Проектирование работ топографо-геодезических и расчёт сметной стоимости на объекте. Крупский район Минской облости Содержание 1. Общие сведения…1. Характеристика области и района… 2. Техника безопасности на объекте… 2. Характеристика объекта… …3. Топографо – геодезическая изученность объекта… 4. Проектирование работ… 4.1 Триангуляция… 4.2 Полигонометрия… 18 4.3
Теодлитные хода… ….4.4 Составление проекта… 5. Проект организации работ на объекте…6. Технико-экономические расчёты и сметы на производство работ… 6.1 Ведомость объёма работ по триангуляции, полигонометрии, теодолитных ходах… …6.2 Ведомость объёма камеральных работ….6.3 Смета№1. Расчёт затрат по содержанию бригад-исполнителей…….27 6.4
Смета№2 Расчёт стоимости материалов… 6.4 Смета№3 Расход организационно-ликвидационных мероприятий…7. Литература… 8.Корректурный лист….31 Приложение 1 Приложение 1.Общие сведения. Экономика – это совокупность производственных отношений, определённых общественной формацией; это экономический базис общества.
Экономика Республики Беларусь в настоящее время находится в стадии структурной перестройки, затрачивающей отраслевые изменения в народном хозяйстве. Предусматривается дальнейший курс на реструктуризацию предприятий, предлагающую получение финансов, изменение организаций и технической адаптации объектов к условиям рыночной экономики. Конечная цель этих изменений – повышение эффективности производства. Внимание государственных и местных органов власти привлечено к таким проблемам, как приватизация, дисциплина
и порядок. Повышается внимание к уровню и качеству работы всех организационных, управленческих подразделений, что способствует стабилизации экономики Республики Беларусь. Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций
и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи. Перспективным планом развития топографического и геодезического производства поставлена задача более полного изучения территории страны в топографо-геодезическом и
картографическом отношении, с целью развития производственных сил страны при экономном расходовании средств, сил и времени. Экономика организации и управления в топографо-геодезическом производстве претерпевает существенные изменения, направленные на изменение хозяйственного механизма, повышение его эффективности и качества, достижение конечных результатов с минимальными затратами. Значит, усиливаются хозрасчётные отношения в низовых подразделениях, бригадах, партиях; совершенствуются
организационные формы труда, материальное стимулирование ставится в полную зависимость от результатов работы коллективов и личного вкладов работника, качества продукции. Основными путями ускорения научно-технического процесса является развитие науки, внедрение изобретений, обновление продукции, внедрение новой техники и технологии, повышение эффективности новой техники, использование человеческих факторов, совершенствование систем управления.
1.1 Характеристика области и района. Минская область образована 15 января 1938 г. Она включает в себя 22 района: Березинский, Борисовский, Вилейский, Воложинский, Дзержинский Клецкий, Копыльский, Крупский, Логойский, Любанский, Минский, Молодечненский, Мядельский, Несвижский, Пуховичский, Слуцкий, Смолевичский,
Солигорский, Стародорожский, Столбцовский, Узденский, Червенский, 24 города, 19 поселков городского типа. Административный центр области – город Минск столица Республики Беларусь. Крупнейшие города Минской области – Минск, Борисов, Солигорск, Молодечно, Слуцк, Жодино,
Вилейка, Дзержинск. Минская область расположена в центральной части территории Республики Беларусь. Наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, а с востока на запад – 240 километров. Территория области, включая город Минск, составляет 40,8 тыс. кв. км (около 20% территории Беларуси), здесь проживает 15,3% населения страны. На востоке Минская область граничит с Могилевской, на севере – с
Витебской, на западе – с Гродненской, на юго-западе – с Брестской, на юге – с Гомельской областями. Область, единственная в Беларуси, не граничит с другими государствами, но благодаря тому, что по ее территории проходят важнейшие транспортные коридоры, здесь имеются хорошие возможности для осуществления выгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время – это одна из наиболее экономических развитых
областей Беларуси. Чрезвычайно выгодное географическое положение, наличие природно-ресурсного потенциала – определяющие факторы социально-экономического развития области. Рельеф области разнообразный: возвышенности чередуются с равнинами и низинами, 36 % территории занимают леса, наибольшая лесистость (до 45-50%) в восточной части области. Болота (преимущественно низинные) занимают 14% территории
Минщины. По территории области проходит водораздел между реками бассейнов Балтийского и Черного морей: Днепром, Неманом и частично Западной Двиной. Наибольшие реки – Березина, Неман, Вилия, Гайна, Свислочь, Птичь, Случь, Лань. По Вилейско-Минской водной системе (создана в 1968-76 годах) вода
Вилии перебрасывается в Свислочь для улучшения водообеспечения Минска. Озера преимущественно ледникового происхождения, большинство из них расположены на севере области. Наибольшие из них Нарочь, Свир, Мядель, Селява, Мястро, Вишневское, Палик, Баторин. Водохранилища Вилейское, Заславское, Краснослободское, Солигорское, Любаньское и другие.
В границах области часть Березинского биосферного заповедника, Купаловский мемориальный заповедник «Вязынка». Климат умеренно-континентальный. Средние температуры: январь – -6,8° С, июль – + 17,5° С. Вегетативный период 186-195 суток. На территории области разведаны и осваиваются полезные ископаемые. Важнейшими из них являются калийные и каменные соли, а также торф, строительные материалы, сапропели,
мел, горючие сланцы, железные руды, минеральные воды и другие. Крупский район— административная единица на северо-востоке Минской области Белоруссии. Район образован 17 июля 1924 г.Площадь 2138 км² (5-е место среди районов). Район граничит с Борисовским и Березинским районами
Минской области, Лепельским, Чашницким и Толочинским районами Витебской области, Круглянским и Белыничским районами Могилевской области. Административное устройство Крупского района: 1.Административный центр: Крупки. 2.Поселковые советы: Бобрский, Крупский, Холопеничский. 3.Поселки городского типа:
Бобр, Холопеничи. 4.Сельские советы: Выдрицкий, Денисовичский, Докудовский, Игрушковский, Крупский, Начский, Обчугский, Октябрьский, Ухвальский, Хотюховский, Яновщинский. Район расположен преимущественно в пределах Центральноберезинской равнины, северо-восточная часть — Оршанской возвышенности. Преобладают высоты 160— 180 м, максимальная — 225 м (к северо-западу от д.
Хотюхово). Средняя температура января -7,4 °С, июля 17,9 °С. Выпадает 685 мм осадков в год. Вегетационный период 187 сут. Река Бобр с притоками Нача, Еленка, Можа. Озёра: Селява, Худовец, Обида и др. Леса занимают 42% площади района (сосновые, еловые, берёзовые), болота 3,1%. Заказники респ. значения: ландшафтный — Селява (часть); биологические —
Денисовичский, Черневичский. Охотничьи угодья расположены в пределах Крупского охотхозяйства БООР и Крупского лесоохотничьего хозяйства. Население района на 1 января 2005 г. составляло 29530 человек, в том числе в городских условиях проживали 11122 человека. Всего насчитывается 231 населенный пункт, в том числе 1 город и 2 поселка городского типа. Промышленность района представлена 6 предприятиями разной формы собственности:
ОАО «Холопеничский МСЗ», ООО «Амкодор-Можа», ОАО «Крупский плодоовощной завод», ОАО «Ленок», ПРУТП «Туршовка», ПКУП «Крупский деревообрабатывающий комбинат». Молочно-мясное скотоводство, свиноводство. Посевы зерновых и кормовых культур, картофеля, льна. Предприятия топливной, пищевой, строительных материалов промышленности. По терр. района проходят железная и автомобильная дороги
Брест—Москва, автодорога Чашники—Бобр—Березино. В промышленности среднесписочная численность промышленно-производственного персонала по состоянию на 01.01.08г. составила 925 человек. Турбазы (возле деревень Нача и Колодница), 2 дома охотника (к северу от д. Ухвала на берегу р. Можа и возле ст. Крупки). Зоны отдыха местного значения Нача и Селява. Достопримечательности: озеро Селява, городской парк, бывшая панская усадьба в стиле модерн.
В начале ХХ в. усадьба принадлежала Святским. Помещичий дворец в стиле позднего классицизма в д.Язбы (конец ХІХ века)Свято-Богородицкая церковь из дерева в д.Худовцы (1894 год)Свято-Спаса-Преображенская церковь в д.Грицковичи (1850 г.) Сохранились памятники архитектуры: Спасо-Преображенская церковь (1822) в д. Грицковичи, церковь (19 в.) в д.
Колодница, Свято-Успенская церковь (1828) в г.п. Холопеничи, Свято-Рождество-Богородицкая церковь (1894) в д. Худовцы. В г.п. Холопеничи родился бел. краевед и фольклорист А.Е.Богданович (1862-1940), в д. Белое-лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза В.В.Ковалёнок. 1.2
Техника безопасности на объекте. Техника безопасности - это система организационных меро¬приятий и технических средств и приемов работы, обеспечиваю¬щих безопасность условий труда. В нашей стране уделяется большое внимание вопросам ох¬раны труда и техники безопасности. Ежегодно значительные средства выделяются на обеспече¬ние работников топографо-геодезических партий необходимым предохранительным снаряжением техники безопасности, меди¬каментами.
Предохранить себя и товарищей в бригаде от несчастного случая можно, если все полевые геодезические работы будут производиться с соблюдением правил по технике безопасности на топографо-геодезических работах. Со всеми рабочими, принятыми в изыскательскую партию, руководитель работ производит вводный инструктаж об усло¬виях работы, правилах внутреннего распорядка, правилах тех¬ники безопасности. Кроме того, он проводит обучение практи¬ческим приемам безопасного ведения всех видов работ непо¬средственно
на рабочем месте. Перед отправлением на полевые работы в малообжитые рай¬оны все инженерно-технические работники и рабочие должны быть обучены приемам по оказанию первой медицинской помощи. Первая помощь при несчастном случае или заболевании, до получения врачебной помощи, оказывается на месте. В слу¬чае тяжелого ранения или заболевания пострадавший должен немедленно быть направлен в лечебное учреждение. Все ра¬ботники полевой бригады должны соблюдать правила санита¬рии и личной гигиены.
Если геодезические работы производятся в районах, изо¬билующих комарами, то следует пользоваться накомарниками, сетками, отпугивающими средствами. Во время сна следует пользоваться пологами. При работах в районах, зараженных клещевым энцефалитом, необходимо обрабатывать стоянки бригады противоклещевыми средствами, применять спецодежду, проводить через каждые два часа работы самоосмотры и взаимные осмотры, немед¬ленно удаляя замеченных клещей. Одежда каждого работаю¬щего в полевой бригаде должна соответствовать
сезону, быть удобной, свободной для работы. Каждая бригада должна быть снабжена бинтом, йодом и походной аптечкой. При несчастных случаях пострадавшему следует оказать первую медицинскую помощь, а при необходимости нужно прибегнуть к помощи врача. Автомобили, предназначенные для перевозки людей, дол¬жны быть технически исправны, накрыты тентом, должны иметь оборудованные скамейки, лесенки для посадки и высадки пас¬сажиров. Руководитель полевой бригады не имеет права допус¬кать к управлению автомашиной водителя, не имеющего
води¬тельских прав, а также водителя, явившегося на работу больным, сильно переутомленным или в нетрезвом состоянии. Число людей в кузове не должно быть больше 16 при грузоподъемности автомобиля в 2 т и при грузоподъемности до 3 т - 20 человек. Во время передвижения пассажирам за¬прещается садиться на борта, стоять в кузове и на подножках. Скорость движения не должна превышать 50 км/ч, а по доро¬гам неизвестного профиля 20 - 30 км/ч. Ответственность за безопасную перевозку несут руководитель работ и водитель авто¬транспорта.
Водные переправы также представляют большую опасность. При переправе в брод необходимо выбирать наиболее широкий разлив, где наименьшая глубина и скорость течения. Затем производится разведка брода наиболее опытным работником с применением веревки, которой обвязывается вокруг груди одним концом, а другим на берегу. После прохождения брода, проводник закрепляет свой конец на другом берегу, в результате образуются
перила, по которым проходят все остальные рабочие. Последний отвязывает веревку, обвязывается ей и переходит реку в спасательном жилете, как и первый. Через более глубокие и спокойные реки переправляться можно на лодках с наличием спасательных средств. Переправляться вплавь запрещается. Каждая бригада, направляясь на работы в нежилые труднодоступные районы должна быть тщательно обеспечена снаряжением.
На малообжитых лесных дорогах двигаться рекомендуется цепочкой, впереди бригадир и проводник, позади - наиболее опытный работник. При отсутствии видимых дорог и троп, а также других заметных ориентиров необходимо делать затесы на деревьях, а также заломы веток. При переходе через болота надо иметь длинную палку или шест для обследования верхнего покрова и для поддержки в случае про¬вала. При этом шест кладут горизонтально.
Делать резкие дви¬жения не следует. С устойчивого места провалившемуся бросают веревку или протягивают палку с тем, чтобы помочь ему выбраться из болота. Переходить болото надо с интервалом 2 - 3 м друг от друга, через зыбкие торфяные болота - связкой, при взаимной страхов¬ке, с интервалами 8 - 10 м. Места, покрытые сочной зеленью, осо¬кой, следует обходить. При передвижении необходимо внимательно наблюдать за растительностью.
На топких болотах деревьев нет, есть молодняк высотой 5 - 8 м, среди которого много сухостоя. Легче проходимы участки, покрытые ягелем, чем покрытые мхом, особенно сфагновым. Участки с чахлой лесной растительностью менее проходимы, чем участки с крупным лесом, растущим по бо¬лоту. В зоне мерзлоты легче проходимы участки, покрытые травой, а также южные склоны. Для преодолевания заболоченных участков на транспортере не следует переключать передачи, нужно избегать
движения по следу впереди идущего транспорта, так как это может вызвать разруше¬ние покрова, пробуксовку и погружение транспортера. Торфяные болота для транспортера труднопроходимы. Требуется определять их проходимость. Так, легкопроходимые заболоченные участки обычно покрыты густой травой или сплошным мхом. Наличие ив, берез, осин, муравейников и кротовых нор свидетельствует о про¬ходимости участка для тягача. Болота, поверхностный слой которых не выдерживает тяжести человека, непроходимы
для тягача. Глубоко залегающие торфяники требуют предварительной разведки. 2.Характеристика объекта. Структура земельного участка. На данном участке местности выражены: на южной части холмистая местность с овражно-балочной сетью (юго-запад), в центральной части участка местности с запада на восток проходит возвышенность, а на севере участка находится преимущественно равнинная местность.
Экология. Крупский район, на территории которого находится предлагаемый для инвестирования земельный участок, отличается благоприятной экологической обстановкой. На территории района преобладают юго-западные ветры, по составу растительности район относится к подзоне смешанных лесов, которые занимают до 40% всей площади Крупского района. По территории предлагаемого для инвестирования земельного участка протекает река
Бобр, одна из немногих рек, имеющая высшую категорию рыбохозяйственного значения в Минской области. Она так же считается одной из самых чистых рек в области. Благоприятная экология района является следствием сложившейся розы ветров и сравнительно слабо развитой промышленности с общим выбросом вредных веществ менее 3 тыс. т. в год, что укладывается в интервал предельно-допустимой концентрации 0,1-0,5 ПДК. Растительность.
Растительность участка карты составляет 20-25 %. Местность характеризуется наличием среднего количества леса, и в центральной части участка отдельно стоящие деревья. Также имеется луговая растительность около реки Бобр. Дорожная сеть. На южной границе данного участка проходит автодорога Чашники—Бобр—Березино. 3. Топографо – геодезическая изученность объекта.
На карте видно, что ранее в районе проектируемы работ проводились триангуляционные работы с закладкой пунктов триангуляции. Из сохранившихся материалов и каталогов видно, что также проводились измерения на этих пунктах. Они являются достаточно точными и возможно их использование в дальнейшей работе, так как их точность удовлетворяет наши требования. Иные топографо-геодезические работы, проводимые на данной территории устарели и не удовлетворяют требования предъявляемые к ним.
После окончательного изучения ранее проведённых работ, сбора топографо-геодезической и картографической изученности согласовываем проект с территориальными инспекциями государственного геодезического надзора. В результате чего окончательно определяем границы объекта, составляем, вычерчиваем и оформляем картограмму объекта. Формат картограммы выбирается с таким расчетом, чтобы показать трапеции проектируемого масштаба топографических и картографических работ. На картограммах показывают топографо-геодезические работы,
выполненные на самом объекте и вдоль его границ. Картограммы составляются раздельно по каждому виду работ. Технические характеристики геодезических построений выбираются из каталогов координат и высот пунктов геодезических сетей, а по новейшим сетям – из технических отчетов. Сводные данные о работах систематизируются в таблицах в хронологической последовательности их исполнения. 4. Проектирование работ. Построение государственной геодезической сети должно производиться по техническим
проектам, разрабатываемым до начала полевых работ в соответствии с инструкцией. Указанные технические проекты составляются, согласовываются и утверждаются в установленном порядке. Проектирование государственных геодезических сетей включает следующие стадии работ: а) изучение задания на проектирование геодезической сети и особых требований, которые должны быть выполнены при её построении; б) детальное изучение района предстоящих геодезических работ по топографическим и специальным картам
наиболее крупного масштаба и литературным источникам, а также по материалам геодезического обследования, которое должно быть проведено до начала проектирования; в) выбор метода построения геодезической сети в данном районе и обоснование его экономичности; г) изыскание варианта построения геодезической сети и её отдельных частей, обеспечивающего минимальные высоты геодезических сигналов; д) разработка предложения и мероприятий, содействующих успешному выполнению отдельных видов работ.
Особое внимание должно быть уделено выбору: конструкции геодезических сигналов для безлесных и высокогорных районов, конструкции центров, длин сторон сети, наиболее благоприятных для угловых и линейных измерений, а также направлений для определения астрономических азимутов и измерения базисных сторон. Проект государственной геодезической сети разрабатывается на топографических картах с учетом материалов ранее проложенных геодезических сетей, данных о физико-географических и экономических условиях района
предстоящих работ и результатов геодезического обследования. Как правило, проект геодезической сети составляется на листах топографической карты масштаба 1:10. Топографические карты более крупных масштабов используются для разработки отдельных частей проекта и для расчета высот геодезических знаков. При проектировании государственной геодезической сети необходимо руководствоваться следующими общими положениями: 1.
В геодезических сетях должна обеспечиваться надлежащая жесткость, что должно найти отражение в надежных связях определяемых пунктов с окружающими пунктами того же и высшего класса. 2. Учитывать топографические требования к геодезической сети 2 и последующих классов в отношении примерной равномерности расположения пунктов и в использовании для них командных точек местности. 3. В рядах триангуляции 1 класса углы треугольников должны быть не менее 40°; в геодезических четырехугольниках
и центральных системах — не менее 30°. Ошибка геометрической связи звена (обратного веса) не должна превышать 100 единиц в шестом знаке логарифма. В сплошных сетях триангуляции 2 – 4 классов в отдельных случаях величина углов может доходить до 20° (между направлениями данного класса), если это дает возможность снизить высоты геодезических сигналов. 4. В звеньях триангуляции 1 класса, в которых число треугольников больше 20, в середине звена измеряется базисная сторона и на ее концах определяются пункты
Лапласа. В звеньях полигонометрии 1 класса, в которых число сторон более 10, определяются пункты Лапласа на концах одной из сторон, находящейся примерно в середине звена. 5. В рядах и сетях триангуляции вместо базисных сетей проектируются базисные стороны. Базисные сети могут проектироваться как исключение. Местоположение базисной сети или базисной стороны должно обеспечивать возможность развития на ее основе
рядов и сетей триангуляции по всем необходимым направлениям. Базисные сети проектируются, как правило, в виде простого или двойного ромба. Сумма углов при длинной диагонали ромба должна быть не менее 36°. В базисной сети предвычисленный обратный вес выходной стороны, выраженный в единицах 6-го знака логарифма, должен быть не более 10. При проектировании базисной стороны или базисной сети должна быть предусмотрена
высотная привязка пунктов базисной стороны или базиса от ближайших пунктов государственной нивелирной сети. 6. Полигонометрические звенья 1 класса не должны иметь больших изломов. Направления сторон полигонометрического звена, как правило, не должны уклоняться от направления замыкающей звена более чем на 20°. Отдельные пункты полигонометрического звена не должны уклоняться от замыкающей более чем на 20 км. 7. В местах пересечения звеньев триангуляции или полигонометрии 1 класса должны
образовываться узловые фигуры так, чтобы ближайшие к узлу пункты, принадлежащие смежным звеньям и удаленные один от другого не более чем на 25—30 км, имели между собой геодезическую связь. 8. На пунктах триангуляции и полигонометрии 1 класса высота визирного луча над препятствиями должна быть в южных и степных районах не менее 4 – 6 м, а в северных и восточных районах не менее 2 – 3 м. В сетях 2—4 классов должна обеспечиваться взаимная видимость по линии: визирная цель (отражательная
установка) — место установки угломерного инструмента или дальномера. 9. В сплошных сетях триангуляции диагональные направления, как правило, не проектируются. 10. Звенья триангуляции и полигонометрии 1 класса могут заменяться сплошными сетями триангуляции или полигонометрии 2 классов, исполненными или подлежащими исполнению в ближайшее время. Указанные звенья могут заменяться также исполненными ранее основными рядами 2 класса, в которых средняя
квадратическая ошибка измеренных углов не превышает +1”,0, и если в рядах будут измерены базисные стороны и определены пункты Лапласа не реже чем через 7 треугольников. В результате проектирования и рекогносцировки государственных геодезических сетей составляется окончательный технический проект, в котором обязательно должны быть следующие документы: 1. Проект геодезической сети на карте масштабов: а) 1:500 000 — для рядов и сетей 1 класса, б) 1:30—1:50000
для сетей 2, 3 и 4 классов. На карте должны быть показаны: местоположение пунктов, проектные высоты геодезических знаков, все направления, по которым должны производиться измерения углов и сторон, местоположение базисных сторон и пунктов Лапласа, линии нивелирных ходов для передачи высот на пункты базисных сторон сети (базисов), привязки к сетям высшего или того же класса, пункты старых геодезических сетей и их связи с пунктами проектируемой сети. 2. Обоснование принятого проекта геодезической сети и результаты
сравнений технико-экономических показателей данного проекта с возможными вариантами построения сети другими методами. 3. Обоснование отступлений в построении сети от требований настоящей инструкции, вызванных особенностями местности и другими причинами. 4. Другие документы, перечисленные в «Указаниях по составлению технических проектов и смет на топографо-геодезические работы». Все принципиальные изменения утвержденного технического проекта государственной геодезической сети,
выявившиеся в процессе исполнения проекта на местности, подлежат согласованию с учреждением, утвердившим проект, а частные изменения — с главными инженерами (начальниками) учреждений, которым непосредственно подчинены полевые отряды или экспедиции. 4.1 Триангуляция. Триангуляционные сети создают так же, как и любые топографо-геодезические работы, по заранее разработанным проектам, составленным в соответствии с инструкцией.
Проект должен решать все технические вопросы построения сети, организацию работ и определять стоимость запроектированных работ. Технические проекты составляются на определенные объекты (участки) работ. Проекты согласуются с отделами государственного геодезического надзора (по территориальной принадлежности) и утверждаются Главным управлением геодезии и картографии или руководителем предприятия (при стоимости работ до 500 тыс. руб.). Утвержденный технический проект является основным документом как для составления
текущих производственно-финансовых планов, так и для выполнения всех полевых и камеральных работ. Составлению технического проекта предшествует ряд подготовительных работ: 1. Изучение производственного задания на проектирование сети, получаемого от вышестоящей организации. 2. Сбор и изучение необходимых материалов. 3. Выбор технико-экономически выгодной средней длины стороны триангуляции. 4. Геодезическое обследование района предстоящих работ.
Проектирование. Географические границы объекта указываются в производственном задании. Необходимо установить геодезические границы объекта. Сеть триангуляции проектируется до примыкания ее к ряду триангуляции 1 класса или к ранее исполненной сети. Затем приступают к тщательному изучению рельефа района создания сети. Умелое использование рельефа и выбор наиболее выгодных мест для пунктов сети позволяет максимально
снижать высоты знаков, достигая этим экономичности проекта. Пункты триангуляции должны располагаться на водоразделах и господствующих высотах этих водоразделов. Отдельные возвышения рельефа не должны быть препятствием, а длины сторон должны согласоваться с рельефом местности. Водоразделы можно разделить на несколько порядков: главные водоразделы, расположенные между значительными реками, водоразделы 2-го порядка, расположенные между притоками значительных рек, и водоразделы 3-го
порядка, расположенные между водоразделами 2-го порядка. Высоты водоразделов далеко не одинаковы. Кроме того, высоты водоразделов 3-го порядка немногим меньше высот водоразделов 2-го порядка. Очевидно, одни стороны треугольников сети должны пересекать долины. Это наиболее легкие направления. При отсутствии леса видимость по таким направлениям открыта с земли одного пункта до земли другого, например между пунктами 3 и 4, 9 и 15, 7 и 8 (рис.1).
Другие стороны треугольников сети будут идти вдоль водоразделов. Это уже более трудные направления. По ним нельзя утверждать видимость с земли одного пункта до земли другого даже при отсутствии леса. Такими направлениями будут направления между пунктами 2 и 11, 13 и 14, 6 и 8. И, наконец, будут стороны сети (их желательно избегать), которые пересекают водоразделы. Это наиболее трудные направления. В случаях, когда такие направления неизбежны, надо использовать разрывы
и седловины, имеющиеся в водоразделах. Такими трудными направлениями на нашем рисунке будут направления между пунктами 10—11, 4 и 5, 8 и 9. Рис.1 При проектировании для ослабления влияния боковой рефракции необходимо избегать направлений вдоль крупных рек или озер, вдоль склонов, а также над городами и заводами. Если направления пересекают значительные водные поверхности, то необходимо стремиться реки пересекать под прямым углом, а поверхности озер и больших болот — симметрично.
Диагональные направления при заметном увеличении объема работ дают слишком небольшой выигрыш в точности уравненных элементов (на 10%). Поэтому диагональные направления в сетях 2 и 3 классов не рекомендуются. При проектировании надо учитывать обеспечение дальнейшего сгущения сети. Пункты сети должны быть видимы на возможно большей площади, а не только по направлениям сети. Пользуясь рельефом, изображенным на картах, а также сведениями, полученными в результате сбора материалов
и геодезического обследования (высоты знаков прежних триангуляции, высоты леса и т. д.) составитель технического проекта рассчитывает высоты знаков. Эти высоты знаков будут иметь приближенный характер, но они дают возможность достаточно верно определить среднюю высоту знаков, а значит правильно установить затраты на постройку. Рельеф на картах изображается обобщенно. Погрешность в изображении рельефа зависит от высоты сечения.
На картах масштаба 1:100 000 высота сечения рельефа 20 м, на картах масштаба 1:50 000 — 10 м. Погрешность в плановом положении горизонталей может достигать соответственно 7 и 4 м. Кроме того, высоты леса на картах показаны средние. Фактическая высота отдельных деревьев может быть на 6—10 м выше этой средней. Высоты зданий и древонасаждений в населенных пунктах вообще не показываются на картах.
Необходимо учитывать, что деревья растут (особенно молодые) довольно быстро– до 0,4—1 м в год. В зависимости от условий района работ необходимо выбрать соответствующий тип геодезических знаков. В безлесных районах предпочтительнее металлические или деревянные разборные знаки. В залесенных или полузакрытых районах с наличием местного строительного леса выгодней строить деревянные знаки. В зависимости от климатических условий и характера грунта (глубина промерзания, наличие вечной
мерзлоты) выбирают типы центров, подлежащие закладке. Устанавливают, какие типы центров на старых пунктах не отвечают требованиям долговременной сохранности и подлежат перезакладке. 4.2 Полигонометрия. Полигонометрией называют метод определения положения геодезических пунктов путем построения на местности полигонометрического хода (ломаной линии) или системы ходов (полигонометрическая сеть), в которых измеряют все углы и стороны. Основной принцип построения от общего к частному, то есть
полигонометрические ходы опираются на исходные, более высокого класса, пункты и линии. Они могут быть разомкнутыми и замкнутыми. Если ход по форме близок к прямой линии, то его называют вытянутым, в противном случае — изогнутым. Стремятся прокладывать вытянутые ходы с примерно одинаковыми сторонами, которые являются оптимальными по объему полевых работ, обработке и оценке точности. В полигонометрической сети имеются узловые точки, в которых сходятся не менее трех ходов, замкнутые
и разомкнутые полигоны. Отдельный ход между двумя узловыми или между узловой и исходной точками называют звеном. Свободная сеть полигонометрии опирается только на исходный пункт и дирекционный угол исходного направления. Если сеть имеет большое число исходных данных, то ее называют несвободной. Если между пунктами двух параллельных ходов одного разряда меньше 0,5 км, то их соединяют перемычками того же разряда. Это необходимо для повышения жесткости и однородности полигонометрической сети.
Под однородностью сети понимают равенство ошибок взаимного положения ближайших пунктов во всех направлениях. По методу создания полигонометрию разделяют на:  светодальномерную  траверсную (стороны измеряют подвесными мерными приборами)  коротко-базисную  створно-короткобазисную  параллактическую. Измерение углов в полигонометрии. Для измерения углов в полигонометрии обычно применяют трехштативую систему с комплектом визирных марок,
имеющих стандартные подставки, взаимозаменяемые с подставками теодолитов. Углы на пунктах полигонометрии измеряют способом отдельного угла или круговых приемов оптическими теодолитами типа Т1, Т2, Т5. Точность центрирования теодолита и визирных целей должна быть 1 мм, эта точность обеспечивается оптическими центрирами, которыми снабжены современные теодолиты. Линейные измерения в полигонометрии 1 и 2-го разрядов.
Длины сторон в полигонометрии 1-го разряда измеряют с относительной погрешностью не более 1:10 ООО малыми топографическими светодальномерами или подвесными мерными приборами. Подвесными мерными приборами линии измеряют непосредственно путем многократного отложения проволоки или параллактическим способом, используя длину мерного прибора как постоянный параллактический базис. В полигонометрии 2-го разряда стороны измеряют с относительной ошибкой не более 1:5000, разрешается
применять оптические дальномеры, обеспечивающие заданную точность.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |