"Доктор
Живаго"
Но надо жить
без самозванства.
Так жить, чтобы
в конце концов
Привлечь к себе
любовь пространства.
Услышать
будущего зов.
Б. Пастернак
Эти
пастернаковские строки выглядят эпиграфом к роману “Доктор Живаго”, над которым
Борис Леонидович работал около четверти века. Роман как бы вобрал его самые
сокровенные мысли и чувства. И вот на склоне лет роман завершен, окончательный
вариант подготовлен к печати, но опубликован роман был только за границей. В
1958 г. за него Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. На Родине же
Бориса Леонидовича не признавали. В газете “Правда” была опубликована статья
Заславского “Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка”. Автор
статьи утверждал, что Пастернак якобы никогда не был “подлинно советским
писателем” и даже в свое золотое время “не числился в мастерах первого класса”.
Поэта называли “предателем”, “внутренним эмигрантом”. Он был исключен из Союза
писателей. Пастернак заявил, что отказывается от премии и ни при каких условиях
не покинет Советского Союза. Он тяжело переживает обрушившиеся на него огульные
обвинения и измену некоторых друзей. Эти события ускорили его кончину.
А вот проводить
поэта в последний путь пришли многие лучшие представители советской
интеллигенции. Твардовский на встрече с Хрущевым сказал: “Так вот по сравнению
с Пастернаком я не слишком крупный поэт”.
Мировой
известностью Пастернак пользовался всегда. Роман, ходивший тридцать лет в
самиздатовских экземплярах, наконец опубликовали.
В произведениях
Пастернака главный герой — человек, его душа, его судьба, сочувствие и
понимание. Академик Д. С. Лихачев считает, что “Доктор Живаго” даже не роман, а
род автобиографии, и убедительно обосновывает, что это биография времени. “В
романе главная действующая сила — стихия революции”. Глазами героя мы видим
разгул убийства и беззакония, разруху и голод, воодушевление простых людей, их
надежду на лучшую жизнь и кровь, кровь, кровь. Герой бежит от этой вакханалии
насилия. Ему хочется покоя, обычной жизни в кругу семьи, примитивнейшего
счастья. Но и на это у него нет права. Господствуют только два цвета времени.
Третьего не дано. Этот путь ведет в тупик. А почему надо выбирать? Почему
нельзя просто жить, радоваться солнцу и любви, покою и бесконечному счастью?
Всегда находятся люди, которым дана власть, некое право вмешиваться в чужую
жизнь и кроить ее по неким стандартам, в угоду себе, времени, обстоятельствам.
Философский
итог всему подводит героиня романа. “Лара шла вдоль полотна по тропинке,
протоптанной странниками, и сворачивала на луговую стежку, ведшую к лесу. На
одномгновение смысл существования опять открывался Ларе. Она тут,— постигала
она,— для того, чтобы разобраться в сумасшедшей прелести земли и все назвать по
имени, а если это будет ей не по силам, то, из любви к жизни, родить себе
преемников, которые сделают это”.
Роман “Доктор
Живаго” в девяностые годы был опубликован в России, и читатели его приняли
восторженно. Многие находили его стиль похожим на тургеневский или даже
бунинский с подробным и многословным описанием. Да, безусловно, Пастернак —
наследник традиций русской классики, и не только внешне: в лексике, манере
излагать свои мысли. Эта связь намного сложнее, чем может показаться на первый
взгляд. Пастернак — писатель-гуманист, продолжающий традиции русской литературы
в главном: нести людям добро, любовь, справедливость. Будучи гениальным поэтом,
он прекрасно чувствует слово. Отсюда отточенность его фраз, их лаконизм и
неподражаемая красота богатейшего русского языка.
И прекрасно,
что это произведение вернулось в Россию, оно помогает понять происходящее
сегодня, так как не потеряло актуальности в настоящие дни. Не об этом ли мечтал
Пастернак, работая над романом, он хотел быть полезным Родине, быть читаемым,
популярным. Все это пришло, к сожалению, поздно, но пришло. И это главное!
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/