Анализ
финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать»
«Сегодня я –
гений» – такую запись сделал А. Блок, когда родилась его поэма «Двенадцать».
Поэт давно уже высказал убеждение, что «гений прежде всего – народен». Создав
«Двенадцать», он почувствовал, что написал нечто от лица народа, во имя народа
и для народа. Поэма «Двенадцать» – одно из самых неоднозначных произведений
Блока. Ничего подобного в русской поэзии еще не бывало. Не только своим
содержанием, но и самой формой поэма одних восхитила, других шокировала. В
«Двенадцати» воплотилось во всей полноте блоковское восприятие и понимание
Октябрьской революции. Хотя считать «Двенадцать» всецело революционной поэмой,
наверное, нельзя. Все гораздо сложнее. А Блок явно ощущал, что «стихия», не
одухотворенная великой гуманистической идеей, неизбежно выродится в пушкинский
бунт – «бессмысленный и беспощадный». Наверное, об этом Блок и написал свою
поэму «Двенадцать», ставшую не только самым знаменитым, но и самым загадочным
творением поэта.
Пожалуй,
никогда до конца не будет разгадан христианский финал поэмы. В двенадцатой,
заключительной, главе буйная вольница превращается в организованную
революционную волю: ... Вдаль идут
державным шагом ...
А впереди этого
шествия – Иисус Христос «в белом венчике из роз». Вечным вопросом останется
образ Христа, замыкающий поэму. Сам поэт объяснял этот образ тем, что во время
прогулки в метельную ночь ему привиделось нечто летящее над заснеженными
улицами города. И он поверил, что видение это было страдающим богом. Хотя финал
«Двенадцати» внушал серьезные сомнения самому Блоку. Поэт хотел, чтобы впереди
красногвардейцев шел кто-то «Другой», но не нашел никакого другого образа.
Однако нельзя не признать, что Христос во главе большевиков-атеистов – сцена
кощунственная для каждого верующего и одновременно неубедительная для явных
сторонников революции.
Свою разгадку
еще в двадцатые годы прошлого столетия предложил поэт М. Волошин:
красногвардейцы преследуют Христа, распинают его. Однако в самой поэме мы видим
опровержение этой мысли: Христос с флагом – это знаменосец отряда, а не
убегающая от преследователей жертва. С одной стороны, красногвардейцы явно
хотели бы освободиться от Христа как от символа старой веры. «Свобода, свобода,
эх, эх, без креста», – говорит автор, подчеркивая смысл их новой веры. А ведь
без креста – это значит без Христа. С другой стороны, избавления не получается.
Зависимость их от прежней веры очевидна: не даром они все время проговариваются.
Даже подбадривая себя мечтами о мировой революции, красногвардейцы обращаются
за поддержкой к Богу.
И все же нельзя
не признать, что с трудом поддается объяснению этот кровавый флаг в руках
Христа. Что это: благословение или страшное прорицание? Белые ряды и этот флаг
почти невозможно совместить. Каким образом смыкает их Блок в метельной
круговерти октябрьской ночи?. Может быть, отсутствие однозначного ответа и есть
тайна «Двенадцати»? Тайна самой революции... За Христом идут, стреляя в него.
Но если идущие следом видят только флаг, полыхающий на ветру, то поэт сквозь
тьму и вьюгу – еще и разы. Может быть стреляют не только в Христа, но и в
самого Поэта, а в общем, в свое будущее. Блок предчувствовал это.Нам тоже
невольно становится холодно и жутко, когда мы читаем: Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах ...
Казалось бы,
поэт изображает страшную в своей безысходности картину: ... Так идут державным шагом – Позади – голодный пес, Впереди – с кровавым флагом ...
Можно взять эти
начальные строки последней строфы поэмы и присмотреться к ним внимательнее. По
сути, их можно истолковать так: молодую республику в образе голодного пса
неотступно преследует «старый мир», а впереди – пока не важно кто, но с флагом,
превратившимся почему-то из «красного» в «кровавый». Не следует ли из этого,
что будущее не менее трагично, чем прошлое?
Однако, вопреки этому предположению, нельзя не отметить, что самыми
пленяющими и наш слух и наше воображение стали идущие далее строчки: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной ...
Столь
удивительные финальные строки, которые можно принять за робкие ростки надежды
на лучшее, отчасти приглушают трагическое звучание поэмы в целом. Да, поистине
неразгаданной тайной останется этот финал блоковского творения.
Когда-то сам
поэт сказал, что поэма «Двенадцать» останется лучшей из всего, что он написал,
потому что, создавая ее, он всецело жил современностью. Живя современностью,
Блок с величайшей свободой и неслыханной смелостью создал самое современное и
совершенно оригинальное произведение. Поистине А. Блоку выпала необыкновенная
участь – почувствовать себя гением и отдать миру лучшее, на что ты оказался
способен, в такую единственную и неповторимую минуту истории. А нам остается
ждать рождения новых гипотез, способных разгадать пока еще не разгаданный финал
поэмы «Двенадцать».
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/