Изображение
"новых людей" в произведениях Тургенева и Чернышевского
Практически
всех крупных русских писателей волновала судьба передового человека своего
времени. Эта тема нашла свое отражение в романе Тургенева "Отцы и
дети" и в романе Чернышевского "Что делать?".
Главные герои
этих произведений представляют новый тип передовой молодежи. По социальному
происхождению Базаров, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна - типичные разночинцы.
Все они с детства приучены к труду, в жизни они привыкли полагаться только на
собственные силы. Так, Чернышевский рассказывает о своих героях: "Лопухов
с очень ранней молодости, почти с детства, добывал деньги на свое содержание;
Кирсанов с 12 лет помогал отцу в переписывании бумаг, с IV класса гимназии тоже
давал уже уроки. Оба грудью, без связей, без знакомств пролагали себе
дорогу". Тургенев ничего не рассказывает о студенческих годах Базарова, но
"...надо полагать, - писал Герцен, - что то была жизнь бедная, трудовая,
тяжелая... Евгений Васильевич содержал себя... собственными трудами,
перебивался копеечными уроками и в то же время находил возможность готовить
себя к будущей деятельности". Базарову и "новым людям" присуще стремление
к образованию, к изучению естественных наук.
В романе
"Что делать?" не только Лопухов и Кирсанов занимаются медициной, но и
Вера Павловна. Базаров также уделяет много времени естественным наукам. Он
часами просиживает за своим микроскопом, ставит опыты. Аркадий говорит о
Базарове: "Главный предмет его - естественные науки". Базаров
отрицает красоту природы, искусство, любовь. Он говорит Аркадию: "Природа
не храм, а мастерская, и человек в ней работник". "Новые люди",
в отличие от Базарова, чувствовали красоту природы, признавали существование
любви. Многие взгляды Базарова, вследствие их примитивности, были начисто
разбиты самой жизнью.
Так, после
знакомства с Одинцовой в нем пробуждается настоящее поэтическое чувство. Но
даже любовь к Одинцовой не смогла заставить Базарова отказаться от своих
взглядов. Для него убеждения важнее, чем любовь. Такое отношение к любви
сближает Базарова с Рахметовым, который приносит любовь в жертву своему делу.
Рахметов - человек умный, образованный, обладающий железной волей. В отличие от
Базарова и "новых людей", он был из фамилии, известной с XIII века,
то есть одной из древнейших не только у нас, айв целой Европе.
Но, несмотря на
свое происхождение, Рахметов был гораздо ближе к народу, чем Базаров. Рахметов
много путешествовал по России, знакомился с жизнью народа, даже работал вместе
с бурлаками, которые за выносливость и силу прозвали его Никитушкой Ломовым.
Про Базарова же крестьяне говорили: "Известно, барин: разве он что
понимает?" Базаров, так же как Рахметов, понимал необходимость
преобразований в жизни общества и выступал за революционный путь. "Мы
драться хотим", - говорит он Аркадию. Однако программы преобразований у
Базарова не было. Он оказался просто нигилистом.
Базаров
считает, что его миссия состоит только в том, чтобы "место
расчистить". Рахметов и "новые люди" знали, за что они борются,
представляли себе основные черты общества будущего. "Новые люди" даже
стремились перенести некоторые из них в настоящее. Таковы были их семейные
отношения и устройство мастерских Верой Павловной. Отсутствие окончательной
цели у Базарова сделало догматичными его суждения. Он практически никогда не
отстаивал своей точки зрения, не пытался доказать правильность своих выводов.
Свое утверждение он считал неопровержимой истиной, и лишь сама жизнь могла
заставить Базарова усомниться в этом.
Например,
утверждение Базарова: "Мы действуем в силу того, что мы признаем
полезным" - выглядит несколько догматично. У "новых людей" оно
выдвигается как теория разумного эгоизма, которую Лопухов излагает Вере
Павловне: "...человек действует по необходимости, его действия
определяются влияниями, под которыми происходят (...) влияния берут верх над
другими, когда поступок имеет житейскую важность, эти побуждения называются
выводами, игра их в человеке - соображением выгод... поэтому человек всегда
действует по расчету выгод".
Отсутствие
окончательной цели у Базарова, жизненная несостоятельность его взглядов лишали
его будущего. Это автор подчеркивает с помощью художественных средств. Так,
Базаров одинок, у него нет друзей, которые полностью разделяли бы его взгляды.
Нелепая смерть героя также не вытекает из логики романа. Герцен писал, что
Тургенев не знал, что делать с Базаровым, и уморил его "тифусом".
Чернышевский же, в отличие от Тургенева, изображает людей, за которыми будущее.
Он пишет, что число "новых людей" постоянно растет и что их
деятельность уже приносит определенные результаты.
Такая разница в
изображении героев и их взглядов объясняется тем, что Тургенев отразил в своем
романе начальный период разночинно-демократического движения. Базарову не
суждена победа, так как он стоит еще в преддверии будущего, и этим Тургенев
объясняет причину его гибели. Чернышевский описывает движение шестидесятых
годов, он рисует образы "новых людей" с безоговорочным сочувствием,
без тех внутренних противоречий, которые были характерны для отношения к
"нигилизму" автора "Отцов и детей".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/