СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………....3
1. Метод ведения счетов и двойной записи…………………………………...4
1.1 Счета бухгалтерского учета и их строение……………………………..4
1.2 Метод ведения счетов и двойной записи……………………………….7
Список использованной литературы………………………………………….10
ВВЕДЕНИЕ
Управление хозяйственной деятельностью требует постоянной информации о ходе производственных процессов и протекающих хозяйственных операциях. Для этого сведения, содержащиеся в первичных документах, группируются и систематизируются на счетах бухгалтерского учета. Бухгалтерский счет открывается на каждый объект учета и является источником информации о наличии, поступлении и выбытии хозяйственных средств. Число счетов, их названия определяются Планом счетов, а структура зависит от объектов учета.
На бухгалтерских счетах отражается повседневный, текущий учет хозяйственных операций, а любая хозяйственная операция - это элементарное действие, вызывающее изменение состояния хозяйственных средств (их увеличение или уменьшение). При этом любое изменение касается не одного, а всегда двух объектов учета. Если в кассу поступили денежные средства, то должен быть источник их поступления, например деньги поступили с расчетного счета в банке. В результате этой операции увеличилась сумма наличных денег в кассе и уменьшилась денежная сумма на расчетном счете. Таким образом, каждая хозяйственная операция обязательно затрагивает два бухгалтерских счета, которые используются в этой операции, и она должна быть отражена одновременно на дебете одного счета и кредите другого.
Такое отражение хозяйственных операций на бухгалтерских счетах называется правилом двойной записи - это система бухгалтерского учета, основанная на двойной записи. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение наличия и движения средств предприятия, а также позволяет контролировать правильность записей на бухгалтерских счетах, так как каждая операция находит отражение по дебету и кредиту взаимосвязанных счетов.
Таким образом, при ведении учёта методом двойной записи действует закон сохранения (баланс): сумма дебетов всех счетов всегда равна сумме кредитов всех счетов, а если баланс не сходится, то где-то есть ошибка, которую надо найти и исправить. Совпадение свидетельствует в пользу того, что двойные проводки были осуществлены правильно.
В данной работе рассматривается метод ведения счетов и двойной записи в бухгалтерском учете.
1. МЕТОД ВЕДЕНИЯ СЧЕТОВ И ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ
1.1 Счета бухгалтерского учета и их строение
Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется бухгалтерский учет, составляет его Метод. Для текущего учета и контроля за хозяйственными операциями в организации используется система счетов бухгалтерского учета.
Счет - это способ экономической группировки, при котором в денежной оценке систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.
Счет - это накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности. Счет - основная единица хранения информации в бухгалтерском учете. На основе счетов составляется самая важная форма отчетности - бухгалтерский баланс.
Таким образом, счет - это специфический метод системного отражения влияния хозяйственной операции на состояние объекта учета.
Названия счетов и их коды определяются Планом счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.
Обычно в плане счетов перечисляются счета синтетического учета и субсчета, а также приводится перечень забалансовых счетов. План счетов лежит в основе организации бухгалтерского учета на любом предприятии.
Счета открываются для учета движения каждого вида имущества, капитала, финансовых обязательств. Открыть счет - значит, дать ему название, проставить код (согласно плану счетов бухгалтерского учета) и записать, если есть, начальное сальдо. На каждом счете отражаются по характеру экономически однородные операции. Все однородные виды хозяйственных средств и их источников должны показываться на тех бухгалтерских счетах, наименование которых соответствует характеру учитываемых средств или их источников.
Ведение счетов - работа со счетами от их оформления и до получения конечного результата:
- учет движения средств на счетах бухгалтерского учета;
- учет движения денежных средств на своих счетах: расчетном, текущем, лицевом, валютном и др. в банковском учреждении;
- учет денежных средств на счетах своих клиентов, открытых в любом учреждении, осуществляющем расчеты.
Учетные записи по счетам ведут в денежном измерении, какие бы большие или маленькие суммы ни приходилось записывать. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет.
Следует иметь в виду, что в каждом бухгалтерском счете хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения, т.е. в хронологическом порядке.
В целях раздельного отражения увеличения и уменьшения каждого вида хозяйственных средств или источника его формирования, счет делится на две части в форме двухсторонней таблицы.
Наличие двух сторон у счета обусловлено необходимостью раздельного учета увеличений и уменьшений, а также удобством записей по счету.
Произвести записи в левой части, - значит дебетовать счет, а в правой - кредитовать его. (Д К)
Левая часть (сторона) счета называется дебетом (от латинского «debet» - должен) - обычно пишется сокращенно: Д-т или Д.
Правая часть (сторона) счета называется кредитом (от латинского «credit» - верить) - обычно пишется сокращенно: К-т или К.
Сумму итогов записи по дебету или кредиту счета принято называть соответственно дебетовым или кредитовым оборотом. Разница между ними называется остатком или сальдо (итоговый расчет). Остаток по счету на начало периода называется входящим сольдо, на конец периода исходящим сальдо. В случае отсутствия конечного сальдо, т.е. оно равно нулю, счет считается закрытым. Закрытие может быть связанно:
- с перенесением сальдо на другой счет в силу необходимости исчисления финансового результата;
- с природой учетного объекта;
- с действующими нормативными актами по учету отдельных расходов.
Остатки и движение отражаются на счетах, в зависимости от характера учитываемых объектов в натуральном, трудовом и денежном измерителях.
В зависимости от того, учет каких средств ведется на бухгалтерских счетах, они делятся на активные, пассивные и активно-пассивные счета.
Схема записи на активных счетах
Дт Кт
Начальное сальдо
Уменьшение (списание, выбытие) учитываемого объекта
Увеличение учитываемого объекта (поступление)
Конечное сальдо
Счета, предназначенные для отражения наличия и движения хозяйственных средств, называются активными. Они открываются на основании статей актива. Сальдо в активных счетах может быть только дебетовым или равно нулю.
Счета, предназначенные для отражения наличия и движения источников формирования хозяйственных средств, называют пассивными. Пассивные счета открываются на основании статей пассива баланса.
Схема записи на пассивных счетах
Дт Кт
Уменьшение учитываемого объекта
Начальное сальдо
Увеличение учитываемого объекта
Конечное сальдо
Различают еще активно-пассивные счета, включающие счет финансовых результатов и счета расчетов. Природа таких счетов определенно не обозначена и сальдо может быть дебетовым или кредитовым или же счета могут иметь два остатка - развернутое сальдо.
Схема записи на активно-пассивных счетах
Дт Кт
«Прибыли и убытки»
Убытки
Прибыль
Кредитовое сальдо по данному счету означает, что предприятие получило прибыль, а если сальдо дебетовое то получен убыток.
В практике ведения бухгалтерского учета развернутое сальдо может быть только в случае детализации учетных записей.
1.2 Метод ведения счетов и двойной записи
Важным элементом, составляющим метод бухгалтерского учета, является принцип двойной записи. По своей экономической природе любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью.
Для сохранения этих свойств и контроля над хозяйственными операциями на счетах в бухгалтерском учете и используется способ двойной записи.
Метод двойной записи заключается в записи, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счет и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму. Метод двойной записи, по сути, является следствием фундаментального закона сохранения, который для целей бухгалтерского учета можно сформулировать следующим образом: каждый объект имеет свой источник происхождения. Поэтому каждый счет (обозначающий некоторую группу объектов учета) может выступать как собственно объект, получаемый из определенного источника (операции по дебету счета), и как источник какого-то иного объекта учета для другого счета (операции по кредиту счета).
В самом деле, если предприятие приобретает материалы, то, с одной стороны, увеличиваются материалы, а с другой - уменьшаются средства, за счет которых они приобретены, т.е. обязательно указывается, за счет каких источников они поступили: куплены за наличный расчет или на их приобретение был использован кредит, или образовалась задолженность поставщику.
На современном этапе развития бухгалтерского учета метод двойной записи является основополагающим в организации учета. Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему.
В отечественной практике и теории сложились две школы, дающие обоснование методу двойной записи: экономический подход и оперативно-балансовый. Считается, что наиболее полное научное обоснование методу двойной записи дает оперативно-балансовый подход. Согласно этому подходу сущность двойной записи объясняется строением баланса организации, в котором с двух позиций рассматривается его имущество: по составу и размещению (актив баланса); по источникам формирования этого имущества (пассив баланса). Поэтому итоги статей актива и пассива баланса всегда равны. Каждая хозяйственная операция вследствие этого затрагивает две статьи баланса, что характеризуется влиянием на баланс четырех типов операций, которые изменяют или только имущество организации (актив баланса), или только источники формирования этого имущества (пассив баланса), или одновременно и имущество, и его источники образования (актив и пассив баланса). Следовательно, необходимость метода двойной записи вытекает из метода балансовой группировки имущества организации.
Метод двойной записи имеет контрольные и информационные значения, как и в целом бухгалтерский учет, так как позволяет получать информацию о движении экономических ресурсов и источников их образования, способствует контролю за движением активов и источников их образования.. И, следовательно, метод двойной записи выполняет информационную и контрольную функцию в управлении.
Двойная запись дает возможность проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельной операции и заканчивая отражением в балансе, обеспечивает выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту этих счетов. Нарушение равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях, которые должны быть найдены и исправлены.
Метод двойной записи обуславливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка.
Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов, счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называются корреспондирущими. Например, между сч. 70 «Расчет с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками».
Бухгалтерская проводка, есть ни что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись и по дебету и по кредиту счетов на сумму хозяйственной операции подлежащей регистрации.
Дебет счета (объект) - Кредит счета (источник) - денежное выражение (сумма)
Правильное определение корреспонденции счетов при отражении хозяйственных операций является необходимым условием правильного учета хозяйственной деятельности. Поэтому установление корреспонденции счетов по отдельным операциям производится в следующем порядке:
- исходя из содержания хозяйственной операции, определяются объекты учета, которые она затрагивает;
- определяется вид счета по отношению к балансу (активный или пассивный);
- устанавливается характер изменения на счетах (увеличение или уменьшение) в результате данной хозяйственной операции;
- исходя из схемы записи на активных и пассивных счетах, устанавливается корреспонденция счетов.
Двойная система бухгалтерского учета должна применяться во всех предприятиях, учреждениях и организациях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ (с изм. и доп.).
2. Бухгалтерский учёт. Учебник для вузов/ под редакцией Ю.А. Бабаева, И.П. Комиссаровой. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 476 с.
3. Гусева, Т.М. Основы бухгалтерского учета: теория, практика: Учеб. пособие / Т.М. Гусева, Т.Н. Шеина. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 400 с.
4. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учёт: учебное пособие / Н.П. Кондраков. - М.: Инфра-М, 2006. - 335 с.
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению. - М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2004. - 176 с.
6. Русалева, Л.А. Теория Бухгалтерского учета: Учебник / Л.А. Русалева, В.М. Богаченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 448 с.
7. Сафонова, Л.И. Бухгалтерский учет: учебное посо-бие / Л.И. Сафонова, Л.И. Желбунова, В.М. Кац. - Томск: Изд. ТПУ, 2006. - 140 с.
9
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Россия как среда |
Реферат | Культура индо-буддийской цивилизации |
Реферат | Куда скакал синий всадник? |
Реферат | Норма |
Реферат | Театр абсурда |
Реферат | Пространство |
Реферат | Над Яузой-рекой. Рассказ о Спас-Андрониковом монастыре |
Реферат | Контрольная работа по Маркетингу 4 |
Реферат | Данте и Джотто |
Реферат | Россия в XX в. |
Реферат | Individual Lost Essay Research Paper Kristi JamesJames |
Реферат | Капоэйра |
Реферат | Философский взгляд на исторический процесс |
Реферат | Инвентаризация материальных запасов |
Реферат | «Сын отечества» |