22.04.04 Болдырев Максим.
Поэты «серебряного века».
Рубеж веков – важная страница в жизни литературы, связанная с великими
именами. Был ещё жив Лев Толстой, действовали герои Чехова, но уже начали
свое существование различные литературные течения: символизм, акмеизм,
футуризм.
Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком» - веком
Пушкина и Тургенева. Поэты «серебряного века»: Бальмонт, Волошин, Брюсов,
Северянин, Анненский, Хлебников, Гумилев – создавали новую концепцию мира и
человека в этом мире. Их постоянно преследовала мысль, что не все
создаваемое человеком осознается и что есть области, недоступные
аналитическому проникновению разума.
Критерием познания символисты считали внутренний, духовный опыт.
Большое значение приобретало субъективное начало. Ценным и реальным
становилось то, что мимолетно, неуловимо, загадочно. «Мне мило отвлеченное:
им жизнь я создаю – я все уединенное, неявное люблю», - писала Зинаида
Гиппиус. Символистам был присущ культ формы, стремление к демонстрации
глубоких познаний в различных областях – от историко-географических до
философических и лингвистических. В стихотворении «Шорох» Валерий Брюсов
демонстративно подчеркивал форму, игнорируя содержание: «Шорох в глуши
камыша, шелест – шуршанье вершин, шум в свежей чаще лощин, шепот души
заглуша».
Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от многозначности и
текучести образов, уход от усложненной метафоричности к точному значению
слова. Гумилев объединил вокруг себя двадцать шесть поэтов и встал во главе
течения акмеизм, что означает «мужественный, твердый и ясный взгляд на
жизнь – цветущую пору». Николай Гумилев интересен умением преодолевать
преграды, доказывать себе и другим, что человек может достигнуть цели:
«Быстрокрылых ведут капитаны – открыватели новых земель, для кого не
страшны ураганы, кто изведал мальсремы и мель».
Ранняя Анна Ахматова отдала дань этому течению в поэзии: «Радостно и
ясно – завтра будет утро; эта жизнь прекрасна, сердце, будь же мудро».
Одним из ведущих участников движения футуристов был Хлебников – поэт-
экспериментатор, «Колумб новых поэтических материков», по определению
Маяковского.
Абсолютное неприятие быта определило характер жизни Хлебникова. Это
был странник в русской поэзии, но не простой, а зачарованный: стихотворение
«В лесу» (1913г.) показывает, как умел он придаваться восторгам от встречи
с цветами растениями. Среди шума и дрожи в первозданной природе возникает
монументальный гигант: «И только шум речной осоки, и только дрожь речного
злака, и кто-то бледный и высокий стоит, с дубравой одинаков». Вознесенный
Хлебниковым и возвеличенный поэтической гиперболой человек этот чем-то
родственен известному персонажу Кустодиева, созданному в 1919 году.
Поэзия начала ХХ века изумляет и удивляет своим многоцветием и
многоголосием.
В центр мира Бальмонт ставил солнце – «источник света и совести»,
источник жизни. Стихи его музыкальны, в них – журчание весенних ручьев,
искрящиеся солнечные блики, брызги и пенящееся море, одухотворенность,
грусть и светлая надежда.
Удивительны строки Андрея Белого: «Рыдай, буревая стихия, в столбах
громового огня! Россия, Россия, Россия, безумствуй, сжигая меня!»
Максимилиан Волошин поначалу привлекает мелодичностью, легкостью,
изяществом своих стихов, а затем – глубиной жизненной программы.
Вся Русь – костер. Неугасимый пламень
Из края в край, из века в век
Горит, ревет. И трескается камень,
И каждый факел – человек.
Главное в поэзии серебряного века – её причастность к великой и
трагической эпохе. В ощущениях поэтов звучит мотив их потерянности. «Один
среди враждебной рати», - писал Волошин.
И все же русский серебряный век незабываем и неповторим. Никогда: ни
до ни после – не было в России такой взволнованности художественного
осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе
времени.
Творчество поэтов серебряного века нельзя ограничить рамками какого-то
одного литературного направления. Глубина мысли, мастерство слова, умение
осмыслить жизнь духа, историко-литературная и общественно-гражданская
проблематика их произведений характеризуют их гораздо шире и глубже.
Свет творческих озарений поэтов серебряного века навсегда останется в
истории русской литературы.