Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Лирический герой Есенина

Лирический
герой Есенина

Лирический
герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода
человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как
языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в
реальном мире.

"В стихах
моих, — писал Есенин в 1924 году, — читатель должен главным образом обратить
внимание на лирическое чувствование..." Этим "лирическим
чувствованием" проникнуто все творчество поэта.

Схимник-ветер
шагом осторожным

Мнет листву по
выступам дорожным

И целует на
рябиновом кусту

Язвы красные
незримому Христу.

("Осень")


В поэзии
Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые
эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает
общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а
"дерево жизни". Об этом поэт пишет в статье "Ключи Марии".
Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним.
"Я" героя растворяется в природе, сливается с ней.

Край любимый!

Сердцу снятся

Скирды солнца в
водах лонных.

Я хотел бы
затеряться

В зеленях твоих
стозвонных.

Наверное, в
каждом стихотворении Есенина сквозной мотив — мотив родины, Руси. Герой
размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь
представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей.

Идет
возлюбленная мати

С пречистым
ликом на руках.

"Письмо к
матери" — это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического
героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата — это
образ деревни, конек на крыше "есть знак устремления". Хата же, таким
образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие.

Есенинские
цвета — это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета
иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола
также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже
запахи свидетельствуют о приближении праздника ("Пахнет яблоком и
медом..."). Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и
у читателя создается праздничное настроение.

Отношение
лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы:
"Пригорюнились девушки-ели", "плачет метель, как цыганская
скрипка", черемуха "спит в белой накидке"... Лирический герой
тонко чувствует деревенскую природу. Не случайно сказано: "Я последний
поэт деревни..."

Но у Есенина
Русь не определяется только деревней. Постепенно Русь становится железной,
городской. Лирический герой оказывается между городом и деревней. Появляется
мотив ухода, усталости.

Да, теперь
решено без возврата,

Я покинул
родные поля.

И вот
"поэт деревни" становится лишь "захожим богомольцем". Герой
уходит, хотя вновь стремится возвратиться. Но полное возвращение невозможно.
"Заблудший сын" возвращается на пепелище. Герой переживает
мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция.
Углубляется конфликт между живым и "железным". Герой пытается принять
новую родину, переосмыслить для себя значение революции.

Приемлю все.

Как есть, все
принимаю.

Готов идти по
выбитым следам.

Отдам всю душу
Октябрю и маю,

Но только лиры
милой не отдам.

Поэт не может
принять революцию, не может отдать ей самого сокровенного. С одной стороны,
революция несет в себе железное, грубое начало, с другой стороны — свежесть. С
образом революции связан образ Ленина, и, естественно, есенинский герой
обращается к нему. Возникает образ Спасителя, Спаса.

Народ стонал.

И в эту жуть

Страна ждала
кого-нибудь.

И он пришел.

Разумом
лирический герой понимает, что России нужно обновление, но внутренне он не
может согласиться с переменами. "Я" героя как бы раздваивается,
разрушается. "Конь стальной победил коня живого". В этом и состоит
трагедия, — трагедия дисгармонии с миром.

Путь
лирического героя — это во многом путь автора. Поэтические строки часто
совпадают со строками из есенинских дневников. Мир героя и мир поэта слиты в
единый синтез, в котором мы ощущаем противоречивую, драматичную эпоху первой
четверти XX века.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Философия общества. Специфика социальных законов
Реферат Интеграционные процессы на постсоветском пространстве возможности применения европейского опыта
Реферат Методы оценки и обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг
Реферат Трактат Ніколо Макіавеллі "Государ"
Реферат Раджив Ганди
Реферат Изменения личности в стрессовой ситуации
Реферат Определенный порядок упаковки денег
Реферат Hamlet 13 Essay Research Paper In Shakespeare
Реферат Здравоохранение
Реферат Банкротство банков и заемщиков за рубежом
Реферат Сравнительный анализ методики ознакомления с равенствами, неравенствами, уравнениями в традиционной школе и системе развивающего обучения
Реферат Лекции по курсу "Периферийные устройства компьютеров"
Реферат Партизанская война в романе Льва Толстого Война и мир
Реферат Условия и пределы применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД
Реферат Cols=3 gutter=47> организаторы конференции