Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Рахметов - герой романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Рахметов -
герой романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Центральным в
романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?” является образ Рахметова — “особенного
человека”, “высшей натуры”. В его образе слились лучшие черты передовых людей
эпохи Чернышевского.

Аристократ по
происхождению, он становится демократом по взглядам на жизнь и образу
поведения. Рахметов — профессиональный революционер, революционный вождь. Это
“рыцарь без страха и упрека”, человек, будто выкованный из чистой стали. Таких
людей, как он, немного. “Я встретил, — замечает Чернышевский, — до сих пор
только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)...”

Не сразу стал
Рахметов “особенным человеком”. Он приехал в Петербург обыкновенным порядочным
юношей. Сближение с Кирсановым, познакомившим Рахметова с учением
социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его
в “особенного человека”. “Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал,
прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть,
благословений тому, что должно жить”. Одаренный необыкновенными способностями,
Рахметов, изучив теорию социализма, скоро переходит к революционным действиям,
становится революционером, человеком “особой породы”. “Он поважнее всех нас
здесь, взятых вместе”, — говорит о нем Кирсанов. Рахметов с поразительной
быстротой расширяет круг своих знаний. В двадцать два года “он был уже
человеком очень замечательно основательной учености”. Читает Рахметов только
“самобытные” сочинения, что, по его мнению, “по каждому предмету капитальных
сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжижается,
портится то, что все гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих
сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение — только напрасная
трата времени”. Понимая, что сила вождя — в его близости к народу, Рахметов
пристально изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил он всю Россию, был
дровосеком, пилыциком, камнетесом, вместе с бурлаками тянул лямку. Для простого
человека он — свой, родной человек. Недаром бурлаки прозвали его Никитушкой
Ломовым в память легендарного волжского богатыря-бурлака.

Рахметов,
готовя себя к революционной деятельности, знает, что ему придется переносить
лишения, мучения, быть может, пытки со стороны царских тюремщиков. И он заранее
закаляет свою волю и тело, приучает себя переносить физические страдания,
отказывается от всякой роскоши. Рахметов отличается редкой работоспособностью.
“Он успевал делать страшно мною, потому что и в распоряжении времени положил на
себя точно такое же обуздание прихотей, как и в материальных вещах. Ни четверги
часа в месяц не пропадало у него на развлечение, отдыха ему не было нужно”.
Занятия его разнообразны, и смена их является для Рахметова отдыхом. О тайной
революционной работе Рахметова Чернышевский, по вполне понятным причинам, не
мог говорить открыто. Он только глухо упоминает о том, что у Рахметова “дел...
была бездна, и все дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было,
это все знали... Он мало бывал дома, все ходил и разъезжал, больше ходил. Но у
него ...бывали люди... часто по нескольку дней его не бывало дома. Тогда вместо
него сидел у него и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему
душою и телом и молчаливый, как могила”. Рахметов, зная, что революции нужны
преданные и знающие люди, заботится о подготовке революционных кадров: в
нескольких университетах учатся его стипендиаты, готовящиеся к подпольной
деятельности. Рахметов кажется человеком суровым и угрюмым. Он и сам говорит:
“Видишь невеселые вещи, как же тут не будешь мрачным чудовищем”. Но суровость
его только внешняя, за ней скрывается нежная и любящая натура. “При всей своей
феноменальной грубости, он был, в сущности, очень деликатен”, — замечает
Чернышевский. “Какой это нежный и добрый человек”, — думает о нем Вера
Павловна. Для того чтобы помочь угнетенным, Рахметов отказывается во имя
революционной работы от личного счастья. “Я должен подавить в себе любовь, —
говорит он любимой женщине, — любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не
скоро развяжутся у меня, — уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить... такие
люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею”.

Рахметов
борется за счастье народа, и эта борьба становится делом всей его жизни.
Нелегок путь, по которому идет Рахметов, но богат он счастьем и радостями.
Огромно значение Рахметовых для жизни. “Мало их, но ими расцветает жизнь всех;
без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать,
без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей
мало; но они в ней... букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это
цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”. Для многих
поколений революционных борцов образ Рахметова явился примером поведения и
подражания, источником вдохновения, в нем они черпали силы и мужество.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Способы получения сложных эфиров. Конденсации формальдегида с изобутиленом. Различные способы получения фенола
Реферат Ание и изучение оригинального библейского языка в Киевской духовной академии рассматривается как специфическая характеристика развития отечественной библеистики
Реферат Педагогические условия обучения младших школьников элементам игры в баскетбол
Реферат 1. Орган, який надає послугу служба у справах дітей Хмельницької міської ради, 29000, м
Реферат Ідеальні цикли поршневих двигунів внутрішнього згоряння
Реферат Заселение юго-востока Белгородской области в XVIII веке
Реферат Порівняння роботи сили пружності із зміною кінетичної енергії тіла
Реферат Экологический туризм и его развитие в республике Башкортостан
Реферат The transition from selling to managing
Реферат Перспективные направления развития услуг санатория-профилактория Березки
Реферат Борьба с пережитками удельной эпохи при Иване III и Василии III и установление монархического абсолютизма
Реферат 16-17 мая специальная программа музеи, выставочные залы государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»
Реферат Александр Блок. Штрихи к творческому портрету. «Незнакомка» в художественном пространстве А. Блока. Воплощение принципов символизма в поэтике стихотворения. Трансформация творческого идеала художника
Реферат 1. Затвердити «Основні орієнтири виховання учнів 1-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів України», що додаються
Реферат Роль портретной и предметно-бытовой детали в создании образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"