Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Удивительный мир поэзии А. А. Фета

Удивительный мир поэзии А. А. Фета

А. А. Фет принадлежит к числу тех русских поэтов, слава
которых не была громкой ни при жизни, ни после смерти. Он писал в непоэтическую
эпоху, да, кстати, и сам никогда не стремился к славе. В жизни его интересовали
совсем другие проблемы: в возрасте 14 лет он был объявлен незаконнорожденным и
лишен отцовской фамилии Шеншин, а заодно и наследства, и потому всю жизнь
Фет-человек посвятил тому, чтобы его признали-таки дворянином. Но Фет-художник
за эти годы создал удивительный мир волшебной поэзии, поэзии, за которую его
неоднократно упрекала русская критика, которая никак не могла найти в лирике
поэта столь необходимые для нее общественные мотивы. Действительно, А. Фет
демонстративно противопоставлял себя своему времени, заявлял, что не обязан
быть гражданином, жил вразрез с духом времени. А потому творчество А. Фета было
заклеймено ярлыком “искусство ради искусства”. И долгое время никто не желал
видеть всю красоту его творчества, в котором отразились удивительно безнадежные
взгляды поэта на жизнь, ибо на вопрос о настроении его души он всегда отвечал:
“Пустыня!” Еще в 1850 году А. Фет писал: “Идеальный мир мой разрушен давно...”
Место этого мира заняла будничная жизнь. И чем больше поэт погружался в нее,
тем сильнее он стремился выйти из-под ее власти в своих стихах. В последнем,
самом лучшем, сборнике стихов А. Фета “Вечерние огни”, где наиболее остро
отразились противоречия между Фетом-человеком и Фетом-поэтом, явственно звучит
потребность вырваться на простор, напитанный воздухом поэзии: Без усилий С
плеском крылий Залетать — В мир стремлений, Преклонений И молитв; Радость чуя,
Не хочу я Ваших битв.

Это стремление напоминает знаменитое высказывание А. Фета:
“Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой
верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик...” У А. Фета вообще много
эпитетов “воздушный”, “крылатый”, глаголов “летать”, “парить”, “окрылиться”.

Уход от реального мира в мир, создаваемый с помощью
искусства, — характерная черта романтизма. Действительно, у Фета много общего с
лириком Жуковским. Но есть и существенные различия. В идеальном лирическом мире
Фета, в противоположность В. Жуковскому, нет ничего мистического, потустороннего.
Извечным объектом искусства, по мнению А. Фета, является красота, которая
присуща самой действительности и оттого неизбывна. “Мир во всех частях своих
равно прекрасен...” Ничему ужасному, жестокому, безобразному нет доступа в мир
фетовской лирики. Отчасти, возможно, в этом ее односторонность:
“воспроизведение не предмета, а только его идеала”.

Лиризм А. Фета звенит в унисон красоте. Но понятию
“красота” А. Фет придает и философское значение. Поэзия ведь есть проникновение
в “самую сокровенную суть мира”, чего не может, скажем, сделать наука.
Художественное познание заключается в том, чтобы охватить предмет во всей его
целостности, а из всех искусств наибольшие возможности для этого открывает
поэзия.

Лирика А. Фета чрезвычайно подвижна. Все предметы поэт
заставляет “колебаться, дрожать, трепетать”. Его поэзия полна запахов: природа
и любовь насыщены “благоуханиями”, “ароматами”, “запахами трав”, “благовонных
ночей”. Часто сливаются воедино зрение и слух: даль звенит, звуки песни
становятся серебристым путем, голос певицы оборачивается месяцем, зарей, морем.
Особое место в лирике А. Фета занимает музыка. В стихотворении “Сияла ночь...”
песня олицетворяет образ любимой женщины. Музыка — это зарождающиеся чувства,
получувства, тончайшие оттенки. Стихи А. Фета необычайно мелодичны, не случайно
многие из них легли в основу романсов.

У А. Фета все, изображаемое им, неясно, смутно,
неопределенно. Ему не хватает слов, он сетует на неполноценность языка: Как
беден наш язык? — Хочу и не могу. — Не передать того ни другу, ни врагу, Что
буйствует в груди прозрачною волною...

А потому он любит противопоставлять “грубым” людским
словам язык цветов, “ясно говорящее” ночное безмолвие (стихотворение
“Благовонная ночь, благодатная ночь...”). Поэзия молчания — один из излюбленных
приемов Фета — передает силу чувства гораздо сильнее крика (“Я тебе ничего не
скажу...”). И при этом А. Фет достигает огромной музыкальности стиха: Зреет
рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые
переливы.

А. Фету часто указывали на грамматические ошибки, но
иногда ему самому удается одержать победу над грамматикой: в стихотворении
“Шепот, робкое дыханье...”, к примеру, нет ни одного глагола.

Хотя мир Фета во всех своих проявлениях равно прекрасен,
он все же сводится к трем основным составляющим: природе, любви, музыке,
которые тесно связаны между собой, переплетены и образуют единый художественный
мир. Описание природы у А. Фета приобретает романтическое звучание, а одно из
свойств лиризма поэта — умение озвучить немую природу.

Основу большинства любовных стихотворений А. Фета
составляет узнавание дорогого женского образа: Только встречу улыбку твою, Или
взгляд уловлю твой отрадный, — Не тебе песнь любви я пою, А твоей красоте
ненаглядной! Истинным предметом стихов А. Фета становится не то, что затронуло
сердце в данную минуту, а те чувства влюбленности в красоту, которые вызываются
при этом.

Мир Фета можно назвать миром “единства
противоположностей”, гармоничного их слияния. Главным словом в лирике Афанасия
Фета можно назвать слово “безумный”. Но в этом-то безумстве, в этом слиянии
музыки, природы и любви и есть высшее выражение поэзии мира, отражение земной
красоты в зеркале искусства: Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть
И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Денежные реформы России в XVI XVIII вв
Реферат Ethical Look At Computer Viruses Essay Research
Реферат Риск ликвидности банка
Реферат Альтернативные издержки и временная стоимость денег
Реферат Закономерности поведения техногенных элементов в донных осадках на примере Ханкайской геоэкологической системы
Реферат Us Women Essay Research Paper In the
Реферат Направления PR деятельности в организации на примере автоцентра UPGRADE
Реферат Утиліти для створення віртуальних стільниць
Реферат Управление товарной политикой с целью повышения эффективности производства на предприятии
Реферат Формирование продуктовой политики (на примере авиакомпании "Народный экспресс")
Реферат Дослідження, обґрунтування та експериментальна перевірка ефективності методики формування естетичних оцінок та естетичної вихованості учнів середнього шкільного віку
Реферат Авторский курс. Автор:, соавтор. Программа обучения по курсу  "Трейдер мирового валютного рынка forex" 1-й день. Вводная лекция: Как работает рынок forex
Реферат Законодавча та нормативна база податкового обліку. Сутність та об`єкти податкового обліку
Реферат Управление текущими издержками ОАО "Пищевой комбинат "ХХХ"
Реферат Контрольна робота з курсу Лінгвістичне забезпечення інтелектуальних систем