Введение
Проблемы повышения прибыльности предприятия, эффективности работы персонала, создание оптимальной структуры управления волнуют любого руководителя. Ему приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная она является в определенной степени гарантией эффективного управления производством, а отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам. Эффективное управление предприятием в современных условиях зависит не только от квалификации работников предприятия, но и от информационных систем, применяемых на нем.
При этих условиях актуальность бухгалтерских информационных систем очевидна. Внедрение бухгалтерских пакетов и программ позволяет автоматизировать не только бухгалтерский учет, но и навести порядок в складском учете, в снабжении и реализации продукции, товаров, отслеживать договоры, быстрее рассчитывать заработную плату, своевременно сдавать отчетность.
Основной целью курсовой работы является рассмотрение особенностей автоматизации бухгалтерского учета на предприятии.
Объект исследования: ООО «».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть особенности, структуру и классификацию бухгалтерских информационных систем;
изучить программный комплекс, внедряемый на ООО «»;
выявить проблемы внедрения системы ABACUS Professional.
Итак, что же представляют бухгалтерские информационные системы?
1. Бухгалтерские информационные системы
1.1. Особенности бухгалтерских информационных систем
Бухгалтерские информационные системы (БИС) используются для целей управления предприятием с учетом отраслевых особенностей, вида деятельности, учетной политики предприятия, географической и территориальной обособленности, связей с зарубежными партнерами и т.п.
Бухгалтерские информационные системы отражают отраслевые особенности деятельности предприятий. Такие системы используются для целей управления на уровне отдельного предприятия или отраслевом уровне. Основу бухгалтерских информационных систем составляет информация – совокупность количественных данных, необходимых для выполнения функций планирования, контроля, анализа и являющихся основой для принятия управленческих решений. Информация о финансовом состоянии предприятия, наличии и движении основных и оборотных средств, состоянии расчетов с поставщиками и покупателями позволяет руководству осуществлять функции планирования, контроля, анализа и принимать управленческие решения и является информационной базой для автоматизированных систем управления.
Перспективы в развитии автоматизированных программ бухгалтерского учета:
применение новейших информационных технологий;
поиск совместимости новых возможностей программ к потребностям конечного пользователя;
взаимодействие с другими программами автоматизации производства;
разработка систем управления документооборотом;
взаимодействие с международными требованиями бухгалтерского учета;
соответствие автоматизированных программ бухгалтерского учета и требований Налогового кодекса;
разработка новых версий автоматизированных систем бухгалтерского учета с учетом возможности ведения финансового и управленческого учета.
Задачи бухгалтерских информационных систем:
Рис.1.Дерево задач бухгалтерских информационных систем
Для автоматизации поставленных задач требуется наличие:
информационной базы;
программного обеспечения;
компьютерной техники;
грамотные пользователи компьютеров.
Цели бухгалтерских информационных систем:
Рис.2 Дерево целей бухгалтерских информационных систем
Проблемы бухгалтерских информационных систем:
Рис.3. Дерево проблем бухгалтерских информационных систем.
1.2 Структура БИС
Обеспечивающая часть ИС
Информационное обеспечение имеет целью организацию информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности и подразделяется на внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение. Характеристики подсистемы:
- качественные (оценки: степени отображения предметной области в информационной базе системы, методов организации и структурированности баз данных, эффективности манипулирования данными в базе данных и др.);
- количественные (оценки: максимального объема хранимых и обрабатываемых данных, временных характеристик обработки данных, производительности использования баз данных и др.).
Техническое обеспечение представляет собой совокупность используемых технических средств, вычислительных сетей, технологий сетевой обработки данных. Структуру подсистемы образуют: технические средства сбора и регистрации информации, средства подготовки и передачи данных, средства ввода, обработки и вывода информации, средства оргтехники и другие; методические и руководящие материалы; техническая документация, обслуживающий персонал. Характеристики:
- качественные (оценки: степени полноты и адекватности технической документации, информативности и не избыточности технической документации, качества описания и полноты охвата предметной области контрольным примером);
- количественные (оценки: полноты комплекса технической документации, объемных ограничений на каждый документ).
Программное обеспечение представляет собой совокупность программ, реализующих цели и задачи системы и обеспечивающих функционирование комплекса технических средств. Структуру подсистемы составляют: общесистемные, специальные прикладные и оригинальные программы и инструктивно-методические материалы по их применению. Характеристики:
- качественные (оценки: сложности архитектуры комплекса программных средств, сложности и надежности программных компонентов и всей системы автоматизированной обработки, программной реализации алгоритмов обработки исходной информации и другие);
- количественные (оценки: общего количества программных компонентов системы, объема оперативной памяти, занимаемой управляющими модулями; максимального объема оперативной памяти и др.).
Лингвистическое обеспечение представляет собой совокупность языковых средств, предназначенных для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц при общении персонала вычислительной системы со средствами вычислительной техники. Структуру подсистемы составляют: языки управления и манипулирования данными информационной базы, языковые средства информационно-поисковых систем, диалоговые языки специального назначения, системы терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования систем. Характеристики:
- качественные (ориентированность на пользователя системы, степень охвата параметров настройки системы на заданную операционную систему и конфигурацию комплекса технических средств, степень сложности освоения языка, и др.);
- количественные (общий объем языковых конструкций, время подготовки языковых конструкций для адаптации системы на конкретную предметную область, и др.).
Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения, возникающие при функционировании ИС и юридический статус результатов ее функционирования. Структуру подсистемы составляют различные нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика системы, правовым регулированием процессов, возникающих в ходе разработки системы.
Математическое обеспечение включает совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации. Структуру подсистемы образуют: средства математического обеспечения, средства моделирования процессов управления, типовые задачи управления, методы математического программирования и математической статистики и др.
Организационное обеспечение включает совокупность документов, методов и средств, регламентирующих взаимодействие персонала системы и технических средств, задействованных в процессе обработки данных. Функции подсистемы: анализ существующей системы управления, выбор направлений совершенствования системы управления, выбор и постановка задач управления, формулировка требований к комплексу технических средств.
Эргономическое обеспечение это совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования автоматизированной системы и предназначенных для создания оптимальных условий работы персонала.
Функциональная часть ИС
Функциональные компоненты составляют содержательную основу ИС и включают совокупность функциональных систем, комплексов задач и процедур обработки, реализующих функции системы управления. В функциональном аспекте БИС должны обеспечивать: выполнение необходимых расчетов; подготовку, заполнение, проверку и распечатку документов; перенос данных из одной отчетной формы в другую; накопление итогов, обращение к данным прошлых периодов.
К комплексам задач БИС относится учет: труда и зарплаты, материальных ценностей, основных средств, готовой продукции, финансово-расчетных операций, затрат на производство, а также сводный учет и составление отчетности. Автоматизация выполнения отдельных функций управления требует их расчленения на более мелкие части - функциональные задачи, для решения которых разрабатываются алгоритмы и пишутся программы.
1.3. Классификация бухгалтерских автоматизированных систем
Существующие прикладные системы бухгалтерского учета очень разнообразны и неоднородны, поэтому сложно классифицировать современное программное обеспечение, но чаще всего специалисты выделяют следующие классы программ:
- ориентация на размер предприятия;
- локальные и сетевые версии;
- ориентация на бухгалтерский учет в различных сферах деятельности, а также ориентация на бюджетный учет;
- отечественные и зарубежные программы. [23, c.35-43]
Основным классификационным признаком бухгалтерских программ остается их ориентация на размер предприятия и состав выполняемых ими функций.
Накопленный опыт составления и применения программ компьютеризации
бухгалтерского учета позволяет выделить и их группы. (Приложение 1)
Мне бы хотелось рассмотреть краткую характеристику пакетов этих групп.
1. Пакеты «Мини-бухгалтерия». К этой группе относятся программы бухгалтерского учета и подготовки отчетных документов, предназначенные для предприятий малого бизнеса, с бухгалтерией малой численности, без ярко выраженной специализации сотрудников по конкретным участкам учета, ведущим относительно несложный учет. Сюда относится большое количество популярных программ, достаточно универсальных и логически законченных, под общим названием «Проводка ? Главная книга ? Баланс», выполняющих в основном функции синтетического и несложного аналитического учета. К типовым программным продуктам этого класса, имеющим наибольшую популярность и распространение, можно отнести следующие базовые варианты пакетов: «1С:Бухгалтерия», «Турбо-бухгалтер», «Инфо-бухгалтер», «Финансы без проблем», «Интегратор-Соло», «Инфин». Программы «Мини-бухгалтерия» пользуются наибольшим спросом на современном рынке бухгалтерских программ, удовлетворяют потребности большинства коммерческих фирм; они сравнительно недорогие
и легко адаптируются к условиям пользователя. Пакеты этого класса ориентированы на пользователя - непрофессионала и легко осваиваются бухгалтером. Основой всех пакетов является правильное отражение финансово-хозяйственной операции в виде бухгалтерских проводок в едином журнале хозяйственного учета без выделения отдельных участков учета. Бухгалтер освобождается от ручной работы по ведению учетных регистров, журналов-ордеров, ведомостей затрат по статьям калькуляции, составлению отчетности. На основании проводок, занесенных в единый журнал хозяйственных операций, обеспечивается получение оборотно-сальдовой ведомости, шахматной ведомости, Главной книги, баланса, карточек синтетического счета, отчетных форм. Все выходные формы могут выводиться на экран, жесткий диск, дискету и печать. Несмотря на большое разнообразие программ для малого бизнеса, можно выделить их некоторые общие черты. Так, программы в основном предназначены для ведения синтетического учета, но в них предусматриваются и возможности выполнения несложного аналитического учета при небольшом объеме информации. В программах предлагаются различные подходы к организации аналитического учета. Наибольшее распространение получило кодирование субсчетов и счетов аналитического учета. [7, c.54-61] Можно также отметить такие общие характеристики программ, как похожее построение меню, оперирование одними и теми же клавишами, наличие плана счетов, типовых проводок, помощи в виде подсказок, календаря, калькулятора; использование типовых форм бухгалтерской документации, возможности работы с различной валютой, формирование в машине справочников, создание архивной копии, возможность получения расчетов за любой период, настройка машины на заданный период и др. Пакеты могут обеспечивать печать некоторых форм первичного учета: платежных поручений, накладных, приходных и расходных кассовых ордеров. Бухгалтер может самостоятельно корректировать и настраивать план счетов; изменять, исключать и вводить новые типовые операции, создавать новые схемы
корреспонденции счетов. Приведенные характеристики в полной мере относятся буквально ко всем бухгалтерским программам, независимо от их ориентации на малые, средние или крупные предприятия. [11, c.86]
Пакет «Мини-бухгалтерия» предусматривает ведение бухгалтерского учета на одном ПК путем организации локального автоматизированного рабочего места бухгалтера. Не исключена возможность организации на малом предприятии и небольшой локальной вычислительной сети, состоящей из 3-4 персональных компьютеров, установленных у руководителя, менеджера и бухгалтера.
Пакеты «Мини-бухгалтерия» успешно применяются на малых пред
приятиях с небольшой численностью сотрудников и небольшим объемом информации. Но по российскому законодательству малыми в разных си
туациях могут считаться предприятия с различными характеристиками, в том числе и с численностью работников. Для промышленности, строи
тельства и транспорта численность установлена до 100 человек, сельского хозяйства и научно-технической сферы — до 60 человек, в оптовой торговле — до 50 человек, а в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — до 30 человек. В соответствии с Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета на малых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйственных операций, учет может осуществляться по упрощенной форме учета, что вполне обеспечивается пакетом «Мини-бухгалтерия». Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из своих потребностей, приспосабливает учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета, составляет рабочий план счетов. При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используется книга учета хозяйственных операций, а в качестве регистров аналитического учета применяются различные ведомости: учета основных средств, учета производственных запасов и товаров, учета затрат на производство, учета денежных средств и фондов и др.
Обработка бухгалтерского учета на малых предприятиях с большой численностью работающих, со значительным объемом хозяйственных операций и при необходимости составления многих регистров аналити
ческого учета затрудняется использованием пакета «Мини-бухгалтерия». Это и вызвало появление пакетов более высокого уровня — интегриро
ванных систем.
2. Пакеты Интегрированная бухгалтерская система» (ИБС). Большинство разработок этого класса «выросло» из предыдущего. Сегодня группа ИБС является одной из наиболее распространенных. Как правило, система работает локально на одном компьютере или в сетевом варианте на нескольких ПК. Система рассчитана на ведение малого и среднего бизнеса и предназначена для бухгалтерий численностью 2-5 человек. При локальном использовании системы на компьютере находится целиком вся система, в сетевом варианте — на нескольких АРМ по участкам учета. Сетевые версии интегрированных бухгалтерских систем могут быть рассчитаны на интеграцию с различными функциями управления. Например, программа «1С: Предприятие (версии 7.5, 7.7)», кроме бухгалтерского учета, предназначена для производственного учета, выполнения операций по сбыту и снабжению, финансовому планированию и анализу, а также автоматизации
документооборота. Интегрированные бухгалтерские системы относятся к программам, объединяющим и поддерживающим ведение всех основных учетных функций и разделов. Реализуются обычно в рамках одной программы, состоящей из отдельных модулей. Каждый модуль предназначен для обработки отдельных участков учета, где ведется аналитический учет. Основой пакета, как и в «Мини-бухгалтерии», является Головной модуль «Проводка — Главная книга — Баланс», а также модули для выполнения отдельных участков учета. Состав модулей, обеспечивающих автоматизированную обработку бухгалтерских задач, неодинаков в разных
программах. В основном это модули, осуществляющие ведение аналитического учета по финансово-расчетным операциям, учету
материалов, учету основных средств и учету товаров. Для учета заработной платы создается, как правило, самостоятельная программа, но этот модуль может находиться и в общей программе. [9, c. 253-255]
Последовательность обработки учетных задач в интегрированных системах
заключается в следующем. Сначала обрабатываются отдельные бухгалтерские задачи по участкам учета, в результате чего происходит составление аналитических сводок. После окончания обработки участка учета (или в ходе обработки) бухгалтерские проводки поступают в головной модуль и записываются в единый журнал хозяйственных операций, на базе которого получаются оборотно-сальдовые ведомости, Главная книга, карточки счета, баланс, отчетные формы. Таким образом, осуществляется интеграция обработки всех бухгалтерских задач. Лучшими пакетами этого класса на выставках и конкурсах признаны программы корпорации «Парус», фирмы «1С» («1С: Предприятие версии 7.5, 7.7»), «Инфин», «Суперменеджер», «Инфо-бухгалтер», сетевая программа «Интегратор» фирмы «Инфософт», «Турбо-бухгалтер» (4, 5, 6), «БЭСТ-3» «Интеллект-Сервис». [23,c.35-43]
3. Пакеты «Комплексная система бухгалтерского учета». Бухгалтерский комплекс программ впервые был разработан в 1950-х годах для осуществления комплексной механизации бухгалтерского учета на счетно-перфорационных машинах. В 1970-х годах обработка комплексов бухгалтерских задач была переведена на универсальные ЭВМ, где использовались «типовые проектные решения по бухгалтерскому учету» по каждому участку учета.
При появлении персональных компьютеров сохранилась тенденция создания
отдельных программ под каждый участок учета с возможностью последующей их интеграции.
Бухгалтерский комплекс рассчитан на средние и крупные предприятия, где
организация бухгалтерского учета осуществляется комплексом взаимосвязанных рабочих мест. Характерными чертами пакетов являются:
наличие комплекса локальных, но взаимосвязанных пакетов по отдельным участкам бухгалтерского учета интерфейс обмена информацией между АРМ сводного учета (АРМ главного бухгалтера) и АРМ отдельных участков учета для получения баланса и отчетности, развернутый аналитический учет по всем участкам учета, расширенный состав традиционного комплекса бухгалтерских задач.
Состав пакетов комплексов может быть следующим. АРМ главного бухгалтера (АРМ сводного учета), учет труда и заработной платы, учет материальных запасов, учет основных средств и НМА, учет затрат на производство, учет финансово- расчетных операций, учет готовой продукции. Состав пакетов может быть расширен за счет модулей, обеспечивающих учет финансовых результатов, учет капитальных вложений, финансовый анализ и др. Состав пакетов может иметь отличие в комплексах, разработанных разными фирмами. Его содержание может пополняться за счет включения дополнительных модулей. Применение комплексов позволяет создать на средних и крупных предприятиях интегрированную бухгалтерию, где осуществляется комплексная автоматизация бухгалтерского учета. При этом необходимо соблюдать главный принцип: пакеты должны быть информационно взаимосвязаны, что возможно только
при приобретении всего комплекса программ у одной фирмы-изготовителя, хорошо зарекомендовавшей себя на рынке программных продуктов. К ним относятся пакеты фирм: «Интеллект-Сервис» (программа «БЭСТ-4»), «Микро-Плюс» («Лука»), «Пролог», «Омега» («Бухкомплекс»), фирма «ЭЙС» («Гепард»), «Звезда», «Инфин» («Бухгалтерия-супер»), «Турбо-бухгалтер» (6 проф).
4. Корпоративные системы предназначены для автоматизации функций управления предприятием. Иногда такие системы называют «Корпоративными системами управления финансами и бизнесом». Система состоит из сложных компонентов, включающих в себя функционально полную подсистему бухгалтерского учёта, а также подсистемы управления,
планирования, элементы анализа и принятия решений, делопроизводства и т.д. Бухгалтерская составляющая в этих системах не является главенствующей, так как подобные системы в основном ориентированы на процесс управления. В такой системе большое значение имеет информационная взаимосвязь всех составных подсистем. Этот новый класс систем только зарождается в России. Многие зарубежные программные продукты относятся к этому классу. По прогнозам, в ближайшее время такие системы получат в России большое распространение, и спрос на них будет опережать предложение. Корпоративные системы ориентированы прежде всего на управленцев-менеджеров и предусматривают организацию сложной многоуровневой локальной вычислительной сети предприятия и установку автоматизированных рабочих мест в различных подразделениях со сложным сетевым обменом информации. Системы отличаются большой сложностью, высокой стоимостью и требуют индивидуальной настройки под каждого клиента. Реализация корпоративных систем осуществляется, как правило, консалтинговыми организациями, выполняющими работу «под ключ».
Системы индивидуально дорабатываются и внедряются на базе типового ядра для каждого заказчика. Сложность построения корпоративных систем заключается в наличии различных модулей программ. Типичным примером может служить корпоративная система «Галактика», где выделены функциональные контуры административного управления, оперативного управления, управления производством и бухгалтерский учет, для автоматизированной обработки которых предусматривается около 40 программных модулей (АРМ). Систему можно комплектовать из различных модулей. Корпоративные системы предназначены для использования на крупных предприятиях, в торговых центрах и универмагах, но могут в усеченном составе модулей применяться и на средних предприятиях. В качестве примера можно привести некоторые отечественные организации, разрабатывающие корпоративные системы для крупных предприятий:
корпорация «Галактика», фирмы «Инфософт», «Никос-софт», «Омега», «Цефей», «Звезда».
Переходят на составление корпоративных систем для средних предприятий и
корпорация «Парус», фирма «1С» и др. Несомненным достоинством этих организаций является комплексный подход к созданию АИС на предприятии. Они обеспечивают обследование информационной системы, выбор и поставку технических средств, установку программы «под ключ», сопровождение системы, обучение персонала. Можно утверждать, что будущее за такими организациями.
Из зарубежных разработок получили всемирную известность корпоративные системы «R/3», «Platinym», «Slala», «R/Style», «Concorde XAL» и др. [19, c. 11-16]
Таким образом, для правильного выбора и оптимального применения программного продукта, автоматизирующего бухгалтерский учет, необходимо учитывать размер предприятия, сферу деятельности, а также его специфику работы.
Организация бухгалтерского учета на ООО «»
Автоматизация бухгалтерского учета с использованием АВАCUS Professional
Общество с ограниченной ответственностью «Тобольск-Нефтехим» является
дочерним предприятием ОАО «Сибур-Тюмень».
Основными видами деятельности ООО «Тобольск-Нефтехим» являются:
- организация транспортировки и переработки нефти, конденсата, газа, широкой фракции легких углеводородов;
- производство нефтепродуктов, нефтехимической и другой продукции, включая товары и услуги народного потребления;
- экспортно-импортные операции и др.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет Генеральный
директор. Бухгалтерский учет ведется силами бухгалтерии, возглавляемой
Главным бухгалтером. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно Генеральному директору и несет ответственность за формирование Учетной политики в части разделов «Документирование хозяйственных операций», «Бухгалтерская отчетность», «Правила оценки статей бухгалтерской отчетности» ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств ООО «Тобольск-Нефтехим», его филиала и представительств. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением на правах отдела ООО «Тобольск-Нефтехим», подчиняется главному бухгалтеру.
В своей работе бухгалтерия руководствуется:
федеральным законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете»;
нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета;
действующим законодательством;
другими нормативными документами, регулирующими систему бухгалтерского учета на предприятии;
приказами и распоряжениями по предприятию;
настоящим положением;
положением о бухгалтерском учете и отчетности РФ.
Бухгалтерский учет ведется с использованием Рабочего плана счетов, разработанного на основе Приказа Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению», по сокращенной журнально-ордерной форме с элементами компьютерной обработки. [1]
На предприятии «Тобольск-Нефтехим» применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета на основе программного комплекса ABACUS Professional, который позволяет накапливать данные непосредственно в традиционных учетных регистрах и на машинных носителях. В общем виде данной форме учета свойственна такая последовательность обработки информации: Проводка, хозяйственная операция, документ ? Журнал хозяйственных операций ? Обороты, итоги, отчеты. (Приложение 2)
2.2. Основные возможности программного комплекса ABACUS Professional
Для ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии ООО «Тобольск- Нефтехим» внедряется и уже частично используется сетевой программный комплекс ABACUS Professional.
Благодаря высокому быстродействию и безотказной работе с большими объемами данных, удобному интерфейсу, многофункциональности, простоте в использовании, поддержке одновременной работы большого количества пользователей в единой сети ABACUS Professional стал незаменимым средством автоматизации бухгалтерий.
Комплекс имеет открытую архитектуру и встроенные средства разработки и
настройки (ABACUS Designer) и может использоваться совместно с другими
приложениями и программными продуктами.
Отличительными особенностями программного комплекса ABACUS Professional являются широкие возможности конфигурирования и гибкая настройка системы под особенности специфики ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии, высокое быстродействие и устойчивая работа при большом количестве пользователей в сети, что является огромным преимуществом для такого большого предприятия как ООО «Тобольск-Нефтехим».
Настраиваемость на любые изменения законодательства без дополнительных
доработок определяет универсальность программного комплекса для использования на предприятиях всех форм собственности:
- функциональная полнота и соответствие методике ведения учета, единая
архитектура;
- взаимоувязанные разделы, комплексное решение любой задачи учета;
- четырехуровневый аналитический учет, в т.ч. многовалютный;
- возможность обработки бухгалтерских проводок с детальной аналитической проработкой и поддержка сложных проводок, отражающих совокупность бухгалтерских операций;
- независимость от плана счетов и структуры баланса, гибкая настройка при изменении методологии учета, конструктор ABACUS Designer (конструктор печатных форм, форм отчетности, отработки различных функций, если они не соответствуют стандартным); ABACUS Designer (AD) предоставляет в распоряжение бухгалтера средства, поддерживающие формирование
произвольным образом запросов к аналитической и синтетической информации в базе данных, неограниченную работу с историей бухгалтерских проводок (добавление, удаление, корректировка), доступ к основным расчетным функциям и процедурам программного комплекса "ABACUS Professional" (ПК). Однако самое главное – это возможность создания, регистрации и выполнения новых последовательностей операций по обработке информации. Это означает, что в зависимости от изменения порядка учета на предприятии бухгалтер может менять правила и порядок выполнения операций;
- учет затрат на производство и калькуляцию себестоимости продукции,
финансовый анализ;
- складской учет, списание по принципам LIFO (Last In First Out), FIFO
(First In First Out) и средневзвешенной цене;
- наличие и сопровождение справочников организаций, подразделений, валют, счетов, номенклатуры товаров, и т. д.
- система аппаратной и программной защиты информации в соответствии с
правами доступа сотрудников предприятия;
- экспорт-импорт информации для использования полученных результатов в программных продуктах других фирм.
Программный комплекс ABACUS Professional построен по модульному принципу. Его структуру составляют функциональные модули (разделы). Все разделы комплекса созданы на единой технологической платформе, имеют схожие принципы функционирования и тесно интегрированы между собой.
В основе концепции построения комплекса лежит единое поле бухгалтерских
проводок. Это означает, что все операции, выполненные в одном разделе
комплекса, находят свое отражение во всех остальных разделах, независимо от того, из какого раздела осуществляется ввод документов (проводок). Все они попадают в единую базу данных, соответствующие элементы которой доступны из каждого раздела комплекса. Из основного раздела главного бухгалтера "Работы со счетами" доступна вся база данных. Это дает
возможность главному бухгалтеру оперативно контролировать и обрабатывать данные различных направлений бухгалтерского учета, выполнять предварительные операции с целью подготовки вариантов баланса, анализировать и проводить финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия, составлять отчетные и статистические формы. Кроме того, такая система обеспечивает высокую степень взаимодействия между отдельными участками работы бухгалтерии.
В комплексе кроме возможности синтетического учета (счет/субсчет), реализованы дополнительные возможности аналитического учета, т.е. группировка информации по дополнительным признакам, так называемым хозяйственным операциям (ХО) и хозяйственным подоперациям (ХПО).
На программном уровне в концепцию комплекса заложена идеология "файл-сервер". Все рабочие станции (рабочие места пользователей) используют одни и те же файлы баз данных, и на каждой рабочей станции проводится обработка информации (ввод, редактирование и удаление данных). При одновременном обращении к одной записи базы данных с различных рабочих станций выдаются предупреждающие сообщения, что позволяет различным пользователям корректно работать с одним и тем же разделом базы данных.
В программном комплексе предусмотрена возможность ведения четырехуровневого аналитического учета. В разделе «Работа со счетами» используются встроенные инструменты для выполнения бухгалтерских операций по любому синтетическому счету в поддерживаемом в этом счете аналитическом разрезе. Это позволяет выполнять типовые операции как над каждой записью-проводкой (ввод, коррекция, удаление, копирование информации), так и специфические действия над группой проводок (групповое списание курсовой разницы, списание в разрезе хозяйственных операций, аналитический разбор по выбираемым признакам, ведение пакетных и сложных проводок и пр.)
В программный комплекс заложена возможность формирования и печати баланса, различных отчетных документов и справок для налоговых, финансовых и других организаций, реализована возможность формирования ведомости аналитического учета в выбираемом пользователем формате и аналитическом разрезе. ООО «Тобольск-Нефтехим» работает как на внутреннем Российском рынке, так и реализует свою продукцию на экспорт, поэтому так важно, чтобы программного автоматизации бухгалтерского и налогового учета позволяла отражать все операции, как в национальной, так и в иностранной валюте. При этом дата ввода проводки и дата валютирования проводки могут не совпадать. В качестве базовой валюты, в которой формируется баланс, может быть использована любая валюта. Все валютные операции во всех разделах программного комплекса отслеживаются по коду валюты. Они могут быть пересчитаны в какую-либо иную заявленную валюту, в которой будет сформирован любой из отчетов в
соответствующих разделах комплекса.
Состав комплекса: работа со счетами, основные средства и вложения, складской учет и накладные, банк и касса, подотчетные лица, договоры и расчеты, заработная плата, отчеты, печать бухгалтерских документов, печать
сопровождающих документов, печать налоговых документов, сервис и инсталляция.
Рассмотрим основные разделы, доработанные и используемые на предприятии ООО «Тобольск-Нефтехим» в полном объеме.
2.2.1. Учет основных средств и капитальных вложений
ООО «Тобольск-Нефтехим» является очень фондоемким предприятием, на балансе которого находятся тысячи объектов основных средств, а также в процессе строительства находятся сотни объектов. Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Документальное оформление, учет поступления, движения и использования основных средств
в рамках автоматизированного бухгалтерского учета с использованием системы ABACUS Professional ведется в разделе «Основные средства и вложения».
Раздел "Основные средства и вложения" предназначен для ведения учета вложений предприятия в собственные и долгосрочно арендуемые основные средства (ОС), нематериальные активы (НМА), учета других долгосрочных финансовых вложений, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). Основными функциональными возможностями раздела «Основные средства и вложения» являются:
- регистрация инвентарных карточек по объектам учета с отражением всех
необходимых характеристик материальных ценностей и автоматическим формированием проводок по оприходованию;
- оперативный контроль правильности оприходования материальных ценностей;
- снятие с учета одного/ нескольких объектов учета в связи со списанием/продажей, автоматическое формирование бухгалтерских проводок;
- осуществление передачи одной/ нескольких материальных ценностей в другое подразделение и другому материально-ответственному лицу (МОЛ);
- ведение автоматизированного расчета амортизационных начислений на все виды вложений по нормам на полное восстановление основных фондов по «Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.05.02 №45н [4];
-осуществление автоматизированной переоценки основных средств в соответствии с коэффициентами переоценки или под рыночную стоимость;
-ведение аналитического учета вложений по группам инвентаризации, подразделениям и материально-ответственным лицам;
- пересчет проводок, отражающих балансовое состояние объекта учета, под
заявленную валюту.
Учет основных средств и вложений ведется как в натуральном, так и в
стоимостном выражении.
Таким образом, учет материальных ценностей предусматривает:
-ведение инвентарных карточек учета материальных ценностей, на которых
отражаются разнообразные сведения об объекте;
-учет движения денежных средств на счетах бухгалтерского учета, отражающий изменения балансовой стоимости материального объекта.
Расчет амортизации материальных ценностей производится в подразделе «Амортизация материальных ценностей. Расчет». В режиме «помесячно» расчет амортизации проводится со следующего месяца после постановки на учет и до полного погашения стоимости объекта учета, в соответствии с методом расчета амортизационных отчислений, указанным на карточке. На предприятии расчета амортизации ведется линейным способом. При линейном способе расчета амортизационных отчислений годовая сумма начислений рассчитывается исходя из первоначальной стоимости ОС и нормы амортизации, исчисленной по сроку полезного использования. Месячная сумма амортизации рассчитывается следующим образом: первоначальная стоимость делится на количество лет полезного использования и делится на 12.
Переоценка основных средств проводится на основании инструкции, в которой указаны индексы переоценки для каждой группы основных средств в зависимости от времени приобретения предмета. Каждой указанной в инструкции группе основных средств соответствует группа имеющихся в базе предметов, шифр которой соответствует шифру группы основных средств по нормативным документам. Для производственных и непроизводственных основных средств счет учета переоценки может быть различным и указывается при описании инструкции.
Счет учета амортизации задается при настройке, при проведении расчетов амортизации.
Учет основных средств и вложений ведется как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
2.2.2 Складской учет
Раздел «Складской учет и накладные» предназначен для ведения учета движения товарно-материальных ценностей (материалов, малоценных и быстро изнашивающихся предметов, готовой продукции, товаров и прочее) в
количественно-суммовом выражении. Раздел предоставляет следующие возможности:
настройка на любую методологию ведения складского учета, принятую на предприятии;
формирование проводок по счетам бухгалтерского учета одновременно с вводом первичных документов;
создание, хранение и печать приходных и расходных документов по каждой номенклатурной единице путем ведения журналов приходных и расходных документов;
формирование цены поступления ТМЦ с учетом особенностей налогообложения и накладных расходов;
отпуск со склада по любой из возможных методик: методов FIFO или LIFO, цене произвольной партии, по средневзвешенной или отпускной цене;
формирование и хранение истории изменения отпускных цен путем ведения прайс-листов в любой валюте с пересчетом в базовую валюту (рубли) по произвольному курсу с учетом необходимых поправочных коэффициентов;
расчет поступившей и реализованной торговой наценки при ведении учета в розничной торговле;
расчет реализации отгруженного товара при методике ведения бухгалтерского учета «по отгрузке» или «по оплате»;
В подразделе «Оперативная работа на складах» отражается движение материальных ценностей на выбранном счете, определенном для ведения количественно- суммового учета. К каждому счету можете открыть необходимое количество субсчетов для организации аналитического учета, например, по структурным подразделениям предприятия, местам хранения материальных ценностей (складам), видам материальных ценностей и прочее.
Для возможности оформления и хранения расходных накладных определяется счет учета в соответствии с принятой на предприятии методикой ведения бухгалтерского учета отгрузки и определения факта реализации отгруженных материальных ценностей – «По отгрузке» или «По оплате». При оформлении накладной формируются проводки на количество и сумму отгрузки по каждой материальные ценности со складских счетов в корреспонденции со счетом учета расходных накладных, а также проводка на общую сумму задолженности покупателя перед организацией также в корреспонденции со счетом учета расходной накладной.
По выписанной накладной формируется счет-фактура, регистрируется в Журнале регистрации счетов-фактур, а также при наступлении факта реализации относится в Книгу Продаж.
Подразделы «Прайс-листы», «Доверенности», «Настройка системы скидок» позволят провести необходимые настройки для успешной работы комплекса, а также формировать необходимые документы.
2.2.3 Учет денежных средств и расчетов
В процессе хозяйственной деятельности ООО «Тобольск-Нефтехим» постоянно ведет расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и оказанные услуги; с покупателями за купленную ими продукцию; с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям, с бюджетом по различного рода платежам; с
другими физическими и юридическими лицами по различным хозяйственным операциям. Безналичные операции производятся в соответствии с Положением Минфина РФ «О безналичных расчетах в РФ» [2].
Денежные средства ООО «Тобольск-Нефтехим» находятся на счетах в банках, в виде безналичных средств, в кассе, в выставленных аккредитивах, в векселях и пр. Таким образом, контроль за оплатой счетов, получение долгов с заемщиков и дебиторов, наблюдение за расходами, совершаемыми путем оплаты с расчетного счета и из кассы, управление денежной наличность ООО «Тобольск-Нефтехим» ведется посредством раздела «Банк и касса» в программном комплексе ABACUS Professional.
Основными функциональными возможностями раздела являются: ведение
раздельного учета операций по нескольким расчетным счетам одновременно;
ведение учета банковских и кассовых документов в любой национальной валюте с указанием корреспондирующего счета /субсчета для платежной операции; контроль курсовой разницы, ее вычисление и ведение проводок курсовой разницы; ведение оперативного контроля остатков и оборотов за любой промежуток времени; ведение журнала платежных и кассовых документов; формирование отчетных документов по участку "Банк и касса".
Безналичные расчеты с юридическими и физическими лицами производятся с помощью следующих документов: платежное поручение, платежное требование, платежное требование-поручение, аккредитив, вексель, а также операции по взаимозачету. Все расчетные документы оформляются, регистрируются и формируются в виде бухгалтерской проводки в ПК ABACUS Professional.
