Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Почему Обломов лежит на диване?

Почему
Обломов лежит на диване?

Лежанье у Ильи
Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который
хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у
лентяя: это было его нормальным состоянием. И. А. Гончаров.

Роман И. А.
Гончарова "Обломов" был написан еще в дореформенное время. В нем
автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой
половины XIX века. Сюжет романа — это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, с
детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа — это обломовщина —
образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от
действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное — это отсутствие
труда, практическая бездеятельность. Понятие "обломовщина" применимо
далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это "отражение русской
жизни", ключ к разгадке многих ее явлений.

В XIX веке
жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому
обломовщину можно назвать "господствующей болезнью" того времени.
Суть обломовщины раскрывается Гончаровым посредством изображения жизни
Обломова, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, мечтая и строя всевозможные
планы. Что же мешает ему встать с этого дивана?

На мой взгляд,
основная причина бездеятельности Обломова — это его социальное положение. Он —
помещик, и это освобождает его от множества занятий. Он — барин, ему не надо
ничего делать — за него все сделают слуги. У Ильи Ильича никогда даже не
возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, так
как это — следствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос
маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и
мировоззрения. Родился Илья Ильич Обломов в Обломовке — этом
"благословенном уголке земли", где "нет ничего грандиозного,
дикого и угрюмого", нет "ни страшных бурь, ни разрушений", где
господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие.

Жизнь в
Обломовке была однообразной, здесь страшно боялись каких бы то ни было перемен.
В имении Обломовых традиционным был полуденный "всепоглощающий, ничем не
победимый сон, истинное подобие смерти". И маленький Илюша рос в этой
атмосфере, он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, няня и
вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами.
Малейшая попытка Илюши сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась:
бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в
состоянии даже сам одеться.

А учение Илюши
у Штольца таковым и назвать трудно. Причины для того чтобы мальчик не поехал в
школу, родители находили самые различные, вплоть до нелепых и смешных. Таким
образом, живя в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше
"пропитывался" обломовщиной, в его сознании формировался постепенно
идеал жизни.

Уже взрослому
Обломову была свойственна, по-моему, несколько детская мечтательность. Жизнь в
мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина
— по своим качествам больше напоминающая мать — любящей, заботливой,
участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью
оторвался от действительности, которую он был не в состоянии принять.
("Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на
всякую мелочь?") Итак, реальность Обломов не приемлет, она его пугает. А
есть ли у Ильи Ильича конкретная цель в жизни, если не считать той обломовской
идиллии? Нет. А есть у него какое-нибудь дело, которому бы он полностью
отдавался? Тоже нет. Значит, и вставать с дивана незачем. Обломовщина полностью
поглотила Илью Ильича, окружавшая его в детстве, она не оставила его до самой
смерти.

Но ведь Обломов
— человек с "чистым, верным сердцем", с гармоничной, цельной,
возвышенной, поэтической душой, в которой "всегда будет чисто, светло,
честно", таких людей мало; это "перлы в толпе". Но Обломов не
нашел применения своему огромному нравственному, духовному потенциалу, он
оказался "лишним человеком", его развратила сама возможность ничего
не делать. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность
Обломова к труду, этот человек мог бы стать поэтом или писателем, может быть,
учителем или революционером. Но, в любом случае, он принес бы пользу окружающим,
не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, обломовщина его
погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную
жизнь.
Список
литературы

Для подготовки данной работы
были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Банковский кредит его суть и общие основы развития 2
Реферат Поняття складу злочину та його значення Види складів злочинів
Реферат Положения Президента РФ в системе органов государственной власти
Реферат Батеньков Гавриил Степанович
Реферат Имиджеобразующие стратегии в образовательном дискурсе (на материале электронных ресурсов университета)
Реферат Ukraine
Реферат Функции эмоций в жизнедеятельности человека 2
Реферат Банковский бизнес в 1900-10 гг
Реферат Crime And Ethnicity Essay Research Paper Crime
Реферат Методы борьбы с терроризмом
Реферат Внешнеэкономическая деятельность Узбекистана
Реферат Творческие индустрии как способ формирования городского пространства
Реферат Аналіз художнього твору на уроках читання у початкових класах
Реферат Австрийская школа и теория предельной полезности
Реферат Понятие и виды правонарушений 2