Реферат по предмету "Культура и искусство"


Над Яузой-рекой. Рассказ о Спас-Андрониковом монастыре

Над Яузой-рекой. Рассказ о Спас-Андрониковом монастыре


Ананичев А. С.

Бежит,
а кажется, стоит на месте закованная в камень река Яуза. Обгоняют небыстрое
течение машины и трамваи… Над Яузой-рекой перекинут тяжелый мост, по которому в
дальние края уходят с Курского вокзала поезда.

Впервые
я увидел купола Андроникова монастыря в раннем детстве из окна купе. В то
далекое лето с родителями уезжали мы к морю, в солнечный Крым. Детские
впечатления особенно памятны. Июльское солнце медленно катилось за крыши
столичных многоэтажек. И вдруг на холме, точно из сказки, возник белоснежный
каменный город, окруженный высокими крепостными стенами и остроконечными
башнями. Над величественными соборами голубело безмятежное, высокое небо…

Три
десятилетия минуло с тех пор. Для человека — большой срок. А монастырь три
десятка лет, кажется, и не заметил. Жаль вот только, что до сего дня не живет
святая обитель монашеской жизнью — в 1960 году в ее стенах открылся музей
преподобного Андрея Рублева. Но верится — скоро настанет день, когда в
намоленные храмы возвратятся иноки и полетит к небу с крутого яузского холма
чистая и непрестанная молитва ко Творцу Небесному. Дай Бог…

Когда
и кем была основана святая обитель, прославленная именами величайших русских
подвижников? Вслушаемся в голос уцелевших храмов. Они расскажут нам о годах
минувших…

В
страшную бурю попал корабль святого митрополита Алексия, возвращавшегося в
Москву из Константинополя в августе 1356 года. Буря поднялась такая, что, казалось,
вода смешалась с небом. Корабль вот-вот должен был захлебнуться в
разбушевавшемся Черном море и пойти ко дну. Многие отчаялись и даже перестали
молиться, но только не святой митрополит.


Господи! — обратился святитель Алексий к небесам. — Если мы достигнем берега,
обещаю построить храм во имя Твое!

Вскоре
буря стихла. 16 (29) августа корабль благополучно пристал к берегу.
Православная Церковь отмечает в этот день праздник Спаса Нерукотворного.
Знаменательно, что Константинопольский патриарх Каллист благословил митрополита
Алексия иконой Нерукотворного Спаса, вручив Московскому святителю образ перед
самой дорогой…

Благодарный
святитель через четыре года построил в честь Нерукотворного образа на левом
берегу Яузы деревянный храм. Вскоре на этом месте образовался монастырь. Первым
игуменом в нем стал ученик преподобного Сергия Радонежского — преподобный
Андроник.

Место
будущего монастыря было святителем выбрано не случайно. Мимо яузского холма
пролегла в Золотую Орду проторенная дорога. В золотой дорожной пыли шли на
восток по зову кочевников-завоевателей русские князья, бояре и митрополиты. В
монастырских храмах перед главной святыней новой обители — чудотворным образом
Нерукотворного Спаса (1) — прощались путники с Москвой, не зная наперед, что им
готовит опасное путешествие. Зато, по возвращении на родину, первым встречал их
в Москве Андроников монастырь!

Первый
настоятель монастыря, именем которого и названа обитель — преподобный Андроник
— родился в боярской семье города Ростова Великого. С детства отличавшийся
кротостью и смирением, избрал он в юности монашеский путь в монастыре
преподобного Сергия Радонежского (2).

В
новом монастыре игумен Андроник ввел по примеру Троицкой обители общежитийный
устав. С принятием общежития появились в монастыре новые хозяйственные
постройки и должности, распределенные между иноками: келаря, казначея,
трапезника… Иметь собственность или называть что-либо "своим"
запрещалось. Трапеза благословлялась общая, а не отдельная по кельям.

Преподобный
Сергий не раз навещал ученика в новой обители. Сохранилась до наших дней
часовня в километре от Спасо-Андроникова монастыря, построенная в 1890 году на
месте прощания двух угодников Божьих.

Преподобный
Андроник предвидел день своей кончины — вот почему последние дни жизни провел он
в уединении и непрестанной молитве. 13 июня 1404 года отошла ко Господу его
святая душа.

Святые
настоятели Спасо-Андроникова монастыря Савва (ум. между 1410–1420 гг.) и
Александр (ум. 1427) продолжили великое дело своего учителя. При третьем
игумене монастыря — преподобном Александре — "муже добродетельном и
мудром" — взметнулась к небу чудная церковь из белого камня во имя
Нерукотворного образа Спаса.

В
1427 году главный храм Андроникова монастыря расписали два знаменитых инока —
Даниил Черный и ученик его Андрей Рублев.

Удивительное
совпадение — Андрей Рублев родился в год создания первого деревянного храма в
Спасо-Андрониковом монастыре! Нет, наверное, человека в нашей стране, кто не
слышал бы имени этого великого иконописца. Вспомним о святой жизни преподобного
Андрея, о его славном учителе — Данииле. Вспомним и помолимся…

***

В
каком городе появился на свет Андрей Рублев, кто были его родители — нам не
известно. Но можно предположить, что принадлежали они знатному роду, ведь
фамилии в древние века носили только люди высших сословий.

Ученые
предполагают, что Андрей Рублев обучался иконописи в Византии. Многие русские в
те времена посещали Святую гору Афон, Святую землю и Константинополь. Ученик
преподобного Сергия Афанасий Высоцкий, к примеру, два десятка лет трудился в
Константинополе над переводами и переписыванием Богослужебных книг. Может быть,
именно в древней столице Римской империи у Андрея проявилось особое, трепетное
отношение к цвету и краскам. Его предшественник, первый русский иконописец Алипий,
инок Киево-Печерского монастыря, считал краски священными и целебными, лечил
красками больных, помазуя их кистью, которой писал иконы. Наши предки были
убеждены в целительной силе искусства. Вот почему их творчество такое
одухотворенное и возвышенное. Духоносные лики святых на иконах во все века
противостояли кровавому царству сытой и самодовольной плоти.

В
самом начале XV века имена Андрея Рублева и Даниила Черного многие знали на
Руси. В 1405 году инок Андрей Рублев вместе с другими знаменитыми иконописцами
— греком Феофаном и старцем Прохором — расписал Благовещенскую церковь
Московского Кремля. А спустя еще три года Даниил Черный и Андрей Рублев
украсили Успенский собор Божьей Матери во Владимире.

Творениями
Андрея Рублева восхищались современники, называя мастера "живописцем
необыкновенным". Именно к нему в 1424 году после постройки белокаменного
Троицкого собора, где покоились недавно обретенные мощи преподобного Сергия
Радонежского, обратился игумен Никон. Летописец пишет, что Андрей Рублев и Даниил
Черный не просто были приглашены, а "умолена быша".

Знаменитые
иноки охотно взялись за дело во имя прославления преподобного Сергия —
вдохновителя победы на Куликовом поле и единения русского народа. К сожалению,
в Троицком храме не сохранились фрески Даниила Черного и Андрея Рублева,
замененные из-за ветхости в 1635 году. О святых иконописцах молитвенно
напоминают в иконостасе храма 42 иконы, написанные их учениками, несомненно,
под влиянием самих учителей.

Для
Троицкого храма "на похвалу преподобному Сергию" написал Андрей
Рублев образ Святой и Живоначальной Троицы. Преподобный Андрей изобразил на
знаменитой иконе не сам момент явления Троицы Аврааму (Авраама и его жены —
Сары — нет на иконе), но предвечный совет Божественной Троицы, предопределяющий
искупительную жертву Христа за грехи человеческие. Два перста Иисуса Христа —
центральной фигуры Троицы, изображенной в образе Ангела, — протянуты к
искупительной чаше. Господь дает Свое согласие пойти на Крест и пострадать ради
спасения людей.

В
Троице дивным образом выражена главная идея иноческого служения преподобного
Сергия: "Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый!
соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и
Мы" (Ин. 17, 11). Андрей Рублев в красках выразил молитву Радонежского
чудотворца о спасении и единении Руси. Радостное чувство надежды с новой силой
овладевает душой при внимательном взгляде на великую икону. Печаль, принесенная
в мир ненавистью и раздорами, отступает.

Правы
те, кто считает Троицу Рублева верным доказательством существования Бога. А,
"если Бог с нами — кто против нас?" Недаром святые отцы Стоглавого
Собора 1551 года постановили "писать образ Святой Троицы как писал Андрей
Рублев и пресловущие греческие живописцы".

Больно
осознавать, что Троица, находящаяся ныне справа от Царских врат в Троицком
храме, — не оригинальная икона Рублева, а всего лишь замечательная копия.
Рублевский чудный образ в 1929 году вывезли из Лавры в Москву, в Третьяковскую
галерею, где он до сих пор под стеклом…

Андрей
Рублев вместе с Даниилом Черным потрудились на славу. К сожалению, лишь
немногие их творения уцелели до наших дней.

Мало
сведений сохранили нам о себе удивительные русские мастера, что говорит об их
великом смирении. Ведь не секрет — русские иконописцы или колокололитейщики
предпочитали не подписывать свои творения. А если и ставилась подпись, то часто
она уничижала самого мастера. Так, на одном из пострадавших колоколов
Троице-Сергиевой Лавры только и прочитали скудные, отлитые в бронзу, слова:
"А лил мастер многогрешный и грубый смыслом".

К
слову сказать, этой добродетелью они заметно отличались от западных мастеров.
Знаменитый итальянец эпохи Возрождения Микеланджело, будучи свидетелем в храме
святого Петра спора двух прихожан о том, кому принадлежит скульптура Богородицы
"Пьетта" (Пресвятая Богородица держит на коленях только что снятое с
Креста Тело Господа), ночью крупно высек на хитоне Девы Марии:
"Микеланджело Буонаротти сотворил"…

Даже
место захоронения преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного мы точно не
знаем! По преданию, они были погребены между храмом Спаса Нерукотворного и
разрушенной колокольней (3) в Спасо-Андрониковом монастыре.

В
1988 году в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры Андрей Рублев "на
основании святости жизни, подвига иконописания, в котором, подобно
евангелистам, он свидетельствовал непреложную истину о Боге, в Троице
славимом", был причислен к лику святых.

Память
преподобного Андрея Рублева Православная Церковь отмечает 17 июля. Ему молятся
христиане о даровании способности в иконописании.

***

Спасский
собор, возводившийся 17 лет — с 1410 по 1427 год весьма благолепен снаружи.
Однако от вдохновенной росписи Андрея Рублева и Даниила Черного сохранились
лишь небольшие орнаменты в нишах алтарных окон. 17 июля 1989 года, в первую
годовщину канонизации преподобного Андрея Рублева, в соборе прошла Божественная
Литургия. С тех пор день за днем, год за годом отогревается поруганный храм
молитвами православных…

Стараниями
первой жены императора Петра Евдокии Лопухиной в конце XVII века в Андрониковом
монастыре была заложена белокаменная церковь Архангела Михаила (4). Для
Андроникова монастыря память о Евдокии Лопухиной незабвенна. Кроме Спасского
собора, лишь высокая однокупольная церковь Михаила Архангела сохранилась до
наших дней.

В
начале 20-х годов ХХ века монастырь оказался под замком. В его зданиях
разместилась колония для беспризорных… Монастырское кладбище (5) сравняли с
землей, а на месте его, к востоку от нынешней ограды, футболисты стали гонять
мяч.

В
1947 году Москва отмечала свое 800-летие. И вот тогда академик Игорь Грабарь
предложил отреставрировать монастырь и создать в нем музей. А в 1960 году, в
год 600-летия преподобного Андрея Рублева, в уцелевших зданиях монастыря
открылся музей древнерусской культуры и искусства имени святого
монаха-иконописца.

Русь
— святая, великая, печальная… Возле памятника Андрею Рублеву, стоящему напротив
входа в монастырь с двумя приготовленными к работе досками, отчего-то
подумалось вот о чем: Русь живет между двух бездн — раем и адом. То ко Творцу
Небесному торопятся ее скакуны, то норовят махнуть в преисподнюю. Душа русская
широка и необъятна, подобно великим и необозримым российским просторам. Рядом с
подвигами святости гнездятся в ней порой многие пороки, отмеченные тяжкими
грехами. Недаром Достоевский говорил, что в душе русского человека две бездны и
по своему нравственному состоянию русский человек может возвысится до неба, а
может ниспасть до самых глубин ада. "Из русского человека — либо икона,
либо дубина…" Святые образы преподобного Андрея Рублева — словно отблески
Фаворского света. К преображению зовут они, духовному прозрению. Напоминают
дивные творения Андрея Рублева, что ничего нельзя изменить в этом мире, кроме
собственной души. "Стяжи Дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи…"

ПРИМЕЧАНИЯ

1.
К сожалению, местонахождение этого образа сегодня не известно.

2.
Преподобный Сергий (1314–1392) — великий русский святой, основатель Троицкого
монастыря, родился, как и преподобный Андроник, в боярской семье в селе
Варницы, что в трех верстах от Ростова Великого.

3.
Колокольня в Андрониковом монастыре строилась на рубеже XVIII и XIX веков на
деньги купца Васильева. По проекту архитектора Казакова она должна была быть
выше колокольни Ивана Великого в Кремле. Но император Павел, приехавший в
Москву для коронования, не одобрил проект. 73-метровая колокольня была взорвана
в 1931 году.

4.
В 1698 году Петр I освободил себя от законных брачных уз, повелев Евдокии
постричься в монахини. Через тринадцать лет Петр справил свадьбу с литовской
крестьянкой Мартой Скавронской…

5.
На кладбище покоится прах многих героев Куликовской битвы.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.