Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Сократ и Платон о человеке и обществе

Реферат по обществоведению
на тему:
«Сократ иПлатон о человеке и обществе»
ученика 11 «Б»класса школы 582
БыковаАлександра
Москва  2001 г.План
1. Введение
2. Сократ
а) Познай самого себя
б) Сократ о государстве
3. Платон
а) Мир идей Платона
б) Учение о государстве
4. ЗаключениеВведение
Сократи Платон были людьми необычайной образованности и широты интересов, онипользовались всяким случаем, чтобы не только высказать свои мысли, но исослаться на предшественников, обратиться к их авторитету или поспорить с ними,процитировать и внимательно проанализировать строку философа или поэта,призвать на помощь слово учителя или писателя. Полнота сочинений Платона иСократа помогает восстановить сложную картину истории греческой философии,культуры и литературы, атмосферу идейных споров, рождение научной терминологииновых художественных форм, отточенного языка классической прозы.
 Несмотря на то, что легендарные мыслителиСократ и Платон были характерным продуктом одной и той же эпохи и общественногостроя, жили в том же месте в одно и то же время, их жизнь и учения во многомразительно отличаются. Сократ (469 — 399 до н. э.) и Платон (427 — 347 до н.э.) встретились в 408 г. до н. э. и не расставались до самой смерти Сократа. В20 лет Платон, подающий множественные надежды амбициозный юноша, готовилсяучаствовать в поэтическом соревновании как автор трагедии и случайно передтеатром услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько егоувлекла, что он сжег свои стихи и решил посвятить себя исключительно философии.
Этотслучай был не столько удивителен, сколько закономерен — речи Сократа были способнымоментально околдовать человека. Даже услышав их в неумелом изложении,современники чувствовали неожиданное волнение и трепет, а однажды принявучастие в дискуссии, многие «оседали у его ног» навсегда. Сократа кромемногочисленных учеников всегда сопровождали толпы зевак, невежество которых непозволяло понять всей глубины его мыслей, но сама речь завораживала. Настолькоее содержание контрастировало с формой, не говоря уж о внешности Сократа. Онизбегал традиционных ораторских приемов, закруглений периодов и прочего украшательства,его резкая и отрывистая речь была ближе к простонародной. Его фигура и манерысмотрелись не иначе как вызов традиционным идеалам античной цивилизации с ееблеском и лоском и поклонением формальной красоте. «Низкого роста и лысый, сраздутым животом, толстой и короткой шеей, выпученными глазами, толстыми губамии вздернутыми ноздрями, Сократ казался живым сатиром, сорвавшимся с пьедесталаи внезапно появившимся среди богов».
Удивительноскорее то, что Платон смог взвешенно отнестись к учению Сократа, не сразу с нимсдружился, параллельно изучал и другие философские школы, положения которыхзаимствовал более откровенно. Злые языки утверждали, что «Тимей»,одно из главных его сочинений, не что иное, как пересказ одной пифагорейскойкниги, купленной за баснословную цену. Тем не менее, впоследствии онистановятся близкими друзьями. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чегоему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни,которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннегосамосовершенствования. Сократ считал Платона одним из любимейших своихучеников. Платон всегда высоко ценил Сократа и как человека и как мыслителя.Когда Сократа судили, Платон подготовил пламенную речь в его защиту, хотяСократ и возражал, чтобы его кто-либо защищал на суде. Несправедливое осуждениеСократа сильно повлияло на Платона. Он так заболел, что не смог придтиприсутствовать при его смерти. Впоследствии сцена смерти Сократа стала сюжетомодного из его выдающихся сочинений.
Своеобразнымнерукотворным памятником мыслителю стало частое употребление в диалогах Платонаобраза Сократа, как персонажа, говорящего «от автора». Хотя и не все речи этогоперсонажа мы можем считать Сократовскими, но это одиниз немногих дошедших до нашего времени источников.
Второйисточник – «Воспоминания» Ксенофонта, более недалек иповерхностен, но благодаря ему удалось отделить идеи Сократа от идей Платона,вложенных им в уста Сократа-персонажа.Сократ: «Познай самого себя»
Сократ- представитель идеалистического религиозно — нравственного мировоззрения,открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставилперед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античногоматериалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия.Сократ исторически был зачинателем «тенденции, или линии Платона » вантичной философии.
Сократ- великий античный мудрец, — стоит у истоков рационалистических ипросветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место вистории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических иправовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания,ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Образжизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярныйстиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал — окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократудостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозьтолщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовалисьи увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседниковизменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда быто ни было. В центре сократовской мысли — темачеловека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, праваи долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы — поучительный иавторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечноактуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понятьсебя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, неисключение.
Сократ- принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этомнаправлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мирпредставляется Сократу творением божества, «столь великого и всемогущего,что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеетпопечение». Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получитьуказания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем неотличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниямдельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратноприносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.
Основнойзадачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственногомировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным ибезбожным.
Сомнение («я знаю, что ничего не знаю»)должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию («познай самогосебя»). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти кпониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире,софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, — необходимо поэтому,согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в немнайти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопросСократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природаже — это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнениеслужило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективномудуху, для которого дальнейший путь вел к объективному духу — к божественномуразуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Развивая своерелигиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам,призывающим «прислушиваться к природе», ссылаться на особыйвнутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, — знаменитый«демон» Сократа.
Сократвыступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основытелеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него являетсясубъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.
Телеология Сократа выступает в крайне примитивнойформе. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеютвыполнение определенных задач: цель глаз — видеть, ушей — слушать, носа — обонять и т.п.
Равнымобразом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богамидля отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определениювремени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, длячего введен соответствующий распорядок времен года; более того, движение солнцапроисходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнеготепла или чрезмерного холода и т.п.
Своего философского учения Сократ в письменную формуне облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного,методологически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясьруководящей ролью в пределах своего философско-политеческогокружка, Сократ бродил по Афинам и всюду — на площадях, на улицах, в местахобщественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком — вел«беседы» с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед нимифилософские, религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры,старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральнаяжизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную  пропаганду своего этического идеализма.
Разработка идеалистической морали составляетосновное ядро философских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократпридавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, чтотакое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того,чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как«всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей. Задаченахождения «всеобщего» должен был, по мысли Сократа, способствоватьего особый философский метод. "Сократский"метод, имевший своей задачей обнаружение «истины» путем   беседы, спора, полемики, явился источникомидеалистической «диалектики». «Под диалектикой понимали вдревности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждениипротивника и преодоления этих противоречии. В древности некоторые философысчитали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположныхмнений является лучшим средством обнаружения истины». Между тем какГераклит учил о борьбе противоположностей, как о движущей силе развитияприроды, сосредоточив свое внимание, главным образом, на объективнойдиалектике, Сократ, опираясь на элейскую школу (Зенон ) и софистов ( Протагор ), впервые отчетливо поставил вопрос осубъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составныечасти «сократического» метода: «ирония» и "майевтика" — по форме, «индукция» и«определение» — по содержанию. «Сократический» метод — этопрежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов,имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, кпризнанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская«ирония». Однако Сократ ставил своей задачей не только«ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но ипреодоление этих противоречий с целью добиться «истины».
Поэтому продолжением и дополнением«иронии» служила "майевтика" — «повивальное искусство» Сократа (намек на профессию его матери).Сократ  хотел этим сказать, что онпомогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию«всеобщего» как основы истинной морали. Основная задача "сократического" метода — найти «всеобщее» внравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей.Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной «индукции» и«определения».
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, изконкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из нихобщие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующие их объединениюпротиворечащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству наоснове отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия.Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости илинесправедливости открывало возможность определения понятия и сущностисправедливости или несправедливости вообще. «Индукция» и«определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если«индукция» — это отыскание общего в частных добродетелях путем иханализа и сравнения, то «определение» — это установление родов ивидов, их соотношения, «соподчинения». Вот как, например, в разговорес Евтидемом, готовившимся к государственнойдеятельности и желавшим знать, что такое справедливость и несправедливость,Сократ применил свой «диалектический» метод мышления. Сначала Сократпредложил дела справедливости заносить в графу «дельта», а деланесправедливости — в графу «альфа», затем он спросил Евтидема, куда занести ложь. Евтидемпредложил занести ложь в графу «альфа» (несправедливости). То же предложилон и в отношении обмана, воровства и похищения людей для продажи в рабство.Равным образом на вопрос Сократа можно ли что-либо из перечисленного занести вграфу «дельта» (справедливости), Евтидемотвечал решительным отрицанием. Тогда Сократ задал Евтидемувопрос такого рода: справедливо ли обращение в рабство жителей несправедливогонеприятельского города. Евтидем признал подобныйпоступок справедливым. Тогда Сократ задал подобный же вопрос относительнообмана неприятеля и относительно кражи и грабежа добра у жителей неприятельскогогорода. Все эти поступки Евтидем призналсправедливыми, указав, что он первоначально думал, будто бы вопросы Сократакасаются только друзей. Тогда Сократ указал, что все поступки, первоначальноотнесенные к графе несправедливости, следует поместить в графу справедливости.
