РЕДКОЕ ИЗДАНИЕ.
«Литература последних лет многими потоками своими стремится опять к
Лермонтову как к источнику», - писал А. Блок о современной ему литературе.
В библиотеке поэта имелось полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова в пяти
томах под редакцией Д.И. Абрамовича. Оно было интересно Блоку обширным
справочным аппаратом, где были приведены все основные, накопленные наукой
фактические сведения о Лермонтове. На страницах этого издания сохранились
многочисленные пометы Блока. Сделаны они в разное время, а более поздняя и
значительная их часть во время работы над изданием однотомника произведений
М.Ю. Лермонтова. Это издание вышло в 1921 году в издательстве З.И. Гржебина
(Берлин-Петербург).
Стихотворения этого издания составили четыре раздела. В первый Блок
поместил двадцать шесть стихотворений и две поэмы, повторив содержание
прижизненного сборника стихов, изданного самим Лермонтовым в 1840 году. В
следующем разделе- стихотворения 1836-1840 гг. и самые последние стихи.
В третью часть Блок поместил юношеские произведения 1828-1832 гг., а
за ними – эпиграммы, экспромты, маскарадные и альбомные стихи. В последней
части издания оказались поэмы, драма «Маскарад», роман «Герой нашего
времени» и отрывок неоконченной повести «У графа В???* был музыкальный
вечер».
За текстами лермонтовских произведений помещены комментарии Блока,
которые складывались в период подготовки издания и составитель обращался к
упомянутому пятитомнику сочинений Лермонтова. В нем не только черпал
литературоведческие и биографические факты, но и уточнял, исправляя ошибки,
допущенные составителем Д.И.Абрамовичем и полемизировал с ним.
Блока привлекали прежде всего лермонтовские строчки, которые
позволяли проникнуть в поэтический внутренний мир Лермонтова. В статье
«Педант о поэте» он писал: «Почвы для исследования Лермонтова нет –
биография нищенская. Остается «провидеть» Лермонтова. И один из путей
«провидения» для Блока – это исследование личности поэта по его
произведениям.
Для комментариев Блок использует письма Лермонтова, воспоминания
современников, мнения исследователей. Иногда они краткие и содержат
известные сведения. Но чаще составитель сообщает малоизвестные факты или
дает неожиданный комментарий. Так о стихотворении «Будь со мною, как прежде
бывала» Блок пишет: «К поэтической мысли о речах ничтожных по внешнему
смыслу и могущественным по внутреннему Лермонтов обращался нераз; через 10
лет, в стихотворении «Есть речи» 1840 года он дал ей бессмертие».
Часто Блок опирается на мнение философа, критика и литературоведа В.
Соловьева. В комментарии к стихотворению «Сон» он пишет, что Соловьев в нем
находит удивительное доказательство способности поэта ко «второму зрению» и
говорит, что «Лермонтов видел не только сон своего сна, но и тот сон,
который снился сну его сна – сновидение в кубе».
Избранные сочинения М.Ю. Лермонтова, изданные А.Блоком в 1921 году
являются уникальным изданием с точки зрения построения сборника и
комментариев к произведениям. Составитель сделал читателя своим
собеседником в разговоре о Лермонтове.
Рассказ о книге стихов М.Ю. Лермонтова, составленной А.Блоком,
сложился не случайно. На титульном листе издания, в верхнем левом углу
надпись: «Л.Семенов». Эта книга принадлежала литературоведу, историку,
археологу и педагогу Леониду Петровичу Семенову. Занимаясь
лермонтоведением, он собрал богатейшую коллекцию книг и различных
материалов, связанных с этой работой. В 1951 году ученый подарил собранные
книги Государственному музею-заповеднику М.Ю. Лермонтова, обогатив музейную
коллекцию редкими изданиями и этой книгой, выразившей глубокий интерес
Блока к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.
С.Н Буравова, ст.н/сотрудник Гос.
музея- заповедника М.Ю.
Лермонтова.