ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций управления любого предприятия. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.
Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. И в отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудит не только оценивает достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.
Динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторов особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, применять эффективную методику аудиторской проверки.
Это возможно при условии подготовки и внедрения в практику работы аудиторских организаций внутренних стандартов аудита и рациональных методов контроля качества аудита.
Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Аудитор должен найти ошибки и определить неточности в ведении учета и отчетности на предприятии, установить причины их допущения и принять меры по их исправлению.
Порядок проведения аудиторских проверок в значительной мере зависит от степени осведомленности аудитора о деятельности проверяемого предприятия, руководстве предприятия, уровне организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии.
Основными задачами аудиторской проверки в данной дипломной работе является:
1. Сбор информации о проверяемом предприятии и общее изучение его деятельности;
2. Составление общего плана и программы аудиторской проверки;
3. Проведение выборочного аудита финансово-хозяйственной деятельности на предприятии с предоставлением отчета по результатам аудиторской проверки;
4. Составление аудиторского заключения об итогах аудиторской проверки, рекомендаций об устранении обнаруженных в ходе проверки недостатков и нарушений.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Объектом исследования является ООО «ХХХ» Филиал в ХХХ области.
Предмет исследования – результаты аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО «ХХХ» Филиал в ХХХ области.
Информационно-методологической основой работы послужили работы таких авторов, как: Подольский В. И., Кондраков Н. П., Гетьман В. Г., Пипко В. А., Суглобов А. Е., Жарылгасова Б. Т., Богатая И. Н. и другие, а также нормативно-правовая база по вопросам организации аудита финансово-хозяйственной деятельности:
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. № 119-ФЗ;
- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. № 696;
- Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ;
- Внутрифирменные стандарты, инструкции и методики аудиторской деятельности ООО «Аудиторский центр «ХХХ».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита
Цель аудита
организации бухгалтерского учета и учетной политики организации – установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности организации.
Источники информации
для проверки: Положение об учетной политике организации, Положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документооборота, рабочий план счетов, Положение об инвентаризациях, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, результаты анкетирования сотрудников бухгалтерии.
Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:
установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям функционирования организации и управления предприятием;
охарактеризовать системы документации и документооборота;
дать оценку учетной политики организации и проверить порядок ее соблюдения.
В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала, проводят анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использование компьютерных технологий.
Особое внимание уделяется аудиторами проверке наличия и соблюдения должностных инструкций, так как именно они определяют разделение обязанностей и ответственности между работниками бухгалтерии. В них должны быть предусмотрены: порядок назначения на должность, подчиненность, нормативные акты, регламентирующие его деятельность; квалификационные требования; состав работ, соответствующий данной должности; перечень обязанностей работника; права работника, необходимые для выполнения возложенных на него обязательств; функции, за выполнение которых работник несет ответственность.
Следует проверить, имеется ли в данной организации распределение обязанностей по выполнению учетных работ между работниками бухгалтерской службы и другими работниками, ответственными за правильность оформления и своевременность представления необходимой информации.
На эффективность постановки системы бухгалтерского учета, а также системы управления организации в целом, значительное влияние оказывает организация первичного учета. Поэтому аудитору необходимо проверить, соблюдаются ли в данной организации необходимые требования оформления первичных документов, содержатся ли в них обязательные реквизиты. В связи с этим в бухгалтерии организации должны быть перечень и образцы документов с указанием порядка их заполнения, а также нормативные, инструктивные и справочные материалы для работы бухгалтеров.
Аудитор должен установить, насколько обоснованно разработан и четко выполняется график документооборота в данной организации. Это также позволяет ему в какой-то мере оценить систему учета и внутрихозяйственного контроля. Так как график документооборота является важнейшим организационным документом, обеспечивающим функционирование всей системы бухгалтерского учета.
Указанные выше документы внутренней регламентации, являются также элементом учетной политики организации. Поэтому далее аудитор должен установить обоснованность выбора и оптимизации учетной политики организации, соблюдение выбранных предприятием организационных, методических и технических аспектов учетной политики в течение календарного года, таких как:
-варианты погашения стоимости основных средств и нематериальных активов;
-варианты оценки производственных запасов, незавершенного производства, товаров и готовой продукции;
-варианты отражения на счетах операций по заготовлению и приобретению товарно-материальных ценностей;
-варианты учета затрат на производство продукции (работ, услуг), распределения косвенных расходов между объектами учета затрат и калькуляции;
-методы производственного и варианты сводного учета затрат на производство продукции (работ, услуг);
-правила учета процесса реализации и варианты определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
-порядок признания, учета и распределения (использования) прибыли;
-порядок учета и оценки кредитов банков и займов других организаций;
-формы бухгалтерского учета;
-порядок организации и проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
-порядок оформления и представления внутрипроизводственной отчетности;
-система внутрихозяйственного контроля организации.
Типичные ошибки
при проверке организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита:
отсутствие приказа по учетной политике организации;
неотражение отдельных аспектов учетной политики организации (технический, организационный, методологический аспекты);
отсутствие в учетной политике отдельных положений, регламентирующих организацию системы бухгалтерского учета;
ошибки в определении налогов и ставок;
совершение хозяйственных операций и наличие бухгалтерских записей, противоречащих законодательным, другим нормативным документам, регулирующим деятельность организации;
некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;
приказ об утверждении или изменении учетной политики на текущий год датирован январем текущего года;
выделенные на отдельные балансы обособленные подразделения организации не придерживаются учетной политики организации;
в составе учетной политики организации отсутствуют обязательные элементы;
нарушение основных принципов и допущений, закрепленных в ПБУ 1/98;
учетная политика не раскрывается для внешних пользователей бухгалтерской информации;
несоответствие применяемых корреспонденций счетов, методик и т.д. основным элементам учетной политике, закрепленной в соответствующем приказе.
1.2. Проверка основных средств
Целью аудита данного раздела учета является составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации об основных средствах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней, а также установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами действующим в РФ нормативным документам.
Для достижения цели аудита следует решить следующие задачи:
изучение условий хранения и эксплуатации основных средств, их состава и структуры;
подтверждение правильности оформления и отражения в учете операций с основными средствами;
подтверждение расчетов начисленной амортизации по основным средствам и достоверности отражения ее в учете;
установление объемов, выполненных ремонтов основных средств, и правомерности отражения ремонтов по их проведению в учете в зависимости от выбранного метода;
подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки основных средств;
оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств.
Источниками информации при осуществлении проверки являются: договоры купли-продажи основных средств, договоры на передачу, получение в аренду основных средств; акт приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1); акт на списание основных средств (ф. № ОС-4); акт на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а); акты ввода в эксплуатацию; накладные, счета-фактуры, инвентарные карточки (ф. № ОС-6); учетные регистры; Главная книга; баланс; отчет о прибылях и убытках; приложение к бухгалтерскому балансу.
В процессе аудита бухгалтерского учета основных средств следует выяснить:
-выполняются ли при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств условия, сформулированные в ПБУ 6/01;
-обеспечивается ли контроль за наличием и сохранностью основных средств;
-использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
-использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
-не предполагается ли организацией последующая перепродажа данных активов;
-способность организации приносить экономические выгоды (доход) в будущем;
-обоснованы ли способы начисления амортизации по вновь поступившим основным средствам;
-правильно ли оформляются операции по движению основных средств;
-соблюдается ли график документооборота по движению основных средств;
-правильно ли отражаются в учете восстановление основных средств — ремонт, модернизация и реконструкция.
Аудиторская проверка учета основных средств планируется на основе общего плана и программы аудита организации.[1]
Оценка основных средств и определение первоначальной стоимости зависит от способа поступления основных средств на предприятие.[2]
Проверка условий хранения и эксплуатации основных средств предполагает получение сведений о том, за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. В процессе изучения учетных данных аудитор устанавливает наличие объектов основных средств по отдельным классификационным группам[3]
и местам размещения. Выясняя правильность организации аналитического учета основных средств, следует обратить внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, на сроки поступления и оприходования основных средств. Эти данные сопоставляются с записями по счету 01 и информацией инвентарных карточек. При расхождении данных аналитического и синтетического учета определяются их причины, виновные лица и экономические последствия.
Важным этапом проверки является проверка операций по движению основных средств. Поступление объектов основных средств должно быть проверено с точки зрения законности, целесообразности и правильности отражения в учете.
Если организация приобретала основные средства за плату, аудитор должен проверить правильность отражения НДС на счетах бухгалтерского учета или его включения в первоначальную стоимость объекта в случаях, когда организация не является плательщиком НДС.
Особое внимание аудитор должен обратить на операции приобретения организацией основных средств у физических лиц. Такие операции оформляются договором купли-продажи, составленным в письменной форме с указанием паспортных данных продавца. При проверке выбытия основных средств необходимо выяснить, правильно ли начислены и уплачены налоги на добавленную стоимость и на прибыль. При передаче основных средств по договору дарения плательщиком НДС является сторона, передающая основные средства. При проверке операций по реализации основных средств и их передаче по договору дарения аудитору необходимо обратить внимание на правильность составления счетов-фактур и их регистрацию в книге продаж.
Если у предприятия имеются объекты основных средств, взятые в аренду, то аудиторам требуется выяснить правильность начисления, перечисления и отражения в учете арендной платы за арендуемое имущество. Для этого изучаются договоры аренды и данные учетных регистров по счетам 20, 26, 51, 76, 84 и др. Если предприятие сдает в аренду объекты основных средств, то аудиторам необходимо на основе анализа заключенных договоров, расчетно-платежных документов выяснить целесообразность и законность таких операций, своевременность поступления арендных платежей, правильность их регистрации в учете и налогообложения.
Особому контролю со стороны аудиторов подлежат операции по выбытию основных средств. Эти операции целесообразно подвергнуть сплошной проверке путем изучения первичных документов (актов списания, актов приемки-передачи, накладных, счетов-фактур и др.) и регистров аналитического и синтетического учета (инвентарных карточек, ведомостей, машинограмм и др.).
В процессе подтверждения достоверности проводимой инвентаризации аудитор оценивает учетную политику на предмет обоснования сроков и порядка проведения инвентаризации основных средств. Изучаются предоставленные инвентаризационные описи и сличительные ведомости, протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, решения руководства организации по итогам проведения инвентаризации. С помощью процедуры прослеживания проводится проверка соответствия: показателей форм бухгалтерской отчетности по основным средствам; показателей отчетности и Главной книги; показателей Главной книги и регистров синтетического и аналитического учета.
В процессе проведения аудита амортизационных отчислений аудитор осуществляет проверку правильности начисления амортизации по отдельным объектам основных средств и в целом расчет за отчетный период.
Проверяя начисление амортизации, аудитору следует учитывать, что амортизация не начисляется по:
-объектам жилищного фонда;
-объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам;
-продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям;
-многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.
По указанным объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
Не менее важным является проверка правильности учета затрат на ремонт основных средств. При этом аудитор должен установить наличие планов и смет на ремонты, акта сдачи-приемки основных средств, договоров подряда, актов технологического осмотра зданий и сооружений, правомерности и своевременности составления этих документов и соблюдение норм расхода материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабочих.
Выбранный вариант учета затрат на ремонт основных средств должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия. Аудитору следует убедиться, в том, что затраты на ремонт основных средств производственного назначения отнесены на себестоимость, а непроизводственного назначения — за счет чистой прибыли.
В процессе аудиторской проверки возникают следующие типичные ошибки:
несвоевременное оприходование основных средств;
неправильное определение первоначальной стоимости объектов основных средств, что приводит к завышению (занижению) амортизационных отчислений и искажению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на имущество;
реконструкция (модернизация) основных средств отражена в качестве их ремонта;
некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по поступлению и выбытию основных средств;
неправильное исчисление налогооблагаемой прибыли при реализации объектов основных средств;
формальное проведение инвентаризаций основных средств;
переоценка объектов основных средств без наличия документов, подтверждающих реальность рыночных цен;
неначисление амортизации в случае получения организацией убытка, приводящее к искажению финансового результата организации;
начисление амортизации один раз в квартал;
неточности в определении сроков начала и окончания начисления амортизационных отчислений;
несоответствие договора на капитальный ремонт основных средств и первичных документов;
не соблюдение порядка документирования хозяйственных операций с основными средствами;
амортизация непроизводственной сферы учитывается на счете 20 «Основное производство»;
нарушение порядка оформления имущества, подлежащего переводу на консервацию;
неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации объектов основных средств;
организация материальной ответственности лишь в отношении собственных основных средств;
неудержание налога на доходы физических лиц при покупке основных средств у физических лиц;
неотражение в учете источника финансирования вложений в основные средства;
неправомерное ускоренное начисление амортизации основных средств.
1.3. Проверка материально-производственных запасов
Цель
аудиторской проверки
учета производственных запасов состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, в установлении правильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели аудитор должен решить следующие задачи:
-изучить положения учетной политики по направлениям данного участка проверки;
-изучить состав МПЗ;
-реальность наличия и существования МПЗ;
-ознакомиться с условиями их хранения;
-подтвердить правильность оценки МПЗ;
-изучить порядок отражения в учете операций по поступлению, использованию и реализации МПЗ;
-оценить качество проводимых инвентаризаций МПЗ.
Источники информации:Положение об учетной политике предприятия; договоры поставки; номенклатура-ценник; книга покупок; книга продаж; договоры с материально-ответственными лицами; первичные документы по движению МПЗ: накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, доверенности; приходные ордера, акты о приемке материалов, требования-накладные на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, лимитно-заборные карты, накладные на отпуск материалов на сторону, карточки складского учета материалов, инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей; учетные регистры; Главная книга, бухгалтерский баланс (ф. № 1), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).
Проверке предшествует составление общего плана и программы аудита учета материально-производственных запасов.[4]
Проверка сохранности и использования товарно-материальных ценностей на предприятии начинается с ознакомления с работой материального отдела бухгалтерии.
Аудитору следует убедиться в наличии оформленных договоров с материально-ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и порядке проведения инвентаризаций.
Сохранность сырья и материалов зависит от условий хранения. Поэтому на следующем этапе аудитор проводит проверку состояния складского хозяйства на предприятии.
Аудитор определяет в результате каких операций материально-производственные ресурсы поступают на предприятие и осуществляется их расход.
При наличии неотфактурованных поставок аудитор должен проверить: соблюдение порядка составления приемных актов; правильность и полноту оприходования ценностей, поступивших без документов; правильность установления цен; правильность корректировок при поступлении встречных документов поставщика.
Проверяя организацию бухгалтерского учета материальных ресурсов на предприятии, аудитор на основе изучения и сопоставления данных первичных расчетно-платежных документов и учетных регистров устанавливает:
-полноту оприходования производственных запасов;
-правильность классификации и оценки;
-обоснованность списания в расход.
Определяется, все ли необходимые реквизиты указаны в документации, правильно ли выполнены арифметические расчеты, соответствуют ли действующему законодательству хозяйственные операции.
Аудитору следует убедиться в соблюдении принятого на предприятии варианта учета (с использованием счета 15, 16 или без их использования), закрепленного в учетной политике.
Обязательному контролю подлежит обоснованность применения налоговых вычетов по НДС по приобретенным материальным ценностям.
Обоснованность списания материальных ресурсов в расход выясняется по данным соответствующих первичных документов (накладных, требований на отпуск, лимитно-заборных карт и др.). Аудитору необходимо установить правильность оценки материальных ресурсов по таким операциям. Оценка должна производиться в соответствии с методом, закрепленным в учетной политике предприятия (ФИФО, метод себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости).[5]
Допускается применение одного из методов по конкретному наименованию запасов в течение отчетного года.
Правильность применяемых схем корреспонденции счетов по списанию МПЗ со склада устанавливается аудитором, как правило, выборочно путем контроля записей в учетных регистрах по счетам 20, 25, 26, 44 и др. и сопоставления их с данными первичных расходных документов.
Типичные ошибки:
не заключены договоры о материальной ответственности с материально-ответственными лицами;
неправильно оформляются документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей;
неправильная оценка приобретенных материально-производственных запасов;
не ведется аналитический учет движения МПЗ в бухгалтерии;
неправильное исчисление фактической себестоимости заготовления материалов;
необоснованно изменена балансовая оценка материально-производственных запасов;
списание в расход не принятых к учету материальных ценностей (не оформленных приходными документами);
отсутствие норм расхода материалов или их несоблюдение;
несоблюдение в учетной политике варианта учета материальных ценностей;
нерегулярно проводится сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия, не проводится ежегодная инвентаризация МПЗ;
на складах хранится большое количество неиспользуемых МПЗ;
неправильно производится списание ТМЦ по направлениям затрат;
подарки, приобретенные для поощрения сотрудников, принимаются к учету в качестве товаров.
1.4. Аудит учета дебиторской и кредиторской задолженности
Целью
аудиторской проверки является установление соответствия применяемой в организации (на основе приказа по учетной политике) методики учета и налогообложения операций по расчетам и обязательствам.
Аудиту подвергаются расчеты с банками, бюджетом, поставщиками и покупателями, подотчетными лицами, персоналом, другими дебиторами и кредиторами. При этом выявляются ошибки, нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
В ходе проверки объектами аудита операций дебиторской и кредиторской задолженности являются:
Таблица 1
Объекты аудита дебиторской и кредиторской задолженности
Показатели | Формы отчетности | Номера регистров | Основания заполнения |
сч. 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками | Баланс | Главная книга, ж/о №6 | Договоры, акты, платежные документы, выписки банка |
сч. 62 Расчеты с покупателями и заказчиками | Баланс | Главная книга, аналитические данные к ж/о №11, ведомость 15, 16, 16а, справки бухгалтерии | Счета-фактуры, акты, договоры, платежные документы |
сч. 71 Расчеты с подотчетными лицами | Баланс | Главная книга, ж/о№7 | Отчеты кассира, авансовые отчеты, выписки банка, приказы |
сч. 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами и др. | Баланс | Главная книга, ж/о №8, ведомости по аналитическим счетам, реестры, справки-расчеты | Договоры, акты, платежные документы по кассе и банку, приказы |
Перед аудитором стоят задачи
:
проверка правильности документального оформления операций по расчетам;
оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов;
оценка полноты и правильности отражения расчетов с дебиторами и кредиторами в учетных регистрах и отчетности;
проверка соблюдения законодательства по операциям дебиторской и кредиторской задолженности.
Для получения полной версии данной работы пишите на почту
diplom
_1@
list
.
ru
Цена – 1500 руб. Наш сайт
http
://
www
.
diplom
.
krsk
.
info
[1]
Приложение 1
[2]
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н
[3]
Постановление Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002г. №1
[4]
Приложение 2
[5]
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44н
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |