Стихотворение
Н. А. Некрасова “Элегия”
Н. А. Некрасов
относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы
вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали
традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов
полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни
общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней
связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический
характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта
— “Элегия”.
Стихотворение
“Элегия” было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на
высказывания в адрес поэта многих критиков.
Один из них
писал: “То, что составляло его (Некрасова) любимую тему — непосредственное
описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпано не потому, что
подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому,
что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”. Другой
критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и
несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой
взгляд, объяснить начало стихотворения:
Пускай нам
говорит изменчивая мода,
Что тема старая
— “страдания народа”
И что поэзия
забыть ее должна, —
Не верьте,
юноши! не стареет она.
Для своего
стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, то
есть александрийский стих — торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу
устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с
пушкинской “Деревней”. Между двумя стихотворениями существуют и лексические
связи. Сравним у Н. А. Некрасова:
...Увы! пока
народы
Влачатся в
нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада
по скошенным лугам... —
и у Пушкина:
Склонясь на
чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство
тощее влачится по браздам...
Это сравнение
призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь времен.
Насущность
обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в “Элегию”
описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И
потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А.
Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель —
служение народу — до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает
гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия —
это традиционный лирический жанр, содержание которого — любовные переживания
лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему
обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда
возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:
Я лиру посвятил
народу своему.
Быть может, я
умру неведомый ему,
Но я ему служил
— и сердцем я спокоен...
В этих фразах
опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз — со стихотворением
“Эхо”:
На всякий звук
Свой отклик в
воздухе пустом
Родишь ты
вдруг.
Тебе ж нет
отзыва... Таков И ты, поэт!
Разница лишь в
том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом,
конкретизируется и сам смысл сравнения:
...Но тот, о
ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены
мечтания поэта, —
Увы! не внемлет
он — и не дает ответа...
“Не дает
ответа” — это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части
поэмы Гоголя “Мертвые души”. Не только народ — но и вся Русь — вот та
неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения
поэта.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/