Евтидем согласился с этим.Тогда Сократ заявил, что, следовательно, прежнее «определение»неправильно и что следует выдвинуть новое «определение»: «Поотношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к друзьям  несправедливы, и по отношению к ним, напротив,следует быть как можно справедливее». Однако и на этом Сократ неостановился и, снова прибегая к «индукции», показал, что и это«определение» неправильно и требует замены его другим. Для достиженияэтого результата Сократ снова обнаруживает противоречия в положении, признанномсобеседником за истинное, а именно в тезисе о том, чтов отношении друзей следует говорить только правду. Правильно ли поступитвоеначальник, спрашивает Сократ, если он, для того чтобы поднять дух войска,солжет своим войнам, будто бы приближаются союзники.
Евтидем соглашается, чтоподобного рода обман друзей следует занести в графу «дельта», а не«альфа», как это предполагается предыдущим «определением».Равным образом, продолжает «индукцию» Сократ, не справедливо ли будет,если отец обманет своего заболевшего сына, не желающего принимать лекарство, ипод видом пищи заставит его это лекарство принять, и тем самым своей ложьювернет сыну здоровье. Евтидем соглашается, что итакого рода обман следует признать делом справедливым. Тогда Сократ спрашиваетего, как назвать поступок того человека, который, видя своего друга в состоянииотчаяния и боясь, как бы он не кончил жизнь самоубийством, украдет или простоотнимет у него оружие. Эту кражу, или этот грабеж, Евтидемтакже вынужден занести в графу справедливости, нарушая снова предыдущее«определения» и приходя к выводу, подсказанному Сократом, что и сдрузьями не во всех случаях надо быть правдивыми. После этого Сократ переходитк вопросу о различии добровольного и недобровольного поступка, продолжая свою«индукцию» и добиваясь нового, еще более точного«определения» справедливости и несправедливости. В конечном итогеполучается определение несправедливых поступков как тех, которые совершаются вотношении друзей с намерением им навредить. Истина и нравственность для Сократа- понятия совпадающие. " Между мудростью и нравственностью Сократ не делалразличия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек,понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководиться этим в своихпоступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегаетего...
Справедливые поступки и вообще все поступки,основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чемсостоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместотакого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаютсясовершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступкисовершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить,впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошиепоступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость ивсякая другая добродетель есть мудрость".
Истинная справедливость, по Сократу, это знаниетого, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует егоблаженству, жизненному счастью.
Тремя основными добродетелями Сократ считал:
1.     Умеренность (знание, как обуздывать страсти)
2.     Храбрость (знание, как преодолеть опасности)
3.     Справедливость (знание, как соблюдать законыбожественные и человеческие).Сократ о государстве
Только «благородные люди» могутпретендовать на знание. А «земледельцы и другие рабочие очень далеки оттого, чтобы узнать самих себя… ведь они знают только то, что имеет отношениек делу и служат ему… А потому, если познание самого себя есть признакразумности, никто из этих людей, не может быть разумным в силу одного своегоремесла». Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (неговоря уже о рабах) недоступно знание.
Сократ был непримиримым врагом афинских народныхмасс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности инеизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела политическоеназначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можнобольше лиц, способных приняться за политическую деятельность. При этомполитическое воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении,чтобы  подготовить восстановленияполитического господства аристократии, вернуться к «заветам отцов».
По Ксенофонту, Сократвосторгается «самыми древними и самыми образованными государствами инародами», потому что они «самые набожные».
