Содержание
1.Обязательность контроля. Функции контроля 2
2.Подготовительный этап в проведении ревизионной проверки 11
3.Факторы, действующие на организацию системы внутреннего контроля 19
Список литературы 33
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» включение в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения необходимо только для тех организаций, которые подлежат обязательному аудиту. В остальных случаях аудиторская проверка как форма внешнего контроля является добровольной. Такая проверка осуществляется по решению руководства предприятия.
Внутренний контроль обязателен для каждого предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, величины и отраслевой принадлежности. На крупных предприятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля – отделы внутреннего аудита. Цель внешнего независимого контроля – подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Как только аудиторская проверка закончена и аудитор выдал заключение, цель считается достигнутой.
Цель внутреннего контроля – обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации; она непрерывна во времени, перманентна и достигается только на короткое время.
Потребителями информации, являющейся результатом внешнего независимого контроля, являются внешние пользователи.
Информация, представляющая собой результат осуществления внутреннего контроля, готовится для внутренних пользователей, в частности для руководителей и менеджеров организации. Внешний независимый контроль основан на общепринятых нормах – стандартах (правилах) аудиторской деятельности, которые регулируют основные принципы, цели, правила поведения, порядок исследования и сбора аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством проверяемой организации. Таким образом, внешний контроль до определенной степени централизован и регламентирован.
Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля – порядок проведения инвентаризации, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и др. Кроме того, государство регламентирует организацию внутреннего контроля в некоторых областях хозяйственной жизни, в частности в банковской сфере.
Так как целью внешнего контроля является подтверждение достоверности бухгалтерского учета, который ведется в российской валюте – рублях, в рублевой оценке должна быть составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность.
При организации и осуществлении внутреннего контроля используются как денежные, так и неденежные измерители. Успешно применяются натуральные показатели (штуки, метры, тонны, литры) – в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Для измерения рабочего времени применяются такие показатели, как часы и машино-часы.
Объектами внешнего контроля являются разделы и участки бухгалтерского учета – основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, расчеты, уставный капитал, кредиты и займы и др. По каждому разделу и участку бухгалтерского учета применяются
тесты средств контроля и тесты оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.
При осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и соответственно объектами проверки являются циклы деятельности предприятия:
снабжение – совокупность хозяйственных операций, предполагающих осуществление закупок товарно-материальных ценностей и платежей по ним, а также проведение соответствующих мероприятий и процедур контроля, действие которых распространяется на такие хозяйственные операции, как
направление заказа на закупку, получение товарно-материальных ценностей, оплата заказанных и полученных материальных ценностей;
производство – совокупность хозяйственных операций, пред
полагающих производство продукции, выполнение работ,
оказание услуг, а также наличие соответствующих мероприятий на такие хозяйственные операции, как поддержание
уровня запасов, передача товарно-материальных ценностей
в производство, начисление и выплата заработной платы и др.;
реализация (сбыт) или получение дохода – совокупность
хозяйственных операций, предполагающих мероприятия
и процедуры контроля, результаты которых распространяются
на такие хозяйственные операции, как получение заказов на
продажу продукции предприятия, отгрузка продукции и получение выручки.
При внешнем контроле хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое.
При осуществлении внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам ответственности – структурным подразделениям, возглавляемым руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы. К центрам ответственности относятся:
на промышленном предприятии – цех, участок, бригада;
на предприятии торговли – секция, склад;
в научно-исследовательской организации – отдел, лаборатория;
в лечебном учреждении – отделение и т.д.
В отличие от управленческого учета, согласно принципам которого в сферу ответственности руководителя подразделения входят лишь те показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное воздействие, внутренний контроль включает и соблюдение руководителями подразделений своих должностных обязанностей, нормативных документов, внутренних инструкций.
В управленческом учете различают центры ответственности: затрат, выручки, прибыли.
Для целей внутреннего контроля все центры ответственности являются прежде всего и центрами контроля.
Обязательный внешний контроль, осуществляемый внешней (независимой) аудиторской организацией, проводится не чаще одного раза в год. Аудиторским заключением подтверждается годовая бухгалтерская отчетность. Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные контрольные мероприятия проводятся по мере надобности. Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки, периодичность контрольных процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля – целесообразность и экономичность. Аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) является открытым документом. Каждый заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности экономического субъекта может ознакомиться с аудиторским заключением по данной отчетности. Конфиденциальной информацией предприятия являются только аналитическая часть аудиторского заключения и письменная информация аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита. При публикации бухгалтерской отчетности указываются и результаты аудиторской проверки. Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер.
