Реферат по предмету "Банковское дело"


Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 2

--PAGE_BREAK--

Органы местного самоуправления обычно обосновывают необходимость передачи им тех или иных государственных полномочий, возможность их надлежащего исполнения, указывают перечень объектов и объем финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий.  В соответствии с действующими региональными законами высший исполнительный орган государственной власти того или иного субъекта Российской Федерации обязан, как правило в месячный срок, рассмотреть поступившее предложение и в случае согласия с ним разработать проект регионального закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а в случае несогласия — сообщить об этом органам местного самоуправления с обоснованием невозможности или нецелесообразности наделения их отдельными государственными полномочиями. Законодательством субъектов Российской Федерации обычно предусматривается, что бы к каждому проекту закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации прилагалось финансово — экономическое обоснование необходимости наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (с указанием государственных органов, которые их выполняют) и финансово — экономическое обоснование, которое должно содержать указание на все ресурсы, требующиеся для выполнения государственных полномочий.

Ряд субъектов Российской Федерации предусматривают обязательное наличие заключения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на проект закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, без которого его рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не допускается.  Правом выступать с инициативой о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями обычно наделяются высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, по предложениям соответствующих исполнительных органов государственной власти субъекта, по согласованию с органами местного самоуправления, имеют право внести в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Представительные органы местного самоуправления, заинтересованные в наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вправе внести проект закона в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке законодательной инициативы или обратиться по этому вопросу в высший исполнительный орган государственной власти субъекта. При этом при внесении проекта регионального закона о наделении органов местного самоуправления конкретными государственными полномочиями, как правило, представляются:

1) пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации;

2) проекты региональных законов, подлежащих принятию в связи с принятием закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

3) финансово — экономическое обоснование наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

Проект регионального закона о наделении органов местного самоуправления отдельными конкретными государственными полномочиями обычно вносится в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации не позднее срока внесения проекта закона о региональном бюджете на соответствующий финансовый год.

На практике высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает постановление, определяющее конкретные исполнительные органы субъекта, осуществляющие методическое руководство и контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Передача государственных полномочий органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований должна осуществляться с учетом федерального законодательства о закрытых административно-территориальных образованиях.
По — разному регулируется субъектами Российской Федерации круг государственных полномочий, которые могут быть переданы органам местного самоуправления.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показал, что достаточно часто передаются органам местного самоуправления государственные полномочия субъекта Российской Федерации в области:

ведения записи актов гражданского состояния;

совершения нотариальных действий;

ведения воинского учета;

участия в организации гражданской обороны;

регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ведения статистического учета;

архитектурно — строительного контроля и надзора;

управления жилищным фондом;

ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;

ведения земельного кадастра;

обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

использования лесов;

лицензирования образовательной деятельности;

создания и функционирования службы медико-социальной экспертизы;

архивного дела;

осуществления контроля за соблюдением карантинных правил;

реализации государственной  молодежной политики;

государственного управления охраной труда;

осуществления мер социальной защиты;

установления дополнительных льгот по уплате госпошлины;

присвоения звания «Ветеран труда»;

регулирования тарифов (цен);

лицензирования розничной продажи алкогольной продукции.

Органы местного самоуправления могут быть также наделены полномочиями по участию в определении режима деятельности предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, в том числе государственной, некоторыми правоохранительными полномочиями, другими полномочиями.
Многие субъекты Российской Федерации указывают в своих законах о невозможности передачи органам местного самоуправления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочий лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, отнесенными к их исключительному ведению конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Указывают, что исполнение переданных государственных полномочий органами местного самоуправления не должно создавать препятствий при решении органами местного самоуправления вопросов местного значения.  В ряде регионов в настоящее время приняты законы о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации. Они регулируют механизм принятия соответствующего законодательного решения, порядок передачи органам местного самоуправления материально-финансовых средств, необходимых для исполнения переданных полномочий, порядок осуществления государственного контроля за исполнением указанных полномочий и взаимодействия государственных и муниципальных органов, гарантии учета интересов муниципальных образований при передаче отдельных государственных полномочий и т.д.  Как правило, такие законы субъектов Российской Федерации устанавливают определенные условия осуществления процесса передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Например, соответствующий закон Республики Саха (Якутия) установил, что каждый региональный закон, наделяющий органы местного самоуправления конкретными государственными полномочиями должен содержать:

— полное и исчерпывающее определение отдельных государственных полномочий субъекта, передаваемых органам местного самоуправления;

— определение части муниципальных образований или перечень муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями субъекта;

— временной период, на который органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями;

— дату начала осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий субъекта;

— перечень и сроки передачи материальных средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления ими отдельных государственных полномочий;
— нормативы расчета или порядок определения расходов финансовых средств, ежегодно необходимых органам местного самоуправления для осуществления ими отдельных государственных полномочий;

— объем и сроки поступления финансовых средств, ежегодно необходимых органам местного самоуправления для осуществления ими отдельных государственных полномочий;

— порядок передачи органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления ими отдельных государственных полномочий;

— сроки поступления финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления ими передаваемых государственных полномочий субъекта;

— размер или порядок определения пени, исчисляемой за задержку поступления финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления ими отдельных государственных полномочий;

— перечень и сроки проведения подготовительных мероприятий и мероприятий методического обеспечения, необходимых для организации и осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий субъекта, обеспечения их необходимыми финансовыми и материальными средствами;

— перечень подлежащих отмене или изменению нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), на основании которых ранее осуществлялись данные государственные полномочия;

— порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта в период окончания срока их действия, если указанные полномочия имели ограниченный срок действия;

— указание на органы государственной власти Республики Саха (Якутия), которые будут осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти Республики Саха (Якутия), и порядок осуществления такого контроля;

— последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти Республики Саха (Якутия);

— другие положения, необходимые для регулирования порядка передачи органами государственной власти Республики Саха (Якутия) отдельных государственных полномочий, а также для осуществления органами местного самоуправления указанных полномочий. Согласно закону Республики Саха (Якутия) может быть предусмотрен переходный период для передачи отдельных государственных полномочий от одних органов местного самоуправления другим.

Действующие в настоящее время законы субъектов Российской Федерации разрабатывались на основе действующего Федерального закона. А это значит, что они: во-первых, до 1 января 2006 года могут применяться лишь в части не противоречащей положениям главы «Переходные положения» Федерального закона; во-вторых, до 1 ноября 2005 года должны быть приведены в соответствие с новым Федеральным законом, а до этого могут действовать только в части не противоречащей новому Федеральному закону. Особенности правового регулирования вопросов, связанных с установлением порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вытекающие из нового Федерального закона

Новый Федеральный закон устанавливает четкие критерии того, что должны содержать федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, которыми органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями. Исходя из его требований каждый закон субъекта Российской Федерации, регулирующий данный вопрос, должен содержать:

1) вид или наименования муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации;
2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении соответствующих полномочий;
3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты;
4)  перечень или порядок определения перечня подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления передаваемых полномочий;
5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных полномочий;
6) порядок осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации контроля за осуществлением переданных полномочий и наименование контрольных органов;
7) условия и порядок прекращения исполнения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что согласно новому Федеральному закону государство в лице органов государственной власти обязано обеспечивать государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления (статья 3), перечисленные выше требования к содержанию законов субъектов Российской Федерации не должны менять конституционный статус органов местного самоуправления, вводить нормы, которые могут привести  к административной подчиненности органов местного самоуправления от органов государственной власти.
Вместе с тем федеральный законодатель наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по регулированию прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации. Представляется, что, воспользовавшись этими полномочиями, субъекты Российской Федерации своими законами вправе урегулировать и иные требования, необходимые для реализации передаваемых отдельных государственных полномочий. Это собственно уже и сделано многими из них.
Такими дополнительными требованиями, например, могут быть некоторые из критериев, перечисленных в перечне Республики Саха (Якутия), а также: критерии качества и эффективности исполнения органами местного самоуправления переданных им полномочий; порядок передачи и хранения документов единого государственного образца, в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, связанными с выдачей физическим или юридическим лицам документов единого государственного образца; иные требования.
Новый Федеральный закон более четко, чем действующий очертил круг передаваемых полномочий. Если, например, ранее не было ясности в том, какие именно вопросы в области здравоохранения или образования должны исполняться органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а какие органами местного самоуправления, и из — за этого разгорались серьезные споры и столкновения интересов, то теперь в новом Федеральном законе они решены.
Так к вопросам местного значения муниципального района и городского округа в вопросах здравоохранения отнесены организация оказания на своей территории скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), стационарной и амбулаторной первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. В области образования — организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования  и общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Отдельные государственные полномочия субъекта Российской Федерации, которыми наделены органы местного самоуправления, не следует путать с вопросами, которые органы местного самоуправления муниципальных образований вправе решать самостоятельно.
Согласно новому Федеральному закону (ст.ст. 14-16) органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Делать это они могут только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
Вместе с тем, эти вопросы  могут быть признаны органами государственной власти государственными полномочиями и приняты к собственному исполнению или соответствующим законом ими (или их частью) могут быть наделены органы местного самоуправления.
4. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Согласно сложившейся практике порядок исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они наделены, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального образования. В таких актах обычно предусматривается:
перечень и сроки исполнения государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления данного муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;
перечень мероприятий по подготовке и организации их осуществления;
полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования по исполнению соответствующих  государственных полномочий;
порядок использования материальных и финансовых средств, переданных органам местного самоуправления муниципального образования для использования по целевому назначению в целях осуществления государственных полномочий;
порядок осуществления представительным органом местного самоуправления контроля за исполнением отдельных государственных полномочий;
основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования за неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих государственных полномочий;
другие положения, необходимые для исполнения соответствующих полномочий.
Согласно действующему законодательству органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
В случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных переданных государственных полномочий субъекта.
Особенности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, вытекающие из нового Федерального закона
В соответствии с новым Федеральным законом по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Признанное в судебном порядке несоответствие законов субъектов Российской Федерации, по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации требованиям, нового Федерального закона, является основанием для отказа от их исполнения.
Как уже говорилось выше, отдельные государственные полномочия субъектов Российской Федерации, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, в силу Федерального закона осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Вопрос о наделении городского поселения статусом городского округа Федеральным законом, в принципе, отнесен к компетенции субъекта Российской Федерации при соблюдении двух условий. Первое — городское поселение может быть наделено статусом городского при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и исполнения ими отдельных переданных государственных полномочий. Второе условие – это наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения и возможности исполнения ими отдельных переданных государственных полномочий.
Вместе с тем и сам новый Федеральный закон прямо наделяет отдельные городские поселения статусом городского округа. В силу Федерального закона с 1 января 2006 года статусом городского округа, будут обладать:
города-наукограды;
закрытые административно-территориальные образования;
городские поселения, являющиеся муниципальными образованиями на день опубликования Федерального закона, предметы ведения которых на 30 апреля 2003 года не разграничены в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального Закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (при условии, если законом субъекта Российской Федерации до 1 февраля 2005 года не установлено иное).
Таким образом, вопрос о субъектах местного самоуправления, органы которых будут наделяться после 01. 01. 2006 г. отдельными городскими полномочиями, субъектам Российской Федерации предстоит решить до 01. 02. 2005 г.
5. О принципах передачи материальных ресурсов    продолжение
--PAGE_BREAK--
Материальные ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, передаются для использования по целевому назначению.
Передача материальных ресурсов должна осуществляться в порядке и сроки, установленные законом, которым органы местного самоуправления наделены соответствующими государственными полномочиями.
Материальные ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, могут передаваться в муниципальную собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление органов местного самоуправления.
Материальные ресурсы, в том числе здания, сооружения, технические средства и иные основные средства, используемые исключительно для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления на неограниченный срок, безвозмездно передаются в собственность соответствующих муниципальных образований по состоянию на дату вступления в силу закона, которым органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями.
Материальные ресурсы, используемые для осуществления отдельных государственных полномочий частично, безвозмездно предоставляются в хозяйственное ведение, оперативное управление или пользование органам местного самоуправления (в части, используемой для осуществления отдельных государственных полномочий).
Органы государственной власти, предоставившие указанные материальные ресурсы, обязаны в соответствии с установленными нормативами осуществлять эксплуатационное обслуживание, ремонт, замену и обновление основных средств, предоставленных органам местного самоуправления, или обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми для этой цели финансовыми средствами.
Материальные ресурсы, предназначенные для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления на ограниченный срок, передаются, как правило, в оперативное управление органам местного самоуправления на соответствующий срок.
Передача материальных ресурсов осуществляется в порядке, установленном законом, которым органы местного самоуправления наделены соответствующими отдельными государственными полномочиями. При этом материальные ресурсы, переданные в муниципальную собственность, не могут быть проданы, сданы в аренду, приватизированы или использованы не по целевому назначению без согласования с органом государственной власти, уполномоченным осуществлять контроль за исполнением соответствующих государственных полномочий.
Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом, которым они наделены отдельными государственными полномочиями, создавать муниципальные учреждения для осуществления указанных полномочий и передавать им материальные ресурсы, предназначенные для осуществления соответствующих полномочий, в хозяйственное ведение, оперативное управление или пользование.
Передача материальных ресурсов для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, осуществляется в сроки, обеспечивающие исполнение органами местного самоуправления указанных полномочий начиная с установленной законом даты.
При прекращении исполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны возвратить неиспользованные материальные ресурсы, в том числе здания, сооружения, технические средства, а также иные основные средства, переданные им для осуществления указанных полномочий.
Перечень и процедура передачи собственности субъекта Российской Федерации, предназначенной для обеспечения исполнения органами местного самоуправления каждого из передаваемых государственных полномочий, определяется законом субъекта о наделении органов местного самоуправления этими государственными полномочиями или в порядке, устанавливаемом указанным законом.
На практике передача материальных ресурсы осуществляется, как правило, на основании договора, заключаемого после вступления в силу закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации с соответствующими органами местного самоуправления.
Имущество, переданное органам местного самоуправления для исполнения ими отдельных государственных полномочий, не должно использоваться для других целей.
Центральный исполнительный орган государственной власти субъекта, осуществляющий полномочия по управлению и распоряжению собственностью, ведет учет в отношении объектов, переданных органам местного самоуправления для исполнения отдельных государственных полномочий.
Для целей указанного учета в реестр собственности субъекта подлежат включению сведения об этих объектах.
Имущество, переданное органам местного самоуправления для исполнения отдельных государственных полномочий, должно отражаться пользователем этого имущества на отдельном балансе. Учет указанного имущества должен вестись отдельно от иного имущества.
Убытки, причиненные утратой или повреждением указанного имущества по вине пользователя, должны подлежать возмещению за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования с учетом рыночной стоимости этого имущества.
Особенности передачи материальных ресурсов, вытекающие из требований нового Федерального закона
В области регулирования вопросов передачи органам местного самоуправления материальных ресурсов для осуществления отдельных государственных полномочий новый Закон предусматривает несколько моментов. В  частности, зафиксировано положение о том, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий (в случаях, установленных федеральными и региональными законами). При этом органам местного самоуправления предоставлено право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
6. О финансовом обеспечении переданных государственных полномочий субъекта Российской Федерации
Конституция Российской Федерации (статья 132) установила одно обязательное условие, необходимое для передачи отдельных государственных полномочий – передача для их осуществления материальных и финансовых средств органам местного самоуправления. Вместе с тем, в условиях еще действующих межбюджетных отношений правовой механизм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, предполагающий полную и своевременную компенсацию органам местного самоуправления всех возникающих у них при этом расходов, оказывается трудно реализуемым на практике. Органы местного самоуправления не редко исполняют переданные им полномочия без какой-либо финансовой компенсации возникающих при этом расходов.
В сфере финансирования исполнения отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления к бюджетным полномочиям исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложена передача финансовых средств для исполнения отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, как правило, относятся:
разработка совместно с другими участниками бюджетного процесса нормативов для расчета материальных и (или) финансовых средств, необходимых для исполнения отдельных государственных полномочий;
передача средств из регионального бюджета органам местного самоуправления для исполнения отдельных государственных полномочий;
разработка форм и порядка представления органами местного самоуправления сводной отчетности об исполнении ими отдельных государственных полномочий;
организация контроля за целевым расходованием необходимых для исполнения отдельных государственных полномочий средств, поступивших в местные бюджеты из  бюджета субъекта Российской Федерации;
осуществление в установленных законодательством случаях блокировки соответствующих расходов регионального бюджета.
К бюджетным полномочиям органов местного самоуправления по финансированию отдельных государственных полномочий относятся:
право органов местного самоуправления получать средства из регионального бюджета, предназначенные для финансирования отдельных государственных полномочий, которыми они наделены;
утверждение на основании уведомления о бюджетных ассигнованиях из бюджета субъекта смет доходов и расходов бюджетных учреждений, финансирование которых осуществляется из местных бюджетов за счет переданных из регионального бюджета средств на исполнение отдельных государственных полномочий;
использование по целевому назначению финансовых средств, передаваемых из бюджета субъекта для исполнения отдельных государственных полномочий;
зачисление средств регионального бюджета, передаваемых органам местного самоуправления для исполнения отдельных государственных полномочий, на единый счет местного бюджета и учет их в едином плане счетов бюджетного учета;
предоставление исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия по составлению и исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, сводной отчетности об исполнении соответствующего местного бюджета по переданным средствам областного бюджета.
Особенности финансового обеспечения переданных государственных полномочий субъекта Российской Федерации, вытекающие из нового Федерального закона
Новый Федеральный закон в развитие конституционных предписаний содержит четкий механизм, регулирующий финансовые отношения сторон – органов местного самоуправления и органов государственной власти по данному вопросу. Предусматривается, что финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации.
 При этом, положения законов субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должны вводиться в действие ежегодно на очередной финансовый год законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта  при условии, если в нем предусматривается предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий на соответствующий финансовый год.
Общий объем субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.
Субвенции, предоставляемые местным бюджетам, формируются в составе бюджета субъекта Российской Федерации в форме самостоятельного регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет:
1) субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами;
2) иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Российской Федерации.
Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями данного субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В случае изменения в течение финансового года ожидаемых объемов расходов на исполнение отдельных государственных полномочий по сравнению с нормативами орган местного самоуправления должен иметь право направить обоснованные предложения исполнительному органу власти субъекта Российской Федерации о внесении изменений в соответствующий нормативный правовой акт субъекта в части уточнения соответствующего норматива.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомления с указанными документами и сведениями в случае отсутствия возможности их опубликования.
Формирование, распределение, перечисление и учет субвенций, предоставляемых из регионального фонда компенсаций, производится в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
 В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, полученные на обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также осуществляемые за счет них соответствующие расходы местных бюджетов.
Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Передача субсидий для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством в сроки, обеспечивающие исполнение органами местного самоуправления указанных полномочий.
В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществление расходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Осуществление расходов из местных бюджетов на финансирование полномочий, входящих в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не допускается за исключением случаев, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Новый Федеральный закон предоставил органам местного самоуправления право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, в том числе и полномочий субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
7. Порядок расчета финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления
Безусловно, стабильное планомерное исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации потребует четкого порядка расчета финансовых средств, необходимых для их осуществления. Представляется, что Порядок мог бы быть следующим.
