“Подруга дней моих суровых”
Лицей №1, 9 класс
Мой
реферат я назвала пушкинскими строками : “Подруга дней моих суровых “, так как речь
в нем пойдет о замечательных русских женщинах (нянях, бабушках) , которые стали
верными подругами, мудрыми наставницами, ангелами - хранителями своих
воспитанников .
Пожалуй
такого явления нет ни в одной зарубежной литературе: когда рядом с великим писателем,
поэтом часто оказывалась умудренная годами женщина, передающая ему весь свой жизненный
опыт, сердечную доброту.
Бабушкам
А.М. Горького из повести “Детство” - это единственный бескорыстно любивший в
его жизни человек Наталья Савина из трилогии Толстого - не просто верная слуга,
это член семьи. Безгранично любил сою няню Пушкин.
Эта
чудесная русская женина, чье имя Арина Радионовна - известна любому школьнику,
не была обучена грамоте. Ее руки были привычны к веретену, а не к перу. Это
была “старушка бедная “ с богатой душой, первая муза поэта”, наперсница
волшебной старины”.
О
ней Пушкин писал, вспоминая свои детские годы:
“...
В вечерней тишине
Являлась
ты веселою старушкой
И надомной сидела в тишине,
В больших очках и с резвою гремушкой
Ты
детскую качала колыбель, Мой юный слух напевами пленила
И
меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила “
У
Арины Радионовны была своя молодость. Она родилась 10 апреля 1758 года и была
крепостной сначала графа Ф.А. Апраксина , а затем потомков Абрама Петровича
Ганибала, прадеда великого поэта.
В
1781 году 23 - летняя Арина Радионовна вышла замуж за крепостного Федора
Матвеева. Они венчались в той же церкви, села Суйди Петербургской губернии, где
через 15 лет венчалась 20 - летняя Надежда Осиповна Ганибал с отцом поэта
Сергеем Львовичем Пушкиным.
В
1797 году у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через полтора года - Александр,
будущий поэт. Арину Радионовну взяли к ним няней, и всю свою жизнь она посвятила
Пушкиным.
В
1811 году вторая бабушка Пушкина , по линии матери , Мария Александровна
Ганибал , решила дать семье Арины Радионовны “вольную” , но она отказалась : -”
на что мне матушка вольная...”
Арина
Радионовна надолго расставалась с маленьким Пушкиным , когда его увезли в 1811
году в Петербург и определили в Царско - сельский лицей . Шесть лет она
находилась в дали от него.
Время
от времени они встречались , в короткий петербургский период жизни Пушкина, но
потом его сослали на юг , и няня не виделась с Александром в течении четырех
лет. Сблизили же их годы михайловской ссылки поэта.
В
Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике:
“Наша
ветхая лачужка ,
И
печальна и темна,”
-
писал он.
Еще
до этого, работая над “Русланом и Людмилой” , поэт вспоминал:
“Времен
минувших небылица,
В
часы досугов золотых ,
Под
шепот старины болтливой ,
Рукою
верной я писал...”
“Шепот
старины болтливой “,- так Пушкин, шутя называл нянины сказки и рассказы о
былом...
Пушкин
записал со слов няни семь сказок. Одна из ни х послужила поэту материалом для
“Сказки о царе Салтане”, другая - для “Сказки о попе и его работнике Балде”,
третья для ”Сказки о мертвой царевне”, четвертая для вступления к поэме “Руслан
и Людмила”.
Кроме
сказок Пушкин записал со слов няни четыре песни . Две из них “ О сыне Сеньке
Разине”.
“Родионовна
принадлежала к ... благороднейшим типам русского мира,- писал первый биограф
А.С. Пушкина П.В.Аненков. - Соединение добродушия и ворчливости , нежного
расположения к молодости с притворной строгостью , оставили в сердце Пушкина неизгладимое
впечатление. Он любил ее родственной , неизменной любовью и в годы возмужалости
и славы беседовал с нею по целым часам”.
С
Ариной Радионовной мы встречаемся и на страницах произведений поэта: она
прообраз Филиповны, няни Татьяны в “Евгении Онегине”, она же прообраз мамки
царевны Ксении в “Борисе Годунове”, мамки княгине в “Руслане”...
Арина
Радионовна была для поэта не только неиссякаемым источником рассказов о старине
, народных преданий и поверий , сказок и песен . Его интересовали и ее суждения
о написанном им . В “Евгении Онегине “ он говорил:
“Но
я плоды моих мечтаний
И
гармонических затей
Читаю
только старой няне,
Подруге
юности моей.”
Все
радости и печали своего питомца Арина Радионвна переживала вместе с ним. Когда
по приказу Николая I за ним приехал из Москвы фельдъегерь, няня провожая его
плакала навзрыд. Пушкин волнуясь о ее здоровье писал:
“Подруга
дней моих суровых,
Голубка
дряхлая моя!
Одна
в глуши лесов сосновых
Давно,
давно ты ждешь меня.
Ты
под окном своей светлицы
Горюешь,
будто на часах,
И
медлят поминутно спицы.
В
твоих наморщенных руках.
Глядишь
в забытые вороты
На
черный, отдаленный путь:
Тоска,
предчувствия, заботы
Теснят
твою всечасно грудь...”
В
последний раз Пушкин видел свою няню приехав в Михайловское в сентябре 1827
года. Она прожила после этого еще около года и 31 июля 1828 года скончалась. Со
смертью няни перевернулась еще одна страница в жизни Пушкина.
Пушкин
и друзья его с большой грустью восприняли смерть няни. Приехав в 1835 году в
Михайловское, Пушкин писал жене:” В Михайловском нашел я все по-старому, кроме
того, что нет уж в нем няни моей,..”
И
тогда же. в стихотворении “...Вновь я посетил” писал:
“
Вот спальный домик,
Где
жил я с бедной нянею моей.
Уже
старушки нет - уж за стеною
Не
слышу я шагов ее тяжелых,
Ни
кропотливого ее надзора!”
В
этом стихотворении слышится глубокая печаль Пушкина по поводу утраты няни, Вот
черновой набросок:
“Бывало
Ее
простые речи и советы,
И
полные любви, укоризны
Усталое
мне сердце ободряли
Отрадой
тихой...”
Не
сохранилось ,к сожалению, ни одного портрета Арины Радионовны, но в поэтических
произведениях Пушкина отражен живой образ его няни. В стихотворении “ Сват
Иван, как пить мы станем Арина Радионовна предстает перед нами , как живая:
“Мастерица
ведь была
И
откуда что брала?
А
куда разумны шутки
Приговорки,
прибаутки,
Небылицы
ми былины
Православной
старины...
Слушать,
так душе отрадно.
И
не пил бы и не ел,
Все
бы слушал и сидел.
Кто
придумал их так ладно?”
В
убогом сельском уединении няня была первым и самым верным другом поэта -
изгнанника и близким другом его друзей.
Таким
же другом стала для Алеши, из произведения А.М. Горького
”
Детство” ,его бабушка. Мы видим , что глаза у нее вспыхивают “ невыразимо
приятным светом”, что “ вся она - темная, но светится изнутри - через глаза -
неугасимым, веселым и теплым светом”, что “ слова ее напоминают “ласковые
цветы, а походка - движение ласкового зверя”.
Алешу
привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть
красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в
сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки
: Как хорошо все! Нет, вы гляньте, как хорошо - то все!” — Горький вспоминает
как “ крик ее сердца, лозунг всей ее жизни”.
Первое
впечатление на мальчика усиливается благодаря той высокой оценке, которую дает
автор - рассказчик бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование
отношения Алеши к миру:” Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу
моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру,
обогатила меня, насытив силой для трудной жизни”.
Поражает
контраст между внешними данными бабушки ( она сутула, почти горбата, очень
полная ) и ее действиями (она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя
руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами ).
Танец
бабушки, который она танцует в третьей главе, особый, Это скорее рассказ в
движениях, жестах. мимике о той сложной, многотрудной жизни, которую прожила
бабушка, о тех горестях и радостях, которые выпали на ее долю, а главное
рассказ о ней самой, о ее душе, полной неисчерпаемой любви к людям, к миру , о
душевной стойкости и светлом оптимизме, вере в лучшие стороны человеческой
личности. Вдохновение бабушки. ее молодой задор, чистая, прекрасная душа,
которая светится в каждой черточке,- все вызывает восторженное отношение
мальчика. он откровенно любуется ею. Она кажется ему стройной , высокой , и уже
нельзя было отвести глаз от нее- “ так буйно красива и мила становилась она в
эти минуты чудесного возвращения к юности “.
От
эпизода к эпизоду мы узнаем об удивительной человечности Акулины Ивановны, ее бескорыстной
любви к людям, самоотверженной помощи нуждающимся, тонко развитом чувстве
красоты.
Бабушка
очень самоотверженная и смелая ( вспомним эпизод во время пожара). Бабушка
ведет себя как настоящая героиня, и к ней вполне подойдут слова Некрасова о
русских женщинах:” Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”. На пожаре
Акулина Ивановна, единственная в семье не теряет самообладания. С первых же
минут бабушка словно преображается: исчезает привычная мягкость и уступчивость,
на смешу им приходят собранность и решительность . Она говорит строгим, крепким
голосом, дает четкие и нужные распоряжения, бросается в огонь чтобы
предотвратить взрыв и уберечь от гибели растерянных домочадцев. Бабушка просит
людей о помощи сердечно и рассудительно, безгранично верит в силу доброго
слова, поэтому смело бросается под ноги взвившемуся коню, встает перед ним
“крестом”, своим спокойствием и лаской воздействует на животное. Она заботится
о детях, о их безопасности.
И
после пожара, вся обожженная, бабушка прежде всего чувствует не свою, а чужую
боль. От нее не слышат ни одной жалобы, наоборот, она находит силы, чтобы
утешить и поддержать других.
Бабушка
не отчаивается разорению, а остается все такой же человеколюбивой, щедрой и
сострадательной. Алеша видел, как, обычно веселая и жизнерадостная, бабушка
плакала втихомолку, глядя на заработанные внуком пятаки. Всегда покорно
сносившая побои и издевательства деда, соответствовало представлениям того
времени о полной зависимости жены от мужа, хозяина, старшего в семье. бабушка
не склоняет головы перед трудностями жизни, наоборот, внушает Алеше веру в то,
что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями.
Корни
оптимизма Акулины Ивановны лежат в ее бескорыстной любви к миру, человеку, в ее
способности радоваться человеческим радостям и сострадать их горестям, в
постоянном ощущении счастья быть человеком.
Каждый
из нас нуждается в любви. И в жизни каждого из нас есть человек, самый близкий,
самый дорогой. Но его любовь и ласку мы часто воспринимает как должное, а не
как хрупкую награду. Эту тему затронули Лев Николаевич Толстой в своем описании
Натальи Савишны. Это ключница, бывшая Наташка, с воспоминанием о несложившейся
любви и с огромной нежностью в сердце. Всю эту нежность она отдала детям, не
своим, детям своих хозяев.
Всю
жизнь она провела рядом с ними, жила в их доме. И вот когда ей дают вольную,
кажется остается только радоваться, но Наталья Савишна воспринимает это как
оскорбление:”... должно быть я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора
гоните... что ж .я пойду!”
Но
все обошлось и Наталья Савишна еще долгие годы служила честно и исправно. Лев
Толстой по- прошествию многих лет с необычайной благодарностью и со стыдом.
С
благодарностью, потому что она всю себя отдавала счастью другой семьи, со стыдом,
потому что никто, никогда не спросил счастлива ли она, о такой ли жизни она
мечтала, потому что в счастливые годы юности он не понимал, какую любовь она
вкладывает в его сердце.
В
те далекие времена тяжелее всего приходилось женщине, которая обязательны была”
до гроба рабу покоряться”. Такое несправедливое , уродливое устройство жизни
выглядит в поэме Некрасова “ Мороз, красный нос” тем чудовищнее ,что Дарья -
одна из тех русских женщин, в которых соединились лучшие качества народа.
В
поэме описан “тип величавой славянки”, то есть прекрасный образ, в котором
соединились лучшие черты характера многих женщин. Она скромна и горда, ей
свойственно чувство человеческого достоинства. Но она не смотрит на людей
свысока:” ... всегда терпелива, ровна”. Дарья сильна в труде. Отношением к
труду меряет она и человека:” не жалок ей нищий убогий”, если в его убожестве
повинно безделье:” ...вольно ж без заботы гулять!” Но если нужно помочь
человеку, некрасовская героиня, не задумываясь, рискуя собой:
“В беде- не сробеет - спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!”
Душевная
прелесть русской женщины раскрывается и в том, как она умеет веселиться в
редкие минуты отдыха. Заметим, что смех ее назван” сердечным”, то есть идущим
от сердца, искренним и добрым.
Но
важные, светлые краски главы не должны заслонить важную деталь : ведь самое
большое, чего может добиться великая труженица,-” семейство не бьется в нужде”.
То
что Дарья отправилась за иконой - свидетельствует о ее любви к мужу и ее
отваге. Вьюжной ночью отправиться пешком в “ монастырь отдаленный” - для этого
нужна большая душевная сила. Некрасов не рисует переживания Дарьи, вернувшейся
из монастыря. но он так рассказал об этом, что мы ярко представляет себе
происходящее: Дарья чуть не бежала всю обратную дорогу, переполненная надеждой,
вот она отворила дверь в избу:
“Больной уж безгласен лежал,
Одетый,
как в гроб ,причащенный,
Увидел
жену простонал
И
умер...”
Трагическая
история, о которой рассказывает поэт, требовала простоты и сдержанности , да и самим
крестьянам свойственны были душевное мужество, выдержка, немногословие в
проявлении чувств. Сама Дарья “неугомонно и тихонько рыдала”:
“
Горда ты - ты плакать не хочешь,
Крепишься,
но холст гробовой
Слезами
невольно ты мочишь,
Сшивая
проворной иглой.”
Поэт
показывает страшную, непоправимую беду, которая обрушилась на крестьянскую
семью. Он убедил нас в том, что это не случайность, а типичное явление в жизни
русского крестьянства. но поэт вместе с тем раскрыл внутренний мир таких
замечательных , таких прекрасных, мужественных и сильных людей .
Дарья
- из этого крестьянского русского мира, где с детства привыкают к труду и видят
в нем главное дело жизни, где не умеют много говорить о чувствах, но чувствуют
глубоко и сильно, где суровая сдержанность сочетается с редким, но зато
искренним и добрым весельем, где вся жизнь учит мужеству, терпению, стойкости.
Сон,
который видит Дарья . замерзая, - сон счастливый, прекрасный. В нем отразилось,
лучшее, что было в ее жизни, - радость труда, любовь и согласие в семье, мечты
о будущем. Последнее, что видит Дарья ,умирая, - родные лица мужа, сына,
дочери, воз с золотыми снопами - обещание сытости и достатка: последнее, что
она слышит,- счастливая, “ утоляющая сердце” песня, которую можно услышать
только в самом светлом сне:
“
В ней кроткая ласка участья,
Обеты
любви без конца...
Улыбка
довольства и счастья
У
Дарьи не сходит с лица.”
Героиня
Некрасова как бы “ уходит в сказку”.
Некрасов
воспел красоту своей героини, ее духовное богатство, он и в смерти показал ее
прекрасной, но жизненная правда, не позволила ему изобразить благополучие там,
где надо было пробудить сочувствие, тревогу, гнев.
Песня,
которую слышит Дарья в своем сне - это печаль не угрюмая, не безнадежная, но
светлая, согретая мечтой о народном счастье.
Жизненному
оптимизму, стойкости перед испытаниями и невзгодами, необыкновенному милосердию
и искренности сумели научить эти женщины своих воспитанников.
Мы
благодарны им за бесценный дар, что преподнесли они русскому читателю. К ним
всем можно отнести строки из стихотворения Языкова:
“
Ты не умрешь в воспоминаньях
О
светлой юности моей
И
в поучительных преданьях
Про
жизнь поэтов наших дней.
.
. . . . . . . .
И
вот тебе поминовенье -
На гроб твой свежие цветы!
Я
отыщу тот крест смиренный,
Под
коим, меж чужих гробов,
Твой
прах улегся, изнуренный
Трудом
и бременем годов.
Пред
ним печальной головою
Склонюся:
много вспомню я -
И
умиленною мечтою
Душа
разнежится моя!”