При внешнем аудите аудитор должен оценивать достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных аспектах. Это значит, что оценки аудитора не могут быть абсолютно точными.
Внутренний контроль зачастую не связан с операциями на счетах бухгалтерского учета. Руководство заинтересовано в предотвращении случаев мошенничества на своем предприятии, однако атмосфера всеобщей подозрительности, тотального надзора за каждым сотрудником не должна быть целью работы.
Заметим, что при внутреннем контроле используются приблизительные, но оперативные оценки. Вместе с тем для внутреннего контроля важна каждая деталь. Не замеченный своевременно симптом может привести к существенным нарушениям, мошенничеству.
Внешний аудит изучает финансово-хозяйственную деятельность организации. В соответствии с принципом документальной обоснованности бухгалтерские проводки выполняются после совершения хозяйственной операции. Поэтому основной целью внешнего контроля является оценка достоверности отражения в учете того, что уже свершилось.
Внутренняя структура контроля должна соответствовать целям предприятия. Если предприятие имеет лишь один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внутреннего контроля, если это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, то структура внутреннего контроля должна быть изменена. Следовательно, основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленными правилами.
И внешний, и внутренний контроль тесно связаны с финансами предприятия, экономическим анализом, основами документационного обеспечения управления, правовым регулированием хозяйственной деятельности предприятия, социальной психологией, педагогикой и этикой делового общения, бухгалтерским управленческим учетом, экономикой и организацией промышленного предприятия и др. Однако если внешний контроль связан с данными областями пассивно, не имея возможности использовать их информацию, то внутренний контроль связан с ними активно.
Контроль, являясь функцией управления, подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Внешний контроль представляет собой один из видов последующего контроля. А внутренний контроль – это совокупность методов предварительного, текущего и последующего контроля.
Предмет и специфику контроля нельзя раскрыть достаточно полно, не затрагивая вопроса о его функциях. Функции и задачи контроля многогранны так же, как и функции управления (рис. 1.). К основным функциям, кроме собственно – контрольной, которые выполняет финансово-экономический контроль, относятся следующие.
Предупредительная функция. Как отмечалось, контроль присутствует на всех стадиях процесса управления. Предупредительная функция проявляется на стадиях: постановки проблемы, подлежащей решению; принятия, решения о цели, подлежащей достижению; планирования мероприятий по достижению цели. На указанных стадиях контроль позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые резервы, пресечь попытки нерационального использования средств.
Предшествуя принятию экономических решений, совершению хозяйственных и финансовых операций, контроль носит предупреждающий характер. Он имеет большое значение, когда проводится перед введением новых нормативных актов или принятием решений экономического содержания, регулирующих экономические аспекты государственной политики и финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов, способствуя предупреждению ошибок в будущем.
Регулятивная функция. Эта функция контроля проявляется на стадиях: реализации мероприятий по достижению цели; регулирования мероприятий по достижению поставленной цели. Осуществляемый в процессе реализации мероприятий по достижению цели и в ходе совершения хозяйственных и финансовых операций контроль, опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, позволяет оперативно реагировать на быстро изме
Рис. 1. Взаимосвязь функций контроля и процесса управления
Оценочно-аналитическая функция. Эта функция контроля проявляется на каждой стадии процесса управления, и особенно на стадии анализа и оценки результатов деятельности по достижению поставленной цели. Методы экономического анализа широко используются непосредственно в процессе осуществления контроля. Однако и результаты самого контроля также подвергаются анализу, на основании данных которого дается оценка ситуации, сложившейся га конкретном этапе продвижения к намеченной цели.
Задачи финансово-экономического контроля многообразны и определяются его целями и функциями. Общими задачами финансово-экономического контроля являются:
обеспечение соблюдения действующего законодательства;
обеспечение эффективности планирования финансово-
экономической деятельности;
обеспечение правильности ведения учета и составления отчетности по финансово-экономической деятельности;
обеспечение соблюдения прав и сохранности имущества собственников;
установление целесообразности операций по ведению финансово-экономической деятельности;
анализ, установление и оценка состояния субъектов финансово-экономической деятельности;
выявление резервов роста финансово-экономического потенциала участников финансово-экономической деятельности;
применение мер к лицам, ответственным за нарушения финансово-экономического законодательства.
Задачи контроля могут уточняться и конкретизироваться в зависимости от целей и задач органов и лиц, осуществляющих контроль, и самих объектов контроля.
Подготовительный этап включает следующие пункты:
1. Предварительное ознакомление с материалами, характеризующими деятельность объекта; принимаются акты предыдущих проверок и другие материалы, изучается отчетность предприятия, анализируется другая информация, в частности анонимная.
2. Составление программы ревизии, индивидуальных планов. Программа составляется таким образом, чтобы проверить узкие места в деятельности предприятия. Программа ревизии должна быть едина для всех ревизоров. На основании программы готовится рабочий план проведения ревизий для каждого исполнителя. В ходе ревизии в рабочий план могут вноситься изменения.
3. Решаются организационные вопросы ревизии, ее вид. Ревизия назначается приказом, в котором указывается объект контроля, срок, период ревизии, фамилия ревизора.
Рассмотрим каждый пункт подробнее.
1. В процессе предварительного изучения документов и подготовки программы проведения ревизии (проверки) проверяющие определяют наличие и комплектность представленных материалов ревизуемой организации (документов бухгалтерского учета и отчетности, учредительных, регистрационных, плановых и других документов). При этом принимаются к ревизии (проверке) подлинные документы, соответствующие нормам и стандартам, установленным законодательством Российской Федерации.
В случае неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в ревизуемой организации или отсутствия необходимых документов руководство контрольно-ревизионного органа вправе принять и направить в правоохранительный орган материалы для принятия мер к должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета, а также мотивированное решение о приостановлении проведения ревизии (проверки) до полного восстановления бухгалтерского учета.
По итогам предварительного изучения документов и в рамках постановления (требования) о проведении ревизии (проверки) контрольно-ревизионным органом составляется программа проведения ревизии (проверки), которая согласовывается с лицом, вынесшим постановление (требование) о ее назначении, и утверждается руководством контрольно-ревизионного органа.
При согласовании программы проведения ревизии (проверки) уточняются вопросы, относящиеся к компетенции контрольно-ревизионного органа, круг должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, присутствие которых необходимо при производстве ревизии (проверки), а также специалистов (экспертов) других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию контрольно-ревизионных органов.
Кроме того, необходимо изучить практический опыт ревизующего органа по аналогичным программам проверки. Как правило, в аудиторских фирмах накапливаются материалы всех ревизий.
Нужно внимательно просмотреть материалы предыдущих ревизий данной организации. Материалы ревизий должны храниться в проверяемой организации. По этим материалам необходимо определить основные вопросы, поднятые ревизией, а также характер и формы вскрытых недочетов и нарушений, что поможет ревизорам обнаружить аналогичные нарушения и недочеты при осуществлении данной ревизии.
Ценную информацию можно получить из объяснительных записок к отчетам, которые составляют службы и подразделения организации.
Для участников ревизии подбираются систематизированный перечень действующих законодательных нормативных актов, нормы естественной убыли и выхода продукции, необходимые инструктивные материалы.
2. Конкретные вопросы ревизии определяются программой (перечнем) основных вопросов ревизии. Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.
Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. Программа ревизии содержит следующие разделы:
цель ревизии;
вопросы, подлежащие проверке;
средства и условия, необходимые для проведения ревизии;
сроки и место исполнения;
состав участников ревизии;
формы документального оформления ревизии.
Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Программу утверждает начальник ревизующего органа или заказчик.
В разделе «Цель ревизии» формулируются главные задачи ревизии, например: Анализ финансового состояния акционерного общества. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и расчеты с бюджетом. Проверка законности и эффективности использования внеоборотных активов. Перечисляются объекты ревизии, например акционерное общество, его дочерние предприятия и филиалы. Часто в данном разделе приводится перечень структурных подразделений организации.
В разделе «Вопросы, подлежащие проверке» перечисляются направления финансово-хозяйственной деятельности организации, например, в программе могут быть перечислены внеоборотные активы: основные средства, капитальные вложения, ценные бумаги, вложения в уставный капитал, оборудование к установке.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:
проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
проверки фактического соответствия совершенных операций
данным первичных документов, в том числе по фактам получения и
выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
организации процедур фактического контроля за наличием и
движением материальных ценностей и денежных средств, правильно
стью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том
числе с привлечением в установленном порядке специалистов других
организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
проверки достоверности отражения произведенных операций в
бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах
бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
проверки использования и сохранности бюджетных средств,
средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
проверки в необходимых случаях организации и состояния
внутреннего (ведомственного) контроля.
В разделе «Средства и условия, необходимые для проведения ревизии» содержится перечень оргтехники, средств связи, доставки, условия проживания, время работы и др.
Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером-ревизором) ревизии — предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.
В разделе «Сроки и место исполнения» указывается время начала и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.
В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц; имеющих допуск к конфиденциальной информации.
Комплексная ревизия предусматривает участие в ней специалистов по технологии производства, планированию, снабжению, сбыту, финансам, учету и т.д. Руководитель ревизии обеспечивает правильную расстановку сил на месте, следит за полнотой и качеством проверки отдельных участков объекта, оказывает участникам ревизии практическую помощь в работе, руководит оформлением материалов ревизии, представительствует в соответствующих службах и организациях.
Состав участников ревизии оформляется постановлением государственного органа или приказом по организации, которым устанавливается также срок ревизии.
Участники ревизионной группы (контролер-ревизор), исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
В разделе «Формы документального оформления ревизии» приводятся образцы описей, актов, ведомостей, форма итогового акта ревизии.
Полная, правильно составленная программа ревизии концентрирует внимание ревизующего на основных вопросах ревизии, раскрывает их содержание, т.е. помогает ревизующему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности организации, при больших затратах времени ревизия может не дать должных результатов.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в ходе ревизии.
На основе программы составляется план ревизии, который привязан к специфике конкретной организации, структуре ее управления, географическому расположению имущества, графику работы. Поэтому план составляется на месте ревизии.
План ревизии должен обладать определенными характеристиками.
Действенность. В плане должны содержаться точные указания на исполнителей, сроки ревизионных мероприятий. Такой план позволяет контролировать эффективность работы ревизоров.
Конкретность. Вопросы программы, подлежащие проверке, в плане конкретизируются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей. Например, программой предусмотрено проверить состояние хранения готовой продукции; вопрос программы в плане может быть отражен следующим образом.
Проверить обеспеченность организации складскими помещениями и их состояние.
Выявить нарушения в движении первичных документов и за
полнении регистров бухгалтерского учета.
Проверить соблюдение установленного порядка складирования готовой продукции.
Выявить факты порчи готовой продукции на складах.
Выявить факты хранения готовой продукции вне складов.
Выявить факты хранения неучтенной продукции.
Реальность. План выверяется с точки зрения реальных возможностей выделенных для ревизии людей и материальных ресурсов. В нем предусматривается возможность привлечения к ревизии дополнительных ресурсов. Например; нельзя провести инвентаризацию крупного склада без привлечения рабочих, по мере пересчета переносящих ценности в помещении.
Гибкость и мобильность. В ходе ревизии план совершенствуется, дополняется, уточняется. Если бы план, составленный в начале ревизии, оставался неизменным и не корректировался по мере выявления фактов нарушений и злоупотреблений, ревизия не могла бы быть успешной. Иногда план, даже тщательно продуманный, приходится перестраивать после проверки отдельных фактов. Внесение в план изменений должно быть обоснованным и обусловливаться конкретными фактами. Выявление каких-либо фактов может вызвать необходимость проверки новых обстоятельств, не предусмотренных ранее ни программой, ни рабочим планом, более углубленного рассмотрения ранее изученных вопросов. План корректируется до тех пор, пока по каждому выявленному факту не будут собраны материалы, дающие верное представление об изучаемых явлениях.
3. Состав участников ревизии оформляется приказом по организации, которым устанавливается также срок ревизии. Ревизоры готовят проект приказа генерального директора о начале работы ревизионной группы. В приказе содержится фраза об обязательном содействии всех работников организации проведению ревизии. Каждый ревизор должен иметь копию приказа. Приходя на место ревизии, он обязан предъявлять копию приказа и по просьбе проверяемого – документы, удостоверяющие его личность.
Подготовка ревизоров к ревизии завершается инструктивным совещанием, которое проводит руководитель ревизии. На этом совещании руководитель ревизии имеет возможность нацелить участников ревизии на основные вопросы, которые необходимо решить, дать ревизорам ряд практических советов по организации работы на месте ревизии, их личному поведению во время ревизии, выслушать каждого участника ревизии и ответить на его вопросы.
На совещании проверяется готовность ревизоров к ревизии. Если выяснится, что участники ревизии плохо знают необходимые нормативные материалы, недостаточно глубоко изучили информацию, характеризующую деятельность намеченного к ревизии объекта, нужно отложить ревизию. Лучше приступить к ней позже, а до этого более тщательно подготовиться.
Следующий шаг в процессе организации ревизии – это непосредственное знакомство с объектом ревизии. Для успеха ревизии немаловажное значение имеет ознакомление со структурой управления организации, данные о которой могут содержаться в приказах по основной деятельности или в документах совета директоров. Изучая структуру управления, необходимо понять общую систему субординации в организации, взаимодействие ее учетного и финансового органов, службы сбыта и снабжения, роль коллегиальных органов управления (совета директоров, правления и др.)
С опытным работником организации нужно пройти по цехам и складским помещениям, посетить службы и отделы. В ходе предварительного обследования организации ревизор должен вникнуть в технологию работы, территориальное расположение мест хранения и отгрузки материальных ценностей.
Во время знакомства с организацией необходимо выяснить, какие контролирующие службы у нее созданы (ревизионная комиссия, отдел ревизии и анализа, отдел внутреннего аудита и пр.).
На предприятии, на видном месте, вывешивается объявление о проведении ревизии и месте расположения ревизионной группы.
Термин «система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Система внутреннего контроля создается для обеспечения:
соблюдения политики (стратегии) руководства;
сохранности имущества и информации;
своевременной и достоверной информацией;
соблюдения требований законодательства.
Эффективность системы внутреннего контроля, созданной руководством организации, зависит от способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту организации от возможных рисков.
Любая управленческая функция, реализуемая в компании, глубоко интегрирована с контрольной, каждый этап управления сопровождается стадией контроля. Именно по этой причине достаточно сложно отделить контрольную функцию от других функций управления и описать ее в автономном режиме.
Процесс контроля имеет две основные формы организации: структурно-функциональную через функциональные связи между структурными подразделениями и форму прямого контроля через специализированные обособленные подразделения, основной функцией которых является контроль деятельности компании. Формирование качественной системы контроля в средних и крупных компаниях всегда предполагает наличие обеих форм. Специализированными подразделениями внутреннего контроля являются службы внутреннего аудита и контрольно-ревизионные управления, подчиняющиеся, как правило, генеральному директору компании, а также комитеты по аудиту при советах директоров. Наличие той или иной специализированной службы внутреннего контроля в структуре компании определяется масштабом деятельности, особенностями ведения бизнеса, отношением руководства к внутреннему контролю и структурой акционерного капитала компании.
В соответствии со сложившейся международной практикой система внутреннего контроля организации включает три составляющие:
среду контроля;
систему бухгалтерского учета;
процедуры контроля.
Рассмотрим влияние среды контроля на качество систем внутреннего контроля. Она отражает условия работы механизмов внутреннего контроля. Ее определяют как внутренние факторы, т. е. особенности организации деятельности конкретной компании (структура, степень формализации процедур, управленческая философия руководства компании, ресурсная база), так и внешние факторы.
Политика и стиль управления, обеспечивающие понимание сотрудниками организации важность контроля. Оценка политики и стиля руководства дает возможность контролеру оценить позицию руководства по отношению к проблемам внутреннего контроля.
Например, если рекомендации предыдущей ревизии по улучшению ряда важнейших участков системы внутреннего контроля были полностью проигнорированы без какой-либо на то причины, то ревизор может заключить, что руководство не придает должного внимания важности использования системы внутреннего контроля.
От руководителей организации, принимающих конкретные решения, зависит:
создание организационной структуры с четко продуманным
разделением обязанностей, взаимосвязями и процедурами контроля с
учетом квалификации и опыта специалистов;
организация надежного учета финансовых и материальных ресурсов, не допускающего расточительства и хищений;
соблюдение хозяйственного законодательства;
создание специальной контрольной службы в организации
и т.п.
Организационная структура. Для эффективной работы систем управления в целом и систем внутреннего контроля в частности крайне необходим качественный уровень формализации деятельности компании. Причем чем больше компания и сложнее ее организационная структура, тем существеннее влияние данного фактора на результаты ее деятельности.
Формализация деятельности компании начинается с утверждения ее организационной структуры. На практике при разработке организационной структуры руководители компаний сталкиваются с многочисленными проблемами и откладывают принятие решений по данному вопросу на неопределенный срок, в том числе из-за необходимости поиска компромисса между решением, выработанным на основе накопленного схожими компаниями опыта формирования организационных структур, и решением, продиктованным стремлением удовлетворить амбиции менеджеров управляющего звена.
Часто бывает, что документ, описывающий структуру, утвержден, однако степень детализации информации в нем недостаточна. Это является серьезным препятствием для эффективного распределения функций между структурными подразделениями. Рассмотрим иллюстрирующий ситуацию условный пример. Допустим, организационная структура некоей компании утверждена лишь на уровне дирекций, при этом в структуре дирекций предполагается наличие департаментов, управлений, отделов, решение о формировании которых принимается генеральным директором по представлению функциональных директоров в рабочем порядке. В реальных условиях документы, принимаемые по такой схеме, будут отражать в некоторой степени субъективную позицию функциональных директоров, не сбалансированную с интересами других подразделений и компании в целом, что наверняка спровоцирует такие проблемы, как дублирование и пропуски в выполнении службами определенных функций, невозможность возложения ответственности за результат работы на конкретных лиц.