Больше того: "… он думает, что ему не стыднобудет взять за образец персидского царя", потому что персидский царьсчитает земледелие и военное искусство благороднейшими занятиями. Земля ивоенное искусство — исконная принадлежность «благородных господ»,родовой землевладельческой аристократии. Сократ, по Ксенофонту,воспевает земледелие. Он дает возможность сулить «хорошие обещаниярабам» и «приохочивать рабочих и склонять их к послушанию».Сельское хозяйство — мать и кормилица всех искусств, источник жизненныхпотребностей «для благородного господина», лучшее занятие и лучшаянаука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает к храбрости, дает отличных инаиболее преданных общему благу граждан. При этом сельское хозяйствопротивополагается городским занятиям, ремеслам как  вредящим делу и разрушающим душу. Сократ настороне отсталой деревни — против города с его ремеслами, промышленностью иторговлей. Таков идеал  Сократа. Надо быловоспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день ведущаясяпропагандистская деятельность Сократа.
Сократ беседует о храбрости,благоразумии, справедливости, скромности. Он хотел бы видеть в афинскихгражданах людей храбрых, но скромных, не требовательных, благоразумных,справедливых в отношениях к своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданиндолжен верит в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозныеобряды, надеяться на милость богов и не позволять себе «дерзости»изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин должен быть смирным, богобоязненным,послушным орудием в руках «благородных господ».Мир идей Платона
Мир по Платону и не телесный космос, лишенныйиндивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную.Прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностейв одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическимисилами, но зато он управляется законами, находящимися вне его, за егопределами. Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается веськосмос.
Они составляют особый надкосмическиймир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не физическим зрением,а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяютжизнь материального мира. Мир идей находится вне времени, он не живет, апребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей — это абстрактноеблаго, тождественное абсолютной красоте.
Платоновский идеализм потому и называетсяобъективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого отсознания человека, то есть объективного идеального бытия.
Основные философские принципы платонизма:
Ø   Идея вещи есть смысл вещи.
Ø   Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей ипроявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи ипредставляет собою в сравнении с ними уже новое качество.
Ø   Идея вещи есть та общность составляющих её особенностейи единичностей, которая является законом длявозникновения и получения этих единичных проявлений вещи.
Ø   Идея вещи невещественна.
Ø   Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельнымсуществованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция,которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или вышенеба.
Однако, сильной стороной философии Платона, егоположительным вкладом в историю философии менее всего является его объективныйидеализм как мировоззрение. Общее не остается у Платона лишь противостоящимединичному, оно осмысляет всякую единичность и трактует как принцип единичного,как закон проявления этого единичного, как модель его построения.Учение о государстве
Сократ наметил так же классификацию государственныхформ, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственныеформы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократияи демократия. Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, чтоопирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому иобладает моральным значением, отсутствующим у тирании.Аристократию,которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократпредпочитает всем другим государственным формам.
Платон развил и усовершенствовал политические идеисвоего учителя. Социально-политическим вопросам посвящены несколькопроизведений Платона: трактат «Государство», диалоги«Законы», «Политик». Все они написаны в жанре диалога междуСократом и другими греческими философами, например, Главконом,Адимантом, Кефалом. В своихпроизведениях Платон говорит о модели «идеального», лучшего государства.Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а,напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, нокоторое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создаетпроект, утопию. Автор неоднократно пробовал воплотить в жизнь свой проектоптимального государственного управления. На Сицилии, в Сиракузах, во временаПлатона было правление просвещенного тирана Дионисия,а его шурин Деон был поклонником Платона. Попытки афинскогофилософа применить свои теории если не для управления всей территорией, то хотябы небольшим селением, едва не закончились гибелью, и только из-за Диона его только продали в рабство. Анникерид,житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольникеизвестного философа, купил его и немедленно дал ему свободу. Так же бесславнозакончились и две последующие попытки устроить в Сиракузах государственное управление  на основах разума.
Платона многое в уже существующих государствах неустраивало принципиально. В трактате «Государство» Платон пишет отом, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, вовремена «золотого века» имели «совершенный» строй)заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающихпоступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платонподразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядкеувеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе.
·                   Тимократиявластьчестолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного»строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны отземледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется  спортивным упражнениям, однако уже заметностремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизнипереходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
·                   Олигархия. В олигархическом государстве уже имеетсячеткое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможнойсовершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теорииПлатона, приводит к ее перерождению в демократию.