В подразделе «Платежные поручения и требования» составляются и распечатываются собственные платежные поручения, требования и другие
платежные документы, как в рублевом, так и в валютном режиме. Подтвердить факт прохождения документа через банк, отраженный в
выписке с расчетного счета. Сформировать и распечатать "Журнал платежных поручений, платежных требований".
При этом так как на предприятии открыто несколько расчетных счетов, то
платежные документы по этим текущим счетам ведутся на отдельных субсчетах счета 51 (рублевый банк) и/или 52 (валютный банк), соответственно.
Каждому субсчету (1, 2 и 3) в списке организаций-контрагентов должна быть
зарегистрирована карточка организации с тем же номером, что и номер субсчета, в которой указаны соответствующие реквизиты расчетных счетов.
При открытии следующего текущего счета (рублевого или валютного) ему
назначаются очередные субсчета 51 и/или 52, а в списке организаций-контрагентов создается карточка № 4 с новыми банковскими реквизитами данной организации.
ООО «Тобольск-Нефтехим» имеют несколько расчетных счетов в различных банках, поэтому ведение безналичных расчетов удобнее производить в автоматическом режиме системы ABACUS Professional подраздела «Банковские документы», который предназначен для обработки выписки банка, т.е. для регистрации платежных документов, пришедших от сторонних организаций, и обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранной валюте на расчетных счетах предприятия.
При полном и правильном вводе документов, прошедших через банк, выходят следующие результаты:
- остаток по конкретному субсчету счета учета банковских операций (51 счет) равен остатку денег на расчетном счете предприятия;
- в результате суммы, прошедшие по банку, разносятся на указанные корреспондирующие счета бухгалтерского учета;
- в любой момент времени автоматически формируется журнал-ордер №2 (счет 51).
Документооборот в подразделе «Касса» на ООО «Тобольск-Нефтехим»
осуществляется в виде приходных (прием наличных денег) и расходных (выдача наличных денег) кассовых ордеров.
Подраздел «Касса» позволяет составить и распечатать приходные и расходные кассовые ордера, как рублевые, так и валютные, с автоматическим расчетом эквивалентной суммы в рублях по курсу выбранной валюты, сформировать и распечатать «Кассовую книгу» и «Журнал кассовых ордеров».
Кассовая книга ведется для оформления поступления и выдачи наличных денег предприятия. Формирование записей в кассовую книгу производятся сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру. Ежедневно в автоматическом порядке подсчитываются итоги операций за день (суммарный приход кассы – оборот по дебету, суммарный расход – оборот по кредиту).
Выводится остаток денег в кассе на конец рабочего дня. Одновременно формируется «Отчет кассира», включающий все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.
В подраздел «Касса» имеются возможность ведения кассовых операций и в
валютном режиме. Ввод валютных кассовых ордеров аналогичен и разница лишь в том, что заполняются дополнительные поля: валюта, дата котировки, котировки валют.
2.2.4 Учет расчетов с подотчетными лицами
На предприятии ООО «Тобольск-Нефтехим» основные документы, которые используют при учете расчетов с подотчетными лицами, являются: расходные и приходные кассовые ордера, командировочные удостоверения, платежные ведомости, авансовые отчеты, квитанции и т.д.
Данный раздел программного комплекса «ABACUS Рrofessional» позволяет
выполнять следующие операции:
- проводить взаиморасчеты предприятия с подотчетными лицами (выдача денег в подотчет и составление авансовых отчетов, как в рублевом, так и в валютном режимах);
- вести аналитический учет расчетных операций с подотчетными лицами по
авансовым отчетам (Приложение 4);
- получать отчетные документы.
Все бухгалтерские действия найдут автоматическое отражение в проводках. В данном разделе вводятся и корректируются авансовые отчеты с указанием
корреспондирующего счета / субсчета списания по каждой строке авансового
отчета, учитываются валютные авансовые отчеты, ведется аналитический учет наличных и безналичных расчетов с подотчетными лицами, ведется журнал лиц в подотчете; имеется возможность получить различную справочную информацию о результатах взаиморасчетов за любой промежуток времени, печатать сформированные авансовые отчеты и справочную информацию о подотчетных лицах за указанный период.
Расчеты с подотчетными лицами ведутся на счете 71. По дебету этого счета
отражается выдача денег подотчетному лицу, по кредиту их расход, а также
возврат в кассу неиспользованного остатка подотчетных сумм. Хозяйственной операцией на 71-м счете является индивидуальный номер частного лица.
Хозяйственной подоперацией является номер авансового отчета.
Работа в валютном режиме аналогична работе в рублевом режиме, только в
случае, когда за одним подотчетным лицом (на одном субсчете) числятся разные валюты, вместо валютной суммы задолженности и изображения валюты может появиться сообщение: «Разные валюты».
2.2.5. Составление отчетности
С целью обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности в ООО «Тобольск- Нефтехим» составляется промежуточная и годовая бухгалтерская
отчетность с применением форм бухгалтерской отчетности «О формах бухгалтерской отчетности организации» и приложенных приказом Минфина РФ от 22.07.2003 №67н бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений отчетности. [5]
Бухгалтерская отчетность составляется и формируется с применением ПК ABACUS Professional в разделе «Отчеты». Раздел предназначен для настройки порядка расчета и составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности, а также любых бухгалтерских отчетов, налоговых деклараций и отчетов произвольного вида.
Программа содержит отчеты, входящие в состав годовой бухгалтерской
отчетности: Бухгалтерский баланс (ф. № 1), Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2), Отчет об изменениях капитала (ф. № 3), Отчет о движении денежных средств (ф. № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).
Для расчета отчетных документов в подразделе «Список показателей» заводится перечень показателей. Перечень групп показателей организуется в виде древовидного справочника, структура которого может быть определена
самостоятельно. Для группы заводятся номер, полное и краткое наименование. Показатели можно заводить в любую группу вне зависимости от вложенности, кроме корневой группы.
Показателю определяется номер внутри группы, полное и краткое наименование, а также шифр. Шифр у каждого показателя должен быть уникальным. Для каждого показателя определяется порядок расчета, действующий начиная с заданной даты.
Порядок расчета можно задать с помощью так называемой «Кнопочной настройки», либо с помощью алгоритма ABACUS Designer (SBW).
Для формирования отчета необходимо указать период, за который будут
рассчитываться данные по показателям. Периоды расчета хранятся. Можно
выполнить предварительный расчет показателей в подразделе «Результаты
расчета» данного раздела. Для этого показатель или группа показателей
помечается и выполняется операция расчета. Расчет может производиться в
рублевом или в валютном режимах. В валютном режиме расчет может производиться только по проводкам, сформированным в конкретной валюте, либо в пересчете под заявленную валюту.
Для заданных параметров расчета показателя (сальдо на начало, сальдо на
конец, оборот дебетовый, оборот кредитовый, раздельное сальдо начальное и
конечное (дебетовое и кредитовое)) одновременно определяются данные в рублях, в количестве и в валюте.
Расчет и печать отчетного документа производится по данным, сформированным за выбранный диапазон времени. В случае если предварительный расчет показателей отчета не производился, он осуществляется в момент формирования документа.
При повторной печати, сохраненные данные просто заносятся в отчет. Можно задать режим обязательного пересчета показателей в момент формирования отчетной формы.
3. Проблемы внедрения системы ABACUS Professional
Системы ABACUS Professional не позволяет вести бухгалтерский учет в полной мере, который требует предприятие, т.е.:
Учет капитальных вложений ведется по договорам, контрагентам, статьям затрат;
Применяется единое поле проводок, не приемлемое для такого крупного предприятия с миллионным количеством проводок, которое в последующем разбито на участки;
Не все участки бухгалтерского учета подробно прописаны в системе и не все применимы к предприятию;
Нет возможности вести развернутую аналитику по векселям третьих лиц;
Нет возможности вести учет услуг по квартплате, жилья, находящегося на балансе предприятия;
Перечень типовых документов очень мал, необходимо дополнить его всеми отчетными документами получаемые бухгалтером.
По основным средствам:
дата начала и окончания действия системных характеристик не доступны для корректировки, т.е. дата начала действия характеристики начинается с даты приобретения, а не со следующего месяца;
не предусмотрена настроечная таблица корреспонденций счет/субсчет учета амортизации соответствующих каждому субсчету учета первоначальной стоимости, с затратными счетами;
предусмотрено внутреннее перемещение инвентарного объекта от одного МОЛ другому, передачи в другое подразделение, перемещение с субсчета на субсчет, тогда как внутреннее перемещение это передача ИО от одного МОЛ другому, т.к. перемещение между субсчетами не является внутренним перемещением;
не предусмотрена связь инвентарного объекта с процедурой списания НДС.
По складскому учету:
необходимо в структуру справочной информации добавить справочник складов предприятия;
приход и расход материальных ценностей привязывается не только к счёту и субсчёту на счетах с аналитическим признаком «Складской учёт»,
но и к коду склада; кроме того, необходима привязка материальных ценностей к подразделению и к частному лицу (МОЛ);
раздел должен содержать справочник складов со следующими реквизитами: код склада, наименование склада, код подразделения, которому принадлежит склад.
По капитальному строительству:
необходимо производить ввод справочной и оперативной информации об объектах капитального строительства;
на основании справочной и оперативной информации формировать записи в истории проводок по выполненному объему строительно-монтажных работ (СМР), материалам, расходуемым на строительство объекта, в качестве ХО или ХПО используя объект капитального строительства; производить расчёт налога на добавленную стоимость в зависимости от способа строительства (подрядный или собственными силами);
производить расчет сумм возмещения НДС при вводе объекта;
формировать отчёты по незавершённому строительству на основании справочной и оперативной информации
Не достаточно продумана контрольная функция системы, т.е. если случайно или умышленно будет удалена операция или проводка, то это никак отражается в программе – нельзя проследить, как это произошло, и кто это сделал. Системе ABACUS Professional не достаточно быстродействия, т.к. несколько операций, формирование документов, отчетов может занимать достаточно продолжительное время, а при большом количестве работников бухгалтерии, это достаточно большой минус системе.
Заключение
В условиях рыночной экономики благополучие предприятия всецело зависит от эффективности управления. Качественное управление требует полной, достоверной и своевременно полученной информации. Бухгалтерия находится на стыке информационных потоков разных подразделений, и практически только она может формировать информацию о реальном
финансовом состоянии предприятия. Поэтому нередко именно от того, владеет ли руководство оперативной и достоверной информацией, полученной от бухгалтерских служб, зависит, будет ли предприятие банкротом либо будет развиваться стабильно и динамично. [19, c.11-16]
Аккумулирование информационных потоков в бухгалтерии закономерно приводит к тому, что здесь отражается полный спектр финансово-экономической функции предприятия.
Все большее число организаций используют в учете современные средства
вычислительной техники и самое разнообразное программное обеспечение. Каждый пользователь может выбрать программное обеспечение, соответствующее потребностям и возможностям предприятия.
В комплексных информационных системах важно то, что они увязывают в единое целое все информационные потоки предприятия, хранят всю информацию в единой базе. Благодаря этому существенно снижается трудоемкость выполнения многих процедур решения бухгалтерских задач.
Комплексные информационные системы высвобождают творческий потенциал специалистов, позволяют планировать материальные, финансовые и трудовые ресурсы, получать информацию, которую без использования подобных систем невозможно отыскать в ворохе цифр, отчетов, сводок. [17, c.142-143]
В настоящее время существует широкий выбор различных систем автоматизации бухгалтерского учета. Не следует делить их на плохие и хорошие, сильные слабые. Все они хороши и их возможности находят практическое применение на предприятиях различного размера, профиля и рода деятельности. При автоматизации следует выбрать необходимую систему автоматизации бухгалтерского учета, исходя из задач и имеющихся ресурсов.
Для того чтобы перевод бухгалтерии на компьютер был эффективен и дал
результат, следует учесть следующие аспекты.
Во-первых, важно правильно выбрать время для внедрения автоматизации и
оценить ее сроки. Не следует вводить в эксплуатацию программы в «горячий
сезон» и в период массовых отпусков сотрудников. Если требуется доработка
типовой конфигурации, то обязательно нужно выделить время на подготовку
технического задания и работу программистов внедренческой фирмы. Проверить, все ли аспекты деятельности фирмы учтены.
Во-вторых, уделить особое внимание подготовке персонала.
- Принять в штат технического специалиста, который будет отвечать и
поддерживать исправную работу техники, компьютерной сети, системного
программного обеспечения.
- Целесообразно предварительно провести обучение сотрудников работе за
компьютером, новой программе и новым возможностям, которые она дает.
В-третьих, реально оценить возможности сотрудников и готовность
автоматизируемых участков.
В-четвертых, необходимо организовать четкое взаимодействие всех
автоматизируемых участков (складов, секций, бухгалтерии) и распределение
функций по сотрудникам.
При автоматизации бухучета важно не просто перевести всю бумажную работу на компьютер. Важно, чтобы это увеличило эффективность работы бухгалтерии и улучшило контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что в свою очередь увеличит эффективность управления предприятием, и, как следствие, эффективность его работы.
Достаточно яркий пример применения автоматизированной формы бухгалтерского учета является ООО «Тобольск-Нефтехим» - это крупное предприятие со сложным, разветвленным на участки бухгалтерским учетом, который без применения программного комплекса ABACUS Professional вести очень сложно и трудоемко.
ABACUS Professional позволил не только упростить бухгалтерский учет на
предприятии, но и качественно улучшить его. В настоящее время после внедрения комплексной информационной системы выделилась аналитическая служба, помогающие руководству принимать важные
решения, проводить мониторинг ключевых проблем, связанных с финансами, материальными ресурсами, производством, оперативным управлением и инвестиционными проектами.
Таким образом, бухгалтер перестает работать исключительно на внешнюю
отчетность и начинает более полно влиять на принятие управленческих решений.