Методы распределения ответственности и обязанностей должны быть отражены во внутренних документах высшего звена руководства. Необходимо иметь должностные инструкции сотрудников, организационные и хозяйственные планы, кодекс поведения.
Методы планирования управленческого контроля. Методы управленческого контроля — это эффективная система, включающая периодические отчеты о результатах деятельности в соответствии с планом. Организация, способная определить значительные расхождения между фактическими результатами деятельности и плановыми показателями и принимающая необходимые меры по их исправлению на соответствующем уровне управления, обладает эффективными методами контроля.
Функция внутреннего аудита. Как крупные, так и средние организации могут создать отдел внутреннего аудита для анализа эффективности других служб контроля. Для обеспечения эффективности работы этого отдела необходимо, чтобы сотрудники были независимы как от функциональных подразделений, так и от бухгалтерии организации. Они должны быть подотчетны высшему руководству, например совету директоров или ревизионной комиссии.
Внешние контролеры могут использовать результаты работы внутренних контролеров организации при наличии уверенности в компетентности и добросовестности последних.
Влияние регламентации деятельности компании на качество контроля. Следующей составной частью среды контроля являются документы, регламентирующие деятельность подразделений компании и отдельных специалистов, а именно положения, регламенты и инструкции. Как правило, в компаниях часть регламентов оказывается неразработанной или неутвержденной, отсутствует единообразие в стандартах изложения информации, не взаимоувязаны между собой регламенты, качество информации в регламентах оставляет желать лучшего. Хочется отметить, что перечисленные недостатки в регламентации деятельности наиболее характерны для верхних уровней управления холдингами. На производственных предприятиях и в торговых домах культура документооборота обычно гораздо выше.
Другая проблема - отсутствие регламентации процедур внесения изменений в бизнес-план, что сопряжено со значительными рисками финансовых потерь для компании.
Регламентация контрольных процедур в холдинге чаще всего ограничивается описанием функционирования органов внутреннего контроля компании, а также процедур по сбору информации с целью составления отчетности, т. е. процедур так называемого запаздывающего (последующего, заключительного) контроля. Описание процедур опережающего (превентивного) контроля, включающего сбор оперативной информации по контрольным точкам, анализ ее, принятие на ее основе решений, как правило, отсутствуют.
Нередко в компаниях слабо регламентированы процедуры хранения информации, внесения изменений в информационные базы, допуска к документам и уничтожения документов (версий документов) на бумажных и электронных носителях. Подобная небрежность приводит к крайне негативным последствиям.
Кадровая политика. Необходимо, чтобы персонал был компетентен и надежен. Это позволит обеспечить эффективную работу системы контроля. Контролеру следует провести проверку процедур отбора, найма и продвижения кадров, методов оценки работы, оплаты труда, обучения и подготовки сотрудников.
Внешние факторы. Существуют внешние процессы, заставляющие руководство внедрять более эффективную систему контроля. Это, например, обязанность представлять в определенные сроки и в установленном объеме бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность, а также контроль за деятельностью организаций со стороны налоговой службы и других контролирующих организаций.
Ответственность за разработку и внедрение системы внутреннего контроля несет руководство экономического субъекта. Задача же контролера заключается в объективности оценки системы внутреннего контроля с точки зрения надежности, качества, степени доверия и определения риска.
Термин «система бухгалтерского учета» означает упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Контролеру необходимо понимание системы бухгалтерского учета, достаточное, чтобы определить:
а) основные группы и типы операций, осуществляемых аудируемым лицом;
б) способы инициирования таких операций;
в) основные регистры бухгалтерского учета, методы систематизации и хранения первичных документов и счета бухгалтерского учета, используемые при подготовке финансовой (бухгалтерской) либо иной
отчетности;
г) процесс ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности от момента инициирования важных
операций и прочих событий до момента их включения в финансовую
(бухгалтерскую) отчетность.
Средства внутреннего контроля, имеющие отношение к системе бухгалтерского учета, содействуют достижению следующих целей:
а) осуществление операций по общему или специальному разрешению руководства;
б) своевременный учет всех операций и прочих событий в точных
суммах, на надлежащих счетах и в должные отчетные периоды с тем,
чтобы сделать возможной подготовку финансовой (бухгалтерской) от
четности в соответствии с установленным порядком;
в) возможность доступа к активам и записям только по разрешению руководства;
г) регулярное сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, и принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений.