Органы местного самоуправления ежегодно (возможно не позднее 1 июля), должны представлять уполномоченным органам государственной власти обоснование потребностей в финансовых средствах и расчет финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий в следующем финансовом году, в порядке, установленном законом, которым органы местного самоуправления наделены соответствующими государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.
Обоснование потребностей и расчет финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления ими отдельных государственных полномочий в следующем финансовом году, осуществляется путем применения единой методологии и социальных норм, установленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В состав указанных нормативов должны включаться, в частности, нормативы затрат финансовых средств на эксплуатацию, ремонт, амортизацию и обновление материальных средств, переданных органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий. Указанные расходы должны учитываться субъектом Российской Федерации при формировании бюджета на очередной финансовый год.
В случае если расходы на реализацию отдельных государственных полномочий в текущем году превысили размер переданных в местный бюджет финансовых средств, исчисленных исходя из действующих нормативов, органы местного самоуправления должны иметь право на получение компенсации дополнительных затрат. Для получения компенсации представительный орган местного самоуправления представляет уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации обоснование перерасхода финансовых средств и требование о возмещении дополнительных затрат на реализацию отдельных государственных полномочий. В случае неудовлетворения указанного требования спорный вопрос решается в судебном порядке.
Органы местного самоуправления должны также иметь право обращения в уполномоченный орган, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с предложением о внесении изменений в соответствующий закон в части уточнения конкретного норматива (нормативов).
Расходы государственного бюджета субъекта Федерации, предусмотренные на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти субъекта Российской Федерации, должны отражаться по разделам ведомственной структуры расходов и функциональной классификации расходов соответствующих бюджетов.
8. Порядок прекращения исполнения отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления
Действующий Федеральный закон не содержит норм, регулирующих порядок и основания прекращения исполнения отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, хотя такая ситуация возможна.
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти субъекта Российской Федерации, может быть прекращено:
в случае прекращения действия указанных полномочий;
их отзыва;
по истечении срока, если указанные полномочия имели ограниченный срок действия.
В случае неисполнения или невозможности исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные полномочия могут быть отозваны либо их осуществление прекращено.
Основанием для прекращения органами местного самоуправления осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти субъекта Российской Федерации, либо для отзыва их может быть:
взаимное соглашение представительного органа местного самоуправления и органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, о необходимости отзыва указанных полномочий;
заключение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, о неисполнении или ненадлежащем исполнении указанных полномочий, подтвержденное заключением суда. В этом случае органы местного самоуправления обязаны возместить органам государственной власти субъекта Российской Федерации, физическим и юридическим лицам финансовые и материальные потери, а также нести ответственность за моральный ущерб перед гражданами.
Прекращение действия отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо отзыв их, осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
В случае прекращения органами местного самоуправления осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти субъекта Российской Федерации:
представительный орган местного самоуправления издает нормативный правовой акт, определяющий порядок возврата неиспользованных финансовых и материальных средств, в том числе зданий, сооружений и иных материально-технических средств, переданных органам местного самоуправления в хозяйственное ведение или оперативное управление для осуществления ими указанных полномочий;
органы местного самоуправления в установленном порядке обеспечивают занятость и социальные гарантии должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих, исполнявших указанные полномочия.
В целях защиты интересов и законных прав населения муниципального образования с момента вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об отзыве отдельных государственных полномочий исполнительный орган субъекта Российской Федерации обязан поручить исполнение этих полномочий органу государственной власти субъекта, в чью компетенцию они входят.
Принятие закона субъекта Российской Федерации об отзыве отдельных государственных полномочий у органа местного самоуправления влечет за собой прекращение поступления финансовых средств, передаваемых для реализации указанных полномочий.
Порядок и сроки возврата финансовых и материальных средств, переданных органу местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об отзыве отдельных государственных полномочий и договором, заключаемым с соответствующим органом местного самоуправления.
Особенности, вытекающие из нового Федерального закона в части регулирования порядка прекращения исполнения отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления
Новый Федеральный закон установил требование, что каждый закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, должен содержать условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
9. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, органов государственной власти за обеспечение и реализацию указанных полномочий
Как известно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятому в соответствии с ним нормативному правовому акту представительного органа муниципального образования. Эти органы, в том числе, осуществляют контроль и за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.