Реферат по предмету "Экономика"


Проблема формирования рынка труда и регулирования его деятельности в современных российских условиях

КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НА ТЕМУ:«Проблема формирования рынка труда и регулирования егодеятельности в современных российских условиях»Специальность 061000 — «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

2010
 

 
/>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. РЫНОКТРУДА
1.1 Рыноктруда и его особенности
1.2 Рольрынка труда
1.3Регулирование рынка труда
1.4 Рольгосударственных служб занятости на современномрынке труда в России
2. ЗАНЯТОСТЬНАСЕЛЕНИЯ
2.1 Занятостьв системе рыночных отношений
2.2 Основныезадачи государственного регулирования занятости
2.3 Причиныи формы безработицы
3. АНАЛИЗРЫНКА ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1Состояние уровня занятости и безработицы в условиях кризиса
3.2Перспективы и пути развития российского рынка труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Рынок труда представляет собойбазовый элемент рыночной экономики. В его рамках реализуются процессыкупли-продажи важнейшего фактора производства рабочей силы. Именно онопределяет эффективность использования труда наемных работников. Отношения всфере труда являются основополагающими в экономической системе любой страны,что обусловлено огромной ролью труда в жизни, как отдельного человека, так иобщества в целом.
Переход России к рыночной экономикенеизбежным образом повлек за собой необходимость рынка труда и рабочей силы.Практически немыслима экономика, в которой рыночные отношения распространены навсе материально-вещественные, финансовые, информационные факторы производства,но не затрагивают самый активный фактор труд. В такой экономике ее части былибы несовместимы между собой в том смысле, что невозможно согласовать, соединитьвоедино и обеспечить эффективное функционирование элементов экономическойсистемы, базирующихся на принципиально разных типах производственных отношений.
Существование рынка труда связано сналичием очень важной социальной проблемой — безработицы. Безработицахарактеризует такое состояние общества, когда часть способных и желающихтрудиться по найму людей не могут найти себе работу по специальности или вообщетрудоустроиться.
Проблема занятости одна из важнейших,характеризующих общее состояние макроэкономики, дающих представление об ееэффективности. Каждая экономическая система стремится к увеличениюобщественного продукта с целью более полного удовлетворения растущихпотребностей населения. Важнейшим фактором, способствующим достижению этого,является высокий уровень занятости. При недостаточно полном использованииресурсов рабочей силы, с одной стороны, система может не достичь границ своихпроизводственных возможностей, с другой безработица наносит серьезный уронлюдям, не имеющим возможности приложения своих способностей и умения в наиболееблизких им сферах деятельности, лишает их источника доходов для поддержания жизнедеятельности.
Проблемы становления нового типасоциально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы,колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться кактивной политике занятости.
Предмет исследования – теоретические вопросы формированиярынка труда, проблемы регулирования его деятельности, а так же практическиеаспекты функционирования рынка труда в современных российских условиях.
Целью исследования данной работыявляется рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости населения, атак же анализ состояния российского рынка труда в современных условиях.
В соответствии с целью былипоставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспектысущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности насовременном этапе;
2. Выявить проблемы на Российскомрынке труда;
3. Оценить состояние рынка труда вРоссии.
Актуальность темы определяется тем,что рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночнойцивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа,осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной формеинициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованиютехнологии и методов обслуживания населения.

 
1. РЫНОК ТРУДА
1.1 Рынок труда и его особенности
Рынок труда как система экономическихмеханизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ееиспользование, является неотъемлемой составной частью рыночной системы.
Рынок труда представляет собойсистему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемнойрабочей силы.
В функционировании рынка труда можноотметить несколько принципиальных положений:
1. Рынок труда – это совокупностьэкономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынкетруда.
2. Рынок труда – это местопересечения различных экономических и социальных и интересов и функций.
3. С позиции предприятий рынок труда– это сфера взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактическихработников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.
Рынок труда имеет ряд важныхособенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование:
1. Неотделимость прав собственностина товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходованиярабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникаютособые отношения.
2. Большая продолжительность контактапродавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает началодлительных отношений между продавцом и покупателем.
3. Наличие и действие не денежныхаспектов сделки. Это прежде всего условия труда, микроклимат в коллективе,перспективы продвижения по службе и профессионального роста.
4. Наличие большого числаинституциональных структур особого рода. К их числу относятся: систематрудового законодательства; различные учреждения и службы регулированиязанятости, государственные программы в области труда и занятости и т.д.
5. Высокая степень индивидуализациисделок. Они отличаются огромным разнообразием, поскольку каждый работник всвоем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается отдругого и предъявляет к претендентам свои специфические требования.[1]
Функционально-организационнаяструктура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономикиследующие элементы: принципы государственной политики в области занятости ибезработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему;фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржитруда; правовое регулирование занятости.
На рынке труда встречаются продавец ипокупатель, как при любой сделке купли — продажи. Продавцы — это работники,предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели — этотрудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельнорешать, сколько и каких работников им требуется.
На рынке труда действует закон спросаи предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спросаи предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих местсоставу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественнымпараметрам.
Рынок труда стимулируетвысококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи междувкладом каждого и полученным конкретным результатом.
На рынке труда реализуетсявозможность:
— свободного выбора профессии,отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровеньоплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);
— найма и увольнения при соблюдениинорм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантийзанятости, условий труда, его оплаты;
— независимой и вместе с темэкономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями ипрофессионально — квалификационными группами, которой обычно сопутствуетулучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличиевысокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественногожилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
— свободного движения заработнойплаты и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования,соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты,обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходовчерез налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.
