Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Шумеро-вавилонская литература

Шумеро-вавилонская литература

До нас дошло сравнительно много произведений шумерской и
вавилонской литературы III и II тысячелетий до н. э. По своему содержанию она
так или иначе свя-зана с религией. Подавляющее число ее произведений являются
ре-лигиозными литургическими и магическими текстами. а те немногие
произведения, которые не были связаны с культом, обрабатывают религиозные темы,
главным образом мифологические. Произведений, которые связаны с иной тематикой,
можно указать лишь единицы.

Мифология официальной религии выросла из народной мифологии,
которая является одним из важнейших элементов народного устного творчества или
фольклора. Поэтому в произведениях шумеро-вавилонской литературы мы встречаем
целый ряд фольклорных эле-ментов. Особенно отчетливо они выступают в
многочисленных мифах о происхождении мира, людей, земледелия и оседлой жизни в
форме самых простых и бесхитростных народных сказаний, похожих на лю-бые
народные сказки аналогичного содержания.

Вавилонские поэты, использовав подобные древнешумерские
ска-зания, создали высокохудожественные произведения литературы. Од-ним из
наиболее ярких произведений такого рода является знамени-тая поэма,
называвшаяся по первым своим словам «Когда наверху». В основу содержания поэмы
был положен шумерский миф о сотворении мира, в котором героем и творцом был
Энлиль; но вавилонские жре-цы заменили его Мардуком.

Самым высоким достижением вавилонской художественной
литера-туры в области обработки мифологических сюжетов является большая
эпическая поэма о Гильгамеше, Древнейшие памятники, рассказываю-щие о подвигах
героя Гильгамеша. были составлены на шумерском языке; позднее они были
переработаны и переосмыслены вавилонски-ми писателями, повидимому,
принадлежавшими к жреческой среде. Так возник вавилонский эпос о Гильгамеше,
написанный на двена-дцати больших таблицах, и каждая таблица является как бы
отдель-ной главой поэмы. По своему замыслу и по своим художественным
достоинствам она может быть отнесена к числу лучших произведений мировой
литературы.

Поэма о Гильгамеше не принадлежит к числу памятников
литур-гической литературы. Она не связана ни с определенным мифом, ни с
определенным обрядовым ритуалом. Автор ее только использовал в качестве
материалов ряд народных сказаний и мифов для создания произведения на свою
собственную тему — на тему о жизни и смер-ти.

Эта проблема издавна занимала мысль шумеро-вавилонского
об-щества. Существовали мифы и сказания, старавшиеся объяснить, по-чему боги
бессмертны, а люди смертны. До нас дошло одно из таких сказаний, в котором
причиной смертного удела людей выставляется неразумие первого человека — Адапы.
Адапа был сыном и любимцем бога Эа, который дал ему великую мудрость. но не дал
вечной жиз-ни. Случилось так, что один раз Адапа имел возможность получить
бессмертие, но по своему неразумию сам отказался от этого. Он был призван на
суд к богу Ану за то, что, разбил крылья у Южного Ветра. Эа предупредил Адапу,
что ему будут давать пищу смерти и воду смерти, но чтобы он не вкушал их. На
суде за Адапу вступи-лись другие боги, Ану смягчился и сказал, чтобы Адапе дали
пищу жизни и воду жизни; но Адапа отказался от них. Удивленный Ану спросил
Адапу, почему он не ел и не пил. Адапа ответил: «Эа, господин мой, сказал мне:
не ешь и не пей». Тогда Ану приказал сбросить Адапу обратно на землю. Это
сказание, повидимому, со-ставленное жрецами, стремится примирить людей с их
смертным уде-лом и внушить им убеждение в бессилии их перед лицом богов.
Од-нако подобная попытка объяснения смертной участи людей не могла
удовлетворить мыслящих людей древневавилонского общества. Поэма о Гильгамеше
стати вновь эту проблему, но также не дает утеши-тельного ответа.

Герой поэмы Гильгамеш — легендарный царь Урука, одного из
древнейших городов Шумера. После смерти он был обоготворен, и в его честь в
Уруке был установлен регулярный культ. Поэма рисует Гнльгамеша в образе
богатыря-великана, красавца и мудреца; две части его были божеские и только одна
часть — человеческая. Вме-сте со своим другом и соратником Энкиду Гильгамеш
совершает ряд небывалых подвигов, прославивших его настолько, что сама богиня
Иштар стала добиваться его любви. Но Гильгамеш отверг ее. Раз-гневанная богиня
хотела убить Гильгамеша, .наслав на Урук небес-ного быка, который уничтожал
посевы, но Гильгамеш и Энкиду убили быка. Тогда по просьбе Иштар боги поразили
болезнью и смертью Энкиду. Удрученный смертью друга, Гильгамеш сам устрашился:

Гильгамеш об Энкиду. друге своем,

Плачет горько и мечется по полю:

«Не умру ль и я, как Энкиду?

Горе вошло в мое сердце,

Смерти страшусь я и мечусь, я по полю».

Гильгамеш решает проникнуть в тайну жизни и смерти. Из
древ-них сказаний он узнал, что были люди, которые не умерли, которым боги дали
бессмертие —Ут-Напиштим и его жена. Гильгамеш предпри-нимает далекое и опасное
путешествие в страну богов, чтобы найти там Ут-Напиштима и узнать от него, как
он получил бессмертие. После долгих скитаний Гильгамеш преодолел все
смертоносные пре-пятствия, которые встретились ему на пути, и добрался до
берега небесного моря. Там остановила его волшебница и, узнав о цели его
путешествия, сказала, что оно безнадежно, что он не найдет бессмертия, ибо оно
только .для богов. Волшебница посоветовала ему вернуться и наслаждаться жизнью.
Но эта мораль, очевидно, широко распространенная среди рабовладельческой
верхушки вави-лонского общества, не удовлетворила Гильгамеша. Он пошел дальше,
добрался до Ут-Напиштима, но не получил от него утешительного ответа.
Ут-Напиштим рассказал Гильгамешу, что когда царствовал он в Шуруппаке, боги
разгневались на людей и наслали на землю всемирный потоп. Все люди погибли;
спасся только сам Ут-Напиштим с женой и семьей, так как он был любимцем бога
Эа, который пре-дупредил его о грозящей катастрофе и научил его построить
ко-рабль и заранее войти в него. Когда кончился потоп, боги взяли Ут-Напиштима
и жену его к себе и дали им бессмертие. В заключе-ние Ут-Напиштим сказал
Гильгамешу: «А тебя кто из богов введет в сонм бессмертных?» Не нашлось такого
бога. Хотел Гильгамеш по совету Ут-Напиштима побороть смерть разными
магическими способа-ми, но и это не удалось ему. Обессиленный и пораженный
отчаяни-ем, возвращается Гильгамеш на родину и вызывает из страны мерт-вых
Энкиду, чтобы узнать «закон земли» — безрадостную участь мертвых в царстве
Нергала и Эрешкигаль. Конец поэмы утрачен. По-видимому, Гильгамеш умирает.
Поэма, естественно, не разрешает проблемы жизни и смерти, но значение поэмы
заключается в том, что в ней мы встречаем первые проблески критики религии.
Гильга-меш пытается бороться с богами, спорить с ними, может даже вре-менно
одолевать их, и боги вынуждены этот бунт терпеть. Поэма о Гнльгамеше оказала
большое влияние на литературу других древних народов.

Из произведений нравоучительной литературы очень интересен
«Разговор господина с рабом», в котором отразилось разложение верхушки
рабовладельческого общества.

Господин вел жизнь, руководясь правилом: «наслаждайся жиз-нью,
пока ты живешь на земле». В книце концов он во всем разоча-ровался — ему
надоела и воина, и охота, и любовь, ему надоело строить дома, замышлять
заговоры. Человек разочаровался и в бо-гах и пришел к выводу, что ни жертвами,
ни магическими действия-ми нельзя приучить бога «ходить за человеком подобно
собаке». Остается одно — «сломать шею и броситься в реку».

Были у вавилонян сборники нравоучительных изречений и пра-вил;
один из них, несомненно, относится в своей основе к древне-вавилонской эпохе. В
этом сборнике красной нитью проходит страх перед внутренними заговорами и волнениями
и проповедуется мораль классового мира и добровольного подчинения
эксплуататорам, обра-щенная, очевидно, к общинникам. Наставления завершаются
весьма выразительным советом молиться богам: «Жертва умножает жизнь, а молитва
искупает грех».

К числу произведений светской литературы надо отнести
неко-торые царские надписи исторического содержания, дошедшие к нам от III и
первой четверти II тысячелетия. Эти надписи, приближаю-щиеся по своему
содержанию к сказаниям, в художественной форме повествуют об исторических
событиях того времени. Такой характер носит большая надпись Урукагины, в
которой он описывает тяжкое положение населения Лагаша при своем вступлении на
престол и рассказывает о своих реформах. К таким надписям относится над-пись
лагашского патеси Эаннатума о его походе против правителя Уммы и одержанной им
победе.

При подготовке этой работы были использованы материалы сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отчёт и дневник ПО ПРАКТИКЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ
Реферат Учет и анализ состояния и эффективности использования основных средств в современных условиях
Реферат Сетевые проблемы в российских компьютерных журналах
Реферат Карьера глагола обустроить: от нефтянки до геополитики
Реферат Взаимодействие бета частиц с веществом
Реферат Dragons Essay Research Paper DragonsIntroductionThe dragon long
Реферат Творчество военных ансамблей в военно-патриотическом воспитании подростков
Реферат Административно правовой статус подразделений по делам несовершенн
Реферат Sightseeing tatarstan
Реферат Индивидуальная дезадаптация
Реферат Топики для сдачи экзаменов по английскому языку english
Реферат Вишневский В.В.
Реферат Трудовое правоотношение понятие, субъекты и содержание
Реферат Night Essay Research Paper The book Night 2
Реферат 11. 04. 2011 г. Международная конференция компаний Datamax-O'neil и Гексагон!