Реферат по предмету "Криминология"


Особенности предупреждения краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством (кража, угон).

Теоретический вопрос:
Особенностипредупреждения краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или инымтранспортным средством (кража, угон).
Введение.
1.   Предупреждение преступности– одна из направлений в борьбе с преступностью.
2.   Содержание предупредительнойдеятельности, ее виды и этапы.
3.   Субъекты предупрежденияпреступности.
4.   Особенности предупреждениякраж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортнымсредством.
Заключение.
Практическое задание:
Приведитепримеры использования обобщающих показателей при анализе преступности вАмурской области за любой отчетный период.
1.   Социально-экономическая иоперативная обстановка на территории Амурской области за 1999 год.
2.   Общая характеристикапреступности.
3.   Преступность, связанная снезаконным оборотом наркотиков.
4.   Социально-криминологическаяхарактеристика преступности.
5.   Преступность в сфереэкономики.
6.   Состояние правопорядка вобщественных местах на улицах, дорожно-транспортной дисциплины и пожарнойбезопасности.
7.   Раскрытие и расследованиепреступлений, розыск преступников.

Теоретическийвопрос.
 
Введение.
 
            В криминологической и иной специальнойлитературе, а также официальных документах и публицистических материалахвстречаются понятия: уголовная политика, борьба с преступностью, война, контроль,противодействие преступности, предупреждение, профилактика и др. При этом досих пор каждое из указанных понятий вызывает научные споры и не можетоцениваться как достаточно определенное или, по крайней мере однозначное. Этосоздает значительные сложности как в уяснении смысла того, о чем идет речь вконкретном случае, так и в практической деятельности.
            Закаждым из терминов стоит разное содержание. Поэтому точное определениетерминологии – непременное условие четкости в решении проблемы борьбы спреступностью.
            Влитературе отмечалось, что трудно установить, кто впервые употребил термин«уголовная политика», но в 1804 году Фейербах говорил о ней как об ужесуществующем понятии и разграничивал его с уголовным правом. Об уголовнойполитике писали Хенке, Бентам, Бемер, Капплер, Лист, а в дореволюционной России– Чубинский, Фойницкий, Пионтковский, Таганцев, другие авторы. В 60 – 90 – егоды XX  века уголовной политике в России значительноевнимание уделяли многие авторы: А. А. Герцензон, В. Н. Кудрявцев, П. С. Дагель,М. М. Бабаев, Г. М. Миньковский, М. П. Клейменов и целый ряд других авторов.[1]А. А. Герцензон писал: «Уголовная политика – это часть общей политикисоциалистического государства наряду с политикой экономической,социально-культурной и т. д. Она направляет деятельность органовгосударственной власти и общественности в борьбе с преступлениями  и инымиобщественно опасными поступками, основываясь на точном исполнении законов»[2].
            Анализработ показывает, что всегда существовали два принципиально разных подхода кпониманию уголовной политики. Одни авторы исходили из того, что в рамкахуголовной политики решаются вопросы воздействия на преступления (преступность)уголовно-правовыми средствами, и, соответственно, данный подход разрабатывалсяв рамках социологии уголовного права (Фейербах, Лист и др.). Во второй половинеXX века в России этот подход также существовал[3].Но все-таки в 80-х годах преобладал второй.
            Сутьвторого подхода сводится к тому, что уголовная политика касается всех мервоздействия на преступность. Даже высказывалось утверждение, что понятие борьбыс преступностью не должно выводиться за пределы уголовной политики[4].Как отмечалось в научных дискуссиях, данный подход фактически отождествляетпонятия «уголовная политика» и «борьба с преступностью». Рассмотрим болееподробнее понятие «предупреждение преступности».
1. Предупреждение преступности – одна из направлений вборьбе с преступностью.
            Борьбас преступностью представляет собой органическое единство трех направлений: 1)общей организации борьбы, 2) предупреждения преступности, 3) правоохранительнойдеятельности. Что представляет собой термин «предупреждения преступности»?«Предупреждение преступности» – это принятый в криминологии термин, означающийцеленаправленное воздействие на причины и условия преступности. В работе«Теоретические основы предупреждения преступности», говориться, что«предупреждение преступности – многоуровневая система государственных иобщественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализациюпричин и условий преступности»[5].Это определение стало традиционным, оно же воспроизведено в «Курсе советскойкриминологии» (Т. 1. М., 1985), на него опираются при проведении исследованиймногие криминологи.
            Этоттермин, разумеется, не является бесспорным. Его критики пишут о том, что нельзяпредупредить то, что уже имеется, включая преступность. С этой точки зрениятермин безусловно уязвим, но он вошел в научный оборот и вряд ли имеет смыслреволюционно ломать устоявшийся понятийный аппарат. Наряду с этим терминомчасто употребляют другой – «профилактика». Одними авторами эти два понятиятрактуются как синонимы, другие видят в них различия (В. С. Лекарь, Г. А.Аванесов и др.). Практически все чаще о профилактике говорят применительно кпресечению конкретных преступлений, когда речь идет о своевременном обнаружениифактов замышления преступлений, приготовления к их совершению и реагировании наэти факты.
            Втаком виде профилактика служит как бы мостиком между предупреждениемпреступности в указанном выше классическом смысле и правоохранительнойдеятельностью.
            Предупреждениепреступности буквально означает предохранение[6]людей, общества, государства от преступлений. Исторические корни данного видасоциальной практики уходят далеко в глубь веков: с появлением первыхуголовно-правовых запретов и преступлений, как деяний, совершаемых вопреки им,стали действовать меры не только карательного, но и предупредительногопротиводействия.
            Внастоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплексразнообразных мер упреждающего воздействия.
            Вюридической литературе часто говорится о системе предупреждения преступности.Однако реальное состояние предупредительного «хозяйства» в современной Россиитаково, что понятие системы в данном случае применимо лишь с натяжкой. Прежняясистема (существовавшая в советское время) практически разрушена, а новой(соответствующей реалиям переходного периода) еще не создано. И в лучшем случаеможно говорить о том, что предупреждение преступности в настоящее времяпредставляет собой не более чем систему со слабыми, даже очень слабымивзаимодействиями. Полноценная система (как целостное образование, обладающееновыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих егокомпонентах) в данном контексте – в значительной мере дело будущего.
2. Содержание предупредительной деятельности, ее виды иэтапы.
Предупреждениепреступности – это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определеннымипризнаками целостности, являющийся неким единством в различиях. Отсюда великозначение его комплексного рассмотрения, выделение составляющих элементов, ихклассификации по различным основаниям, интергративной оценки, т. е. многого изтого, что присуще системному анализу.
            Попризнаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное (или общее)и специальное предупреждение преступности.
            Вслучае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества,совершенствование его экономических, политических, социальных и иныхинститутов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающихпреступность, объективно способствует ее предупреждению (путем ограничениясферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т. д.).
            Приэтом цель предупреждения преступности, скажем, перед экономическимипреобразованиями специально не ставится. Но эти преобразования, осуществляемыеради других (может быть, более высоких) целей, способствуют, например,вытеснению из жизни общества или уменьшения масштабов таких явлений, какнищета, безработица, детская беспризорность, бытовая неустроенность. Точно также не ради борьбы с преступностью осуществляется развитие духовной культуры, ноповышение ее уровня, несомненно, влияет на нравы, взгляды, интересы, мотивыдействий людей и многое другое, от чего зависит выбор между добром и злом,законопослушным и противоправным поведением.
            Вотличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляютсяцеленаправленно в интересах предупреждения преступности, т. е. они призванырешать задачи: устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов;оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведениечревато угрозой совершения преступления, и т. д. Таковыми являются, например,профилактические операции, проводимые органами внутренних дел, илиадминистративный надзор за определенными категориями лиц, освобожденных из местлишения свободы, и т. д.
            Взависимости от масштаба применения различают меры предупреждения: 1)общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам; 2) мерыпредупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам; 3)индивидуальные. Общегосударственные – это, например, меры предупрежденияпреступности, предусмотренные федеральными законами, действующими на всейтерритории России. Предупредительные мероприятия, относящиеся к большимсоциальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, региона(области, республики в составе Российской Федерации), применительно копределенному контингенту лиц (например, беженцам и вынужденным мигрантам).Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе – это выявлениеи устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретномпредприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например,переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностьюповедения. Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительноговоздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.
            Посодержанию меры предупреждения преступности могут быть экономическими, политическими,социальными, организационно-управленческими, культурно-воспитательными,правовыми и иными.
            Насыщениерынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевыеассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующихопределенной разновидности преступлений, это экономические меры предупрежденияпреступности (разного рода, уровня и масштаба).
            Примеромполитических мер предупреждения преступности служит решение  органов власти оразграничении полномочий федерального центра и субъектов Федерации в областиобщественной безопасности, охраны правопорядка.
            Ксоциальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоевнаселения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.
            Вкачестве организационно-управленческих мер предупреждения преступности можноуказать на его программно-целевое планирование или координацию субъектовпредупредительной деятельности.
            Культурно-воспитательныемеры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра исправедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральнойбезнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемоймассовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальнойраспущенности.
            Типичныйпример правовых (не только по форме, но и по содержанию) мер предупрежденияпреступности – применение норм уголовного закона с так называемой двойнойпревенцией (ст. 116, 119, 218, 222, 224, 240 УК РФ).
            Правовыемеры профилактики преступности включают:
1)   совершенствование уголовного,административного, трудового и других отраслей законодательства;
2)   наличие правовых запретов иограничений (например, регулирование торговли спиртными напитками,изготовления, приобретения, хранения, ношения оружия и т. д.);
3)   правовую регламентациюдеятельности объектов профилактики;
4)   воспитание правосознания, котороедолжно достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению;
5)   воспитание профилактическойактивности личности.
По объему и направленности примененияпредупредительных мер в соответствие с уровнями преступности и криминогенныхфакторов различают общую, особенную и индивидуальную профилактику.
Общие профилактические меры направлены на устранение,либо на нейтрализацию причин и условий преступности в целом.
Особенные меры осуществляются в рамках отдельных групппреступлений (например, совершаемых несовершеннолетними лицами, рецидивистами,корыстных, насильственных) и групп лиц, характеризующихся отрицательнымповедением (злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками и т. п.).
Индивидуальная профилактика представляет собойконкретизацию общесоциальных и специальных криминологических мер в отношенииотдельных лиц, которые:
а) не совершали противоправных действий, но находятся внеблагоприятных условиях и под влиянием их могут совершить такие действия;
б) ведут антиобщественный образ жизни. Совершаетуголовно ненаказуемые правонарушения, характеризуются формированием мотива иумысла на совершение преступления, подготовкой конкретного преступления;
в) начали осуществление преступления, но не довели егодо конца;
г) совершили преступление и могут допустить рецидив.
К техническим мерам относятся различные средства иприспособления, затрудняющие искажение количественных или качественныхпоказателей при производстве, отпуске, хранении, транспортировке материальныхценностей; фальсификацию банковских операций; препятствующих проникновению вхранилища и жилища с целью совершения хищений; противодействующие возникновениюпожаров и т. п. (различные измерительные приборы, автоматы для фиксированияпроизводственных процессов, средства сигнализации, автоматические записывающиеустройства и т. д.).
По стадиям принято выделять непосредственноепредупреждение, предупреждение рецидива преступлений. Обычно при этомиспользуются два признака, во-первых, время, отдаляющие лицо от моментавозможного совершения преступления; во-вторых, степень «социальнойиспорченности личности»[7].Формально логически такое деление возможно, но оно «размыто», отличается неопределенностьуказанных критериев.
Более значимо, с практической точки зрения, выделениев предупреждении преступности таких стадий (этапов), как профилактика,предотвращение, пресечение. Причем сразу следует оговориться, что эторазграничение проводится главным образом применительно к специальномупредупреждению преступности. Иногда указанные термины (особенно«предупреждение-профилактика», «предупреждение-предотвращение») употребляютсякак синонимы. Но наличие у преступности и отдельных преступлений сложного и,как правило, длительного генезиса, многообразие форм проявления криминальнойактивности (в виде не только непосредственно преступного, но и так называемогодо преступного поведения) и, соответственно, широкий спектр разнообразных мерпредупредительного воздействия на криминогенные факторы в зависимости от ихразвития по времени обуславливают необходимость четкого разграничения указанныхпонятий. Тем более что оно уже фактически проводится – хотя не в законе, ноиным путем, например, в ведомственных нормативных актах. В данном контекстепрофилактика – это меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию,ограничению сферы действия), причин, условий, других детерминант преступлений.
Под предотвращением понимается деятельность,направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. Этокачественно иная ситуация в генезисе преступного поведения: опасностьсовершения преступления возникает не вследствие того, что, например, конкретноелицо не работает, испытывает материальные затруднения и в то же времясистематически пьянствует, а из-за того, что оно уже выбрало объект длясовершения кражи, провело на нем «разведку», начало изготавливатьсоответствующие технические приспособления и т. д. Очевидно, что меры понедопущению в этих случаях преступлений будут существенно различаться (посубъектам, характеру, последствиям и другим признакам). В частности, если впервом случае уместны профилактические беседы работников милиции, оказаниепомощи в трудоустройстве, лечении от алкоголизма, то во втором – предотвращениюзамышляемого или подготавливаемого преступления лучше всего могутспособствовать усилия лиц, сотрудничающих с милицией на конфиденциальнойоснове.
Пресечение – это действия, обеспечивающие прекращениеуже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов придлящихся или так называемых серийных преступлениях. Здесь ситуация ближе всегок достижению преступного результата, и содержание мер по отвращению вреда илиопасности будет уже иным (например, устройство засады, задержание преступника споличным).
Цель во всех случаях одна – не допустить совершенияпреступления либо его повторения.
3. Субъекты предупреждения преступности.
            Задачиспециального предупреждения преступности решаются множеством субъектов: государственнымии негосударственными, специализированными и неспециализированными,различающимися по другим признакам. Круг этих субъектов определяется взаконодательном порядке.
            Кнеспециализированным государственным субъектам относятся прежде всего ПрезидентРоссийской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти. Ониформируют законодательную и иную нормативно-правовую основу специальногопредупреждения, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектовв этой деятельности, осуществляют ее финансовое, материально-техническое,кадровое и иное ресурсное обеспечение, планирование, контроль и иные функциивластного (государственно-правового) управления в данной области, а такженепосредственно проводят на различных уровнях целенаправленные мероприятия попредупреждению преступности.
/>

            Особуюроль и значение для достижения целей специального предупреждения преступностидеятельности многочисленных органов государственного контроля: Государственнойналоговой службы, Антимонопольного комитета, Госстандарта, Госторгинспекции,Государственной инспекции по контролю за ценами, Государственной инспекции пообеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, органы санэпиднадзора,лесной и рыбной охраны и др. В соответствии со своими полномочиями понаблюдению за исполнением законов в различных сферах (торговля, финансы,налоги, природопользование и т. д.) они используют разнообразные средства иметоды выявления правонарушений и реагирования на них. Эти меры препятствуютперерастанию непреступных правонарушений в преступные, способствуют устранению,ограничению действия широкого спектра криминогенных факторов.
            Большуюроль играют не только государственные и муниципальные предприятия, учреждениякультуры, здравоохранения, образования, но и частные, коммерческие структурыпроизводственного и иного назначения (особенно в плане обеспечения собственнойбезопасности). Функции финансового контроля, имеющего большое значение для предупрежденияэкономических преступлений, в настоящее время осуществляются какгосударственными органами, так и коммерческими структурами, органами ихуправления (коммерческими банками, аудиторскими фирмами).
            Кчислу неспециализированных субъектов относятся также различные общественныеформирования: политические партии, движения, фонды, религиозные организации.Например, представители религиозных конфессий занимаютсявоспитательно-профилактической работой с осужденными, проводятблаготворительные акции в отношении нищих, лиц без определенного местажительства, других социально неустроенных групп населения. Определенные задачирешают также уличные, квартальные, домовые комитеты, родительские советы школ,попечительские, благотворительные организации, не только государственные, но идействующие на общественных началах, частные медико-психологические, социальныецентры, семейные детдома и др.
            Кнегосударственным также относятся: общественные пункты охраны порядка,товарищеские суды, добровольные народные дружины, рабочие отряды по охранеобщественного порядка, комиссии предприятий по борьбе с пьянством, советыпрофилактики трудовых коллективов, общественные помощники прокуроров,следователей, внештатные сотрудники милиции и некоторые другие. Так, участиеграждан в работе указанных формирований должно осуществлятся без каких-либоразнарядок сверху, на подлинной добровольности и, как правило, на возмезднойоснове.
            Определеннуюроль выполняют органы (формирования), которые в настоящее время рассматриваютсякак общественно-государственные. Это наблюдательные, административные комиссии,комиссии по делам несовершеннолетних (окончательное формирование их новогостатуса должно произойти в процессе становления и развития местногосамоуправления).
            Нарядус органами власти значительный вклад в дело специально-криминологическогопредупреждения преступности должна вносить местное самоуправление. Этодостигается путем использования его полномочий по управлению муниципальнойсобственностью, утверждению и исполнению местного бюджета, решению иныхвопросов местного значения, но прежде всего и главным образом – поосуществлению охраны общественного порядка.
4. Особенности предупреждения краж и случаевнеправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством.
Рассматриваемые составы преступлений – кража инеправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством относятсяк категории преступлений против собственности.
Самымраспространенным преступлением в общем объеме преступности являются кражи. Вструктуре этого вида преступления количественно преобладают кражи имуществаграждан (треть из них — квартирные). Из общего числа зарегистрированных краж в1999 году (1 365 191) на все остальные виды краж, то есть когда потерпевшимявляется юридическое лицо, приходилось лишь 372 000.
На протяжении последних двух десятилетий наблюдалисьустойчивые негативные тенденции для увеличения числа рассматриваемыхпреступлений.
Неблагоприятные тенденции преступности в последниегоды обусловлены прежде всего прогрессирующим усилением кризисных явлений всоциально-экономической и политической сферах, ослаблением конституционныхгарантий правовой защиты интересов личности и государства, снижениемэффективности государственного, финансового, а также практически всех формсоциального контроля, несогласованностью действий законодательных иисполнительных органов всех уровней. Нарастающая конфликтность и нетерпимость вобществе, резкое снижение уровня жизни широких слоев населения, фактическийраспад потребительского рынка, рост безработицы не могут не оказывать крайненегативного воздействия на состояние общественного дознания, обусловливаязначительные деформации правового и экономического сознания представителеймногих социальных слоев общества.
Говоря о предупреждение краж и случаев неправомерногозавладения автомобилем или иным транспортным средством, как преступлений противсобственности в целом необходимо сказать, что основная роль в данном случаепринадлежит системе мероприятий общегосударственного уровня по стабилизацииэкономики, росту производства, достижению баланса экономической эффективности.Без этого практически все профилактические меры организационно-хозяйственного,управленческого, технического и организационно-правового характера едва лисмогут кардинально улучшить ситуацию.
Однако было бы неправильным полагаться исключительнона саморегулирующие способности экономики: в последние годы некоторымиучеными-экономистами высказывались взгляды, сущность которых заключалась впридании экономике гипертрофированных возможностей самодостаточной регуляциипрактически всех возможных дисфункций, в том числе и способности ликвидации«теневых» экономических отношений, включающих и экономическую преступность.Однако как наш собственный опыт, так и практика развитых стран зарубежья показывают,что сама по себе смена форм собственности в криминологическом плане отнюдь неявляется панацеей.
Для успешной реализации экономических мер профилактикинеобходимым становится, прежде всего, осознание важности борьбы с даннымивидами преступлений, научного выявления степени и форм обратного воздействияпреступности на социальную и экономическую сферы, обеспечивающего растущийуровень ее воспроизводства.
Антикриминогенным потенциалом обладают мероприятияобщесоциального уровня по снижению темпов процесса прогрессирующейимущественной дифференциации населения.
Важную роль в усилении профилактики краж и случаевнеправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством должнаиграть система криминологической экспертизы, основой которой могут статькомиссии, объединения, ассоциации независимых экспертов из числаспециалистов-криминологов, юристов, экономистов, социологов, ученых другихспециальностей и специалистов-практиков, осуществляющих постоянный экспертныймониторинг социальной эффективности действующего законодательства, различныхпрограмм экономического и социального характера, а также оценивающих ипрогнозирующих возможные последствия законопроектов с точки зрения ихкриминогенности (или антикриминогенности).
К комплексу организационно-технических мерпрофилактики относятся мероприятия, обеспечивающие охрану, учет, определениеколичественных и качественных показателей состояния имущества, движенияденежных средств, усовершенствования системы регистрации автотранспорта и т.д.Конкретной реализацией этих мероприятий является внедрение современныхкомпьютеризированных систем охраны складских, торговых и конторских помещений,квартир граждан, внедрение технических устройств, обеспечивающих охранутранспорта, внедрение единой всероссийской системы учета угнанных транспортныхсредств, установкой на транспортные средства противоугонных устройств и т.д.
В качестве важного мероприятия профилактическогохарактера можно назвать создание единой компьютерной системы учета информации олицах, когда-либо привлекавшихся к уголовной ответственности за подобныедеяния.
            Личностьпреступников, совершающих посягательства на собственность, характеризуетсябольшим разбросом уголовно-правовых, социально-демографических,нравственно-психологических и иных признаков (их сочетание). Это могут бытьзлостные преступники: многократные судимые рецидивисты, профессиональные воры,организаторы, участники устойчивых преступных формирований. Незаконноезавладение транспортным средством без цели хищения довольно часто совершаетсяподростками, только приобщающимися к преступной деятельности, но порой и лицамипричастными к организованной преступности, например, с целью использованияугнанного автомобиля для совершения убийства или бандитского нападения.
            Органывнутренних дел ведут работу в плане – выявления, анализа и обобщенияхарактерных методов совершения преступлений, связанных с незаконнымзавладением  транспортными средствами, способов и мест угона, сокрытия,разукомплектования, легализации, установление направлений передвиженияразыскиваемых транспортных средств, подготовки соответствующих информаций,рекомендаций, обзоров для всех подразделений ОВД и иных учреждений иорганизаций.
            ТакжеОВД осуществляют в целям предупреждения краж и угонов транспортных средствследующие мероприятия:
а)организацию единой системы контроля за соблюдением установленного порядкалицензирования деятельности предприятий по торговле и ремонту транспортныхсредств, получения и использования информации о работе таких предприятий;
б)подготавливает, координирует проведение специальных мероприятий по пресечениюхищений автотранспортных средств, выявлению мест отстоя, разукомплектованияпохищенных транспортных средств, их подготовки к легализации;
в)проведение оперативных мероприятий по пресечению и раскрытию хищенийавтотранспортных средств, совершенных организованными преступными группами, атакже носящих межрегиональный и межгосударственный характер;
г)разрабатывает предложения в соответствующие органы исполнительной власти пореализации комплексных мер по предупреждению преступных посягательств натранспортные средства, устранению объективных причин, способствующих ихсовершению;
д)организует взаимодействие со средствами массовой информации по предупреждениюпреступных посягательств на транспортные средства.
            Сцелью предупреждения преступлений против собственности в полном объемеиспользуются средства и методы виктимологической профилактики. Издавая ираспространяя брошюры, памятки, буклеты с информацией населению о возможныхпосягательствах на транспорт, о способах, уловках применяемых ворами, отехнических и иных вариантов охраны имущества.
            Предупреждениемкраж и угонов транспортных средств является организация охраняемых платныхавтостоянок, оборудованных соответствующими техническими средствами. В гаражныхкооперативах в этих целях применяются поочередные ночные дежурства. Большоеразвитие получило установка автосигнализаций различных модификаций с звуковой исветовой индикацией.
            ФедеральнойПрограммой РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994 – 1995г.г.предусмотрено восстановление и развитие общественных формированийправоохранительной направленности, в том числе по работе с несовершеннолетнимилицами и молодежью. Но этот процесс тесно связан с местными условиями ивозможностями, поэтому здесь существенно возрастает роль местногосамоуправления в интересах населения на основе своих материальных ресурсов,включая вопросы профилактической деятельности.
Заключение.
Социальная ценность предупреждения преступления вжизни общества представляет собой наиболее действенный путь борьбы спреступностью прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение(нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере этоупреждение самой возможности совершения преступлений. В процессе предупрежденияпреступления криминогенные факторы могут подвергаться направленному иненаправленному воздействию тогда, когда они еще не набрали силы, находятся взародышевом состоянии и поэтому легче поддаются устранению (нейтрализации,блокированию). Наряду с этим арсенал средств предупреждения преступностипозволяет прерывать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, недопускать наступления вредных последствий посягательств на общественныеотношения. Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы сней наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, вчастности без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции ибез применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.

Практическоезадание.
1. Оценкасоциально-экономической и оперативной обстановки на территории Амурской областиза 1999 год.
Население области составляет 1008,5 тыс. человек иимеет тенденцию к сокращению: в минувшем году оно сократилась на 6,8 тыс.человек или на 0,7%. Уменьшение численности населения обусловлено егоестественной убылью и миграционным потоком за пределы области.Продолжительность жизни по области составляет 58 лет, что на 2,5 % ниже, чем поРоссии. Соотношение городского и сельского населения составляет соответственно65,1 и 34,9 %.
Остается острой проблема неплатежей, не решены вопросыфинансового оздоровления экономики, создания новых рабочих мест. По данным 890предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта, сельскогохозяйства, образования, здравоохранения, культуры задолженность по заработнойплате составила 951,2 млн. рублей, только по милиции общественной безопасностизадолженность по денежному довольствию составили 28 млн. рублей. В критическомположении остается финансирование образования, здравоохранения и культуры. Избюджетов всех уровней не выплачено 389,6 млн. рублей. Сохранение сложившегосяуровня задолженности за 1998 год обусловило превышение общей суммызадолженности над фондом заработной платы предприятий и организаций, в которыхона имелась, в 5,2 раза.
За 1999 год произошло снижение объемов производства вугольной промышленности, добыча угля составила 64,3% объема производствапрошлого года. Объем продукции машиностроения и металлообработки увеличился на26,8%, производство деловой древесины – на 44,3 %, а пиломатериалов – на 10,9%.Активизация производства в лесной промышленности обусловлена в первую очередьвозросшим спросом на древесину в Китае, Японии, Северной и Южной Корее. На предприятияхцветной металлургии области золотодобывающий сезон складывался удачнее, чем в1998 году, золота добыто на 9,2 % больше.
Индекс потребительских цен по сравнению с прошлымгодом увеличился на 38,6%. Основной рост цен пришелся на непродовольственные товары.Цены на продовольственные товары (включая алкогольные напитки) увеличились от7,7 до 169,6%.
Уровень реальных располагаемых доходов населенияснизился на 19,6%. Денежный доход до 1000 рублей имеет 44,4% населения, свыше1600 рублей – 12,9%. В сравнении с другими регионами Дальнего Востока уровеньсредней зарплаты работников Амурской области по-прежнему самый низкий.
На крупных, средних и малых предприятиях областичисленность работающих составила 297,8 тыс. человек, что меньше аналогичногопериода прошлого года на 7,0%. Численность экономически активного населениясоставляет 512,7 тыс. человек, из которых 422,7 тыс. человек (82,4%) заняты вэкономике области и 90.0 тыс. человек (17,6%) не имели занятия иклассифицировались как безработные. Официально зарегистрировано в службезанятости 9,2 тыс. человек (1,8%) экономически активного населения.
В 1999 году в области зарегистрировано 66 забастовок,в которых приняло участие 4802 человека. Главной причиной забастовок остаетсянесвоевременная выплата заработной платы. Выдвигая, политические иэкономические требования, не проявляя экстремистской направленности наибольшейактивностью отличаются представители КПРФ.
2. Общая характеристика преступности.
Главной характеристикой состояния оперативнойобстановки в отчетном периоде явилось значительное увеличение количествапреступлений регистрируемых по всем линиям, линиям криминальной милиции имилиции общественной безопасности.
Рост числа регистрируемых преступлений произошел вдвадцати двух городах и районах области, в том числе и в областном центре.Общая раскрываемость преступлений возросла по сравнению прошлогодней на 1,4%(74,4%), в то время как раскрываемость преступлений компетенции криминальноймилиции осталась на уровне прошлогодней.
За истекший период на территории областизарегистрировано 23218 (+20,3%) преступлений всех линий, в том числе 18164(+19,8%) – по линии криминальной милиции. На 22,0% возросло число преступленийпо линии милиции общественной безопасности. Более 17% прироста составляютпреступления экономической направленности, что свидетельствует об увеличенииактивности подразделений милиции общественной безопасности на данномнаправлении.
Число оконченных расследованием преступленийувеличилось на 21,2% (с 13661 до 16562). Снижение зарегистрировано только вТындинском ГРОВД и Октябрьском РОВД.
В 22 ГРОВД произошло увеличение числа регистрируемыхпреступлений, наиболее значительное в УВД г. Благовещенска (+37,0%),Завитинском (+36,7%) и Тамбовском (+34,9%) РОВД, Шимановском (+33,3%) ГРОВД.
На фоне общего увеличения зарегистрированныхпреступлений особо выделяются совершенные лицами, ранее их совершавшими, ростсоставил 28,5%, а удельный вес данной категории преступлений в числе оконченныхувеличился с 37,2% до 39,2%.
В городах Белогорск и Свободный половина всехоконченных преступлений совершенны лицами, ранее их совершавшими.
На 20,5% увеличилось количество преступлений,совершенных несовершеннолетними и с их участием. В г. Благовещенске,Михайловском, Тамбовском, Завитинском, Селемджинском, Свободненском,Мазановском и Шимановском районах темпы роста подростковой преступностизначительно опережают темпы роста общей преступности.
Количество преступлений, совершенных в группах,увеличилось на 24,7%. Наиболее значительный рост групповой преступностизарегистрирован в Белогорском ГОВД (+126,1%), Михайловском (+74,4%), Тамбовском(+38,1%) районных отделах внутренних дел, Шимановском ГРОВД (+61,5%) и УВД г.Благовещенска (+47,4%), а в Завитинском РОВД самый высокий удельный весгрупповых преступлений – 29,2%./> />
Структура преступлений против личности.
В структуре преступности, по-прежнему, доминируюттяжкие и особо тяжкие преступления, удельный вес которых в общем числезарегистрированных составляет 68,2%. При этом возросли кражи (+26,8%), разбои (+15,1%),грабежи (+18,3%), причинение тяжкого вреда здоровья (+1,0%).
Почти пятая часть всех умышленных убийств и покушенийна них в области зарегистрирована в г. Благовещенске, где их число увеличилосьна 8,1% (с 37 до 40).
Возросло число преступлений, совершенных с применениеморужия – со 115 до 127, в том числе умышленных убийств – с 17 до 20.
Структура и динамика преступлений, совершенных сприменением оружия.
/>

Высока доля имущественных преступлений (61,2%),количество которых увеличилось на 25,8% (с 11301 до 14219). Большая их часть(83,8%) приходится на кражи всех видов собственности. Основной рост затронулкражи чужого имущества, которые увеличились на 29,0%. На 12,4% возросли кражииз квартир, на 12,8% — кражи транспортных средств, на 16,6% — кражи скота.Количество краж с баз, магазинов, других торговых точек увеличилось на 6,7%.
Продолжает обостряться проблема краж изделий и ломацветных металлов. Их количество по сравнению с 1998 годом возросло на 221,2% исоставило 880. Установленный материальный ущерб, причиненный этимипреступлениями, превысил 870 тыс. руб.
В целях стабилизации обстановки, связанной с ростомкраж изделий и лома цветных металлов, на территории области повсеместно триждыпроводились оперативно-профилактические операции «Металл». В результатеактивизации работы раскрываемость этих преступлений по сравнению с 1998 годомувеличилась с 67,7% до 74,7%.
При улучшении в целом по области раскрываемости этойкатегории преступлений, резко снизили результаты деятельности на данном направленииМагдагачинский (-40,0%), Селемджинский (-25,0%), Серышевский (-33,3%),Ромненский (-13,7%), Свободненский (-13,0%), Константиновский (-17,9%) районныеотделы внутренних дел.
Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что и втекущем году острота проблемы краж цветного металла не спадает, так какнеоднократные попытки взять ситуацию под контроль и установить действеннуюответственность для лиц, допускающих нарушения порядка сбора, реализации ипереработки лома цветных металлов, сводятся на нет в связи с отсутствиемнеобходимой федеральной законодательной базы.
Не менее сложной является обстановка с кражами скота.В течении года зарегистрировано 778 преступлений данного вида, что на 16,6%больше, чем за 1998 год. Их раскрываемость составила 48,1%, что несколько хуже,чем в предыдущем периоде. Наибольшее количество этих преступленийзарегистрировано в Белогорском, Ивановском и Тамбовском районах. При этомзначительно ухудшилась работа по раскрытию краж скота в Ивановском (-16,3%),Михайловском (-13,0%), Ромненском (-17,9%) отделах внутренних дел.
3. Преступность, связанная с незаконным оборотомнаркотиков.
Значительное влияние на формирование криминальнойобстановки на территории области оказывает распространение наркомании.
Увеличилось количество выявленных наркопреступлений. Сотрудниками подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков вовзаимодействии с другими подразделениями ОВД области выявлено 2108преступлений, что на 11,7% больше по сравнению с 1998 годом. Удельный веспреступлений, связанных с наркотиками в общем числе зарегистрированных по линиикриминальной милиции составляет 12,0%. Наибольшее их количествозарегистрировано в УВД г. Благовещенска, Белогорском и Свободненском ГОВД,Белогорском, Бурейском, Октябрьском, Ивановском, Благовещенском, Михайловском,Тамбовском РОВД и Шимановском ГРОВД.
Ситуацию с незаконным оборотом наркотиков осложняет нетолько количественные, но и качественные изменения наркопреступности. В 1999году выявлено 206 фактов сбыта наркотических средств и сильнодействующихвеществ, что на 23,0% больше, чем за 1998 год. Лучших результатов на этомнаправлении работы добились сотрудники подразделений по борьбе с НОН УВД г.Благовещенска, Свободненского ГОВД, Октябрьского, Тамбовского, Тындинского,Михайловского отделов внутренних дел.
Возросло количество изымаемого из незаконного оборотаопия. Так если в 1997 году изъято 276 грамм опия, то в 1998 – 1116 гр., а в1999 году изъято уже более 5 килограммов.
Усилиями всех служб ОВД из незаконного оборота изъятосвыше 9 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Втом числе 8,8 т. – марихуаны, 119 кг. – гашиша, 13,7 кг. – гашишного масла.
Анализ результатов работы за 1999 год свидетельствуетоб омоложении наркопреступности. Несовершеннолетними и при их участии совершено164 преступления связанных с наркотиками, что на 110% больше, чем в 1998 году.
Зафиксированы факты участия в наркобизнесе гражданиностранных государств. За сбыт опия к уголовной ответственности привлеченочетверо граждан Северной Корее. В городе Тында у гражданина КНР изъят опий вособо крупных размерах. В Тамбовском районе у гражданина Азербайджана изъятогашишное масло в особо крупном размере.
В период проведения операции «Мак – 99» выявлено иуничтожено 263 посева наркотикосодержащихся растений. За выращивание мака иконопли к уголовной ответственности привлечено 29 граждан, в административномпорядке наказано 234 человека. Принятыми организационно-практическими мерамидикорастущая конопля уничтожена на 247 га или 27,0% от общих площадей,засоренных копоноплей (918,8 га). За непринятие мет по уничтожению сорняков(дикорастущей конопли) к административной ответственности привлеченной 1619землепользователей. К уголовной ответственности привлечено 338 наркокурьеров, втом числе 41, прибывших в Амурскую область из других регионов Дальнего Востока.С мая по октябрь к уголовной ответственности за совершение преступлений,связанных с наркотиками привлечено 1099 граждан, составлен 1961административный протокол по линии незаконного оборота наркотиков, изъято свыше4 тонн наркотического зелья.
В ходе проведения первого и второго этапов операции«Допинг» возбуждено 10 уголовных дел по фактам нарушения правил оборотанаркотических средств и психотропных веществ. Выявлено и задокументировано 8фактов хищения и вымогательства наркотиков.
4. Социально-криминологическая характеристикапреступности.
В процессе раскрытия и расследования преступленийустановлено 7595 (+16,8%) лиц, их совершивших, из них 7030 (+24,9%) привлеченык уголовной ответственности. Их удельный вес в числе всех выявленныхпреступников увеличился на 6,4% и составил 92,6%.
Число установленных преступников, ранее совершавшихпреступления, в целом по области увеличилось на 22,0%, а их удельный вес вструктуре всех выявленных преступников увеличился с 31,1% до 32,5%.
Структура рецидивной преступности.
/>

/>

Количество установленных несовершеннолетних участниковсовершения преступлений возросло на 11,4%, при этом их удельный вес снизился с13,2% до 12,4%. Наиболее значительно увеличилось число несовершеннолетнихучастников преступлений в Михайловском (+100,0%) и Селемджинском (+90,0%) РОВД,Шимановском ГРОВД (+68,8%).
В возрасте 14-15 лет совершили преступления 237(+19,3%) подростков, в возрасте 16-17 лет – 637 (+11,1%). В момент совершенияпреступления 183 (+3,4%) несовершеннолетних находились в состоянии алкогольногоопьянения, 158 (-3,6%) совершали преступления ранее, 122 (-23,8%) из нихсовершали преступление неоднократно. Увеличилось число подростков, совершившихпреступления в группах, 307 (+14,6%) из них совершили преступление в группахтолько несовершеннолетних, 252 (+17,8%) – в группах совместно со взрослыми, 6(-14,3%) – в составе организованных преступных групп. Среди всех установленныхнесовершеннолетних преступников 412 (+17,7%) или 47,1% от их общего числа –учащиеся. Не имеют постоянного источника дохода 285 (-0,3%) подростков, ихудельный вес в общем числе снизился на 4% и составил 32,6%.
Установлено 2934 (+27,7%) лиц, совершившихпреступления в группе. Удельный вес данной категории преступников в общем числевсех выявленных участников совершения преступлений увеличился с 35,3% до 38,6%.Более высоким, значительно превышающим средний по области, этот показательявляется в Константиновском (49,0%), Завитинском (54,2%), Ромненском (48,0%)районных и Райчихинском (49,0%) городском отделах внутренних дел.
Количество участников групповых преступленийувеличилось в 19 горрайорганах, при этом наибольший рост числа выявленныхучастников групповых преступлений зарегистрирован в Шимановском ГРОВД(+138,4%).
Более половины (60,7%) всех выявленных преступников намомент совершения преступления не имели постоянного источника дохода, 2464(+12,1%) лица совершили преступления, находясь в состоянии алкогольногоопьянения. Удельный вес этой категории преступников, по сравнению с 1998 годомснизился на 1,4% и составил 32,4%. В Завитинском и Селемджинском РОВД,Шимановском ГРОВД этот показатель превышает 50%.
5. Преступность в сфере экономики.
За 12 месяцев 1999 года на территории области выявлено829 (+16,9%) преступлений экономической направленности, предварительноеследствие по которым обязательно. На этом фоне снизили показатели выявленияэкономических преступлений Шимановским ГРОВД (-10,5%), Ромненский (-20,0%) иСковородинский (-7,1%) РОВД.
Нагрузка по выявленным преступлениям на одногосотрудника БЭП по сравнению с 1998 годом возросла на 15,6% и составила 7,4преступления.
При общем росте выявленных экономических преступленийнесколько увеличилось (+23,0%) количество совершенных в крупном и особо крупномразмере. В то же время не выявлено ни одного преступления указанной категорииБлаговещенским, Константиновским, Михайловским, Сковородинским, Октябрьским,Ромненским, Свободнинским, Мазановским РОВД и Шимановским ГРОВД.

С 508 до 504 снизилось количество выявленныхтяжких и особо тяжких экономических преступлений компетенции криминальноймилиции, наибольшее снижение допущено в Зейском ГРОВД (-38,7%), УВД г.Благовещенска (-15,6%), Благовещенским РОВД (-16,6%), Сковородинском ГОВД(-14,6%). В Магдагачинском РОВД из 12 выявленных двумя сотрудниками БЭПпреступлений, только 3 относятся к категории тяжких.
На 34,5% (с 87 до 117) увеличилось число экономическихпреступлений, совершенных в группах. На 8,2% возросло количество дел по экономическимпреступлениям, оконченных расследованием и направленных в суд. Такжеувеличилось по сравнению с 1998 годом, с 91,6% до 96,6% возмещениематериального ущерба, причиненного преступлениями, по оконченным уголовнымделам.
Более чем в 1,5 раза возросло количество пресеченныхфактов незаконного оборота драгоценных металлов. Из незаконного оборота изъято5488,64 грамма промышленного золота, 15,93 кг высокопробного техническогосеребра, 333,4 грамма очищенной платины, 5 грамм палладия, 5 грамм изотопа платиновойгруппы осмия – 187, 6 грамм осмия, 1,04 карата алмазов всего на общую сумму11588689 рублей.
На 84,0% увеличено число выявленных преступлений всфере топливно-энергетического комплекса, на 19,3 % — в финансово-кредитнойсистеме (при этом предпринятые оперативно-профилактические меры способствовалиснижению на 39,8% общего числа зарегистрированных фактов сбыта поддельныхденежных знаков). Количество пресеченных преступных проявлений должностных лицв сфере органов власти и управления увеличилось на 73,1% в том числе на 14,3%возросло число выявленных фактов взяточничества.
Значительный объем работы проделан органами внутреннихдел области по реализации Указа Президента РФ от 06.10.1998 г. № 1199 «Обусилении государственного регулирования в сфере производства и оборотаэтилового спирта и алкогольной продукции» и одноименного ПостановленияПравительства РФ № 1159, последующих нормативных актов, регулирующих отношенияв этой сфере.
Динамика экономических преступлений.
 /> />
В результате осуществленных совместно с другимиправоохранительными и контролирующими органами оперативно-профилактическихмероприятий в сфере незаконного оборота алкогольной продукции выявлено ипресечено 31 преступление, по которым возбуждены уголовные дела, 14 из них внастоящее время окончены производством. Материальный ущерб, причиненный даннымипреступлениями, составил 2,7 млн. рублей. Помимо этого, выявлено более 4,5тысяч различных правонарушений. На нарушителей наложено штрафов на сумму более557 тыс. рублей. Выявлено и ликвидировано 30 подпольных цехов по незаконномуизготовлению алкогольной продукции.
Всего по области из незаконного оборота изъято более290 тысяч литров алкогольной продукции на сумму свыше 14 млн. рублей, из нихконфисковано свыше 143 тысяч литров.
Принятые меры позволили увеличить долю реализациилегально произведенной на территории области алкогольной продукции до 67,0%, асуммарные выплаты амурских производителей в бюджеты различных уровней составилиболее27 млн. рублей.
Подводя итоги работы подразделений БЭП за 1999 год,можно сделать вывод, что некоторое улучшение показателей оперативно-служебнойдеятельности свидетельствуют об активизации работы по выявлению экономическихпреступлений горрайорганами внутренних дел, однако, такое улучшение достигаетсявсе еще не повышением оперативного потенциала службы, а в большей степениработой по традиционным составам преступлений.
6. Состояние правопорядка в общественных местах и наулицах, дорожно-транспортной дисциплины и пожарной безопасности.
В прошедшем году состояние правопорядка в общественныхместах и на улицах заметно ухудшилось по сравнению с 1998 годом. За истекшие 12месяцев зарегистрировано (+3,1%) преступления, совершенных в общественныхместах. Наиболее значительное увеличение этой категории преступлений и впроцентном, и в количественном выражении зарегистрировано в УВД г.Благовещенска, Белогорском РОВД, Шимановском ГРОВД и Свободненском ГОВД. Вструктуре преступности в общественных местах по-прежнему преобладают корыстныеи корыстно-насильственные преступления -–кражи и грабежи, при этом удельный вескраж увеличился с 12,7% до 13,6%, а грабежей с 32,9% до 36,5%.
На улицах, в скверах и площадях совершено 537 (-3,8%)преступлений, в том числе 1 (-80,0%) умышленное убийство, 29 (-3,3%) причиненийтяжкого вреда здоровью, 48 (-23,8%) краж всех видов собственности, 233 (+12,6%)грабежа, 14 (+27,3%) разбоев и 99 (-25,6%) хулиганств. Наибольшее число уличныхпреступлений – 33,1%, совершены в период с 18 до 24 часов.
Анализ деятельности служб и подразделений в раскрытиипреступлений, совершенных в общественных местах и на улицах свидетельствует онизкой эффективности работы дежурных частей, подразделений ППСМ и других служб,задействованных в системе единой дислокации.
За истекшие 12 месяцев в г. Благовещенске, гдесосредоточены наиболее значительные силы милиции, при содействии дежурной частине раскрыто ни одного преступления, совершенного в общественных местах и наулицах. Сотрудниками патрульно-постовой службы раскрыто 19 преступлений,совершенных в общественных местах, т. ч. 14 на улицах. Всего по области из 564оконченных преступлений, совершенных в общественных местах, при содействиидежурных частей раскрыто 30, патрульно-постовой службы – 53, ГИБДД – 13, ОВО –28.
В течении 1999 года к административной ответственностиза различные правонарушения привлечено 275437 (-22,4%) человек. Снижениеобусловлено переориентацией подразделений ГИБДД на выявление более тяжкихадминистративных правонарушений.
За нарушение антиалкогольного законодательствапривлечено 53429 (+16,6%) человек, из них оштрафовано 17256 на сумму 335 тыс.рублей, при этом взыскаемость штрафов по сравнению с 1998 годом, снизилась на2,3% и составила 61,5%.
Количество лиц, привлеченных к административнойответственности за мелкое хулиганство, снизилось на 1,6% и составило 14271человек. Снижение результатов работы по выявлению и пресечению этихправонарушений отмечается в Райчихинском ГОВД, Завитинском, Магдагачинском иСковородинском РОВД.
На территории области завершилась оперативно-профилактическаяоперация «Вихрь-антитеррор». В ходе которой сотрудниками органов внутренних делсовместно с сотрудниками ФСБ, других заинтересованных ведомств, осуществленкомплекс мероприятий, направленных на повышение антитеррористическойустойчивости объектов жизнеобеспечения, жилых зданий повышенной этажности,других потенциально опасных объектов. Осуществлено свыше 552 тысяч проверокобъектов, в том числе 305 тысяч – жилищной сферы, 17,6 тысяч – объектовжизнеобеспечения. Выявлено 10377 преступлений, из которых раскрыто 6851, с томчисле 5430 – по «горячим следам». По подозрению в совершении преступленийзадержано 2232 человека, 484 преступника из числа ранее объявленных в розыск.Из незаконного оборота изъято 456 единиц огнестрельного оружия, более 12 тысяч боеприпасов,70 кг взрывчатых веществ, 24 взрывных устройств, свыше 6,2 тонн наркотическихсредств.
Сложной сохраняется обстановка на дорогах области. Втечение года произошло 1041 (+1,0%) дорожно-транспортное происшествие, вкоторых 150 (-4,5%) человек погибло и 1181 (+0,5%) получил ранения. Тяжестьпоследствий автоаварий снизилась с 11,8 до 11,3. Значительный рост числа ДТПзарегистрирован в г. Тынде и Тындинском районе (+44,7%), г. Шимановске иШимановском районе (+15,4%), Селемджинском (+166,7%), Серышевском (+11,5%) иБлаговещенском (+11,1%) районе.
Структура и динамика дорожно-транспортныхпроисшествий.
/>
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Причинами дорожно-транспортных происшествийпо-прежнему остаются превышение скорости, нарушение правил проездаперекрестков, нарушение правил обгона и недисциплинированность пешеходов. Повине последних в прошедшем году произошло 271 (+16,3%) происшествий, в которыхпогибли 38 (+26,7%) и получили травмы различной степени тяжести 247 (+16,0%)человек.
В результате осуществления комплекса предупредительныхмер заметно снизился детский дорожно-транспортный травматизм. Количество ДТП спострадавшими детьми сократился на 6,3%.
В минувшем году осложнилась обстановка с обеспечениемпожарной безопасности. Зарегистрировано 2714 (+0,6%) пожаров, прямой материальныйущерб от которых составил 12757 тыс. рублей (-16,3%). Однако при незначительномувеличении общего количества пожаров число погибших при них людей увеличилось с87 до 117 (+34,5%). В огне и дыму погибли 2 (-75,0%) ребенка, травмировано 72(-20,0%) человека.
Наибольшая доля пожаров (68,8%) приходится на жилойсектор и производственные здания (5,2%).
Количество пожаров в среднем по области на 10 тыс.человек составило 26,7 случая. В 11 городах и районах этот показатель превышаетсредний по области, наиболее значительно в городах Благовещенска (28,1) иСвободном (29,9), Благовещенском (43,6), Магдагачинском (31,5), Бурейском(30,5) и Ромненском (32,6) районах.
7. Работа с личным составом органов и подразделенийвнутренних дел.
Состояние дисциплины и законности.
В прошедшем году основные усилия руководства УВД,управления кадров, руководителей горрайорганов и подразделений на местах былинаправлены на реализацию положений Концепции кадровой политики МВД РФ.
В соответствии с приказами МВД РФ № 517-97г., №77-99г. и УВД № 017-99г. переобъявлена структура и штатная расстановка аппаратаУВД и подведомственных ему подразделений. Полностью ликвидирован ОМОН. Всего за1999 год сокращено 523 единицы аттестованного состава и 114 вольнонаемных.
Структура нарушений дисциплины по видам.
/>

В течении года на службу принят 461 человек, в томчисле на должности начальствующего состава – 192, на должности рядового имладшего начсостава – 269.
На основе анализа текучести кадров приняты меры поустранению причин, способствующих увольнению молодых сотрудников, в результатечего в текущем году молодых сотрудников уволено на 57,7% меньше, чем за 1998год. На 1,3% меньше уволено сотрудников по отрицательным мотивам.
Некомплект личного состава в УВД по состоянию на 01января 2000 года составил 144 единицы (2,0%). Наибольшую часть некомплектасоставляют вакансии участковых инспекторов милиции – 13 единиц, из них почтиполовина приходится на Архаринский РОВД – 6 единиц. Остается высоким некомплектв подразделениях уголовного розыска и охранно-конвойной службы.
За 12 месяцев к мерам дисциплинарного воздействияпривлечено 1208 сотрудников (+1,2%), из которых за пьянство 163 чел. (-23,8%).На 2,1% (со 140 до 143) возросло число нарушений законности. К дисциплинарнойответственности за различные нарушения служебной дисциплины привлечены 155участковых инспекторов (+38,3%), 167 сотрудников ГИБДД (-1,7%), 133вневедомственной охраны (+17,6%), 127 охранно-конвойной службы (+15,4%).Приняты меры общественного воздействия в отношении 416 сотрудников (+34,2%). Поотрицательным мотивам уволено 69 человек.
Было осуждено 2 сотрудника.
8. Раскрытие и расследование преступлений, розыскпреступников.
Активизировалась роль служб в раскрытии преступлений.В 1999 году раскрыто 16562 (+21,2%0 преступлений. Остаток нераскрытыхпреступлений на фоне роста общей преступности, увеличился на 18,9 %. На 21,3%возросло число нераскрытых преступлений, раскрытых сотрудниками криминальноймилиции, на 21,7% — милиции общественной безопасности.
Общая раскрываемость преступлений улучшилась посравнению с 1998 годом на 0,4% и составила 74,4%. Раскрываемость преступленийкомпетенции криминальной милиции сохранилась на уровне предыдущего года –67,8%.
Улучшилась раскрываемость умышленных причинений тяжкоговреда здоровью (88,8%; +1,8%), грабежей (69,7%; +4,0%), мошенничеств (60,2%;+1,9%), хулиганств (89,3%; +2,8%).
Вместе с тем, в пяти горрайорганах – УВД г.Благовещенска, Благовещенском, Магдагачинском, Завитинском РОВД и СвободненскомГОВД удельный вес расследованных преступлений ниже, чем в среднем по области,самый низкий – 61,8% в УВД г. Благовещенска.
За истекший год в области остались нераскрытыми 18умышленных убийств, 41 факт причинения тяжкого вреда здоровью, 47 разбоев, 264грабежа, почти 5 тысяч краж всех видов собственности. Недостаточно эффективнопроводилась работа по раскрытию поджогов, снизилась раскрываемость умышленныхубийств.
Сократился вклад в дело раскрытия преступленийсотрудников уголовного розыска Бурейского РОВД (-3,1%) и Тындинского ГРОВД(-2,1%). В ряде горрайорганов снизилась результативность использованияполучаемой оперативной информации.
Количество уголовных дел, принятых следователями ксвоему производству, увеличилось на 16,3%. Всего в производстве находилось21424 уголовных дела, что выше аналогичного показателя предыдущего года на13,9%. Нагрузка на следователей
Э при нормативе 30 уголовных дел, в среднем по областисоставила 45 дел. Наибольшая нагрузка, от 50 до 66 уголовных дел была вследственных подразделениях УВД г. Благовещенска, Белогорского и СвободненскогоГОВД, Константиновского, Магдагачинского, Завитинского и Тамбовского РОВД,Шимановского ГРОВД.
Количество уголовных дел, оконченных производством,увеличилось на 17,4%.
В результате реализации мер, направленных на повышениекачества следствия, удельный вес уголовных дел, возвращенных на дополнительноерасследования, уменьшился на 1,6% и составил 5,9%. Также снизился удельный весдел, расследованных в срок свыше 2-х месяцев.
При улучшении в целом по области большинствапоказателей работы следственных подразделений, в их деятельности продолжаютиметь место существенные недостатки.
В следственных подразделениях при Ивановском,Селемджинском, Благовещенском, Завитинском и Зейском отделах внутренних делудельный вес уголовных дел, оконченных в сроки свыше установленных законом,составляет от 35,8% до 41,1%.
С 2725 до 2960 (+8,6%) вырос остаток не расследованныхуголовных дел, при этом наибольший прирост, от 38,9% до 110,9% произошел вБлаговещенском, Селемджинском, Белогорском районном, Октябрьском, Михайловском,Завитинском и Константиновском отделах внутренних дел.
В следственных подразделениях Свободненского ГОВД,Благовещенского и Магдагачинского РОВД резко увеличилось количество уголовныхдел, возвращенных на дополнительное расследование.
Просчеты и недостатки в организации взаимодействияследствия и оперативных служб при раскрытии преступлений явились одной изпричин того, что в 5 следственных подразделениях области приостановлены какнераскрытые более 30,0% уголовных дел. Это УВД г. Благовещенска, СвободненскийГОВД, Благовещенский, Завитинский, Магдагачинский РОВД.
В анализируемом периоде несколько улучшилась работа порозыску преступников и лиц, без вести пропавших. В розыске находилось 1672(-8,5%) преступника, скрывшихся от дознания, следствия и суда, из них 1170(-7,8%) объявлено в розыск в текущем году. Установлено 1203 (-8,2%), процентрозыска составил 71,9% (+0,2%). Вместе с тем в 15 горрайорганах работа порозыску преступников ухудшилась, в 11 основной показатель качества розыскнойработы – удельный вес установленных лиц от всех, находившихся в розыске,меньше, чем в среднем по области. Наиболее низкие результаты имеютСелемджинский (39,1%), Мазановский (58,3%), Сковородинский (60,4%), Бурейский(63,8%), Михайловский (64,3%) и Тамбовский (68,5%) районные отделы внутреннихдел.
Установленный вес установленных лиц, пропавших безвести, увеличился с 57,6% до 65,9%. Заметно активизировалась работа на данномнаправлении в Благовещенском, Архаринском и ряде других отделах внутренних дел.В то же время Селемджинским РОВД в течении года установлено одно лицо из 8находящихся в розыске.

Список использованной литературы:
1. Криминология. /Под ред. Долговой А.Н. – М.: ИНФРАНорма-М, 1997.;
2. Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф.Кузнецовой,Г.М.Миньковского. – М.: БЕК, 1998.;
3. Криминалогия: Учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева,В.Е.Эминова  — М.: Юрист, 1995.;
4. Шнайдер Г.И. Криминология. Перевод с нем. /Подред. Л.О.Иванова  — М.: Прогресс – Универс, 1994.;
5. Приказ МВД от 17.02 94г. «О мерах по усилениюборьбы с преступными посягательствами на автотранспортные средства»;
6. Гагарин Н. Н. И др. К проблеме борьбы с кражами иугонами автотранспортных средств // материалы научно-практической конференции«Ракрытие преступлений: состояние, проблемы, перспективы.» М., 1993.

СОДЕРЖАНИЕ
План                                                                                                                                      1
Теоретический вопрос:
Особенности предупреждения краж и случаевнеправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством (кража,угон).
Введение.                                                                                                                              2
1.Предупреждение преступности – одна из направлений в борьбе
спреступностью.                                                                                                                2
2.Содержание предупредительной деятельности, ее виды и этапы.                     4
3.Субъекты предупреждения преступности.                                                              7
4.Особенности предупреждения краж и случаев неправомерного
завладения автомобилем или иным транспортным средством.                              9
Заключение.                                                                                                                         11
Практическое задание:
Приведите примеры использования обобщающих показателейпри анализе преступности в Амурской области за любой отчетный период.
1.Социально-экономическая и оперативная обстановка на
территории Амурской области за 1999 год.                                                                12
2.Общая характеристика преступности.                                                                      13
3.Преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков.                          15
4.Социально-криминологическая характеристика преступности.                                    16
5.Преступность в сфере экономики.                                                                             17
6.Состояние правопорядка в общественных местах на улицах,
дорожно-транспортнойдисциплины и пожарной безопасности.                           19
7.Работа с личным составом органов и подразделений внутренних дел.
Состояниедисциплины и законности.                                                                           21
8.Раскрытие и расследование преступлений, розыск преступников.                    23
Списокиспользованной литературы.                                                                            24


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.