Библейские
мотивы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"
Библия сама по
себе много значила для Б. Л. Пастернака. В "Охранной грамоте" он
писал: "Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым
текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все
вековечное".
Поэтому
интересны библейские мотивы в его творчестве. В романе "Доктор
Живаго" получили воплощение как нравственные стороны евангельского учения,
так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству.
"Смерти не будет", — так звучит один из авторских вариантов названия
будущего романа. По мнению Пастернака, человек должен носить в себе идею
бессмертия. Без этого он не может жить. Юрий Живаго считает, что бессмертие
будет достигнуто человеком, если он станет "свободен от себя" —
примет на себя боль времени, примет все страдания человечества, как свои.
И значимо то,
что главный герой — не только врач, но и поэт. Сборник его стихотворений
является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти. В этом
— бессмертие человеческого духа.
Еще одна тема,
которая волнует Пастернака, как и Достоевского. Это тема духовного воскрешения
личности. Она явно вплетена в сложный романный ансамбль. Первые строки книги
(похороны матери Юры, вьюжная ночь после погребения, переживания ребенка) —
смысловой зачин этой темы. Позднее Юрию Андреевичу мнится, что он пишет поэму
"Смятение" о тех днях, которые протекли между смертью Христа и его
воскресением, о том пространстве и времени, когда шла борьба между
воскресительной потенцией жизни и "черной земной бурей": "И две
рифмованные строчки преследовали его: "Рады коснуться /И надо
проснуться".
Рады коснуться
и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться
и весна, и Магдалина, и жизнь. И — надо проснуться! Надо проснуться и встать.
Надо воскреснуть".
А главный герой
романа воскресение понимает так:
"...Вот вы
опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не
заметили". Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть душа
человека, его бессмертие: "В других вы были, в других и останетесь. И
какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы,
вошедшая в состав будущего".
Интересна в
романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для
Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому,
мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Симушка Тунцова в романе
рассуждает: "...Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог
становится человеком, чтобы сделать Адама Богом". Героям Пастернака
присуща любовь к ближним. В "Охранной грамоте" автор писал, что
"будущее человека есть любовь". И о главном герое романа так
говорится: "...всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям,
не говоря уже о близких и семье". Есть еще один герой — Микулицын,
который, как и герои Достоевского, живет любовью к ближним. Это про него
сказано в романе: "...он преступно добр, добр до крайности. Пошумит,
покобенится и размякнет, рубашку с себя снимет, последнею коркою
поделится".
В романе
Пастернака можно выделить два уклада бытия: естественная жизнь людей (время) и
сверхъестественная (вечность). Лишь в контексте вечности жизнь человека и всего
человечества получает для писателя смысл. Все события романа, все персонажи то
и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с вечным, будь то
явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем, судьбы Лары с судьбой
Магдалины, Комаровского — с дьяволом.
"Загадка
жизни, загадка смерти" — над этой тайной бьется мысль автора "Доктора
Живаго". И Пастернак разгадывает "загадку смерти" через жизнь в
истории-вечности и в творчестве. Вот почему у гроба Живаго любящая его женщина
ощущает "веяние свободы и беззаботности".
Этого писателя
всегда бесконечно трогало чудо жизни.
'Он никогда не
утрачивал ощущения первичной красоты того, что нас непосредственно окружает.
Этому Пастернак отдал свою жизнь, и это, собственно, его в ней держало. Но он
никогда не обособлял себя от времени, просто пытался утвердить гармонию того
существования, с которым он пришел в жизнь. Вот этим нам и дорог Пастернак. В
этом залог его если не вечной, то, во всяком случае, длительной жизни.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/