Художественное
своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву"
Александр
Николаевич Радищев — легендарная фигура, особенно для русской революционной интеллигенции
XIX века. В его взглядах на русское общество видели радикальный гуманизм и
глубину раскрытия социальных проблем. Имя Радищева для многих поколений русских
читателей окружено ореолом мученичества. Это связано с историей создания книги
"Путешествие из Петербурга в Москву", над которой писатель работал
около десяти лет.
Направленная
против царизма и помещичье-крепостнического строя, книга эта вызвала гневную
реакцию царствующей тогда Екатерины II. Прочитав "Путешествие",
императрица пришла в негодование и написала в примечаниях: "Надежды
полагает на бунт мужиков... Царям грозится плахою... Он бунтовщик хуже
Пугачева". Радищева вскоре после выхода книги арестовали и заключили в
Петропавловскую крепость, а потом сослали в Сибирь, в Илимский острог.
После революции
1917 года литературоведы-марксисты увидели в Радищеве зачинателя социализма в
России, но в этих суждениях они шли по стопам В.И. Ленина, который поставил
Радищева "первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского
народа чувство национальной гордости".
А.Н.Радищев
писал стихи, поэмы, сочинил философский трактат "О Человеке, о его
смертности и бессмертии", но в памяти потомков он остался всего лишь
автором "Путешествия из Петербурга в Москву". Надо отметить, что это
сочинение получило весьма нелестную характеристику А.С.Пушкина, который
написал, что оно "причина его несчастья и славы, есть очень посредственное
произведение, не говоря даже о варварском слоге".
Эпиграфом к
своей книге писатель взял стих из Тредиаковского, несколько видоизменив его:
"Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". У Тредиаковского
описываются мучения порочных людей в загробном мире. Это описание заканчивается
тем, что цари-деспоты, смотревшиеся в зеркало, которое показывало
"мерзость их пороков", выглядели в нем страшнее разных адских
чудовищ. Таким чудовищем и представляет Радищев самодержавно-крепостнический
строй России своего времени.
Писатель
страстно желал сказать правду о недостатках своей страны, оружием
художественного слова бороться против царящего зла. Поставив себе такую задачу,
Радищев показывает жизнь разных слоев общества, говорит об административном
произволе, о неправосудии, о всевозможных злоупотреблениях вельмож, чиновников
и помещиков.
Недостатком
книги, безусловно, является то, что она представляет собой собрание
разрозненных фрагментов, связанных между собой лишь названиями городов и
деревень, мимо которых следует путешественник. Чувствуется большое влияние
французских просветителей, провозгласивших идеи равенства и братства. Основная
направленность произведения — тенденциозная критика существующего жизненного
уклада в России.
В
"Путешествии" Радищева мы видим картины жизни крепостного
крестьянства. В главе "Пешки", описывая избу, одежду, обувь крестьян,
Радищев показывает нищету народа и гневно восклицает: "Алчность
дворянства, грабеж, мучительство — вот что довело крестьян до такого
состояния..." О том, как крестьянин работает, каков его труд, писатель
рассказывает в главе "Любани". Шесть дней в неделю крестьянин
работает на барина. Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни
праздники да ночи. После разговора с крестьянином автор восклицает:
"Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу
твое осуждение".
Картину
эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев в главе "Вышний
Волочек". Здесь рассказывается о помещике, который отнял у крестьян все их
земли и заставил работать на себя круглый год. "Варвар! Недостоин ты
носить имя гражданина", — восклицает, обращаясь к помещику, писатель.
В главе
"Медное" описывается продажа крестьян с публичного торга. Вот продают
старика 75 лет, вынесшего на своих плечах с поля битвы раненого отца капитана
Г., который теперь его и продает; старуху, жену старика, кормилицу и няньку.
Женщину — кормилицу барина, ее дочь с младенцем и мужем. И всей этой семье
грозит опасность быть распроданной в разные руки. Радищев заканчивает тяжелое
описание продажи утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а
"от самой тяжести порабощения".
Автор говорит о
развращающем влиянии крепостного права на помещиков. Отдельные порядочные люди,
изредка встречающиеся среди помещиков, ничего не могут сделать, считает он, так
как весь строй против них. Исправить положение в стране может только революция.
Призыв к
революции звучит как основной мотив в книге Радищева, пронизывает все ее
содержание. В главе "Городня" автор говорит не только о своем твердом
убеждении, что народная революция произойдет, но и о том, что у победившего
народа появится своя собственная народная культура. Для Радищева источник зла —
самодержавие, для писателя не может быть доброго царя, так как неограниченная
царская власть неизбежно развращает ее носителей. С негодованием и возмущением
говорит о царской власти писатель в главе "Спасская Полесть" и в оде
"Вольность", которую Радищев помещает в книгу наряду со "Словом
о Ломоносове", что вызывало недоумение у литераторов-профессионалов.
Достоевский по
поводу стиля Радищева говорил, что "обрывки и кончики мыслей" у него
соседствуют с вольными переводами французских просветителей. Это настоящий
приговор художественному достоинству произведения.
Большой интерес
представляет мнение проф. В.В.Виноградова, знатока истории русского
литературного языка. Он писал: "Радищев, "западник" до мозга
костей по своим убеждениям, по образованию, по всей культуре мышления, в, то же
время с гениальным прозрением для выражения своих мыслей — в прозе и стихах —
обращается к сокровищнице народного творчества и народного языка... Но эта
линия в литературе была еще слабо продвинута, а потому Радищев — только
зачинатель того процесса, который свое завершение нашел в Пушкине".
Несомненно
одно: А.Н.Радищев оставил свой след в истории русской словесности как
талантливый гуманист и философ.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://med-lib.ru/