Особенности жанра сказки в творчестве М.
Е. Салтыкова-Щедрина
Русская
литература всегда была теснее связана с жизнью общества, чем европейская. Любые
перемены общественного настроения, новые идеи немедленно находили отклик в
литературе. М. Е. Салтыков-Щедрин остро переживал недуги своего общества и
нашел необычную художественную форму, чтобы привлечь внимание читателей к
волновавшим его проблемам. Попробуем разобраться в особенностях этой формы,
созданной писателем.
Традиционно в
русском фольклоре выделяют три типа сказок: волшебные, социально-бытовые и
сказки про животных. Салтыков-Щедрин создал литературную сказку, соединяющую
все три типа. Но жанр сказки не определяет все своеобразие этих произведений. В
“Сказках” Щедрина мы встречаемся с традициями басни и летописи, точнее, пародии
на летопись. Автор использует такие басенные приемы, как аллегория,
иносказание, сравнение человеческих явлений с явлениями животного мира, прием эмблем.
Эмблема — это иносказательный образ, несущий традиционно одно значение. В
“Сказках” Щедрина таким образом-эмблемой является, например, медведь. Он
олицетворяет собой неловкость, глупость, но под пером Салтыкова-Щедрина эти
свойства приобретают социальное значение. Так, традиционное эмблемное значение
образа медведя окрашивает и характеризует конкретный социальный образ (воевода,
например).
Жанровое начало
летописи встречается в сказке “Медведь на воеводстве”. На него указывает
наличие хронологической последовательности при изложении событий: Топтыгин I,
Топтыгин II и так далее. Пародийность достигается переносом свойств и качеств
конкретных исторических личностей на образы обитателей леса. Неграмотность Льва
напоминает о пресловутой неграмотности Петра I.
Однако
художественное своеобразие “Сказок” не исчерпывается только жанровой природой,
характерной для сказок. Следует отдельно сказать о сатире. Сатира, то есть
особый смех, направленный на уничтожение объекта, становится "основным
творческим приемом.
Вполне
естественно, что объектом сатиры для Салтыкова-Щедрина, писателя, продолжающего
гоголевские традиции, является крепостное право.
Пытаясь
изобразить отношения в современном ему обществе, он моделирует ситуации,
позволяющие это сделать.
В сказке “Дикий
помещик” с исчезновением крестьян проявляется неспособность помещика к
самостоятельному существованию. Неестественность отношений, существующих в
обществе, показана и в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил”. Это очень интересная сказка, в основе которой лежит ситуация,
близкая ситуации “Робинзона Крузо”. На необитаемом острове оказались мужик и
два генерала. Освобождая своих героев от условностей цивилизованной жизни,
автор сохраняет существующие отношения, показывая их нелепость.
Интересен еще и
следующий факт. В сказке указано только социальное положение, но не даны имена
героев. Можно предположить, что Салтыков-Щедрин использует прием, схожий с
приемом эмблем. Для автора мужик, помещик, генерал имеют такое же постоянное
значение, как и заяц, лиса, медведь для читателей басен.
Все
вышеупомянутые ситуации создаются с помощью элементов фантастического, одним из
которых является гротеск, служащий основным средством создания образов (образ
“дикого помещика” из одноименной сказки.) Преувеличение, смещающее границы
реальности, позволяет создать игровую ситуацию. В основе лежит оборот,
введенный еще Пушкиным, — “барство дикое”, но с помощью гротеска “одичание”
приобретает буквальное значение. Образ мужика также построен на гротеске. В сказках
“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” и “Дикий помещик”
преувеличена пассивность, подчиненность крестьянства. Я не стану приводить
классические примеры из “Повести о том...”-. Гораздо интереснее вторая сказка.
Там мужики собираются в стадо, стаю и улетают. Очень живой, ассоциативный образ
коллективного начала.
Часто
используемый писателем прием сближения социальных явлений и типов с животным
миром позволяет более рельефно выписать образы, соединяющие свойства животных и
людей. Этот прием дает автору относительную свободу выражения, позволяя обойти
цензурные запреты.
От басенной
традиции сравнение с животными Щедрина отличает ярко выраженная социальная
направленность.
Своеобразна и
система персонажей. Все сказки можно поделить на сказки про людей и про
животных. Но, несмотря на это формальное различие, вся система персонажей любой
сказки построена на принципе социального контраста: угнетатель и угнетаемый,
жертва и хищник.
При всем
своеобразии “Сказки” Щедрина опираются на очевидную, хотя и стилизованную,
фольклорную традицию. Это связано с теорией “сказа”, которую выдвинул известный
русский литературовед Эйхенбаум. Согласно этой теории, произведения,
ориентированные на устную речь, имеют ряд художественных особенностей:
каламбуры, оговорки, игровые ситуации. Классические примеры использования
“сказа” — это произведения Гоголя и “Очарованный странник” Лескова.
“Сказки”
Щедрина — тоже “сказовые” произведения. На это указывает даже наличие
традиционных сказочных оборотов: “жили да были”, “по щучьему велению, по моему
хотению”, “в некотором царстве, некотором государстве”, “жить да поживать” и
так далее.
В заключение
хочется сказать, что именно художественная форма “Сказок” и является их
основным достоинством. Конечно, литература всегда была общественной трибуной,
но очень редко произведение, затрагивающее только социальные проблемы, остается
в истории литературного развития. “Сказки” Щедрина благодаря удивительному и
сложному художественному миру, действительно художественному своеобразию до сих
пор входят в обязательный круг чтения всех образованных людей.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/