Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Народ в лирике Некрасова

Народ в
лирике Некрасова

Внутри каждого
раздела сборника 1856 года стихи располагались в продуманной
последовательности. В поэму о народе и его грядущих судьбах превращался у
Некрасова весь первый раздел сборника. Открывалась эта поэма стихотворением
"В дороге", а завершалась "Школьником". Стихи перекликались
друг с другом. Их объединял образ проселочной дороги, разговоры барина в первом
стихотворении - с ямщиком, в последнем - с крестьянским мальчуганом.

Мы сочувствуем
недоверию ямщика к господам, действительно погубившим его несчастную жену
Грушу. Но сочувствие это сталкивается с глубоким невежеством ямщика: он с
недоверием относится к просвещению и в нем видит пустую господскую причуду:

На какой-то
патрет все глядит

Да читает
какую-то книжку...

Иногда страх
меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она
и сынишку:

Учит грамоте,
моет, стрижет...

И вот в
заключение раздела снова тянется дорога - "небо, ельник и песок".
Внешне она так же невесела и неприветлива, как и в первом стихотворении. Но в
народном сознании совершается между тем благотворный переворот:

Вижу я в
котомке книжку.

Так, учиться ты
идешь...

Знаю: батька на
сынишку

Издержал
последний грош.

Тянется дорога,
и на наших глазах изменяется, светлеет крестьянская Русь, устремляясь к знанию,
к университету. Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова не
только бытовой, но и условный, метафорический смысл: он усиливает ощущение
перемены в духовном мире крестьянина.

Некрасов-поэт
очень чуток к тем изменениям, которые совершаются в народной среде. В его
стихах крестьянская жизнь изображается по-новому, не как у предшественников и
современников. На избранный Некрасовым сюжет существовало много стихов, в
которых мчались удалые тройки, звенели колокольчики под дугой, звучали песни
ямщиков. В начале своего стихотворения "В дороге" Некрасов именно об
этом и напоминает читателю:

Скучно!
Скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони
чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли,
приятель, запой

Про рекрутский
набор и разлуку...

Но сразу же,
круто, решительно, он обрывает обычный и привычный в русской поэзии ход. Что
поражает нас в этом стихотворении? Конечно же, речь ямщика, начисто лишенная
привычных народно-песенных интонаций. Кажется, будто голая проза бесцеремонно
ворвалась в стихи: говор ямщика коряв и груб, насыщен диалектизмами. Какие
новые возможности открывает перед Некрасовым-поэтом такой
"приземленный" подход к изображению человека из народа?

Заметим: в
народных песнях речь, как правило, идет об "удалом ямщике", о
"добром молодце" или "красной девице". Все, что с ними
случается,

приложимо ко
многим людям из народной среды. Песня воспроизводит события и характеры
общенационального значения и звучания. Некрасова же интересует другое: как
народные радости или невзгоды проявляются в судьбе именно этого, единственного
героя. Его привлекает в первую очередь личность крестьянина. Общее в
крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное, неповторимое. Позднее
в одном из стихотворений поэт радостно приветствует деревенских друзей:

Все-то знакомый
народ,

Что ни мужик,
то приятель.

Так ведь и
случается в его поэзии, что ни мужик, то неповторимая личность, единственный в
своем роде характер.

Пожалуй, никто
из современников Некрасова не дерзал так близко, вплотную сойтись с мужиком на
страницах поэтического произведения. Лишь он смог тогда не только писать о
народе, но и "говорить народом", впуская крестьян, нищих, мастеровых
с их разным восприятием мира, разным языком в свои стихи. И такая поэтическая
дерзость Некрасову дорого стоила: она явилась источником глубокого драматизма
его поэзии. Драматизм этот возникал не только потому, что было мучительно
трудно извлекать поэзию из такой жизненной прозы, в которую до Некрасова никто
из поэтов не проникал, но еще и потому, что такое приближение поэта к народному
сознанию разрушало многие иллюзии, которыми жили его современники. Подвергалась
поэтическому анализу, испытывалась на прочность та "почва", в
незыблемость которой по-разному, но с одинаковой бескомпромиссностью верили люди
разных направлений и партий. Чернышевский и Добролюбов укрепляли свою веру в
крестьянскую социалистическую революцию, идеализируя общинный уклад народной
жизни, связывая с ним социалистические инстинкты в характере русского мужика.
Толстой и Достоевский верили в незыблемость иных, патриархально-христианских
начал народной нравственности. Не потому ли народ в их больших романах -
целостное единство, мир, от которого неотделимы ни "круглый" Платон
Каратаев, ни цельная Сонечка Мармеладова.

Для Некрасова народ
тоже был "почвой" и "основой" национального

существования.
Но там, где его современники останавливались, поэт шел дальше, отдавался
анализу и открывал в народе такое, что заставляло его мучиться и страдать:

Что друзья?
Наши силы неровные,

Я ни в чем середины
не знал,

Что обходят
они, хладнокровные,

Я на все
безрассудно дерзал...

Его вера в
народ подвергалась гораздо большим искушениям, чем вера Толстого и
Достоевского, с одной стороны, или Добролюбова и Чернышевского - с другой. Но
зато и народная жизнь на страницах его поэтических произведений оказалась более
многоцветной и разноликой, а способы ее поэтического воспроизведения - более
многообразными. В первом разделе поэтического сборника 1856 года определились
не только пути движения и роста народного самосознания, но и формы изображения
народной жизни. Стихотворение "В дороге" - это начальный этап: здесь
лирическое "я" Некрасова еще в значительной степени отстранено от
сознания ямщика. Голос ямщика предоставлен самому себе, голос автора - тоже. Но
по мере того как в народной жизни открывается поэту высокое нравственное
содержание, преодолевается лирическая разобщенность. Прислушаемся, как звучат
те же голоса в стихотворении "Школьник":

- Ну, пошел же,
ради Бога!

Небо, ельник и
песок -

Невеселая
дорога...

Эй! садись ко
мне, дружок!

Чьи мы слышим
слова? Русского интеллигента, дворянина, едущего по невеселому нашему проселку,
или ямщика-крестьянина, понукающего усталых лошадей? По-видимому, и того и
другого, два эти голоса слились в один:

Знаю: батька на
сынишку

Издержал
последний грош.

Так мог бы
сказать об отце школьника его деревенский сосед. Но говорит-то здесь Некрасов:
народные интонации, сам речевой склад народного языка принял он в свою душу.

О ком идет речь
в стихотворении "Несжатая полоса"? Как будто о больном

крестьянине.
Даже приметы осеннего пейзажа - "поля опустели" – схвачены здесь
глазами пахаря. И беда осмыслена с крестьянской точки зрения: жаль неубранной
полосы, несобранного урожая. По-крестьянски одушевляется и земля-кормилица:
"Кажется, шепчут колосья друг другу..." "Помирать собрался, а
рожь сей",- говорили в народе. И с наступлением смертного часа крестьянин
думал не о себе, а о земле, которая останется без него сиротою. Но читаешь
стихотворение и все более и более ощущаешь, что это очень личные, очень
лирические стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя. Так оно и было.
"Несжатую полосу" Некрасов писал тяжело больным, перед отъездом за
границу на лечение в 1855 году. Поэта одолевали грустные мысли; казалось, что
дни уже сочтены, что в Россию он может не вернуться. И тут мужественное
отношение народа к бедам и несчастьям помогало Некрасову выстоять перед ударом
судьбы, сохранить духовные силы. Образ "несжатой полосы", как и образ
"дороги" в предыдущих стихах, обретает у Некрасова переносный,
метафорический смысл: это и крестьянская нива, но и "нива"
поэтического труда, тяга к которому у больного поэта сильнее смерти, как
сильнее смерти любовь хлебороба к труду на земле, к трудовой ниве.

В свое время
Достоевский в речи о Пушкине говорил о "всемирной отзывчивости"
русского национального поэта, умевшего чувствовать чужое как свое, проникаться
духом иных национальных культур. Некрасов многое от Пушкина унаследовал. Муза
его удивительно прислушлива к народному миропониманию, к разным, подчас очень
далеким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта
проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Создание баннеров с помощью программы Adobe PhotoShop 7.0
Реферат Ремонт с\х техники
Реферат Bats Essay Research Paper BatsPrepared ByC48th Grade010597Contents1
Реферат 28. 04. 2010 Пресс-центр Минэнерго России провел круглый стол «Действия пресс-службы при чрезвычайных ситуациях, для предотвращения чс и при ликвидации последствий чс»
Реферат Объединительный процесс в сердце Европы: создание единого Германского государства
Реферат School Violence Essay Research Paper On April
Реферат Возникновение новых наук на стыке дисциплин
Реферат 1. Общие указания
Реферат Hamlet Foreshadowing Essay Research Paper An example
Реферат Анализ экономического потенциала туристской фирмы
Реферат Сучасна екологічна криза: причини її виникнення та шляхи подолання
Реферат Анализ финансового состояния ООО Веха-Регион
Реферат Артур Конан Дойл
Реферат Глобальный экологический кризис, его причины и проявления
Реферат Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах