Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Роман Владимира Богомолова "Момент истины (В августе сорок четвёртого)"

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
«Сибирская Академия Государственной Службы»
Юридический факультет
кафедра гуманитарных основ государственной службы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: “Культурология"
На тему: Роман Владимира Богомолова
«Момент истины (В августе сорок четвёртого)»
Выполнила
Проверил
Новосибирск 2009

Содержание
Введение
Биография Владимира Осиповича Богомолова
Творчество
Издание романа. Сюжет
История создания романа
Издания романа
Сюжет
Стилистика текста
Планы, композиция, основные мысли
Проблематика произведения и его идейная нравственность.Жанровое своеобразие
Центральные персонажи (системаобразов)
Анализ эпизодов и основные сюжетные линии произведения
Характеристика художественного образа-персонажа
Место произведения в творчестве писателя
Краткое содержание романа
Заключение
Литература
Введение
Роман принес Богомолову огромнуюпопулярность; неоднократно переиздавался, вызывая неизменный читательскийинтерес. Он посвящен работе одного из подразделений русской контрразведки вгоды Великой Отечественной войны. Напряженный сюжет дает возможность сравниватьего с произведениями приключенческого жанра. Однако наряду с детективной линиейв романе есть более глубокий план. Во время работы над романом Богомолов изучилогромное количество фактического материала. Он стремился быть предельно точнымво всем, начиная с изображения «мелочей» в профессиональнойдеятельности контрразведчиков и заканчивая раскрытием характеров. Увлекательностьв романе сочетается с реалистичностью (ключевая фраза: «момент истины»- является термином, взятым из словаря сыщиков, она способна выразить каксущество романа, так и главное в работе самого писателя: стремление к правде). Романимеет оригинальную композицию. Наряду с частой сменой способов повествования,когда рассказ ведется от лица разных героев и события перед читателем предстаютпорой с противоположных точек зрения, в нем огромную роль играют служебныезаписки, сводки, которые с предельной точностью повторяют форму реальныхдокументов времен войны. Они представляют собой особое средство воссоздания«достоверной» художественной действительности.
Действие романа ВладимираБогомолова разворачивается в августе 44-го на территории Южной Литвы и ЗападнойБелоруссии в момент подготовки Ставкой Верховного Главнокомандования Мемельскойнаступательной операции, которая оказывается под угрозой из-за действиямалочисленной группы агентов-парашютистов. В результате чего разворачиваютсяактивные действия советских контрразведчиков по выявлению и устранению всобственном тылу столь опасного противника.
«Контрразведка — это незагадочные красотки, рестораны, джаз и всезнающие фраера, как показывают вфильмах и романах. Военная контрразведка — это тяжелая работа… четвертый год,по пятнадцать — восемнадцать часов каждые сутки — от передовой и на всемпротяжении оперативных тылов...» Старший лейтенант Таманцев по прозвищу«Скорохват» о службе контрразведчика Очень интересно наблюдать заработой контрразведки середины прошлого века сегодня, когда многие из нас знаюто работе спецслужб по фильмам о Джейсоне Борне или «Враг государства»,где по ключевой фразе в телефонном разговоре можно найти человека в любой точкепланеты. В то время не было суперкомпьютеров, камер видеонаблюдения, глобальныхбаз данных отпечатков пальцев и ДНК. Вместо всего этого есть кропотливая работалюдей, которые по крупицам ищут информацию, сопоставляют ее и на основе этогоделают определенные выводы. В книге много интересных типажей, каждый со своейсудьбой, характером, опытом и поведением. Здесь нет положительных илиотрицательных персонажей, здесь есть люди, со своими эмоциями и переживаниями. Повествованиеидет с разных углов, от разных действующих лиц, а вставки с оперативнымидокументами являются «клеем», которые соединяют все в целостнуюкартину и придают особый характер повествованию.
«Москва шутить не станет…- мрачно сказал Таманцев. — Каждому поставят по клизме! На полведра скипидара спатефоновыми иголками, — уточнил он.» Таманцев о личных перспективах вслучае провала операции Сам Владимир Богомолов — человек с интересной и сложнойсудьбой, воспитывался у бабушки с дедушкой, прошел войну от рядового докомандира взвода, которая оставила глубокий след.
«Отправиться в армию меняподбили двое приятелей, оба были старше меня, они и надоумили прибавить себедва года, что сделать при записи добровольцем было просто. Спустя три месяца, впервом же бою, когда залегшую на мерзлом поле роту накрыло залпом немецкихминометов, я пожалел об этой инициативе. Оглушенный разрывами, я приподнялголову и увидел слева и чуть впереди бойца, которому осколком пропороло брюшину;лежа на боку, он безуспешно пытался поместить в живот вывалившиеся на землюкишки. Я стал взглядом искать командира и обнаружил впереди — по сапогам — лежавшегоничком взводного — у него была снесена затылочная часть черепа. Всего же вовзводе одним залпом из 30 человек убило 11.» В «Моменте истины» такжеприсутствуют отголоски войны, здесь есть и раздутые трупы, и обглоданныестервятниками головы, и полный боли взгляд Алехина на двухлетнего мальчугана,потерявшего ручонку. Но поскольку действия происходят в тылу, то ужасов войныне много и за психику читателя можно быть спокойным.
Автор рассказывает о жизни иработе контрразведчиков со знанием дела, с обилием спец. терминов и ссылкамидля малограмотного в области контрразведки читателя.
«Качание маятника — это нетолько движение, оно толкуется шире… Его следует определить как „наиболеерациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов присиловом задержании“. Оно включает в себя и мгновенное выхватывание оружия,и умение с первых же секунд задействовать фактор отвлечения, факторнервозности, а если возможно, и подсветку, и моментальную, безошибочную реакциюна любые действия противника, и упреждающее стремительное передвижение подвыстрелами, и непрестанные обманные движения (»финт-игра"), иснайперскую меткость попадания в конечности при стрельбе по-македонски («отключениеконечностей»), и непрерывный психологический прессинг до завершениясилового задержания. «Качанием маятника» достигается захват живьемсильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника"
Биография Владимира Осиповича Богомолова
Владимир Осипович Богомолов (03.07.1926- 30.12.2003) — русский советский писатель. Родился в крестьянской семье вдеревне Кирилловка Московской области.
В 1941 году окончил семь классовсредней школы. В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт.Был воспитанником полка (его черты можно узнать в герое его первой повести«Иван»). В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжденорденами и медалями. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки, — вконце войны исполнял должность командира роты, был офицером разведки полка. Богомоловупришлось пройти немало фронтовых дорог — Подмосковье, Украину, Северный Кавказ,Польшу, Германию, Маньчжурию. Служил в армии до 1952 года. Владимир Богомолов — писатель подчеркнуто одинокого склада. Принципиально не вступал в творческиесоюзы: ни писателей, ни кинематографистов. Редко давал интервью. Отказывался отлюбых выступлений. Снимал свое имя в титрах кинофильмов, прекрасно сделанных поего произведениям, даже из-за небольших разногласий с кинорежиссерами.
Ненавидит пустой вымысел, ипотому предельно точен в психологических портретах героев, и в деталях военногобыта. Потому, очевидно, и пишет очень медленно. По мотивам повести Иванкинорежиссером Андреем Тарковским был поставлен известный фильм Иваново детство(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля Золотой лев. РоманМомент истины (В августе сорок четвертого. .) и повесть Иван выдержали болеесотни изданий и, согласно данным библиографов, лидируют по количествупереизданий среди многих тысяч других современных литературных произведений,опубликованных соответственно в последние 25 и 40 лет. Умер 30 декабря 2003года, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Творчество
Литературная биографияБогомолова началась в 1958, когда была напечатана первая повесть «Иван»,опубликованная в 1958 году в журнале «Знамя». Она принесла авторупризнание и успех. Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм «Ивановодетство». Трагическая и правдивая история мальчика-разведчика, погибающегоот рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу жевошла в классику советской прозы о войне. Вторая повесть Богомолова — «Зоcя» появилась в 1963. События в ней такжеразворачиваются на фоне военной действительности. Ее сюжет построен наконтрастах. В ней сталкиваются две стороны жизни — любовь и смерть, мечта исуровая реальность. Одновременно с повестью вышла в свет подборкарассказов-миниатюр: «Кладбище под Белостоком», «Второй сорт»,«Кругом люди», «Сосед по палате», «Сердца моего боль».В них в наибольшей степени проявился характерный для стиля Богомолова лаконизм,умение в малой, но емкой форме поднимать проблемы самого широкого звучания. Имсвойственны символичность, «притчевость», особое отношение клитературной детали.
Самое большое и знаменитоепроизведение Богомолова — роман «В августе сорок четвертого…» (второеназвание — «Момент истины»), законченный в 1973 году. Один изклассических русских военных романов. Возможно, основные стилистические приёмыостросюжетного романа «В августе сорок четвёртого» повторены вНФ-повести «Волны гасят ветер» (1985-86) братьев Стругацких. Действиеповести "В кригере" происходит осенью 1945-го на ДальнемВостоке В повести виден новый взгляд на послевоенную реальность Затем — традиционное для Владимира Богомолова многолетнее молчание, и лишь в 1993 годувышла новая повесть «В кригере» о первой послевоенной осени наДальнем Востоке, о сложной и драматической для людей перестройке армии намирный лад.
В годы перестройки выступил срезкой критикой романа Георгия Владимова «Генерал и его армия», скритикой отношения новых властей и нашей либеральной интеллигенции к Русской иСоветской армии и ее славной истории.
В работе «Срам имут иживые, и мертвые, и Россия…» (1995) резко осудил все печатные издания,«очерняющие Отечественную войну и десятки миллионов ее живых и мертвыхучастников…»Издание романа. Сюжет
«В августе сорок четвёртого»- роман Владимира Богомолова, написанный в 1973 году. Другое название романа — «Момент истины» (Момент истины — момент получения от захваченногоагента сведений, способствующих поимке всей разыскиваемой группы и полнойреализации дела; получение информации, способствующей установлению истины). Воснову романа положены реальные события, отраженные в официальных документахтого времени. Роман переиздавался более 100 раз и был дважды экранизирован, ноиз-за ряда сложностей к массовому зрителю дошёл только фильм «В августе44-го» кинорежиссёра Михаила Пташука (2000). Отличие фильма от романазаключается в смещении акцентов на изображение служебных будней офицеровсоветской военной контрразведки. Открытый автором приём стилизации подправительственные и, прежде всего, секретные документы прошедшей эпохи был взятна вооружение другими советскими авторами из различных литературных отраслей.История создания романа
«История создания романа»построена на дневниковых и рабочих записях Владимира Осиповича. Еще в 1951 годуу него появляется замысел приключенческой повести для юношества «Осеньюсорок четвертого» и он начинает серьезную подготовительную работу: «горыбумаги, все, кажется, ясно»; в 1953-м определяет место действия повести (награнице Белоруссии и Литвы, левобережье Немана), набрасывает сюжетную канву (теперьповесть называется «Позывные КАОД»), и тогда же на страницах дневникавпервые появляются фамилии будущих героев — Егорова, Блинова, Таманцева,Алехина. Весной 1956-го В.О. разрабатывает «главные положения, которымдолжен следовать и придерживаться, чтобы избежать наиболее частых штампов вдетективной литературе». Дневник знакомит читателя с проделанной авторомзначительной подготовительной работой к роману. По записям видно, какоезначение В.О. с самого начала придает фактологической точности будущегопроизведения, как с тщательностью картографа привязывается к местности — местудействия будущего романа, как ведет наблюдения за погодой в этом районе,подмечает различные детали и пр. — и все для того, чтобы впоследствии бытьпредельно достоверным. Так же тщателен он и в разработке характеров будущихгероев, о которых знает, кажется, все («Из рабочих тетрадей»).Издания романа
Впервые роман был опубликован в№ 10, 11, 12 журнала «Новый мир» за 1974 год. Позже был многократнопереиздан. Роман был переведён на три десятка языков, выдержал более стаизданий, тираж превысил несколько миллионов экземпляров.Сюжет
События романа происходят вавгусте 1944 года. На недавно освобожденной от нацистов территории действуютвражеские агенты. В эфир регулярно выходит и передаёт шифровки неуловимаягруппа шпионов, которой дано рабочее название «Неман». КонтрразведкаСМЕРШ безуспешно пытается отыскать вражеских агентов. В основном поискомзанимается группа капитана Алёхина, состоящая, включая самого капитана, из трёхконтрразведчиков-оперативников, с приданными им грузовиком и водителем.
Первоначально поиски группы идутв обычном режиме — в тылу армии не так уж мало групп противника, дезертиров,местных националистов. Всё изменяется после того, как в Москве проводятдешифровку радиограмм группы и сопоставление почерка радиста с ранееполученными данными. Оказывается, что группа действует в тылах уже болеемесяца, ведёт наблюдение за железными дорогами и перемещениями войск, причёмявно получает сведения от внедрённых местных агентов. В это же время в Москвепланируют новое большое наступление. Сведения, переданные группой «Неман»противнику, могут привести к провалу крупную операцию. О деле «Неман»узнаёт сам Сталин. Поступает категорический приказ — любой ценой заставитьгруппу замолчать. Дело берётся на контроль Ставкой верховногоглавнокомандования. В предполагаемый район нахождения группы «Неман» стягиваютсясилы войск по охране тыла, пограничников, сапёров, оперативников СМЕРШ. Управлениеконтрразведки фронта получает фактически карт-бланш, по его требованию могутбыть даже сняты войска с передовой. Единственное требование — приказ долженбыть выполнен, иначе руководители операции по поимке агентов пойдут подтрибунал. Готовится крупная войсковая операция в тылу фронта — чтобы найтиагентов, или хотя бы их рацию, войсками будет прочёсан целый лесной массив. Непосредственныеисполнители операции — группа Алёхина и его начальники, — понимают, чтовойсковая операция не нужна. В ходе неё, скорее всего, агенты будут убиты, и врезультате останется нераскрытой агентура, сведениями которой они пользуются. Ихединственная надежда — взять агентов до начала войсковой операции, причёмнепременно живыми, получить от них сведения и обезвредить всю резидентуру.
Стилистика текста
Текст отличается «рваным»синтаксисом:
Выжженная солнцем трава… Зной…Пыль… Духота. … Чтобы заставить его отойти и захватить колодец, немцы подожглистепь… огонь, клубы густо-едкого дыма надвигались на боевые позиции роты с трехсторон. И за этой завесой наступали немцы: пехотный батальон — полного состава!А в роте было девятнадцать человек, два станкача и пэтээр….
В романе присутствует большоеколичество текстов, стилизованных под документы военного времени (приказы,рапорты, сводки, отчёты, ориентировки, правительственные телеграммы и другие официальныедокументы). Автор приводит реальные документы, из которых убрана служебнаяинформация (гриф секретности, резолюции, кто передал, кто принял и т.п.), атакже сообщает, что в документах и тексте романа изменены фамилии генералов истарших офицеров, наименование нескольких воинских соединений и небольшихнаселенных пунктов. Всё это придаёт роману вид документального. Тем не менее,когда Юрий Андропов во время встречи с авторомпоинтересовался унего, какие архивы использовались при написании романа, Богомолов сообщил, чтоприводимые в произведении документы вымышлены.
При изложении событийиспользован интересный приём — многие сцены описываются поочередно от лицакаждого из главных героев (контрразведчиков Алёхина, Таманцева, Блинова) — соответствующиеглавы названы их именами.Планы, композиция, основные мысли
 
Глава 1-я. Экспозиционная.Алехин. Ночью в машине. Мысли сквозь дремоту. Шлагбаум. Спал два часа, не более.На рассвете. Алехин будит Блинова и Таманцева. Знакомит с заданием. Даетуказания, забирает документы. Уезжает (в Лиду?). Андрей и Таманцев отправляютсяна поиски.
Глава 2-я. Нет, не подсчастливой звездой он родился. Безуспешные поиски в лесу. Трупы. Усталость. Отчаяние.Возвращение Андрея к вечеру первого дня поисков в лесу.
Возвращение. Алехин. ПриходТаманцева. Алехин и председатель сельсовета.
Глава 3-я.2-й деньпоисков. Выход в лес с Алехиным и Таманцевым.
В лесу. Следы. Наблюдение Андреяна хуторе.
Глава 4-я. Возвращение. РазговорАндрея с Таманцевым и Алехиным. У машины.
Наблюдение за дорогой. В Лиду!
Глава 5-я. На продскладе.Борискин. «Летучка». Мысли.
В комендатуре.
Глава 6-я. Безуспешныепоиски вечером и утром. В парикмахерской.
Глава 7-я. Засада! Гроза.Слежка за железнодорожником. Неудача Андрея. «Девушка!» На станции. Проверкадокументов. Пустышка. Ночью в доме (в Лиде).
Глава 8-я. Утро передзасадой. Хижняк. Паша. Письмо. Разговор Егорова с Блиновым.
Глава 9-я. Петляков. ПриходАнтонова. Разговоры.
Глава 10-я. Выезд в лес скомендантом.
По дороге. В машине. У леса (наопушке) по дороге к месту засады. Разговор Алехина с капитаном.
Глава 10/2. Засада в лесу.Убийство Николаева. Первые главы — как можно короче, мясистей, занимательней.
Объем предположительно 55-57глав.
Основные моменты организациипоиска:
1. «Прочесывание» лесныхмассивов.
2. Изучение людских резервов.
3. Вычислить путь вероятногопередвижения группы: откуда пришли и каким путем шли.
4. Выставить наблюдательныепосты на узловых жел.-дор. станциях, наблюдение за перевозками.
5. Выявить цепочку: агент-вербовщик,агент-связник, маршрутные агенты.
6. Местное население: возможныепомощники и скрытые противники.
7. Установить наблюдение,скрытная и поочередная слежка.
8. Умело организовать засады.
9. Оперативные документы иоперсводки.
Кто и что делает?   Первые сутки Вторые сутки АЛЕХИН
Дает задание.
У Васюкова.
В деревнях и на хуторах.
На рассвете. У родника.
Осматривает свой участок и — вместе с Таманцевым — место выхода. Возвращаются к Шиловичам. В Лиду! На продскладе.
В комендатуре. Поиски на станции и в городе. Ночью в отделе госбезопасности. ТАМАНЦЕВ
В лесу. Мысли, вспоминает
погибшего друга.
Сомнения.
У смолокурни.
Трупы.
Обстрелян.
На рассвете. У родника.
Поиски. Обнаруживает место выхода. Осматривает.
Подзывает Алехина. Ищут вдвоем. Возвращаются к Шиловичам. В Лиду! На продскладе. Поиски в Лиде до ночи. БЛИНОВ
В лесу. Мины.
Попадает на болотину.
Выстрелы.
Выбирается к роднику.
Следы.
На рассвете. У родника.
Под вечер. Выходит к хутору. Наблюдает офицеров.
У Шиловичей. Офицеры идут от леса. В Лиду! За ЗИСом.
На продскладе.
В комендатуре. Поиски в Лиде до ночи.
Проблематика произведения и его идейнаянравственность. Жанровое своеобразие
Читая этот роман, можноподумать, что на самом деле он о том, как поймали шпионов в Шиловичском лесу 19августа 1944 года. Но главный «момент истины», главная тема — это как«жить не по лжи» — в честном и добросовестном исполнениипрофессионального долга. И все.
Эта книга похожа на многослойныйпирог. В ней есть детектив, есть множество историй, крохотных внутреннихроманов со своими героями, сотни деталей, пресловутые документы. То есть тесамые шифрограммы и донесения, из-за которых Богомолова вызывали серьезныестрогие люди в штатском и интересовались, откуда он их взял. И тот отвечал, чтопридумал эти справки и приказы от начала до конца.
Знаменитый роман очень интереснонаписан, он говорит разными голосами, время в нем убыстряется, раскручивается,а под конец летит камнем. Из четырехсот страниц четверть — рассказ о том, чтопроходит за полчаса на лесной поляне.
Глядя со стороны, из другоговремени и другой страны, начинаешь понимать, в чем тут дело. Общество, котороеописывал Богомолов, было обществом военным и военных, оно не было приспособленодля мирной жизни.
Константин Симонов говорил, что«Момент истины» — роман не о контрразведке, а о советскойгосударственной машине и типичных людях того времени.
Мы говорим о безумно популярномромане, переизданном сто раз и переведенном не то на тридцать, не то на сорокязыков, романе, из которого по уже нашему языку разбрелись и «моментистины», и «качание маятника», и «стрельба по-македонски».
Центральные персонажи (система образов)
Роман этот — о людях, чьейпрофессией является борьба с вражеской агентурой, чей труд, кровавый и опасный,связан с насилием, борьбой, тайной.
«Их было трое, тех, ктоофициально, в документах именовался „оперативно-розыскной группой» Управленияконтрразведки фронта".
Так начинается роман ВладимираБогомолова «Момент истины».
Эти трое: Алехин, Таманцев,Блинов (а потом Аникушин, Поляков и многие другие), — сразу запомнились нам, арозыск по делу «Неман» вовлек в сложный, поистине трагически острыйсюжет.
Они — во всем разные. В розыскеони принимают участие каждый по-своему. У каждого — своя, порою едва заметнаяпредыстория, но не нести ее с собой они не могут. Разве не объясняет оченьмногое в резковатом Таманцеве (по натуре отзывчивом, дружелюбном), в егонедоверии к «прикомандированным» то, что он — безотцовщина. Натерпелсяв детстве всякого, накопил горечи, — были поводы. Вот и привык «надеятьсятолько на себя». И профессия, навязанная войной, пришлась ему по характеру.А доброта, братские чувства, ощущение фронтовой спайки, тепло приязни коднополчанам у Блинова, да в немалой мере и у Аникушина, — разве не связано этос тем, что их детство было счастливым, знающим тепло, свет, заботу?.. .Анализ эпизодов и основные сюжетные линиипроизведения
Как во всяком крупномпроизведении, в романе Богомолова есть своя тайна, которую нужно раскрывать намсамим. Его стоит читать с той же пристальностью, с тем же вниманием,сопоставляя и думая, с кем или с чем ведут свое дело герои Богомолова.
Вот, например, возьмем сюжетноеответвление, которое Таманцев выразительно называет «пустышку тянем».Каким пустым, бесплодным, не давшим столь необходимого всем — от Ставки догенерала Егорова — «результата», но отнявшим страшно многонапряженного времени было «выяснение» капитана Николаева и лейтенантаСенцова! Но как много значит эта — боковая история в концепции романа, висследовании жизни и человека! Здесь не только полемика с «сюжетным» детективом,где все рассчитано ради эффекта и где все герои — марионетки, лишенныесамодвижения. И даже не в том суть, что всякое реальное дело, «задача»требуют перебора вариантов, что невод розыска должен быть закинут широко.
История Николаева и Сенцова для«результата» — «пустышка», а для романа совсем нет! Исколько таких отступлений в романе — встреча Алехина с Васюковым и егоискалеченным сынишкой; задержавшие нас ненадолго судьбы шофера Борискина,желчного Свирида, старой пани Гролинской, Юлии Антонюк, Окулича… А каквплотную приближается к фронту тыл со своими проблемами в письме матери АндреюБлинову или в письме, которое получает Алехин!.. Все эти главки и отступленияпридают роману человеческую, жизненную глубину.
Зная все о своих герояхрозыскниках, с каким удовольствием рисует Богомолов просто армию, живых исильных, простых и смелых людей, которым не к чему таиться, «секретить».
Вроде бы мимоходом написанасцена на станции, куда Таманцева и Блинова привела слежка за Николаевым иСенцовым, а без нее, полной движения, разных и выразительно написанных людей,без лихой пляски, без толчеи и гама, без стволов, зенитных орудий, вытянувшихсянад эшелонами, «как руки, прикрывающие от удара с воздуха», безвздоха о том, что вся эта яростная и живая лавина людей и техники «двигаласьк фронту, навстречу тяжелым и для многих последним боям...» — без всегоэтого в романе не хватало бы воздуха самой жизни.
А какой всплеск радостного,братского чувства — встреча Андрея Блинова со своими однополчанами! Это одно излучших мест романа.
На периферии «розыска»,задевая, однако, самый глубокий нерв романа, проходят перед нами разные судьбы.Вот предсельсовета Васюков. Одинокий, с сыном-калекой на руках, сам калека, соткрытой раной, он — советская власть в только что освобожденной деревне,никуда не бежит от своего дела, хотя и знает, какой опасный пост занимает.«Да я здесь как на посту… Партийный я — живым не дамся!» А затемпожилая, хрупкая пани Гролинская, на которую жизнь обрушила столько несчастий,- ее мужество и стойкость вызывают уважение Алехина.
Совершенно раздавленный страхоми приспособленчеством Окулич.
Еще одна трагическая «фоновая»фигура — старик портной, у которого убили жену, детей, внука, «лохматыйстарикашка с его невероятным местечковым акцентом».
Это один, необходимый слойроманной структуры, вбирающий в себя то, что розыскники называют на своемпрофессиональном языке «фактором человечности»: быт и судьбы,повседневность в чувства.
Второй слой — это сквозной сюжетнеобычайно выразительных документов. Их роль в романе громадна. Не случайночерез руки писателя прошли тысячи подобных документов. Вмешиваясь в мощное,полноводное течение жизни, документ, в отличие от естественных противоречий исложности жизни, дает ей прямое и непротиворечивое толкование. В документежизнь отжимается, процеживается, концентрируется и конструируется подопределенным углом зрения, для которого, например, «фактор человечности»не более как одно из многих слагаемых. В то же время документ, как мы видим,очень сильно влияет на весь ход событий. Документ влиятелен потому, что в неговкладывается вся мощь государства, его готовят такие крупные люди, как Полякови Егоров, в него несут свою, потом и кровью добытую информацию такие, какАлехин и Таманцев.
Документ в романе — громаднаясила, сгусток воли, знания, фактов. Он не исчерпывает жизнь и не способенсделать это, но дает ей стержень, облегчает действия людей в сложныхобстоятельствах, порою просто отсекая все, что не идет к делу.
Два эти сюжета — личные судьбылюдей и сюжет документов — текут вроде бы независимо друг от друга, носопоставление, накладывание этих сюжетов создают впечатление громадной исуровой сложности жизни, жестоких законов ее борьбы, давая почувствовать, какойтяжкий груз личной ответственности" личного выбора и поступка ложится наплечи и на душу каждого человека.
В полной мере постигают тяжестьэтого груза и по-разному справляются (а порою и не очень-то справляются) с нимглавные герои романа: Алехин, Таманцев, Блинов, Аникушин...Характеристика художественного образа-персонажа
Один из главных героев романа — старшийгруппы капитан Алехин Павел Васильевич. Его судьба драматична. Про довоеннуюжизнь капитана мы знаем немного, да и то только из письма, присланного ему издома пожилой лаборанткой Федосовой.
Алехин страдает от чувствабеспомощности, узнав из этого письма, что по чьей-то казенной небрежностипогибают результаты его мирных трудов селекционера, как тяжело жить в тылу егосемье, что больна его дочка. И с нарастающим уважением и интересом думая о нем,мы видим, что все невзгоды не сломили Алехина, что жизнь для него — этопреодоление бед, к которым всегда нужно быть готовым. Нужно продолжать работу,делать все сызнова, снова и снова, после каждого удара судьбы поднимаясь наноги...
Даже у Таманцева об Алехинеособое мнение. Старший лейтенант, вообще-то несколько склонный к повышенной самооценке,понимает превосходство Алехина («Паша, ты — гений»), понимает, что всравнении с ним он всего лишь Скорохват.
Порою Таманцев упрекает старшегогруппы в преувеличении «фактора человечности», но именно человечностькапитана Алехина, его умная и чуткая душа, а не только дисциплинированный итонкий ум, делают его даже в профессиональном отношении столь результативным.«Почему-то» случается все время так, что именно Алехин вроде быотвлекается от «задачи» на людей: то разговаривая с Васюковым, торазбираясь в Свириде и Окуличе, то, выясняя свое, сталкивается с чужим горем вдоме Гролинской (по своей человеческой сути это — одна из сильнейших сценромана). И как неловко, как тяжко его душе чувствовать боль другого сердца.
Алехин думает, наблюдая заГролинской: «Так случается нередко. Сталкиваешься с чужой жизнью, с чужимистраданиями, хочется как-то утешить, подбодрить и — совесть требует — оставитьчеловека в покое. А ты вынужден тут же его потрошить, добывать необходимую тебеинформацию. Проклятое занятие — хуже не придумаешь». За эту одну фразу, заодно это переживание, как говорится, сто грехов будут сняты с Алехина. Нопохоже, что «грехов» у него нет вовсе. Он понимает, даже с неприязньюотносясь к Окуличу, драматизм его судьбы.
Подлинной вершиной романа сталэпизод проверки документов, потребовавший огромного напряжения всех духовных иинтеллектуальных сил Павла Алехина. На нескольких страницах проходит перед намиего внутренний монолог, пожалуй, совершенно небывалый не только в нашей, но и вмировой литературе. Это поток сложнейших ходов мысли, сопоставлений, анализа,отбора. За ним встает величайшая сложность мыслительного процесса, процессапознания. «Ему все ясно… Счастливец!» — с горечью и сожалениемдумает Алехин об Аникушине. На самом деле ясность достигается великим трудом,опытом, вниманием, например, то ослепление неприязни, которое помешалоАникушину понять капитана Алехина так, как тот понимает Аникушина.
Вдумываясь в этот необычайныйвнутренний монолог, видишь, как много нужно человеку знать, как критичноследует ему относиться к видимости! Какими крохами добывается истина! При всейспецифичности этого монолога в нем сильно и рельефно передана природа всякогосерьезного мышления.
Алехину открылся «моментистины» потому, что он напряженно работал над «объектом», исследуяего со всех сторон. И это стало возможным еще и потому, что он не позволил себеотвлечься на «личное» (только один раз остро кольнуло еговоспоминание о больной дочке — «ревматизм лижет суставы и кусает сердце»),Алехин в трудных и щепетильных отношениях с капитаном Аникушиным тоже был навысоте, и, пожалуй, нет никакой его вины, что у Аникушина не хватило ответногодоверия. Впрочем, недоверие Аникушина тоже, конечно, не его личная вина.
Нельзя не сочувствовать капитануАникушину, и все же есть его большая вина в том, что произошло на лесной полянево время встречи с группой Мищенко. Вспомним снова внутренний монолог Алехина. Какон устремлен к истине! А ведь рядом с ним течет и другой поток мыслей — вголове Аникушина. До чего же они различаются! Не только тем, что у Аникушинадля открытия истины мало «информации»: не хватает фактов, пропущенымногие важные звенья.
Алехин придирчиво, снова и сноваперепроверяет себя, свои выводы, а Аникушин со все большим упоением слушает,увы, один только голос своих чувств. Чистый и честный, благородный и отважныйАникушин «ослеплен возмущением, негодованием и неприязнью к особистам...»Он коварного, опытного врага принимает за «собратьев, фронтовиков», маскупринимает за лицо, а Алехина и других — чуть ли не за врагов.
В сцене с засадой Аникушин посленападения на Алехина несколько секунд — роковых для него секунд — не можетвключиться в события. Он должен в эти считанные секунды пересмотреть многиесвои прежние представления, не более и не менее как от концепции «добра»перейти к концепции «зла» и наоборот. Это потребовало огромногонапряжения, а он на него оказался неспособным, не подготовленным к нему Каждыйиз участников события переживает в финале романа свой «момент истины».
В романе из всех представленныхгероев автор не выделяет кого-то одного, как своего любимого персонажа, номожно предположить, что образ капитана Алехина ему очень близок. В Алехиневыражены важные идеи романа, его нравственной философии.Место произведения в творчестве писателя
Свой самый знаменитый романБогомолову удалось напечатать только в 1974 году. «Момент истины» сразуприобрел популярность.
Несмотря на то, что «Моментистины» — пиковый роман его карьеры, Богомолов не принадлежал к безоговорочнымпоклонникам своего главного произведения.
Владимир Осипович проявлялпредельную требовательность ко всем, кто касался больной для него военной темы,в том числе к режиссерам, собирающимся экранизировать и экранизирующим егороман.
В своем романе Богомолов даледва ли не формулу идеологии советского общества последних десятилетий егосуществования. Эта формула расходилась с официальной идеологией и с не меньшейсилой шла наперекор тому, что происходило в самом обществе. Вся страна бодротопала на перекур, а Богомолов упрямо и упорно твердил: «Надо хорошо,профессионально работать. Главное в жизни — профессионализм, честный,безупречный долг перед своим делом». В общем, это ведь и есть главная тема«В августе сорок четвертого», это и есть его «момент истины»- кто бы и как бы тебе ни препятствовал сверху (по начальству), сбоку (отнавязанных непрофессиональных помощников), тебе ничто не должно помешатьпрофессионально и грамотно выполнить свою работу: поймать шпионов, прочиститьтрубы, написать роман, статью. Неважно.
Когда вышелушиваешь эту главнуютему, становится понятен главный полемический адрес «Момента истины»(«В августе сорок четвертого»), обозначенный уже в заглавии. В этомсдвоенном заглавии сдвоенный же вопрос: «А вы полагаете, что знаете, какжить не по лжи? Знаете всю истину?» Главный же «момент истины», главное«жить не по лжи» в одном — в честном и добросовестном исполнениипрофессионального долга. И все...
Общество, которое описывалБогомолов, не было приспособлено для мирной жизни, оно было обществом военным ивоенных. Попытки приспособить его к мирной жизни окончились… на самом делееще не окончились ничем определенным. Мы еще посмотрим и испытаем, чем ониокончатся, и к этому времени успеем, наверное или наверняка, прочесть последнийроман Владимира Богомолова, который он писал с 1975 по 2003 годы — всюоставшуюся ему после «Момента истины» жизнь.Краткое содержание романа
Летом 1944 г. нашими войскамибыла освобождена вся Белоруссия и значительная часть Литвы. Но на этихтерриториях осталось множество вражеских агентов, разрозненных групп немецкихсолдат, банд, подпольных организаций. Все эти нелегальные силы действоваливнезапно и жестоко: на их счету уже было много убийств и других преступлений,кроме того, в задачи подпольных организаций входил сбор и передача немцамсведений о Красной Армии.13 августа неизвестная рация, разыскиваемая по делу«Неман», вновь вышла в эфир в районе Шиловичей. Обнаружить точноеместо её выхода поручено «оперативно-розыскной группе» капитанаАлехина. Сам Павел Васильевич Алехин пытается что-нибудь выведать в деревнях,два других члена группы, опытный чистильщик, двадцатипятилетний старшийлейтенант Константин Таманцев и совсем молодой чистильщик-стажер гвардиилейтенант Андрей Блинов, тщательно осматривают лес. Даже незначительные улики,например надкусанные и брошенные огурцы или обертки от немецкого сала, могутпомочь разведчикам. Алехин узнает о том, что недалеко от Шиловичского леса в тотдень видели, во-первых, двух военных, а во-вторых, Казимира Павловского,возможно служившего у немцев. На второй день поисков Таманцев находит местовыхода рации в эфир. Группа выслеживает двух подозрительных военных,обнаруженных Блиновым. Погоня, поиски по всей Лиде ни к чему не приводят: в концеконцов Блинов теряет из виду человека, с которым встречались подозреваемые, да изапрос подтверждает их лояльность. И все же Алехин не может отбросить этуверсию, пока нет неопровержимых доказательств. Лишь позже выясняется, чтопроверяемые — не агенты, а значит, выражаясь словами Таманцева, почти троесуток они «тянули пустышку». Тем временем Таманцев с прикомандированнымиофицерами отрабатывает вторую версию: из засады они наблюдают за домом ЮлииАнтонюк, которую может навестить подозреваемый Павловский. Таманцев «поднатаскивает»своих не особенно опытных подопечных: объясняет им, что такое контрразведка, и даетконкретные указания к действию в случае появления Павловского. И все же, когдаТаманцев пытается взять живым особо опасного агента Павловского, тот, из-занерасторопных действий прикомандированных, успевает покончить с собой.
Начальник розыскного отделаподполковник «Эн Фэ» Поляков «если и не Бог, то, несомненно, егозаместитель по розыску», человек, мнение которого очень важно для всей группыАлехина. Недавнее убийство водителя и угон машины, по мнению Полякова, дело рукразыскиваемой группы. Но все это предположения, а не результаты, которых ждетот Полякова и Алехина начальник управления генерал Егоров и не только он: деловзято на контроль Ставкой. Блинову поручают ответственное задание: взяв роту,найти в роще малую саперную лопатку, пропавшую из угнанной машины. Андрейуверен, что не подведет начальство, но целый день поисков ни к чему не приводит.Расстроенный Блинов и не подозревает, что как раз отсутствие лопатки в рощеподтверждает версию Полякова.
Поляков докладывает Егорову и прибывшемуиз Москвы начальству свои соображения по поводу «сильной квалифицированнойразведгруппы противника». По его мнению, тайник с рацией находится именнов Шиловичском лесном массиве. Есть реальный шанс завтра или послезавтра взятьразыскиваемых с поличным и получить «момент истины», то есть «моментполучения от захваченного агента сведений, способствующих поимке всейразыскиваемой группы и полной реализации дела». Московское начальствопредлагает провести войсковую операцию. Егоров резко возражает: масштабнойвойсковой операцией можно скорее добиться создания перед Ставкой видимостиактивности, а получить лишь трупы. Против и Поляков. Ноим даются только сутки,и параллельно все же начинается подготовка войсковой операции. Конечно, сутокнедостаточно, но этот срок назначен самим Сталиным. Верховный Главнокомандующийкрайне обеспокоен и возбужден. Ознакомившись со справкой по делу «Неман»,он вызывает начальника Главного управления контрразведки, наркомовгосбезопасности и внутренних дел, связывается по «ВЧ» с фронтами. Речьидет о важнейшей стратегической операции в Прибалтике. Если в течение сутокгруппа «Неман» не будетпоймана и утечка секретных сведений не прекратится,«все виновные понесут заслуженное наказание»! Таманцев ждет от Алехинаупреков за «упущенного» Павловского. Для Алехина это очень тяжелыйдень: он узнал о болезни дочери и о том, что уникальную пшеницу, выведенную им довойны, по ошибке вывезли в хлебопоставку. Алехин с трудом отвлекается от тяжелыхмыслей и сосредоточивает внимание на найденной Таманцевым саперной лопатке. Авокруг разворачивается поистине грандиозная деятельность, маховик огромногомеханизма чрезвычайного розыска раскручен вовсю. Для участия в мероприятиях по делу«Неман»отовсюду доставляются военнослужащие, офицеры Смерша, опознаватели, служебныесобаки, техника… На железнодорожных станциях, где для сбора информации частоустраиваются работать вражеские агенты, проводятся проверки подозрительныхлюдей. Многих из них задерживают, а затем отпускают. Андрей вместе с прикомандированнымпомощником коменданта Аникушиным выезжает в Шиловичский лес. Для ИгоряАникушина этот день сложился неудачно. Вечером он в новой, отлично сшитойпарадной форме должен был пойти на день рождения к любимой девушке. А теперькапитан, до ранения воевавший на передовой, из-за «нелепого» заданиявынужден терять время с этими «бездельниками» «особистами».Помощник коменданта особенно возмущен тем, что желторотый заикающийся лейтенанти несимпатичный капитан «секретят» от него суть дела. В штабе,размещенном в старом бесхозном строении — «стодоле», собралосьчеловек пятнадцать генералов и полсотни офицеров. Всем неудобно и жарко. Наконецрадист сообщает группе Полякова, что в их направлении движутся трое в военнойформе. Но приходит приказ всем немедленно покинуть лес: в 17.00, должнаначаться войсковая операция. Таманцев возмущен, Алехин решает остаться: ведьЕгоров, отдавший приказ, скорее всего, не знает о тех троих, уже приближающихсяк засаде. Как и договорено, Алехин и помощник коменданта подходят к подозреваемыми проверяют документы, в засаде их страхуют Таманцев и Блинов. Алехинвеликолепно справляется со своей ролью простоватого бдительного службиста, такчто Таманцев «мысленно ему аплодирует». При этом Алехин долженодновременно «прокачать» данные всех троих по тысячам розыскныхориентировок (возможно, бритоголовый капитан — это особо опасный террорист,резидент-вербовщик германской разведки Мищенко), оценить документы, фиксироватьдетали поведения проверяемых, «обострить» ситуацию и сделать ещёмножество вещей, заставляющих быть в напряжении даже опытных «волкодавов».Документы в полном порядке, все трое держатся естественно, пока Алехин не проситих показать содержимое вещмешков. В решающий момент Аникушин, так и не пожелавшийпонять всю важность и опасность происходящего, вдруг заслоняет Алехина от засады.Но Таманцев действует быстро и четко даже в этой ситуации. Когда проверяемыенападают на Алехина и ранят его в голову, Таманцев и Блинов выпрыгивают из засады.Выстрел Блинова валит с ног бритоголового. «Качая маятник», то естьбезошибочно реагируя на действия противника, уклоняясь от выстрелов, Таманцевобезвреживает сильного и крепкого «старшего лейтенанта». Блинов и старшина-радистзадерживают третьего, «лейтенанта». Хотя Таманцев и успел крикнутьпомощнику коменданта: «Ложись!» — тот не смог вовремясориентироваться и был убит в перестрелке. Теперь, как это ни жестоко,Аникушин, сначала помешавший засаде, «помогал» группе в «экстренномпотрошении»: Таманцев, угрожая агенту-радисту отомстить за смерть «Васьки»,добывает у него все нужные сведения. Получен «момент истины»: этодействительно агенты, проходящие по делу «Неман»: старший из них — Мищенко.Подтверждается, что их сообщником был и Павловский, что «Нотариус», каки предполагал Поляков, — это уже задержанный Комарницкий,«Матильда» находитсяпод Шяуляем, куда и планирует вылететь Таманцев. А пока, без восьми минут пять,Алехин срочно передает через радиста: «Бабушка приехала», — этоозначает, что ядро группы и рация захвачены, войсковая операция не нужна. Блиновпереживает, что не взял агента живым. Но Таманцев горд «стажером-несмышленышем»,свалившим легендарного Мищенко, которого не могли поймать уже много лет. Толькотеперь, когда все позади, Алехин разрешает перевязать себя. Таманцев,представляя, как обрадуется «Эн Фэ», не в силах сдержаться, неистовокричит «Ба-бушка! Бабулька приехала!!!»
Заключение
«Момент истины» или«В августе сорок четвертого» стал одной из лучших книг о войне, и ужточно лучшей прозой о советских спецслужбах.
От богомоловского романаневозможно оторваться. Чтение его захватывает. Однако оно требует совершеннонепривычных для восприятия «детектива» усилий мысли и души; читаяего, необходимо, по выражению одного из персонажей, «побуждать своиизвилины к усиленной мозговой деятельности». Шаг за шагом — от приведенныхвыше подчеркнуто спокойных слов до последнего ликующего возгласа Таманцева:«Бабушка!.. Бабулька приехала» — вникая в пути героев книги, мыпроделываем нелегкую душевную работу, вместе с ними переживая и открывая свой«момент истины».
Роман этот не столько о прошлом.Он во многом перекликается с нашим временем, помогает понять судьбу человека внашем сложном, огромном, меняющемся мире. Как людям действовать эффективно,результативно, ни в чем не поступаясь «фактором человечности», ничегоне теряя из высоких и вечных нравственных ценностей? Это один из главныхвопросов романа.
Размышляя над романом ВладимираБогомолова «Момент истины» мы все более отчетливо понимаем, какнеобходимо учиться понимать, полно и точно, людей, жизнь, разбираться в самыхсложных в запутанных обстоятельствах, как нужно приобретать гибкую способностьориентироваться в себе самом в окрест себя. Мы понимаем, что не может бытьместа недоверию, разобщенности в отношениях между братьями и соратниками,ведущими бой с общим жестоким врагом, и что барьеры между людьми преодолеваютсяогромным усилием души и мысли, усилием, к которому нужно быть всегда готовым.
Вот, думается, к какой истине,сохраняющей свою актуальность в наши дни, ведет своего читателя ВладимирБогомолов в романе, рассказывающем о событиях далекого от нас августа сорокчетвертого года.
Литература
1. Владимир Богомолов «Моментистины (В августе сорок четвёртого)». — Новосибирск, 1990. – 429 с.
2. «Истории создания романа»(1973).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сущность форм бухгалтерского учета
Реферат «Литературные реминисценции в творчестве А.П. Чехова» (на примере произведений А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» и А.С. Пушкина «Гробовщик»)
Реферат Екологічні проблеми Карпатського регіону
Реферат Язык заголовков английских газет
Реферат Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина Бедная Лиза
Реферат Особенности налога на доходы физических лиц в России
Реферат Права общества на частную собственность
Реферат Пушкинский дворик
Реферат Французский уголовный кодекс 1810 г
Реферат Исследование аспектов применения атомной энергии для решения проблем энергоснабжения районов Крайнего Севера
Реферат Бухгалтерская (финансовая) отчетность в управлении предприятием
Реферат 1. История развития системных идей
Реферат Характеристика населения России, его проблемы
Реферат Benedict Arnold Essay Research Paper On January
Реферат Літаратура ваеннага i пасляваеннага перыяду