Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура эпохи Возрождения (Ренессанса)

Контрольная работа по дисциплине: «Культурология»
на тему: «Культура эпохи Возрождения (Ренессанса)»
Выполнил:
Студентка
Санкт-Петербург 2008

Оглавление
Введение
1. Культура Возрождения
2. Искусство возрождения
3. Поэзия эпохи Возрождения
4. Театр эпохи Возрождения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Эпоха Возрождения — очень важный этап развития европейскойкультуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов,возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывает принципиальноновую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство вобществе.
На этой ранней стадии развития буржуазная идеология былаидеологией прогрессивной и отражала интересы не только самой буржуазии, но ивсех других классов и сословий, находившихся в подчинении изживающей себя феодальнойструктуры отношений.
Эпоха Возрождения — это период разгула Инквизиции, расколакатолической церкви, жестоких войн и народных восстаний, происходивших на фонеформирования буржуазного индивидуализма.
Культура Ренессанса зародилась во второй половине XIV в. И продолжала развиваться на протяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страныЕвропы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядомобщеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV — XV вв. зарождались раннекапиталистические,товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чемув немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинениедеревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела,ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.
Складывание новой культуры было подготовлено и общественнымсознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев раннейбуржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного ифинансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненнойпрактикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам,накопительству, тягой к богатству. В психологии купечества, ремесленнойверхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости вделовых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складываласьмораль, оправдывающая «честное обогащение», радости мирской жизни,венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава впамяти потомков.
Термин «Возрождение» (Ренессанс) появился в XVIвеке. Термин «Возрождение» означал первоначально не столько названиевсей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, которыйприурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило болееширокий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в другихстранах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельсохарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот извсех, пережитых до того времени человечеством».
1. Культура Возрождения
XIII — XVI столетия были временем больших перемен вэкономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный ростгородов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства,подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районыпостепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу,завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XVи начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместнотеперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силысредневекового мира — империя и папство — переживали глубокий кризис. В XVIстолетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала аренойдвух первых антифеодальных революций — Великой крестьянской войны в Германии иНидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всехобластях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем ещенеразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться наособенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.
Все перемены в жизни общества сопровождались широкимобновлением культуры — расцветом естественных и точных наук, литературы нанациональных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись вгородах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появлениекнигопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературныхи научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странамиспособствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.
Это не означает, что средневековье отступило перед новымивеяниями: в массовом сознании традиционные представления сохранялись. Противостоялановым идеям церковь, используя средневековое средство — инквизицию. Идеясвободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенномна сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а внекоторых странах (Германии, в Центральной Европе) произошел возврат ккрепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость.Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хронологическихрамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь частьпроизводства и в городе, и в деревне. Тем не менее, патриархальнаясредневековая медлительность стала отступать в прошлое.
Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географическиеоткрытия. В 1456 году португальские корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г.экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс ДобройНадежды. Осваивая побережье Африки, португальцы одновременно посылали корабли воткрытый океан, на запад и юго-запад. В результате на картах появилисьнеизвестные раньше Азорские острова и острова Мадейра. В 1492 г. свершилосьвеликое событие — Х. Колумб, итальянец, перебравшийся в Испанию, в поисках путив Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открывновый континент — Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама,обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцыпроникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутноепредставление. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII в. была открытаАвстралия. Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествиепортугальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеетформу шара.
2. Искусство возрождения
Искусство античности составляет одну из основ художественнойкультуры Возрождения. Представители Возрождения находят в античной культуре то,что созвучно их собственным устремлениям, — приверженность к реальности,жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величиемгероического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях,впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет всебе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древностидуховный мир человека становится все более сложным и многогранным.
В это время итальянское общество начинает активноинтересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античныхписателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия.
Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрожденияподчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокругсебя новый мир. Высокое представление о человеке было неразрывно связано сидеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и самаотвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личнымидостоинствами, а не положением в обществе: «Благородство, словно некоесияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого быпроисхождения они не были». (Из «Книги о благородстве» ПоджоБраччолини, итальянского гуманиста XV века).
