Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Дольник

Дольник

Вадим Руднев

Дольник
- стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности
в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизма и акмеизма. Дольник представляет
собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между
которыми может стоять либо один, либо два безударных слога. Общая схема дольника
такова: (0/2) - 1/2 - 1/2 - ... 0/2. "Нули" в начале и конце строки
означают возможность нулевого (дактилического) зачина и "мужской" концовки.
Дольники различаются по количеству метрических ударений в строке. Наиболее
часто встречаются 3-ударный и 4-ударный дольники. Вот пример 3-ударного дольника:


Были
святки кострами согреты, 2 - 2 - 2 - 1

И
валились с мостов кареты, 2 - 2 - 1 - 1

И
весь траурный город плыл 2 - 2 - 1 -

По
неведомому назначенью, 2 - 2 - 2 - 1

По
Неве иль против теченья, - 2 - 1 - 2 - 1

Только
прочь от своих могил. 2 - 1 - 2 - 

(Анна
Ахматова)

(Цифрами
обозначается количество безударных слогов, знаком "дефис" метрические
ударения.) Это так называемый анапестоидный (с анапестическим зачином)
3-ударный Д. В четвертой строке пропущено среднее метрическое ударение, которое
легко восстанавливается по контексту. Первая и четвертая строки совпадают с
ритмом чистого 3-стопного анапеста. Обратим внимание на эту особенность. Но
прежде, для полноты картины, приведем еще пример 4-ударного Д.:

Девушка
пела в церковном хоре - 2 - 2 - 1 - 1

О
всех усталых в чужом краю, 1 - 1 - 2 - 1 -

О
всех кораблях, ушедших в море, 1 - 2 - 1 - 1 - 1

О
всех, забывших радость свою. 1 - 1 - 1 - 2 - 


(Александр
Блок)

Кроме
4-ударности, размер в данном тексте отличается переменным (1 - или 2-ударным)
зачином и цезурой в середине строки.

В
дальнейшем ритмические особенности Д. мы будем для простоты рассматривать на
примере анапестоидного 3-ударного Д. - самого распространенного среди Д.

В
статье мы на примере 4-стопного ямба рассматривали ритмические варианты
стихотворного размера. Есть ритмические варианты и у Д. Рассмотрим общую схему
анапестоидного 3-ударного Д.:

2
- 1/2 - 1/2 - (0/1)

Единица
и двойка внутри строки могут давать четыре варианта: двойка + двойка, двойка +
единица, единица + двойка, единица + единица. Это и есть ритмические варианты
3-ударного Д.

I.
2 - 2 - 2 - 2 - (0/1) Были святки кострами согреты

Как
уже говорилось, первая форма совпадает с ритмом обыкновенного трехстопного
анапеста - "Я ломаю слоистые скалы".

II.
2 - 2 - 1 - (0/1) И валились с мостов кареты

III.
2 - 1 - 2 - (0/1) По Неве иль против теченья

Это
специфические дольниковые ритмические варианты - их ни с чем не спутаешь.

IV.
2 - 1 - 1 - (0/1) Зажигал последний свет

Эта
ритмическая форма совпадает с ритмом 4-стопного хорея, между тем как это -
строка из стихотворения Блока, написанного 3-ударным Д.

Входил
я в темные дали,

Зажигал
последний свет...

Но
эта же строка вписывается в структуру обыкновенного 4-стопного хорея,

Буря
мглою небо кроет,

Зажигал
последний свет...

V.
Пятой ритмической формой 3-ударного Д. условно считается строка Д. с
пропущенным средним метрическим ударением:

Отчего
душа так певуча 2 - 1 - 2 - 1

И
так мало милых имен 2 - 1 - 2 -

И
мгновенный ритм - только случай, 2 - 1 - 2 - 1

Неожиданный
Аквилон?

Последняя
строка и представляет собой пятую ритмическую форму Д.

Как
мы могли видеть, ритмика Д. не является изолированной. Она связана с ритмикой
3-сложников и - в меньшей степени - 2сложников.

Вообще,
все размеры в системе стиха взаимосвязаны. Так, даже 2-сложники и 3-сложники
связаны между собой. Например, неполноударная форма 4-стопного ямба с двумя средними
пропущенными ударениями может быть одновременно неполноударной формой
3-стопного амфибрахия:

Легко
мазурку танцевал

И
кланялся непринужденно.

Это
4-стопный ямб "Евгения Онегина". Переставим два первых слова:

Мазурку
легко танцевал

И
кланялся непринужденно.

Это
уже 3-стопный амфибрахий.

Можно
сказать, что множества ритмических форм 2-сложников и 3-сложников находятся в
отношении пересечения, что можно изобразить так: *

2-сложники

3-сложники


Мы
помним, что в Д. есть строки, которые совпадают со строками соответствующих
2-сложников и 3-сложников. Можно сказать, что множества 2-сложников и
3-сложников включены в множество дольников. *

2-сложники

3-сложники

Д.


Д.
наряду с акцентным стихом, полиметрией и верлибром был фактором, расшатывающим
классическую систему стиха и одновременно в духе неомыфологизма формирующем
своеобразный метрический интертекст, что особенно хорошо видно на примере
верлибра , каждая строка которого является метрической цитатой из какого-либо
размера. В более слабом виде это проявляется и у Д. Этот процесс мы назвали
верлибризацией стиха. Но в начале века был и противоположный процесс, который
мы назвали логаэдизацией . Д. очень легко подвергается логаэдизации, поскольку
в его специфических ритмических формах имеет место асимметричное расположение
ударных и безударных слогов, что и нужно для классического логаэда, который как
бы застывает в этой асимметрии, повторяющейся из строки в строку:

Кружевом,
камень, будь, - 2 - 1 -

И
паутиной стань: - 2 - 1 -

Неба
пустую грудь - 2 - 1 -

Тонкой
иглою рань. - 2 - 1 -

Будет
и мой черед - - 2 - 1 -

Чую
размах крыла. - 2 - 1 -

Так
- но куда уйдет - 2 - 1 -

Мысли
живой стрела? - 2 - 1 -

Здесь
3-ударный Д. (с дактилическим зачином) как будто застывает в своей второй
ритмической форме.
Список литературы

Жирмунский
В. М. Теория стиха. - Л., 1975.

Гаспаров
М. Л. Русский трехударный дольник ХХ века // Теория стиха / Под ред. В. Е.
Холшевникова. - Л., 1968.

Руднев
В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. - Рига,
1986.


Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Poland Essay Research Paper Geography Of PolandPoland
Реферат Разработка фирменного стиля и дизайна интерьера для ресторана Акрополь
Реферат Фінансування соціально-економічного розвитку регіону на прикладі Бабушкінського району
Реферат Трудовое учение Адама Смита
Реферат Алла кирилина неизвестный
Реферат Определение влияния ассортиментных сдвигов на себестоимость продукции
Реферат Коллективное творческое дело, как средство повышения социометрического статуса и самооценки младших подростков
Реферат Brian Foss Observation Essay Essay Research Paper
Реферат Особенности предупреждения краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством (кража, угон).
Реферат А. В. Степанова (г. Апатиты, Мурманская область) Важным ресурсом, обеспечивающим процесс воспроизводства на микроуровне, являются текущие активы предприятий. Состояние оборотных средств хозяйствующих субъектов оказыв
Реферат Contraceptives In High Schools Essay Research Paper
Реферат Романы-метафоры (по произведениям «И дольше века длится день» и «Плаха» )
Реферат Islam Essay Research Paper Islam
Реферат Розумовий розвиток старших дошкільників як психолого-педагогічна проблема
Реферат Международные стандарты аудиторской деятельности