Реферат по предмету "Литература и русский язык"


“Вписанный” портрет

“Вписанный”
портрет

Сергей Волков

Говоря о мастерстве создания портрета в литературном
произведении, не стоит забывать об одном его типе, который условно можно
назвать “вписанным”. Человек не только “описывается”, но и “вписывается”,
включается в более широкий фон, становясь его конструктивной частью. И
одновременно этот фон-окружение бросает свой отсвет на человека, заставляет его
выглядеть по-другому, выявляет в его облике сущностные черты, скрытые от глаза
без такого включения.

Интересные
примеры “вписанного” портрета мы находим в прозе рубежа веков. Его использует
М.Горький в своём первом рассказе «Макар Чудра»: “С моря дул влажный ветер,
разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста
прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, жёлтые
листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи
вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь,
справа — бесконечное море и прямо против меня — фигуру Макара Чудры, старого
цыгана…” Герой рассказа подаётся на фоне природы, могучей, стихийной; интересно
положение Макара Чудры в этой почти мизансцене — он точно в центре,
“безграничная” степь и “бесконечное” море — как два крыла у него за спиной
(знак тире помогает прочесть этот фрагмент текста, делая паузы-жесты после
слов, указывающих направления: “слева”, “справа”, “прямо против меня”).
Следующее же предложение рассказа опять устроено симметрично, но теперь
основное внимание отдаётся персонажу. Стихия, окружающая его, уже названа и
охарактеризована (в предложении она “убирается” в деепричастные обороты),
теперь важно подчеркнуть, что герой не только подобен ей, но и выше, сильнее её
(показательна симметрия отрицательных частиц, сопровождающих действия героя по
отношению к стихии): “Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра,
распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют её, он
полулежал в красивой, сильной позе, лицом ко мне, методически потягивал из
своей громадной трубки… и… разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни
одного движения к защите от резких ударов ветра”(курсив здесь и далее наш. —
С.В.).

Другую функцию
выполняет пейзажное окружение в описании княгини Веры из «Гранатового браслета»
Куприна. Героиня появляется на фоне осенних цветов: “…она ходила по саду и
осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу. Клумбы опустели и имели
беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину
в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой, розовые
кусты ещё давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже
измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной,
высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе
осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной
любви и чрезмерного материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена
будущей жизни”. Героини, кажется, ещё и нет — перед нами описание цветов,
которые она срезает. Присмотримся к нему внимательнее: из всех цветов выделены
(и опять помещены в центр фрагмента) георгины, пионы и астры — союз “зато”
противопоставляет их левкоям и розам, цветущим не так “пышно”, “холодно” и “высокомерно”,
слово “остальные” в начале следующего предложения опять выделяет их из ряда —
уже по признаку бесплодности. Все остальные цветы не только цвели, но и дали
семена, им были ведомы любовь и радость материнства, осень для них — не только
пора умирания, но и время начала “будущей жизни”.

“Человеческие”
мотивы в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. На этой
же странице читаем: “…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой
гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом…”. Выделенные нами
определения связывают в сознании читателя Веру, у которой нет детей, а страсть
к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто
среди них — создаётся впечатление, что она одна из них. Так образ героини, вошедшей
в пору своей осени, опять встраивается в более широкий пейзажный контекст,
который обогащает этот образ дополнительными смыслами.

Любопытный
пример совмещения портрета и интерьера встречаем в рассказе И.Бунина «Господин
из Сан-Франциско»: “Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый,
расчищенный до глянца и в меру оживлённый, он сидел в золотисто-жемчужном
сиянии этого чертога за бутылкой янтарного иоганисберга, за бокалами и
бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто
монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами,
золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая
лысая голова”. Здесь интересно то, что всё в изображаемом мире кажется
сделанным, “скроенным”, “сшитым”: не случайно так часто употребляются слова,
называющие материалы — золото, стекло, янтарь, серебро, жемчуг, слоновую кость.
Причём эта сделанность объединяет вещи (в широком смысле — даже электрический
свет и вино в бутылке) и человека; такие прилагательные, как “янтарный”,
“золотой”, “серебряный”, теряют в этом перечислительном ряду свою
метафоричность. Господин из Сан-Франциско во всём подобен тем вещам, которые
его окружают; за свою долгую жизнь, потраченную на обогащение, он не только
получил право ими обладать, но стал похож на них, сам превратился в роскошную,
но мёртвую вещь. Он и существует как бы в одной плоскости с ними, включён в их
круг. Характерен здесь выбор предлога: если словосочетание “сидеть за бутылкой
вина” можно ещё трактовать в смысле “проводить время, употребляя спиртное”, то
“сидеть за бокалами и бокальчиками… за букетом…” интерпретируется только в
пространственном плане. Господин из Сан-Франциско видится нами через вещи, за
которыми, среди которых он и существует как равный.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ основных технико-экономических показателей деятельности строительной организации
Реферат Явления деперсонализации при депрессивных состояниях
Реферат Клініко патогенетичне та хронобіологічне обгрунтування диференційованого застосування спелеотерапії
Реферат Психологическое консультирование по проблеме усыновления приемных детей
Реферат Особенности заключения трудового договора с работниками Крайнего Севера
Реферат Переходные процессы в электрических системах
Реферат Патологическая анатомия пневмонии у детей
Реферат Теория языкознания
Реферат Межличностные отношения в детской группе
Реферат Седельный тягач с колесной формулой 4*2 с разработкой дифференциала повышенного трения
Реферат Чувство справедливости у людей и обезьян
Реферат Основные подходы к первичной обработке биологического сырья. Сепарация, осаждение, экстракция
Реферат Тенденции развития общественно-экономического развития
Реферат Анализ произведения И.А.Бунина (по рассказу «Несрочная весна»)
Реферат Система нормативного регулирования аудита в России