Средства контроля (т.е. конкретные действия и мероприятия) вытекают из разработанной руководством политики организации и служат для ее реального воплощения.
Средства контроля должны обеспечивать достижение следующих целей:
достаточное разделение обязанностей;
авторизация (разрешенность) операций;
правильное документирование операций и их учет;
обеспечение сохранности активов и бухгалтерских записей;
независимые проверки деятельности.
Достаточное разделение обязанностей. При рассмотрении данной цели обращаем внимание на три важных для контролера положения, которые помогают предотвратить умышленные и случайные ошибки.
1. Разделение функций управления и учета активов. Сотрудники,
которые временно или постоянно работают с активами организации,
не должны вести их учет. Если обе эти функции выполняются одним и
тем же лицом, имеется большой риск, что активы будут использованы
в собственных интересах, а данные учета – искажены. Например, если кассир отвечает за сохранность полученных денежных средств и их учет, то существует риск того, что полученные суммы не найдут отражения на счетах реализации.
Если сотрудник отвечает одновременно за выплату наличных сумм и отражение этой операции на счетах учета кредиторской задолженности, то создается потенциальный риск хищений.
2. Отделение функций авторизации операций от функции управления активами. Желательно, чтобы сотрудники, которые выдают раз
решения на совершение операций, не имели бы контроля над активами, задействованными в этих операциях.
Например, одно и то же лицо не должно осуществлять оплату счетов поставщиков и подписывать переводной вексель на оплату счета, так как возникает риск неправильного отражения активов.
3. Разделение хозяйственных и бухгалтерских обязанностей. В от
делах организации, где ведется внутренний учет и подготавливается
бухгалтерская отчетность, может возникнуть стремление скорректировать результаты для улучшения показателей отчетности. Для того
чтобы этого не произошло, функция ведения бухгалтерского учета,
как правило, возлагается на самостоятельный отдел, руководимый
главным бухгалтером.
Рекомендуется разделять основные функции, связанные с электронной обработкой данных (ЭОД), на следующие группы: анализ систем, программирование, операторы компьютеров, хранение данных, группы контроля. Порядок разделения функций зависит от размера фирмы.
Авторизация операций. Каждая операция должна быть надлежащим образом авторизована. В этом случае процедуры контроля могут быть оценены как достаточные. Получение общих разрешений позволяет руководству установить единую процедуру для персонала организации по приобретению и расходованию активов. Примерами могут служить использование прейскурантов (прайс-листов) единых продажных цен для реализуемой продукции; установление срока, на который выдаются авансы на хозяйственные расходы; минимальный остаток сырья и материалов для разрешения дополнительного заказа на закупку. При этом должно быть получено разрешение не только от представителя функционального подразделения, но и бухгалтерии. Сотрудник или группа, выдающие специальные или общие разрешения, должны занимать должность, соответствующую характеру и важности операций. Правила выдачи разрешений по таким операциям должны быть установлены высшим руководством организации.
Правильное документирование операций и их учет. В документах и бухгалтерских регистрах фиксируется информация об операциях и подводятся итоги. Данная категория средств контроля оценивается контролером с точки зрения обеспечения полноты, своевременности документального оформления и отражения в учете совершенных операций.
При ведении бухгалтерского учета на компьютере многие документы и записи хранятся в форме файлов и распечатываются только в информационных целях.
Документы выполняют функцию передачи информации как в пределах организации, так и между различными организациями. Документы должны быть: последовательно пронумерованы; оформлены в момент или непосредственно после совершения операции; доступны для понимания.
Вышеизложенное может быть достигнуто путем использования в самом документе некоторых элементов системы контроля. Например, документ может включать указания по его использованию, места проставления подписей, авторизации, специальное место для порядкового номера и т.д.
Обеспечение сохранности активов и бухгалтерских записей. Наиболее эффективные методы защиты активов и записей – это физические меры контроля. Например, использование специальных помещений для хранения товарно-материальных ценностей с целью предохранения их от порчи. Компетентный сотрудник может минимизировать потери от порчи ценностей. Эффективными средствами защиты денежных средств и ценных бумаг служат несгораемые сейфы.
Существуют три метода контроля за сохранностью оборудования электронной обработки данных, программ и файлов с данными:
• меры физического контроля для защиты компьютерного оборудования – например, специальные замки на терминалах, дверях, наличие достаточного количества помещений для хранения, а также
систем противопожарной безопасности;
• кодирование в целях исключения доступа посторонних лиц к
. компьютерным системам, программам и файлам;
• создание запасных копий, которые позволяют организации избежать потери данных в результате порчи оборудования, программ
и т.д.
Независимая проверка деятельности. Необходимость независимой оценки возникает, когда структура внутреннего контроля становится менее эффективной из-за отсутствия механизма ее периодического анализа. Сотрудники могут забывать, не выполнять предписания или допускать халатность при отсутствии контроля за их действиями. Регулярный анализ системы является необходимым, однако изменения в систему могут быть внесены лишь после проведения оценки их эффективности.
Практическое задание
Задание 1. Ревизором КРУ Беляевой В.С. в присутствии главного бухгалтера ООО «Торговый ряд» Васильченко О.Е. и кассира Поляковой О.П., 10.04. 200х г. произведена внезапная проверка наличия денег в центральной кассе и проверка кассовых операций.
Для определения выручки текущего дня ревизором сняты показания счетчика ККА на момент инвентаризации - 5788358.00, на начало рабочего дня – 5595650.00.
По данным отчета кассира остаток на начало дня составил 2850 руб.
При пересчете денег в результате инвентаризации кассы их оказалось в сумме 719 руб.
К отчету кассира приложены следующие документы:
Приходный кассовый ордер №122 от 08.04. 200х г. на сумму 12 000 руб. –
Выручка за реализацию с лотков
Приходный кассовый ордер №126 от 10.04. 200х г. на сумму 58 руб. – возврат неиспользованных подотчетных сумм Семеновым К.К.
Приходный кассовый ордер №127 от 10.04. 200х г. на сумму 1220 руб. – выручка за реализацию с лотков
Расходный кассовый ордер №167 от 10.04. 200х г. - на сумму выданной заработной платы лоточникам Гавриловой А.В. (450 руб.) и Алексеевой Е.Е. (470 руб.). Ревизором затребованы трудовые соглашения, однако предоставлены они не были
Расписка о взятии под отчет от 10.04.200х г.500 рублей продавцом отдела №1 Зайцевой В.В.
Расходный кассовый ордер №168 от 10.04. 200х г. - на сумму выданной ранее депонированной заработной платы бывшему сотруднику Волкову В.К. (760 руб.). В ордере указаны фамилия, имя, отчество доверенного лица. Однако, к сопроводительных документов к расходному ордеру не приложено.
Требуется
На основе приведенных данных составьте отчет кассира за 10.04.200х г.
Составьте ведомость нарушений по приведенной форме
№ | документ | В чем состоит нарушение | сумма | Должность, Ф.И.О. лица, виновного в нарушении | |||||
Наименование | № | дата | В приход кассы | В расход кассы | |||||
Фактически по документу | Может быть принята | Фактически по документу | Может быть принята | ||||||
ИТОГО: |
Касса за « | » | г. Лист |
Номер доку- | От кого получено или кому выдано | Номер корреспонди- | Приход, | Расход, | Линия отреза | Номер доку- | От кого получено или кому выдано | Номер корреспонди- | Приход, | Расход, | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||
Остаток на начало дня | Х | |||||||||||||||||
Итого за день | ||||||||||||||||||
Остаток на конец дня | Х | |||||||||||||||||
в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии | Х | |||||||||||||||||
Кассир | ||||||||||||||||||
подпись | расшифровка подписи | |||||||||||||||||
Записи в кассовой книге проверил и документы в количестве | ||||||||||||||||||
приходных и | ||||||||||||||||||
прописью | ||||||||||||||||||
расходных | ||||||||||||||||||
прописью | ||||||||||||||||||
получил. | ||||||||||||||||||
Перенос | Бухгалтер | |||||||||||||||||
подпись | расшифровка подписи |
№ | документ | В чем состоит нарушение | сумма | Должность, Ф.И.О. лица, виновного в нарушении | |||||
Наименование | № | дата | В приход кассы | В расход кассы | |||||
Фактически по документу | Может быть принята | Фактически по документу | Может быть принята | ||||||
ИТОГО: |
Богомолов А.М. Голощапов Н.А. Внутренний аудит: Организация и методика проведения: Методическое пособие. – М.: Экзамен,2003. –192 с.
Маренков Н.Л. Контроль и ревизия. – М.: Изд-во «Феникс», 2004. – 416 с.
Мельник М. В., Пантелеев А. С., Звездин А. Л. Ревизия и контроль. – М.: КноРус, 2009. – 640 с.
Пупко Г.М. Ревизия и аудит. - Учеб. пособие. – Минск: БГЭУ, 2003. – 304 с.
30
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |