«Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, - говорит Пьер. – Я решительно
не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать её. Она
обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про неё сказать».
Такой ответ услышала Марья Болконская, попросившая его рассказать о Наташе
Ростовой. Секрет обаяния этой героини Толстой показал через богатство её
натуры.
Общая любимица семьи, Наташа, переполненная к окружающим её людям
любовью, лаской и радостью, с первых страниц романа поселяется в душе
читателя. Сначала это «зелье-девка», «казак», потом «замечательно
хорошенькая девушка», в конце произведения не «просто человек», а «совсем
другое, высшее» (по мнению Пьера), примерная жена и мать, которая «до
крайности доводит свою любовь к мужу и детям».
Один из секретов очарования героини в том, что у неё есть свой мир,
который Толстой постепенно раскрывает нам.
Наташа – дворянка, аристократка. Однако, вращаясь в дворянской среде,
она всем существом своим близка к народу и его поэзии. Народная музыка,
песни и пляски захватывают её. В Михайловке она замирает, слушая, как
дядюшка исполняет на гитаре русскую песню «По улице мостовой». Страстное
желание сплясать подхватывает героиню. «Ну, ну, голубчик, дядюшка, -
…умоляющим голосом застонала Наташа».
Этот эпизод меня пленил больше всего. «Наташа сбросила с себя платок,
который был накинут на ней, забежала вперёд дядюшки и, подперши руки в
боки, сделала движенье плечами и стала».
Я вместе с Николаем и присутствующими там испугалась за героиню,
волнуясь, «что она не то сделает». «Она сделала то самое и так точно, что
Анисья Федоровна… прослезилась».
Пляску Наташи Толстой изображает как инстинктивное проникновение в
сокровенные тайны народной души, которое смогла осуществить эта
«графинечка», танцевавшая только салонные танцы с шалями и никогда не
плясавшая народные.
Больше всего меня, как и Анисью Федоровну, дядюшку, поражает, как
Наташа «умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в
тётке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Вместе с Толстым я не перестаю удивляться, «где, как, когда, всосала в
себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка,
воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти
приёмы, которые pas de chale давно должны были вытеснить? Но дух и приёмы
эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от
неё дядюшка».
В развитии характера Наташи играли роль не только семья, воспитание и
близкие ей люди, но и русские обычаи, традиции, нравы народной жизни, с
которыми был тесно связан быт Ростовых.
Музыкальная одарённость Наташи раскрылась в новом качестве в
Михайловке, где она всей душой наслаждалась чисто русским, деревенским
бытом, игрой и пением дядюшки, который «пел так, как поёт народ, с тем
полным и наивным убеждением, что в песне всё значение и заключается только
в словах, что напев – так только, для складу».
В образе Наташи Ростовой поэтизируются народные элементы, сохранившиеся
ещё кое-где в патриархальной дворянской среде.
Девушка непосредственна и стихийна, как сама природа. Ей в высшей
степени присуще чувство близости ко всему русскому, ко всему народному – и
к родной природе, и к простым русским людям, и к Москве, и к русской песне
и пляске.
Автор мастерски убеждает нас в том, что русское не прививается
искусственно, а впитывается с молоком матери.
Оттого и счастлива героиня, что почувствовала свою кровную близость с
народом. «А знаешь, - вдруг сказала она, - я знаю, что никогда уже я не
буду так счастлива, спокойна как теперь».
Читая эти страницы, мы любуемся Наташей Ростовой, как любуется ею
Толстой, показывая её глубокую, искреннюю, поэтическую, деятельную натуру.
Она обладает внутренним чутьём, влекущим её к тем, порой бессознательным,
самозабвенным поступкам, в которых раскрываются её душевные порывы,
обращённые к жизни, к людям, ей умение всегда угадывать, что и как нужно
сделать. Героиня несёт людям радость, потому что она верит в возможность
счастья. Глядя на Наташу, легче научиться быть человеком, любящим жизнь.