Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Нематериальные активы 14

Нематериальные активы (НМА) дают любому предприятию большую экономическую устойчивость и большую экономическую свободу во всех смыслах - от увеличения капитализации до изменения налогооблагаемого оборота. Поэтому правильная реорганизация предприятия должна учитывать эти свойства НМА по принципу - "не навреди", чтобы в процессе реорганизации предприятия стоимость его НМА по крайне мере не уменьшалась либо повышалась.” - считает автор статьи, директор “Бюро финансовых консультаций и оценки” А.Е. Рождественский.


Первоначальная оценка 7

Приобретение нематериальных активов за плату 9

Амортизация нематериальных активов 12

Выбытие нематериальных активов 13


ВВЕДЕНИЕ


С развитием рыночных отношений в составе имущества предприятий появился новый вид средств, отличительной особенностью которых является отсутствие вещественно-натуральной формы – нематериальные активы. Полное определение данного вида средств появилось лишь в 1994 году с утверждением нового Положения о бухгалтерском учете и отчетности.

В современных условиях формирование полной информации о хозяйственных процессах практически невозможно без информации о нематериальных активах. Данный вид внеоборотных активов уже имеет повсеместное применение, и поэтому, чтобы вести бухгалтерский учет в организации в соответствии с законодательными и нормативными актами, необходимо рассмотрение вопросов учета нематериальных активов. Это и есть цель данного отчета.

В нем дается детальная классификация и структура нематериальных активов, представлена оценка нематериальных активов, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета объектов нематериальных активов. Вопросы приобретения, износа и выбытия нематериальных активов рассмотрены в тесной увязке с действующим законодательством. Также уделено внимание бухгалтерской отчетности предприятия, связанной с учетом нематериальных активов.

В работе приведен также бухгалтерские проводки, отражающие основной набор хозяйственных операций. В приложении представлена форма одного из документов, необходимых для ведения учета и отчетности нематериальных активов. В конце работы приводится список использованной литературы.


Цели и задачи практики

Целью работы является практика ведения учета в программе "1С: Бухгалтерия 8".

Задачей являются изучение функциональных возможностей данной программы, умение ведения бухгалтерского и налогового учета в данной программе, изучение поставленных задач на практике.

В процессе выполнения данной практики были подробно изучены и усвоены правила работы с данной системой.


Назначение программы "1С: Бухгалтерия 8". Область ее применения


1С: Бухгалтерия 8 — универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности. Это типовое решение для ведения учета в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности: оптовую и розничную торговлю, комиссионную торговлю (в том числе субкомиссию), оказание услуг, производство и т.д.

С помощью программы 1С: Бухгалтерия 8 могут вести учет индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) или общий режим налогообложения (ОСН).

Бухгалтерский и налоговый учет реализованы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В состав конфигурации включен план счетов бухгалтерского учета, настроенный в соответствии с Приказом Минфина РФ «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» от 31 октября 2000 г. № 94н.


Методика бухгалтерского учета обеспечивает одновременную регистрацию каждой записи хозяйственной операции, как по счетам бухгалтерского учета, так и по необходимым разрезам аналитического учета, количественного и валютного учета. Пользователи могут самостоятельно управлять методикой учета в рамках настройки учетной политики, создавать новые субсчета и разрезы аналитического учета.


1С: Бухгалтерия 8 обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой предприятия, если бухгалтерская служба полностью отвечает за учет на предприятии, включая, например, выписку первичных документов, учет продаж и т.д. Кроме того, информацию об отдельных видах деятельности, торговых и производственных операциях, могут вводить сотрудники смежных служб предприятия, не являющиеся бухгалтерами. В последнем случае за бухгалтерской службой остается методическое руководство и контроль за настройками информационной базы, обеспечивающими автоматическое отражение документов в бухгалтерском и налоговом учете.

Данное прикладное решение также можно использовать только для ведения бухгалтерского и налогового учета, а задачи автоматизации других служб, например, отдела продаж, решать специализированными конфигурациями или другими системами.

1С: Бухгалтерия 8 представляет собой совокупность платформы 1С: Предприятие 8 и конфигурации «Бухгалтерия предприятия». В программе 1С:Бухгалтерия 8 заложена возможность совместного использования с прикладными решениями 1C: Управление торговлей и 1C: Зарплата и Управление Персоналом, также созданными на платформе 1С: Предприятие 8.


Функциональные возможности


Учет «от документа» и типовые операции

Основным способом отражения хозяйственных операций в учете является ввод документов конфигурации, соответствующих первичным документам бухгалтерского учета. Кроме того, допускается непосредственный ввод отдельных проводок. Для группового ввода проводок можно использовать типовые операции — простой инструмент автоматизации, легко и быстро настраиваемый пользователем.


Партионный учет

Учет товаров, материалов и готовой продукции реализован согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и методическим указаниям по его применению. Поддерживаются следующие способы оценки материально-производственных запасов при их выбытии:

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);

по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).


Складской учет

По складам может вестись количественно-суммовой учет и учет по партиям. Складской учет может быть отключен, если в нем нет необходимости.


Учет торговых операций

Автоматизирован учет операций поступления и реализации товаров и услуг. Для розничной торговли поддерживаются технологии работы как с автоматизированными, так и неавтоматизированными торговыми точками. Автоматизирован учет комиссионной торговли как в отношении товаров, взятых на комиссию, так и переданных для дальнейшей реализации.


Учет операций с денежными средствами

Автоматизирован учет движения наличных и безналичных денежных средств, в том числе операций обмена валюты. Автоматизированы расчеты с контрагентами и подотчетными лицами. Учет расчетов с контрагентами может вестись в рублях, условных единицах и иностранной валюте.


Учет основных средств и нематериальных активов

Учет основных средств и нематериальных активов ведется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Автоматизированы все основные операции по учету: поступление, принятие к учету, начисление амортизации, модернизация, передача, списание, инвентаризация.


Учет производства

Автоматизирован расчет себестоимости продукции и услуг, выпускаемых основным и вспомогательным производством.


Начисление заработной платы

Автоматизированы начисление заработной платы работникам предприятия, взаиморасчеты с работниками вплоть до выплаты заработной платы через кассу, перечисление зарплаты на лицевые счета работников в банке и депонирование.

Учет хозяйственной деятельности нескольких организаций в единой информационной базе

1С: Бухгалтерия 8 предоставляет возможность ведения бухгалтерского и налогового учета нескольких организаций в общей информационной базе, причем в роли отдельных организаций могут выступать индивидуальные предприниматели. Это будет удобно в ситуации, когда хозяйственная деятельность этих организаций тесно связана между собой: в текущей работе можно использовать общие списки товаров, контрагентов (деловых партнеров), работников, собственных складов и т.д., а обязательную отчетность формировать раздельно.

Благодаря возможности учета деятельности нескольких организаций в единой информационной базе, 1С: Бухгалтерия 8 может использоваться как в небольших организациях, так и в холдингах со сложной организационной структурой.


Понятие НМА


Нематериальные активы — неденежный актив, не имеющий физической формы.

К нематериальным активам относят активы, которые удовлетворяют следующим условиям:

отсутствие материально-вещественной структуры;

возможность идентификации от другого имущества;

использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

организация не предполагает последующую перепродажу данного имущества;

способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты:

объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

деловая репутация организации

Организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации) по новому ПБУ 14/07 не относятся к НМА.

В состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.


Оценка нематериальных активов

Первоначальная оценка

Нематериальные активы принимаются к учету в соответствии с ПБУ 14/2007 по фактической (первоначальной) стоимости. При этом фактическими расходами на приобретение признают:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю (продавцу);

таможенные пошлины и таможенные сборы;

невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен нематериальный актив;

суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива;

иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

При создании нематериального актива к расходам также относятся:

суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям;

расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива;

расходы на содержание и эксплуатацию, амортизацию основных средств и иного имущества, использованных непосредственно при создании нематериального актива;

иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Для определения первоначальной стоимости нематериальных активов используется "Справка о затратах, включенных в первоначальную стоимость нематериального актива".
Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.


Последующая оценка


Изменение фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, допускается в случаяхпереоценки и обесценения нематериальных активов.

Переоценка

Организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов.

Переоценка нематериальных активов производится путем пересчета их остаточной стоимости.  Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерского баланса предыдущего отчетного года, но раскрываются организацией в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года.

Дооценка

Уценка

Если по объекту ранее не было уценки - сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал организации. Если по объекту ранее не было дооценки - сумма уценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
Если по объекту ранее была уценка- сумма дооценки, равная сумме его уценки, отнесенной в предыдущие периоды на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Если по объекту ранее была дооценка - сумма уценки  относится в уменьшение добавочного капитала,  образованного за счет сумм дооценки этого актива, проведенной в предыдущие отчетные годы.

Превышение суммы уценки над величиной добавочного капитала относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Обесценение

Нематериальные активы могут проверяться на обесценение в порядке, определенном МCФО 36 "Обесценение активов".

На балансе нематериальные активы учитываются по остаточной стоимости, которая определяется как разница между первоначальной (или переоцененной) стоимостью, накопленной амортизацией и обесценением.


Поступление нематериальных активов


Поступление нематериальных активов в организацию происходит в следующих случаях:

Приобретение нематериальных активов за плату

Создание нематериальных активов собственными силами или с привлечением сторонних исполнителей

Внесение нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал

Получение нематериальных активов на безвозмездной основе

Приобретение нематериальных активов по договору мены

Аналитический учет наличия и движения нематериальных активов ведется в бухгалтерии по карточкам учета нематериальных активов (ф. № НМА-1). В налоговом учете нематериальных активов может применяться регистр для учета амортизации нематериальных активов. В случае, если отсутствуют объекты нематериальных активов, по которым есть различия по составу объектов и порядку начисления амортизации, то целесообразно использовать одну разработочную таблицу (ведомость) и для целей бухгалтерского, и налогового учета.

Объекты, не перечисленные в ПБУ 14/2007, не должны учитываться в качестве нематериальных активов. К такому рода активам относятся: компьютерные программы, информационные базы данных и другие. Затраты по приобретению программных продуктов должны учитываться на счете 97 "Расходы будущих периодов".

Приобретение нематериальных активов за плату

При покупке нематериальных активов основанием для записей на счетах служат наличные первичные документы, полученные от поставщика: договор, накладная, счет-фактура. Расходы на приобретение (начисление поставщикам; оплата за сопутствующие услуги; невозмещаемые налоги) отражаются как внеоборотные активы на счете 08. Также на этом счете отражаются расходы на доведения объекта до состояния, пригодного для эксплуатации.

После принятия на учет приобретенных нематериальных активов сформированная первоначальная стоимость списывается со счета 08 на счет 04 "Нематериальные активы".

НДС по приобретенным или созданным нематериальным активам учитывается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" субсчет 2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам" в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками и подрядчиками и прочими дебиторами и кредиторами. После принятия на учет нематериальных активов суммы НДС списываются в дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Корреспонденция счетов в таблице:

Содержание операции Дебет Кредит
1 Стоимость приобретенных нематериальных активов 08-5 76
2 НДС по приобретенным нематериальным активам 19-2 76
3 Отражены затраты по доведению нематериальных активов до состояния, пригодного к использованию:

3.1 материальные 08-5 10
3.2 на оплату труда 08-5 70
3.2 по отчислениям в бюджет 08-5 69
4 Оплачены полученные нематериальные активы 76 51
5 Оприходованы объекты нематериальных активов 04 08-5
6 Зачет суммы НДС 68 19-2
Создание нематериальных активов собственными силами или с привлечением сторонних исполнителей

Нематериальные активы считаются созданными в случаях:

исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в порядке выполнения служебных обязанностей или по конкретному заданию работодателя, принадлежит организации-работодателю;

исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные автором (авторами) по договору с заказчиком, не являющимся работодателем, принадлежит организации-заказчику;

свидетельство на товарный знак или на право пользования наименованием места происхождения товара выдано на имя организации

Созданные в организации нематериальные активы могут являться служебными произведениями в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об авторском праве". Специфика этих произведений состоит в том, что исключительное право на их использование принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, то есть его работодателю. Не всякое произведение, созданное работником организации может считаться служебным. Таковым произведение может считаться тогда, когда имело место служебное задание на его создание.

Трудовой договор (контракт) с работником, творческий труд которого эксплуатируется должен содержать положения, предусматривающие подобные задания. Работник имеет право выплаты трудового вознаграждения за создание служебного произведения помимо обычной заработной платы.

Расходы по созданию нематериальных активов на предприятии также как и расходы по их приобретению относятся к долгосрочным инвестициям. Их постановка на учет производится через применение счета вложений во внеоборотные активы - 08. При создании нематериальных активов на этом счете отражаются: материалы, заработная плата разработчиков, отчисления с заработной платы в виде ЕСН, накладные расходы, относящиеся к работам по разработке.

После ввода объекта в эксплуатацию его стоимость списывается со счета 08 в дебет счета 04 "Нематериальные активы".


Корреспонденция счетов в таблице:

Содержание операции Дебет Кредит
1 Стоимость потребленных материалов 08-5 10
2 Заработная плата 08-5 70
3 Отчисления на социальные нужды 08-5 69
4 Оплата подрядчикам за выполненные работы, услуги по созданию нематериальных активов 08-5 60
5 Оплата сторонним организациям за выполненные работы, услуги по созданию нематериальных активов 08-5 76
6 Расходы вспомогательных производств по созданию нематериальных активов 08-5 23
7 Начисление НДС по суммам фактических затрат, связанных с созданием нематериальных активов 08-5 68
Внесение нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал

В соответствии с действующим законодательством объект нематериальных активов может быть внесен в качестве вклада в уставный капитал организации. При этом фактическое поступление вклада учредителя в виде внеоборотных активов отражается в бухгалтерском учете по дебету счета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал в оценке, согласованной с учредителями (задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал отражают записями по кредиту счета 80 "Уставный капитал").

Основанием являются учредительные документы, а также акт приемки-передачи нематериальных активов. Средства учредителей, вносимые в уставный капитал в порядке, установленном действующим законодательством, освобождены от НДС. Данное положение не действует в случае, когда поступившие нематериальные активы используются в организации для производства продукции (работ, услуг), освобожденных от уплаты НДС.
Корреспонденция счетов в таблице:

Содержание операции Дебет Кредит
1 Отражена задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал 75-1 80
2 Внесены нематериальные активы в счет вклада в уставный капитал 08-5 75-1
3 Приняты к учету нематериальные активы 04 08-5
Получение нематериальных активов на безвозмездной основе

Нематериальные активы, полученные организацией безвозмездно, отражаются по рыночной стоимости на дату принятия к учету. Активы, полученные безвозмездно, учитываются в составе внереализационных доходов, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации. Организация самостоятельно выбирает способ отражения в учете безвозмездно полученных нематериальных активов:

непосредственно в момент принятия к учету стоимость нематериальных активов относят на увеличение прочих доходов

по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования, безвозмездно полученные объекты отражаются как прочие доходы, с использованием счета доходов будущих периодов.

Основанием для записей на счетах служит акт (накладная) приемки -передачи. Признание внереализационных доходов, связанных с безвозмездным получением нематериальных активов, в учете отражается по дебету счета доходов будущих периодов в корреспонденции с кредитом счета прочих доходов и расходов.

Постановка на учет полученных по договору дарения (безвозмездно) нематериальных активов также отражается через применение счета капитальных вложением с последующим списанием с него стоимости объектов на счет нематериальных активов.


Корреспонденция счетов приведена в таблице:


Содержание операции Дебет Кредит
1 Безвозмездное поступление нематериальных активов

1.1 без использования счета 98 "Доходы будущих периодов" 08-5 91-1
1.2 с использованием счета 98 "Доходы будущих периодов" 08-5 98-2
1.2 признание внереализационных доходов 98-2 91-1

Приобретение нематериальных активов по договору мены

Приобретение нематериальных активов по договору мены, предусматривающем оплату неденежными средствами. Стоимость полученных нематериальных активов отражается по дебету счета капитальных вложений в корреспонденции со счетом прочих дебиторов и кредиторов. В соответствии с п.3 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 выбытие активов в связи с приобретением (созданием) нематериальных активов не признается расходами организации.

Амортизация нематериальных активов

Амортизация исчисляется по нормам, установленным самой организацией исходя из стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования.

Срок полезного использования - это срок, в течение которого объект нематериальных активов приносит предприятию доход. Срок определяется организацией, самостоятельно исходя из:

срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;

ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход)

количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.


В случае, когда срок полезного использования определить не возможно, он признается равным: для целей бухгалтерского учета - 20 годам, для целей налогового учета - 10 годам (но не более срока деятельности организации).

Начисление амортизации производится ежемесячно и начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, заканчивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости или списания объекта с учета.

Для целей бухгалтерского учета используются три способа начисления амортизации:

линейный;

уменьшаемого остатка;

списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Для целей налогообложения организация выбирает из линейного и нелинейного способов.

Методика расчета амортизационных отчислений по каждому из способов аналогична соответствующим способам расчета амортизации по основным средствам.

Способы отражения амортизационных отчислений на счетах бухгалтерского учета:

путем накопления сумм амортизации на отдельном счете (счет 05 "Амортизация нематериальных активов")

путем уменьшения первоначальной стоимости объекта на счете 04.

В зависимости от выбора организации операции на счетах бухгалтерского учета будут отражаться следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит
1 Принят к учету объект нематериальных активов 04 80
2 По итогам месяца начислена амортизация по объекту нематериальных активов
2.1 с использованием счета для учета амортизации 20, 44... 05
2.2 без использования счета для учета амортизации 20, 44... 04

Выбытие нематериальных активов

Выбытие объектов нематериальных активов происходит в следующих случаях:

Списание объекта нематериальных активов за непригодностью в связи с полной амортизацией и потерей доходных качеств.

Основание для списания - акты передачи нематериальных активов, акты на списание нематериальных активов, протоколы собрания акционеров или участников совместной деятельности, приказы.

Продажа нематериальных активов

Безвозмездная передача нематериальных активов

Внесение объекта нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал других организаций

Передача объектов нематериальных активов по договору мены

При выбытии нематериальных активов в результате продажи, списания, безвозмездной передачи вся сумма накопленной амортизации списывается с кредита счета учета нематериальных активов в дебет счета амортизации нематериальных активов. Остаточная стоимость списывается в дебет счета прочих доходов и расходов. Туда же относят и все расходы, связанные с выбытием нематериальных активов, и суммы НДС по проданным и безвозмездно переданным объектам. Финансовый результат от выбытия нематериальных активов формируется на счете прибылей и убытков.

При выбытии нематериального актива сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации.


Аудиторская проверка нематериальных активов


Целью аудита нематериальных активов является формирование мнения о степени достоверности бухгалтерской отчетности по разделу нематериальных активов и установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с нематериальными активами действующим в Российской Федерации нормативным документам.

В ходе аудита НМА проверяются:

постановка контроля за наличием НМА (правильность отнесения объекта к нематериальным активам; проверка наличия и правильности документального оформления операций; правильность оценки НМА; инвентаризация НМА; соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета);

ведение синтетического учета, налогообложение операций по поступлению и выбытию НМА (отражение операций поступления и выбытия НМА в регистрах синтетического учета; вопросы налогообложения операций при поступлении и выбытии НМА);

начисление и отражение в учете амортизации по НМА (обоснованность установления срока полезного использования; правомерность и обоснованность используемых способов начисления амортизации; правильность расчетов амортизационных отчислений; отражение амортизационных отчислений в учете).

Получение достаточных доказательств позволяет аудитору дать независимую оценку состояния учета НМА и выявить нарушения и отступления от действующего законодательства и установленных правил.

Поскольку количество операций с нематериальными активами в организации, как правило, незначительно, проверку правильности отнесения объектов к нематериальным активам целесообразно проводить сплошным способом.

В ходе проверки устанавливается, что операции приобретения нематериальных активов отражены в учете в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету и законодательства по налогообложению.

При проверке начисления амортизации и отнесения амортизационных отчислений на себестоимость аудитор должен получить доказательства, что нематериальные активы используются в производственной деятельности, приносят доход и не принадлежат к той категории нематериальных активов, по которым не производится погашение стоимости в соответствии с действующим законодательством.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам представляют собой оценочную величину, которая базируется на предполагаемом периоде

полезного использования. Поэтому аудитор должен проверить соответствие установленных сроков полезного использования и норм амортизационных отчислений требованиям. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Начисление амортизации по объектам НМА, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), противоречит нормативным документам по бухгалтерскому учету, а также влечет за собой налоговые последствия, поскольку приводит к завышению себестоимости производства продукции и занижению финансового результата, а следовательно, и занижению налога на прибыль.

По объектам, по которым производится начисление амортизационных отчислений, аудитор проверяет:

соответствует ли используемый способ начисления амортизации учетной политике организации;

обеспечивает ли выбранный способ начисления амортизации правильное перенесение стоимости объектов нематериальных активов на счета учета издержек производства в течение оставшегося срока полезного использования.

Для целей бухгалтерского учета организация может использовать два способа начисления амортизации - линейный или способ списания стоимости нематериальных активов пропорционально объему продукции (работ, услуг); для целей налогообложения согласно "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" налоговыми органами принимается к учету только амортизация, начисленная линейным способом, а нематериальный актив должен использоваться при осуществлении уставной деятельности. Поэтому, если организация использует способ начисления амортизации пропорционально объему продукции, необходимо дополнительно проверить, производится ли корректировка для исчисления налогооблагаемой прибыли (если сумма амортизации, начисленной по указанному способу, превышает сумму амортизации, исчисленную линейным способом).

Проверка арифметических подсчетов амортизационных отчислений за отчетный период проводится на основе выборки с учетом правил аудиторской выборки.

По результатам отклонений аудитор проводит анализ по наиболее существенным отклонениям и оценивает влияние отклонений на достоверность отчетности.

Аудитор должен также проверить, производится ли начисление амортизации ежемесячно (неправильно начислять амортизацию раз в квартал); начисляется ли амортизация в тех периодах, когда организацией был получен убыток (начисление амортизации нематериальных активов производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде).


Обобщение результатов проверки


Результаты проверки операций по учету нематериальных активов обобщаются в отчете аудитора. По каждому нарушению указываются: нормативный документ, требования которого нарушены; сумма ущерба; оценка существенности и значимости влияния выявленного нарушения на результаты деятельности организации и достоверность бухгалтерской отчетности.

Искажение данных бухгалтерской отчетности и невозможность подтверждения достоверности статьи баланса "Нематериальные активы" вызываются следующими причинами:

на счете 04 «Нематериальные активы» числятся объекты без документального оформления, объекты, необоснованно отнесенные к нематериальным активам; в оценку нематериального актива включены расходы, не связанные с приобретением этого объекта учета; не ведется аналитический учет

о низком уровне внутреннего контроля в организации свидетельствуют следующие факты: не проводится инвентаризация нематериальных активов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, не соблюдаются сроки проведения инвентаризаций, установленные положениями учетной политики; результаты инвентаризации не оформлены соответствующей документацией; несвоевременно отражаются результаты инвентаризации в годовой бухгалтерской отчетности;

искажения финансовых результатов хозяйственной деятельности организации возникают в результате неправомерного установления сроков полезного использования;

начисления амортизации по категории нематериальных активов, по которым амортизационные отчисления не должны производиться; отнесения на себестоимость продукции амортизационных отчислений по объектам нематериальных активов, используемым в непроизводственной сфере;

нарушения методологии отражения операций выбытия нематериальных активов.

Нарушение методологии бухгалтерского учета операций с нематериальными активами может иметь существенные налоговые последствия.


Возможность контроля кредитной организации над нематериальным активом


Контроль над нематериальным активом - это способность кредитной организации обеспечить поступление будущих экономических выгод от его использования именно к ней. Контроль может быть продемонстрирован через ограничение доступа третьих лиц к указанным выгодам. Причем доступ может быть ограничен не только на основании прав, предоставленных законом, но также и благодаря сохранению информации в тайне (например, в случае с ноу-хау).

При этом нельзя не обратить внимание наших читателей на юридический аспект контроля над нематериальным активом. Рыночные и технические знания могут приводить к появлению будущих экономических выгод. Организация контролирует эти выгоды, если, например, такие знания защищены юридическими правами, в том числе авторским правом, ограничениями в торговом договоре (где это разрешено) или юридической обязанностью работников соблюдать конфиденциальность. Таким образом, контроль как неотъемлемая характеристика нематериального актива должен подтверждаться, в первую очередь, юридическими документами.

Весьма типичным для кредитных организаций является затраты на подготовку и переподготовку кадров. Как правило, кредитная организация располагает командой квалифицированного персонала и может быть способна идентифицировать дополнительные навыки персонала, ведущие к будущим экономическим выгодам в результате его подготовки. При этом организация предусматривает в трудовом договоре, что персонал будет в течение определенного периода предоставлять ей свои услуги. Однако, у кредитной организации, как правило, нет достаточного контроля за ожидаемыми будущими экономическими выгодами, которые могут быть получены при наличии квалифицированного и подготовленного персонала, для того, чтобы эти статьи соответствовали определению нематериального актива. По сходным основаниям конкретные достоинства управленческого или технического персонала вряд ли будут соответствовать определению нематериального актива, если только они не защищены законным правом их использования и получения ожидаемых от них будущих экономических выгод.

Аналогичным образом кредитная организация может обладать банком клиентов или определенной долей рынка. При этом она, естественно, рассчитывает, что имеющиеся потребители предоставляемых ею услуг продолжат приносить ей экономические выгоды и в будущем. Однако особые гарантии лояльности клиентов (которые могут быть закреплены как юридически, так и иными способами) обычно отсутствуют. Если так, то нельзя сказать, что кредитная организация в достаточной степени контролирует такие ресурсы, как списки клиентов, доли рынка, связи с клиентами, лояльность клиентов и т. п. Поэтому нет оснований считать их НМА.

Способность приносить экономические выгоды

Будущие экономические выгоды, проистекающие от нематериального актива, могут включать выручку от продажи товаров или услуг, экономию затрат или другие выгоды, являющиеся результатом использования актива организацией. Например, использование интеллектуальной собственности в производственном процессе может сократить будущие производственные затраты, а не увеличить будущие доходы.

Эти требования применяется как к приобретенным, так и к созданным внутри компании нематериальным активам. При этом МСФО 38 включает дополнительные критерии для признания нематериальных активов, созданных внутри компании.

Если нематериальный объект не отвечает как определению, так и критериям признания нематериальных активов, МСФО 38 требует, чтобы затраты на него признавались в качестве расхода по мере их возникновения. Однако если этот объект приобретен в результате объединения компаний, то он должен быть включен в стоимость гудвилла.

В бухгалтерском учете и отчетности актив признается в качестве нематериального, если он является идентифицируемым немонетарным активом, не имеющим физического содержания.

Следует отметить, что в пересмотренных положениях МСФО 38 определение нематериального актива было изменено, в результате чего данное определение более не зависит от предполагаемого способа использования актива: "в производстве или поставки товаров либо услуг, для предоставления в аренду другим лицам или для административных целей".

Предполагаемая область использования нематериального актива была значительно увеличена, что существенно облегчает его признание и учет. Вообще, надо сказать, что в МСФО достаточно мало формализованных и жестких критериев, вследствие чего все в большей степени базируется на профессиональном суждении и ожиданиях кредитной организации.

К нематериальным активам относятся следующие виды активов:

интеллектуальная собственность (приобретенные на стороне патенты, действующие лицензии, ноу-хау, авторские права) и аналогичные права и активы;

торговые марки;

программное обеспечение для внутреннего использования, приобретенное или, в отдельных случаях, разработанное самостоятельно;

гудвилл (деловая репутация);

незавершенные нематериальные активы.

Патент - это данное изобретателю или его правопреемникам право на коммерческое использование изобретения. Патент признается в качестве нематериального актива в случае, если он соответствует всем трем критериям признания МСФО 38.

Авторские права возникают при создании некоего произведения и являются интеллектуальной собственностью создателя такого произведения. Авторские права признаются нематериальными активами в случае, если данные произведения созданы не самой кредитной организацией.

Ноу-хау - это не подлежащее патентованию изобретение, например, процесс или технология проведения операций или предоставления услуг, дизайн или иное достижение, приносящее экономическую пользу.

Лицензия дает право на коммерческое использование запатентованных, либо защищенных авторскими и подобными правами предметов интеллектуальной собственности в обмен на уплату лицензионных платежей. Лицензия признается в качестве нематериального актива в случае, если она соответствует всем трем критериям признания МСФО 38.


Когда и как следует признавать нематериальный актив

Нематериальный актив должен признаваться только в том случае, если:

вероятно, что будущие экономические выгоды, относящиеся к этому активу, будут поступать в кредитную организацию;

стоимость актива поддается достоверной оценке.

Кредитная организация, признавая ту или иную статью в качестве нематериального актива, должна "доказать", что данная статья отвечает определению нематериального актива и критериям признания. Данное требование применяется к затратам, понесенным на начальном этапе в связи с приобретением или внутренним производством нематериального актива, а также к последующим затратам на его прекращение, частичную замену или обслуживание.

Следует отметить, что природа нематериальных активов такова, что во многих случаях приращение или частичная замена подобных активов не производится. Соответственно, большинство последующих затрат, скорее всего, будет обеспечивать ожидаемые экономические выгоды, заключенные в существующем нематериальном активе, не отвечая при этом определению нематериального актива и критериям признания. Кроме того, зачастую бывает трудно отнести последующие затраты непосредственно на конкретный нематериальный актив, а не на банк в целом.

Таким образом, последующие затраты, понесенные после первоначального признания приобретенного нематериального актива или после завершения внутреннего производства нематериального актива, лишь в редких случаях признаются в балансовой стоимости актива. Последующие затраты на торговые марки, титульные данные, издательские права, списки клиентов и аналогичные по сути статьи (как купленные, так и внутренне созданные) всегда признаются в прибыли или убытке по мере их понесения. Это является следствием того, что такие затраты нельзя отличить от затрат на развитие кредитной организации в целом.

Кредитная организация должна использовать профессиональные суждения для оценки степени определенности, связываемой с поступлением будущих экономических выгод от использования актива, исходя из данных, имеющихся на дату первоначального признания, и отдавая приоритет данным из внешних источников.


Первоначальная стоимость оценки нематериального актива


Нематериальный актив первоначально оценивается по себестоимости, которая включает сумму уплаченных денежных средств или их эквивалентов (справедливая стоимость другого возмещения), переданного в счет оплаты стоимости актива на момент его приобретения или сооружения.

Себестоимость - сумма уплаченных денежных средств или их эквивалентов, или справедливая стоимость другого возмещения, переданного в счет оплаты стоимости актива на момент его приобретения или сооружения, или, там где это применимо, сумма, относимая на такой актив при его первоначальном признании в соответствии с требованиями других Международных стандартов финансовой отчетности.

Себестоимость отдельно приобретенного нематериального актива, как правило, поддается достоверной оценке. Это именно так, когда возмещение при покупке предоставляется в форме денежных средств или других денежных активов.

Оценка НМА производится по затратам на приобретение (создание):

Приобретение НМА: затраты включают покупную цену, таможенные пошлины, невозмещаемые налоги, прочие прямые затраты на подготовку актива к эксплуатации, включая стоимость юридического сопровождения сделки. Процентные расходы (в т.ч. скрытые в разнице между ценой покупки в рассрочку и за наличный расчет) учитываются по МСФО 23 Затраты по займам

Приобретение в ходе объединения бизнеса: по МСФО 3 Объединение предприятий, актив признается по справедливой стоимости на дату объединения. НМА признаются и в тех случаях, когда они не были учтены в отчетности приобретаемой компании. Однако если стоимость НМА не может быть оценена (ни по рыночным ценам, ни экспертной оценкой) - НМА не признается, а включается в общий котел гудвилла. Кроме того, признание НМА не может вести к образованию (увеличению) отрицательной гудвилл

Приобретение за счет государственных субсидий: по МСФО 20 Учет государственных субсидий, возможна альтернатива: (а) признание НМА по справедливой стоимости (б) по сумме номинальной стоимости и иных прямых затрат

Обмен на разнородные НМА: по справедливой стоимости полученного актива за исключением случаев, когда (а) операция обмена не имеет коммерческого содержания, или (б) справедливая стоимость и полученного, и переданного актива не поддается достоверной оценке.

Обмен на однородные НМА (долю в однородном НМА): по балансовой стоимости переданного актива (без прибыли или убытка) с проверкой справедливой стоимости и, при необходимости - с последующим признанием обесценения (признанием убытка)

Внутренне созданная гудвилл не признается

Внутренне созданные торговые марки, права на публикацию, базы данных клиентов - не признаются

Себестоимость же приобретаемого нематериального актива включает:

цену приобретения за вычетом импортных пошлин и не возмещаемых налогов;

прямые затраты по приведению актива в рабочее состояние.

Примерами прямых затрат будут являться затраты на вознаграждение работникам, возникающие непосредственно в связи с приведением актива в его рабочее состояние, затраты на оплату профессиональных услуг, возникающие непосредственно в связи с приведением актива в его рабочее состояние, затраты на проверку надлежащей работы актива.


Товарный знак


Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц. Существует ряд условий, которым должно отвечать обозначение, чтобы быть признанным товарным знаком, т. е. стать объектом правовой охраны. В законе нет перечня таких необходимых условий, однако, их легко можно вывести. Итак, товарный знак - это условное обозначение (символ), который помещается на выпускаемой продукции, и заменяет подчас длинное и неудобное наименование изготовителя товара. Очевидно, что не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара. Далее, то или иное обозначение может быть признано товарным знаком лишь в том случае, если оно позволяет потребителю без труда узнать нужную ему продукцию и не спутать с аналогичной продукцией других производителей.

Поэтому необходимым условием правовой охраны знака является его новизна. Закон говорит нам, что новыми будут считаться лишь такие условные обозначения товаров, которые по своему содержанию не являются тождественными до степени смешивания:

с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров;

с товарными знаками других лиц, охраняемых без регистрации в силу международных договоров РФ;

с фирменными наименованиями (или их частью), принадлежащими другим лицам, получившим право на эти наименования ранее поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров;

с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в РФ, кроме случаев, когда они включены в товарный знак как неохраняемый элемент, регистрируемый на имя лица, имеющего право на пользование таким наименованием.

Из вышеперечисленного вытекает, закон РФ, как и большинство зарубежных закрепляет принцип не абсолютной, а относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков. Это означает, что регистрация того или иного обозначения в качестве товарного знака в каких-либо других странах не препятствует признанию данного обозначения товарным знаком в РФ, если иное не вытекает из международных соглашений, в которых участвует РФ.

Таким образом, сущность требования новизны заключается в том, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с товарными знаками, уже зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ или охраняемыми в РФ в силу международных соглашений. Тождественным признается обозначение, которое во всех своих элементах совпадает с уже известным товарным знаком и при этом относится к одному и тому же классу товаров.

Следует, однако, отметить, что гораздо сложнее обстоит дело тогда, когда речь идет о сходных обозначениях. В действующем законодательстве указывается в общих чертах на недопустимый уровень близости заявляемого обозначения уже известному - наличие между ними сходства до степени их смешивания. Данное указание довольно абстрактно, но все, же вносит некоторую ясность. Очевидно, в частности, что совпадение некоторых элементов обозначений не влечет за собой отказ в регистрации товарного знака.

И последнее, обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном порядке зарегистрировано.

Таковы требования предъявляемые законом к товарным знакам. Но нельзя не отметить, что исследователями выдвигаются и некоторые другие требования. Так, существует мнение, согласно которому не могут заявляться в качестве товарных знаков обозначения, не отвечающие эстетическим требованиям. Думается, что было бы поспешно согласиться с данным утверждением, так как из закона оно не вытекает и отказ в регистрации обозначения по мотиву его не художественности будет незаконным.


Знак обслуживания


Знаком обслуживания признается обозначение, способное отличить услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, какие предъявляются к товарным знакам. Иными словами, обозначение может быть признано знаком обслуживания, если оно носит характер символа, является новым и зарегистрировано в Патентном ведомстве. Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по своему правовому режиму. В частности закон РФ о товарных знаках не содержит ни одной нормы, которая бы распространяла свое действие только на товарные знаки или только на знаки обслуживания. Различаются они лишь по объекту маркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламирую товары определенных производителей, то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами. Следует, однако, заметить, что на практике указанное различие также нередко стирается, поскольку один и тот же знак может быть зарегистрирован на имя конкретного владельца и по классу товаров, и по классу услуг. В качестве примера можно сослаться на возможность одновременной регистрации обозначения, по классу товаров «Химические вещества промышленного назначения» и по классу услуг «Исследования в области химии». Знаки обслуживания, зарегистрированные для того или иного класса услуг, охраняются лишь в пределах видов услуг данного класса.


Этапы выполнения сквозной задачи


В начале работы программы «1С» является заполнение сведений об организации. Для этого нужно зайти в данную информационную базу, выбрать вкладку меню Предприятие/Организации. Далее - кнопка добавить. Здесь заполняются следующие реквизиты:

Наименование,

Основной банковский счет

ИНН, КПП, код ИФНС,

Дата регистрации,

Свидетельство о постановке на учет.

При нажатии на строку с наименованием банковского счета появляется новое окно, в котором можно добавить сведения о банке:

наименование счета,

банк, номер счета,

дата открытия,

вид, валюта (руб., доллары и т.д.)

В разделе контактная информация можно заполнить юридический, фактический, почтовый адрес, а также телефон организации. При наличии информации заполняются разделы Коды и Фонды.

Необходимо создать параметры учетной политики бухгалтерского учета. Для этого выбираем вкладку Предприятие/Учетная политика (бухгалтерский учет) и заполняем следующие параметры: период, способ оценки МПЗ (из списка: метод ФИФО, ЛИФО, по средней – выбирается - по средней).

Заполнение параметров учетной политики налогового учета. Команда Предприятие/Учетная политика (налоговый учет). В появившемся окне заполняем:

период,

способ оценки МПЗ (по средней),

момент определения налоговой базы НДС (по отгрузке или оплате – выбираем по отгрузке).

В графе специальные налоговые режимы есть две возможности: либо применяется упрощенная система налогообложения (УСН), либо организация ведется плательщиком налога на доход (ЕНВД), в нашем случае, при выборе ставим галочку напротив ЕНВД.

Настройка параметров учета: Меню/Предприятие/Настройка параметров учета, здесь есть следующие разделы:

общие,

валюты,

аналитический учет МПЗ,

аналитический учет расчетов с контрагентами,

производство,

обмен данными,

шаблоны телефонов.

В разделе Аналитический учет МПЗ выбирается Ведение складского учета в бухгалтерском и налоговом учете.

Заполнение сведений о деловых партнерах организации. Для этого необходимо выбрать вкладку меню Основная деятельность/Контрагенты. В появившемся окне создаем две группы: Покупатели и Поставщики. Для добавления в данные группы контрагентов организации нужно кликнуть два раза мышкой по названию и нажать кнопку Добавить. Сразу следует заполнить основные сведения о контрагентах, а именно: ИНН, КПП, наименование договора, взаиморасчеты (по договору в целом) и валюту

Теперь нужно добавить сведения о товарах и услугах, приобретаемых и реализуемых организацией: Основная деятельность/Номенклатура/Товары, здесь и заносим новую информацию о товарах. Нажимаем кнопку Добавить и в появившемся окне заполняем записи: краткое наименование товара (полное вводится автоматически), единицу измерения и ставку НДС. Также следует заполнить номенклатурную группу товара.

Ввод начальных остатков по счетам бухгалтерского и налогового учета: Проводки/Операция(бухгалтерский и налоговый учет). В верхней части заполняется дата, сумма операции, в окне бухгалтерского учета – необходимый счет, например 41.03, счет по кредиту выбирается вспомогательный 000, для субконто заполняем вид товара и количество. Не следует забывать, что если сальдо активное, то счет учета по дебету, пассивное – по кредиту.

Далее нужно оформить покупку товаров. Для этого открываем: Основная деятельность/Покупка/Поступление товаров и услуг. Кнопка добавить, и открывается окно ввода информации. Заполнить следующие реквизиты:

дата,

контрагент,

склад,

договор, а также из группы Товары

выбираем нужный из списка, а если этого товара нет, то сначала его следует добавить.

Счет заполняется автоматически, но его все равно стоит проверить. Также желательно заполнить тип цен, которые находятся в вкладке цены и валюта, и Счет – фактуру, она находится внизу окна и вызывается щелчком мышки, в которой необходимо заполнить дату и номер.

Выставление счета на оплату покупателю: Основная деятельность/Продажа/Счет на оплату покупателю и ввести следующие данные:

дата,

контрагент,

договор

, банковский счет, номер счета, дата открытия,

валюта,

в разделе дополнительно указываем КПП в платежных документах.

Но сначала необходимо добавить данные о банке: наименование, корреспондирующий счет, БИК, город, адрес, телефон. В разделе Товары выбираем необходимый товар, его количество, цена, НДС, остальное вычисляет программа. В панели Цена и валюта указывается тип цен. Для получения печатной формы на экране внизу окна выбирается операция получения печатной формы.

Оформление поступивших денежных средств на расчетный счет организации. Для этого выбираем: Банк и касса/Платежное поручение входящее. Затем добавить новый документ и указать:

дату,

плательщика,

банковский счет, сумму, договор, ставку НДС, статью ДДС,

подтверждение «Оплачено»;

в операции выбираем – оплата от покупателя.

Затем необходимо оформить факт продажи товаров: Основная деятельность/Продажа/Реализация товаров и услуг. Добавляем новую и указываем: дату, контрагента, склад, договор. Далее через Действия получаем счет на оплату покупателю и нажимаем заполнить. Все сведения появляются на экране. Внизу окна вводится Счет-фактура. Для получения печатных форм Расходной накладной и Счет фактуры внизу окна нажимается кнопка с аналогичным названием.

Теперь нужно перечислить денежные средства поставщику с расчетного счета организации, для этого выбираем: Банк и касса/Платежное поручение исходящее. Добавить новое платежное поручение, и заполнить следующие реквизиты:

дата,

подтверждение «Оплачено»,

получатель,

банковский счет, сумма, договор, статья ДДС (оплата поставщикам).

Далее выбираем: Действие/На основании/Поступление товаров и услуг. Все сведения появляются на экране. Для выбора печатной формы нажимаем на кнопку Платежное поручение, которое находится внизу окна.

Седующий этап – завершение периода месяца, он служит для подведения итогов: Основная деятельность/Закрытие месяца. Добавляется новый документ, в котором указывается дата и ставятся галочки напротив всех статей. Затем для просмотра бухгалтерских проводок выполняем: Перейти/Журнал проводок (бухгалтерский учет).

Получение данных по остаткам и оборотам счетов бухгалтерского и налогового учета может быть осуществлен различными способами, например составлением оборотно-сальдовой ведомости: Отчеты/Оборотно-сальдовая ведомость. В полученном окне указыть период и нажать кнопку Сформировать. Аналогично можно составить и оборотно-сальдовую ведомость по счету, в которой кроме периода указывается счет и после этого нажимается кнопка Сформировать. Так можно получить данные об оборотах на данном счете. Более того, через команды Отчеты/Анализ счета и Отчеты/Анализ субконто можно получить необходиые документы.

Формирование регламентированной отчетности, необходимой для налоговой и других проверок осуществляется через: Отчеты/Регламентированные отчеты. Различают:

Бухгалтерскую отчетность

Налоговую отчетность

Отчетность по физическим лицам

Отчетность в фондах

Для составления бухгалтерского баланса необходимо зайти в раздел Бухгалтерская отчетность, в котором есть различные подразделы: отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств, целевое использование денежных средств, приложение к балансу. Выбираем Бухгалтерский баланс, заполняем период, нажимаем ОК. Единицей измерения могут быть как руб., так и тыс.руб. В панели имеется функция Расшифровка, с подробными данными подсчетов по каждой строке: сальдо на начало и конец месяца по дебету, сальдо на начало и конец месяца по кредиту и итого. Также есть функция Настройка, которая предлагает сохранить расшифровку. Функция Выгрузить выгружает информацию из отчета в файл в утвержденном формате. В балансе существуют желтые строки, в которых информация заполняется вручную и зеленые, заполняемые автоматически. Для того, чтобы вывести печатную форму баланса на экран, необходимо нажать кнопку Печать, затем Печать бланка. Для сохранения документа в информационной базе нажимается кнопка Сохранить.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить, что многие вопросы, связанные с правовым регулированием и бухгалтерским учетом нематериальных активов, не получили необходимого нормативного закрепления, в связи с чем создают определенную сложность. При анализе нормативных актов различного уровня и практической деятельности многих организаций складывается впечатление, что понятием "нематериальные активы" пользуются во всех случаях, когда возникают затруднения с отнесением тех или иных объектов и расходов к определенным активам предприятия.


Приложения


Бухгалтерские проводки по учету нематериальных активов

Содержание операции

Первичные документы

Корреспонденция счетов

Дт

Кт

1

2

3

4

5

1 Поступил объект нематериальных активов от поставщика и первоначально учтен в составе капитальных вложений. Акт приемки-передачи, счет или договор, авторский договор. 08.5 60
2 Отражены дополнительные расходы (вознаграждение посреднику, бухгалтерские услуги,  консультационные услуги, плата за регистрацию), связанные с поступлением объекта НМА, и учтены первоначально в составе капитальных вложений. Счет или договор. 08.5 60,76
3 Отражен НДС по приобретенному объекту НМА и дополнительным расходам. Счет-фактура. 19 60,76
4 Оплачены по безналичному расчету счет поставщика и дополнительные расходы. Платежное поручение, выписка банка. 60,76 51
5 Оплачены наличными счет поставщика и дополнительные расходы. РКО, квитанция к приходному кассовому ордеру, чек ККТ. 60 50
6 Объект принят к учету в сумме всех затрат на его приобретение в качестве объекта НМА. Акт приемки, карточка НМА-1. 04 08.5
7 Списан НДС по поступившим и оплаченным материальным ценностям в зачет бюджету. Запись в книге покупок, счет-фактура, выписка банка. 68 19
8 Начислена амортизация (в зависимости от направления использования объекта) с отражением суммы амортизации на отдельном счете. Расчет бухгалтерии. 20, 23, 25, 26, 44 05
9 Начислена амортизация (в зависимости от направления использования объекта) с отражением суммы амортизации на счете НМА. Расчет бухгалтерии. 20, 23, 25, 26, 44 04
10 Списана амортизация выбывающего объекта НМА. Акт списания (передачи) НМА, расчет бухгалтерии. 05 04
11 Списана остаточная стоимость выбывающего объекта НМА. Акт списания (передачи) НМА, расчет бухгалтерии. 91 04

Пример.

1. Организация приобрела у лицензиара исключительное право на использование объекта нематериальных активов, стоимость которого определена в установленном порядке и учитывается на счете 04 "Нематериальные активы" стоимостью 50 тыс. руб.

2. Срок полезного использования - 5 лет, или 60 месяцев.

3. Списание амортизационных отчислений осуществляется ежемесячно

лицензиатом в размере 833 руб., за год - 10 тыс. руб. (50 000 руб. : 60 = 833 руб.), (50 000 руб. : 5 = 10 000 руб.).

При применении начисления амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка годовая сумма этих отчислений определяется исходя из остаточной стоимости на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной из срока полезного использования.




Список литературы

Федеральный закон "О бухгалтерском учете". ст.13 от 21.11.96 г. N129- ФЗ

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов»14/2007.

Бабаева Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов. – М.: Вузовский учебник, 2005.

Воронина Л. Учет нематериальных активов. – М.: Эксмо-Пресс, 2005.

Казин А.А. Нематериальные активы: бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Альфа-Пресс, 2004.

Шипова Е.В. Оценка интеллектуальной собственности: Учеб. пособие. - Иркутск: БГУЭП, 2003.

Малявкина Л.И. Учет объектов интеллектуальной собственности // Бухгалтерский учет. 2007. №3. – стр.28.

Международные стандарты финансовой отчетности М.: Аскери-АССА. - 1999.

Ржаницына В. Нематериальные активы в системе МСФО. // Консультант. 2005. №21. – стр.15.

Фомичева Л.П. Товарные знаки и знаки обслуживания :правовые основы,учет и налоги. //НАЛОГ*ИНФО. Москва, 2008


31




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинговый анализ как часть комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия
Реферат Растения используемые для кормления сельскохозяйственных животных
Реферат Совершенствование налогообложения налога на добавленную стоимость
Реферат Социалистическая политико-правовая идеология во второй половине XIX в.
Реферат Учение о государстве и праве в западной Европе в период разложения феодализма
Реферат Автоматизация технологической подготовки производства для малых инновационных предприятий в машиностроении
Реферат Место гражданского права в системе отраслей права. Признание сделки недействительной
Реферат Стратегический маркетинг на промышленном предприятии: подходы и проблемы
Реферат Приватизация государственных и муниципальных предприятий
Реферат Физические обоснования и методика проведения процедур. Аппараты для низкочастотной магнитотерапии
Реферат Аналіз розчинення азоту в рідких і тугоплавких металах при температурах до 3125К
Реферат Математическое моделирование экономических процессов на железнодорожном транспорте
Реферат Коммерческое кредитование предприятий
Реферат Диагностическое тестирование как механизм управления учебной деятельности в дистанционном обучении
Реферат Повесть Шинель