·                   Демократия. Демократический строй еще более усиливаетразобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания,кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшейгосударственной системы тирании.
·                   Тирания. По мнению Платона, если некое действие делаетсяслишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь:избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще неимеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана.
Отрицательные формы государственной власти Платонпротивопоставляет своему видению «идеального» общественногоустройства. Огромное внимание автор уделяет определению в государстве местаправящего класса. По его мнению, правителями «идеального» государствадолжны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовалирассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние,справедливость государства Платона, ведь им свойственны "… правдивость,решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь кистине". Платон  считает, что любоеновшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить«идеальное»). Очевидно, что именно философы будут охранять «идеальный»строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают "… всеми качествамиправителей и стражей идеального государства". Именно поэтому деятельностьфилософов обуславливает существование «идеального» государства, егонеизменность. По существу, философы охраняют остальных  людей от порока, каким является любоенововведение в государстве Платона.
Не менее важно и то, что благодаря философамправление и вся жизнь «идеального» государства будет построена позаконам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам.
Если в государстве Платона существуют люди, которыезанимаются законами и устройством государства, то естественно предположить, чтов нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом.
Действительно,основной закон существования «идеального» государства состоит в том,что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому онпригоден.
Всех жителей «идеального» государстваавтор разделяет на три класса.
Низший класс объединяет людей, которые производятнеобходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разныелюди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлейи перепродажей это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотря на то, чтоторговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, все они, поПлатону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного развития. Внутриэтого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не можетзаняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может статьземледельцем.
Принадлежность человека ко второму и третьемуклассам, а это классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется ужене по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этихлюдей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.
Так Платон создает тоталитарную систему разделениялюдей на разряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса вкласс (это достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования).Переход этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что еслидаже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса,то его необходимо «понизить» без сожаления. Таким образом, Платонсчитает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматьсятем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будетзаниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для«идеального» государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника(первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становитсяправителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтомутакой «перескок» считается «высшим преступлением» против системы,ведь для блага всего государства в целом человек должен делать только то дело,к которому он наилучшим образом приспособлен.
Вслед за Сократом, считавшим тремя основнымидобродетелями умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание,как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законыбожественные и человеческих), Платон пишет о том, что «идеальное»государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:мудростью, мужеством, рассудительностью, справедливостью.
Мудростью не могут обладать все жители государства,но правителифилософы, избранные люди, безусловно,мудры и принимают мудрые решения.
Мужеством обладает большее количество людей, это нетолько правители философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели былихарактерны только для определенных классов людей, то рассудительность должнабыть присуща всем жителям, она «подобна некой гармонии», она«настраивает на свой лад решительно все целиком». Под четвертойдобродетелью справедливостью автор понимает уже рассмотренное деление людей наразряды, касты: "… заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие этоесть справедливость".
Следовательно, разделение людей на классы имеет дляПлатона огромное значение, определяет существование «идеального»государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно, чтонарушение кастового строя считается высшим преступлением. Так государствоПлатона незаметно, ради лучшей цели, приобретает те недостатки, которыерассматривал сам автор, описывая «порочные» государства (например,расслоение общества в олигархическом государстве).
Характерно, что Платон, живший во времена всеобщегорабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. В«Государстве» все производственные заботы возлагаются наремесленников и земледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можнообращать только «варваров», неэллинов, вовремя войны. Однако он же говорит, что война зло, возникающее в порочныхгосударствах «для обогащения», и в «идеальном» государствевойны следует избегать, следовательно, не будет и рабов. Как писал В.Ф. Асмус, в трактате «Государство» "… классрабов как один из основных классов образцового государства непредусматривается, не указывается, не называется". Это не значит,  что автор выступает против угнетения человекачеловеком, просто, по его мнению, высшие разряды (касты) не должны иметьчастной собственности, чтобы сохранить единство. Тем не менее, в диалоге«Законы», где также обсуждаются проблемы государственного устройства,Платон перекладывает основные хозяйственные заботы на рабов и чужестранцев, ноосуждает воины.
В связи с рассмотренным разделением людей на разрядывозникает вопрос: кто же возьмет на себя ответственность определенияспособности человека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в«идеальном» государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие исправедливейшие люди правителифилософы. При этом они,естественно, будут выполнять закон, ведь закон важне


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.