Стилистический анализ стихотворения в
прозе И.С. Тургенева"Собака"
Соченение написала Емельянова С.
11 класс, 628 женская гимназия
С.-Петербург
И.С. Тургенев.
Собака.
Нас двое в
комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит
передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу
ей в глаза.
Она словно
хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает -
но я ее понимаю.
Я понимаю, что
в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет
никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же
трепетный огонек.
Смерть налетит,
махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом
разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не
животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары
одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из
этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
***
Данное
произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Повествование
ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу.
Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема
произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его
собаке. Субтема произведения - одиночество, размышления о незначительности
каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором
лексики: употребляются слова "смерть", "жизнь",
"огонек" (в значении "жизнь"), "конец". В
произведении можно выделить следующие микротемы : погода ("на дворе воет
страшная, неистовая буря"), собака.
Данный текст
является примером художественной литературы. Показатель этого - особый отбор
средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю:
"воет страшная, неистовая буря". Описывая бурю, он применяет
прилагательное-эпитет "неистовая". Также автор олицетворяет собаку и
применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека:
"немая", "без слов". Другое олицетворение - чувство
"живет". Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для
описания которого использует прилагательное-эпитет "трепетный".
Интересны также
стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает
перед нами в образе огромной хищной птицы, которая "налетит",
"махнет" (метафора) на огонек жизни "холодным широким
крылом". Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо,
которое чувствует приближение смерти, и "одна жизнь жмется пугливо к
другой" (метафора).
В тексте также
присутствуют тавтологии: "гляжу в глаза", "она сама себя не
понимает - но я ее понимаю", "две пары одинаковых глаз" и
"в каждой из этих пар". Во втором случае повторение глагола
"понимать" используется как стилистический прием, который
подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны
слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют
место плеоназмы. Словосочетания "она немая" и "она без слов"
близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый
для усиления экспресии. Словосочетания "нет никакой разницы" и
"мы тожественны" также близки по смыслу и являются плеоназмами,
используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть
равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления
данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание
"один и тот же" (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та
же жизнь).
Выбор автором
слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и
одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова
"человек" и "животное". По словарю Ожегова животное - это
"такое живое существо, в противопоставление человеку".
Для выражения
основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств
экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении
используется эпифора. "Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на
друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь
жмется пугливо к другой."
Другим примером
экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения.
"Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…" В
данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении:
"Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…"
Синтаксис в
данном произведении используется для противопоставления: "Она немая, она
без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю". Восклицания
используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую
экспрессию.
"И
конец!"- подчеркивается необратимость, безвыходность. "Нет! Это не
животное и не человек меняются взглядами…" - восклицательный знак используется
для усиления отрицания.
Кроме того, в
тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики:
риторический вопрос. "Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас
горел огонек?". Данный вопрос не требует ответа, так как из всего
произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста
создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом
Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение
мыслей человека.
Тургенев
прибегает к приемам звукописи для передачи образов: "жизнь жмется". В
данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/