Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Человек и время в рассказах Л. Н. Андреева

Человек и время в рассказах Л. Н. Андреева

Творчество
Леонида Николаевича Андреева, так волновавшее современников, служившее
предметом полемики и породившее обширную критическую литературу, несомненно,
должно быть отнесено к числу наиболее сложных и противоречивых явлений в
истории русской культуры конца XIX — начала XX века.

Писатель
большого таланта, оригинальный художник со своим романтико-трагическим видением
мира, Леонид Андреев в яркой и своеобразной форме запечатлел некоторые из
существенных черт переломной исторической эпохи глубокого кризиса капитализма и
периода назревших пролетарских революций, резко рвущих с предшествующими
традициями и насильственным путем преобразовывающих общество.

Леонид
Андреев оставил богатое и разнообразное художественное наследие. Талантливый
фельетонист и автор тонких психологических новелл, созданных преимущественно в
ранний период творчества, он был также одним из ведущих драматургов своего
времени. Он создавал многоплановые философские трагедии, писал бытовые пьесы и
мелодрамы, сочинял озорные сатирические миниатюры.

Наибольший
интерес у читающей публики всегда вызывали его повести и рассказы.

Первые
рассказы были написаны Андреевым в духе традиций критического реализма:
“Жили-были”, “Молчание”, “Кусака”, “Весной”. В основе сюжета оказывалось
какое-то небольшое событие, случай, нечто, что способствует пониманию гуманного
начала в одних и бесчеловечного в других. Но какой бы ни была действительность,
Андреев испытывал страстное стремление к возвышенному и светлому, искал их и в
жизни, и в человеческой душе.

В
рассказах Андреева всегда добро одерживает моральную победу над злом и
несправедливостью. Носителями нравственного начала предстают существа
страдающие, бедные, но честные, праведные. Условием их человечности является
непричастность к социальному механизму ни в качестве командующего, ни в
качестве исполнителя. Социальное неблагополучие жизни с особой силой
представлено в рассказах о детях. Андреев считает жестоким тот мир, где
приходится существовать его хрупким, с нежными сердцами героям рассказов:
“Петька на даче”, “Ангелочек”, “Гостинец”. По сути, эти дети лишены самого
светло го — детства. В других своих рассказах Андреев показывает, как жизнь
опустошает людей, превращая их в скучающих рабов обыденности. Это чаще всего
бедный люд и те, кого принято считать “отбросами общества”. Пронзительной
жалостью наполнена последняя сцена рассказа “Баргамот и Гараська”: рыдающий
взахлеб Гараська, к которому впервые в жизни обратились по отчеству, с
уважением...

В
реалистических рассказах Андреева уже появляются два мира — мир
действительности и мир добра и света, куда стремятся попасть герои.
Обыкновенный человек, оказавшийся в орбите “мирового зла”, подчиняется антигуманным
законам общества, сливается с враждебным для него миром, теряет
“естественность”, обретает качества, делающие его частицей “мирового зла”. В
рассказах “У окна” и “Большой шлем” воссоздан приблизительно один и тот же тип
отношений героя со средой, с миром действительности, когда герой отрекается от
самого себя, осознавая, что жизнь для него — страх и ужас. Подчиняясь тому
высокому чувству, которое недоступно для созерцания и понимания, осознавая
тщетность противостояния этой высшей силе, главный герой уходит в мир иллюзий с
надеждой там найти спасение.

В
рассказе “Большой шлем” закон, норма, рок обретают символико-фантасмагорические
черты. Будни настолько обесценивают духовное содержание человеческой жизни, что
она становится похожа на игру, в которой заключен смысл жизни персонажей. В
дальнейшем творчестве Андреев будет широко пользоваться образом маскарада, где
человек — всего лишь маска или марионетка. Из этой страшной игры нет выхода.
Разговоры партнеров игры в винт, даже смерть одного из них — ничто не может
остановить действие бессмысленного закона. В конце рассказа “Большой шлем”
сливаются воедино сарказм и крик боли, ирония и вопль отчаяния.

В
одном из лучших рассказов Л. Андреева — “Жили-были” (1901) — одинаково страдают
от неустройства жизни умирающий купец Кошеверов и молодой студент. Вновь
затронутая писателем проблема жизни и смерти находит в целом оптимистическое
разрешение. Смерть купца Кошеверова — это только эпизод в потоке вечно
обновляющейся жизни.

Проблемы
добра и зла, судьбы и счастья, жизни и смерти — все это иногда решается в двух
пластах: реальное тесно переплетается с фантастическим, мистическим, а
некоторые произведения представляют собой аллегорические и символические
картины с отвлеченным обобщением. Своеобразное преломление нашла эта тема в
повести “Жизнь Василия Фивейского”. Герой рассказа — сельский священник, от
природы одаренный спо собностью сострадать людям. Во время исповедей он услышал
столько неподдельного горя и крайнего отчаяния в словах горожан, приходивших к
нему, что усомнился в разумности мироустройства и божественном милосердии.
Странным и зловещим кажется реальный мир, где возможна трагедия крушения веры.
Повесть завершается катастрофой — разочарованный в жизни ее герой, отец Василий
Фивейский, погибает.

Второе
издание рассказов, дополненное произведениями “Стена”, “Набат”, “Бездна” и
“Красный смех”, подтвердило, что как настоящий писатель Андреев уже
сформировался. Он не был ни декадентом, ни символистом. У него свой
неординарный метод. Его умонастроения — это трагедия одинокой личности, которую
утрата веры в Бога, величайшая утрата всей эпохи, поставила перед лицом
абсурда. Андреев ищет разгадку бытия в самой жизни, сталкивающей мировую волю с
человеческим разумом.

Беспокойная
душа писателя метким словом откликалась на все события, потрясавшие общество. В
“Рассказе о семи повешенных” Андреев напоминает о неизбежности
возмездия,пала-чам. Эта тема была вызвана разгулом черносотенного
контрреволюционного террора. “Хочется крикнуть: „Не вешай, сволочь!" — так
писатель определил гражданское предназначение своего произведения.

Андреев,
чутко улавливавший знаки общественного подъема и предчувствовавший скорые
перемены, писал накануне революции: “Вид России печален, дела ее ничтожны, а
где-то уже родился веселый зов к новой, тяжелой революционной работе...” Но сам
смысл октябрьских событий не был понят писателем. Осталась вера в то, что
русский народ “сумеет свое стремление к свободе заключить в более разумные
формы и принести истинную свободу не только себе, но и всему миру”.

Принадлежа
всем складом своего мышления к той части русской интеллигенции, которая в
кризисную эпоху напряженно искала выхода из социальных конфликтов
действительности, но так и не смогла связать своих вольнолюбивых,
демократических устремлений с пролетариатом и его идеологией, Леонид Андреев
был обречен на постоянные колебания между “осанной” и “анафемой” жизни,
находившимися в прямой зависимости от подъемов и спадов волн русского
освободительного движения. Выделявшийся среди писателей-современников особой
остротой образно-эмоционального восприятия действительности, он подверг
страстной критике буржуазный строй, его мораль и “цивилизацию”. Вместе с тем
Леониду Андрееву по существу всегда оставались чужды идеалы идущего на смену
капиталу социалистического общества. И это оборачивалось подлинной трагеди ей
для писателя, мыслителя и художника, ибо обличение им язв и пороков
современного ему буржуазного мира лишалось исторической перспективы. Более
того, все темное, злое, отталкивающее, что видел вокруг себя

Л.
Андреев, приобретало в его восприятии грандиозные, “космические” масштабы.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Административно-правовое обеспечение порядка пребывания иностранных граждан в российской федерации (на материалах сибирского федерального округа)
Реферат Химическое и биологическое оружие
Реферат Хроника Летних Олимпийских Игр
Реферат Themes In American Literatue From 18651914 Essay
Реферат Аль Хорезми - выдающийся математик и астроном
Реферат Drugs 3 Essay Research Paper DrugsDrugs are
Реферат Анализ ассортимента и экспертиза качества алкогольной продукции, вырабатываемой ОАО Белвино
Реферат The Great Gatsby Essay Research Paper Reflections
Реферат Reasons For The Revolution Essay Research Paper
Реферат Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению
Реферат «Математическое моделирование»
Реферат Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы
Реферат Комаром комитат
Реферат История России начала 20 века
Реферат Методическая разработка "Ток-шоу Толерантность - путь к миру"