Эпоха Возрождения — время великих открытий, великих мастерови их выдающихся произведений. Она отмечена появлением целой плеядыхудожников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Этобыло время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточновспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца (поэта,художника, скульптора). Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи,являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.
Изобразительное искусство в эпоху Возрождения достигает невиданногорасцвета. Это связано с экономическим подъемом, с огромным сдвигом, происшедшимв сознании людей, обратившихся к культу земной жизни и красоты. В эпохуВозрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека,поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была проблемапространства.
Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как быбестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному,рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520 г. г), Леонардо даВинчи (1452-1519 г.г.), Микеланджело Буонарроти (1475-1564 г. г) воспевалисвоим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красотасливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Художники Ренессансаопираются на принципы подражания природе, используют перспективу, правило«золотого сечения» в построении человеческого тела. Леонардо да Винчихарактеризует живопись как «величайшую из наук». Принцип «природосообразности»,стремление как можно точнее воспроизвести изображаемый объект, а также присущийданному периоду интерес к индивидуальности сообщают тонкий психологизм работаммастеров Возрождения.
Работы художников становятся подписными, т.е. подчеркнутоавторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком новогосамосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямыхзаказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимоменяется и внешнее положение художника в обществе. Художники начинаютудостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных иденежных синекур. А Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что безбоязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей.Ему вполне хватает прозвания «божественный». Он настаивает, чтобы вписьмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто «МикеланджелоБуонаротти». У гения есть имя. Звание для него обуза, ибо сопряжено снеизбежными обстоятельствами и, стало быть, хотя бы с частичной утратой тойсамой свободы от всего, что мешает его творчеству. А ведь логический предел, ккоторому тяготел художник Возрождения, — обретение полной личной независимости,предполагая, понятно, в первую очередь свободу творческую.
Если Микеланджело можно назвать самым гениальным художникомВозрождения, то Леонардо — самым великим замыслом художника Ренессанса. Микеланджеломатериализовал дух, а Леонардо одухотворял природу. Если Леонардо иМикеланджело можно представить как 2 полюса Возрождения, то его серединой можноназвать Рафаэля. Именно его творчество наиболее полно выразило все принципыВозрождения, оно уложилось внутри Ренессанса. Искусство Рафаэля на все временастало символом гармонии, воплотило ее в себе.
В искусстве Ренессанса человек стал реальной и независимойценностью. В архитектуре это проявляется не только в очеловечивании пропорцийзданий, но и в создании идей этажа. В архитектуре особенно большую роль сыгралообращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе отготических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классическойсоразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типазданий с легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового былосоздано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают болеенарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий,университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо)- жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новомувопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры. Формируетсяотношение к архитектуре как к проявлению индивидуального мастерства.
В музыке продолжается развитие вокальной и инструментальнойполифонии. Особенно заметна сложившаяся в XV веке нидерландская полифоническаяшкола, игравшая значительную роль в профессиональной европейской музыке напротяжении двух столетий, вплоть до появления оперы (композиторы Ж. Депре, О. Лассо).В светской музыке появляются новые жанры: фроттоле — песня народногопроисхождения в Италии; вильяниско — песенка на любую тему, от лирических ипасторальных до исторических и нравоучительных — в Испании; мадригал — видпесенной лирики, исполнявшийся на родном языке. В то же время некоторыемузыкальные деятели обосновывают преимущества монадической музыки, в противовесувлечению многоголосьем. Появляются жанры, способствующие утверждению гомофонии(одноголосья) — сольная песня, кантата, оратория. Развивается и теория музыки.3. Поэзия эпохи Возрождения
 
Говоря об эпохеВозрождения как о великом историческом перевороте, Ф. Энгельс в предисловии к«Диалектике природы» подчеркивал, что в ходе этого переворота вЕвропе сложились нации, родились национальные литературы, выковался новый типчеловека. Эта эпоха «нуждалась в титанах» — и «породила титановпо силе мысли, страсти и характеру, но многосторонности и учености».
