Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Органы речи. Образование гласных и согласных звуков

Органы речи. Образование гласных и согласных звуков

Болычева Е. М.

Звуки
произносятся во время выдоха. Поток выдыхаемого воздуха является необходимым
условием образования звуков.

Струя
воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через гортань, в которой находятся
голосовые связки. Если связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух
вызовет их колебание, в результате чего возникнет голос, то есть музыкальный
звук, тон. Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных.

Если
голосовые связки расслаблены и раздвинуты, то воздушная струя не вызовет их
колебания и тон не возникнет. Такое положение органов речи присуще произношению
глухих согласных.

Произношение
согласных обязательно связано с преодолением препятствия, созданного в ротовой
полости на пути воздушной струи. Это препятствие возникает в результате
сближения органов речи до границ щели ([ф], [в], [з], [ш]) или полной смычки
([п], [м], [д], [к]).

Сближенными
или сомкнутыми могут оказаться различные органы: нижняя губа с верхней губой
([п], [м]) или верхними зубами ([ф], [в]), определенные части языка с твердым и
мягким нёбом ([з], [д], [ш], [к]). Органы, участвующие в создании преграды,
подразделяются на пассивные и активные. Первые остаются неподвижными, вторые
совершают определенные движения.

Воздушная
струя преодолевает щель или смычку, в результате чего образуется специфический
шум. Последний является обязательной составляющей согласного звука. У звонких
шум соединяется с тоном, у глухих он оказывается единственным компонентом
звука.

При
произношении гласных голосовые связки колеблются, а для воздушной струи
обеспечен свободный, беспрепятственный проход через ротовую полость. Поэтому
гласный звук характеризуется наличием тона и полным отсутствием шума. Специфическое
звучание каждого гласного (то, что отличает [и] от [ы] и т. д.) зависит от
положения языка и губ.

Движения
произносительных органов при образовании звуков называют артикуляцией, а
соответствующие им характеристики звуков — артикуляционными характеристиками.
Гласные звуки
Ударные гласные: классификационные признаки

В
основу классификации гласных звуков положены признаки, описывающие работу
органов речи:

1)
движение языка вперед — назад (ряд);

2)
движение языка вверх — вниз (подъем);

3)
положение губ (лабиализованность).

По
признаку ряда гласные подразделяются на три основные группы. При артикуляции
гласных переднего ряда ([и], [э]) язык концентрируется в передней части полости
рта. При артикуляции гласных заднего ряда ([у], [о]) — в задней. Гласные
среднего ряда ([ы], [а]) занимают промежуточную позицию.

Признак
подъема описывает положение языка при движении вверх или вниз. Гласные верхнего
подъема ([и], [ы], [у]) характеризуются высоким положением языка в полости рта.
Артикуляция гласного нижнего подъема ([а]) связана с низким положением языка.
Гласным среднего подъема ([э], [о]) отведено место между названными крайними
группами.

Гласные
[у] и [о] являются лабиализованными (или огубленными), т.к. при их произношении
губы вытягиваются вперед и округляются. Остальные гласные произносятся с
нейтральным укладом губ и являются нелабиализованными: [и], [ы], [э], [а].

Таблица
ударных гласных гласных выглядит следующим образом:

ряд:
передний средний задний

подъем:

верхний
и´ ы´ ý (лабиал.)

средний
э´ ó (лабиал.)

нижний
á
Безударные гласные: классификационные признаки

В
безударных слогах произносятся иные, чем под ударением, звуки. Они оказываются
более краткими и артикулируются с меньшим мускульным напряжением органов речи.
Такое изменение звучания гласных называется редукцией. Итак, все безударные
гласные в русском языке являются редуцированными.

Безударные
гласные отличаются от ударных и количественно, и качественно. С одной стороны,
безударные гласные всегда короче ударных (ср.: с[а]ды´ сады´ —
с[á]дик сáдик, п[и]лá пилá — п[и´]лит
пúлит). Эта особенность звучания гласных в безударном положении
называется количественной редукцией.

С
другой стороны, изменяется не только длительность, но и само качество гласных.
В этой связи говорят о качественной редукции гласных в безударном положении. В
паре с[ъ]довóд садовóд — с[á]дик сáдик безударный
[ъ] не просто короче — он отличается от ударного [á].

Любой
безударный гласный испытывает количественную и одновременно качественную
редукцию. При произношении безударных язык не достигает крайних точек
продвижения и стремится занять более нейтральную позицию.

Самым
«удобным» в этом отношении оказывается звук [ъ]. Это гласный среднего ряда,
среднего подъема, нелабиализованный: с[ъ]молёт самолёт, б[ъ]роздá
борозда. Артикуляция всех безударных гласных сдвигается в сторону
«центрального» [ъ].

При
произнесении безударных [ы], [и], [у], [а] сила изменения оказывается не очень
существенной: ср. р[ы]бáк рыбáк — р[ы´]ба ры´ба,
[с’и]нéть синéть — [с’ и´]ний сúний, р[у]кá
рукá — р[ý]ки рýки, л[а]скáть ласкáть
—л[á]сковый лáсковый.. Безударные [ы], [и], [у], [а] можно
оставить в тех же клеточках таблицы, что и ударные, несколько сместив их к
центру.

Безударный
[ь] ([с’ь]невá синева) должен занять промежуточное положение между
безударным [и] и «центральным» [ъ].

Звук
«ерь» характеризуется как гласный передне-среднего ряда, верхне-среднего
подъема, нелабиализованный.

Редукция
может быть более сильной и менее сильной. Среди перечисленных безударных
гласных звуки [ъ] и [ь] выделяются своей краткостью. Остальные гласные
произносятся более отчетливо.

Таблица
гласных, дополненная безударными звуками, получает следующий вид:

ряд:
передний средний задний

подъем:

верхний
и´ ы´ у(лабиал.)у

и
ы у

ь


средний 

э´
Ъ ó (лабиал.)

нижний
а 

á

Особенности произношения гласных в безударных позициях
(позиционное распределение гласных)

Особенности
произношения гласных в безударных позициях зависят от ряда условий:

1)
места по отношению к ударному слогу,

2)
положения в абсолютном начале слова,

3)
твердости / мягкости предшествующего согласного.

Место
по отношению к ударному слогу определяет степень редукции гласных. В фонетике
принято называть слоги не по их порядку в слове, а по месту, занимаемому
относительно ударного слога. Все безударные слоги делятся на предударные и
заударные. Нумерация предударных слогов осуществляется в направлении от
ударного слога, то есть справа налево.

В
первом предударном слоге возможны четыре гласных — безударные [у], [и], [ы],
[а]: н[у]ждá нужда, [ч’и]с ы´часы, ш[ы]лкá шелка,
н[а]чнóй ночной.

В
остальных безударных слогах (втором, третьем предударном и в заударных)
произносятся сильно редуцированные гласные [ъ], [ь], а также звук [у]. Во
втором предударном слоге: д[ъ]мовóй дымовой и домовой,
[м’ь]сорýбка мясорубка, [ч’у]дотвóрный чудотворный.

В
заударных слогах: болóт[ъ]м болотом и болотам, нéжн[ъ]й нежный и
нежной, си[н’ь]м синим и синем, пó[л’ь]м полем, лóшадь[jу]
лошадью.

В
заударных слогах в абсолютном конце слова наряду со звуками [ъ], [ь] и [у]
фиксируется гласный [ы], только очень краткий: нóт[ы] ноты,
нóт[ъ] нота, нó[т’ь] нóте, нóт[у] нóту.

Положение
в абсолютном начале слова после паузы также влияет на особенности редукции
гласных. В этой позиции произносятся звуки [у], [и], [а] независимо от их
удаленности от ударного слога: [у]бирáть убирать, [и]кспортёр экспортёр,
[а]говáривать оговáривать.

Особенности
распределения безударных гласных в слове можно представить в виде таблицы.

В
ударном слоге: ударные [ý], [и´], [ы´], [э´],
[ó], [á]

В
1-м предударном слоге,

в
абсолютном начале слова: безударные [у], [и], [ы], [а]

Во
2, 3-м предударном слоге,

в
заударных слогах: безударные [ъ], [ь], [у] + [ы] (в абс. конце слова)

Твердость
/ мягкость предшествующего согласного — важный фактор, определяющий возможность
появления тех или иных гласных:

1)
после твердых могут выступать [у], [ы], [а], [ъ]: [лу]говóй луговой,
[лы]сéть лысеть, [ла]рéц ларец, [лъ]шадéй лошадей;

2)
после мягких произносятся [у], [и], [ь]: [л’у]бовáться любоваться,
[ч’и]рнéть чернеть, [л’ь]дорýб ледоруб;

3)
предударные [а] и [ъ] после мягких невозможны: [р’и]ды´ ряды,
[п’и]ти´ пяти, [р’ь]довóй рядовой, [п’ь]тилéтка пятилетка;

4)
[ъ] после мягких появляется только в возвратном –ся, в окончаниях и
формообразующих суффиксах. Подобное произношение является возможным, а не
обязательным и связано с задачей передать грамматическую информацию о падеже,
числе и т.д.:

получ
и´л[с’ъ] получился — у бабý[с’ь] у бабуси;

кáп[л’ъ]
капля — кáп[л’ь] капли;

медвé[д’ъ]м
медведям — медвé[д’ь]м медведем;

в
ы´са[д’ъ]сь высадясь — в ы´са[д’ь]сь высадись.

Все
проанализированные выше особенности произношения гласных относятся к фонетике
общеупотребительных знаменательных слов. Союзы, предлоги, частицы, междометия,
редкие заимствования могут не подчиняться описанным закономерностям. Они допускают,
например, такое произношение гласных неверхнего подъема: спал, н[о] недолго,
б[о]á, андáнт[э].
Фонетические чередования гласных. Обозначение
безударных гласных на письме

Гласный,
принадлежащий определенной морфеме, может в одних словах оказываться ударным, в
других безударным. Так, безударный [и] в слове [д’и]шёвый дешёвый соотносится с
ударным лабиализованным [ó], звучащим в том же корне в слове
[д’ó]шево дёшево.

Звуки,
принадлежащие одной морфеме (корню, приставке, суффиксу, окончанию) и замещающие
друг друга в разных фонетических позициях, образуют фонетическое чередование. В
приведенном выше примере фиксируется фонетическое чередование [ó] //
[и].

В
русском языке возможны следующие чередования ударных и безударных звуков:

1.
[ý] // [у] з[ý]бы, з[у]бнóй: зубы, зубной.

2.
[и´] // [и] // [ь] [п’и´]шет, [п’и]сáть, [п’ь]сани´на:
пишет, писать, писанина.

3.
[ы´] // [ы] // [ъ] ш[ы´]ре, ш[ы]рóк,ш[ъ]рокá: шире,
широк, широка.

4.
[и´] // [ы´] // [и] // [ы] [и´]гры, с[ы´]гран,
[и]грать, с[ы]грать: игры, сыгран, играть, сыграть.

5.
[э´] // [ы] // [ъ] ш[э]ст, ш[ы]стá, ш[ъ]стовóй: шест,
шеста, шестовой.

6.
[э´] // [и] // [ь] [п’э´]ший, [п’и]шкóм, [п’ь]шехóд:
пеший, пешком, пешеход.

7.
[ó] // [а] // [ъ] д[ó]мик, д[а]мáшний, д[ъ]мовóй:
домик, домашний, домовой.

8.
[ó] // [и] // [ь] [п’ó]стро, [п’и]стр и´ть,
[п’ь]стротá: пёстро, пестрить, пестрота.

9.
[ó] // [ы] // [ъ] ш[ó]лка, ш[ы]лкá, ш[ъ]лков и´стый:
шёлка, шелкá, шелковистый.

10.
[á] // [а] // [ъ] тр[á]вка, тр[а]вá, тр[ъ]вянóй:
травка, трава, травяной.

11.
[á] // [и] // [ь] [п’á]тый, [п’и]тáк, [п’ь]тачóк:
пятый, пятак, пятачок.

Обратите
внимание, что на письме качество безударного звука не обозначается. Факт
безударности гласного — это сигнал орфограммы. В корнях слов пешком, пестрить,
пятак, произносимых с безударным [и], буква и не пишется. При выборе правильной
буквы в этих примерах нужно ориентироваться на ударный вариант произнесения
корня: [п’э´]ший, [п’ó]стро, [п’á]тый.

Подобная
проверка лежит в основе ведущего принципа русской орфографии — морфематического
(точнее говоря, фонематического). Морфема получает такое графическое
представление, при котором. позиционно чередующиеся звуки записываются одной
буквой в соответствии с сильным вариантом (гласный проверяется ударением,
согласный — постановкой перед гласным).

Правописание
безударных гласных, не проверяемых ударением, подпадает под действие другого
принципа орфографии — традиционного. В словарных словах с[а]бáка,
п[’и]чáль, р[’и]б и´на принято писать буквы о, е, я, в примерах
типа ум[’и]рлá / ум[’и]рáла — буквы е и и. Последние два примера
связаны с действием правил, которые во всех справочниках даются под рубрикой
«Чередующиеся гласные в корне». Следует учитывать, что ни о каких фонетических
чередованиях в этом случае речь не идет.

Крайне
редко безударные гласные обозначаются на письме в соответствии с фонетическим
принципом орфографии. Приставка рас-/раз-/рос-/роз- имеет четыре графических
варианта, соотносимых с особенностями ее произношения в разных словах, а не с
ситуацией проверки: р[а]спýтать распутать, р[а]зрýшить разрушить,
р[ó]спись роспись при наличии р[ó]зыгрыш розыгрыш (именно
последний вариант являлся бы проверочным, т.к. в нем гласный стоит под
ударением, а согласный — перед гласным).
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.udaff.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.