Обособленные определения. Вопросы теории и практики
Николенкова Н. В.
Практически
все школьники знают "главное правило русского языка" - необходимо
обособлять причастные обороты. Правда, для сдачи экзамена по теории русского
языка, этого правила недостаточно. Необходимо заметить, что обособлению
подлежат не только причастные обороты (причастия с зависимыми словами), но и
обороты с прилагательными. Для этого следует разобрать правило на обособление
определений.
Для
справки:
Определение
– это второстепенный член предложения, называющий признак и отвечающий на
вопросы "какой?", "чей?". В роли определений чаще всего
выступают полные прилагательные (большой, красивый) и причастия (улыбающийся,
видевший). Определения могут быть одиночными, а могут иметь зависимые слова.
Для причастия с зависимыми словами принято название "причастный
оборот". Знаки препинания при причастном обороте составляют ядро правил на
обособление определений, ими же следует руководствоваться, если рассматривается
определение, выраженное прилагательным с зависимым словом.
1.
Основное правило: если причастный оборот или прилагательное с зависимыми
словами (распространенное определение) стоят после определяемого
существительного, то весь оборот обособляется; если же оборот оказался перед
определяемым существительным, то обособлять его не следует. Например:
Дворец,
расположенный напротив дома Золушки, был построен за три месяца.
Расположенный
напротив дома Золушки дворец построен за три месяца.
Принц,
красный от смущения, попросил прощения за свою неловкость.
Красный
от смущения принц просил у Золушки прощения.
Следует
отметить, что стоящее перед определяемым словом определение может иметь
дополнительные оттенки значений, тогда его обособляют; об этом будет идти речь
далее.
·
Наиболее "ошибкоопасным" местом оказывается вторая запятая, которая
должна "закрыть" оборот. Её непостановка часто объясняется
непониманием сути обособления. Не надо забывать, что при обособлении оборот
выделяется из предложения, что достигается постановкой двух запятых – в его
начале и в конце.
·
Если два обособленных определения соединены одиночным союзом "и", то
запятая перед ним (т.е. между оборотами) не ставится: Золушка, взволнованная
появлением феи и испуганная таким необычным явлением, не в силах была вымолвить
ни единого слова. При использовании повторяющегося союза "и" запятая
ставится как перед первым, так и перед вторым обособленным определением:Сестры
Золушки были ленивые девицы, и не умеющие работать, и не желающие научиться
этому.
·
Если оборот стоит после сочинительного союза И, ИЛИ, НО, но не связан с ним, то
он от этого союза отделяется запятой:Принц не чувствовал склонности к
управлению королевством и, одаренный разнообразными талантами, занимался только
сочинением стихов и романсов. В приведенном примере И не связан с определением
к слову "принц", а соединяет два однородных сказуемых, что и отражено
пунктуацией. Сам оборот обособлен по правилу, которое будет рассмотрено чуть
ниже (пункт 8).
·
Если оборот стоит после сочинительного союза А, то он не отделяется запятой от
союза, если при изъятии оборота из предложения потребуется перестройка всей
фразы: Розы растут только в тепле, а помещенные в холод, быстро умирают.
·
Если внутри обособленного определения стоит вводное слово, то оно обособляется,
выделяется запятыми:Мачеха и ее дочки, завидовавшие, по-видимому, красоте
девушки, обижали её и заставляли работать.. ВНИМАНИЕ! Когда вводное слово
оказывается в самом начале или в самом конце обособленного определения, то
вводное слово от оборота запятой не отделяется: Мачеха, по-видимому
испугавшаяся гнева супруга – отца Золушки, сразу же согласилась на брак
падчерицы и принца.
Мы
бы обратили ваше внимание еще на одну сложность при выделении обособленного
определения, стоящего перед определяемым словом. Дело в том, что границы
определительного оборота часто толкуют расширительно. Некоторые пишущие
включают в состав оборота и тот член, к которому он относится, а потом еще
ошибочно ставят запятую. В результате получаются такие ошибочные фразы:
*Приехавший свататься к Золушке принц, был поражен её красотой. Запятая
оказалась между подлежащим и сказуемым. Мы бы порекомендовали сначала найти
главные члены предложения, а потом думать об осложняющих предложениях
конструкциях.
Задание.
Расставить
пропущенные знаки препинания, вставить пропущенные буквы.
В
одном селе затерян…ом в глухом лесу не занесен…ом ни на одну карту жили-были не
имеющие ни детей ни внуков дед и бабка. Единственной радостью лишен…ых семьи
стариков была Курочка Ряба несущая для деда и бабки по два-три десятка яиц за
неделю. Это была единствен…ая кормилица в семье и обеспечивающая хозяев едой и
заменяющая им отсутствующих детей. Старики души не чаяли в своей любимице
живущей с ними в одном доме. Для Рябы (не) нуждающейся в особенном комфорте тем
не менее всегда было готово заранее высушен…ое и вручную перебран…ое бабкой
зерно. Но Ряба хотя и избалован…ая сверх всякой меры росла курочкой доброй и
ласковой готовой на все ради хозяев. Ряба по-видимому (не) умеющая проявлять
эмоции по-другому несла с каждым днем все больше и больше яиц.
Но
вот одним погожим летним днем бабка заглянувшая (по) обыкновению в гнездышко
Рябы обомлела. Вместо ставших уже привычными трех пестрых яиц в лукошке лежало
одно но ни на что не похожее. В гнезде оно выглядело тускло-желтым а вынутое из
него стало ярко-золотистым блестящим. Старуха испугавшаяся вероятно какой-то
непонятной болезни постигшей ее любимицу громко заохала. Но дед поживший на
свете подольше и многое повидавший начал пристально разглядывать непонятное
явление. Он вспомнил куплен…ые 80 лет назад и давно утерян…ые в общей суматохе
жизни колечки ознаменовавшие для них со старухой начало семейной жизни и
растроган…ый от приятных воспоминаний произнес: "Золото!". Удивлен…ая
столь неожидан…ым сообщением старуха бросилась целовать Рябу. В ее голове
пронеслись цифры цен на золото виден…ые в выпусках экономических новостей
прерывавших любимые бабкой сериалы. Яйцо лежавшее на столе по мнению бабки
могло превратиться в новую избу свеженький "Вольво" несколько
упаковок масла "Злато" столь необходимом для домашних заготовок
краску для волос "Имедиа Эксиланс" возвращающей седым волосам
первоздан…ые цвета. Но дед смотревший новости не только в перерывах между сериалами
охладил порывы супруги. Он сообщил перепуган…ой до смерти жене что золото
приобретен…о незакон…о и не имеющее документального подтверждения своего
происхождения должно быть конфискован…о.
Долго
бы гадали старики получившие столь бесцен…ый но вместе с тем и бесполезный
подарок как использовать нечаян…о свалившееся на голову мифическое богатство
как вдруг по столу где переливалось всеми оттенками золотистого цвета
положен…ое туда яйцо пробежала незван…ая гостья – мышка неизвестно как попавшая
в заброшен…ый домишко стариков. Она не заметила откатившегося к краю стола
золотого яйца и уронила его. Хотя и золотое но все же хрупкое яйцо упало и
разбилось. Тут старик со старухой уже представлявшие себе мрачные тюремные
стены бросились ловить нечаян…ую спасительницу. Более проворной оказалась бабка
бывшая на 6 дней моложе своего пр…старелого спутника жизни. Она расцеловала
принесшую неожидан…ое спасение мышку и решила оставить ее в доме.
История
рассказан…ая нами выше случилась не более месяца назад. Теперь в доме у
стариков живет отъевшаяся от стариковой заботы и почти потерявшая способность
бегать по столам мышка не несущая конечно золотые яйца но научившаяся
замечательно поедать обыкновен…ые.
Для
тех, кто сдает устный экзамен: обособленное определение принято рассматривать
как единый член предложения. Что же касается необособленного, то мы решаем этот
вопрос в зависимости от смысла. Совет: подчеркните в приведенном выше тексте
члены предложения.
Задание
можно сделать без ошибок только в том случае, если вы хорошо владеете правилом
на постановку Н/НН в прилагательных и причастиях. Обратитесь к справочникам. Но
можем подсказать легкое правило: в причастном обороте всегда окажется НН, так
как есть зависимое от причастия слово (в этом случае по правилу пишется НН). В
обороте с прилагательным думать придется больше, там зависимое слово на
написание одной или двух букв не влияет. Думать придется при постановке букв в
одиночном определении и в краткой форме (последнее будет только в составе СИС).
2.
Оборот может стоять после определяемого слова, но не обособляться по общему
правилу. Запятая между существительным и распространенным определением не
ставится, если существительное не выражает достаточного для понимания сути
предложения смысла:
Мой
друг - человек замечательный по многим причинам. – бессмысленность утверждения
"мой друг – человек".
Маша
оказалась девочкой талантливой во всех отношениях.
Художник
нарисовал картину необыкновенно оригинальную. – смысл фразы больше, чем
утверждение, что художник нарисовал картину (а не написал роман).
Пишущий
должен чувствовать язык, чтобы увидеть иногда незаметную грань между похожими
предложениями с обособленным и необособленным определением: У порога школы нас
встретили девушки, дежурившие в этот день. – Чемпионка мира по художественной
гимнастике была девушкой хорошо владеющей несколькими языками. (в последней
фразе постановка запятой перед оборотом сделает фразу бессмысленной –
художественной гимнастикой не занимаются юноши).
3.
Распространенное определение может входить в составное именное сказуемое с вспомогательной
частью выраженной глаголами "стоять", "сидеть",
"лежать", "ходить", "родиться" и некоторыми
другими. В этом случае глаголы несколько теряют свое основное лексическое
значение, по смыслу приравниваются к глаголу "быть". В этом случае
распространенное определение не обособляется (иначе мы поставим запятую внутри
сказуемого): Старик ходил вооруженный до зубов. Ели в лесу стоят усыпанные
пушистыми клочьями снега.
Следует
учесть, что перечисленные выше глаголы (обычно это глаголы движения или состояния)
сами по себе могут выступать в роли сказуемого и стоящее после них
распространенное определение обособляется (смотри пункт 8): Миша первым сдал
контрольную и ушел, весьма довольный своим успехом.
Задание.
Расставьте
в предложенных ниже фразах знаки препинания. Объясните.
1.
Золушка с детства была девушкой умеющей находить выход из сложнейших ситуаций.
2.
После тяжелой жизни в лесу Мальвина пошла в школу остриженной "под
мальчика".
3.
Победителем игры по сказкам Шарля Перро оказался школьник ответивший на
наибольшее количество вопросов.
4.
Трава возле домика Мальвины стоит усыпанная каплями утренней росы.
5.
"В школу принимаются дети достигшие шестилетнего возраста!" - кричал
Буратино, не желая в первый же день жизни идти учиться.
6.
Учителем должен быть человек сам стремящийся к знаниям, а директором детского
кукольного театра – человек любящий детей.
7.
Алиса была лисой внимательно следящей за своей внешностью, но ходила одетая в
лохмотья из-за требований профессии.
8.
Друзья Пьеро по кукольному театру были ребятами умеющими держать слово.
9.
Президентом детской республики избрана женщина активно поддерживающая право
детей на самоопределение.
10.
В рекламе снимаются девушки имеющие белые зубы и кошки не уступающие по белизне
зубов фотомоделям.
4.
После неопределенных, отрицательных, определительных, указательных и
притяжательных местоимений оборот не обособляется.
Для
справки:
К
неопределенным относятся местоимения "некто", "нечто",
"кто-то", "что-либо". К отрицательным – "никто",
"ничто". Определительные – это местоимения "каждый",
"любой", "всякий" и т.д. Указательные – "тот",
"этот". Притяжательные – "мой", "ваш". Полные
списки этих местоимений можно найти в любом учебнике по русскому языку.
Примеры:
Кто-то похожий на моего брата по ошибке получил его фотографии на паспорт. Все
опоздавшие на экзамен будут сдавать его в понедельник. Каждый написавший два
реферата получит "зачет" "автоматом". Этот недавно
разрекламированный метод пересадки волос – сплошной обман. Моя опубликованная в
журнале "За рулем" статья посвящена качеству выпускаемых в нашей
стране автомобилей. (!!! Найди в последнем предложении еще один причастный
оборот и объясни его написание) Ничто написанное им за последние годы не
вызывало столь бурного интереса у читателей.
Обособляется
всегда независимо от формы оборот "вместе взятое": Все, вместе
взятое, кажется нам правильным.
5.
Распространенное определение может стоять перед определяемым существительным,
но при этом быть обособленным. Для этого определение должно иметь добавочное
обстоятельственное значение – причинное (почему?), условное (при каком
условии?), уступительное (вопреки чему?), реже другие. Для проверки наличия
такого значения можно вводить в распространенное определение слово
"будучи", возможность введения слова однозначно указывает на
обстоятельственное значение:Усталая после трудной рабочей недели, Маша решила
провести выходные на даче. (= будучи усталой; так как устала – есть добавочное
причинное значение);Незнакомые с правилами поведения за столом, дети могут
оказаться в неловком положении. (при каком условии дети могут оказаться в
неловком положении?).
6.
Обособляются два и более одиночных определения, стоящих после определяемого
существительного, особенно если перед существительным есть еще одно
определение: Красивая девушка, высокая и стройная, представилась Клаудией
Шифер. Ее улыбка, открытая и дружелюбная, привлекала к ней людей.
7.
Одиночное определение обособляется, если несет в себе добавочную смысловую
нагрузку, аналогичную смыслу придаточной части, имеет добавочное
обстоятельственное значение: Девушке, влюбившейся, ее возлюбленный кажется
самым умным и красивым на свете. (=Когда девушка влюблена…); Маша, удивленная,
посмотрела на пришедшего на час раньше гостя. (=Так как Маша была удивлена…)
8.
Любое определение, и распространенное, и одиночное, обособляется, если отделено
от определяемого слова другими членами предложения. При этом неважно, до или
после определяемого слова стоит определение: Каштанка потянулась, зевнула и,
сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. Отупевшие от жары, распластались по
пляжу отдыхающие.
9.
При личном местоимении – я, ты, мы, вы – и одиночное, и распространенное
определение обособляется:Гости ушли, а я, довольная проведенным вечером, стала
убирать со стола. От меня, умного и хорошего, никто не слышал ни одной
глупости. Он обиделся и ушел, а я, расстроенная, не могла сдержать слез.
Задание.
Расставьте
в предложенном ниже тексте знаки препинания. Объясните постановку.
В
поле заросшем васильками и колокольчиками стоял теремок никому (не) нужный и
всеми брошен…ый. Все жившие в нем раньше покинули уютный домик и теперь он
стоит одинокий и заброшен…ый. Теремок был очень просторен мог вместить десяток
жильцов маленьких и шустрых. Для любого зверька и живущего в поле и пряч…щегося
в лесной траве такой теремок был бы самым лучшим жильем. И тогда он не был бы
таким одиноким и грустным а заселен…ый жильцами стал бы веселым и оживлен…ым.
Так бы и стоял теремок в поле обв…ваемый всеми ветрами и зал…ваемый дождями но
тут случилась с ним такая история.
Бежала
однажды по этому полю мышка. Утомлен…ая долгой дорогой мышка мечтала только об
одном отдохнуть. Маленькая шустрая она хотела было упасть под кустик и заснуть
но вдруг увидела теремок в…дневшийся из (за) качающихся на ветру головок
колокольчиков. Удивленная и заинтересован…ая подошла наша героиня к теремку и
(не) много испуган…ая спросила н… живет ли кто более достойный ее в этом домике
уютном и ак…уратном.
Н…кого
прож…вающего в теремке не оказалось (по) этому мышка вошла в домик построенный
на ра…чищенной от ромашек и колокольчиков полянке и начала хозяйничать в нем.
Прошло
несколько дней которые вместе взятые составили практически неделю. Обжившаяся
со всеми удобствами в теремке мышка не мечтала о смене "квартиры" так
удобно найден…ой перед началом зимнего сезона. Не хватало лишь подруг
скрашивающих мышке долгие вечера. Решением проблем…ы могло бы стать радио и
телевидение но (не) подв…денный к линиям электропередач домишко не мог
предложить подобные удобства. Оставалось либо обратит…ся напрямую к руководству
РАО ЕЭС что для мышки и не умеющей писать и не владеющей в полной мере русским
языком было не вполне доступно либо завести соседей.
Внезапно
наступившие морозы помогли было мышке решить ставшую болезнен…ой проблем…у.
Болото расположе…ное н… вдалеке от теремка промерзло (на) сквозь а промерзшее
до дна оно уже не могло представлять собой что-то похожее на пр…станище для
водных жителей а именно лягушек. Некоторые растерян…ые так и погибли а одна
наиболее хитрая пошла искать другое жилье. Так однажды утром морозным и
пр…красным вышедшая на ежедневную утрен…юю пр…бежку мышка обнаружила рядом с
недавно построен…ым вокруг теремка забором лягушку уже не зеленую а бирюзово
синюю закутан…ую в н… извес…но как найден…ый под сло…м снега учебник по
русскому языку для иностранцев слабо владеющих русским. Сипло твердившая
ква-ква стояла эта бедная вымер…шая болотная жительница под забором готовая с
минуты на минуту и…пустить дух. Что-то похожее на м…льбу пром…лькнуло в
лягуш…ч…их глазах когда заметившая мышку она ос…знала как близко может быть
сп…сение. Обрадован…ая внезапно пр…обретен…ой подругой мышка бросилась л…чить
квакушку. Вскоре напоен…ая ча…м помещен…ая в постель и обложен…ая грелками
лягушка перестала кашлять и ч…хать а мышка счастливая начала представлять как
вечером поболтает с новой подружкой ра…скажет ей свои пр…ключения от корки до
корки. Но тут случилась катастрофа вероятно нуждающаяся в сп…циальном изучени…
учеными физиологами. Лягушка не успевшая вопреки всем законам природы заснуть
на зиму от неожидан…о резко наступивших холодов ма…лась без сна уже два дня но
помещен…ая в теплую постель вдруг впала в долгую зимнюю спячку.
Разоч…рование
мышки только что нашедшей и сразу пот…рявшей собеседницу н… по…дается оп…санию
нашего изрядно и…муче…ного от многократных перел…жений различных сказок пера.
Она вновь оставшаяся в одиночестве ра…ревелась и оплакав свою горькую судьбу с
новой силой пр…д…лась мечтам об установк… на поляне линий электропередач….
Через месяц умудришись целиком выучить пр…н…сен…ый квакушкой из леса учебник
она гордая собой составила письмо Чубайсу. Изложен…ая в письме про…ьба
выгл…дела хамоватой(:,-) немедлен…о пров…сти в лес лишен…ый всех современ…ых
благ жизни электричество бе…платно установить соответству…щие нормам розетки и
назначить минимальную оплату потребляемой в процес…е эксплуатаци… сети энерги….
Послан…ое с голубями письмо должно было в кратчайший срок дойти до этого н…
знающего пока что такое настоящие проблем…ы министра и удовлетворен…ая смелым
поступком мышка пр…н…лась к…ротать время в ож…дани… результатов смелого (по)
истин…е бе…пр…ц…де…тного эксперимента.
В
последнем тексте пропущено больше букв, но мы уверены, что все школьники будут
рады случаю проверить некоторые орфограммы.
Правило
на обособление определений и обособление обстоятельств тесно друг с другом
связаны, поэтому их желательно изучать вместе. Достаточно часто встречается
такой тип ошибки – изучив обособление определений, это правило применяют и к
обстоятельствам. Встречаются такие ошибки и объяснения: *Вернувшись в избушку
Баба Яга решила съесть козлика. – оборот стоит перед словом, поэтому не
выделяется. Мы бы порекомендовали всем школьникам следующее – сначала научиться
находить сам оборот, а потом вспоминать и использовать нужный раздел правила.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/