


Аналитический учет ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др. в Лицевом счете (производственном отчете) (формы 83-АПК)
. Синтетический учет ведется в Журнале-ордере 10-АПК.


2.3. Учет расходов будущих периодов


Каждое сельскохозяйственное предприятие вынуждено осуществлять затраты, относящиеся к нескольким циклам производства. Следовательно, в учете возникает необходимость разграничивать их между отдельными годами (другими периодами), чтобы правильно относить на затраты каждого данного периода. Для этих целей в учете используют счет 97 "Расходы будущих периодов" - счет активный, собирательно-распределительный. По дебету учитывают все произведенные за год расходы, а по кредиту – отражают только те суммы, которые должны быть отнесены на соответствующие счета вотчетом году. Затраты, учитываемые на этом счете могут распределяться как на счета основного производства, так и на счета общепроизводственных и общехозяйственных расходов. В связи с этим списание затрат со счета 97 в конце года должно производится до закрытия счетов 25 и 26.


На этом счете учитывают затраты, произведенные в отчетном году, но их нельзя полностью отнести на калькуляционные счета этого же года (устройство некапитальных сооружений и временных приспособлений для нужд производства – загоны для животных, расходы по устройству траншей для силосования и сенажирования; уплаченные вперед налоги и сборы, суммы подписки на научно-техническую литературу, уплаченную вперед арендную плату, затраты на рекультивацию земель и др.).


На счет 97 относят суммы начисленной амортизации на внутрихозяйственные производственные мелиоративные фонды в первые три года эксплуатации. Затем эти суммы относят равными долями в течение трех лет на себестоимость продукции, получаемой с соответствующих мелиорированных земель.


Регистры учета


На основании первичных документов расходы будущих периодов фиксируют в специально открытом по счету 97 лицевом счете (производственном отчете) (83-АПК) подразделения. По каждому объекту учета (летние лагеря и загоны для скота, устройство траншей для силосования и т.д.) открывают отдельную графу. Затраты учитывают по установленной номенклатуре статей (оплата труда, отчисления на социальные нужда, стоимость использованных материальных ценностей и т.д.). Во втором разделе лицевого счета отражают списание (распределение) фактических расходов по кредиту счета. На основании лицевых счетов (производственных отчетов) делают записи в журнал-ордер 10-АПК.


2.4. Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов, списание расходов будущих периодов


Общепроизводственные расходы, их состав и размер определяются сметами на содержание и эксплуатацию оборудования, управленческих и хозяйственных расходов подразделений.


Синтетический учет общепроизводственных расходов ведется на счете 25 «Общепроизводственные расходы», аналитический - в специальных ведомостях по каждому цеху и по статьям сметы. При журнально-ордерной форме учета общепроизводственные расходы фиксируются в ведомости № 12, которая выполняет роль одновременно регистров аналитического и синтетического учета. Записи в эту ведомость производятся по данным ведомостей распределения расхода материалов, заработной платы, отчислений на социальные нужды, начисления амортизации и других документов.


На счетах бухгалтерского учета общепроизводственные расходы отражаются так:


Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы»


Кредит сч. 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов» и пр.


По окончании месяца сумма общепроизводственных расходов, учтенная по дебету счета 25, списывается (распределяется), счет закрывается.


Общепроизводственные расходы относятся не только на себестоимость готовой продукции, но и на себестоимость незавершенного производства на конец месяца. Сумма общепроизводственных расходов, которая относится на себестоимость готовой продукции, распределяется между отдельными видами продуктов труда. Выбор способа распределения расходов в бухгалтерском учете между объектами учета и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг производится организацией самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности. Основанием для распределения общехозяйственных расходов может служить сумма основной заработной платы производственных рабочих, либо прямые затраты материалов, другие критерии, значения которых соответствуют нормативным (плановым) или фактическим величинам затрат.


Для распределении общепроизводственных расходов между видами продукции определяется отношение суммы указанных расходов к общей величине показателя, принятого в качестве критерия (например, заработной платы производственных рабочих по цеху).


Общехозяйственные расходы связаны с управлением организацией в целом, ее обслуживанием. Состав и размер этих расходов определяется сметой.


Синтетический учет общехозяйственных расходов ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы», аналитический - по статьям сметы в специальной ведомости. Регистром аналитического учета общехозяйственных расходов является ведомость № 15, которая заполняется по данным разработочных ведомостей, указанных к ведомости № 12. На счетах бухгалтерского учета общехозяйственные расходы отражаются записью:


Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»


Кредит сч. 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97«Расходы будущих периодов» и пр.


В конце каждого месяца производится списание общехозяйственных расходов, которое осуществляется согласно учетной политике организации одним из способов:


1) путем списания в дебет счетов учета затрат на производство (20, 23, 29);


2) на счет учета продаж.


Общехозяйственные расходы, приходящиеся на продукты труда, как и общепроизводственные, распределяются между отдельными видами продукции, работ, услуг пропорционально выбранной базе.


Если общехозяйственные расходы включаются в затраты на производство конкретных видов продукции, на счетах бухгалтерского учета формируется запись:


Дебет сч. 20 «Основное производство» (по видам продукции)


Кредит сч. 26 «Общехозяйственные расходы».


При данном варианте отнесения общехозяйственных расходов на счетах бухгалтерского учета формируется полная производственная себестоимость продукции, работ, услуг.


Базой распределения общехозяйственных расходов как между остатками незавершенного производства и готовой продукцией, так и иными объектами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг могут выступать основная заработная плата производственных рабочих; затраты сырья и материалов; прямые затраты как фактические, так и нормативные (плановые); другие показатели.


Если общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных относятся на счет 90 «Продажи», то на счетах бухгалтерского учета делаются записи:


Дебет сч. 90 «Продажи», субсчет 90-2


Кредит сч. 26 «Общехозяйственные расходы». В этом случае на счетах учета затрат формируется сокращенная себестоимость продукции, работ, услуг (что соответствует применяемой в зарубежной практике системе «директ-кост»).


Несмотря на то, что второй вариант значительно упрощает списание общехозяйственных расходов, он применим при условии, что вся производимая за отчетный период продукция продается либо удельный вес этих расходов в себестоимости продукции незначителен.


Для учета затрат в подразделениях вспомогательного производства при журнально-ордерной форме используется ведомость №12. Результаты деятельности подразделений вспомогательного производства в зависимости от их назначения оформляются накладными сдачи продукции, актами приема-передачи выполненных работ, путевыми листами, справками руководителей служб энергетика, технолога, механика и др.


Продукция, работы, услуги вспомогательного производства потребляются внутри организации либо продаются покупателям и заказчикам. Фактические затраты по продуктам труда вспомогательного производства, потребляемым внутри хозяйствующего субъекта, распределяются между подразделениями - потребителями продукции, работ, услуг, а внутри подразделений - по другим объектам учета и калькулирования.


Критерием для подобного распределения в зависимости от принятого в учетной политике организации варианта, могут служить показатели нормативной (плановой) себестоимости продукции, работ, услуг, суммы заработной платы, материальных расходов, прямых затрат и др.


Данные учета и распределения расходов общепроизводственных, общехозяйственных и вспомогательного производства заносятся в ведомость сводного учета затрат на производство продукции (работ, услуг), а также в журналы-ордера № 10 и 10/1.


Расходы будущих периодов - это затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Основную часть расходов будущих периодов в организациях составляют расходы на подготовку и освоение производства. Кроме того, к расходам будущих периодов относят: расходы по ремонту основных средств в сезонных отраслях промышленности (когда не создается ремонтный фонд); расходы по оплате аренды объектов основных средств или их отдельных частей (помещений); расходы на рекламу; на приобретение лицензий; расходы, связанные с оплатой услуг телефонной и радиосвязи, перечисляемой за последующие периоды, и др.


Учет расходов будущих периодов осуществляют по дебету активного счета 97 "Расходы будущих периодов" с кредита соответствующих материальных, расчетных и других счетов (10, 50, 51, 69, 70, 76 и др.). Ежемесячно или в другие сроки учтенные на дебете счета 97 расходы списывают в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 и др. Сроки списания расходов будущих периодов, а также соответствующие издержки или другие источники, на которые списываются указанные расходы, регламентируются законодательными и другими нормативными актами или определяются самими организациями. Расходы по ремонту основных средств, учтенные в начале года на счете 97, списывают ежемесячно либо пропорционально объему производства по месяцам, либо пропорционально плановым затратам на ремонт основных средств, либо равномерно по месяцам.


Из общего состава расходов будущих периодов отдельной калькуляционной статьей по счету 20 "Основное производство" отражают лишь расходы по подготовке и освоению производства. Остальные расходы будущих периодов списывают со счета 97 в дебет собирательно - распределительных (25, 26) или других счетов.


Расходы на рекламу, относящиеся к будущим периодам, также учитываются по дебету счета 97 и кредиту счета 76, с последующим списанием расходов с кредита счета 97 в дебет счетов учета затрат на производство и расходов на продажу.


Расходы по приобретению лицензий целесообразно учитывать на счете 97 в качестве расходов будущих периодов. С кредита счета 97 стоимость лицензий в течение срока их действия списывается равномерно по месяцам на счет 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу".


Глава 3. Учет накладных расходов на примере СПК “Алантос»


Краткая характеристика СПК «Алантос»


Сельскохозяйственный производственный кооператив «Алантос», далее СПК «Алантос» учреждается и действует на основаниях предусмотренных ГК РФ, ФЗ РФ от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»,учредительными документами и другими законодательными актами РФ.


Кооператив является коммерческим предприятием, образованный в 1996 году.


Целью создания является производство муки и извлечение прибыли в интересах участников кооператива, а также удовлетворение потребностей участников в указанной продукции, укрепление своего финансового положения, улучшение условий труда и быта своих работников, рациональной оплаты их труда, укрепление производственной базы.


СПК осуществляет незапрещенную законодательством предпринимательскую деятельность по следующим направлениям: производственная деятельность (мельница) и торговая деятельность (оптово-розничная торговля).


СПК самостоятельно в установленном законодательством порядке решает вопросы принятия хозяйственных решений, планирования, снабжения, сбыта, установление цен, определяет формы управления, формы и размеры оплаты труда, распределяет чистую прибыль, самостоятельно устанавливает объем сведений, являющихся коммерческой тайной кооператива и меры ответственности за ее нарушение.


Имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.


Форма собственности СПК «Алантос» частная. Вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, указание на его местонахождение. Общество, вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. СПК может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).


Показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2009-2010 гг. представлены в таблице 1.


Таблица 1 - Основные финансовые результаты по видам деятельности за 2009 год, тыс. руб.




















































№ п/п Наименование Выручка Себестоимость Финансовый результат
1 2 3 4 5
1 Мельница 3990,6 6886,9 -2896,3
2 Вспомогательное производство 659,8 681,0 -21,2
3 Оптовая торговля 2160,3 1976,2 +184,1
4 Розничная торговля (товарооборот) 9098,9 7779,9 +237
Наценка
4.1.
4.2. 1319,0 1082,0
5 ИТОГО: 15909,6 18406,0 -2496,4

На основе представленных данных, можно сделать вывод, некоторые виды деятельности имеют прибыль, например такие, как розничная торговля.


А для того чтобы предприятие развивалось успешно и имело хорошие показатели необходимо увеличивать товарооборот и увеличивать оборот розничной торговли.


Учет накладных расходов на предприятии ООО «Колос»


Система счетов накладных расходов и их отражения на счетах


Согласно учетной политике СПК накладные расходы отражаются на счетах 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу».


Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о расходах производства, продукции (работы, услуг) которые являются целью создания данной организации. В частности, этот счет используется для учета затрат по производству муки, а также отражаются расходы вспомогательных производств, расходы связанные с управлением и обслуживанием основного производства, потери от брака.


Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции.


Счет 26 «Общехозяйственные расходы» являются собирательно-распределительным операционным счетам. Он предназначен для накопления расходов с целью их последующего распределения между различными объектами учета. Позволяет обобщать информацию о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом.


Данный счет не имеет остатков и не получает отражения в балансе.


Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри групп - по статьям.


Счет 44 «Расходы на продажу» является операционным, поскольку служит для учета хозяйственных процессов, обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.


На данном производстве на счете 44 «Расходы на продажу» отражены, в частности, следующие расходы: комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; на представительские расходы; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу и другие аналогичные расходы.


Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов.


Важным для понимания сущности накладных расходов является счет 23 «Вспомогательные производства». Он предназначен для обобщения информации о затратах вспомогательных или обслуживающих подразделений. В частности, этот счет используется для учета затрат производств, обеспечивающих: обслуживание различными видами энергии; транспортное обслуживание; ремонт основных средств и т.п.


Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» - по видам производства.


Существует несколько методов отражения накладных расходов на счетах, которые следует использовать в управленческом учете: метод учета фактических затрат на базе сокращенной себестоимости; метод учета фактических сокращенных затрат с элементами планирования накладных расходов (метод «normalcosting»); метод учета нормативных затрат на базе сокращенной себестоимости (метод «standardcosting»). Но СПК использует метод учета фактических полных затрат, который наиболее широко применяется в отечественной практике


Таким образом накладные расходы в процессе формирования производственных затрат отражаются следующими проводками:


Списание материалов в производство


Дт 20 «Основное производство» Кт 10 «Материалы»;


Начислена заработная плата рабочим


Дт 20 «Основное производство» Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;


Списание непроизводственные (общехозяйственные) накладных расходов


Дт 20 «Основное производство» Кт 26 «Общехозяйственные расходы».


От того какой вариант учета затрат использует предприятие зависит надежность, достоверность и полнота получаемой информации, необходимой для принятия управленческих решений.


Порядок распределения накладных расходов


Распределение затрат - проблема, появление которой неизбежно почти для каждой организации, это прямое отнесение собранных затрат на определенный объект и распределение затрат между различными объектами.


Учетная политика предприятия предусматривает распределение накладных расходов в процентном соотношении к объему реализации, т.е. в качестве базы выступает доля выручки.


Рассмотрим поэтапное распределение накладных расходов на предприятии.


На перовом этапе образовавшиеся накладные расходы разносятся по счетам:


- на счете 20 «Основное производство» формируются расходы на производство по мельнице;


- на счете 23 «Вспомогательные производства» вспомогательные расходы;


- на счете 26 «Общехозяйственные расходы» общехозяйственные расходы, которые в последствии распределяются по выручке на производство и торговлю отдельно;


на счете 44 «Расходы на продажу» формируются затраты на торговлю;


На втором этапе составляется анализ общехозяйственных расходов и подводится итог.


На третьем необходимо суммировать выручку полученные в результате работы мельницы, торговли и вспомогательного производства, т.е. находим общую выручку деятельности всего предприятия.


На заключительном, четвертом этапе распределяют полученную сумму по счетам.


Внутренняя отчетность по накладным расходам


Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. В системе нормативного регулирования учета, бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты за отчетный период. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса его финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылях и убытках.


Бухгалтерская отчетность СПК «Алантос» включает в себя отчет о прибылях и убытках и справку о кредиторской задолженности.


Общепроизводственные расходы, так же как и общехозяйственные, отражаются по статье «Управленческие расходы».


Затраты, связанные со сбытом продукции отражаются по статье «Коммерческие расходы» отчета о прибылях и убытках. Данные по статье «Коммерческие расходы» показывают уровень затрат, связанные со сбытом продукции.


Справка о кредиторской задолженности представлена за 2010 год. Справка составляется по принятым к учету товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам. В ней указывается полное наименование организации, ИНН\КПП, номер и дата счета-фактуры, и сумма кредиторской задолженности.


Таким образом, предприятие имеет задолженность на сумму 61 478, 17 тыс. руб., в том числе НДС 9197, 34 тыс. руб.


Кроме того, главный бухгалтер предприятия ведет анализ общехозяйственных расходов, анализ вспомогательного производства, итоги работы торговли, анализ работы мельницы и заключительным является общий анализ работы ООО «Колос».


Анализ общехозяйственных расходов приводится за 2009-2010гг. и включает следующие расходы: расходы на заработную плату, отчисление от заработной платы, электроэнергия, амортизация, ГСМ, запасные части, канцтовары, услуги связи, корпоративная связь, аренда здания, аренда Волги, командировочные, вода, отопление и прочие расходы (обслуживание в банке, подписка на газеты, обслуживание ККМ, охрана труда, обучение, правовые услуги). Представлены отклонения прошлого года по сравнению с базисным. В итоге общехозяйственные расходы в 2010 г. составили 1223,5 тыс. руб., в 2009 г. - 1107,5 тыс. руб. т.е. расходы увеличились на 116 тыс. руб. за счет повышения заработной платы, увеличения пользования услугами связи и правовыми услугами, но снизились расходы на покупку запасных частей.


Анализ вспомогательного производства за 2009-2010 г. показывает объем услуг (выручку), расходы на заработную плату, отчисление от заработной платы, амортизация, ГСМ, запасные части, аренда, командировочные, общехозяйственные расходы и прочие расходы (ремонт автомашины, технический осмотр, транспортный налог, охрана труда). Затраты вспомогательного производства равны 681тыс. руб. в 2010 г. и в 2009г. - 604,1.тыс. руб. А объем услуг в 2010г. были произведены на 659,8 тыс. руб., что на 21,2 тыс. руб. меньше чем затрат. (Приложение 5)


Итоги работы торговли СПК «Алантос» представлены за 2009-2010 гг. За этот период рассматриваются такие показатели как товарооборот, валовой доход, издержки, финансовый результат, уровень торговой наценки (в процентах), издержки на 1 руб. товарооборота и финансовый результат после уплаты налога. За IV квартал 2010 - товарооборот, реализованные наложения, прибыль от продаж, численность продавцов, средняя зарплата продавцов. Итоги проводятся по магазинам: Хлебушко и Семь пекарей, а последний делится на розницу и прочую реализацию. В 2010 г. торговля предприятия имеет прибыль в сумме 110,1тыс. руб., что на 90,8 тыс. руб. больше по сравнению с 2009 г.


Анализ работы мельницы составлен на 2009-2010 гг. Содержит такие же показатели, как и анализ вспомогательного производства. Только прочие расходы включает большое количество затрат, т.к. мельница является основным видом деятельности предприятия. Анализируя работу мельницы можно сказать, что в 2010 г. выручка увеличилась по сравнению с 2009 г. на 1063,2 тыс. руб., но и увеличились затраты деятельности на 1343,1тыс. руб. Итого затрат в 2010 г. составило 6886,9 тыс. руб., включая прочие расходы 162 тыс. руб. (экология, обслуживание спецавтоматики, оборудования, ремонт весов, вывоз мусора и т.п.).По финансовому результату видно, что предприятие несет убытки, т.к. в 2010 г. он равен -2896,3 тыс. руб. (прибыль = выручка - себестоимость = 3990,6 тыс. руб. - 6886,9 тыс. руб.).


В конце года на основе выше приведенных анализов главный бухгалтер предприятия делает обобщающей анализ. В данном анализе подводятся итоги по всем видам деятельности организации: мельница, вспомогательное производство, оптовая и розничная торговля. Рассматриваются такие показатели как выручку, себестоимость и финансовый результат. Выручка возросла на 4850,3 тыс. руб. Рост произошел по всем видам деятельности и, особенно по розничной торговли. Увеличилась и себестоимость предприятия на 4962,1 тыс. руб. В целом СПК «Алантос» несет убытки из-за таких видов деятельности как мельница и вспомогательное производство, их нужно сокращать. Прибыльными является торговая деятельность, в основном розничная. Поэтому предприятию надо развивать этот вид деятельности, за счет расширения торговых площадей, улучшения качества обслуживания и удовлетворения спроса населения.


Таким образом, отчеты по накладным расходам позволяют предприятию:


распределить ответственность за накладные расходы;


распределить накладные расходы между видами деятельности;


разработать мероприятия по сокращению накладных расходов на основе информации о носителях затрат (носители затрат уменьшаются и уменьшаются накладные расходы);


подготовить информацию для принятия управленческих решений;


провести анализ отклонений накладных расходов в зависимости от факторов, оказывающих на них влияние;


осуществлять оперативное управление по отклонениям.


Заключение


Рассмотренные в работе вопросы позволяют сформулировать ряд общих выводов и положений.


К числу основных обобщений можно отнести следующие выводы:


1. Порядок ведения бухгалтерского управленческого учета в части накладных расходов регулируется такими нормативно - правовыми актами, как Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, а также положениями по бухгалтерскому учету. Но самым важным и необходимым для любого вида деятельности является План счетов и Инструкция по его применению, т.к. на их основе организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых на данном предприятии.


2. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Расходы подразделяются на накладные общепроизводственные расходы, включающие расходы на организацию, обслуживание и управление производством, и накладные общехозяйственные расходы, вызванные функциями управления. Величина этих расходов зависит от структуры управления организации, деловой политики администрации и других факторов.


Также накладные расходы классифицируются по следующим признакам: по принадлежности к производственному циклу; по уровню осуществления контроля; по способу включения в себестоимость центра затрат; по способу отражения затрат в управленческом учете; в системе учета затрат «стандарт-костинг»; в зависимости от влияния объема деятельности (система учета затрат «директ-костинг»), в зависимости от выбранного варианта управленческого решения.


3. Курсовая работа основана на примере СПК «Алантос». Видами деятельности, которой является производство муки и оптово-розничная торговля.


Основными накладными расходами являются: амортизация оборудования и транспортных средств; текущий уход и ремонт оборудования; энергетические затраты; услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест; заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование; затраты на обеспечение нормальных условий работы; затраты на профориентацию и подготовку кадров.


Данные расходы отражаются на следующих счетах: 20 «Основное производство»,23 «Вспомогательное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».


Наиболее важным считается счет 26 «Общехозяйственные расходы», т.к. он является собирательно-распределительным операционным счетам. На нем обобщается информация о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом (расходы на ремонт, арендная плата).


СПК «Алантос» использует метод учета фактических полных затрат, который широко используется в отечественной практике.


Для всех предприятий, в том числе и для СПК «Алантс» очень важно распределение накладных расходов, т.к. с помощь распределения можно дать оценку эффективности деятельности за определенный период какого-либо подразделения, также распределение используется для подсчета и анализа рентабельности продукции.


Распределение затрат - распределение издержек на определенные цели.


Согласно учетной политике СПК «Алантос» накладные расходы распределяются в процентном соотношении к объему реализации, в качестве базы выступает доля выручки каждого производственного подразделения.


База для распределения затрат сохраняется неизменной в течение длительного периода и представляет собой элемент учетной политики СПК.


4. Внутренняя отчетность СПК «Алантос» включает в себя «Отчет о прибылях и убытках» (Форма №2), справку о кредиторской задолженности и отчеты по видам деятельности. Главным бухгалтером также проводится анализ на конец года. На основании, которого можно сделать вывод, что предприятию необходимо развивать такие виды деятельности как розничная и оптовая торговля. И сокращать объемы деятельности мельницы и вспомогательного производства, т.к. они приносят убытки, что делает предприятия неконкурентоспособным и финансово неустойчивым.


Таким образом управленческий учет накладных расходов необходим для эффективного регулирования затрат, определения сфер ответственности управляющих, решения проблем с выявлением наиболее точных показателей себестоимости производимой продукции, если возникла в этом надобность. Анализ указанных расходов позволяет выяснить, какие затраты какими решениями обусловлены, что в дальнейшем в отношении их может быть предпринято, а также решать целый ряд вопросов: выбор рентабельных заказов, планирование будущих направлений деятельности, распределение и минимизация затрат, составление сметы и анализа отклонений.


Список использованной литературы


1. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2 от 30.11.1994г. №51-ФЗ и от 26.01. 1996г. №14-ФЗ с изменениями и дополнениями.


2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2001 г. N 117-ФЗ.


3. Федеральный закон Российской Федерации « О Бухгалтерском учете» от 21. 11. 1996г. № 129- ФЗ. (в ред. от 23.07. 1998г. № 123- ФЗ и др.)


4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н. (в ред. От 24.03.2000).


5. Положение по бухгалтерскому учету « Учетная политика организации» (ПБУ-1-98). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106 Н с изменениями и дополнениями.


6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ-10-99). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 №33н (в ред. Изменений от 30.03.2001 №27н).


7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000г. №94н.


8. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов, обучающихся по экон. Специальностям / М.А. Вахрушина. – М.: Омега – Л, 2007.


9. Соколов А.Ю. Управленческий учет накладных расходов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 448 с.ил. ISBN 5-279-02720-0.


10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. Пособие / Н.П. Кондраков. – М.: ТК Велби, 2008 г.


11. Стефанова, С.Н. Бухгалтерский учет. Финансовый и управленческий / С.Н. Стефанова, И.Ю. Ткаченко, Г.М. Лисович; под общ. Ред. Г.М. Лисовича. – М.: Феникс, 2008.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.