Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Стихотворения Некрасова "В дороге"

АНАЛИЗ ОТРЫВКА СТИХОТВОРЕНИЯ НЕКРАСОВА (8 класс ср. шк.).

В дороге

"Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи -

Буду, братец, за все благодарен".

 

- Самому мне не весело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

На варгане играть и читать -

Всем дворянским манерам и шуткам.

Одевалась не то, что у нас

На селе сарафанницы наши,

А, примерно представить, в атлас;

Ела вдоволь и меду и каши.

Вил вальяжный имела такой,

Хоть бы барыне, слышь ты, природной,

И не то что наш брат крепостной,

Тоись, сватался к ней благородный

(Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Баит кучер, Иваныч Торопка),-

Да, знать, счастья ей бог не судил:

Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,

Да и в Питер... А справивши свадьбу,

Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,

Захворал и на Троицу в ночь

Отдал богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу...

Через месяц приехал зятек -

Перебрал по ревизии души

И с запашки ссадил на оброк,

А потом добрался и до Груши.

Знать, она согрубила ему

В чем-нибудь, али напросто тесно

Вместе жить показалось в дому,

Понимаешь-ста, нам неизвестно.

Воротил он ее на село -

Знай-де место свое ты, мужичка!

Взвыла девка - крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоручка!

            Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, - это жизнь и
страдания крестьян, простого народа. В этом произведении описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском доме, но была выдана замуж
за простого мужика.

            Стихотворение открывается обращением рассказчика. Это путник, барин, заговоривший с ямщиком,
чтобы скоротать время в дороге, что заявлено в заглавии.  Он предлагает мужику позабавить его песней,
рассказом, как это принято в пути. С одной стороны, это типичная ситуация, но скрытый подтекст в том, что барин хочет послушать ямщика только ради
развлечения, ему в действительности не интересует его судьба. А ямщик неожиданно начинает серьёзный рассказ, который не может оставить слушателя
безучастным.

            Следует обратить внимание на начальные слова стихотворения: "Скучно!
скучно!.." Это не только дорожная скука, но "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно", что
относится к рассказу ямщика и к жизни народа в целом.

            Монолог ямщика также начинается словами "Самому мне невесело". И далее мужик
рассказывает о судьбе своей жены. Эта девушка была воспитана в господском доме как компаньонка молодой барышни. В этой ситуации скрыт намёк на один из главных
конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги проиближены к господам, хорошо одеты ("Одевалась не то
что..."), перенимают их манеры ("Всем дворянским..."). Но при этом люди оторваны от земли, от своих корней, они игрушки в руках господ. Став
ненужными господам ("Не нужна..."), они уже не могут заниматься хозяйством, и терпят злобу и насмешки своих братьев-крестьян
("Белоручка...").

            Барин полностью распоряжается жизнью и бытом всех крепостных. Умер старый господин -
и новый переводит их с барщины ("с запашки") на оброк. Оброк (ежегодная выплата денежного налога) был более выгодной и прогресивной формой
хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Однако крестьянам, привыкшим к последней, было трудно сразу поменять тип ведения хозяйства,
и это тоже усложняло жизнь крепостных. Проблема оброка и барщины - один из самых острых вопросов того времени.

            Наконец, в центре проблематики личная судьба девушки и её мужа. Груша была игрушкой
своих гопод. Вероятно, она была незаконная дочь старого барина (об этом в тексте не говорится прямо, но положение Груши в доме можно объяснить только
так, исходя из реалий того времени. Кроме того, на это указывают слова "Отдал богу господскую душу, _сиротинкой_ оставивши Грушу"). После
смерти старого барина девушка терпит домогательства нового господина ("А потом..." и далее). И, наконец, её отсылают в деревню, где она ничего не
умеет делать, и помимо желания выдают замуж за мужика. Между супругами нет взаимопонимания, они чужие друг другу, у них разные интересы, разное
образование, разное воспитание. Прихоть помещика оборачивается поломаными судьбами двух людей, а по большому счёту, такие прихоти ломают судьбы миллионов
подневольных крестьян.

            Проблематика Некрасова продолжает проблематику Тургенева,  они оба принадлежали к литературному направлению натурализма. Оба
писателя обращаются к теме народной жизни, к актуальнейшим вопросам того времени. Однако в творчестве Некрасова больше трагизма, он подчёркивает остроту
проблемы, призывает всех обратить на неё внимание, потому что в этом - корень бед всей русской нации.

            Детали: множество деталей позволяют живо представить интерьер: барский дом, шитьё и
вязанье; на селе - девушки в сарафанах, типичные персонажи усадьбы - учитель и кучер и т.д.

            Стихотворение написано в форме "монолога в монологе". Композиция состоит из
обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль - повествование. Речь мужика изобилует простонародными элементами (порядок слов, вводные
элементы "слышь ты", "понимаешь-ста", слова "баит", "али", искажённое произношение "тоись" и др.). Это делает
речь красочной и реалистичной.

            Размер - трёхстопный анапест, он создаёт лиричное, напевное звучание под аккомпонемент
стука копыт; созвучное народной речи и контрастирующее с тематикой, или наоборот - народная песня-жалоба.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.