Список литературы
Законодательные и нормативные акты
Федеральный Закон в ред.от 10.01.2003г. № 8-ФЗ «О бухгалтерском учете»// СЗ РФ. 2003. №4
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организации и Инструкции по его применению». – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001, - 128с.
Приказ Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. – М.: Инфра – М, 2001. – 122с.
Приказ Минфина РФ от 22.07.2003г. №67н «О формахбухгалтерской отчетности организации».
Положение «О безналичных расчетах в РФ» (утв. ЦБ РФ от 12.04.2001г. №2-П)
Научная, учебная литература и прочая литература
Информационные системы в экономике: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалт.учет, анализ и аудит» / Г. Н. Исаев. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 462 с.: ил., табл. – (Высшее образование).
Балдин К. В. Информационные системы в экономике: учебник / К. В. Балдин, В. Б. Уткин. – 6-е изд. – М.: ИТК «Дашков и К», 2009. – 395с.
Румянцева Е. Л., Слюсарь В. В. Информационные технологии: Учебное пособие / Под ред. Проф. Л. Г. Гагариной. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.- 463 с.
Информационные технологии управления / Г. А.Титоренко. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г. – 325 с.
Брага В.В., Левкин А.А. Компьютерные технологии в бухгалтерском учете на базе автоматизированных систем. Практикум. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2008. – 220с.
Быкова Н.В. Автоматизация бухгалтерского учета. Лабораторный практикум. – М., 2003. – 80с.
Глицкий А.Б. Применение автоматизированных систем бухгалтерского учета на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 2006. –320с.
Ивлиев М.К. Пошаговая методика обучения автоматизации бухгалтерского учета. – М.: Интеллект-Сервис, 2007. – 123с.
Шуремов Е.Л. и др. Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета, анализа, аудита: Учебное пособие. – М.: Перспектива, 2006. – 363с.
Болтырева И.С. Специальная функциональность в системах автоматизации учета и управления // Бухгалтерский учет. – 2008. - №6. – С.16-22
Вартанян А. Информационные технологии как инструмент современной бухгалтерии. // Бухгалтерский учет. – 2009. - №5. – С.11-16
Гулин В. ИТ – проект: спасательный круг или омут? Как не наступить на те же грабли при внедрении автоматизированной системы.// Бухгалтер и компьютер.– 2008. - №9. – С.17-24
Дубровина Л.А. Автоматизация бухгалтерского учета на основе программы «Бузгалтерия-ИНФИН»// Бухгалтер и компьютер. – 2006. - №1. – С.15-19
Королев Ю. Развитие автоматизированной формы учета // Бухгалтер и компьютер. – 2007. - №3. – С.5-8
Олефиренко Б. Комплексная автоматизация – это реально: система на основе «1С: Предприятие» в компании ИТЛВ. // Бухгалтер и компьютер. – 2006. - №6. – С.9-12
Пищиков С. Единство и борьба противоположностей: бухгалтерские системы и ERP. // Бухгалтер и компьютер. – 2006. - №1. – С.31-34
. Святенко О. Основные принципы работы программы «Турбо-Бухгалтер» //Предприниматель. – 2009. - №8. – С.20-25
Суворова Е. Автоматизация предприятия: когда и как // Бухгалтер и компьютер. – 2006. - №1. – С.15-21
Харитонов С. Свежее решение: составление новой бухгалтерской отчетности на компьютере. // Бухгалтер и компьютер. – 2006. - №2. – С.9-13
Шуремов Е. Конкурс «Бизнес-Софт 2001»: Основные итоги // Бухгалтер и компьютер. – 2007. - №6. – С.24-32
Бычкова С.М., Ивахненков С.В. Информационные технологии в бухгалтерском учете и аудите / Под ред. С.М. Бычковой. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 216 с.
Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита / Г.В. Федорова. - М.: Омега-Л, 2006. - 304 с.
Шуремов Е.Л., Умнова Э.А., Воропаева Т.В. Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета, анализа, аудита. - М.: Перспектива, 2005. - 363 с.
Приложение 1
Рис. 1. Классификация бухгалтерских автоматизированных систем
Приложение 2
Рис. 2. Схема движения бухгалтерской информации на
ООО «Тобольск-Нефтехим»
Приложение 3
Рис. 3. Использование и формирование отчетных документов
Приложение 4
ВЕДОМОСТЬ АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА ПО СЧЕТУ 71
ООО "Тобольск-Нефтехим Диапазон дат: с 1.01.2003 по 31.01.2003
Дата печати:
Хоз.оп.
Контрагент
Наименование
Дата
Корр.счет
Дебет
Кредит
рубли
рубли
Остаток по субсчету 50 /1 на 1.01.2003 составил
124639.18
82020 2014
Ключникова И.С.
Выдана зарплата
37625
70 1
7670
82019 3004
Петрова З.Б.
В подотчет на командировочные расходы Ведомость.
37625
71 1
20000
82003 3004
Уляшева З.М.
В подотчет на хозяйственные расходы Ведомость.
37625
71 1
2590
82003 3004
Уляшева З.М.
В подотчет на хозяйственные расходы Ведомость.
37625
71 1
360.00
82019 4013
Кондрахина Е.А.
В подотчет на командировочные расходы Ведомость.
37625
71 1
42800
82019 2002
Мишуков С.Н.
В подотчет на командировочные расходы Ведомость.
37625
71 1
560.00
82001
2016
Непоспехова
В.А.
Расчеты с цехом
общественного питания с НДС -20°/
37625
62 24
84086
82003 2016
Богданова Е.Ф.
В подотчет на хозяйственные расходы
37625
71 1
84086
82019 2002
Искандаров Р.Н.
В подотчет на командировочные расходы Ведомость.
37625
71 1
600.00
82007 2002
Хорошев И.Н.
Расчеты за путевки с персоналом
37625
50 36
2805
82019 2002
Шигорин СВ.
В подотчет на командировочные расходы Ведомость-
37625
71 1
200.00
82019 2002
Балашов Э.Г.
В подотчет на командировочные расходы Ведомость.
37626
71 1
300.00
82003 3004
Уляшева З.М.
В подотчет на хозяйственные расходы Ведомость.
37626
71 1
1200
82019 4013
Скворцова О.В.
В подотчет на командировочные расходы Ведомость.
37626
71 1
14000
82001 4010
Мишукова В.П.
Услуги связи ОЖиОС с НДС-20%. Чек НДС 20%=684руб.88коп.
37626
62 75
4109.28
82027 3015
Газпромбанк
Получение наличных денег по чеку N 106580 на выд;
зарплаты за декабрь 2002г.
37626
51 1
448311.23
82001 2012
Смеркалова ГА.
Расчеты за услуги с НДС-20% Чек НДС 20%=28руб.60коп. НСП 5%=8руб.58коп.
37626
62 47
180.18
82009 4006
Мясникова Л.В.
Расчеты за коммунальные услуги без НДС. Чек
37626
62 13
1510
82001 4006
Мясникова Л.В.
Расчеты за услуги без НДС (род.плата) Чек
37626
62 11
1600
82001 4010
Мишукова В.П.
Расчеты за услуги с НДС-20%
37626
62 75
841.35