В конкурентно — рыночных отношенияхотражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющиеего движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, тривзаимосвязанных эволюционных потока — развитие экономики (материально — техническихэлементов и структур), развитие человека (профессиональное, творческое),развитие общественных отношений (отношений собственности, производственныхсвязей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.
Рабочая сила представляет собой товарособого рода, производственные созидательные качества которого целикомопределяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности созданиявысокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических иорганизационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок трудаобразованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационнойи территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельностинародного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем болеесложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочейсиле высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпохуНТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятсясоздать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя повозможности и социальную защищенность на рынке труда. Рабочая сила — товарособого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило,наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей,реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особеннотворческие, способности личности.
Несомненно, что организованный, вомногом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарнойэкономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйстварынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньевсоциально — экономической системы любой страны.
Конечной целью рынка труда является,во-первых, удовлетворение профессионально — трудовых и жизненных интересовэкономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечениенародного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимальнополной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичнойрабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.[2].

 
1.2 Роль рынка труда
Современный этап развития связан сновым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этотновый взгляд — свидетельство реального роста роли человеческого фактора вусловиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимостьрезультатов производства от качества, мотивации и характера использованиярабочей силы в целом и отдельного работника в частности.
Возрастание роли человеческогофактора в производстве подтверждено результатами экономических исследованийведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником ростапроизводительности труда и национального дохода США в триаде «труд — земля –капитал» является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных,квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.
В эпоху высокоразвитой рыночнойцивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает.Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последниедва десятилетия, научно — технологической революции, освоения сложныхтехнологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться безмассовой творческой деятельности.
Впервые в истории производительныесилы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь вусловиях творческой активности работников значительной части профессий иширокого использования в сфере общественного труда новейших технических средстви сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенноновые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производствапрактически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстроменяющейся по своим характеристикам и технологически все более сложнойпродукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянногосовершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственногои непроизводственного обслуживания.
В новых, более эффективныхорганизационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест,включение в инновационно — производственный процесс творческого потенциалатрудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальнойзащиты трудящихся и т.п.
Интенсивная экономика, живущая врежиме периодического технологического и организационного обновления,постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которойхарактерно практически постоянное совершенствование методов производства,принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и формобслуживания населения[3].
Рынок труда становится важнейшимзвеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовыересурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речьидет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности,стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Исследования показывают, что активныйсозидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержаниедеятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов свысшим и средним специальным образованием, административно — управленческогоперсонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг.[4]

 
1.3 Регулирование рынка труда
рынок труд занятость безработица
Современный рынок труда испытывает насебе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельностьгосударства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляетспрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует егов частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальнойэкономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальныепрограммы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты,пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определеннойстабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенногорыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результатепоявляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированиемрынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна и посредническая рольгосударства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска ипредоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети потрудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силысодействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требованийрынка.
Политика государства на рынке труданаправлена на:
— обеспечение прогрессивных сдвигов вотраслевой структуре занятости населения;
— переориентацию экономическиактивного населения на новые формы трудовых отношений;
— достижение сбалансированностипредложения рабочей силы и числа рабочих мест;
— предупреждение массовой безработицына местных рынках труда;
— создание новых и повышениеэффективности существующих рабочих мест;
— развитие кадрового потенциала путёмсовершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышенияквалификации кадров;
— рост мобильности трудовых ресурсов.
К ключевым интегрированнымнаправлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:
— преодоление дефицита рабочих местпосредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики,стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малыхпредприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиесяотрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
— экономическое стимулированиеразвития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальнойпредпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённойситуацией на рынке труда;
— оптимизация масштабов занятости внегосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля засоблюдением трудового законодательства в этой сфере;
— разработка специальной программы постабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
— развитие гибких форм занятости;
— последовательная стабилизацияуровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной втом числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельныхсоциальных групп населения;
— дальнейшее развитие системынепрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формированиявысокого качества рабочей силы;
— улучшение качества рабочей среды,включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;
— сокращение кадрового потенциалавысококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;
— проведение взвешенной миграционнойполитики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения,обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;
— развитие и повышение эффективностипрограммных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населенияи направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющихработу, к активному труду[5].
Видное место в регулировании рынкатруда занимает биржа труда. Биржа труда — учреждение, осуществляющеепосредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открытыв первой половине XIX века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Онисоздавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких какМосква, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 годаполучили широкое распространение платные частные посреднические конторы. Внастоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржитруда, подчиненные министерством труда. В их задачи входит, во-первых, оказаниепосреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменитьработу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих,предоставление информации о требующихся профессиях, в- четвертых,профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большоевлияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являютсяобязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работниковнепосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенноквалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываютсянапрямую с предприятиями.
Важнейшей формой регулирования рынка труда должностать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение. 1.4 Роль государственныхслужб занятости на современном рынке труда в России
В настоящее время задачи посредничества в подыскании места работы решаютгосударственные центры (службы) занятости и негосударственные формирования. Этислужбы имеют свои функции и технологию работы, предлагают свой комплекс услуг.
На рынке труда многих стран государственная служба занятости занимаетособое монопольное положение, которое имеет две разновидности. Перваязаключается в том, что служба централизует все операции по найму. Втораяразновидность означает менее жесткий вариант. В РФ государственная служба занятостизанимает монопольное место на рынке труда и в то же время не подходит подканоны ни первой, ни второй разновидности этой монополии.
Противостояние государственных и частных агентств по найму обусловленопрежде всего несовершенством законодательства, согласно которому практика частногонайма во многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия)деятельность частных агентств легитимна. Отношения между государственными ичастными органами по трудоустройству традиционно строятся на трех принципах:контроле, конкуренции и сотрудничестве.
Государственная служба занятости занимает монопольное место в качествепосреднической структуры на рынке труда России, за исключением г. Москвы и рядакрупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частныеагентства по временному и постоянному найму.
Мировой опыт говорит о том, что через государственные органы занятостинаходит работу лишь 1/3 ищущих работу. Большинство людей, прежде чем обратитьсяв государственную службу занятости, проходят через сито частных агентств,альтернативных служб занятости, специальных посреднических контор. Посколькуподобного спектра организаций на российском рынке труда еще нет, процентобратившихся в государственные органы настораживает. В настоящее время можновыделить по крайней мере следующие причины нежелания людей, потерявших работу,обращаться в Центр занятости населения:
— психологическое неприятие безработицы и самих безработных, это в равнойстепени относится как к тем, кто потерял работу и пытается трудоустроитьсясамостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через центр занятости;
— население плохо информировано о расположении данных служб, об ихпредназначении и деятельности;
— возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т. к. подавляющеебольшинство руководителей предприятий не прибегают к услугам ЦЗН при поиске инайме рабочей силы.
Говоря о финансовой стороне вопроса можно отметить следующие причины:предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должныинформировать их о необходимости регистрации в ЦЗН. Однако у предприятий нет нистимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятия,сокращающие занятых, скорее всего, находятся в трудном материальном положении идля них выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае они небудут выплачивать им пособие за третий месяц; Закон о занятости включаетположение о том, что граждане России, получающие выходное пособие отпредприятий, не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, чтомногие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие не видят смыслаобращаться в ЦЗН. Из опроса клиентов службы занятости выяснилось, что средидругих, наиболее часто встречающихся причин нежелания обращаться в ЦЗН,назывались такие как «через государственные ЦЗ можно трудоустроиться лишьв государственном секторе», «в ЦЗ обращаются только уволенные занарушение трудовой дисциплины».
Как бы ни были субъективны оценки людей, неоспоримым является то, чтобольшинство не имеющих работы не пользуется услугами органов службы занятости.Эта субъективная информация ценна и ее изучение позволит оказывать влияние намотивационный механизм человека, желающего трудоустроиться.[6]
Заметны увеличения численности трудоустроенных всех слоев населения.Положительная динамика трудоустройства центрами занятости говорит о возросшемдоверии безработных к этим учреждениям и, как следствие, о возросшем количествеобратившихся.

2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
 
2.1 Занятость в системе рыночныхотношений
Еще совсем недавно рабочая сила внашей стране не рассматривалась в качестве товара. Несомненно, однако, что вреальной жизни, не очень сопряженной с политэкономическими представлениями,миллионы людей вступали и вступают в отношения найма.
Главное, что отличает наш рынок трудаот реального, это наличие административных, правовых и экономическихограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболеевыгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации,формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при егоогромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования исоциальной поддержки в сфере занятости.
Рынок труда в России несбалансирован.Большинство регионов страны за 90 — е г. г. стали трудоизбыточными.
Так, в целом ряде областей иреспублик России в 2001-2002 г. предложение рабочей силы в десятки, а то и всотни раз превышало спрос на нее: в Ивановской области — в 158 раз, вРеспублике Тува — в 143 раза, а в Архангельской и Тамбовской областях,республиках Удмуртия, Бурятия, Дагестан — в 42 — 47 раз.
В то же время в районах КрайнегоСевера все еще ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной.Существует также неудовлетворительный спрос на отдельные категории специалистов(юристов, банковских работников, программистов, экономистов и мн. др.) прирастущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы[7].
В 1997 году на долюнегосударственного сектора экономики уже приходился 61 % общей численностизанятых. В обстановке конкуренции предприятия будут стремиться к оптимизациисостава и численности работников. В свою очередь, работники получат возможностьпоиска работы на наиболее выгодных условиях.
Все это, может быть реализованотолько при создании подлинно конкурентной среды, при отмене регистрациипрепятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья идейственной системы содействия найму.
Численность экономически активногонаселения к концу июля 2003 г. составила, по оценке, 72,7 млн.человек, илиоколо 49% от общей численности населения страны, в их числе 64,4 млн.человек,или 88,5% экономически активного населения заняты в экономике и 8,3 млн.человек(11,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологиейМеждународной Организации Труда они классифицируются как безработные).Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных1,8 млн. человек, или 2,4% экономически активного населения.
Уровень безработицы в России достиг кконцу 2002 года рекордно высокой отметки, составив 12,4% от численностиэкономически активного населения. В 2003 Госкомстат России оценивал уровеньбезработицы в стране в размере 11,8% от численности экономически активногонаселения (рабочей силы). В 2003 общая численность безработных, активно ищущихработу любыми способами (по объявлениям, через знакомых, через биржу труда) иготовых к ней приступить, составила в России 8 млн. 956 тыс. За год она вырослана 0,3% (против 8 млн. 930 тыс. человек). [8]
Уровень безработицы в 2004-2006 годахпоказывает, что существенных изменений в структуре безработицы нет. Посравнению с 2003 годом наблюдается улучшение обстановки на рынке труда. Однакоофициальные данные центра занятости нельзя считать абсолютно объективными, таккак большая часть незанятого населения предпочитает не обращаться в центрызанятости по вопросам трудоустройства.[9]
Знание рынка труда требуетвнимательного и тщательного изучения структурных сдвигов в трудовойдеятельности, обусловленных тенденциями развития НТП и изменениями вобщественном разделении труда. Данные процессы находят сове проявление вбыстрой смене видов трудовой деятельности. В настоящее время в индустриальноразвитых странах мира примерно 70% видов трудовой деятельности относятся к темиз них, которых вообще не существовало в начале века. Другими факторами,оказывающими существенное воздействие на рынок труда, является с одной стороны,удлинение периода трудовой деятельности человека примерно в два раза, с другой– более позднее вступление в трудовую деятельность (с 16, 18 и даже 21 года),обусловленное увеличившимися сроками обучения и профессиональной подготовки.При этом, если раньше человеку приобретенной специальности хватало на всюоставшуюся жизнь, то в настоящее время он вынужден будет переходить к новойспециальности не менее 2-3 раз в течение своей трудовой деятельности.
Наконец, необходимо заметить, чтопроблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящимиструктурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве,демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а такжеимеющими место деформациями и инерционностью рынка труда.
С проблемами труда, трудовыхотношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важнаяпроблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей втрудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде,обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости,создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающуюкак в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решенияэтой задачи и даже ее постановка несколько различаются.[10]
Содержание термина «занятость»включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезнойдеятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно,проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так какнеобходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографическихгрупп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовыхресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятостиявляется достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятостив соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональнойструктуры производства, учет социально-демографических факторов.
Кроме того, под занятостью какэкономической категорией следует понимать совокупность социально-экономическихотношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различныхсферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена ввоспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда ипроизводства.[11]
Пропорции распределения занятыхизменились в пользу тех отраслей, деловая активность в которых возросла в связис рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания,материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования,финансов и страхования. Россия по отраслевой структуре занятости все больше становитсяпохожей на страны с экономикой, переходной к развитому рыночному хозяйству(Венгрия, Польша, Республика Корея). По показателям доли безработных в общейчисленности экономически активного населения наша страна практически догналаВеликобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.
Видимые метаморфозы занятостиотражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественноготруда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановойпродукции и услуг заданного количества и ассортимента он становится способомсуществования экономически не зависимых товаропроизводителей. На сменуобщественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд[12].
 
2.2 Основные задачи государственногорегулирования занятости
Можно выделить следующие основныезадачи, стоящие перед государством на рынке труда.
Во-первых, достижение такогосоотношения между спросом и предложением труда, а также его активной ирезервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимыйуровень жизни основной массы населения, а с другой — сохраняются эффективныестимулы к труду.
Во-вторых, формирование оптимальнойпрофессионально-отраслевой, квалифицированно — образовательной и географическоймобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышенияэффективности всей рыночной экономики.
В-третьих, необходимость интеграцииРоссии в международную систему разделения труда, что предполагает активнуюмеждународную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организацииуправления.
Государство на рынке труда должноосуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные икачественные аспекты развития и потребления работников, достижение большегосоответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства.Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие какпротиворечия между достигнутым уровнем образования и квалификации основноймассы работников и невозможностью их применения в условиях экономическогоспада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до«возможно безработного», возросла конкуренция между отдельнымигруппами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системероссийского общества.[13]
Согласно российскому закону озанятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной,продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональнойподготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан,сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективностигосударственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечениесоциальной защиты граждан на рынке труда[14].
Формой реализации государственнойполитики занятости на всех уровнях управления являются федеральные,территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходнымпостулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение идо известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно неблокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
В «Федеральной целевой программесодействия занятости населения РФ на 1998-2000 год» предусмотренанеобходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политикезанятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а сдругой, — не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи соструктурной перестройкой экономики[15].
Государственное регулирование рынкатруда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом видеиерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня,регионального уровня и микроуровня.
На макроуровне высшие органызаконодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основныезадачи:
1. Согласование финансово — кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системойцелей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятиярешений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередьоборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, огосударственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах иналоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства вприоритетных отраслях. Особая задача — регулирование внешнеэкономических связейв интересах занятости.
2.Согласование социальной,демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулированиярынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттокаквалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных формиммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденныхпереселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте какцена труда.
3. Политика трудоустройства исоциальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входяторганизационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числеслужбы занятости и других структур. Основой данного блока является политикаМинистерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
В основе государственной системызанятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральномуровне — это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом изсубъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службызанятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктахсуществую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральнойслужбы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органамисполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены напроведение мероприятий по ее увеличению[16].
Органы службы занятости набезвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики,налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своихфункций.
Службы занятости имеют правозапрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, упредприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программзанятости.
Органы служб занятости на основепрогнозов экономического развития с участием работодателей и представителейтрудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласованияутверждаются представителями соответствующих органов власти. Органыисполнительной и представительной власти вместе со службами занятостиконтролируют реализацию принятых программ.
Взаимодействие служб занятости спредприятиями — работодателями, работниками или их представителями — строитсяна принципах социального партнерства.
Служба занятости наделена широкимкругом прав и обязанностей:
1. анализировать и прогнозироватьсостояние рынка труда;
2. вести учет свободных рабочих мести граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3. информировать обращающихсяработников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочейсилы;
4. оказывать гражданам помощь вподборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
5. организовывать профессиональнуюподготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебныхзаведениях службы занятости и других учебных заведениях;
6. оказывать услуги впрофессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником идругим категориям населения;
7. регистрировать безработных иоказывать им помощь в пределах своей компетенции;
8. разрабатывать республиканские ирегиональные программы занятости;
9. подготавливать предложения обиспользовании труда иностранных работников, привлекаемых на основемежправительственных соглашений;
10. оплачивать стоимостьпрофессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требуетполучение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
11. выдавать, в соответствии сзаконом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетомиждивенцев и других обстоятельств;
12. публиковать статистические данныео состоянии рынка труда[17].
Все услуги федеральнойгосударственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан,предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкойи реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средствГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся воперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальныхорганов.
Кроме того, служба занятости имеютправо хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретатькраткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности,поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляютсяна цели социальной защиты населения
Средства фонда занятости направляютсяна:
1. оплату расходов попрофессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовкибезработных, включая выплату им стипендий;
2. организацию общественных работ;
3. выплату пособий по безработице иматериальной помощи;
4. возмещение затрат пенсионномуфонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
5. мероприятия по созданию исохранению рабочих мест;
6. расходы по анализу рынка труда,разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно — исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.
Федеральная служба занятости, имеяцентрализованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, таки работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях[18].
Особенности занятости ифункционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификойформирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структуройзанятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории,характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти иуправления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определятьсяприоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональномуровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолениювременных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональныхпрограмм и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с цельюсохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенноесли оно является градообразующим.
Реализуемая политика занятостистановится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятостинаселения (ГФЗН) используются в полной мере (с необходимым переходящимостатком), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат насохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий дляорганизации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение,переподготовку и профориентацию.[19]
 
2.3 Причины и формы безработицы
Безработица является неотъемлемойчертой рыночной экономики.
Причины данного явления разнообразны:
— структурные сдвиги в экономике,выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит ксокращению излишней рабочей силы;
— экономический спад или депрессия,которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в томчисле и трудовых;
— политика правительства и профсоюзовв области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платыувеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
— сезонные изменения в уровнепроизводства в отдельных отраслях экономики;
— изменения в демографическойструктуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособномвозрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.
Исходя из причин безработицы, можносформулировать ее основные формы.
Фрикционная безработица связана сперемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую.Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны,поэтому требуется определенное время для «взаимного поиска».Добровольная безработица связана с увольнением работника по собственномужеланию, в связи с неудовлетворительной заработной платой или условиями труда.
Структурная безработица связана сизменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянноизменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиесяспросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, вчастности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит кувольнению части рабочей силы либо к переобучению персонала.
Вынужденная безработица связана ссокращением объемов производства.
Институциональная безработицавозникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна:информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги надоходы занижены.
Сезонная безработица связана снеодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями вразличные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этихотраслях растет, в другие – уменьшается. К отраслям, для которых характернысезонные колебания объемов производства, относятся прежде всего сельскоехозяйство и строительство.
Циклическая безработица связана снедостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает ростбезработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.
Скрытая безработица характерна дляотечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполногоиспользования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом,предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочеговремени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют ввынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признатьбезработными, однако фактически они являются таковыми.
Застойная безработица: в любомобществе существует прослойка людей, которые не хотят работать.
Оптимальная безработица – этобезработица, уровень которой равен естественной, нормальной.
Естественная безработицахарактеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточнобыстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости отколебаний спроса и обусловленных им потребностей производства. Таким образом,безработица является характерной чертой рыночной экономики. Она должна бытьпоставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается режимоптимального роста и состояние экономической стабильности.[20]
Наблюдается тенденция к увеличениючисла безработных среди людей, получивших высшее образование. Это вызванобольшим количеством узко специализированных профессий, которым обучают в ВУЗах.Дипломированные специалисты не могут найти себе работу из-за невостребованностиполученных знаний.
Тем не менее, процент безработных свысшим образованием ниже чем со средне-специальным или неполным средним.
 

 
3. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙРОССИИ
3.1 Состояние уровня занятости ибезработицы в условиях кризиса
В 2008 году произошли существенныеизменения на рынке труда квалифицированных специалистов и менеджеров. Дефицитспециалистов, о котором так много говорили в 2007 и начале 2008 года, сменилсяпереизбытком и сокращением числа вакансий. Постоянный рост зарплат прекратился,а в некоторых специальностях наблюдалось уменьшение средних зарплат.
Наиболее пострадавшие в кризис отрасли – этоуправление персоналом, административный персонал, начало карьеры, банки иинвестиции. В этих профессиональных областях по сравнению с докризиснымпериодом количество вакансий сократилось. В октябре-ноябре количествоеженедельно публикуемых вакансий составляло лишь 25-40% от уровня августа.Число еженедельно поступающих резюме увеличилось. Например, в профессиональнойобласти административный персонал число резюме увеличилось на 30-60% посравнению с августом, банки и инвестиции – 15-20%, в управление персоналом – на20-40%[21].
Как следствие увеличения числа резюмеи сокращения числа вакансий с начала сентября наблюдается рост индексаHeadHunter. Индекс HeadHunter показывает соотношение спроса и предложения нарынке труда. По сравнению с началом года индекс HeadHunter почти по всемотраслям вырос в 2 – 5 раз. Только в производстве индекс HeadHunter выроснезначительно — лишь в полтора раза. Значительнее всего индекс HeadHunterувеличился в следующих профессиональных областях: начало карьеры и студенты,высший менеджмент, управление персоналом.
Наиболее резко по сравнению с началомгода изменилась ситуация по следующим специализациям: архитекторы и рекрутеры.Архитекторы и рекрутеры в начале этого года были одними из самых дефицитныхспециалистов. А по данным на октябрь-ноябрь наблюдался переизбыток этихспециалистов из-за резкого падения спроса на них и увеличения количества резюмеэтих специалистов. Сохранился дефицит на менеджеров по продажам. По-прежнемусохраняется некоторый дефицит на IT – специалистов, специалистов в страховании.Увеличился дефицит специалистов из сферы медицина и фармацевтика. Эта отрасльвыделяется на фоне других. Осенью этого года во всех отраслях наблюдалась убыльвакансий, лишь в медицине и фармацевтике наблюдался прирост.
Наиболее высокооплачиваемымиспециалистами на конец 2008 года были: финансовый контроллер, бренд – менеджер,аудитор, адвокат, менеджер проектов в IT –сфере и строительстве.
По сравнению с началом года в конце2008 зарплаты специалистов и менеджеров среднего звена почти не выросли. Ростсредних зарплат был у менеджеров проектов в строительстве, медицинскихпредставителей, специалистов по маркетингу и PR, маркетинговых аналитиков такжеу рекрутеров и специалистов по закупкам. Увеличение составило 25-30%.Сократились зарплаты у финансовых менеджеров, тестировщиков, IT – аналитиков.
В IT – сфере в конце года наблюдалсярост Индекса HeadHunter по всем позициям. На конец года самые дефицитныеспециалисты в IT –сфере — по-прежнему тестировщики, web- дизайнеры и web –мастера, инженеры и программисты. По этим позициям индекс колеблется в пределах1-1,5, что говорит о том, что этих специалистов по-прежнему не хватает. Числорезюме менеджеров проектов, аналитиков и системных администраторов наоборотзначительно больше, чем число вакансий (примерно в 3-4 раза).
Однозначного сокращения предлагаемыхзаработных плат по всем специализациям не произошло. Наиболее резко сократилисьзаработные платы IT – аналитиков. Сокращение составило 20%. Также незначительносократились зарплаты тестировщиков и web- мастеров. По всем остальным позициямзарплаты по сравнению с началом года выросли.[22]
Индекс HeadHunter по специальностямиз области бухгалтерии и финансов в конце года вырос в 4-6 раз, по сравнению сначалом года. Тем не менее, на конец 2008 года сохранился дефицит бухгалтеров.На одну вакансию приходилось менее 2-х резюме.
В отличие от IT- области заработныеплаты в бухгалтерии и финансах почти по всем позициям сократились. Лишьзарплаты экономистов остались на уровне начала 2008 года.
Индекс HeadHunter по всем позициям вотрасли маркетинга и рекламы вырос примерно в 3-5 раз по сравнению с началом2008 года. Рост индекса произошел вследствие увеличения числа резюме исокращения числа вакансий.
По сравнению с началом 2008 годавырос средний уровень зарплат почти у всех специалистов, за исключениембренд-менеджеров. Тем не менее, бренд-менеджеры сохранили статус самыхвысокооплачиваемых в области маркетинга.
Если в начале года административныйперсонал был наиболее востребованным, то на конец года – наименеевостребованным. Если сравнивать с августом, число вакансий в этой профобластина конец года наиболее значительно сократилось – почти на 65%. Произошел ростиндекса HeadHunter по всем позициям в 4-5 раза. Наиболее высокое значениеиндекса на позиции переводчик. На одну вакансию приходится более 7-ми резюме.На одну вакансию персонального ассистента и офис-менеджера – 4-4,5 резюме.
Первыми и наиболее сильно от кризисапострадали специалисты из профессиональной области управление персоналом.Сокращение числа вакансий в середине декабря 2008 года составило 74% от уровняавгуста. Индекс HeadHunter по позиции HR – директор составил 14,4, чтоозначает, что на одну вакансию приходится более 14 резюме.
Наиболее дефицитная позиция в областипродаж – мерчендайзер и менеджер по продажам. Наименее – менеджер по работе склиентами. На одну вакансию менеджера по работе с клиентами приходится примерно4 резюме соискателей.
По сравнению с началом 2008 годазаработные платы торговых представителей и менеджеров по продажам выросли на6-12%. Средние зарплаты менеджеров по продажам остались на уровне начала года[23].
Специалисты из области строительствав начале года были одними из самых востребованных. Сейчас ситуация измениласькардинальным образом. Индекс HeadHunter в строительстве наиболее значительноувеличился по позиции архитектор. В сравнении с началом года индекс увеличилсяпочти в 10 раз. На одну вакансию архитектора приходится более 5-ти резюме.
Специалисты из области страхование докризиса были наиболее дефицитными. В конце 2008 года дефицит страховщиковсократился, но не намного. Если ранее на 1 вакансию страхового агента быломенее 1 резюме, то сейчас на 1 вакансий – примерно 1 резюме.
Численность экономически активногонаселения в августе 2009 года составляла, по оценке, 76,5 млн. человек, илиоколо 54% от общей численности населения страны. Преобладающая часть занятогонаселения была сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малогопредпринимательства.
В июле 2009г. в них работало 35,7млн. человек, или 51,0% общей численности занятых. Кроме того, в организациях,не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условияхсовместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,7 млн. человек(в эквиваленте полной занятости).
Общее число замещенных рабочих местдля полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарноеколичество работников списочного состава, совместителей и работников,выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в июле 2009г.составило 37,4 млн. и было меньше, чем в июле 2008г. на 1,7 млн. человек, илина 4,3% (Таблица 1).
В конце августа 2009г., по оценке,6,2 млн. человек, или 8,1% экономически активного населения, классифицировалиськак безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда)(рисунок 2.1). В государственных учреждениях службы занятости населения вкачестве безработных было зарегистрировано 2,1 млн. человек, в том числе 1,8млн. человек получали пособие по безработице.
По данным обследования населения попроблемам занятости в августе 2009г., в численности безработных,классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, около 734 тыс. человек(12,2%) составляли граждане, которым не может быть присвоен статус безработногов органах службы занятости населения. Среди них 266 тыс. человек (36%) — лицастарше или моложе трудоспособного возраста, 295 тыс.человек (40%) — студенты иучащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 173тыс.человек (24%) — пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготныхусловиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы ибыли готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их кбезработным по методологии МОТ.
В августе 2009г. общая численностьбезработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте безстудентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготныхусловиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных,зарегистрированных в органах службы занятости (как и в мае 2009г.), в 2,5 раза(рисунок 2.2)
Среди безработных по методологии МОТдоля женщин в августе 2009г. составила 46,4% и была на 1,2 процентного пунктавыше, чем в мае 2009 года.
Доля городских жителей средибезработных составила 65,9% и уменьшилась по сравнению с маем 2009г. на 1,6процентного пункта.
Безработица городского и сельскогонаселения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителейпо сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В августе 2009г.это превышение составляло 1,6 раза.
Средний возраст безработных в августе2009г. составил 34,3 года (в мае 2009г. — 35,0 года), в том числе безработныхмужчин — 34,4 года, безработных женщин — 34,3 года.
Молодежь до 25 лет составляет средибезработных 31,3%, лица в возрасте 50 лет и старше — 16,1%.
Самый высокий уровень безработицыотмечался в возрастной группе 15-19 лет (29,3%), а также 20-24 года (16,6%). Всреднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в августе2009г. составил 18,5%, в том числе среди городского населения — 17,4%, средисельского населения — 21,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы средимолодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнембезработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составлял 3,0 раза, в томчисле среди городского населения — 3,2 раза, сельского населения — 2,5 раза.
Среди безработных 35,2% составлялилица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) непревышал 3-х месяцев. Один год и более искали работу 28,3% безработных. Посравнению с маем 2009г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев)сократилась на 3,1 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев иболее) увеличилась на 1,9 процентного пункта.[24]
Среди сельских жителей доля застойнойбезработицы была существенно выше, чем среди городских, и в августе 2009г.составила, соответственно, 37,4% и 23,5%. По сравнению с маем 2009г. долязастойной безработицы среди сельских жителей увеличилась на 0,7 процентногопункта, среди безработных городских жителей — на 2,0 процентного пункта. Вчисленности безработных 29,2% составляют лица, не имеющие опыта трудовойдеятельности. В августе 2009г. их численность составила 1,8 млн.человек. Даннаягруппа безработных формировалась преимущественно из числа молодежи (20,0% — засчет молодежи до 20 лет, 52% — от 20 до 24 лет, 16% — 25-29 лет). По сравнениюс маем 2009г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности,увеличилась на 3,7 процентного пункта. В августе 2009г. среди безработных на5,4 процентного пункта по сравнению с маем 2009г. сократилась доля лиц,оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращениемчисленности работников, на 0,2 процентного пункта увеличилась доля лиц,оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию[25](рисунок 2.3).
Самый низкий уровень безработицы,соответствующей критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемамзанятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Южномфедеральном округе.
3.2 Перспективы и пути развитияроссийского рынка труда
Учитывая сложность ситуации на рынкетруда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложениемрабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующихпервоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризацииэкономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития иразработать на этой основе концепцию профессиональной занятости ипрофессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.
Поскольку данная задача является основополагающей, онадолжна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, прикотором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации малоувязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразуоказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной иполовой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четчепросматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.
Необходимо определить проектыгосударственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовитьспециалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс ихподготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такиепроекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.
На основании указанных проектов иконцепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения ипрофессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированныхрабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получивзаказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих подпроекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь.Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которымтрудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным илипроблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.
Несмотря на всю сложностьэкономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должныбыть, составлены программы высвобождения мало — и неквалифицированных рабочих,а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которыеподлежат первоочередному высвобождению.
Необходимо создать максимальноблагоприятные условия со стороны государства для развития коллективной ииндивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительнойстепени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.
В сложившихся экономических условияхцелесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при которомпреимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативноеили опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях черезсистему Государственной службы занятости), а также право первоочередноготрудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцысемьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).
Учитывая, что многие предприятияработают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать внерабочие дни упреждающее (оперативное или опережающее) профессиональноепереобучение за счет средств предприятий или Фонда содействия занятости поширокому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников нарынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает.Организация подобного переобучения может быть осуществлена как на предприятияхнепосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службузанятости с учетом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда.Упреждающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размеры выплатыпособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденныйработник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного сдвумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.
Таким образом, положение дел на рынкетруда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которойулучшается или ухудшается от степени ее изученности и управляющих воздействийна разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рыноктруда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степениуправляем при должной продуманности и комплексном подходе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
При правильной организации рынка труда и его составныхэлементов затраты мгновенно окупают соответствующие издержки, но дают труднопереоценимый социально-экономический результат на макро- и микро уровнях. Это неоспоримо.Примеров можно привести сколько угодно – эффективная занятость, минимальная(естественная) безработица и т.д.
Следовательно, отношения в областизанятости – это наиболее важные отношения в нашей жизни, и не случайно именноэто сфера привлекает к себе столь пристальное внимание со сторонызаконодателей. Поэтому глубокое значение фундаментальных основ экономики трудаиграет ключевую роль в понимании множества социальных проблем и явлений.
В настоящее время ситуация на рынкетруда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой российскойэкономики, как это было всего несколько лет назад. Наблюдаемые сегоднятенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты болееили менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другувзаимный интерес. Для работодателей по-прежнему является актуальной иперспективной замена уже работающего персонала на более опытных, но дешевыхработников. Практически во всех компаниях идет пересмотр штатного расписания всторону повышения эффективности персонала. Это достигается за счет совмещенияодним работником нескольких ранее существовавших должностей. Сегодняработодателю нужен работник, который будет работать за троих, получать жезарплату он будет за одного. Сегодня работодателям больше не требуются простоэнтузиасты, люди со «связями» или с «пробивными»способностями. Им требуются профессионалы. В связи с этим характерноповсеместное ужесточение требований к кандидатам, прежде всего к ихпрактическому опыту работы и профессиональным навыкам, и, одновременно,продолжающееся снижение уровня зарплаты в долларовом выражении.
Со стороны работодателей сновапоявился спрос на квалифицированный персонал, причем структура спроса помассовым позициям в сравнении с докризисными временами изменилась не оченьзначительно: по-прежнему необходимы менеджеры по продажам, секретари, главныебухгалтеры, финансовые аналитики и т.п. По состоянию на конец января 2004 годазаметно увеличение спроса на квалифицированных работников от компаний,занимающихся продажами обуви, мебели, строительных и отделочных материалов.
В 2002 – 2004 годах на российскомрынке труда произошли еще более неожиданные перемены. Еще лет пять назадбольшинство выпускников технических вузов влачило жалкое существование — онилибо работали по специальности за копейки, либо торговали на оптовых рынках.[26]
Сегодня ситуация меняется. Спрос навысококвалифицированных «технарей» в самых перспективных отрасляхрастет вместе с зарплатой.
Специалисты с хорошим техническимобразованием вновь стали представлять интерес на рынке труда.
Уровень развитости рынка труда, в томили ином регионе, на прямую зависит от степени экономической и инвестиционнойактивности.
Позитивной тенденцией стало движениеинтересов крупных развитых компаний в сторону регионов.
Проблема нехватки или отсутствияпрофессионально квалифицированных управленцев высшего звена (топ — менеджмента), грамотных специалистов по развитию производства, руководителейпроектов, маркетологов решается путём привлечения необходимых кадров из болееразвитых регионов, чаще всего это Москва и Санкт — Петербург. Как правило, наёмосуществляется на контрактной основе и носит временный характер. Высокаямиграционная активность, как специалистов, так и работников с невысокойквалификацией является характерной чертой развитого рынка труда.
Таким образом, осуществляемый вРоссии в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большимитрудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них- проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственнойдеятельностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодексРоссийской Федерации // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1),ст. 3.
2. Закон РФ «Озанятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1(ред. от27.12.2009) // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915.
3. Белокрылова О.С.Экономика труда: Конспект лекций / О.С. Белокрылова, Е.В. Михалкина.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.- 224 с.
4. Липсиц И.В.«Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л, 2006. – 656с. – (Высшее экономическоеобразование).
5. Николаева И.П.«Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие». – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2006. – 336с.
6. Чепурин М.Н.,Киселева Е.А. «Курс экономической теории: учебник». – 6-е исправленное,дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2008. – 832с.
7. Экономика исоциология труда//под ред. Генкин Б.М. НОРМА,2003.- 416 с.
8. Экономическаятеория: Элементарный курс / Под ред. С.С. Носова. -М.: Дашков и К, 2004.- 475с.
9. Брагин В. Оценкаестественного уровня безработицы в России в 1994-2003 гг.: эмпирический анализ// Вопросы экономики. – 2004. — №3. –С.105-114.
10. Браччи Дж. Новыеформы занятости, информационные технологии.// Вопросы экономики. – 2005. -№2. –С.35-40.
11. Гимпельсон В.Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: Недостаток предложения,ограничения спроса или ложные сигналы работодателей? Вопросы экономики. – 2005.- № 3. – С. 95-104.
12. Жидкова Е.М.Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда // Социс. – 2005.-№ 3. – С. 52-55.
13. Казаков А.А.Формирование рынка труда в современных условиях//Отечественный журналсоциальной работы. -2003. -№ 3.- С. 19-23.
14. Попов А.Д.Вакансии как характеристика современного состояния российского рынка труда//Вопросы статистики. – 2004. -№3. С.50-53.
15. Четвернина Т.К.Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросыэкономики.- 2006.- №2.-С.35-40.
16. Булатова А.И.Регулирование с точки зрения теории// Человек и труд. – 2009.- №5.- С. 45-48.
17. Сопунов Е.П. Работодателии выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания.//Социс – 2008.- №4.-С.37-46.
18. Русакова И.Г.Рынок труда и проблемы трудоустройства// Высшее образование в России – 2007-№4- С. 10-14.
19. Кучма М., ОрловаЕ. Современное законодательство, регулирующее отношения в сфере занятостинаселения// Человек и труд – 2006 — №1- с. 57-60.
20. Камаева М.Развитие рыка труда – неотъемлемый элемент государственной политики. // Человеки труд – 2005- №5- С. 41-44.
21. Моляков Д.С.Государственная политика в области занятости// Человек и труд – 2006- №6-С.45-48.
22. Львов Ю.А.Нестандартная занятость: российские особенности // Человек и труд- 2006-№6-С.38-41.
23. Соколовский П.М.Программы содействия занятости// Экономист – 2005- №5- С.72-75.
24. Демин А.В.Занятость в сельском хозяйстве: масштабы и динамика//Человек и труд- 2009- №3-С.37-43.
25. www.gks.ru
26. http://www.severinform.ru/ — Информационное агентство«СеверИнформ»// Статьи// «Российский рынок труда: проблемыбезработицы» от 16.09.2009г.
27. http://www.ancor.ru/- Бендина Н. «Российский рынок труда готовится к шторму», RBC, 04.05.2008г.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1 Динамика числазамещенных рабочих мест в организациях (без субъектов малогопредпринимательства) Июль 2009г., млн. В % к Январь-июль 2009г. в % к январю-июлю 2008г. Справочно июлю 2008г. июню 2009г. июль 2008г. в % к Январь-июль 2008г. в % к январю июлю 2007г. июлю 2007г. июню 2008г. Всего замещенных рабочих мест в т.ч.: 37,4 95,7 99,3 96,9 100,9 99,8 101,3 Работниками списочного состава (без внешних совместителей 35,7 95,8 99,7 96,9 100,7 100,1 101,1 С внешними совместителями 0,8 92,5 90,9 94,9 101,0 91,7 101,6 Работниками выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера 0,9 95,7 93,9 95,3 105,4 96,6 108,3
/>
Рис. 2.1 Динамика численностибезработных

Приложение 2
/>
Рис. 2.2 Динамика численностибезработных и уровень безработицы пополу и месту проживания
/>
Рис. 2.3 Уровень безработицы, пометодологии МОТ, по федеральным округам РФ (в %от численности экономически активного населения)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.