Город
Калинов. Климат, географическое положение и обычаи.
В классической драматургии, несомненным представителем которой
является А. Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются
единством трех условий, а именно: времени, места и действия. Что касается
времени - оно занимает двенадцать дней драматургической жизни героев.
Место, где происходят основные события драмы ,
Островский определил достаточно точно - некий город Калинов, в пространстве
которого буквально развертываются трагические хитросплетения сюжета пьесы. Во
всяком случае, из пяти действий только одно, второе, происходит в интерьере
комнаты дома Кабановых, остальные же имеют публичный, городской характер. Чтобы
убедиться в неслучайности авторского замысла, стоит внимательнее присмотреться
к ремаркам пьесы, прислушаться к ее героям. Итак, российская провинция. Волга.
Лето. Город, где все рядятся в русские одежды и живут странными обычаями. В
общественном саду на берегу реки сидит местный изобретатель-самоучка Кулигин и
от полноты чувств, видимо, поет, любуясь заречными сельскими видами, райскими
красотами, и от вида их радуется его душа. Так начинается драма.
Здесь, по высокому берегу Волги проходит граница между чудом
заволжской природы и городом, местом, где сосредоточено зло и несчастье.
Недаром тонкая и трагичная Катерина хочет стать птицей и улететь в дивные
красоты и дали, которые наблюдает ее измученная бытом и злонравием родных душа.
А вот что говорит про городскую жизнь и обычаи наблюдательный Кулигин:
. Слово
он употребляет дважды. Видно, и сам немало натерпелся уже и почти смирился.
Действительно, что-то страшное и недоброе постоянно совершается здесь.
Недаром Островский дает прямое указание, может быть слишком
прямое, на то, чем город является на самом деле. В декорации четвертого
действия мы видим сводчатую галерею старинной, начинающей разрушаться
постройки, кусты, арки, за которыми все еще виден берег Волги. Откуда взялась
сия классическая руина в захудалом городишке, не ясно, пожалуй, и самому
автору. Однако она ему чрезвычайно необходима. Из разговоров горожан ясно, что
стены постройки расписаны.
Что же это за роспись? - восклицает
один из горожан. И вот здесь, в этой огненной , собираются жители
города, а вместе с ними и герои драмы, пытаясь укрыться от грозы. И здесь у
росписей адских мук достигают своего накала страсти, и Катерина опускается на
колени перед фреской, чтобы замолить свои грехи, и в ужасе вскакивает,
разглядев зловещие росписи...Словно весь город прячется здесь, молится и
боится, словно все они собрались в одном месте, и трагическая фигура Катерины в
центре, и блаженный Кулигин, пророчествующий о благодати грозы.
Это - кульминация. Это - четкое определение нравствен-ной
географии пространства драмы. Это царство несвободы, судьбы, о которой
беспрестанно хлопочут и твердят герои драмы. Свобода, покой, любовь - там, за
Волгой. Недаром ночами ухо-дят туда влюбленные Кудряш и Варвара. Недаром вся
истинная, человеческая жизнь происходит под покровом ночи, когда засыпают
тяжелым сном все эти Кабановы, Дикие, Феклуши. Удивляется Борис: . Но чему удивляться
в этом .перевернутом месте, так напоминающем Дантов . Однако
наступает день - и все простое, разумное, естественное погружается в небытие.
Теперь стоит сказать несколько слов о местном климате, который
представляет собой явление необычное, если не сказать стран-ное. Во всяком
случае, за время действия драмы происходит три грозы. Невозмутимый же Кулигин
доводит до нашего сведения, что здесь бывали также северные сияния, которыми
следовало любоваться, и кометы, которым следовало радоваться как . Сообщив все это и без того ошеломленным калиновцам, он уводит своего
приятеля Бориса из расписанных фресками руин в грозу и в громы, и тот уходит за
ним со словами: Катерина бросается с обрыва в Волгу. Происходит
это в том самом месте, где любит сидеть Кулигин и любоваться сельскими видами.
Она как бы растворяется в пейзаже Заволжья, там, где любовь и свобода. Об этом
прозревает Тихон Кабанов.
Вот они, последние ключевые слова драмы: