Реферат по предмету "Технология"


Гармония цвета

Гармония цвета. Существует три основных цвета - красный, жёлтый, синий. Давайте нарисуем равносторонний треугольник, каждую вершину которого последовательно обозначим основными цветами (рис. 196). Известно, что и все остальные цвета получаются при смешивании основных цветов: красный + жёлтый= оранжевый; жёлтый + синий= зелёный; синий + красный= фиолетовый.
Нарисуем ещё один точно такой же треугольник, только вершиной вниз. Вершины треугольника обозначим цветами, полученными при смешивании основных цветов. Итак, вершины первого, нарисованного нами треугольника обозначены цветами, которые называются основными. Вершины второго треугольника обозначены дополнительными цветами. А теперь давайте рассмотрим, в каком порядке происходит дополнение основных цветов и что это означает. Из каждого вершины основного цвета проведём стрелку в противоположную вершину дополнительного цвета, и мы четко увидим цветовые пары: красный- зелёный; жёлтый - фиолетовый; синий - оранжевый. Иными словами, зелёный цвет является дополнительным к красному, фиолетовый - к жёлтому, а оранжевый - к синему. Как один цвет может дополнить другой? Дополнять - это, значит, усиливать друг друга, как бы вызывать основным цветом появление дополнительного цвета. Можно проделать такой опыт. На белой бумаге нарисуйте красный круг и в течение полминуты пристально всматривайтесь в него. Вы увидите, как вокруг него появляется светящийся зелёный ореол. При этом красный цвет, частично превращаясь в свою противоположность (зелёный цвет), становится ещё ярче. Например, красная роза на зелёной ткани выглядит ярко, сочно. Или вспомните, как загораются жёлтые купавки на фиолетовом поле цветущего мышиного горошка. В данном случае речь идёт о цветовом контрасте. Цветовой контраст – это резко выраженная противоположность двух цветов. Найти гармоничное сочетание двух контрастных цветов очень трудно. Здесь необходимо учитывать два фактора: последовательный цветовой контраст и одновременный цветовой контраст. В последовательном цветовом контрасте цвета рассматриваются один после другого. Так, в нашем примере с красной розой на зелёной ткани мы рассматриваем розу через зелёную ткань или янтарное украшение через фиолетовую ткань. Иными словами, большое количество дополнительного цвета всегда удачно гармонирует с небольшим количеством основного цвета, и наоборот. Эта гармония более спокойная, нежели цветовая гармония, которая сопровождается явлением одновременного цветового контраста, где цвета рассматриваются одновременно. Например, одинаковое количество синего и оранжевого, жёлтого и фиолетового, очень сильно и беспокойно действует на человека. Чаще всего эти сочетания используются в спортивной одежде. Однако добавление к ним белого или чёрного, нейтрального, цвета резко меняет цветовое впечатление. Поэтому художники – модельеры часто используют чёрно-белую контурную отделку. Если применять белый контур, контрастная цветовая гармония становится более нежной, если же применять чёрный контур, цвет достигает предельной выразительности, изделие становится монументальнее. Эти моменты особенно необходимо учитывать при работе с ситцевой мозаикой и изонитью. Надо добавить, что смешение чёрного с белым даёт серый цвет, с которым прекрасно уживаются контрастные цвета. Итак, Что же всё- таки такое цветовая гармония? Это, прежде всего согласованность цветов между собой и их соответствие характеру объекта, иными словами, цветовая гармония- это равновесие цветовых пятен. Однако количество типов цветового равновесия и связей между цветами, а также способов построения гармонической цветовой целостности может быть неограниченным и зависит от многих факторов: индивидуальных, национальных, географических, социальных и т. д. Вот, например, как характеризует влияние географического фактора на цветовое равновесие известный советский художник К. Петров- Водкин: «Наш кумачовый цвет рубах, излюбленный крестьянами, является тем же защитным, дополнительным, дающим выход зелёному. И такого красного не встретишь у народов среди другой пейзажной расцветки. Кто видел после длинного пути через пустыню песков цвет Аральского моря, тот, наверное, подивился его бирюзе, такой специфичной, что она даже перестает характеризовать воду. И после этого, когда столкнёшься с человеческой бирюзой куполов и стен самаркандских и ташкентских мавзолеев, то поражаешься мудрости человека, так же тонко, как в природе, разрешившего выход из однообразия цвета пустыни». Помимо перечисленных факторов интересна и роль психологического воздействия цвета на человека. Этими вопросами занимались видные теоретики искусства и художники. Так, гениальный немецкий поэт и учёный Иоганн Вольфганг Гёте написал в 1810 г. знаменитый труд «Учение о цвете», который интересен и посей день. Например, созданный им цветовой круг является первоисточником основного порядка цветов. Много внимания уделил он также цветовому воздействию на психику человека, что необходимо учитывать при нахождении цветовой гармонии. Леонардо да Винчи, Делакруа, Кандинский, Грабарь и др. внесли огромный вклад в изучение вопросов эмоционального воздействия цвета на человека. Этот вопрос достаточно сложен, и любая канонизация цвета сегодня является вопросом спорным, однако при выборе цветовой гармонии можно опираться на эмоциональное восприятие цветов. В чём оно заключается? Во- первых, это восприятие цветовых контрастов. Цветовые контрасты могут быть сильными, создающими ощущение чёткости и ясности, это кричащие контрасты, например: чёрный - белый, жёлтый - синий, красный- зелёный, белый - синий, красный - серый, оранжевый - зелёный и т. д. Вялое и невыразительное, но вместе с тем нежное и мягкое впечатление производят слабые цветовые контрасты: серый - чёрный, белый - оранжевый, красный - фиолетовый, красный - красновато- коричневый, жёлтый - оранжевый, оранжевый - малиновый и т. д. Средние цветовые контрасты наиболее изысканы и уравновешенны: красный - синевато-фиолетовый, синевато - серовато- коричневый, оранжевый - фиолетово- сиреневый и т. д. Кроме сильных, слабых и средних контрастов, которые построены на подчёркивании одного цвета другим, наибольшее значение имеют контрасты между тёплыми и холодными цветами. Жёлтые и оранжевые цвета воспринимаются как тёплые, а фиолетовый, зелёный и синий - как холодные. Все тёплые цвета являются цветами активными, например, оранжево- красный цвет является самым активным, а противоположный ему сине- зелёный цвет - самым пассивным. Цвета, близкие к красному, создают впечатление более тяжёлых цветов в сравнении с холодными сине- голубыми цветами. Способы построения гармонической цветовой целостности. Сразу же необходимо сказать, что цветовую гармонию нельзя регламентировать никакими строгими правилами. Хорошее гармоничное восприятие цветов зависит, прежде всего, от художественного воспитания и вкуса. Однако знания, в каком порядке находятся цветовые связи и как цвета взаимно дополняют друг друга, одновременно влияя друг на друга, иногда определяют успех в выборе цветовой гармонии.
Некоторые цвета как бы полностью уравновешивают друг друга, некоторые требуют присутствия третьего цвета для полного цветового равновесия - цветовой гармонии. В практике художественного оформления тканей мы чаще всего имеем дело с тремя способами организации цветовой гармонии:
· Гармонией дополнительных пар; · Гармонией родственных цветов; · Гармонией триады. Гармония дополнительных пар. Самые устойчивые гармонические сочетания дают противоположные пары. Это и самые простейшие цветовые сочетания. Если мы будем вращать в цветовом круге диаметр, то на противоположных концах его будут находиться цвета, наиболее удобные для цветовой гармонии. Например, фиолетово- синий - оранжевый, жёлто- зелёный - пурпурный и т. д. Впрочем, о гармонии дополнительных пар мы уже говорили. Гармония родственных цветов. Человек различает не только чистые тона красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего и фиолетового, но и их оттенки по светлоте и насыщенности. Например, красно- оранжевый, оранжево- жёлтый, сине- зелёный и т. д. Художники чаще всего разбивают цвет на четыре цветовые оттенка, что позволяет им находить наиболее изысканные цветовые гармонии, в этом случае цветовой круг состоит из 24 оттенков. Оттенки одного цвета являются родственными цветами. В цветовом круге имеется четыре родственных группы: красно- жёлтая, жёлто- зелёная, зелёно- синяя, сине- красная. Когда мы говорим о гармонии родственных цветов, это не значит, что мы хотим найти равновесие между двумя основными цветами, которые стоят на границах этих родственных групп, например синий и красный. Выделим какой- то главный цвет, например синий. Возьмём его в небольшом количестве, а затем уравновесим с голубым, сиреневым, пурпурно- фиолетовым, т. е. с теми цветами, которые имеются между синим и красным. Надо сказать, что гармония родственных цветов является наиболее изысканной в одежде. Отсюда возникает колорит. Если к красно- жёлтой цветовой гамме к каждому тону краски примешивать чёрный цвет, цвета получаются вместо оранжевых ярких - коричневато- оранжевыми, вместо жёлтых - светло-коричневыми и бежевыми, а в результате получается коричнево- бежевая цветовая растяжка, где доминирующим цветом может быть оранжевый. Гармония родственных цветов наиболее предпочтительнее в одежде, к тому же она очень индивидуальна. Её прекрасно можно использовать в вышивальных работах, а также в объёмно- рельефной аппликации. Гармония триады. До сих пор мы говорили о том, как могут гармонировать два цвета. Но часто сочетание двух цветов бывает недостаточным для того, чтобы получить необходимый цветовой эффект. Тогда используют гармонию тёх цветов, или триаду. Давайте вновь обратимся к нашим начальным цветовым треугольникам. Два треугольника, две триады, вы уже знаете: первая триада из основных цветов (красный, жёлтый, синий), вторая триада из дополнительных цветов (оранжевый, фиолетовый, зелёный). Надо отметить, что первая триада очень жёсткая и, как правило, между этими цветами очень трудно найти равновесие. Необходимо прибегать к их разбеливанию или зачернению или же разделять их нейтральным серым, белым или чёрным, о чём мы уже говорили. А вот вторая триада считается очень устойчивой, красивой. Смещая треугольники в пределах одного тона, получаем триады сложных цветовых оттенков. При выборе цветового решения предметов декоративно- прикладного искусства, особенно, если они должны смотреться на расстоянии, необходимо иметь в виду, что некоторые цветовые сочетания не различаются издалека. Приведём ряд цветовых сочетаний по Цойгнеру: жёлтый на чёрном; белый на синем; чёрный на оранжевом; оранжевый на чёрном; чёрный на белом; белый на красном; красный на жёлтом; зелёный на белом; оранжевый на белом; красный на зелёном. Цойгнер приводит таблицу цветовых сочетаний с характером воздействия цвета на человека. Конечно, это носит спорный характер, однако и вызывает определённый интерес при выборе цветового решения. Приведём полностью эту таблицу. Цветовое сочетание Воздействие, восприятие, ощущение Жёлтый - оранжево- красный Жёлтый - пурпурно- красный Жёлтый - желтовато- зелёный Жёлтый - синевато- зелёный Жёлтый - чёрный Жёлтый - белый Красный - фиолетовый Красный - синий Красный - жёлто- зелёный Красный - чёрный Красный - белый Красный - серый Активизирующее, тёплое, жизнерадостное Парадное Освежающие и жизнерадостное Холодное и успокаивающее Чёрный на жёлтом - суровое Вялое, слабое Неспокойное Динамичное, жизнеутверждающие Активизирующее Угнетающее Неорганичное, жёсткое Тёплое, приятное, при преобладании серого цвета - строгое
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 16






Сообщение.
На тему: «Гармония цвета».


Выполнила: Луковкина Оксана Проверила: Кривошеева Г. И.



Губкин 2004 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.