Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Мое отношение к поэзии В. Брюсова

Мое отношение к поэзии В. Брюсова.

Мне
кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока
“серебряного века”. И сам он как личность резко отличается от современных ему
поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, с хитринкой, очень волевой
человек. Этот облик возник у меня после прочтения мемуаров о нем и различных
литературоведческих статей, где его имя так или иначе фигурировало. Его не
любили, как О. Мандельштама, Вяч. Иванова, И. Северянина или Е. Бальмонта. В
нем, видимо, не было определенного личного обаяния. Как, впрочем, нет обаяния в
городском пейзаже. Я уверена, что на любой, пусть даже самый красивый город
никто не взглянет с таким умилением, как на сельский пейзаж.

Такое
направление его творчества было подготовлено семейными традициями. Воспитывали
Брюсова, как он вспоминал, “в принципах материализма и атеизма”. Особо
почитавшимися в семье литераторами были Н. А. Некрасов и Д. И. Писарев. С
детства Брюсову прививались интерес к естественным наукам, независимость
суждений, вера в великое предназначение человека-творца. Такие начала
воспитания сказались на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Брюсова.

Основой
поэтической практики и теоретических взглядов молодого Брюсова на искусство
стали индивидуализм и субъективизм. В тот период он считал, что в поэзии и
искусстве на первом месте сама личность художника, а все остальное — только
форма. Другой темой Брюсова стала тема города, прошедшая через все творчество поэта.
Продолжая и объединяя разнородные традиции (Достоевского, Некрасова, Верлена,
Бодлера и Верхарна), Брюсов стал, по сути, первым русским поэтом-урбанистом XX
века, отразившим обобщенный образ новейшего капиталистического города. Вначале
он ищет в городских лабиринтах красоту, называет город “обдуманным чудом”,
любуется “буйством” людских скопищ и “священным сумраком” улиц. Но при всей
своей урбанистической натуре Брюсов изображал город трагическим пространством,
где свершаются темные и непристойные дела людей: убийства, разврат, революции и
т. д.

Стихи
Брюсова перекликались со стихами сверхурбаниста Маяковского. Брюсов пытается
предрекать падение и разрушение городов как порочного пространства, но у него
это получается хуже, чем у Маяковского или, например, у Блока. Протест против
бездушия городской цивилизации приводил Брюсова к раздумьям о природе,
оздоравливающих начал которой поэт не признавал в своем раннем творчестве.
Теперь он ищет в природе утраченную современным человеком цельность и гармоничность
бытия. Но следует отметить, что его “природные” стихи значительно уступают его
урбанистической лирике.

С
большой художественной силой миру растворенной в городе пошлости противостоит у
Брюсова поэзия любви. Стихи о любви сгруппированы, как и стихи на другие темы,
в особые смысловые циклы — “Еще сказка”, “Баллады”, “Элегии”, “Эрот,
непобедимый в битве”, “Мертвые напевы” и другие. Но мы не найдем в
стихотворениях этих циклов напевности, душевного трепета, легкости. У Брюсова
любовь — всепоглощающая, возведенная до трагедии, “предельная”, “героическая
страсть”. За Брюсовым, как известно, всю жизнь влачился темный хвост различных
сплетен и слухов. Он появлялся в самых шумных ресторанах, имел романы с
известными дамами. Во времена новых революционных преобразований в городе
наступила довольно неуютная и тревожная жизнь, нищета была всеобщей. Но Брюсов
относился к атому с присущим ему сарказмом. Недаром в свое время было написано:


Прекрасен,
в мощи грозной власти,

Восточный
царь Ассаргадон

И
океан народной страсти,

В
щепы дробящий утлый трон.

В
поэзии Брюсова город неотделим от его личности, и в трагедийности города,
прежде всего, чувствуется трагедия самого автора, для которого нередко трагедии
превращаются в фарс.

Поэт
с живой страстью откликался на все важнейшие события современности. В начале XX
века русско-японская война и революция 1905 года становятся темами его
творчества, во многом определяют его взгляд на жизнь и искусство. В те годы
Брюсов заявлял о своем презрении к буржуазному обществу, но и к социал-демократии
проявлял недоверие, считая, что она посягает на творческую свободу художника.
Однако в революции Брюсов видел не только стихию разрушения, он воспевал
счастливое будущее “нового мира” как торжество “свободы, братства, равенства”:

Поэт
— всегда с людьми, когда шумит гроза,

И
песня с бурей - вечно сестры...

Стихи
Брюсова о первой русской революции, наряду со стихами Блока, являются
вершинными произведениями, написанными на эту тему поэтами начала века. А вот в
годы реакции поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего
пафоса. Перепеваются старые мотивы, усиливается тема усталости и одиночества:

Холод,
тело тайно сковывающий,

Холод,
душу очаровывающий...

Все
во мне — лишь смерть и тишина,

Целый
мир — лишь твердь и в ней луна.

Гаснут
в сердце невзлелеянные сны,

Гибнут
цветики осмеянной весны...

Но
и в этот период творчества поэт продолжает славить человека-труженика, искателя
и созидателя, верит в будущее торжество революции. Послеоктябрьские стихи
Брюсова открывают последний период его литературного пути, представленный
сборниками “В такие дни”, “Миг”, “Дали”. Поэт ищет новые художественные формы
для выражения нового поворота в своем мировоззрении и для воссоздания в
искусстве революционной действительности (“Третья осень”, “К русской
революции”).

Оригинальное
художественное творчество Брюсова не ограничивается стихами. Зная основные
классические и европейские языки, Брюсов активно занимался переводами. Он
переводил Метерлинка, Верлена, Гюго, Эдгара По, Верхарна, Райниса, финских и
армянских поэтов. В Брюсове помимо дара художника жил неукротимый дух
исследователя, который искал рационалистические “ключи тайн” к самым
сокровенным человеческим чувствам, а также стремился понять причины рождения
новых форм в искусстве, логику их развития. Брюсов внес значительный вклад в
русскую культуру; современные читатели благодарны ему за то, что он своим
творчеством создавал эпоху “серебряного века”, эпоху блистательных достижений
отечественной поэзии.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ численности, продуктивности ивыход продукции молочного стада коров
Реферат Экономическое развитие ведущих капиталистических стран в конце 19 века
Реферат Гармония цвета
Реферат Электронный документооброт страхового общества
Реферат Оценка конкурентоспособности сотового телефона и разработка маркетингового исследования
Реферат Спасательные работы в районах стихийных бедствий
Реферат Галисия королевство
Реферат Государственность у Восточных славян
Реферат Отрицание и средства его выражения в английском языке
Реферат Линейные блоковые коды
Реферат Специфика "Политического гиперпространства" метрополии на рубеже XX и XXI столетий
Реферат Анализ кредиторской задолженности 2
Реферат Философское движение в России. XVIII век
Реферат International LawA Essay Research Paper Australia Territory
Реферат Этическая мысль Нового времени. Этический рационализм Спинозы