Лирический
герой Есенина
Лирический
герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода
человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как
языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в
реальном мире.
"В стихах
моих, — писал Есенин в 1924 году, — читатель должен главным образом обратить
внимание на лирическое чувствование..." Этим "лирическим
чувствованием" проникнуто все творчество поэта.
Схимник-ветер
шагом осторожным
Мнет листву по
выступам дорожным
И целует на
рябиновом кусту
Язвы красные
незримому Христу.
("Осень")
В поэзии
Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые
эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает
общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а
"дерево жизни". Об этом поэт пишет в статье "Ключи Марии".
Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним.
"Я" героя растворяется в природе, сливается с ней.
Край любимый!
Сердцу снятся
Скирды солнца в
водах лонных.
Я хотел бы
затеряться
В зеленях твоих
стозвонных.
Наверное, в
каждом стихотворении Есенина сквозной мотив — мотив родины, Руси. Герой
размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь
представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей.
Идет
возлюбленная мати
С пречистым
ликом на руках.
"Письмо к
матери" — это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического
героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата — это
образ деревни, конек на крыше "есть знак устремления". Хата же, таким
образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие.
Есенинские
цвета — это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета
иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола
также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже
запахи свидетельствуют о приближении праздника ("Пахнет яблоком и
медом..."). Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и
у читателя создается праздничное настроение.
Отношение
лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы:
"Пригорюнились девушки-ели", "плачет метель, как цыганская
скрипка", черемуха "спит в белой накидке"... Лирический герой
тонко чувствует деревенскую природу. Не случайно сказано: "Я последний
поэт деревни..."
Но у Есенина
Русь не определяется только деревней. Постепенно Русь становится железной,
городской. Лирический герой оказывается между городом и деревней. Появляется
мотив ухода, усталости.
Да, теперь
решено без возврата,
Я покинул
родные поля.
И вот
"поэт деревни" становится лишь "захожим богомольцем". Герой
уходит, хотя вновь стремится возвратиться. Но полное возвращение невозможно.
"Заблудший сын" возвращается на пепелище. Герой переживает
мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция.
Углубляется конфликт между живым и "железным". Герой пытается принять
новую родину, переосмыслить для себя значение революции.
Приемлю все.
Как есть, все
принимаю.
Готов идти по
выбитым следам.
Отдам всю душу
Октябрю и маю,
Но только лиры
милой не отдам.
Поэт не может
принять революцию, не может отдать ей самого сокровенного. С одной стороны,
революция несет в себе железное, грубое начало, с другой стороны — свежесть. С
образом революции связан образ Ленина, и, естественно, есенинский герой
обращается к нему. Возникает образ Спасителя, Спаса.
Народ стонал.
И в эту жуть
Страна ждала
кого-нибудь.
И он пришел.
Разумом
лирический герой понимает, что России нужно обновление, но внутренне он не
может согласиться с переменами. "Я" героя как бы раздваивается,
разрушается. "Конь стальной победил коня живого". В этом и состоит
трагедия, — трагедия дисгармонии с миром.
Путь
лирического героя — это во многом путь автора. Поэтические строки часто
совпадают со строками из есенинских дневников. Мир героя и мир поэта слиты в
единый синтез, в котором мы ощущаем противоречивую, драматичную эпоху первой
четверти XX века.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/