Трудно найти крупногодеятеля культуры эпохи Возрождения, который бы ни писал стихов. Талантливымипоэтами были Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи; стихи писали ДжорданоБруно, Томас Мор, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский. Искусству писатьстихи обучались у Ронсара принцы Франции. Стихи сочиняли римские папы иитальянские князья. Даже экстравагантная авантюристка Мария Стюарт обронилаизящные стихотворные строки, прощаясь с Францией, где протекала ее веселаяюность. Лирическими поэтами были выдающиеся прозаики и драматурги. Очевидно,великий переворот имел свой ритм, четко улавливаемый талантливыми людьми, ибившийся их пульс. В видимом хаосе исторических событий, обрушившихся наЕвропу, — в войнах, восстаниях, великих походах за тридевять земель, в новых иновых открытиях — звучала та «музыка сфер», тот голос истории,который всегда внятен в революционные эпохи людям, способным его услыхать. Этиновые ритмы жизни с огромной силой зазвучали в поэзии, рождавшейся на новыхевропейских языках, которые во многих случаях обретали своп законы именно всвязи с деятельностью поэтов.
Важным и общим моментомдля всей европейской поэзии эпохи Возрождения было то, что она оторвалась отпевческого искусства, а вскоре и от музыкального аккомпанемента, без которогобыла немыслима народная лирика средневековья, а также искусство рыцарскихпоэтов — трубадуров и миннезингеров. Ценою усилий смелых реформаторов поэзиястала областью строго индивидуального творчества, в котором новая личность,рожденная в бурях Возрождения, раскрывала свои отношения с другими людьми, собществом, с природой. Сборники итальянских поэтов XIV-XV веков еще называютсяпо-старому: «Песенники» — «Канцоньере», но стихи ужепечатаются для произнесения вслух либо чтения про себя, ради увеличивавшегосяплемени любителей поэзии, забывавших весь мир над книгою стихов, подобно юнымгероям «Божественной Комедии» Паоло и Франческе.
Однако поэзия новоговремени помогла до конца порвать связь с песней, особенно народной. Большетого, именно в эпоху раннего Возрождения по всем странам Европы прокатываетсямогучая волна народной поэзии, преимущественно песенной. Можно сказать, чторасцвет лирической поэзии в эту пору начался именно с поэзии народных масс — крестьянскихи городских, повсеместно в Европе чувствовавших, как нарастают их силы, ихвоздействие на жизнь общества. Эпоха Возрождения стала эпохой великих народныхдвижений, подрывавших устои средневековья, возвещавших пришествие новоговремени.
Глубинные связинародного бунта и критики феодальной идеологии раскрываются в «ВиденииПетра Пахаря», поэме 70-х годов XIV века, приписываемой безвестномунеудачнику Уильяму Ленгленду и переполненной отголосками устного народноготворчества. Носителем нравственной истины здесь выведен труженик, пахарь. В XIVвеке, очевидно, сложился и сюжетный основной костяк баллад о бунтаре и народномзаступнике Робине Гуде, ставших любимым народным чтением, как только в Англиизаработали печатные Станки.
Своеобразнымзаповедником баллады, где она существует до сих пор как живой поэтический жанр,стали многочисленные архипелаги Северной Атлантики с их смешанным населениемпреимущественно датского происхождения. Датская баллада времен Возрождения,образцы которой включены в данный том, стала классическим жанром народнойпоэзии Северной Европы.
Начиная с середины XVвека книгопечатные станки выбрасывают множество изданий, рассчитанных наширокие круги читателей, образцы народной поэзии — песни, романсы, загадки, атакже «народные книги» (среди них — книга о Тиле Уленшпигеле и книгао докторе Фаусте). Их перерабатывают и используют писатели-гуманисты, дажевесьма далекие от движения народных масс, но чувствующие тягу к народнымисточникам. Полистаем пьесы Шекспира, его современников и предшественников. Скольконародных баллад мы найдем в самом сердце их замыслов; в песне Дездемоны об ивушке-иве,в песне Офелии о Валентиновом дне, в атмосфере Арденнского леса («Многошума не из чего»), где скитается Жак, столь напоминающей о другом лесе — Шервудском,притоне стрелка Робина Гуда и его веселой зеленой братии. А ведь, прежде чемпопасть в чернильницы сочинителей, эти мотивы ходили по площадям английскихгородов, по сельским ярмаркам и придорожным харчевням, исполнялись бродячимипевцами, пугали набожных пуритан.
У поэта той эпохи был иеще один источник вдохновения: классическая древность. Страстная любовь кзнаниям гнала поэта в далекие путешествия в анатомические театры, в кузницы и влаборатории, — но также и в библиотеки. До XV века образованный европеец зналкое-какие произведения латинской литературы, уцелевшие от античного Рима, всвою очередь много усвоившего у культуры Древней Греции. Но сама греческаякультура стала широко известна позднее, особенно после XV века, когда в борьбес турками рухнула Византия, последняя опора средневековой греческой цивилизациина Ближнем Востоке. Тысячи беженцев-греков, хлынувших из земель, завоеванныхтурками, в христианские страны Европы, несли с собой знание родного языка иискусства, многие стали переводчиками при европейских дворах, учителямигреческого языка в европейских университетах, советниками при большихтипографских домах, издававших античных классиков в оригинале и переводах.
Античность стала как бывторым миром, в котором жили поэты Возрождения. Они редко догадывались о том,что культура античности была построена на поту и крови рабов; народ античностиони представляли себе как аналогию народу своего времени и так его изображали. Примертому — взбунтовавшаяся чернь в трагедиях Шекспира, «античные» крестьянеи ремесленники на полотнах художников Ренессанса или пастухи и пастушки в ихстихах и поэмах.
Постепенно в потокелитературного развития той эпохи наметились два течения: одно в борьбе застановление новой национальной литературы ориентировалось на античные образцы,предпочитало их опыт народной традиции, учило молодежь писать «по Горацию»или «по Аристотелю». Иной раз в своем стремлении быть поближе кантичным образцам эти «ученые» поэты даже отбрасывали рифму, котораябыла бесспорным завоеванием европейской средневековой поэзии. Представителидругого направления — среди них Шекспир и Лоне де Вега, — высоко ценя античнуюлитературу и нередко добывая из ее сокровищниц сюжеты и образы для своихпроизведений, все же отстаивали за писателем не только право, но и обязанность,прежде всего, изучать и воспроизводить в поэзии живую жизнь. Об этомразговаривает с актерами Гамлет, применительно к сценическому мастерству, о томже твердит Лоне де Вега в трактате «О новом искусстве писать комедии».Именно Липе прямо высказывает мысль о необходимости считаться с народнойтрадицией в искусстве. Но и Шекспир в своих сонетах, рассказывая о некоемсобрате по перу, который оспаривал его поэтическую славу, противопоставляет его«ученой», «изукрашенной» манере свой собственный «простой»и «скромный» стиль. Оба течения в целом составляли единый потокгуманистической поэзии, и хотя в нем были внутренние противоречия,обусловленные " различных странах разными общественными причинами,поэты-гуманисты противостояли тем писателям своего времени, которые пыталисьзащищать старый феодальный мир, устарелые эстетические нормы и старыепоэтические приемы.
Пятнадцатый век принесмного нового в итальянскую поэзию. К этому времени патрицианские фамилии сталипостепенно захватывать власть в городах, которые из купеческихгосударств-коммун преображались в герцогства и княжества. Сыновья флорентийскихбогачей, например, знаменитого банкирского дома Медичи, щеголялигуманистической образованностью, покровительствовали искусствам и сами были нечужды им. Поэты-гуманисты создавали латинские стихи в расчете на образованныхчитателей. Под пером таких талантов, как Анджело Полициано, возродился напотребу городской знати культ галантных рыцарей и прекрасных дам. Город-коммуна,оборонявший свои права от тяжелой хватки дома Медичи, ответил на возникновениеновой аристократической культуры бурным развитием народной сатирической ибытовой песни; над романтическим увлечением феодальным прошлым глумился Пульчив героикомической поэме «Большой Моргант». Однако и во Флоренции и, вособенности, в Ферраре — столице-крепости герцогов д'Эсте, возродилась вобновленном варианте любовно-приключенческая рыцарская поэма. Граф МаттеоБоярдо, а позднее, уже в XVI веке, феррарский поэт Лудовико Ариосто в изящныхоктавах повествуют о неслыханных подвигах и приключениях рыцаря Роланда (Орландо),который превратился из сурового героя средневекового эпоса в обезумевшего отревности пылкого любовника. Обращаясь к фантазии разных веков и народов,Ариосто создал произведение, в котором многое предвещает «Дон-Кихота».
Самый поздний вклад вевропейскую поэзию Возрождения принадлежит поэтам Пиренейского полуострова; решительныйповорот к новому мировоззрению и новой культуре произошел здесь только нарубеже XV и XVI веков, чему были свои причины. Прежде всего, — затянувшаясяреконкиста, которая потребовала напряжения всех сил разъединенных и нередковраждовавших между Собой братских народностей, населявших полуостров. Историческоеразвитие Испании протекало своеобразно. Королевская власть не имела прочнойопоры в испанских городах, и хотя она поочередно сломила непокорнуюаристократию и городские коммуны, настоящего государственного и национальногообъединения не произошло: испанские короли владычествовали, опираясь лишь насилу оружия и церковную инквизицию. Открытие в конце XV века Америки и захватогромных ее областей с золотыми и серебряными рудниками на короткий срокпривели к неслыханному обогащению Испании, а затем к падению золота в цене икатастрофическому обнищанию страны, где погоня за легкой наживой вытеснилазаботу о развитии ремесла и землепашества. Испанская держава стала терять исвое политическое могущество, в конце XVI века от нее отпали Нидерланды, в 1588году была разгромлена «Непобедимая армада» — испанский флот,посланный на завоевание Англии. Воцарилась реакция. Толпы нищих и бродягпотянулись по выжженным солнцем полям и дорогам страны, которая, сделавшисьцарством авантюристов и мародеров, во многом оставалась феодальной страной.
И, однако, в Испаниирасцвела блистательная ренессансная культура. Уже литература позднегосредневековья была здесь богата и разнообразна. Арагонские, кастильские,андалусские традиции сливались в нечто новое, вбиравшее в себя и влиянияГалисии с ее школой трубадуров, и Каталонии, и особенно Португалии, которая ужев XV веке начала бороться за новые морские пути и в целом обгоняла Испанию вобласти культурного развития. Тесные культурные связи с Испанией были усиленыполувековым (1580 — 1640 гг.) подчинением Португалии испанской короне. Оченьважным для литератур Иберийского полуострова было их многовековое соседство слитературами арабского мира. Через это соседство испанские поэты получилинемало мотивов и образов, особенно заметных в романсах XV — XVI веков. С другойстороны, Испания в ту пору была тесно связана с Сицилийским королевством, сВенецией, держала гарнизоны и флоты во многих городах и гаванях Италии. Впериод своего формирования испанская ренессансная поэзия пережила сильнейшее идлительное влияние итальянской. (То же относится и к литературе Португалии)
Романтики в любойлитературе Западной Европы были продолжателями и учениками мастеров эпохиВозрождения. Ее полнокровное, человечное искусство служило образцом длямногочисленных прогрессивных поэтов XX века. Художник социалистическогореализма, Иоганнес Р. Бехер нашел нужным в свои исследования о современнойлитературе включить «Малое учение о сонете» — этюд, содержащийвнимательный анализ шести языковых аспектов сонета: французского, немецкого,английского, итальянского, португальского и испанского.
Данте, Шекспир, Лопе деВега, Сервантес, изданные на многих языках народов СССР, стали не просто нашимисовременниками, но и нашими соратниками. Как и картины художников Возрождения,драматургия, песни и стихи ренессансных поэтов вошли в культурный обиходсоветского человека.
Один из титановВозрождения — Джордано Бруно — назвал свою книгу: «Диалог о героическомэнтузиазме». Такое название очень точно определяет духовную атмосферуВозрождения, запечатленную в поэзии XIV — XVI веков. Эта поэзия раскрылакрасоту человека, богатство его внутренней жизни и неисчислимое разнообразиеего ощущений, показала великолепие земного мира, провозгласила право человекана земное счастье. Литература Возрождения подняла призвание поэта до высокоймиссии служения человечеству.
 4. Театр эпохи Возрождения
 
Театр-это искусство представления драматическихпроизведений на сцене. Такое определение этому понятию дает толковыйсловарь Ожегова.
Театр эпохи Возрождения — одно из самых ярких и значительныхявлений в истории всей мировой культуры; это мощный исток европейскоготеатрального искусства — на все времена. Новый театр родился из потребностиперелить молодую энергию в действо. И если задать себе вопрос, в какую сферуискусств должно было вылиться это действо, это море веселья, то ответ ясен: конечно,в сферу театра. Карнавальная игра, уже не могла оставаться на своей прежнейстадии стихийной самодеятельности и вошла в берега искусства, став творчеством,обогащённым опытом древних и новых литератур.
В Италии — впервые в Европе — на сцену поднялисьактёры-профессионалы и поразили мир яркой, сильной игрой, рождающейся тут же,на глазах у зрителя, и чарующей своей свободой, азартом, блеском и остроумием.
Так в Италии было положено начало театральному искусствунового времени. Произошло это в середине XVI века.
Своей вершины театр Возрождения достиг в Англии. Теперь онвоистину вобрал в себя все сферы жизни, проник в глубины бытия. Могучая когортаталантов поднималась будто из-под земли. И главным чудом века был человек изСтратфорда, пришедший в Лондон, чтобы писать пьесы для театра «Глобус».Громкое название театра оправдалось — в творениях Шекспира действительнооткрылся мир: виднелись исторические дали прожитого, выяснялись главные истинынынешнего столетия и чудодейственно, сквозь пелену времени, проглядываликонтуры грядущего.
В величественную эпоху Ренессанса, в эпоху Данте, Леонардо иМикеланджело, маленький флаг, развевающийся над «Глобусом», возвестило грандиозном свершении. Гений Шекспира слил воедино всё ранее достигнутое вдраме и на сцене. Теперь за два-три часа на шести-восьми квадратных метрах можнобыло узреть миры и эпохи.
Возник поистине великий театр. Новый театр рождался в Италии.Рождение это не может быть отнесено к строго определённой дате, имени илипроизведению. Шёл процесс длительный, многосторонний — и в «верхах» ив «низах» общества. Он дал исторически полноценный результат толькопосле того, как было найдено необходимое триединство драмы, сцены и большойпублики.
О первых опытах ренессансной драматургии можно со всейопределённостью сказать, что они были творениями пера, но отнюдь не сцены. Вышедшаяиз материнского лона литературы, гуманистическая драма если и покидала книжныеполки, то лишь изредка и без особой надежды на сценический успех. Анезамысловатые простонародные фарсы и импровизации карнавальных масокпритягивали к себе толпы зрителей, хотя не обладали и десятой долейлитературных достоинств писаных пьес. Именно на карнавале забил источниккомедии дель арте — этой истинной прародительницы нового европейского театра. Надосказать, что на раннем этапе развития нового театра взаимоотчуждённостьсцены и драмы пошла обеим на пользу. Драма оказалась свободной отпримитивов фарсовой сцены, а сцена, то есть исполнительское искусство, лишённоедрамы и предоставленное самому себе, получила возможность интенсивно развиватьсобственные творческие ресурсы.
Учёная студия Помпонио стала первым собранием любителей,сыгравших комедии Плавта. Персонажи, много веков пребывавшие в положениилитературных героев, вновь зашагали по сцене (хотя, наверно, ещё не оченьуверенно).
Весть об открытии римского учёного вскоре разнеслась по всейИталии. Среди прочих зрелищ при дворах вошло в моду показывать и комедии Плавта.Мода была столь велика, что Плавта на латинском языке сыграли и в Ватикане. Однаколатынь понимали далеко не все, поэтому в конце 70-х годов гуманист БатистаГуарини перевёл произведения Плавта и Теренция на итальянский язык.
Успешное развитие комедии определялось тем, что традиционнаяантичная схема — борьба юноши за обладание возлюбленной, охраняемой строгимиродителями, и проделки увёртливых и энергичных слуг — оказалась удобной дляживых зарисовок современного быта.
Во время карнавала 1508 года в феррарском дворце поэт ЛюдовикоАриосто показал свою «Комедию о сундуке».
И точно прорвало шлюзы, долго сдерживающие животворный поток.В следующем году появляется вторая комедия Ариосто — «Подменённые», ав 1513 году кардинал Биббиена демонстрирует в Урбино свою «Каландрию».В 1514 году бывший секретарь флорентийской республики проницательнейший НикколоМакиавелли пишет лучшую пьесу эпохи — «Мандрагору».
Итальянская комедия XVIвека выработала некий стандарт динамических сюжетов: здесь постоянноповторялись одни и те же ситуации с подменёнными детьми, с переодетымидевицами, плутнями слуг комическими фиаско влюблённых стариков.
Итальянские гуманисты усиленно занимались изучением наследияСенеки; затем в орбиту их интересов попали греческие трагики — Софокл и Еврипид.Под воздействием названных античных авторов и родилась итальянская трагедияРенессанса, первым образцом которой явилась «Софонисба» Джанджорджо Триссино(1515).
Триссино был глубоким знатоком древнегреческого театра. Сочиняясобственную трагедию, он ориентировался на творения Софокла и Еврипида. В«Софонисбе» использовались все компоненты античной трагедии — хор,наперсники, вестники, отсутствовало деление на акты, соблюдались законы трёхединств и трёх актёров. Но в трагедии не было главного — значительнойобщественной темы, динамики страстей, целостного действия.
Современная аудитория интересовалась трагическим жанром илив плане чисто академическом, или же с расчётом найти тут пищу для «потрясений».
Такую пищу, итальянская трагедия давала с избытком.
Новая трагедия стремилась «захватить дух» зрителей.Отец убивал детей своей дочери, рождённых от тайного брака, и подносил ей наблюде их головы и руки, потрясённая дочь убивала отца и закалывалась сама(«Орбекка» Дж. Чинтио, 1541). Жена, брошенная мужем, заставляласоперницу убить прижитых от него детей, после чего убивала её и посылаламёртвые головы своему мужу; муж, в свою очередь, обезглавливал любовника жены. Кфиналу жестокосердные супруги отравляли друг друга («Далида» Л. Грото,1572).
«Трагедии ужасов» ошеломляли своими кровавымисценами, не пробуждая мысли, не ставя вопросов о смысле жизни и обязанностяхчеловека.
В век, когда комедия клонилась к упадку, а трагедия не вышлана большую дорогу искусства, победительницей на драматургической аренеоказалась пастораль.
Поначалу пасторальное направление, получило наиболее яркоевыражение в поэзии — в произведениях Боккаччо («Амето», «Фьезоланскиенимфы») и в лирике петраркистов. Но вскоре родился и новыйдраматургический жанр.
Если в трагедии главенствовала роковая страсть, а в комедиипреобладало чувственное влечение, то в пасторали царила «чистая любовь»,представшая вне конкретных жизненных связей как некий поэтический идеал.
Театр английского Возрождения — это Шекспир и егоблистательное окружение: Марло, Грин, Бомонт, Флетчер, Чемпен, Неш, Бен Джонсон.Но все эти последние имена принадлежат своему веку и своей нации; Шекспир же,глубже всех выразивший дух своего времени и жизнь своего народа, принадлежитвсем векам и всем народам.
Театр Шекспира — это своеобразный синтез культурыРенессанса. Определив собой самый зрелый этап этой культуры, Шекспирговорил со своим веком и с грядущими веками как бы от имени всей эпохи «величайшегопрогрессивного переворота».
Творчество Шекспира было итогом развития национальногоанглийского театра. В то же время оно в известной мере суммировалодостижения всей предшествующей поэтической, драматической и сценическойкультуры древнего и нового времени. Поэтому в драмах Шекспира можно ощутить иэпический размах гомеровской сюжетики, и титаническую лепку монотрагедийдревних греков, и вихревую игру фабул римской комедии. Шекспировский театрбогат высоким лиризмом поэтов-петраркистов. В творениях Шекспира отчётливослышны голоса современных гуманистов, начиная от Эразма Роттердамского и кончаяМонтенем.
Углубленное развитие унаследованного — вот что быловажнейшей предпосылкой рождения нового и наиболее совершенного типаренессансной драмы, драмы Шекспира.
Заключение
Идеи гуманизма — духовная основа расцвета искусства эпохиВозрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создалообраз прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманистытребовали свободы для человека. «Но свобода в понимании итальянскогоРенессанса, — писал его знаток А.К. Дживелегов, — имела ввиду отдельнуюличность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, всвоих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силойволи, мешающий ему чувствовать и думать как хочется». В современной наукенет однозначного понимания характера, структуры и хронологических рамок ренессансногогуманизма. Но, безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейноесодержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода историческогоразвития Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождениякапиталистических отношений. Гуманизм был прогрессивным идейным движением,которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь, прежде всего наантичное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIVвеке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенныеупады в XVI веке. Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана сразвитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественногосознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественнуюкультуру Ренессанса.
Возрожденные на античной основе гуманитарные знания,включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой вформировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение очеловеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалосьпреимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессанснойкультуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земногопредназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманистыпо-новому подошли к вопросам социальной этики, в решении которых они опиралисьна представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широкихвозможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха онисчитали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободногоразвития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социальногоорганизма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям иучениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер.
Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике,обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственныестимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.
Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейшихпрогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на всепоследующее развитие европейской культуры.
Реформация сыграла важную роль в становлении мировойцивилизации. Не провозглашая никакого определенного социально-политического идеала,не требуя переделки общества в ту или иную сторону, не совершая никаких научныхоткрытий или достижений на художественно-эстетическом поприще, Реформацияизменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человекполучил свободу самостоятельно мыслить, освободился от опеки церкви, получилсамую высшую для него санкцию — религиозную на то, чтобы только собственныйразум и совесть диктовали ему, как следует жить. Реформация способствовалапоявлению человека буржуазного общества — независимого автономного индивида сосвободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своихсуждениях и поступках.
Список использованной литературы
 
1. Л.М.Брагина «Социально- этические взгляды итальянских гуманистов» (II половина XV века) ИздательствоМГУ, 1983 г.
2. Из истории культурыСредних веков и Возрождения. Издательство «Наука», М 1976 г.
3. 50 биографий мастеровзападно-европейского искусства. Издательство «Советский художник», Ленинград1965 г.
4. Гарэи Э. Проблемыитальянского Возрождения. — М., 1996.
5. История искусствазарубежных стран. — М., 1998.
6. Культурология. Историямировой культуры: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М,1995.
7. Культурология. Теория иистория культуры: Учебное пособие. — М.: общество «Знание» России,ЦИНО, 1996.
8. Лосев Л.Ф. ЭстетикаВозрождения. — М., 1993.
9. Поликарпов В.С. Лекции покультурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бронхоэктаз и бронхоэктатическая болезнь
Реферат Социально-экономические и экологические интересы населения
Реферат I. Информационная деятельность -проведение оценки программ дополнительного образования детей, реализуемых в удод в 2011-2012 учебном году
Реферат Особенности использования сетевых технологий для обработки данных
Реферат Науково-методичні засади соціально-економічної географії
Реферат Геологическая история Украины
Реферат Статус личности в зарубежном и отечественном конституционном праве
Реферат Jon Phillip Sousa Essay Research Paper Jon
Реферат Внешнеэкономическое развитие Израиля
Реферат Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах
Реферат Muhammad Ali Essay Research Paper The greatest
Реферат Музыкальные тексты как средство отображения внутреннего мира представителей эмо-культуры
Реферат Математическое моделирование процессов измельчения твёрдых материалов
Реферат Геоэкономическая структура мира и задачи страноведения 2
Реферат Freedom Regardless Of Gender Essay Research Paper